Жан Лапланш | |
---|---|
Родился | 21 июня 1924 г.. Париж, Франция |
Умер | 6 мая 2012 г. (87 лет). Бон, Франция |
Национальность | Француз |
Научная карьера | |
Филдс | Психоанализ, виноградарство |
влияет | Жак Лакан, Гастон Башляр, Морис Мерло-Понти |
Влияет | Корнелиус Касториадис, Джудит Батлер |
Жан Лапланш (французский: ; 21 июня 1924 - 6 мая 2012) был французским автором, психоаналитик и винодел. Лапланш наиболее известен своими работами по психосексуальному развитию и теорией соблазнения Зигмунда Фрейда и написал более дюжины книг по психоаналитической теории. Журнал Radical Philosophy описал его как «самого оригинального и философски информированного психоаналитического теоретика своего времени».
С 1988 года до своей смерти Лапланш был научным руководителем немецко-французского перевода полного собрания сочинений Фрейда (Oeuvres Complètes de Freud / Psychanalyse - OCF.P ) в Press Universitaires de France, совместно с Андре Бургиньоном, Пьером Котэ и Франсуа Робер.
Лапланш вырос в регионе Кот-д'Ор во Франции. В юности он был активным участником Catholic Action, левой организации социальной справедливости. Лапланш посещал Высшую нормальную школу в 1940-х годах, изучая философию. Он был учеником Жана Ипполита, Гастона Башлара и Мориса Мерло-Понти. В 1943 году, во время режима Виши, Лапланш присоединился к французскому Сопротивлению и действовал в Париже и Бургундии. В 1946–47 он посетил Гарвардский университет на год. Вместо того чтобы поступить на философский факультет этого университета, он вместо этого учился на факультете социальных отношений и заинтересовался психоаналитической теорией. Вернувшись во Францию, Лапланш начал посещать лекции и проходить психоаналитическое лечение у Жака Лакана. Лапланш, по совету Лакана, начал изучать медицину, в конце концов получил докторскую степень и сам стал аналитиком, присоединившись к Международной психоаналитической ассоциации, членом которой он оставался до своей смерти.
Лапланш продолжал свою политическую деятельность. В 1948 году Лапланш был одним из основателей организации Socialisme ou Barbarie (Социализм или варварство) после разрыва с троцкизмом, но отмечает, что «атмосфера группы вскоре стала невозможной», из-за влияния Корнелиуса Касториадиса, который «установил гегемонию над журналом». Тем не менее, Лапланш оставался «в пользу тезиса Социализма или Барбарии» до 1968 года.
Лапланш много лет управлял Шато де Поммар, французский виноградник, вместе со своей женой Надин. Chateau de Pommard - это винодельня площадью 50 акров (200 000 м²) в Бургундии, имеющая самый длинный непрерывный виноградник в регионе Кот-д'Ор. Лапланши жили в поместье и несколько лет производили вино. В 2003 году пара продала поместье новым владельцам. Сделка включала соглашение о том, что Лапланши останутся в поместье и в течение некоторого времени продолжат участвовать в процессе виноделия. Их вино рекламировалось как «единственное вино в мире, выращенное и разлитое в бутылки старым учеником Лакана».
Лапланш и его жена были проинтервьюированы, как о вине, так и о психоанализе, в Агнес Варда документальный фильм Собиратели и я.
Надин Лапланш умерла весной 2010 года. Жан Лапланш, казалось, жил исключительно в Поммаре до своей смерти два года спустя.
Жан Лапланш был одним из основателей (1964 г.), а также был его президентом в 1969–1971 гг. Позже он был почетным членом этой ассоциации с Жаном-Бертраном Понталисом и Ги Розолато.
Лапланш был удостоен звания почетного доктора от Университета Лозанны (1986), Университет Буэнос-Айреса и Афинский университет. Он был лауреатом премии Мэри С. Сигурни (1995). Лапланш также был удостоен звания Рыцаря искусств и литературы в 1990 году.
Жан Лапланш был почетным профессором Парижского университета, где он преподавал с 1970 по 1993 год: он представил преподавание психоанализа в UFR des Sciences Humaines Cliniques »в Париже VII и довела его до уровня исследований. Он руководил диссертациями студентов, которые сейчас преподают «психоанализ в университете» (название исследования-обзора, основанного Жаном Лапланшем: 1975–1994) во Франции и в других странах мира (особенно в Латинской Америке).
Лапланш опубликовал свою первую книгу в 1961 году. В следующем году его пригласил на должность в Сорбонне Даниэль Лагаш. С тех пор Лапланш поддерживал регулярный график публикаций. Вместе с коллегой Жаном-Бертраном Понталисом Лапланш в 1967 году опубликовал «Язык психоанализа», который стал стандартным энциклопедическим справочником по психоанализу. Он был переведен на английский язык в 1973 году, а его тринадцатое издание на французском языке было опубликовано в 1997 году. Лапланш был президентом Психоаналитической ассоциации Франции с 1969 по 1971 год, его преемником стал Понталис. Его семинары были опубликованы в семитомной серии Problématiques, а многие из его наиболее важных эссе можно найти в La révolution copernicienne inachevée (1992).
Один из его основных вкладов в психоанализ состоит из théorie de la séduction généralisée (теория общего соблазнения, 1987). О своей работе по теории соблазнения он сказал:
[Моя] моя работа заключалась в том, чтобы показать, почему Фрейд упустил некоторые очень важные моменты в этой теории. Но прежде чем сказать, что мы должны пересмотреть теорию, мы должны ее знать. И я думаю, что незнание теории соблазнения заставляет людей возвращаться к чему-то доаналитическому. Обсуждая теорию соблазнения, мы отдаем должное Фрейду, возможно, отдавая должное Фрейду больше, чем он сам. Он забыл о важности своей теории и о самом ее значении, которое заключалось не только в важности внешних событий.
Лапланш предложил «переформулировать теорию соблазнения Фрейда как подлинно общую теорию происхождения подавленного бессознательного, а не просто этиологическая гипотеза о невротических симптомах ». Цель теории состояла в том, чтобы объяснить «нормальное» развитие бессознательного у людей, в то время как... она несет в себе теорию переноса и психоаналитического процесса в целом ».
Лапланш выделяет «загадочные означающие»... передаваемые через родительские сообщения другому »как ключевой элемент в создании бессознательного: по словам Лапланша,« загадка сама по себе является соблазнением, а ее механизмы бессознательны ». Таким образом, «Лапланш устанавливает у Фрейда связь между навязчивым воздействием взрослого Другого, с одной стороны, и травматической регистрацией, репрезентацией или записью присутствия Другого», с другой.
После введения теории всеобщего соблазнения Лапланш опубликовал сборник эссе под названием «Незавершенная коперниканская революция», в котором конкретно упоминался «объект» психоанализ, бессознательное - обобщенная теория соблазнения, подчеркивающая, что такая революция «неполна».
Фрейд, который неоднократно сравнивал психоаналитическое открытие с коперниканской революцией, был для Лапланша «его собственным Коперником, но также и своим собственным Птолемеем». Со стороны Коперника - совместное открытие бессознательного и теория соблазнения, которая поддерживает чувство «инаковости»; со стороны Птолемея есть (по мнению Лапланша) ложное направление фрейдовского «возврата к теории самоцентрирования». Таким образом, «то, что Лапланш называет« заблуждением »Фрейда, катастрофический переход от коперниканской концепции психики к птолемееву... произошло, когда Фрейд заменил свою раннюю теорию соблазнения... сексуальности как« чуждости », децентрирующей психику. «с одним, сосредоточенным на личности -« иллюзия вселенной, которую Лапланш охарактеризовал бы как Птолемеев, где эго считает, что занимает центральное положение ».
Категория пола, - говорит Жан Лапланш, у Фрейда часто «отсутствует или незаметно». Именно ребенок в присутствии взрослых поднимает вопрос об этой разнице, существующей у взрослых. Присвоение пола «представляет собой сложный процесс действий, который распространяется на язык и поведение значимых других ребенка, его окружение». Ребенка «бомбардируют» «предписывающими» сообщениями, которые он должен переводить и осмысливать - сообщения о назначении пола, все те, которые предоставляются взрослыми, близкими к ребенку: родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Их фантазии, их бессознательные или предсознательные ожидания ». Так, по мнению Жана Лапланша, «Да, гендер предшествует сексу. Но вместо того, чтобы организовывать его, он организован последним». Это в первую очередь «сексуальный» элемент в родителях, который «создает суету в определении пола», потому что инфантильное сексуальность взрослых возобновляется в присутствии ребенка.
Одно ключевое различие между подходом Лапланша к психоанализу и большинством из тех, что используются в англоязычном мире - теория объектных отношений, психология эго и клейнианская мысль - настаивание Лапланша на различии между влечением (Trieb) и инстинктом (Instinkt). В отличие от англоязычных школ, Лапланш - в некотором смысле следуя Лакану - устраняет биологически редуктивную основу человеческой сексуальности.
С 2010 г., начался перевод на английский язык полного собрания сочинений Жана Лапланша.