An abugida/ ɑːbɑːiːdə / ( ) (из Ge'ez : አቡጊዳ 'abugida), или неосиллабарныйили псевдоалфавит, это сегментарная система письма, в которой последовательности согласных и гласных записываются как единое целое; каждая единица основана на согласной букве, а запись гласной является вторичной. Это контрастирует с полным алфавитом, в котором гласные имеют статус, равным согласным, и с абджад, в котором отсутствует маркировка гласных, частично или необязательно. (хотя в менее формальном контексте все три типа письменности можно назвать алфавитами). Термины также противопоставляют их слоговому, в котором символы не могут быть разделены на отдельные согласные и гласные.
Связанные понятия были независимо введены в 1948 г. Джеймсом Жерменом Феврие (с использованием термина «неосиллабизм») и Дэвидом Дирингером (с использованием термина полусложный), а в 1959 г.>Фред Хаусхолдер ввел термин псевдо-алфавит. Эфиопское "abugida" было введено в 1990 году Питером Т. Дэниелсом. В 1992 году Фабер предложил «сегментарно-кодированное слогово-линейное фонографическое письмо», в 1992 году Брайт использовал термин альфасиллабарий, а Гнанадезикан и Римжим, Кац и Фаулер предложили аксара или акшарик. семейство шрифтов Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии, семитское эфиопское письмо и слоговое письмо канадских аборигенов. Как и в случае со слоговыми буквами, единицы системы письма могут состоять из представлений как слогов, так и согласных. В сценариях брахмической семьи термин акшара используется для обозначения единиц.
'Äbugida - это эфиопское название скрипта геэз, взятого из четырех букв этого письма, 'ä bu gi da, почти так же, как abecedary происходит от латинского a be ce de, abjad происходит от арабского abjd и алфавит происходит от названий двух первых букв в греческом алфавите, alpha и beta. Абугида как термин в лингвистике был предложен Питером Т. Дэниелсом в его 1990 типологии систем письма. Как Дэниэлс использовал это слово, abugida контрастирует со слоговым , где буквы с общими согласными или гласными не имеют особого сходства друг с другом, а также с алфавитом собственно, где независимые буквы используются для обозначения как согласных, так и гласных. Термин альфасиллабарный был предложен для индийских письменностей в 1997 году Уильямом Брайтом, следуя южноазиатскому лингвистическому использованию, чтобы передать идею о том, что «они имеют общие черты как алфавита, так и слогового письма».
Формальные определения, данные Дэниелсом и Брайтом для abugida и alphasyllabary, различаются; некоторые системы письма являются алфавитно-слоговыми, но не алфавитно-слоговыми, а некоторые являются алфавитными, но не алфавитными. Abugida определяется как «тип системы письма, основные символы которой обозначают согласные, за которыми следует конкретная гласная, а диакритические знаки обозначают другие гласные». (Этот «особый гласный» называется врожденным или подразумеваемым гласным, в отличие от явных гласных, отмеченных «диакритическими знаками».) Алфавитно-слоговый алфавит определяется как «тип системы письма, в котором гласные обозначаются вспомогательными символами. не все из которых встречаются в линейном порядке (по отношению к согласным символам), который соответствует их временному порядку в речи ". Брайт не требовал, чтобы алфавит явно представлял все гласные. ʼPhags-pa является примером abugida, который не является алфавитно-слоговым письмом, а современный лаосский является примером алфавитно-слогового алфавита, который является не абугида, поскольку его гласные всегда явны.
Это описание выражено в терминах абугида. Формально альфасиллабарий, не являющийся abugida, можно преобразовать в abugida, добавив чисто формальный гласный звук, который никогда не используется, и объявив это гласным, присущим буквам, представляющим согласные. Формально это может сделать систему неоднозначной, но на «практике» это не проблема, поскольку тогда интерпретация с никогда не использовавшимся присущим гласным звуком всегда будет неправильной интерпретацией. Обратите внимание, что фактическое произношение может быть затруднено взаимодействием между звуками, явно написанными так же, как звуки букв в английских словах wan, gem и war зависят от соседних букв.
Фундаментальные принципы abugida применимы к словам, состоящим из слогов согласных и гласных (CV). Слоги записываются как линейные последовательности единиц сценария. Каждый слог представляет собой букву, обозначающую звук согласной и присущей ей гласной, или букву с модификацией, обозначающей гласную, либо с помощью диакритических знаков, либо путем изменения формы буквы. сам. Если все изменения сделаны диакритическими знаками и все диакритические знаки соответствуют направлению написания букв, то abugida не является алфавитно-слоговым алфавитом.
Однако в большинстве языков есть слова, которые сложнее, чем последовательность слогов CV, даже без учета тона.
Первое усложнение - слоги, состоящие только из гласной (V). Эта проблема не возникает в некоторых языках, потому что каждый слог начинается с согласной. Это обычное явление для семитских языков и языков континентальной части Юго-Восточной Азии, и для таких языков этот вопрос может не возникать. Для некоторых языков используется нулевой согласный буква, как если бы каждый слог начинался с согласного. Для других языков у каждой гласной есть отдельная буква, которая используется для каждого слога, состоящего только из гласной. Эти буквы известны как независимые гласные и встречаются в большинстве индийских алфавитов. Эти буквы могут сильно отличаться от соответствующих диакритических знаков, которые, напротив, известны как зависимые гласные. В результате распространения систем письма независимые гласные могут использоваться для обозначения слогов, начинающихся с глоттальной остановки, даже для не начальных слогов.
Следующие два усложнения - это последовательности согласных перед гласной (CCV) и слоги, оканчивающиеся на согласную (CVC). Самое простое решение, которое не всегда доступно, - это отказаться от принципа написания слов как последовательности слогов и использовать единицу, представляющую только согласный звук (C). Эта единица может быть представлена:
В истинном abugida, отсутствие отличительной маркировки может быть результатом диахронической утраты присущей гласной, например, синкопе и апокоп на хинди.
Когда не обрабатывается разложением на C + CV, слоги CCV обрабатываются путем объединения двух согласных. В индийских сценариях самым ранним методом было просто расположить их вертикально, но две согласные могут сливаться как конъюнктивная согласная буквы, где два или более буквы графически соединяются в лигатуру или иным образом изменяют свою форму. В редких случаях одна из согласных может быть заменена геминацией m ковчег, например Гурмухи аддак. Когда они расположены вертикально, как в бирманском или кхмерском, они называются «сложенными друг на друга». Часто происходили изменения в написании двух согласных рядом. В последнем случае факт совмещения может обозначаться диакритическим знаком на одном из согласных или изменением формы одного из согласных, например половина составляет Деванагари. Как правило, порядок чтения сверху вниз или общий порядок чтения сценария, но иногда порядок меняется на противоположный.
Разделение слова на слоги для целей письма не всегда соответствует естественной фонетике языка. Например, брахмические шрифты обычно обрабатывают фонетическую последовательность CVC-CV как CV-CCV или CV-C-CV. Однако иногда фонетические слоги CVC обрабатываются как отдельные единицы, и последний согласный может быть представлен:
Более сложные структуры единиц (например, CC или CCVC) обрабатываются путем сочетания различных методов, описанных выше.
Существуют три основных семейства абугида, в зависимости от того, обозначаются ли гласные путем изменения согласных диакритическими знаками, искажением или ориентацией.
Tāna из Мальдивских островов имеет зависимые гласные и нулевой знак гласного, но не присущи гласным.
Характеристика | Северный Индский | Южный Индийский | Тана | Эфиопский | Канадский абориген |
---|---|---|---|---|---|
Представление гласного. после согласного | Зависимый знак (диакритический знак). в отдельной позиции на гласный | Смешанный диакритический знак | Поворот / отражение | ||
Начальный гласный. представление | Четкая строчная. буква на гласную | Глоттальная остановка или нулевая согласная плюс. зависимая гласная в Тане и на материке Юго-Восточная Азия | Глоттальная остановка. плюс зависимый | нулевой согласный. плюс зависимый | |
собственный гласный. (значение без знака гласного) | [ə], [ɔ], [a ], или [opting | No | [ɐ visible | N / A | |
Знак нулевого гласного. (знак без значения) | Часто | Всегда используется, когда. нет конечной гласной | Неоднозначно с ə ([ɨ]) | Сжатая или отдельная буква | |
Группа согласных | Конъюнкция | Сгруппированные или отдельные | Отдельные | ||
Конечные согласные (без знака) | Встроенные | Встроенные | Встроенные | ||
Четкий конечный знак | Только для ṃ, ḥ | No | Только в Western | ||
Конечное положение знака | Встроенный или верхний | Встроенный, верхний или иногда нижний | N/A | Повышенный или встроенный | |
|
Индийский алфавит возник в Индии и распространился на Юго-Восточная Азия. Все сохранившиеся индийские письменности являются потомками алфавита брахми. Сегодня они используются в большинстве языков Южной Азии (хотя заменены на персидско-арабский в урду, кашмирском и некоторых других языках Пакистан и Индия ), материковая часть Юго-Восточная Азия (Мьянма, Таиланд, Лаос и Камбоджа ), и индонезийский архипелаг (яванский, балийский, сунданский и т. д.). Основное деление - на североиндийские письменности, используемые в Северной Индии, Непале, Тибете и Бутане, и южноиндийские письменности, используемые в Южной Индии, Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии. Южноиндийские буквы имеют очень округлую форму; Северный Индийский язык в меньшей степени, хотя Odia и непальское письмо округлены. Полные буквы большинства северно-индийских алфавитов включают горизонтальную линию вверху, за исключением гуджарати и Odia ; Южно-индийские сценарии этого не делают.
Индийские письменности обозначают гласные через зависимые гласные знаки (диакритические знаки) вокруг согласных, часто включая знак, который явно указывает на отсутствие гласного. Если согласный звук не имеет знака гласного, это указывает на гласный звук по умолчанию. Диакритические знаки гласных могут появляться сверху, снизу, слева, справа или вокруг согласного.
Наиболее широко используемым индийским письмом является деванагари, его разделяют хинди, бходжпури, маратхи, Конкани, непальский и часто санскрит. Базовая буква, такая как क на хинди, представляет собой слог с гласной по умолчанию, в данном случае ka ([kə]). В некоторых языках, включая хинди, он становится заключительным согласным в конце слова, в данном случае k. Присущий гласный звук можно изменить, добавив знак гласного (диакритические знаки ), образуя слоги, такие как कि ki, कु ku, के ke, को ko.
Рукопись XIX века в письме деванагарипозиция | слог | произношение | основная форма | сценарий |
---|---|---|---|---|
выше | के | /keː/ | क / k (a) / | Деванагари |
ниже | कु | / ku / | ||
слева | कि | / ki / | ||
справа | को | / koː / | ||
вокруг | கௌ | /kau̯/ | க / ka / | тамильский |
окружающий | កៀ | / kie / | ក / kɑː / | кхмерский |
в пределах | ಕಿ | / ki / | ಕ / ka / | каннада |
в пределах | కి | / ki / | క / ka / | телугу |
ниже и удлинить. вправо | ꦏꦾ | / kja / | ꦏ / ka / | яванский |
ниже и удлинить. слева | ꦏꦿꦸ | / kru / | ꦏ / ka / | яванский |
Во многих брахмических письмах слог, начинающийся с группы, рассматривается как один символ для обозначения гласных, поэтому маркер гласного типа -i, стоящий перед изменяемым символом, может располагаться на несколько позиций перед местом, где он произносится. Например, игра крикет на хинди - это क्रिकेट крикет; диакритический знак для / i / появляется перед группой согласных / kr /, а не перед / r /. Более необычный пример можно увидеть в алфавите батак : здесь слог бим записывается как ба-ма-и- (вирама). То есть и диакритические знаки гласных, и вирама пишутся после согласных для всего слога.
Во многих абугидах есть также диакритический знак для подавления врожденного гласного, в результате чего получается голый согласный. В Деванагари क् - это k, а ल् - l. На санскрите это называется вирама или халантам. Его можно использовать для формирования кластеров согласных или для обозначения того, что согласный встречается в конце слова. Таким образом, в санскрите гласный согласный по умолчанию, такой как क, не принимает последний согласный звук. Вместо этого он сохраняет свою гласную. Для написания двух согласных без гласной между ними, вместо использования диакритических знаков на первом согласном для удаления его гласного, используется другой популярный метод специальных конъюнктивных форм, в котором два или более согласных символа объединяются, чтобы выразить кластер, например Деванагари: क्ल кла. (Обратите внимание, что некоторые шрифты отображают это как क्, за которым следует, а не образуют конъюнкт. Этот прием используется ISCII и южноазиатскими скриптами Unicode.) Таким образом, закрытый слог, такой как так как кал требует двух акшар для записи.
Шрифт Róng, используемый для языка лепча, идет дальше, чем другие индийские абугида, в том, что один акшара может представлять замкнутый слог: не только гласный, но и любой конечный согласный обозначается диакритическим знаком. Например, слог [sok] может быть записан как что-то вроде s here, здесь нижнее кольцо представляет / o /, а верхний крест - диакритический знак для финального / k /. Большинство других индийских абугида могут указывать только очень ограниченный набор конечных согласных с диакритическими знаками, например / ŋ / или / r /, если они вообще могут указывать на них.
В эфиопском (где термин abugida происходит) диакритические знаки были слиты с согласными до такой степени, что их следует рассматривать как модификации формы букв. Дети изучают каждую модификацию отдельно, как по слоговой книге; тем не менее, графическое сходство между слогами с одним и тем же согласным легко очевидно, в отличие от случая в истинном слоговом письме.
, хотя теперь это abugida, сценарий геэз, до появления Христианство (ок. 350 нашей эры) изначально было тем, что теперь будет называться абджад. В Ge'ez abugida (или фидель) основная форма письма (также известная как фидель) может быть изменена. Например, ሀ hä [hə] (основная форма), ሁ hu (с правым диакритическим знаком, не изменяющим букву), ሂ hi (с субдиакритическим знаком, сжимающим согласный звук, поэтому он имеет одинаковую высоту), ህ hə [hɨ] или [h] (где буква изменена с изгибом в левой руке).
В семье, известной как слоговые буквы канадских аборигенов, которая была основана на письме деванагари Индии, гласные обозначаются изменение ориентации силлабограммы. Каждая гласная имеет последовательную ориентацию; например, Инуктитут пи, ᐳ пу, ᐸ па; ᑎ ти, ᑐ ту, та. Хотя каждому из них присуща гласная, все чередования имеют равный статус, и ни один из них не может быть идентифицирован как базовый. Голые согласные обозначаются либо отдельными диакритическими знаками, либо надстрочными версиями акшар; нет знака убийцы гласных.
Согласные письменности («абджады ») обычно пишутся без указания многих гласных. Однако в некоторых контекстах, таких как учебные материалы или Священные Писания, арабский и иврит, пишутся с полным указанием гласных с помощью диакритических знаков (харакат, niqqud ), что делает их буквальными словарями. Считается, что брахмические и эфиопские семьи произошли от семитских абджад путем добавления знаков гласных.
Арабское письмо, используемое для курдского в Ираке и для уйгурского в Синьцзяне, Китае, а также Еврейское письмо идиш, полностью гласное, но поскольку гласные пишутся полными буквами, а не диакритическими знаками (за исключением различения между / a / и / o / в последнем), и нет присущих гласные, они считаются алфавитом, а не абугидасом.
Имперское монгольское письмо, называемое Пхагспа, произошло от тибетского абугида, но все гласные пишутся в строке, а не как диакритические знаки. Тем не менее, он сохраняет особенности наличия врожденного гласного / а / и наличия отдельных начальных гласных букв.
Pahawh Hmong - несегментарный шрифт, обозначающий начало слога и рим, например группы согласных и гласные с конечными согласными. Таким образом, он не сегментарный и не может рассматриваться как abugida. Однако внешне он напоминает abugida, в котором роли согласных и гласных меняются местами. Большинство слогов пишутся двумя буквами в порядке начала рима (обычно гласный-согласный), даже если они произносятся как начало-риме (согласный-гласный), что очень похоже на положение гласного / i / в деванагари, т.е. написано перед согласной. Pahawh также необычен тем, что, хотя врожденная рима / āu / (со средним тоном) не написана, она также имеет неотъемлемое начало / k /. Для слога / kau /, который требует, чтобы тот или иной из присущих ему звуков был явным, пишется / au /. Таким образом, именно иней (гласный) является основой системы.
Трудно провести границу между abugidas и другими сегментарными сценариями. Например, мероитское письмо древнего Судана не указывало на неотъемлемую часть a (например, один символ обозначает и m, и ma), и, таким образом, похож на брахмическую семью абугида.. Однако другие гласные обозначались полными буквами, а не диакритическими знаками или модификациями, поэтому система, по сути, представляла собой алфавит, который не беспокоился о написании наиболее распространенных гласных.
Некоторые системы сокращения используют диакритические знаки для гласных, но им не присущи гласные, и поэтому они больше похожи на Thaana и курдским шрифтом, чем брахмическим шрифтом. Система сокращения Габельсбергера и ее производные изменяют следующий согласный звук для представления гласных. сценарий Полларда, основанный на сокращении, также использует диакритические знаки для гласных; размещение гласной относительно согласной указывает на тон. Сокращение Питмана использует прямые штрихи и знаки четверти круга в разной ориентации в качестве основного «алфавита» согласных; гласные показаны в виде светлых и жирных точек, тире и других знаков в одном из 3 возможных положений, чтобы обозначить различные гласные звуки. Однако для увеличения скорости письма у Pitman есть правила для "обозначения гласных" с использованием расположения или выбора согласных знаков, чтобы можно было обойтись без написания гласных знаков.
Как следует из термина «алфавитно-слоговые», абугидас считался промежуточным звеном между алфавитами и слоговыми алфавитами. Исторически сложилось так, что абугидас произошел от абджад (алфавитов без гласных). Они контрастируют со слоговыми буквами, где есть отдельный символ для каждого слога или комбинации согласного и гласного, и где они не имеют систематического сходства друг с другом и обычно развиваются непосредственно из логографических шрифтов. Сравните приведенные выше примеры с наборами слогов в японском хирагане слоговом языке: か ka, き ki, く ku, け ke, こ ko не имеют ничего общего для обозначения k; в то время как ら ra, り ri, る ru, れ re, ろ ro не имеют ничего общего с r или ничего, что указывало бы на то, что они имеют те же гласные, что и набор k.
Большинство индийских и индокитайских абугида, по всей видимости, впервые были разработаны из абджад с помощью харотхи и брахмийской письменности ; рассматриваемый абджад обычно считается арамейским, но, хотя связь между арамейским языком и харошти более или менее бесспорна, это не относится к брахми. Семья Харости не выжила сегодня, но потомки Брахми включают большинство современных письменностей Южной и Юго-Восточной Азии.
геэз, происходящих от другого абджада, сабейского письма из Йемен ; Появление гласных совпало с введением христианства примерно в 350 году нашей эры. Эфиопское письмо представляет собой развитие абджада.
Слоговая речь кри была изобретена при полном знании системы Деванагари.
Мероитский шрифт был разработан на основе египетских иероглифов, в которых для отображения гласных использовались различные схемы «группового письма».