Эфиопский календарь (Амхарский : የኢትዮጵያ ዘመን አቆጣጠር; yä'Ityoṗṗya zëmän aḳoṭaṭär) является основным календарем, используемым в Эфиопии, а также служит литургическим годом для христиан в Эфиопии и Эритрее, принадлежащих к эфиопской православной церкви Тевахедо, Эритрейская православная церковь Тевахедо, Восточно-католическая церковь, Коптская православная церковь Александрии и Пентай (эфиопско-эритрейский Евангелические) церкви (большинство протестантов в диаспоре имеют возможность выбрать эфиопский календарь или григорианский календарь для религиозных праздников; этот вариант используется, когда соответствующий восточный праздник не является государственным праздником в западный мир ). Эфиопский календарь - это солнечный календарь, который имеет больше общего с коптским календарем, но, как и юлианский календарь, он добавляет високосный день каждые четыре года без исключения и начинает год 29 или 30 августа по юлианскому календарю. Разрыв в семь-восемь лет между эфиопским и григорианским календарями является результатом альтернативного расчета при определении даты Благовещения.
. В эфиопском календаре двенадцать месяцев по тридцать дней плюс пять или шесть эпагоменальные дни, составляющие тринадцатый месяц. Эфиопские месяцы начинаются в те же дни, что и месяцы коптского календаря, но их названия находятся в геэз. Шестой эпагоменальный день добавляется каждые четыре года без исключения 29 августа по юлианскому календарю, за шесть месяцев до соответствующего високосного дня по юлианскому календарю. Таким образом, первый день эфиопского года, 1 Mäskäräm, в период с 1900 по 2099 год (включительно) обычно приходится на 11 сентября (по григорианскому календарю). Однако он приходится на 12 сентября, за несколько лет до григорианского високосного года.
Энкутаташ - слово для эфиопского Нового года на амхарском, официальном языке Эфиопия, хотя на языке геэз ее называют Ri'se Awde Amet («годовщина главы»), этот термин предпочитают эфиопские и эритрейские православные церкви Тевахедо. Это происходит 11 сентября по григорианскому календарю; за исключением года, предшествующего високосному, когда он приходится на 12 сентября. Эфиопский календарный год 1998 Amätä Məhrät («Год милосердия») начался по григорианскому календарю 11 сентября 2005 года. Однако эфиопские 1992 и 1996 годы., началась в григорианские даты «12 сентября 1999» и «2003» соответственно.
Это соответствие дат относится к 1900–2099 годам по григорианскому календарю. Високосный год в Эфиопии - каждые четыре года без исключения, в то время как центуриальные годы по григорианскому календарю являются високосными годами, которые делятся на 400; таким образом, набор соответствующих дат чаще всего применяется для одного столетия. Поскольку 2000 год по григорианскому календарю - високосный, текущая переписка длится два столетия.
Начало эфиопского года (праздник Эль-Найруз) приходится на 29 или 30 августа (в год, непосредственно предшествующий юлианскому високосному году). Эта дата соответствует старому юлианскому календарю; поэтому начало года было перенесено в используемом в настоящее время григорианском календаре на 11 или 12 сентября (в год, непосредственно предшествующий юлианскому високосному году). Это отклонение между юлианским и григорианским календарями будет увеличиваться с течением времени. Можно наблюдать настоящую дату начала в будущих веках в григорианской эпохе в эфиопскую Конвертер дат.
Для обозначения года эфиопы и последователи эритрейских церквей сегодня используют эпоху воплощения, которая датирует из Благовещения или Воплощения Иисуса 25 марта 9 года нашей эры (по юлианскому календарю), согласно расчетам Анниана Александрийского ок. 400; таким образом, его первый гражданский год начался семью месяцами раньше, 29 августа 8 г. н.э. Между тем европейцы в конечном итоге приняли вычисления, сделанные Дионисием Экзигу в 525 г. н.э., которые поместили Благовещение на восемь лет раньше, чем было у Анниана. Это приводит к тому, что число в эфиопском году оказывается на восемь лет меньше, чем число года по григорианскому календарю с 1 января до 10 или 11 сентября, а затем на семь лет меньше для оставшейся части года по григорианскому календарю.
В прошлом ряд других эпох для исчисления лет также широко использовался в Эфиопии и царстве Аксум.
Самой важной эпохой - когда-то широко использовавшейся восточным христианством и до сих пор используемой Коптской православной церковью Александрии - была эпоха мучеников, также известная как Диоклетиана. Эра, или эпоха Диоклетиана и мучеников, первый год которой начался 29 августа 284 года.
В соответствии с григорианским и юлианским Новым годом, 3 ⁄ 2 через 4 месяца разница между Эрой Мучеников и Anni Domini составляет 285 лет (285 = 15 × 19). Это связано с тем, что в 525 году нашей эры Дионисий Exiguus решил добавить 15 метонических циклов к существующим 13 метоническим циклам эпохи Диоклетиана (15 × 19 + 13 × 19 = 532), чтобы получить полный 532-летний средневековый пасхальный цикл, первый цикл которого закончился 247-м годом Эры мучеников (= 13 × 19), равным году DXXXI. Это также потому, что 532 - это продукт 19-летнего цикла Метона и 28-летнего солнечного цикла.
Около 400 г. н.э. александрийский монах по имени Панодорос установил Александрийскую эру (Anno Mundi = в год мир), дата создания, 29 августа 5493 г. до н.э.. После VI века нашей эры эта эпоха использовалась египетскими и эфиопскими хронологами. Двенадцатый 532-летний цикл этой эры начался 29 августа 360 г., то есть через 4 × 19 лет после Эры мучеников.
Епископ Анианос предпочитал стиль Благовещения на Новый год, 25 марта (см. Выше). Таким образом, он сдвинул эру Панодора примерно на шесть месяцев, чтобы она началась 25 марта 5492 г. до н.э. По эфиопскому календарю это было равно 15 Магабиту 5501 г. до н. Э. (E.C.). Эра Anno Mundi использовалась до конца 19 века.
Четырехлетний цикл високосных лет связан с четырьмя евангелистами: первый год после эфиопского скачка Год назван годом Иоанна, за которым следует Матфей -год, а затем Марка -год. Год с шестым эпагоменальным днем традиционно обозначается как Луки -год.
Нет никаких исключений из четырехлетнего цикла високосных лет, таких как юлианский календарь, но в отличие от григорианского календаря.
геэз, тигринья и амхарский язык. (с амхарскими суффиксами в скобках) | коптский | юлианский. (старый календарь). Дата начала | по григорианскому календарю. Дата начала. [с марта 1900 по февраль 2100] | по григорианскому календарю. в году после эфиопского високосного дня |
---|---|---|---|---|
Mäskäräm (መስከረም) | Тут (Thout ) | 29 августа | 11 сентября | 12 сентября |
Ṭəqəmt (i) (ጥቅምት) | Бабах (Паопи ) | 28 сентября | 11 октября | 12 октября |
Ḫədar (ኅዳር) | Hatur (Hathor ) | 28 октября | 10 ноября | 11 ноября |
Taśaś (ታኅሣሥ) | Kiyahk (Koiak ) | 27 ноября | 10 декабря | 11 декабря |
Ṭərr (i) (ጥር) | Тубах (Тоби ) | 27 декабря | 9 января | 10 января |
Якатит (Tn. Läkatit) (የካቲት) | Амшир (Мешир ) | 26 января | 8 февраля | 9 февраля |
Мегабит (መጋቢት) | Барамхат (Паремхат ) | 25 февраля | 10 марта | 10 марта |
Миязя (ሚያዝያ) | Барамунда (Пармути ) | 27 марта | 9 апреля | 9 апреля |
Gənbo (t) (ግንቦት) | Bashans (Pashons ) | 26 апреля | 9 мая | 9 мая |
Säne (ሰኔ) | Ба'уна (Паони ) | 26 мая | 8 июня | 8 июня |
amle (ሐምሌ) | Абиб (Эпип ) | 25 июня | 8 июля | 8 июля |
Нахасе (ነሐሴ) | Мисра (Месори ) | 25 июля | 7 августа | 7 августа |
agʷəmen / Ṗagume (ጳጐሜን / ጳጉሜ) | Наси (Пи Коги Энавот ) | 24 августа | 6 сентября | 6 сентября |
Эти даты действительны только с марта 1900 года по февраль 2100 года. Это связано с тем, что 1900 и 2100 годы не являются високосными по григорианскому календарю, хотя они все еще високосные. в эфиопском календаре, то есть даты до 1900 и после 2100 будут смещены.