Ниниан

редактировать
Епископ, миссионер и святой V века

Святой Ниниан
Ниниан из Уитхорна.jpg Святой Ниниан как заступник («Ora pro nobis, Sancte Ниниана »). Портрет донора в Часовой книге Богородицы и Святого Ниниана, 15 век
Апостол южных пиктов
Умер432 г. н.э.
Почитается вКатолицизм. Восточное православие. Англиканская община
Главный храм Приорат Уитхорн
Праздник 16 сентября
Атрибуты Епископальная церковь, Колокол Святого Ниниана

Ниниан - христианский святой, впервые упомянутый в VIII веке как один из первых миссионеров среди пиктов народов современной Шотландии. По этой причине он известен как Апостол южных пиктов, и в тех частях Шотландии с пиктским наследием, в Шотландской низменности и в части Северной Англии с наследием Нортумбрии. В Шотландии Ниниан также известен как Ринган, а в Северной Англии - как Триннский .

Главная святыня Ниниана находилась в Whithorn в Galloway, где он связан с Candida Casa (латинское для 'Белый дом'). О его учении ничего не известно, и нет неоспоримых источников информации о его жизни.

Природа личности Ниниана неясна, и историки идентифицировали имя «Ниниан» с другими историческими фигурами. Популярная гипотеза, предложенная Томасом Оуэном Клэнси, исследователем и профессором кельтских исследований, утверждает, что Ниниана можно отождествить с тремя другими историческими фигурами: святым Финнианом из Мовилля, святым Финнианом из Клонарда и святым Финбарром из Корка.. Языковые различия на территориях, связанных с каждым святым, свидетельствуют о том, что ниниан, сохранившийся в литературных традициях, произошел от этого человека. В этой статье обсуждаются особенности и происхождение того, что стало известно как «традиционные» рассказы святого Ниниана.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Традиционная история
    • 2.1 Беде (ок. 731)
    • 2.2 Аэлред (ок. 1160)
    • 2.3 Ашер (1639)
    • 2.4 Другие источники
  • 3 Посвящения св. Ниниану
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

История вопроса

Южные пикты, для которых Ниниан считается апостолом, это пикты к югу от гор, известных как гора, которые пересекают Шотландию к северу от заливов Клайд и Форт. То, что они когда-то были христианами, известно из упоминания о них в V веке Святым Патриком в его Письме Коротику, где он называет их «отступниками пиктами». Патрик не мог иметь в виду северных пиктов, которые были обращены святым Колумбой в 6 веке, потому что они еще не были христианами, и поэтому их нельзя было назвать «отступниками». Нортумбрия учредила епископство среди южных пиктов в Аберкорне в 681 году при епископе Трумвине. Эти усилия были прекращены вскоре после того, как пикты победили нортумбрийцев в битве при Дун-Нехтайне в 685 году.

Христианство процветало в Галлоуэе в 6 веке. К тому времени, когда Беде написал в 731 году, нортумбрийцы поддерживали непрерывные отношения с Галлоуэем в течение столетия или дольше, начиная с нортумбрийского предшественника государства Бернисия. Полный характер отношений неизвестен. Также в это время Нортумбрия создавала епископства в своей сфере влияния, подчиняясь нортумбрийскому архиепископу Йоркскому. Одно такое епископство было основано в Whithorn в 731 году, и рассказ Беде служит подтверждением легитимности нового нортумбрийского епископства. Бернийское имя hwit ærn - это древнеанглийское для латинского Candida casa, или «белый дом» в современном английском языке, и оно сохранилось как современное название Whithorn <238.>Пока нет неоспоримой связи исторической записи с человеком, которым был Ниниан Беде. Однако маловероятность того, что авторитетный историк Беде изобрел Ниниана без каких-либо исторических свидетельств, в сочетании с возросшими знаниями о ранних святых Ирландии и раннехристианских связях Уитхорна, привела к серьезным научным усилиям по поиску основы Беды. Джеймс Хенторн Тодд в своей публикации 1855 года Leabhar Imuinn (Книга гимнов древней церкви Ирландии) предположил, что это был Финниан из Мовилля, и эта точка зрения получила признание тяга среди современных ученых.

Традиционный рассказ

Самое раннее упоминание о Ниниане из Уизхорна находится в коротком отрывке из Церковной истории английского народа, написанном Нортумбрийский монах Беда в ок. 731. Поэма 9 века Miracula Nyniae Episcopi описывает некоторые приписываемые ему чудеса. Житие святого Ниниана (Vita Sancti Niniani) было написано около 1160 года Эйлредом из Риво, а в 1639 году Джеймс Ашер обсуждает Ниниана в своей книге «Brittanicarum Ecclesiarum Antiquitates». Это источники информации о Ниниане из Уиторна, и все они содержат, казалось бы, безобидные личные подробности его жизни. Тем не менее, нет неоспоримых исторических свидетельств, подтверждающих какую-либо из их историй, и все источники имели политические и религиозные интересы, которые были поддержаны их рассказами о святом Ниниане (обсуждаются ниже).

Согласно легенде, Ниниан был британцем, который учился в Риме, и что он основал епископскую кафедру в Candida Casa в Уитхорн, что он назвал престол в честь Святого Мартина Турского, что он обратил южных пиктов в христианство, и что он похоронен в Whithorn. Варианты этой истории добавляют, что он действительно встречался со Святым Мартином, что его отец был христианским королем, и что он был похоронен в каменном саркофаге рядом с алтарем его церкви. Дальнейшие варианты утверждают, что он уехал в Ирландию и умер там в 432 году. Даты его рождения взяты из традиционного упоминания святого Мартина, который умер в 397.

Беде (ок. 731)

Достопочтенный Беда переводит Иоанна Дж. Д. Пенроуз, ок. 1902.

Беде говорит, что Ниниан (имя которого он произносит только в аблативном падеже Ниния) был британцем, получившим наставления в Риме ; что он построил свою церковь из камня, что было необычно для бриттов; что его епископский престол был назван в честь святого Мартина Турского ; что он проповедовал и обращал южных пиктов ; что его база находилась в местечке под названием «Ад-Кандидам Казам», которое находится в провинции бернийцев ; и что он был похоронен там вместе со многими другими святыми.

Святой Эйлред (или Аэлред) из книги 1845 года.

Информация Беде минимальна, и он не утверждает ее как факт, утверждая только, что он проходит мимо по «традиционной» информации. Он дает первую историческую ссылку на святого Ниниана в отрывочной ссылке, содержащейся в последней части одного абзаца.

Аэлред (ок. 1160)

Оставляя в стороне рассказы о чудесах, в Vita Sancti Niniani Аэлред включает следующую случайную информацию о Святом Ниниан: что его отец был христианским королем; что он был посвящен в епископа в Риме и что он встретил святого Мартина в Туре; что святой Мартин по его просьбе отправил с собой масонов в обратный путь; что эти каменщики построили каменную церковь, расположенную на берегу, и что, узнав о смерти святого Мартина, Ниниан посвятил церковь ему; что некий богатый и могущественный «царь Тудуваллус» был обращен им; что он умер после обращения пиктов и вернулся домой, будучи похороненным в каменном саркофаге возле алтаря своей церкви; и что он однажды путешествовал со своим братом по имени "Плебия".

Элред сказал, что помимо информации о Ниниане в Беде, он взял много дополнительной информации для своей Жизни Сан-Ниниана из источника, написанного на «варварском языке»; нет никакой дополнительной информации об этом тексте. Элред написал свою жизнь св. Ниниана где-то после того, как провел десять лет при шотландском дворе и, таким образом, имел тесные связи как с шотландской королевской семьей, так и с Фергусом Галлоуэйским (который воскресил епископство Галлоуэй ), каждый из которых был бы рад иметь рукопись с таким ярким описанием гальвийского и шотландского святого. Его работа - это то, что Томас Хеффернан называет «священной биографией», вероятно, предназначенной для политически амбициозной аудитории.

Ашер (1639)

Джеймс Ашер, архиепископ Армы, примас всей Ирландии.

Ашер писал, что Ниниан уехал из Candida Casa в Клуайн-Конер в Ирландию и в конце концов умер в Ирландии; что его мать была испанской принцессой; что его отец желал вернуть его после того, как согласился на его обучение для церковного государства; что колокол сходит с небес, чтобы созвать его учеников; что им была воздвигнута деревянная церковь с балками, поставленными оленями; и что строителем церкви был арфист без опыта в архитектуре. Он добавляет, что кузнец и его сын, которых звали соответственно Терна и Вин, стали свидетелями чуда Ниниана и что святому были дарованы земли, которые будут называться Виттерна.

Кроме того, Скин приписывает «традиционную» дату смерти Ниниана (16 сентября 432 г.), в конечном счете, «Жизни Ниниана» Ашера, отмечая, что эта дата «не подтверждена».

Вклад Ашера часто пренебрегается, поскольку он оба изобретал вымышленные истории и неправильно цитировал законные рукописи в своих собственных целях. Тем не менее, у него был доступ к подлинным рукописям, и он внес свой вклад в некоторые версии традиционных историй.

Другие источники

Другие, писавшие о Святом Ниниане, использовали рассказы Беды, Эльреда или Ашера или использовали их производные в сочетании с информацией из различных рукописей. Сюда входят Джон Кэпгрейв (1393–1464), Джон Тинмаутский (ок. 1366 г.), Джон Колган (ум. Ок. 1657) и многие другие, вплоть до наших дней.

Анонимно написанное житие 8-го века Miracula Nynie Episcopi (Чудеса епископа Ниниана) не считается неисторическим описанием, и его копии мало сохранились.

Посвящения святому Ниниану

Посвящение святому Ниниану (Англия, Шотландия, остров Мэн).

Посвящение святому Ниниану - это выражение уважения к приписываемым ему добрым делам, и подлинность рассказов о нем не имеет отношения к этому моменту. Почти все посвящения восходят к средневековью, после того как Элред написал свой отчет.

Посвящения встречаются на землях древних пиктов в Шотландии, по всей Шотландии к югу от Фертса Клайд и Форт, в Оркнейские острова и Шетландские острова, а также в некоторых частях северной Англии. Церковь святых Ниниана и Тридуаны, Эдинбург - это римско-католическая церковь, посвященная Ниниану.

Посвящения на острове Мэн относятся ко времени средневекового шотландского господства и не вдохновлены местным населением.

Есть посвящения святому Ниниану в Восточном Донеголе и Белфасте ; и место, ранее расположенное на берегу Белфастского озера, традиционно было известно как точка Святого Ниниана, куда, по общему мнению, высадился миссионер после путешествия из Шотландии. Эти связи отражают сильное наследие Ольстера и Шотландии в обоих районах Ольстера.

Есть также посвящения в других странах мира, где есть шотландское наследие, например, Новая Шотландия. Собор Святого Ниниана находится в Антигонише, Новая Шотландия.

Заметно отсутствие посвящений на Шотландском нагорье и островах.

. В Шотландии 16 сентября отмечается как праздник святого Ниниана.

В современную эпоху церковь святых Ниниана и Тридуана в Эдинбурге - это римско-католическая церковь, построенная в 1932 году и посвященная святому Ниниану.

Св. Мартина и Св. Ниниана - католическая церковь в Уитхорне, Вигтауншир, построенная в 1959–60 в епархии Галлоуэй. Архитектором был Гарри Стюарт. Гудхарт-Рендель, (1887–1859).

Галерея

См. Также

  • Портал Святых

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

  • СМИ, относящиеся к святому Ниниану на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-31 10:17:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте