Святой Мартин Браги | |
---|---|
Изображение святого Мартина Браги в рукописи X века. | |
Родился | c. 520 Паннония |
Умер | 580 (60 лет) |
Почитается в | Католическая церковь Восточная православная церковь Восточные православные церкви |
Святой Мартин Брага (на латыни Martinus Bracarensis, на португальском языке, известный как Мартинью де Думе ок. 520–580 гг . Н. Э.) Был архиепископом Бракара-Августа в Галлеесии (ныне Брага в Португалии ), миссионером, основателем монастыря и духовным лицом. автор. По словам его современника, историка Григория Турского, Мартин был plenus virtutibus («исполненный добродетели») и in tantum se litteris imbuit ut nulli secundus sui temporis haberetur («он так наставлял себя в обучении, что считался непревзойденным в его жизнь "). Позднее он был канонизирован в Католической церкви, а также в Восточной и Восточной Православных церквях за его работу по обращению жителей Галлеции в халкидонское христианство. Его праздник - 20 марта.
Мартин родился в Паннонии, в Центральной Европе, совершил паломничество на Святую Землю, где стал монахом. Он нашел свой путь в Испанию, решил поселиться в Галлеции. «Его намерения отправиться в место, столь далекое по меркам его времени, неизвестны», - пишет Роджер Коллинз. Но его прибытие в Галлецию было исторически значимым, поскольку он сыграл важную роль в обращении свевов от их нынешних арианских верований к халкидонскому христианству их царя V века Речиара. Там он основал несколько монастырей, самый известный из которых находился в Думиуме (современный Думио ); около 550 г. он был рукоположен в епископа Браги, откуда и произошла его фамилия.
В мае 561 года Мартин присутствовал на Первом провинциальном соборе Браги в качестве епископа Думио. Он председательствовал на II Соборе Браги, состоявшемся в 572 году, как архиепископ Браги, будучи возведен в архиепископство между двумя событиями; Лайстнер отмечает: «Его авторство десяти глав, представленных и утвержденных в 572 г., несомненно, и нет никаких сомнений в том, что он также составил Акты обоих Соборов».
Мартин Браги был плодовитым автором. Помимо своего вклада в работу двух провинциальных советов, он перевел на латынь сборник из 109 высказываний, приписываемых египетским настоятелям, а по его инициативе монах Пасхазий, которого Мартин обучал греческому языку, перевел другой сборник изречений под названием Verbum Seniorum. Но для современных ученых наиболее интересными его работами были два трактата, написанные им в последнее десятилетие своей жизни, De ira и Formula vitae честные, потому что они были адаптированы из двух эссе Сенеки Младшего, которые впоследствии были утеряны. «Трактат Мартина - ценное свидетельство того, что по крайней мере некоторые из произведений Сенеки все еще были доступны в стране его рождения в шестом веке», - пишет Лайстнер. Три других коротких эссе по этике демонстрируют его четкое знакомство с работами Джона Кассиана.
Еще одно важное произведение - его проповедь, написанная в форме письма к своему коллеге-епископу Астурийскому Полемию, De Correctione rusticorum, в котором обсуждается проблема сельского язычества. Отмечая, что эта проповедь часто рассматривается как свидетельство миссионерской работы Мартина против сельского язычества, Коллинз утверждает, что более пристальный взгляд не подтверждает этот тезис, поскольку «нет точек соприкосновения [в этой работе] с тем, что известно о коренных народах. дохристианские культы сельской Галичины ». Влияния, присутствующие в этой работе, обсуждались: Лайстнер видит свидетельства проповедей галльского епископа Цезария Арльского, жившего поколение назад; Коллинз считает, что он основан на трактате Августина Гиппопотамского на ту же тему.
Мартин также сочинял стихи; Григорий Турский отмечает, что он написал стихи над южным порталом церкви Святого Мартина Турского в этом городе.
В 572 году Второй собор Браги постановил, что епископы должны созвать людей своей церкви вместе, чтобы они могли быть обращены в христианство. После Собора епископ по имени Полемий Асторгский написал Мартину Брага с просьбой дать совет относительно обращения сельских язычников. Полемий был особенно обеспокоен их предполагаемым идолопоклонством и грехом. Ответом Мартина был трактат в форме проповеди, вложенный в его ответное письмо Полемию.
Из всех работ Мартина особый интерес для современных ученых представляет De Correctione rusticorum («О реформе деревенского стиля»). Он содержит как подробный каталог иберийских языческих обычаев VI века, так и необычайно терпимое отношение к ним Мартина. Альберто Феррейро связывает признание Мартина с его классическим образованием на Востоке, а также с влиянием таких философов, как Сенека и Платон. Сам Мартин избежал религиозного подавления, отправившись в Думиам, на территории современной Португалии. Он приплыл на восток около 550 г., в то время, когда Юстиниан I пытался воссоединить Позднюю Римскую империю посредством консолидации веры империи. В 529 году Юстиниан передал неоплатоническую академию под контроль государства, что фактически означало конец языческого философского учения. Позже, в 553 году, Ориген был предан анафеме, что фактически сокрушило оригенизм. Кодекс Юстиниан в жизнь Никейского христианства над всеми другими конкурирующими доктринами. Мартин, возможно, решил бежать на восток, чтобы избежать антиинтеллектуальной политики Рима, что, возможно, объясняет его относительно мягкий подход к свевам в Галлеции.
Хотя обучение Мартина как монаха было основано на аскетических отцах -пустынях египетской пустыни, он уменьшил их суровые монашеские правила, чтобы помочь иберийцам адаптироваться. При обращении свевов он избегал принуждения к католицизму, предпочитая убеждение принуждению. Он также написал свою проповедь в нарочито деревенском стиле, включив грамматические латинские конструкции и местные вульгаризмы.
В своих инструкциях Мартин возражает против астрологического обычая называть дни недели именами богов ( планет ). Из-за его влияния португальский и галисийский (которые в то время были одним языком), единственные среди романских языков, приняли названия дней по числам и католической литургии, а не по языческим божествам. Галичина во многом вернулась к прежней номенклатуре.