Луиджи Ноно

редактировать
Эта статья о композиторе. Для художника см Луиджи Ноно (художник).

Луиджи Ноно (1979)

Луиджи Ноно ( итальянское произношение:  [luiːdʒi nɔːno] ; 29 января 1924 - 8 мая 1990) был итальянским авангардом композитором из классической музыки.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 1950-х годов и Дармштадтская школа
    • 1,3 1960-х и 1970-х годов
    • 1,4 1980-е годы
  • 2 Музыка
  • 3 записи
  • 4 ссылки
    • 4.1 Цитируемые источники
  • 5 Дальнейшее чтение
    • 5.1 Некрологи
  • 6 Внешние ссылки

биография

Дом в Венеции, где родился Ноно, в Понте Лонго, Fondamenta delle Zattere  [ it ], Дорсодуро

Ранние годы

Ноно родился в Венеции, был членом богатой артистической семьи; его дед был известным художником. Ноно начал уроки музыки с Джаном Франческо Малипьеро в Венецианской консерватории в 1941 году, где он приобрел знания о традициях мадригала эпохи Возрождения, среди других стилей. После получения диплома юриста в Падуанском университете он получил поддержку в области композиции от Бруно Мадерны. Через Мадерну он познакомился с Германом Шерхеном - тогдашним учителем дирижирования Мадерны - который дал Ноно дальнейшую опеку и был одним из первых наставников и защитников его музыки.

Шерхен представил первую признанную работу Ноно - Variazioni canoniche sulla serie dell'op. 41 di A. Schönberg в 1950 году на Международной выставке новой музыки в Дармштадте. Variazioni canoniche, основанный на двенадцать тонов серии из Арнольд Шенберг «s Op. 41, включая гексахорд «Ода Наполеону», отметил Ноно как преданного композитора антифашистской политической ориентации. ( Variazioni canoniche также использовал ряд ритмических значений из шести элементов.) Ноно был членом итальянского Сопротивления во время Второй мировой войны. Его политическая приверженность, объединяющая его с некоторыми из его современников в Дармштадте, такими как Анри Пуссер и в более ранние дни Ганс Вернер Хенце, отличала его от других, включая Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена. Тем не менее, именно с Булезом и Штокхаузеном Ноно стал одним из лидеров Новой музыки 1950-х годов.

1950-е и Дармштадтская школа

Мария Кшишковская  [ мн. ] И Витольд Груца  [ мн. ] В постановке балета Ноно " Il mantello rosso" 1962 года (1954)

Ряд ранних работ Ноно впервые был исполнен в Дармштадте, в том числе Tre epitaffi per Federico García Lorca (1951–53), La Victoire de Guernica (1954) - как и картина Пикассо, предназначенная как обвинение в зверствах военного времени - и Incontri (1955).). Liebeslied (1954) был написан для Ноа жена-к-быть, Нурия Шенберг (дочь Арнольда Шёнберга), с которым он познакомился в 1953 году мировой премьеры Моисея унд Арона в Гамбурге. Они поженились в 1955 году. Атеист, Ноно вступил в итальянскую коммунистическую партию в 1952 году.

Мировая премьера « Il canto sospeso» (1955–56) для сольных голосов, хора и оркестра принесла Ноно международное признание и признание как преемника Веберна. Рецензенты с изумлением отметили, что canto sospeso Ноно представляет собой синтез - до степени, которая вряд ли считалась возможным - между бескомпромиссно авангардным стилем композиции и эмоциональным, моральным выражением (в котором была соответствующая и дополнительная трактовка темы и текста) ".

Если существуют какие-либо свидетельства того, что работа Веберна не знаменует собой эзотерическое «истечение срока» западной музыки в пианиссимо афористических клочков, то это обеспечивается Il Canto Sospeso Луиджи Ноно... 32-летний композитор доказал, что он самый могущественный из преемников Веберна. ( Kölner Stadt-Anzeiger, 26 октября 1956 г.).

Это произведение, которое швейцарский музыковед Юрг Стенцль считает одним из центральных шедевров 1950-х годов, посвящено памяти жертв фашизма и включает прощальные письма, написанные политическими заключенными перед казнью. В музыкальном плане Nono открывает новые горизонты не только благодаря «образцу баланса между голосами и инструментами», но и в мотивированном, точечном вокальном письме, в котором слова разбиваются на слоги, которыми обмениваются голоса, чтобы сформировать плавающие, разнообразные звучания, которые можно сравнить к творческому расширению « техники Klangfarbenmelodie » Шенберга. Сам Ноно подчеркнул свои лирические намерения в интервью с Хансйоргом Паули, а связь с « Выжившим» Шенберга из Варшавы постулируется Герреро. Однако Штокхаузен в своей лекции в Дармштадте 15 июля 1957 года «Sprache und Musik» (опубликованной в следующем году в Darmstädter Beiträge zur Neuen Musik, а затем в Die Reihe ) заявил:

В некоторых пьесах «Песни» Ноно сочинял текст так, словно хотел убрать его с глаз публики там, где ему нет места... В разделах II, VI, IX и в частях III он превращает речь в звуки, шумы.. Тексты не поставлены, а скрыты в такой неизменно строгой и плотной музыкальной форме, что их трудно понять при исполнении.

Зачем тогда вообще тексты и почему эти тексты?

Вот объяснение. Устанавливая определенные части букв, о которых должно быть особенно стыдно, что они должны были быть написаны, музыкант принимает позицию только композитора, который предварительно выбрал буквы: он не интерпретирует, он не комментирует. Он скорее сводит речь к звукам и сочиняет с ними музыку. Перестановки гласных звуков a, ä, e, i, o, u; серийная структура.

Разве он не должен был выбирать в первую очередь тексты, столь богатые смыслом, а скорее звуки? По крайней мере, для разделов, где рассматриваются только фонетические свойства речи.

Ноно категорически возразил и сообщил Штокхаузену, что это «неверно и вводит в заблуждение, и что у него не было ни фонетической обработки текста, ни более или менее дифференцированной степени понятности слов, которые он имел в виду при настройке текста».) Покаянное признание, три года спустя, в лекции в Дармштадте от 8 июля 1960 г. под названием «Текст - музыка - Gesang», Ноно сердито написал:

Наследие этих писем стало выражением моей композиции. И из этой связи между словами как фонетико-семантической целостностью и музыкой как составным выражением слов следует понимать все мои более поздние хоровые сочинения. Совершенно бессмысленно заключать, исходя из аналитической обработки звуковой формы текста, что семантическое содержание отбрасывается. Вопрос, почему я выбрал именно эти тексты и никакие другие для композиции, не более разумен, чем вопрос, почему, чтобы выразить слово «глупый», используются буквы, расположенные в порядке глупых.

Полноинтервальный двенадцатитоновый ряд из пьесы Ноно « Собеседник»