Святой Ниниан | |
---|---|
Святой Ниниан как заступник («Ora pro nobis, Sancte Ниниана »). Портрет донора в Часовой книге Богородицы и Святого Ниниана, 15 век | |
Апостол южных пиктов | |
Умер | 432 г. н.э. |
Почитается в | Католицизм. Восточное православие. Англиканская община |
Главный храм | Приорат Уитхорн |
Праздник | 16 сентября |
Атрибуты | Епископальная церковь, Колокол Святого Ниниана |
Ниниан - христианский святой, впервые упомянутый в VIII веке как один из первых миссионеров среди пиктов народов современной Шотландии. По этой причине он известен как Апостол южных пиктов, и в тех частях Шотландии с пиктским наследием, в Шотландской низменности и в части Северной Англии с наследием Нортумбрии. В Шотландии Ниниан также известен как Ринган, а в Северной Англии - как Триннский .
Главная святыня Ниниана находилась в Whithorn в Galloway, где он связан с Candida Casa (латинское для 'Белый дом'). О его учении ничего не известно, и нет неоспоримых источников информации о его жизни.
Природа личности Ниниана неясна, и историки идентифицировали имя «Ниниан» с другими историческими фигурами. Популярная гипотеза, предложенная Томасом Оуэном Клэнси, исследователем и профессором кельтских исследований, утверждает, что Ниниана можно отождествить с тремя другими историческими фигурами: святым Финнианом из Мовилля, святым Финнианом из Клонарда и святым Финбарром из Корка.. Языковые различия на территориях, связанных с каждым святым, свидетельствуют о том, что ниниан, сохранившийся в литературных традициях, произошел от этого человека. В этой статье обсуждаются особенности и происхождение того, что стало известно как «традиционные» рассказы святого Ниниана.
Южные пикты, для которых Ниниан считается апостолом, это пикты к югу от гор, известных как гора, которые пересекают Шотландию к северу от заливов Клайд и Форт. То, что они когда-то были христианами, известно из упоминания о них в V веке Святым Патриком в его Письме Коротику, где он называет их «отступниками пиктами». Патрик не мог иметь в виду северных пиктов, которые были обращены святым Колумбой в 6 веке, потому что они еще не были христианами, и поэтому их нельзя было назвать «отступниками». Нортумбрия учредила епископство среди южных пиктов в Аберкорне в 681 году при епископе Трумвине. Эти усилия были прекращены вскоре после того, как пикты победили нортумбрийцев в битве при Дун-Нехтайне в 685 году.
Христианство процветало в Галлоуэе в 6 веке. К тому времени, когда Беде написал в 731 году, нортумбрийцы поддерживали непрерывные отношения с Галлоуэем в течение столетия или дольше, начиная с нортумбрийского предшественника государства Бернисия. Полный характер отношений неизвестен. Также в это время Нортумбрия создавала епископства в своей сфере влияния, подчиняясь нортумбрийскому архиепископу Йоркскому. Одно такое епископство было основано в Whithorn в 731 году, и рассказ Беде служит подтверждением легитимности нового нортумбрийского епископства. Бернийское имя hwit ærn - это древнеанглийское для латинского Candida casa, или «белый дом» в современном английском языке, и оно сохранилось как современное название Whithorn <238.>Пока нет неоспоримой связи исторической записи с человеком, которым был Ниниан Беде. Однако маловероятность того, что авторитетный историк Беде изобрел Ниниана без каких-либо исторических свидетельств, в сочетании с возросшими знаниями о ранних святых Ирландии и раннехристианских связях Уитхорна, привела к серьезным научным усилиям по поиску основы Беды. Джеймс Хенторн Тодд в своей публикации 1855 года Leabhar Imuinn (Книга гимнов древней церкви Ирландии) предположил, что это был Финниан из Мовилля, и эта точка зрения получила признание тяга среди современных ученых.
Самое раннее упоминание о Ниниане из Уизхорна находится в коротком отрывке из Церковной истории английского народа, написанном Нортумбрийский монах Беда в ок. 731. Поэма 9 века Miracula Nyniae Episcopi описывает некоторые приписываемые ему чудеса. Житие святого Ниниана (Vita Sancti Niniani) было написано около 1160 года Эйлредом из Риво, а в 1639 году Джеймс Ашер обсуждает Ниниана в своей книге «Brittanicarum Ecclesiarum Antiquitates». Это источники информации о Ниниане из Уиторна, и все они содержат, казалось бы, безобидные личные подробности его жизни. Тем не менее, нет неоспоримых исторических свидетельств, подтверждающих какую-либо из их историй, и все источники имели политические и религиозные интересы, которые были поддержаны их рассказами о святом Ниниане (обсуждаются ниже).
Согласно легенде, Ниниан был британцем, который учился в Риме, и что он основал епископскую кафедру в Candida Casa в Уитхорн, что он назвал престол в честь Святого Мартина Турского, что он обратил южных пиктов в христианство, и что он похоронен в Whithorn. Варианты этой истории добавляют, что он действительно встречался со Святым Мартином, что его отец был христианским королем, и что он был похоронен в каменном саркофаге рядом с алтарем его церкви. Дальнейшие варианты утверждают, что он уехал в Ирландию и умер там в 432 году. Даты его рождения взяты из традиционного упоминания святого Мартина, который умер в 397.
Беде говорит, что Ниниан (имя которого он произносит только в аблативном падеже Ниния) был британцем, получившим наставления в Риме ; что он построил свою церковь из камня, что было необычно для бриттов; что его епископский престол был назван в честь святого Мартина Турского ; что он проповедовал и обращал южных пиктов ; что его база находилась в местечке под названием «Ад-Кандидам Казам», которое находится в провинции бернийцев ; и что он был похоронен там вместе со многими другими святыми.
Святой Эйлред (или Аэлред) из книги 1845 года.Информация Беде минимальна, и он не утверждает ее как факт, утверждая только, что он проходит мимо по «традиционной» информации. Он дает первую историческую ссылку на святого Ниниана в отрывочной ссылке, содержащейся в последней части одного абзаца.
Оставляя в стороне рассказы о чудесах, в Vita Sancti Niniani Аэлред включает следующую случайную информацию о Святом Ниниан: что его отец был христианским королем; что он был посвящен в епископа в Риме и что он встретил святого Мартина в Туре; что святой Мартин по его просьбе отправил с собой масонов в обратный путь; что эти каменщики построили каменную церковь, расположенную на берегу, и что, узнав о смерти святого Мартина, Ниниан посвятил церковь ему; что некий богатый и могущественный «царь Тудуваллус» был обращен им; что он умер после обращения пиктов и вернулся домой, будучи похороненным в каменном саркофаге возле алтаря своей церкви; и что он однажды путешествовал со своим братом по имени "Плебия".
Элред сказал, что помимо информации о Ниниане в Беде, он взял много дополнительной информации для своей Жизни Сан-Ниниана из источника, написанного на «варварском языке»; нет никакой дополнительной информации об этом тексте. Элред написал свою жизнь св. Ниниана где-то после того, как провел десять лет при шотландском дворе и, таким образом, имел тесные связи как с шотландской королевской семьей, так и с Фергусом Галлоуэйским (который воскресил епископство Галлоуэй ), каждый из которых был бы рад иметь рукопись с таким ярким описанием гальвийского и шотландского святого. Его работа - это то, что Томас Хеффернан называет «священной биографией», вероятно, предназначенной для политически амбициозной аудитории.
Ашер писал, что Ниниан уехал из Candida Casa в Клуайн-Конер в Ирландию и в конце концов умер в Ирландии; что его мать была испанской принцессой; что его отец желал вернуть его после того, как согласился на его обучение для церковного государства; что колокол сходит с небес, чтобы созвать его учеников; что им была воздвигнута деревянная церковь с балками, поставленными оленями; и что строителем церкви был арфист без опыта в архитектуре. Он добавляет, что кузнец и его сын, которых звали соответственно Терна и Вин, стали свидетелями чуда Ниниана и что святому были дарованы земли, которые будут называться Виттерна.
Кроме того, Скин приписывает «традиционную» дату смерти Ниниана (16 сентября 432 г.), в конечном счете, «Жизни Ниниана» Ашера, отмечая, что эта дата «не подтверждена».
Вклад Ашера часто пренебрегается, поскольку он оба изобретал вымышленные истории и неправильно цитировал законные рукописи в своих собственных целях. Тем не менее, у него был доступ к подлинным рукописям, и он внес свой вклад в некоторые версии традиционных историй.
Другие, писавшие о Святом Ниниане, использовали рассказы Беды, Эльреда или Ашера или использовали их производные в сочетании с информацией из различных рукописей. Сюда входят Джон Кэпгрейв (1393–1464), Джон Тинмаутский (ок. 1366 г.), Джон Колган (ум. Ок. 1657) и многие другие, вплоть до наших дней.
Анонимно написанное житие 8-го века Miracula Nynie Episcopi (Чудеса епископа Ниниана) не считается неисторическим описанием, и его копии мало сохранились.
Посвящение святому Ниниану - это выражение уважения к приписываемым ему добрым делам, и подлинность рассказов о нем не имеет отношения к этому моменту. Почти все посвящения восходят к средневековью, после того как Элред написал свой отчет.
Посвящения встречаются на землях древних пиктов в Шотландии, по всей Шотландии к югу от Фертса Клайд и Форт, в Оркнейские острова и Шетландские острова, а также в некоторых частях северной Англии. Церковь святых Ниниана и Тридуаны, Эдинбург - это римско-католическая церковь, посвященная Ниниану.
Посвящения на острове Мэн относятся ко времени средневекового шотландского господства и не вдохновлены местным населением.
Есть посвящения святому Ниниану в Восточном Донеголе и Белфасте ; и место, ранее расположенное на берегу Белфастского озера, традиционно было известно как точка Святого Ниниана, куда, по общему мнению, высадился миссионер после путешествия из Шотландии. Эти связи отражают сильное наследие Ольстера и Шотландии в обоих районах Ольстера.
Есть также посвящения в других странах мира, где есть шотландское наследие, например, Новая Шотландия. Собор Святого Ниниана находится в Антигонише, Новая Шотландия.
Заметно отсутствие посвящений на Шотландском нагорье и островах.
. В Шотландии 16 сентября отмечается как праздник святого Ниниана.
В современную эпоху церковь святых Ниниана и Тридуана в Эдинбурге - это римско-католическая церковь, построенная в 1932 году и посвященная святому Ниниану.
Св. Мартина и Св. Ниниана - католическая церковь в Уитхорне, Вигтауншир, построенная в 1959–60 в епархии Галлоуэй. Архитектором был Гарри Стюарт. Гудхарт-Рендель, (1887–1859).
С. Пещера Ниниана, Глассертон, Вигтауншир - сэр Герберт Максвелл. 1885
Вход в пещеру Святого Ниниана
Вотивы у входа в пещеру Святого Ниниана
Клогринни, или Колокол Святого Ниниана
Бург Нэрн Печать, изображающая Святого Ниниана. Ниниан (1906).
Бург из Уизорна Печать с изображением Св. Ниниана (1906)
Католическая церковь Св. Мартина и Св. Ниниана в Уитхорне