Saint Ludger | |
---|---|
Сен-Людгер из иллюминированной рукописи | |
Апостол Саксонии | |
Родившийся | 742 г. н.э. Зуилен близ Утрехта, Нидерланды |
Умер | 26 марта 809 г. Биллербек, округ Кесфельд, регион Мюнстер, Германия |
Почитается в | Римско-католическая церковь Восточная православная церковь |
Праздник | 26 марта |
Атрибуты | Епископ держит собор ; декламирует его Требник ; с лебедем по бокам |
Покровительство | Гронинген, Нидерланды, Девентер, Нидерланды ; Восточная Фризия ; епархия Мюнстера, Германия ; Верден, Германия |
Святой Людгер ( лат. Ludgerus ; также Людигер или Людгер) (родился в Цуилене близ Утрехта около 742 года; умер 26 марта 809 года в Биллербеке ) был миссионером среди фризов и саксов, основателем Верденского аббатства и первым епископом Мюнстера в Вестфалии. Его называли «Апостолом Саксонии».
Родители святого Люджера, Тиадгрим и Лиафбург, были богатыми христианскими фризами благородного происхождения. В 753 Ludger увидел великий апостол Германии, Санкт - Бонифаций, который, вместе с последующим мученичеством святого, сделал на него глубокое впечатление. По его собственной просьбе он был отправлен в Утрехтскую соборную школу ( Martinsstift), основанную святым Григорием Утрехтским в 756 или 757 годах, и добился хороших результатов. В 767 году Григорий, который сам не желал получать епископскую хиротонию, послал Алубера, приехавшего из Англии, чтобы помочь ему в его миссионерской работе, в Йорк для хиротонии епископа. Людгер сопровождал его, чтобы он был рукоположен в диаконы (как он и был должным образом был назначен Этельбертом Йоркским ) и учился у Алкуина, но через год он вернулся в Утрехт. Некоторое время спустя ему была предоставлена возможность продолжить учебу в Йорке, когда он подружился с Алкуином, который длился всю жизнь.
В 772 г. между англосаксами и фризами возникли трения, и Людгер - ради личной безопасности - уехал домой, взяв с собой ряд ценных книг. Он оставался в Мартинстифте до смерти Григория в 775 году, в честь которого он написал биографию Вита Грегори. Затем он был отправлен в Девентере восстановить часовню разрушенного языческого саксов и найти реликвии из Санкт - Лебуин из Фризии, который работал там в качестве миссионера, построил часовню, и умер там в с. 775. Людгер добился успеха и вернулся преподавать в Мартинстифт, после чего он и другие были отправлены на север, чтобы разрушить языческие культовые сооружения к западу от Лауэрс-Зее.
После того, как Людгер был рукоположен в Кельне 7 июля 777 года, ему были переданы миссии в Остергау (или Острача, т. Е. Восточная Фризия ), центром которых стал Доккум, место мученичества святого Бонифация. Однако каждую осень он возвращался в Утрехт, чтобы преподавать в соборной школе. Он работал таким образом около семи лет, пока Видукинд в 784 году не убедил фризов изгнать миссионеров, сжечь церкви и вернуться к языческим богам.
Людгер исцеляет фризского певца Бернлефа от слепоты (статуя в Лохеме, Гелдерланд, Нидерланды).Людгер бежал со своими учениками и в 785 году посетил Рим, где был хорошо принят папой Адрианом I, который дал ему много советов и особые способности. Из Рима он отправился в Монте-Кассино, где жил по правилу святого Бенедикта, но не связывал себя клятвами. Известие о подчинении Видукинда и прибытии Карла Великого в Монте-Кассино в 787 году положило конец мирному уединению святого Люджера. Он был назначен миссионером в пяти районах к востоку от реки Лауэрс, в устьях рек Хунзе, Фивел и Эмс, которые все еще были почти полностью заняты язычниками. Он начал свою работу, вооружившись характерной энергией и верой в Бога, и имел значительное преимущество в том, что знал язык и привычки людей и использовал эти знания для их обращения.
Он работал во многих местах: давно затонувший под водой остров Бант упоминается как место его апостольской деятельности. Он посетил Гельголанд ( Fossitesland), где проповедовал Святой Виллиброрд, где он уничтожил остатки язычества и построил христианскую церковь. Колодец, ранее священный для языческих богов, он заново посвятил ему купель для крещения. По возвращении он встретил слепого барда Бернлефа, последнего из фризских скальдов, вылечил его слепоту и сделал его набожным христианином.
В 793 году Карл Великий хотел сделать Люджера епископом Трира, но он отказался, заявив, что готов предпринять евангелизацию саксов. Карл Великий принял предложение, и северо-западная Саксония была добавлена к миссионерскому полю Люджера. Монастырь аббатства Святого Люджера в Хельмштедте был основан в рамках его миссионерской деятельности в этой части Германии. Для покрытия необходимых расходов ему был предоставлен доход аббатства Лёз в нынешней бельгийской провинции Эно, и ему было велено выбирать своих товарищей из числа членов этого аббатства.
Поскольку Мимигернафорд (также Мимигардефорд или Майнингарвард) был назначен центром нового района, Людгер построил там монастырь для постоянных каноников, от которого город получил название Мюнстер. Здесь он жил со своими монахами в соответствии с правилом святого Хродеганга из Меца, которое в 789 году стало обязательным на франкских территориях. Он также построил часовню на левом берегу реки Аа в честь Пресвятой Богородицы, а также церкви Биллербека, Кесфельда, Херсфельда, Ноттульна и других. Рядом с церковью Ноттульна он построил дом для своей сестры Гербургис, которая посвятила себя Богу. Вскоре к ней присоединились многие другие женщины, и так возник первый женский монастырь в Вестфалии (ок. 803 г.). Однако более известным среди его фондов является аббатство в Вердене, основанное (после неудачной попытки создать религиозный дом в Вичмонде на реке Эрфт ) в ок. 800 и освящен в 804 году на земле, которую сам Людгер приобрел во исполнение своего желания, сформированного после его пребывания в Монте-Кассино, основать бенедиктинский дом.
Алкуин рекомендовал его Карлу Великому, у которого Хильдебольд, архиепископ Кельна, посвятил Люджера в епископа Мюнстера 30 марта 805 года. Главной заботой Люджера было иметь хорошее и эффективное духовенство. В значительной степени он лично обучал своих учеников и обычно брал некоторых из них в свои миссионерские поездки. Он также основал монастырь Гельмстад, впоследствии названный Людгер-Клостер, или монастырь Людгера, в герцогстве Брауншвейг.
О нем говорили, что его мирные методы были гораздо более эффективными в продвижении христианства, чем агрессивная тактика Карла Великого. При жизни его критиковали за то, что он тратил деньги на милостыню, которая должна была пойти на украшение его церквей. Он пострадал от этого, но смог убедить Карла Великого, что это не вина.
В Страстное воскресенье 809 года Людгер услышал мессу в Кусфельде рано утром и проповедовал, затем отправился в Биллербек, где в 9:00 он снова проповедовал и отслужил свою последнюю мессу. В тот вечер он мирно скончался в компании своих последователей в возраст шестидесяти шести лет.
Между Мюнстером и Верденом возник спор из-за обладания его телом. К его брату Хильдегриму обратились, и после консультации с императором он принял решение в пользу Вердена, где до сих пор остаются реликвии. Однако с тех пор порции были доставлены в Мюнстер и Биллербек.
Последовательные Vitae, начиная с серьезной современной биографической работы Альтфрида и переходя через Vita Secunda и Vita Tertia к Libellus Monasteriensis de miraculis sancti Liudgeri ( Маленькая книга Мюнстера о чудесах святого Люджера) ок. 1170, демонстрируют рост легенды. Похоже, что обетная практика в Мюнстере была сосредоточена на очень большом и сложном кресте, содержащем несколько мощей святого. Похоже, что культ остался в основном местным и в значительной степени исчез в позднем средневековье. Он является покровителем Вердена, Восточной Фризии и Девентера.
Св. Люджера изображают либо в виде епископа, держащего церковь и книгу, либо стоящего между двумя гусями (иногда их называют лебедями). Его праздник отмечается 26 марта.
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). « Санкт-Людгер ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Эта статья включает некоторую информацию из немецкой Википедии (в основном на немецком языке):