Йозеф Матиас Хауэр (19 марта 1883 - 22 сентября 1959) был австрийским композитором и теоретиком музыки. Он наиболее известен разработкой, независимо от Арнольда Шенберга и за год или два до этого, метода сочинения с использованием всех 12 нот хроматической гаммы. Хауэр был также важным ранним теоретиком двенадцатитонной музыки и композиции.
Хауэр «ненавидел все искусство, выражающее идеи, программы или чувства», вместо этого полагая, что «необходимо... поднять музыку до ее наивысшего... уровня», «чисто духовную, сверхчувственную музыку, сочиненную по безличным правилам, "и многие из его композиций отражают это в их прямом, часто атематическом," мозговом "подходе. Однако музыка Хауэра разнообразна, и не вся она придерживается этой эстетической позиции.
Хауэр родился в Винер-Нойштадте и умер в Вене. У него было раннее музыкальное образование в области виолончели, хорового дирижирования и органа, и он утверждал, что был самоучкой в теории и композиции. В 1918 году он опубликовал свою первую работу по теории музыки (теория тона и цвета, основанная на теории цветов Гете). В августе 1919 года он опубликовал свой «Закон двенадцати тонов», требующий, чтобы все двенадцать хроматических нот звучали до того, как какая-либо из них будет повторена. Это он разработал и впервые сформулировал теоретически в Vom Wesen des Musikalischen (1920), до самых ранних работ кружка Шенберга, посвященных технике двенадцати тонов.
Хауэр много писал, как музыку, так и прозу, до 1938 года, когда его музыка была добавлена в гастрольную выставку нацистского « дегенеративного искусства » ( Entartete Kunst). Он пробыл в Австрии всю войну и из страха ничего не опубликовал. Однако даже после войны он опубликовал немного больше, хотя считается, что в рукописи осталось несколько сотен произведений. Хауэр продолжал писать пьесы с двенадцатью тонами, одновременно обучая нескольких студентов своим техникам и философии. Сообщается, что во время своей смерти Хауэр отдал большую часть своего имущества, просто жив, сохранив копию И Цзин.
Композиционные техники Хауэра необычайно разнообразны и часто меняются от одного произведения к другому. Они варьируются от техник строительных блоков до методов, использующих последовательность аккордов, которая генерируется из двенадцатитонной строки («Мелос»), до пьес, использующих упорядоченную строку, которая затем подвергается систематической перестановке. Так называемые 44 «тропа» и их композиционное использование («тропическая техника») важны для многих двенадцатитональных техник Хауэра. В отличие от ряда из двенадцати тонов, который содержит фиксированную последовательность из двенадцати тонов, троп состоит из двух дополнительных гексахордов, в которых нет фиксированной последовательности тонов. Образы используются для структурных и интервальных представлений о двенадцатитоновой системе. Каждый троп предлагает определенную симметрию, которую может использовать композитор. Но Хауэр также использовал двенадцатитоновые ряды, используя один ряд для одной детали и подвергая этот ряд ряду преобразований, в первую очередь вращению (сохраняя порядок элементов в серии фиксированным, но реорганизуя их так, чтобы они начинались где-то в в середине и вернитесь к началу: например, ABCD... становится CD... AB.
По словам одного ученого, двенадцатитонная музыка Хауэра была сбалансирована между «обязательным правилом», согласно которому каждая композиция следует аранжировке общей хроматики: «Созвездие» или «Grundgestalt» («основная форма») », и его часто подчеркиваемым концепция тропов или неупорядоченного расположения пары гексахордов. Эта интерпретация, по-видимому, в значительной степени заимствована из теоретических работ Хауэра от начала до середины 1920-х годов, в которых он описывает эти методы. Но более пристальный взгляд на композиционные результаты Хауэра показывает, что значительная часть его двенадцатитоновая музыка 1920-х и 1930-х годов состоит из строго упорядоченных рядов, как и последующие Zwölftonspiele ( Двенадцатитоновые пьесы). Несмотря на это, Хауэр часто упоминается как изобретатель тропов в отличие от Арнольда Шёнберга и Второго Венского. School, которых считают сторонниками двенадцатитонного метода Шенберга (на самом деле, многие из двенадцатитональных пьес Шенберга и его ученика Альбана Берга строго не следуют этому методу..)
После 1940 года Хауэр писал исключительно Zwölftonspiele, обозначаемый иногда номером, иногда датой. Он написал около тысячи таких произведений, большинство из которых потеряно. Все эти пьесы были построены на упорядоченном двенадцатитонном ряду, причем фактический порядок часто определялся случайно. Эти пьесы были не столько концертными, сколько систематическими и контролируемыми медитациями на двенадцать тонов - скорее средством, чем целью. Хауэр считал, что двенадцать умеренных тонов открывают доступ к царству духовного; Таким образом, медитация на двенадцать тонов была молитвенным действием, а не публичным проявлением личных эмоций или выражений. Во многом использование Хауэром случайных элементов, и особенно его глубокий интерес к И-Цзин, параллельны таковым у американского композитора Джона Кейджа.
С 1920-х годов Хауэр фигурирует в литературе, например, в романе Отто Штёссля [ де ] « Зонненмелоди», « Верди» Франца Верфеля . Роман дер Опер [ де ] (персонаж Маттиас Фишбук). В конце своей жизни Хауэр говорил о Томасе Мане, а также о Теодоре В. Адорно с большой горечью, поскольку он чувствовал, что оба мужчины неправильно его поняли. Адорно писал о Хауэре, но только пренебрежительно. Из - за его более поздних достижений и разработок он также предполагается многими учеными, что Хауэр также модель для «Joculator Basiliensis» в Hermann Hesse «s Игра стеклянных бус.
Известно 576 работ (индекс Лафите), среди которых:
Хауэр считается важной фигурой в развитии теории и эстетики двенадцати тонов. Его ранние опубликованные произведения Vom Wesen des Musikalischen (1920) и Deutung des Melos формулируют более теоретические и эстетические аспекты мысли Хауэра, в то время как Vom Melos zur Pauke (1925) и Zwölftontechnik, Die Lehre von den Tropen (1926) предоставляют подробные музыкальные примеры. Из-за обсуждения тропов в Zwölftontechnik Хауэра обычно называли сторонником композиции тропов в отличие от тех, кто выступает за использование упорядоченных двенадцатитональных серий. Однако это мнение ошибочно; Образы были лишь одним из многих способов, которыми Хауэр подходил к систематической циркуляции всех двенадцати тонов. (Большая часть музыки, которую хвалят те, кто выступал за упорядоченную серию, - особенно музыка Шенберга и Берга, - была гораздо более гибкой на практике, чем, кажется, указывают их описания.) Эти ранние теоретические работы делают Хауэра одним из основателей. теории двенадцати тонов.
В своих теоретических трудах Хауэр часто называет двенадцать умеренных тонов своего рода духовным миром. Для Хауэра этот двенадцатитональный мир предлагает доступ к фундаментальным истинам существования, превращая композицию из акта личного выражения в мир преданности и созерцания. Таким образом, его различные двенадцатитоновые техники становятся средством для достижения цели, как и сами пьесы; конечная цель музыки - общаться с бесконечностью. Этот мистический подход к музыке заимствован из романтизма 19-го века и, конечно, не является исключительным для Хауэра, хотя он, возможно, был самым публичным сторонником этой идеи в Вене своего времени. Фактически, большая часть мышления Второй венской школы связана с идеей о том, что музыка обеспечивает доступ к духовной истине, идеей, адаптированной из сочинений Шопенгауэра, который в то время пользовался значительной популярностью, особенно среди художников. Хауэр часто ссылается на научные труды Гете (особенно на теорию цвета), которые, скорее всего, пришли к нему через редакции и комментарии Рудольфа Штайнера.
Наиболее важные сочинения: