Аэлред из Риволкса

редактировать

Святой Аэлред из Риволкса
De Speculo Caritatis.jpeg
Аббат
Родился1110. Хексхэм, Нортумберленд, Англия
Умер12 января 1167 (в возрасте 56–57 лет). Риволкс, Йоркшир, Англия
Отдыхает поместитедом капитула Риволкса рядом с Уильямом, первым настоятелем
, почитаемый вРимско-католической церкви;. Англиканская община
Майор святыня Аббатство Риво, Йоркшир, Англия. (разрушено)
Пир 12 января
Атрибуты Аббат с книгой
Покровительство камень мочевого пузыря страдальцы

Аэлред из Риво (лат. : Aelredus Riaevallensis); также Эйлред , Элред и Этельред ; (1110 - 12 января 1167) был английским цистерцианцем ​​монахом, настоятелем Риволкса с 1147 года до своей смерти и известен как писатель. Англиканцы и католики считают его святым.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 De spiriti amicitia
  • 3 Посмертная репутация
  • 4 Сексуальность
  • 5 Покровительство
  • 6 Писания
  • 7 Работы
    • 7.1 Критические редакции
    • 7.2 Переводы
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
    • 10.1 Библиографии
Жизнь
Руины аббатства Риво на реке Рожь в Северном Йоркшире.

Элред родился в Хексхэме, Нортумбрии, в 1110 году, он был одним из трех сыновей Эйлафа, священника церкви Святого Андрея в Хексхэме, сам сын другого Эйлафа, казначея Дарема. В 1095 году Совет Клермонта запретил рукоположение сыновей священников. Частично это было сделано для того, чтобы положить конец наследству бенефициаров. Возможно, он получил частичное образование от Лоуренса Даремского, который прислал ему агиографию Святой Бриджит.

Раннее образование Элреда, вероятно, происходило в соборной школе в Дареме. Элред провел несколько лет при дворе короля Шотландии Давида I в Роксбурге, возможно, с 14 лет, дослужившись до звания эхономуса (часто переводится как «управляющий» или «Хозяйка ") перед тем, как покинуть двор в возрасте двадцати четырех лет (в 1134 году), чтобы войти в цистерцианское аббатство в Риволкс в Йоркшир.

В 1138 году, когда покровитель Риволкса, Вальтер Эспек, должен был сдать свой замок в Варке королю Шотландии Давиду, Элред, как сообщается, сопровождал аббата Вильгельма Ривольского до шотландской границы, чтобы договориться о передаче. Он видел, что его нежелание расставаться с друзьями при дворе задерживает его принятие монашеского призвания. Для Элреда источником и объектом истинной дружбы является Христос.

В 1142 году Аэлред отправился в Рим вместе с Вальтером Лондонским, архидиаконом Йоркским, чтобы представлять перед Папой Иннокентием II северные прелаты который выступал против избрания Генри де Салли, племянника короля Стивена архиепископом Йоркским. Результатом поездки было то, что Элред привез письмо от Папы Иннокентия, в котором он призвал вышестоящих, которых представлял Элред, явиться в Рим в следующем марте, чтобы дать свои показания в требуемой канонической форме. В результате переговоры затянулись на много лет.

Вернувшись из Рима, Элред стал новичком в Риво. В 1143 году он был назначен настоятелем нового аббатства Ревесби, дочернего дома Риволкса в Линкольншире. В 1147 году он был избран аббатом самого Риво, и эту должность он должен был занимать до своей смерти. Говорят, что под его управлением аббатство выросло примерно до 140 монахов и 500 конверси и мирян.

Его роль аббата требовала от него путешествий. Ожидалось, что аббаты-цистерцианцы будут ежегодно посещать дочерние дома, а к тому времени, когда Элред занял свой пост, у Риволкса было пять в Англии и Шотландии. Более того, Элреду пришлось совершить долгое морское путешествие к ежегодному генеральному капитулу Ордена в Сито во Франции.

Помимо своей роли монаха, а затем и аббата, Элред принимал участие на протяжении всей своей жизни. жизнь в политических делах. Версия четырнадцатого века Хроники Питерборо утверждает, что усилия Элреда во время папского раскола XII века привели к решительной поддержке Генрихом II кандидата цистерцианцев, что привело в 1161 году к формальному признанию Папы Александра III.

Элред написал несколько влиятельных книг о духовности, среди них Speculum caritatis («Зеркало милосердия», написанное, как сообщается, по просьбе Бернара Клервоского ) и De spiritali amicitia («О духовной дружбе»).

Он также написал семь исторических трудов, адресовав три из них Генриху II Английскому, посоветовав ему, как быть хорошим королем, и объявив его быть истинным потомком англосаксонских королей.

Считается, что в последние годы жизни он страдал от камней в почках и артрита. Вальтер сообщает, что в 1157 году Генеральный совет цистерцианцев разрешил ему спать и есть в лазарете Риво; позже он жил в построенном для него соседнем доме.

Аэлред умер зимой 1166–1167 годов, вероятно, 12 января 1167 года в Риво.

De spiriti amicitia

De spiriti amicitia (Духовная дружба), считающаяся его величайшим делом, является христианским аналогом De amicitia Цицерона и обозначает Христа как источник и высший импульс духовной дружбы. Дружба была постоянной темой христианского монашества. Григорий Назианзин, вторя Аристотелю, описывает свою дружбу с Василием Великим как «два тела с одним духом».

Вероятно, именно в Дареме первым Элред был встретил Цицерона Лелия де Амицития. В римской терминологии amicitia означает «дружба» и может существовать между государствами или отдельными людьми. Он предполагал равенство статуса, и на практике это мог быть только союз, преследующий общие интересы. Для Цицерона amicitia означало искреннее доверие и привязанность. «Но я должен с самого начала изложить этот принцип - дружба может существовать только между хорошими людьми. Под« хорошими »мы подразумеваем тех, чьи действия и жизнь не оставляют сомнений в отношении их чести, чистоты, справедливости и щедрости; свободны от жадности, похоти и насилия и обладают смелостью своих убеждений ».

В Confessions Августин Гиппопотам выделяет три фазы дружбы: подростковый возраст, ранняя зрелость и зрелость. Подростковая дружба - это, по сути, эгоистичное товарищество. Затем Августин описывает близкую дружбу, которую он имел в молодости с коллегой. Это было основано на любви и выросло из общих интересов и опыта, а также того, чему каждый учился у другого. Третья зрелая фаза для Августина трансцендентна в том, что он любит других «во Христе», в том смысле, что в центре внимания находится Христос, а цель дружбы - стать ближе ко Христу с друзьями и через них. В письме о юношеской дружбе Августин сказал: «Ибо я даже горел в юности до этого, чтобы насытиться тем, что внизу; и я осмелился снова одичать, с этой разнообразной и призрачной любовью: моя красота исчезла,... доставив себе удовольствие и желая угодить в глазах людей. И что мне нравилось, как не любить и быть любимым? »

Цицерон сильно повлиял на Цицерона, но позже изменил свою интерпретацию, прочитав Августин Гиппопотам Признания. В «Духовной дружбе» Элред принял формат диалога Цицерона. В Прологе, однако, он отражает описание Августина своего раннего отрочества с говорящим, описывающим свое время в школе, где «очарование моих товарищей доставило мне величайшее удовольствие. Среди обычных недостатков, которые часто подвергаются опасности В юности мой разум полностью отдался привязанности и стал предан любви. Ничто не казалось мне более сладким, более приятным, не более ценным, чем быть любимым и любить ".

Посмертная репутация
Изображение святого Аэлред (или Айлред; лат. : Sanctus Aelredus Riaevallensis) из книги 1845 года

Аэлред никогда не был официально канонизирован так, как это было позже установлено, но он стал центром культа на севере Англия, официально признанная цистерцианцами в 1476 году. Поэтому его почитали как святого, а его тело хранилось в Риво. В шестнадцатом веке, перед роспуском монастыря, Джон Лиланд утверждает, что видел святыню Элреда в Риволксе, в которой находилось тело Элреда, сверкавшее золотом и серебром. Сегодня Элред из Риво указан как святой 12 января, в традиционную дату его смерти, в последнем официальном издании Римского мартиролога, в котором выражена официальная позиция Римско-католической церкви.

Он также появляется в календарях различных христианских конфессий.

Большая часть истории Элреда известна благодаря Жизни, написанной о нем Уолтером Дэниелом вскоре после его смерти. ". До двадцатого века Аэлред был широко известен как историк, а не духовный писатель; на протяжении многих веков его самой известной работой была его жизнь Святого Эдуарда, короля и исповедника.

Сексуальность

Историки Джон Босвелл и Б.П. Макгуайр утверждали, что Элред был гомосексуалистом. Босвелл говорит, что нет сомнений в том, что он был геем, и, в частности, его работа De spiritali amicitia («О духовной дружбе») раскрывает сознательного гомосексуализма. ориентации, и был описан как «придание любви между людьми одного пола ее наиболее глубокого выражения в христианском богословии». Макгуайр пришел к выводу, что «... его сексуальная идентичность остается неопределенной», - резюмировала Марша Л. Даттон (редактор журнала 2017 г. Соратник Элреда из Риволкса), поскольку «... невозможно узнать подробности жизни Элреда, не говоря уже о его сексуальном опыте или борьбе». Элизабет Фримен прокомментировала, что обсуждение его предполагаемого гомосексуализма «изобилует непониманием монашеского языка и ошибкой его интереса к христианской дружбе за гомосексуализм.

Аэлред признался в De Institée inclusarum, что на какое-то время он предался похоти, «облако желания возникло из низших влечений плоти и бурлящей весны юности» и «сладость любви и нечистота похоти, объединившись, чтобы воспользоваться неопытностью моей юности». Однако, как заметил Леклерк, это может быть примером «литературного преувеличения». Он также прямо ссылается на отношения Иисуса и Иоанна Апостола как на «брак», что соответствует цистерцианскому акценту на Песне песен, а также символизм любви между человеком и богом, выраженный через преимущественно вергилианский и овидиевский топос. Сам Элред, по его собственным словам, называл этот «брак» «органом опыта», не имеющим ничего общего с романтическим или сексуальным действительность, которая, как считалось, в корне противоречила монашеской жизни. Однако, как пояснила Юлия Кристева, это гораздо точнее отражено в понятии «воображение», чем «любовь» (романтическая любовь): «Это была интимная связь между бытием и миром, через которую человек может ассимилировать внешний мир, пока также определение себя как субъекта ". Единственное прямое упоминание среди его работ о личной похоти Элреда - это «дерзкая служанка», которую он желал, когда был стюардом при дворе Давида I.

Работы Эльреда призывали к целомудрию среди неженатых и овдовевших и верность в браке - осуждая сексуальные отношения и действия вне брака как греховные.

Несмотря на это, несколько дружественных к геям организаций приняли Элреда в качестве своих покровитель, в том числе Integrity USA в Епископальной церкви в Соединенных Штатах Америки, Национальная англиканская католическая церковь на северо-востоке Соединенных Штатов и Орден Святого Элреда в Филиппинах.

Патронаж

A начальная школа в Йорке названа его именем. средняя школа, названная в его честь в Гленберн, Ренфрушир, Шотландия, закрыта в 1990 году. Средняя школа, названная в его честь в Ньютон-ле-Уиллоус, Мерсисайд, закрыта в 2011 году.

Сочинения
Элреда из жизни Эдварда Исповедника, иллюминированная рукопись конца XII века, Британская библиотека.

За его усилия в написании и управлении Аэлред был вызван Автор Дэвид Ноулз "Сенбернар Севера". Ноулз, историк монашества в Англии, также охарактеризовал его как «необычайно привлекательную фигуру», заявив, что «ни один другой английский монах XII века так не запомнился».

Появились все работы Элреда. в переводе, в основном на английском и французском языках; остальные три тома его проповедей переводятся на английский и выйдут в Cistercian Publications в 2018–2020 годах. Уже есть пятитомное издание на французском языке.

Сохранившиеся работы Элреда включают:

Истории и биографии
  • Vita Davidis Scotorum regis («Жизнь Давида, короля шотландцев»), написанная ок. 1153.
  • Genealogia regum Anglorum («Генеалогия английских королей»), записано в 1153–54.
  • Relatio de Standardo («На счету стандарта»), также De bello standardii («О битве у знамени »), 1153–54.
  • Vita S. Eduardi, regis et confessoris («Жизнь святого Эдуарда, короля и Исповедник "), 1161–63.
  • Вита С. Ниниани (« Жизнь святого Ниниана »), 1154–60.
  • De miraculis Hagustaldensis ecclesiae (« О чудесах » церкви Хексхэма »), ок. 1155.
  • De quodam miraculo miraculi («Определенное чудесное чудо») (ошибочно известное с семнадцатого века как De Sanctimoniali de Wattun («Монахиня Уоттона»)), ок. 1160
Духовные трактаты
  • Speculum caritatis («Зеркало милосердия»), ок. 1142.
  • De Iesu puero duodenni («Иисус двенадцатилетним мальчиком»),? 1160–62.
  • De spiriti amicitiâ («Духовная дружба»), 1164–67.
  • De Institée inclusarum («Формирование якорей»), № 1160–62.
  • Oratio pastoralis («Пасторская молитва»), c. 1163–67.
  • De anima («О душе»), c.1164–67.

Проповеди

  • Эти проповеди в основном относятся к семнадцати литургическим дням, в которые цистерцианские аббаты должны были проповедовать.
  • Сохранилось и несколько нелитургических проповедей, в том числе одна, которую он, по-видимому, проповедовал в духовном синоде, предположительно в связи с поездкой в ​​генеральный капитул в Сито, и одна, посвященная святой Катерине Александрийской.
  • В 1163–1163 годах он также написал комментарий из 31 проповеди к Исаии 13–16, Homeliae de oneribus propheticis Isaiae («Проповедь о пророческом бремени Исайи»), представив работу для оценки Гилберт Фолиот, ставший епископом Лондона в 1163 году.
Работы

Критические редакции

  • Элред из Риво, «Opera omnia». Corpus Christianorum Continuatio Mediaevalis 1, 2A, 2B, 2C, 2D, 3, 3A. Турнхаут, Бельгия: Brepols Publishers, 1971, 1989, 2001, 2012, 2005, 2015, 2017.
  • Элред из Риволкса, Для ваших собственных людей: Пасторальная молитва Элреда из Риволкса, пер. Марк ДельКольяно, крит. изд. Марша Л. Даттон, Цистерцианские отцы, серия 73 (Kalamazoo: Cistercian Publications, 2008). [Перевод Oratio Pastoralis].

Переводы

  • Вальтер Даниэль, Вита Айлреди Аббатис Ривалл. Эд. и перев. Морис Повик (Оксфорд: Clarendon Press, 1950). [Перевод перепечатан с новым введением «Жизнь Элреда из Риволькса» и «Письмо к Морису». Перевод Ф. М. Повик и Джейн Патрисия Фриланд, Вступление Марши Даттон, Серия отцов цистерцианцев, № 57 (Kalamazoo, MI: Cistercian Publications, 1994.)]
  • Элред из Риволкса, «Об Иисусе в двенадцать лет», пер. Джеффри Уэбб и Адриан Уокер, Fleur de Lys, серия 17 (Лондон: AR Mobray and Co., Ltd., 1955).
  • Элред из Риволкса, «Трактаты и пастырская молитва», серия 2 отцов цистерцианцев (Kalamazoo: Cistercian Publications, 1971). [включает De Institutione inclusarum, «De Jesu» и «Oratio Pastoralis».]
  • Элред из Риволкса, «Диалог о душе», пер. CH Talbot, Cistercian Father series 22 (Kalamazoo: Cistercian Publications, 1981).
  • Элред из Риво, Вита Ниниани, переведенная Винифред МакКуин, в Джоне Маккуине, Сент-Ниния (Эдинбург: Polygon, 1990) [перепечатано as (Edinburgh: John Donald, 2005)].
  • Элред из Риволкса, Зеркало благотворительности, пер. Элизабет Коннор, Цистерцианские отцы, серия 17 (Kalamazoo: Cistercian Publications, 1990).
  • Элред из Риволкса, Жизнь Святого Эдварда, короля и исповедника, перевод Джерома Бертрама (Guildford: St. Edward's Press, 1990) [перепечатано в Саутгемптоне: Saint Austin Press, 1997].
  • Элред из Риво, «Духовная дружба», пер. Марк Ф. Уильямс (Лондон: University of Scranton Press, 1994).
  • Элред из Риво, Литургические проповеди I: Первое собрание Клерво, Пришествие - все святые, перевод Теодора Беркли и М. Бэзила Пеннингтона. Проповеди 1–28, Адвент - Всех Святых. Цистерцианские отцы серии нет. 58, (Kalamazoo: Cistercian Publications, 2001).
  • Элред из Риволкса, Исторические произведения, пер. Джейн Патрисия Фриланд, изд. Марша Л. Даттон, Цистерцианские отцы, серия 56 (Kalamazoo: Cistercian Publications, 2005).
  • Аэлред из Риволкса, Жития северных святых, пер. Джейн Патрисия Фриланд, изд. Марша Л. Даттон, Серия «Отцы цистерцианцев» 71 (Kalamazoo: Cistercian Publications, 2006).
  • Аэлред из Риволкса, «Духовная дружба», пер. Лоуренс Брейсленд, изд. Марша Л. Даттон, Цистерцианские отцы, серия 5 (Колледжвилл: Cistercian Publications, 2010).
  • Элред из Риево, «Литургические проповеди: Первое собрание Клерво, Святые Адвента», пер. Теодор Беркли и М. Бэзил Пеннингтон, Цистерцианские отцы, серия 58 (Kalamazoo, MI: Cistercian Publications, 2001).
  • Элред из Риво, «Литургические проповеди: Вторая коллекция Клерво, Адвент-Всех Святых», пер.. Мари Энн Майески, Серия 71 «Отцы цистерцианцев» (Колледжвилль, Миннесота: Cistercian Publications, 2016).
  • Элред из Риволкса, «Литургические проповеди: собрания Дарема и Линкольна», пер. Кэтрин Круг, Льюис Уайт и др., Изд. и Intro. Энн Астелл, Цистерцианские отцы, серия 58 (Колледжвилл, Миннесота: Cistercian Publications, готовится к печати, 2019 г.).
  • Элред из Риволкса, «Литургические проповеди: Сборник для чтения, Святые пришествия Всех Святых», пер. Дэниел Григгс, Серия 81 «Отцы цистерцианцев» (Колледжвилл, Миннесота: Cistercian Publications, 2018).
  • Элред из Риволкса, «Проповедь о пророческом бремени Исайи», пер. Льюис Уайт, Цистерцианские отцы, серия 83 (Колледжвилль, Миннесота: Cistercian Publications, 2018).
  • (фр.) Элред де Риво, Проповеди. La collection de Reading (проповеди 85–182), пер. Г. де Брие (+), Г. Расити, вступление. X. Моралес, Corpus Christianorum в переводе 20 (Turnhout: Brepols Publishers, 2015)
Примечания
Ссылки
  • Белл, Дэвид Н. (2004). «Айлред из Риволкса (1110–1167)». Оксфордский национальный биографический словарь. Издательство Оксфордского университета. Проверено 30 января 2008 года.
  • Бертон, Пьер-Андре, Эльред де Риво (1110–1167): De l'homme éclaté à l'être unifié. Essai de biographie existentielle et spirituelle. Париж: Éditions du Cerf, 2010.
  • Зоммерфельдт, Джон Р., Элред из Риволкса: в погоне за совершенным счастьем. Mahwah, NJ: Newman Press, 2005.
Дополнительная литература
  • Boquet, Damien, L'ordre de l'affect au Moyen Âge: Autour de l'anthropologieffective d'Aelred de Rievaulx. Кан: CRAHM, 2005.
  • Кристенсен, Кэтрин, «Жизнь Уолтера Дэниэла из Элреда из Риволкса: героизм интеллекта и чудо любви», в Джейсоне Гленне (редактор), Средние века в текстах и ​​фактурах : Размышления о средневековых источниках (Торонто, Университет Торонто, 2012 г.),
  • Даттон, Марша Л., «Дружба и любовь к Богу: учение Августина в исповеданиях и реакция Элреда Риволкса на духовную дружбу», в 56 (2005), с. 3–40.
  • Даттон, Марша Л., «Модель дружбы: вклад Эмброуза в духовную дружбу Элреда Риволкса», 64 (2013): 39–66.
  • Даттон, Марша Л.., «Историк-историк: место Беде в вкладе Элреда в новую историю его эпохи», в: Марша Л. Даттон, Даниэль М. Ла Корте и Пол Локки (ред.), Истина как дар: Исследования в История цистерцианцев в честь Джона Р. Зоммерфельдта (Cistercian Studies Series 204). Kalamazoo: Cistercian, 2004, p. 407–48.
  • Даттон, Марша Л., «Sancto Dunstano Cooperante: Aelred of Rievaulx's Advice to Наследник английского престола в генеалогии английских королей », в: Эмилия Ямрозиак и Джанет Бертон (ред.), Религия и миряне в Северной Европе 1000–1400: взаимодействие, переговоры и власть. Turnhout: Brepols, 2007, стр. 183–195.
  • Фриман, Элизабет, «Эльред из Rievaulx's De Bello Standardii: цистерцианская историография и создание общественных воспоминаний», в: Cîteaux 49 (1998), стр. 5–28. 64>
  • Fre Эман, Элизабет, «Многочисленные функции цистерцианских историй с использованием книги Эльреда Риволкса« Relatio de Standardo »в качестве примера», в: Эрик Купер (ред.) Средневековые хроники: материалы 1-й Международной конференции по средневековым хроникам. Амстердам, Атланта: Родопи, 1999, стр. 124–32.
  • Фримен, Элизабет, Рассказы нового порядка: цистерцианские исторические сочинения в Англии, 1150–1220. Turnhout: Brepols, 2002.
  • Фриман, Элизабет, «Монахини в общественной сфере: De Sanctimoniali de Wattun и гендерное распределение власти», в: Comitatus 17 (1996), с. 55–80.
  • Гаррисон, Джон, «Один разум, одно сердце, один кошелек: объединение традиций дружбы и случай Троила и Крисейда», в Medievalia et Humanistica 36 (2010), с. 25–48.
  • Ла Корте, Даниэль М., «Аббат как магистр и отец в мысли Бернара Клервоского и Элреда из Риво», в: Марша Л. Даттон, Даниэль М. Ла Корте и Пол Локки (редактор), Истина как дар: Исследования по цистерцианской истории в честь Джона Р. Зоммерфельдта (Цистерцианские исследования, серия 204). Каламазу: цистерцианцы, 2004, с. 389–406.
  • Майески, Мари Энн, «Secundam naturam: Наследование добродетели в генеалогии английских королей Эльреда», в: Cistercian Studies Quarterly 37 (2002), p. 221–28.
  • Нузиль, Филипп, Опыт де Дьё и Монастическая теология в XII веке: Étude sur les sermons d'Aelred de Rievaulx. Париж: Les Éditions du Cerf, 1999.
  • Повик, Фредерик М., «Эйлред из Риво», в «Пути средневековой жизни и мысли». Лондон, 1949.
  • Рацити, Гаэтано. «Предпочтительный вариант для слабых в модели элредийского сообщества», CSQ 32 (1997), стр. 3–23.
  • Рэнсфорд, Розалинд, «Вид Ноева ковчега: Элред из Риволкса и национальная идентичность», Стюарт Мьюс (ред.), Исследования по истории церкви 18 (1982), п. 137–46.
  • Зоммерфельдт, Джон Р., Элред из Риволкса о любви и порядке в мире и церкви (Махва, штат Нью-Джерси: Newman Press, 2006).
  • Сквайр, Элред, «Аэлред и царь Давид», Collectanea Cisterciensia 22 (1960), стр. 356–77.
  • Сквайр, Элред, «Аэлред и северные святые», Collectanea Cisterciensia 23 (1961), стр. 58–69.
  • Сквайр, Элред, Элред из Риволкса: исследование, цистерцианские исследования 50 (Каламазу: цистерцианские публикации, 1969).
  • Сквайр, Элред, «Исторические факторы в формировании Элред из Риво ", Collectanea Cisterciensia 22 (1960), стр. 262–82.
  • Йохе, Кэтрин, «Рекрафтинг Элреда из жизни Эдварда Исповедника», CSQ 38 (2003): 177–89.

Библиографии

  • Бертон, Пьер-Андре. Bibliotheca Aelrediana Secunda: Une Bibliographie Cumulative (1962 [-] 1996). Fédération Internationale des Instituts d'Etudes Médiévales. Textes et Études du Moyen Âge, 7. Louvain-la-Neuve (Франция), 1997.
  • Даттон, Марша Л. «Элред из Риво». Оксфордские библиографии в средневековых исследованиях. Нью-Йорк, 2013. www.oxfordbiblographies.com.
  • Хост, Ансельм. «Bibliotheca Aelrediana: Обзор рукописей, старых каталогов, изданий и исследований, касающихся святого Аэлреда из Риво». Steenbrugge, 1962.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Элредом из Риво.
Последняя правка сделана 2021-06-10 02:39:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте