Теория социального цикла

редактировать

Теории социального цикла относятся к числу самых ранних социальных теорий в социологии. В отличие от теории социального эволюционизма, которая рассматривает эволюцию общества и человеческую историю как прогресс в каком-то новом, уникальном направлении (ах), теория социологического цикла утверждает что события и этапы жизни общества и истории обычно повторяются циклично. Такая теория вовсе не означает, что не может быть социального прогресса. В ранней теории Сыма Цяня и более поздних теориях долгосрочных («светских») политико-демографических циклов, а также в теории Варника П.Р. Саркар явно учитывает социальный прогресс.

Содержание

  • 1 Исторические предшественники
  • 2 Теории XIX и XX веков
  • 3 Литературные выражения
  • 4 Современные теории
    • 4.1 Теория длинных циклов
    • 4.2 Кондратьевские волны
    • 4.3 Вековые циклы теория
    • 4.4 Теория четвертого поворота
    • 4.5 Циклы Шлезингера в истории Соединенных Штатов
    • 4.6 Клингбергские циклы внешней политики США
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Исторические предшественники

Интерпретация истории как повторяющихся циклов Темного и Золотого веков была распространенным верованием среди древних культур.

Более ограниченный циклический взгляд на история, определяемая как повторяющиеся циклы событий, была выдвинута в академическом мире в 19 веке в историософии (ветвь историографии ) и является концепцией, подпадающей под категорию социология. Однако Полибий, Ибн Халдун (см. Асабийя ) и Джамбаттиста Вико можно рассматривать как предшественников этого анализа. Saeculum был обнаружен еще в римские времена. В последнее время П. Р. Саркар в своей теории социального цикла использовал эту идею для разработки своей интерпретации истории.

Теории XIX и XX веков

Среди выдающихся историософов важное место занимает русский философ Николай Данилевский (1822–1885). В работе «Россия и Европа» (1869) он проводил различие между различными более мелкими цивилизациями (египетской, китайской, персидской, греческой, римской, немецкой и славянской, среди прочих). Он писал, что у каждой цивилизации есть свой жизненный цикл, и к концу XIX века римско-германская цивилизация пришла в упадок, а славянская цивилизация приближалась к своему золотому веку. Похожую теорию выдвинул Освальд Шпенглер (1880–1936), который в своей Der Untergang des Abendlandes (1918) также утверждал, что западная цивилизация вступила в его заключительная фаза развития и его упадок был неизбежен.

Первая теория социального цикла в социологии была создана итальянским социологом и экономистом Вильфредо Парето (1848–1923) в его Trattato di Sociologia Generale (1916). Он сосредоточил свою теорию на концепции элиты социального класса, который он разделил на хитрых «лисиц» и жестоких «львов». В его представлении об обществе власть постоянно переходит от «лисиц» к «львам» и наоборот.

Теория социологического цикла была также разработана Питиримом А. Сорокиным (1889–1968) в его «Социальной и культурной динамике» (1937, 1943). Он классифицировал общества в соответствии с их «культурным менталитетом», который может быть идеалистическим (реальность духовна), чувственным (реальность материальна) или идеалистическим (синтез обоих). Он интерпретировал современный Запад как чувственную цивилизацию, приверженную техническому прогрессу, и предсказал его падение в упадок и появление новой идеальной или идеалистической эпохи.

Александр Деулофе (1903–1978) разработал математическую модель социальных циклов, которые, как он утверждал, соответствуют историческим фактам. Он утверждал, что цивилизации и империи проходят циклы в своей книге «Математика истории» (в каталонском, опубликованной в 1951 г.). Он утверждает, что каждая цивилизация проходит минимум три 1700-летних цикла. В составе цивилизаций средняя продолжительность жизни империй составляет 550 лет. Он также заявил, что, зная природу этих циклов, можно было бы изменить циклы таким образом, чтобы изменения могли быть мирными, а не вести к войне. Деулофеу считал, что он обнаружил происхождение романского искусства в IX веке в районе между Эмпорда и Руссильоном, который, как он утверждал, был колыбелью второй цикл западноевропейской цивилизации.

Литературные выражения

Большая часть художественной литературы изображает различные виды циклической истории, с изображениями разрушения цивилизации и ее постепенного восстановления, чтобы снова разрушиться, и так далее.

Ранним примером является Анатоль Франс 1908 сатирический роман Французский : L'Île des Pingouins) (Остров пингвинов), в котором прослеживается история Пингвинии - слегка замаскированного аналога Франции - от средневековья до наших дней и в будущем чудовищного супергорода, который в конечном итоге рушится. За этим следует обновленный феодализм и аграрное общество, а также постепенное создание все более развитой цивилизации, кульминацией которого является появление нового чудовищного супергорода, который в конечном итоге снова рухнет, и так далее.

Более поздним примером является книга Уолтера М. Миллера-младшего Песнь Лейбовица, которая начинается после разрушительной ядерной войны, с католической церковью, стремящейся сохранить остатки старых текстов (как это было в историческом раннем средневековье), и заканчивается новой цивилизацией, построенной более двух тысяч лет, снова разрушающей себя в ядерной войне - и новая группа католического духовенства снова намеревается сохранить остатки цивилизованных знаний.

В будущем, изображенном в «Октябрь первый слишком поздно», научно-фантастическом романе 1966 года астрофизика Фреда Хойла, главные герои летают там, где они ожидали увидеть Соединенные Штаты, но не видят никаких признаков городской цивилизации. Сначала предполагая, что они были в прошлом до 1750 года, позже они обнаруживают, что это было время в будущем. Человечество обречено пройти через повторяющиеся циклы индустриализации, перенаселения, коллапса, за которым следует восстановление, а затем снова индустриализация, перенаселение, коллапс и так далее, снова и снова. В далеком будущем цивилизация, знающая об этой истории, больше не хочет прогресса.

Современные теории

Одним из наиболее важных недавних открытий в изучении долгосрочных динамических социальных процессов стало открытие политико-демографических циклов как основной характеристики динамики сложных социальных процессов. аграрные системы.

Наличие политико-демографических циклов в предновременной истории Европы и Китая, а также в обществах уровня вождества во всем мире известна довольно давно, и уже в 1980-х годах начали создаваться более или менее развитые математические модели демографических циклов (прежде всего для китайских «династических циклов ») (Ашер 1989). В настоящее время у нас имеется значительное количество таких моделей (Чу, Ли 1994; Нефедов 1999, 2002, 2003, 2004; С. Малков, Ковалев, А. Мальков 2000; С. Малков, А. Мальков 2000; Малков, Сергеев 2002, 2004a, 2004b; Малков и др. 2002; Мальков 2002, 2003, 2004; Турчин 2003, 2005a; Коротаев и др. 2006).

Теория длинных циклов

Джордж Модельски, который представил свои идеи в книге «Длинные циклы в мировой политике» (1987), является главным архитектором теории длинных циклов. Короче говоря, теория длительного цикла описывает связь между циклами войны, экономическим превосходством и политическими аспектами мирового лидерства.

Длинные циклы или длинные волны предлагают интересные перспективы глобальной политики, позволяя «тщательно изучить способы, которыми мировые войны повторялись, и ведущие государства, такие как Великобритания и США, сменяли друг друга в упорядоченным образом ". Не путать с идеей Саймона Кузнеца о длинных циклах, или долгих колебаниях, долгих циклах глобальной политики - это образцы прошлой мировой политики.

длинный цикл, по словам доктора Дэна Кокса, - это период времени, продолжающийся примерно от 70 до 100 лет. В конце этого периода «титул самой могущественной державы мира переходит из рук в руки». Модельски делит длинный цикл на четыре фазы. Если учесть периоды глобальной войны, которые могут длиться до одной четвертой от общего длительного цикла, цикл может длиться от 87 до 122 лет.

Многие традиционные теории международных отношений, в том числе другие подходы к гегемонии полагают, что исходный характер международной системы - анархия. Однако теория длительного цикла Модельски утверждает, что война и другие дестабилизирующие события являются естественным продуктом длительного цикла и более. Они являются частью жизненных процессов глобального государственного устройства и социального порядка. Войны - это «системные решения», которые «определяют движение системы через определенные промежутки времени». Поскольку «мировая политика - это не случайный процесс попадания или промаха, выигрыша или проигрыша, в зависимости от удачи розыгрыша или грубой силы участников», анархия просто не играет роли. В конце концов, долгие циклы на протяжении последних пяти веков служили средством для последовательного выбора и управления многочисленными мировыми лидерами.

Модеслки раньше считал, что длинные циклы являются продуктом современного периода. Он предполагает, что пять длинных циклов, имевших место примерно с 1500 года, являются частью более крупного глобального системного цикла или современной мировой системы.

Согласно теории длинных циклов, имело место пять длинных гегемонистских циклов, каждый из которых сильно коррелирует с экономическими волнами Кондратьева (или K-волнами). Первым гегемоном была Португалия в 16 веке, затем Нидерланды в 17 веке. Затем Великобритания служила дважды, сначала в 18 веке, затем в 19 веке. Соединенные Штаты были гегемоном с конца Второй мировой войны.

В 1988 году Джошуа С. Гольдштейн выдвинул концепцию политического кризиса среднего возраста в своей книге «Теория длинного цикла », Длинные циклы: процветание и война в Современная эпоха, которая предлагает четыре примера процесса:

волны Кондратьева

В псевдоэкономике волны Кондратьева (также называемые суперциклами, сильными скачками, длинными волнами, K-волнами или длинными экономический цикл) представляют собой гипотетические циклоподобные явления в современной мировой экономике. Утверждается, что период волны составляет от сорока до шестидесяти лет, циклы состоят из чередующихся интервалов высокого отраслевого роста и интервалов относительно медленного роста.

Такие теории отвергаются большинством экономистов на основании эконометрического анализа, который обнаружил, что спады по сути являются случайными событиями, и вероятность рецессии не показывает какой-либо модели во времени. Несмотря на частое использование термина бизнес-циклы для обозначения изменений в экономике вокруг его линии тренда, эта фраза считается неправильным употреблением. Широко признано, что колебания экономической активности не демонстрируют какого-либо предсказуемого повторения во времени, а появление циклов является результатом парейдолии.

теории вековых циклов

Последние наиболее важные достижения к разработке математических моделей долговременных («секулярных») социально-демографических циклов внесли Сергей Нефедов, Петр Турчин, Андрей Коротаев и Сергей Мальков. Важно то, что на основе своих моделей Нефедов, Турчин и Малков сумели продемонстрировать, что социально-демографические циклы были основной чертой сложных аграрных систем (а не специфически китайским или европейским феноменом).

Основная логика этих моделей такова:

  • После того, как население достигает потолка несущей способности земли, темпы его роста снижаются до почти нулевых значений.
  • Система испытывает значительный стресс из-за снижения уровня жизни простого населения, увеличения жестокости голода, роста восстаний и т. Д.
  • Как показал Нефедов, большинство сложные аграрные системы имели значительные резервы устойчивости, однако в течение 50–150 лет эти резервы обычно исчерпывались, и система переживала демографический коллапс (мальтузианская катастрофа ), когда все более жестокий голод, эпидемии, рост внутренних войн и другие бедствия привели к значительному сокращению населения.
  • . В результате этого коллапса свободные ресурсы стали доступность, производство и потребление на душу населения значительно увеличились, рост населения возобновился, и появилась новая социодемогр. Начался афический цикл.

Стало возможным довольно эффективно моделировать эту динамику математически. Отметим, что современные теории политико-демографических циклов не отрицают наличие динамики тренда и пытаются изучить взаимодействие между циклической и трендовой составляющими исторической динамики.

Теория четвертого поворота

теория поколений Штрауса – Хоу, также известная как теория четвертого поворота или просто четвертая поворотная теория, созданная авторами Уильямом Штраус и Нил Хоу описывает теоретически повторяющийся цикл поколения в американской истории. Согласно теории, исторические события связаны с повторяющимися образами поколений (архетипами). Образ каждого поколения открывает новую эру (называемую поворотом), в которой существует новый социальный, политический и экономический климат. Обороты обычно длятся около 20–22 лет. Они являются частью более крупного циклического «saeculum » (долгая человеческая жизнь, которая обычно длится от 80 до 90 лет, хотя некоторые saecula длились дольше). Теория утверждает, что после каждого saeculum в американской истории повторяется кризис, за которым следует восстановление (максимум). Во время этого восстановления институты и общинные ценности сильны. В конечном итоге архетипы сменяющих друг друга поколений атакуют и ослабляют институты во имя автономии и индивидуализма, что в конечном итоге создает бурную политическую среду, которая создает условия для нового кризиса.

Циклы Шлезингера в истории Соединенных Штатов

Циклическая теория (история Соединенных Штатов) - это теория истории США, разработанная Артуром М. Шлезингером-старшим и Артур М. Шлезингер младший. В нем говорится, что история США чередуется между двумя фазами:

  • Либеральная, возрастающая демократия, общественная цель, озабоченность несправедливостью многих и права человека
  • Консервативная, содержащая демократию, частные интересы, озабоченность права немногих и права собственности

Каждая фаза порождает другую. Либеральные фазы порождают консервативные фазы из выгорания активизма, а консервативные фазы порождают либеральные фазы из накопления нерешенных проблем.

Клингбергские циклы внешней политики США

Фрэнк Клингберг предложил циклическую теорию внешней политики США. В нем говорится, что США чередуются между фазами экстравертов, фазами, включающими военные приключения, вызовом другим нациям и аннексией территорий, и фазами интровертов, фазами без этих действий.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 07:48:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте