Фридрих Гёльдерлин

редактировать
"Hölderlin" перенаправляется сюда. О немецкой группе см. Hoelderlin.

Фридрих Гёльдерлин
Гельдерлин, картина Франца Карла Гимера, 1792 г. Гельдерлин, картина Франца Карла Гимера, 1792 г.
Родился Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин 20 марта 1770 г. Лауффен-на-Неккаре, герцогство Вюртемберг, Священная Римская империя ( 1770-03-20)
Умер 7 июня 1843 г. (1843-06-07)(73 года) Тюбинген, Королевство Вюртемберг, Германская Конфедерация
Образование Тюбингер Штифт, Тюбингенский университет (1788–1793) Йенский университет (1795)
Жанр Лирическая поэзия
Литературное движение Романтизм, немецкий идеализм
Известные работы Гиперион
Подпись

Иоганн Кристиан Фридрих Гельдерлин ( UK : / ч ɜː л d ər л я п /, США : / ч ʌ л - / ; немецкий: [fʁiː.dʁɪç hœl.dɐ.lin] ( слушать ) Об этом звуке ; 20 марта 1770 - 7 Июнь 1843 г.) был немецким поэтом и философом. Описанный Норбертом фон Хеллингратом как «самый немецкий из немцев», Гельдерлин был ключевой фигурой немецкого романтизма. В частности, из-за его ранней связи и философского влияния на Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, он также был важным мыслителем в развитии немецкого идеализма.

Гёльдерлин родился в Лауффен-на-Неккаре. Детство было отмечено тяжелой утратой. Его мать хотела, чтобы он поступил в лютеранское служение, и он посещал Tübinger Stift, где дружил с Гегелем и Шеллингом. Он получил высшее образование в 1793 году, но не смог посвятить себя христианской вере и стал учителем. Два года спустя он ненадолго посетил Йенский университет, где пообщался с Иоганном Готлибом Фихте и Новалисом, прежде чем возобновить свою карьеру репетитора. Он изо всех сил пытался утвердиться в качестве поэта и страдал психическим заболеванием. В 1806 году его отправили в клинику, но сочли неизлечимым, и вместо него поселил плотник Эрнст Циммер. Последние 36 лет своей жизни он провел в резиденции Циммера и умер в 1843 году в возрасте 73 лет.

Гельдерлин следовал традициям Иоганна Вольфганга фон Гете и Фридриха Шиллера как поклонника греческой мифологии и древнегреческих поэтов, таких как Пиндар и Софокл, и сочетал в своих работах христианские и эллинские темы. Мартин Хайдеггер, на которого Гельдерлин оказал большое влияние, сказал: «Гельдерлин - один из наших величайших, то есть наиболее перспективных мыслителей, потому что он наш величайший поэт».

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Образование
    • 1.3 Карьера
    • 1.4 Психическое расстройство
    • 1.5 Более поздняя жизнь и смерть
  • 2 Работы
  • 3 Распространение и влияние
    • 3.1 Музыка
    • 3.2 Кино
  • 4 английских перевода
  • 5 Библиография
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 См. Также
  • 9 Внешние ссылки

биография

Ранние годы

Место рождения Фридриха Гельдерлина, Лауффен-на-Неккаре

Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин родился 20 марта 1770 года в Лауффен-на-Неккаре, в то время входившем в состав герцогства Вюртемберг. Он был первым ребенком Йоханны Кристианы Хейн и Генриха Фридриха Гёльдерлина. Его отец, управляющий церковным имением, умер, когда ему было два года, а Фридриха и его сестру Генрике воспитывала мать.

В 1774 году его мать переехала с семьей в Нюртинген, когда вышла замуж за Иоганна Кристофа Гока. Два года спустя Иоганн Гок стал бургомистром Нюртингена, и родился сводный брат Гельдерлина Карл Кристоф Фридрих Гок. В 1779 году Иоганн Гок умер в возрасте 30 лет. Позднее Гельдерлин описал, как его детство было испорчено горем и печалью, написав в переписке 1799 года со своей матерью:

"Когда умер мой второй отец, чью любовь ко мне я никогда не забуду, когда я с непостижимой болью почувствовал мое сиротское состояние и каждый день видел ваше горе и слезы, именно тогда моя душа взяла на себя впервые, эта тяжесть, которая никогда не уходила и которая с годами может только усилиться ».

Образование

Гёльдерлин начал свое образование в 1776 году, и его мать планировала, чтобы он присоединился к лютеранской церкви. При подготовке к вступительным экзаменам в монастырь он получил дополнительные инструкции по греческому, ивриту, латыни и риторике, начиная с 1782 года. За это время он подружился с Фридрихом Вильгельмом Йозефом Шеллингом, который был на пять лет младше Гельдерлина. Из-за разницы в возрасте Шеллинг «подвергался всеобщей насмешке», а Гельдерлин защищал его от оскорблений со стороны старшеклассников. Также в течение этого времени, Гельдерлин начал играть на фортепиано и проявлял интерес к туристической литературе Знакомясь с Georg Forster «s A кругосветного путешествия.

В 1784 году Гельдерлин поступил в Нижний монастырь в Денкендорфе и начал свое формальное обучение для вступления в лютеранское служение. В Денкендорфе он открыл для себя поэзию Фридриха Шиллера и Фридриха Готлиба Клопштока и предпринял пробные шаги в сочинении собственных стихов. Самое раннее известное письмо Гёльдерлина датировано 1784 годом и адресовано его бывшему наставнику Натанаэлю Кёстлину. В письме Гельдерлин намекнул на его колеблющуюся веру в христианство и беспокойство по поводу своего психического состояния.

Гёльдерлин перешел в Высший монастырь в Маульбронне в 1786 году. Там он влюбился в Луизу Наст, дочь администратора монастыря, и начал сомневаться в своем желании присоединиться к служению; он написал « Майн Форсац» в 1787 году, в котором заявляет о своем намерении достичь « света Пиндара » и достичь «высот Клопштока». В 1788 году он прочитал « Дон Карлос» Шиллера по рекомендации Луизы Наст. Позже Гёльдерлин написал Шиллеру письмо относительно Дона Карлоса, в котором говорилось: «Изучать Карлоса рациональным способом будет непросто, так как он столько лет был волшебным облаком, которым добрый бог моей юности окутал меня так, что Я бы не сразу увидел мелочность и варварство мира ».

Гёльдерлин посещал Tübinger Stift (на фото) с 1788 по 1793 год.

В октябре 1788 года Гельдерлин начал свое богословское обучение в Тюбингерском Стифте, где его сокурсниками были Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Исаак фон Синклер и Шеллинг. Было высказано предположение, что именно Гельдерлин во время своего пребывания в Тюбингене обратил внимание Гегеля на идеи Гераклита о единстве противоположностей, которые позже Гегель развил в своей концепции диалектики. В 1789 году Гельдерлин разорвал помолвку с Луизой Наст, написав ей: «Я желаю вам счастья, если вы выберете кого-то более достойного, чем я, и тогда вы наверняка поймете, что никогда не были бы счастливы со своим угрюмым, дурным настроением., и болезненный друг ", и выразил желание перевестись и изучать право, но уступил давлению матери, чтобы остаться в Стифте.

Наряду с Гегелем, Шеллингом и другими его коллегами во время его пребывания в Штифте, Гельдерлин был горячим сторонником Французской революции. Хотя он отвергал насилие периода террора, его приверженность принципам 1789 года оставалась непоколебимой. Республиканские симпатии Гёльдерлина повлияли на многие из его самых известных работ, таких как « Гиперион» и «Смерть Эмпедокла».

Карьера

После того, как он получил степень магистра в 1793 году, его мать ожидала, что он поступит в министерство. Однако Гельдерлин не находил удовлетворения в преобладающем протестантском богословии и вместо этого работал частным репетитором. В 1794 году он встретил Фридриха Шиллера и Иоганна Вольфганга фон Гете и начал писать свой эпистолярный роман « Гиперион». В 1795 году он на время поступил в Йенский университет, где посещал занятия Иоганна Готлиба Фихте и встретил Новалиса.

Существует оригинальная рукопись, датированная 1797 годом, ныне известная как Das älteste Systemprogramm des deutschen Idealismus (« Старейшая систематическая программа немецкого идеализма »). Хотя документ написан почерком Гегеля, считается, что он был написан Гегелем, Шеллингом, Гельдерлином или неизвестным четвертым лицом.

В качестве наставника во Франкфурте-на-Майне с 1796 по 1798 год он влюбился в Сюзет Гонтар, жену своего работодателя, банкира Якоба Гонтарда. Это чувство было взаимным, и эти отношения стали самыми важными в жизни Гельдерлина. Через некоторое время их роман был раскрыт, и Гельдерлина резко уволили. Затем он жил в Хомбурге с 1798 по 1800 год, тайно встречаясь с Сюзетой раз в месяц и пытаясь утвердиться в качестве поэта, но его жизнь была омрачена финансовыми проблемами, и ему пришлось принять небольшое пособие от матери. Его обязательная разлука с Сюзетт Гонтар также усугубила сомнения Гельдерлина в себе и своей ценности как поэта; он хотел преобразовать немецкую культуру, но не имел необходимого влияния. С 1797 по 1800 год он написал три версии - все незаконченные - трагедии в греческой манере «Смерть Эмпедокла» и сочинил оды в духе древних греков Алкея и Асклепиада Самосского.

Психический срыв

В конце 1790-х годов Гельдерлину поставили диагноз шизофрении, которое затем назвали « ипохондрией », состояние, которое ухудшилось после его последней встречи с Сюзетт Гонтар в 1800 году. После пребывания в Штутгарте в конце 1800 года, вероятно, сработает. над своими переводами Пиндара он нашел дальнейшую работу в качестве наставника в Хауптвиле, Швейцария, а затем в 1802 году в доме гамбургского консула в Бордо. Его пребывание во французском городе отмечается в Анденкене («Воспоминание»), одном из его величайшие стихи. Однако через несколько месяцев он вернулся домой пешком через Париж (где он впервые в своей жизни увидел подлинные греческие скульптуры в отличие от римских или современных копий). Он прибыл в свой дом в Нюртингене, физически и морально истощенный в конце 1802 года, и узнал, что Сюзетта Гонтар умерла от гриппа во Франкфурте примерно в то же время.

В своем доме в Нюртингене со своей матерью, набожной христианкой, Гельдерлин соединил свой эллинизм с христианством и стремился объединить древние ценности с современной жизнью; в элегии Гельдерлина Brod und Wein («Хлеб и вино») Христос рассматривается как последователь греческих богов, приносящий хлеб с земли и вино от Диониса. После двух лет в Нюртингене Исаак фон Синклер привел Гельдерлина в суд Гомбурга, который нашел для него синекуру в качестве придворного библиотекаря, но в 1805 году фон Синклер был осужден как заговорщик и предан суду за измену. Гёльдерлин тоже находился под угрозой суда, но был признан психически неспособным предстать перед судом. 11 сентября 1806 года Гельдерлина доставили в клинику в Тюбингене, которой руководил доктор Иоганн Генрих Фердинанд фон Аутенриет, изобретатель маски для предотвращения крика у душевнобольных.

Первый этаж желтой башни (ныне известной как Hölderlinturm ) был местом жительства Гельдерлина с 1807 года до его смерти в 1843 году.

Клиника была прикреплена к Тюбингенскому университету, а поэт Юстинус Кернер, в то время изучавший медицину, был назначен присматривать за Гельдерлином. В следующем году Гельдерлин был выписан из больницы как неизлечимый и оставлен на три года жизни, но его принял плотник Эрнст Циммер (культурный человек, читавший Гипериона) и предоставил ему комнату в его доме в Тюбингене, бывшем башней в старая городская стена с видом на реку Неккар. Позже башня будет названа Hölderlinturm в честь 36-летнего пребывания поэта в этой комнате. Его проживание в этом здании составляло вторую половину его жизни и также упоминается как Turmzeit (или «Башенный период»).

Позже жизнь и смерть

Эскиз Гельдерлина Луизы Келлер, 1842 г.

В башне Гельдерлин продолжал писать стихи в простоте и формальности, совершенно непохожей на то, что он писал до 1805 года. Со временем он стал незначительной туристической достопримечательностью, и его посещали любопытные путешественники и охотники за автографами. Часто он играл на пианино или самопроизвольно писал короткие стихи для таких посетителей, чистые стихотворением, но почти лишенные аффекта, хотя некоторые из них (например, знаменитая Die Linien des Lebens («Строки жизни»), которые он написал) для его воспитателя Циммера на куске дерева) обладают потрясающей красотой и были положены на музыку многими композиторами.

Собственная семья Гёльдерлина не поддержала его финансово, но успешно подала прошение о том, чтобы его содержание было оплачено государством. Его мать и сестра никогда не навещали его, а его сводный брат посещал его только один раз. Его мать умерла в 1828 году: его сестра и сводный брат поссорились из-за наследства, утверждая, что Гельдерлину была выделена слишком большая доля, и безуспешно пытались отменить завещание в суде. Ни один из них не присутствовал на его похоронах в 1843 году, ни его друзья детства, Гегель и Шеллинг, которые давно его игнорировали; Семья Циммер была его единственными скорбящими. Его наследство, в том числе наследство, оставленное ему отцом, когда ему было два года, хранилось от него его матерью, и оно оставалось нетронутым и постоянно приносило проценты. Он умер богатым человеком, но не знал этого.

Работает

Поэзия Гельдерлина, широко известная сегодня как одна из вершин немецкой литературы, была мало известна или понятна при его жизни и ускользнула в безвестность вскоре после его смерти; его болезнь и затворничество заставили его исчезнуть из сознания современников - и, хотя избранные его работы были опубликованы его друзьями при его жизни, до конца XIX века они в значительной степени игнорировались.

Автограф Гельдерлина на первых трех строфах его оды "Ermunterung" ("Увещевание").

Подобно Гете и Шиллеру, его старшим современникам, Гельдерлин был горячим поклонником древнегреческой культуры, но для него греческие боги были не гипсовыми фигурами традиционного классицизма, а чудесно животворными действительными существами, но в то же время устрашающими. Намного позже Фридрих Ницше узнал в Гельдерлине поэта, который первым признал орфическую и дионисийскую Грецию мистерий, которые он соединил с пиетизмом своей родной Швабии в весьма оригинальном религиозном опыте. Гельдерлин разработал раннюю идею циклической истории и поэтому считал, что политический радикализм и эстетический интерес к античности, и, параллельно, христианство и язычество должны быть объединены. Он понимал и сочувствовал греческой идее трагического падения, которую он трогательно выразил в последней строфе своей "Гиперионской песни о судьбе" ("Песня о судьбе Гипериона").

В великих поэмах своей зрелости Гельдерлин обычно использовал крупномасштабный, обширный и несрифтовый стиль. Вместе с этими длинными гимнами, одами и элегиями, в том числе "Der Archipelagus" ("Архипелаг"), "Brod und Wein" ("Хлеб и вино") и "Patmos", он также культивировал более четкую и лаконичную манеру речи. эпиграммы и куплеты, а также короткие стихотворения вроде знаменитого «Hälfte des Lebens» («Середина жизни»).

Спустя годы после своего возвращения из Бордо он завершил некоторые из своих величайших стихотворений, но также, когда они были закончены, неоднократно возвращался к ним, создавая новые и более странные версии, иногда в нескольких слоях одной и той же рукописи, что делает редактирование его произведений хлопотно. Некоторые из этих более поздних версий (и некоторые более поздние стихотворения) фрагментарны, но имеют поразительную интенсивность. Иногда кажется, что он также считал фрагменты, даже с незавершенными строками и неполной структурой предложений, стихотворениями сами по себе. Этот навязчивый пересмотр и его отдельные фрагменты когда-то считались свидетельством его психического расстройства, но они оказали большое влияние на более поздних поэтов, таких как Пол Целан. В годы безумия Гельдерлин время от времени рисовал простодушные рифмованные катрены, иногда детской красоты, которые он подписывал фантастическими именами (чаще всего «Скарданелли») и давал вымышленные даты из предыдущих или будущих веков.

Распространение и влияние

Мемориал Фридриха Гёльдерлина в Лауффен-на-Неккаре

Главной публикацией Гельдерлина при его жизни был его роман « Гиперион», вышедший в двух томах (1797 и 1799). Были опубликованы различные отдельные стихи, но они не привлекли особого внимания. В 1799 году он выпустил периодическое издание « Идуна».

В 1804 году его переводы драм Софокла были опубликованы, но, как правило, вызывали насмешки из-за их очевидной искусственности и сложности, которые, по мнению его критиков, были вызваны переносом греческих идиом на немецкий язык. Однако теоретики перевода 20-го века, такие как Вальтер Бенджамин, подтвердили их, продемонстрировав их важность как новой - и очень влиятельной - модели поэтического перевода. Der Rhein и Patmos, два из самых длинных и наиболее насыщенных из его гимнов, появились в поэтическом календаре в 1808 году.

Вильгельм Вайблингер, который неоднократно посещал Гельдерлина в своей башне в 1822–1823 годах и изображал его в качестве главного героя своего романа « Фаэтон», заявил о необходимости издания его стихов, и первый сборник его стихов был выпущен Людвигом Уландом и Кристофом. Теодор Шваб в 1826 году. Однако Уланд и Шваб опустили все, что, как они подозревали, могло быть «тронутым безумием», что включало в себя большую часть фрагментированных работ Гельдерлина. Копия этой коллекции была передана Гёльдерлину, но позже была украдена охотником за автографами. Второе, расширенное издание с биографическим эссе появилось в 1842 году, за год до смерти Гельдерлина.

Только в 1913 году Норберт фон Хеллинграт, член литературного кружка, возглавляемого немецким поэтом- символистом Стефаном Георгом, опубликовал первые два тома того, что в конечном итоге стало шеститомным изданием стихов, прозы и писем Гельдерлина («Берлинское издание»)., Berliner Ausgabe). Впервые были опубликованы наброски и фрагменты гимнов Гёльдерлина, и стало возможным получить некоторый обзор его работ в период между 1800 и 1807 годами, которые в более ранних изданиях были очень скудно освещены. Берлинское издание и пропаганда фон Хеллинграта привели к тому, что Гельдерлин посмертно получил признание, которое всегда ускользало от него при жизни. В результате с 1913 года Гельдерлин был признан одним из величайших поэтов, когда-либо писавших на немецком языке.

Норберт фон Хеллинграт во время Первой мировой войны

Норберт фон Хеллинграт был зачислен в немецкую имперскую армию в начале Первой мировой войны и был убит в битве при Вердене в 1916 году. Четвертый том берлинского издания был опубликован посмертно. Берлинское издание было завершено после немецкой революции 1918 года Фридрихом Зеебассом и Людвигом фон Пигено ; остальные тома вышли в Берлине между 1922 и 1923 годами.

Еще в 1912 году, до того, как появилось Берлинское издание, Райнер Мария Рильке написал свои первые две « Дуинские элегии», форма и дух которых во многом опираются на гимны и элегии Гельдерлина. Рильке познакомился с фон Хеллингратом несколькими годами ранее и видел несколько набросков гимнов, а « Duino Elegies» возвестили начало новой оценки поздних произведений Гельдерлина. Хотя его гимны трудно воспроизвести, они оказали сильное влияние на современную поэзию на немецком и других языках, и иногда их называют венцом немецкой лирической поэзии.

Памятник Гёльдерлину в Альтер-ботаническом саду Тюбингена

Берлинское издание было в некоторой степени заменено Штутгартским изданием ( Grosse Stuttgarter Ausgabe), которое начало публиковаться в 1943 году и в конечном итоге было завершено в 1986 году. Это мероприятие было гораздо более строгим в текстовой критике, чем Берлинское издание, и решило многие проблемы интерпретация незаконченных и недатированных текстов Гельдерлина (иногда несколько версий одного и того же стихотворения с существенными различиями). Между тем, третье полное издание, Frankfurt Critical Edition ( Frankfurter Historisch-kritische Ausgabe), начало публиковаться в 1975 году под редакцией Дитриха Саттлера.

Хотя гимнический стиль Гельдерлина, зависящий от подлинной веры в божественное, создает глубоко личный сплав греческих мифических фигур и романтического мистицизма о природе, который может казаться как странным, так и соблазнительным, его более короткие, а иногда и более фрагментарные стихи получили широкое распространение. влияние также на более поздних немецких поэтов, начиная с Георга Тракла. Он также оказал влияние на поэзию Германа Гессе и Пауля Целана. (Целан написал стихотворение о Гёльдерлине под названием «Тюбинген, январь», которое заканчивается словом « Паллакш» - согласно Швабу, любимому неологизму Гёльдерлина, «что иногда означало да, иногда нет».)

Гёльдерлин был также мыслителем, который писал фрагментарно по поэтической теории и философским вопросам. Его теоретические работы, такие как эссе «Das Werden im Vergehen» («Становление в растворении») и «Urteil und Sein» («Суждение и бытие»), проницательны и важны, хотя и несколько сложны и трудны для анализа. Они поднимают многие ключевые проблемы, к которым также обращались его соседи по комнате в Тюбингене Гегель и Шеллинг, и, хотя его поэзия никогда не была "теоретической", интерпретация и толкование некоторых из его наиболее сложных стихотворений вызвали глубокие философские размышления мыслителей. такие как Мартин Хайдеггер, Теодор Адорно, Жак Деррида, Мишель Фуко и Ален Бадью.

Музыка

Поэзия Гёльдерлина вдохновила многих композиторов, создавая вокальную и инструментальную музыку.

Вокальная музыка

Одна из самых ранних установок поэзии Гёльдерлина является Schicksalslied от Иоганнеса Брамса, на основе Hyperions Schicksalslied. Среди других композиторов Гёльдерлина - Людвиг ван Бетховен ( An die Hoffnung - Opus 32), Питер Корнелиус, Ганс Пфитцнер, Рихард Штраус ( Драй Гимнен), Макс РегерAn die Hoffnung »), Альфонс Дипенброк ( Die Nacht), Вальтер Браунфельс. ( " Der Tod fürs Фатерлянд "), Ричард Уэц ( Hyperion), Йозеф Маттиас Хауэр, Герман Ройтер, Маргарета Schweikert, Стефан Вольпе, Пауль Хиндемит, Бенджамин Бриттен ( Sechs Гельдерлин-Fragmente ), Ханс Вернер Хенце, Бруно Мадерна ( Гиперион, Стела Диотима), Луиджи Ноно ( Прометей), Хайнц Холлигер ( Скарданелли-Циклус), Ганс Зендер ( Hölderlin lesen I-IV), Дьёрдь Куртаг (планировавший оперу о Гёльдерлине), Дьёрдь Лигети ( Три фантазии по Фридриху ) Ханс Эйслер ( Голливудский Лидербух), Виктор Ульманн, Вольфганг фон Швайниц, Вальтер Циммерманн ( Гиперион, эпистолярная опера) и Вольфганг Рим. Зигфрид Маттус написал цикл оркестровых песен Hyperion-Fragmente. Карл Орф использовал немецкий перевод Софокла Гельдерлина в своих операх « Антигона» и « Эдип дер Тиранн».

Вильгельм Киллмайер основал три песенных цикла Hölderlin-Lieder для тенора с оркестром на поздних стихах Гельдерлина; Саариахо «s Tag дез Jahrs для смешанного хора и электроники базируется на четырех из этих стихов. В 2003 году Грэм Waterhouse состоит цикл песен, Sechs späteste Lieder, для голоса и виолончели на основе шести поздних стихотворений Гёльдерлина. Люсьен Посман основал концерт-кантат для кларнета, хора, фортепиано и ударных на 3 стихотворения Гельдерлина (Teil 1. Die Eichbäume, Teil 2. Mein Eigentum, Teil 3. Da ich ein Knabe war) (2015). Он также поставил An die Parzen на музыку для хора и фортепиано (2012) и Hälfte des Lebens для хора. Несколько произведений Георга Фридриха Хааса заимствуют свои названия или текст из сочинений Гельдерлина, в том числе Hyperion, Nacht и сольный ансамбль «... Einklang freier Wesen...», а также составляющие его сольные пьесы, каждое из которых названо «... aus freier» Lust... verbunden... ". В 2020 году в рамках празднования в Германии 250-летия Гёльдерлина Крис Джарретт написал свою «Sechs Hölderlin Lieder» для баритона и фортепиано.

Финская мелодик-дэт-метал группа Insomnium применила стихи Гельдерлина к музыке в нескольких своих песнях, и многие песни шведской альтернативной рок- группы ALPHA 60 также содержат лирические отсылки к поэзии Гельдерлина.

Инструментальная музыка

Поздняя фортепианная сюита Роберта Шумана Gesänge der Frühe была вдохновлена ​​Гельдерлином, как и струнный квартет Луиджи Ноно Fragmente-Stille, Diotima и части его оперы Prometeo. Йозеф Матиас Хауэр написал много фортепианных пьес, вдохновленных отдельными строками стихов Гельдерлина. Пауль Хиндемит «s Первая фортепианная соната под влиянием поэмы Гёльдерлина Der Main. Ханс Вернер Хенце «s Седьмая симфония частично вдохновлен Гельдерлина.

Кино

  • Телевизионная драма 1981–1982 годов « Untertänigst Scardanelli» («Верные Скарданелли»), поставленная Джонатаном Бриелем в Берлине.
  • Фильм 1985 года « Половина жизни» назван в честь стихотворения Гельдерлина и посвящен тайным отношениям между Гельдерлином и Сюзеттой Гонтар.
  • В 1986 и 1988 годах Даниэль Юйе и Жан-Мари Штрауб сняли на Сицилии два фильма Der Tod des Empedokles и Schwarze Sünde, основанные на драме « Эмпедокл» (соответственно для двух фильмов они использовали первую и третью версии фильма). текст).
  • Немецкий режиссер Харальд Бергманн посвятил Гельдерлину несколько работ; к ним относятся фильмы Lyrische Suite / Das untergehende Vaterland (1992), Hölderlin Comics (1994), Scardanelli (2000) и Passion Hölderlin (2003)
  • Фильм «Истер» 2004 года основан на лекционном курсе Мартина Хайдеггера 1942 года (опубликованном как гимн Гельдерлина «Истер» ).

Переводы на английский

Гиперион
  • Некоторые стихи Фридриха Гёльдерлина. Пер. Фредерик Прокош. (Норфолк, Коннектикут: Новые направления, 1943).
  • Алкайские стихи. Пер. Элизабет Хендерсон. (Лондон: Вольф, 1962; Нью-Йорк: Унгер, 1963). ISBN   978-0-85496-303-4
  • Фридрих Гельдерлин: Стихи и фрагменты. Пер. Майкл Гамбургер. (Лондон: Routledge amp; Kegan Paul, 1966; 4-е изд. Лондон: Anvil Press, 2004). ISBN   978-0-85646-245-0
  • Фридрих Гельдерлин, Эдуард Мерике: Избранные стихи. Пер. Кристофер Миддлтон (Чикаго: Чикагский университет, 1972). ISBN   978-0-226-34934-3
  • Стихи Фридриха Гёльдерлина: Огонь богов побуждает нас разгораться днем ​​и ночью. Пер. Джеймс Митчелл. (Сан-Франциско: Hoddypodge, 1978; 2-е издание Сан-Франциско: Копье Итуриэля, 2004). ISBN   978-0-9749502-9-7
  • Гимны и отрывки. Пер. Ричард Зиберт. (Принстон: Принстонский университет, 1984). ISBN   978-0-691-01412-8
  • Фридрих Гельдерлин: Очерки и письма по теории. Пер. Томас Пфау. (Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка, 1988 г.). ISBN   978-0-88706-558-3
  • Гиперион и избранные стихи. Немецкая библиотека, том 22. Эд. Эрик Л. Сантнер. Пер. К. Миддлтон, Р. Зиберт, М. Гамбург. (Нью-Йорк: Continuum, 1990). ISBN   978-0-8264-0334-6
  • Фридрих Гельдерлин: Избранные стихи. Пер. Давид Константин. (Ньюкасл-апон-Тайн: Bloodaxe, 1990; 2ed 1996) ISBN   978-1-85224-378-4
  • Фридрих Гельдерлин: Избранные стихотворения и фрагменты. Эд. Джереми Адлер. Пер. Майкл Гамбургер. (Лондон: Пингвин, 1996). ISBN   978-0-14-042416-4
  • Что у меня есть: версии Гельдерлина и Мандельштама. Пер. Джон Райли и Тим Лонгвилл. (Манчестер: Carcanet, 1998). ISBN   978-1-85754-175-5
  • Софокл Гёльдерлина: Эдип и Антигона. Пер. Давид Константин. (Ньюкасл-апон-Тайн: Кровавый топор, 2001). ISBN   978-1-85224-543-6
  • Оды и элегии. Пер. Ник Хофф. (Мидлтаун, Коннектикут: Wesleyan Press, 2008). ISBN   978-0-8195-6890-8
  • Гиперион. Пер. Росс Бенджамин. (Бруклин, Нью-Йорк: Archipelago Books, 2008) ISBN   978-0-9793330-2-6
  • Избранные стихотворения Фридриха Гёльдерлина. Пер. Максин Чернофф и Пол Гувер. (Ричмонд, Калифорния: Омнидаун, 2008 г.). ISBN   978-1-890650-35-3
  • Очерки и письма. Пер. Джереми Адлер и Чарли Лаут. (Лондон: Пингвин, 2009). ISBN   978-0-14-044708-8
  • Смерть Эмпедокла: Траурная пьеса. Пер. Дэвид Фаррелл Крелл. (Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка, 2009 г.). ISBN   978-0-7914-7648-2
  • Стихи у окна / Poèmes à la Fenêtre, поздние созерцательные стихи Гёльдерлина, рифмованные и дозированные переводы Клода Ноймана на английский и французский языки, трехъязычное немецко-английско-французское издание, Editions www.ressouvenances.fr, 2017
  • Aeolic Odes / Odes éoliennes, английский и французский дозированные переводы Клода Ноймана, трехъязычное немецко-английско-французское издание, редакции www.ressouvenances.fr, 2019
  • Элегии / Les Elegies, английский и французский переводы Клода Ноймана, трехъязычное немецко-английско-французское издание, издания www.ressouvenances.fr, 2020

Библиография

  • Internationale Hölderlin-Bibliographie (IHB). Hrsg. vom Hölderlin-Archiv der Württembergischen Landesbibliothek Stuttgart. 1804–1983 гг. Bearb. Фон Мария Колер. Штутгарт 1985.
  • Internationale Hölderlin-Bibliographie (IHB). Hrsg. vom Hölderlin-Archiv der Württembergischen Landesbibliothek Stuttgart. Bearb. Фон Вернер Пауль Зонле и Марианна Шютц, онлайн 1984 и далее (после 1 января 2001 года: IHB онлайн).
  • Домашняя страница Hölderlin-Archiv

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Теодор В. Адорно, "Паратаксис: Поздняя поэзия Гельдерлина". В примечаниях к литературе, том II. Эд. Рольф Тидеманн. Пер. Шерри Вебер Николсон. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1992. стр. 109–149.
  • Франческо Альфьери, "Il Parmenide e lo Hölderlin di Heidegger. L '" altro inizio "come alternativa al dominio della soggettività", в Aquinas 60 (2017), стр. 151–163.
  • Давид Константин, Гёльдерлин. Оксфорд: Clarendon Press 1988, исправлено 1990. ISBN   978-0-19-815169-2.
  • Арис Фиоретос (ред.) Твердое письмо: чтения Фридриха Гельдерлина. Стэнфорд: Стэнфордский университет, 1999. ISBN   978-0-8047-2942-0.
  • Аннемари Гетманн-Зиферт, «Хайдеггер и Гельдерлин: чрезмерное использование« поэтов в бедное время »», Исследования Хайдеггера (1990). С. 59–88.
  • Дженнифер Анна Гозетти-Ференци, Хайдеггер, Гельдерлин и предмет поэтического языка. Нью-Йорк: Университет Фордхэма, 2004. ISBN   978-0-8232-2360-2.
  • Дитер Генрих, «Банда противников: Beobachtungen und Gedanken zu Hölderlins Gedicht». Штутгарт: Котта, 1986; Курс воспоминаний и другие очерки о Гёльдерлине. Эд. Эккарт Фёрстер. Стэнфорд: Стэнфордский университет, 1997. ISBN   978-0-8047-2739-6.
  • Мартин Хайдеггер, Erläuterungen zu Hölderlins Dichtung. Франкфурт-на-Майне: Клостерманн, 1944; Разъяснения поэзии Гёльдерлина. Пер. Кейт Хеллер. Амхерст, Нью-Йорк: Книги человечества, 2000.
  • Мартин Хайдеггер, Hölderlins Hymne "Der Ister". Франкфурт-на-Майне: Клостерманн, 1984; Гимн Гёльдерлина «Истер». Пер. Уильям Макнил и Джулия Дэвис. Блумингтон, Индиана: Университет Индианы, 1996.
  • Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). «Глава 3: Миф об отсутствии». Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN   978-0-226-40336-6. - глава, посвященная анализу отношения Гельдерлина к немецкому идеализму и его взглядов на магию, мифы и язычество.
  • Дэвид Майкл Клейнберг-Левин, Жесты этической жизни: Чтение вопроса о мере Гельдерлина после Хайдеггера. Стэнфорд: Стэнфордский университет, 2005. ISBN   978-0-8047-5087-5.
  • Жан Лапланш, Гельдерлин и вопрос об Отце (фр.: Hölderlin et la question du père, 1961), Перевод: Люк Карсон, Виктория, Британская Колумбия: Издания ELS, 2007. ISBN   978-1-55058-379-3.
  • Герт Лерноут, поэт как мыслитель: Гёльдерлин во Франции. Колумбия: Камден Хаус, 1994.
  • Джеймс Лучте, Смертная мысль: Гельдерлин и философия. Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Publishing, 2016.
  • Поль де Ман, «Хайдеггеровские экзегезы Гельдерлина». Слепота и прозрение. 2-е изд. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1983, стр. 246–266.
  • Анджей Варминский, Толкование чтения: Гельдерлин, Гегель, Хайдеггер. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1987.

Смотрите также

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-04 02:18:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте