Координаты : 41 ° 00′16 ″ с.ш. 28 ° 57′40 ″ в.д. / 41,0045 ° с.ш. 28,9612 ° в.д. / 41.0045; 28.9612
Армянский Константинопольский Патриархат | |
---|---|
Герб Константинопольского Армянского Патриархата | |
Классификация | Восточное православие |
Предстоятель | Саак II Машалян |
Язык | Западноармянский |
Главный офис | Стамбул, Турция |
Территория | Турция |
Признание | Армянской Апостольской Церковью в качестве своей автономной церкви |
Разделение | Армянская Евангелическая Церковь (1846) |
Члены | 95,000 |
Армянский Константинопольский Патриархат (Турецкий : Стамбул Эрмени Патриханези; Западный Армянский : Պատրիարքութիւն Հայոց Կոստանդնուպոլսոյ, Бадриарк'ютюн Айоц Госдантнуболсой) - автономный См.. Резиденцией Армянского Патриархата Константинополя является Патриаршая церковь Сурп Асдвадзадзин (Патриаршая церковь Святой Богородицы) в районе Кумкапы в Стамбуле.
Армянский Константинопольский Патриарх, также известный как Армянский Патриарх Стамбула, сегодня является главой Армянского Патриархата Константинополя.
В течение византийского периода Армянской Апостольской церкви не разрешалось действовать в Константинополе, поскольку две церкви [Армянская церковь и Православная церковь] считали друг друга еретиками. Раскол был основан на неприятии Халкидонского Собора Восточными Православными Церквями, частью которых является Армянская Церковь, в то время как Византийская Церковь и остальная часть Восточного Православия имели принято.
После завоевания Константинополя Османская империя позволила греческому православному патриархату Константинополя остаться в городе. Но султан Мехмед II просил армян основать свою церковь в новой столице Османской империи, как часть системы Миллета. С тех пор Армянский Патриархат Константинополя стал высшим религиозным учреждением в Османской империи, даже стоя над армянским католикосом. На короткое время Сирийская Православная Церковь была также передана в ведение Армянского Патриархата.
Первым армянским патриархом Константинополя был Оваким I, который был в то время митрополит Бурсы. В 1461 году он был доставлен в Константинополь султаном Мехмедом II и утвержден как армянский патриарх Константинополя. Оваким I был признан религиозным и светским лидером всех армян в Османской империи и носил титул milletbaşı или этнарх, а также патриарх.
Со времени основания Патриархата было 84 отдельных Патриарха:
Армянский Патриархат служил армянам Османской империи линией Патриархи в Константинополе.
Однако, как и Греческий Патриархат, армяне серьезно пострадали от вмешательства государства в их внутренние дела.
Хотя с 1461 г. было 115 понтификатов, патриархов было только 84.
В 1861 году султан Абдулазиз.
предоставил национальную конституцию (Сахманадроотюн по-армянски) армянам, живущим в Османской империи. В 1896 году Патриарх (Измирлян) был свергнут и сослан в Иерусалим. султаном Абдулхамидом II за смелое осуждение резни 1896 года. Конституция армян была приостановлена султаном.
Армянскому патриарху Константинополю Мадтеосу III (Измирлян) было разрешено вернуться в Стамбул в 1908 году, когда султан Абдулхамид II был свергнут младотурки.
Новая турецкая администрация также восстановила конституцию. В начальный период правления младотурок армяне пережили короткий период восстановления гражданских свобод между 1908 и 1915 годами.
Однако в 1915 году армяне пережили большие лишения под властью младотурок из-за стремление турецкого правительства к тому, чтобы его народы были религиозно однородными (т.е. мусульманскими), возможно, мотивированное воображаемой угрозой со стороны армян со стороны российского влияния, с которым Турция находилась в состоянии войны. Соответственно, армянская община Турции в 1915 году была уничтожена массовыми депортациями и убийствами. События вокруг этой этнической чистки армян из Турции стали известны как Геноцид армян. Неспособность Турции признать эти события была источником серьезного беспокойства среди армян во всем мире на протяжении последних ста лет. До 1915 года в Турции проживало почти два миллиона армян; сегодня (2015 г.) здесь проживает менее 100 000 человек.
На этом фоне беспорядков для армян пост Патриарха оставался вакантным с 1915 по 1919 год. Он был восстановлен на короткий период с 1919 по 1922 год, где проживал Патриарх Завен I Дер Егиаян. Чтобы облегчить участь выживших после Геноцида армян, Патриархат учредил Комитет по оказанию помощи сиротам, Центральный комитет по делам депортированных, а также принял участие в создании Национальной миссии помощи.
Четыре армянских патриарха служили под началом правление младотурков.
Несмотря на резкое сокращение числа верующих во время Геноцида армян, патриархат остается духовным главой крупнейшей христианской общины, проживающей в настоящее время в Турции.
Сегодня армянские патриархи признаны главой Армянской апостольской церкви в Турции и приглашены на государственные церемонии.
Пять армянских патриархов служили после образования Турецкой Республики. Синод Патриархата голосами 25 из 26 его членов назначил Арама Атешяна Патриком Генелом Векили (турецкий исполняющий обязанности Патриарха) в 2010 году в связи с болезнью Патриарха Месроба II. Мутафян. Некоторые члены армянской общины Турции раскритиковали этот шаг и потребовали вместо этого избрания нового Патриарха всеобщим голосованием. (По оценкам, около 20 тысяч членов общины имеют право голосовать на таких выборах.) Наконец, 26 октября 2016 года Синод принял решение об отставке Патриарха Месроба II Мутафяна и организации выборы нового патриарха. После смерти Патриарха Месроба II, пр. Саак II Машалян был избран Патриархом Константинополя в 2019 году.
Патриархат издает ежегодный обзор на армянском языке под названием Шогагат (Лучи сверху), содержащий богословские и литургические, историко-культурные статьи.
Небольшой иллюстрированный бюллетень Lraper издается еженедельно (в летние месяцы - ежемесячно). Двуязычный Лрапер говорит на армянском и турецком языках.