Кайджа Саариахо

редактировать

Кайя Саариахо
KaijaSaariaho.png Кайджа Саариахо в 2016 году
РодилсяКайя Лаакконен. (1952-10-14) 14 октября 1952 года (68 лет). Хельсинки
ЭраСовременность
Известные работыСписок произведений Кайи Саариахо
Супруг (-и)Жан-Батист Баррьер

Кайя Аннели Саариахо (финский: ; урожденная Лаакконен, родилась 14 октября 1952 г.) - финский композитор, проживающий в Париже, Франция.

Саариахо изучала композицию в Хельсинки, Фрайбурге и Париже, где она живет с 1982 года. Ее исследования в Институте исследований и координации в области акустики / музыки (IRCAM) ознаменовал поворотный момент в ее музыке от строгого сериализма к спектрализму. Ее характерно богатые, полифонические текстуры часто создаются путем сочетания живой музыки и электроники.

В течение своей карьеры Саариахо получала заказы от Линкольн-центра за Кронос квартет и от IRCAM за Ensemble Intercontemporain, BBC, New York Philharmonic, Зальцбургский музыкальный фестиваль, Théâtre du Châtelet в Париже, и Финская национальная опера и др. В опросе композиторов 2019 года, проведенном BBC Music Magazine, Саариахо был признан величайшим композитором из ныне живущих.

Содержание
  • 1 Жизнь и творчество
  • 2 Награды и награды
  • 3 Избранные произведения
  • 4 Избранные записи
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь и работа

Саариахо родился в Хельсинки, Финляндия. Она училась в Академии Сибелиуса у Пааво Хейнинена. После посещения летних курсов Дармштадта она переехала в Германию, чтобы учиться в Высшей школе музыки Фрайбурга у Брайана Фернихоу и Клауса Хубера. Она обнаружила, что акцент ее учителей на строгом сериализме и математических структурах удушает, говоря в интервью:

Вам не разрешалось использовать пульс, тонально ориентированные гармонии или мелодии. Я не хочу писать музыку через отрицание. Допустимо все, если это сделано с хорошим вкусом.

В 1980 году Саариахо пошел на летние курсы Дармштадта и посетил концерт французских спектаклей Тристана Мурайля и Жерар Гризи. Слушание спектральной музыки впервые ознаменовало глубокий сдвиг в художественном направлении Саариахо. Этот опыт послужил поводом для ее решения посещать курсы компьютерной музыки, которые читали IRCAM, научно-исследовательский институт компьютерной музыки в Париже, Дэвид Вессель, Жан-Батист Баррьер и Марк Баттье..

В 1982 году она начала работать в IRCAM, исследуя компьютерный анализ звукового спектра отдельных нот, воспроизводимых различными инструментами. Она разработала методы компьютерной композиции, экспериментировала с musique concrète и написала свои первые произведения, сочетающие живое исполнение с электроникой. Она также сочиняла новые произведения, используя синтезатор IRCAM CHANT. Каждая из ее трилогий Jardin Secret создавалась с использованием компьютерных программ. Jardin secret I (1985), Jardin secret II (1986) и Nymphea (Jardin secret III) (1987). Ее работы с электроникой были разработаны в сотрудничестве с Жан-Батистом Баррьером, композитором, мультимедийным художником и ученым-компьютерщиком, который руководил отделом музыкальных исследований IRCAM с 1984 по 1987 год. Саариахо и Баррьер поженились в 1984 году. У них двое детей.

В Париже Саариахо разработал акцент на медленных преобразованиях плотных звуковых масс. Ее первая кассета Vers Le Blanc 1982 года и ее оркестровая и кассетная работа Verblendungen построены из одного перехода: в Vers Le Blanc переход происходит от одного питч-кластера к другому, а в Vers Le Blanc Verblendungen - от громкого к тихому. Verblendungen также использует пару визуальных идей в качестве своей основы: мазок кисти, который начинается с плотной отметки на странице и переходит в отдельные пряди, и само слово «verblendungen», что означает «ослепление».

Ее работа в 1980-х и 1990-х годах была отмечена акцентом на тембр и использованием электроники наряду с традиционными инструментами. Nymphéa (Jardin secret III) (1987), например, для струнного квартета и живой электроники и содержит дополнительный вокальный элемент: музыканты шепчут слова из стихотворения Арсения Тарковского, Теперь лето прошло. При написании «Нимфеи» Саариахо использовал генератор фракталов для создания материала. Рассказывая о процессе композиции, Саариахо сказал:

При подготовке музыкального материала для пьесы я использовал компьютер несколькими способами. Основу всей гармонической структуры составляют сложные звуки виолончели, которые я проанализировал на компьютере. Базовый материал для ритмических и мелодических преобразований рассчитывается компьютером, в котором музыкальные мотивы постепенно преобразуются, возвращаясь снова и снова.

Саариахо часто говорил о своей синестезии, которая включает в себя все чувств, говоря:

... визуальный и музыкальный мир для меня едины... Различные чувства, оттенки цвета или текстуры и тона света, даже ароматы и звуки сливаются в моем сознании. Они образуют целый мир сами по себе.

Другой пример - Six Japanese Gardens (1994), перкуссионная пьеса, сопровождаемая предварительно записанным электронным слоем японской природы, традиционных инструментов и пения буддийских монахов. Во время своего визита в Токио в 1993 году она расширила свою первоначальную концепцию ударных до полу- неопределенного произведения. Он состоит из шести частей, каждая из которых представляет собой сад, построенный в традиционной японской архитектуре, в которой она была ритмично вдохновлена. В частности, в частях IV и V, она исследовала множество возможностей сложной полиритмии в раскрепощенных инструментах. Она сказала:

... Я почувствовала связь между архитектурой и музыкой: обе формы искусства выбирают и вводят материалы, позволяют им расти, придают им форму, подготавливают новые контрастирующие элементы, создают различные отношения между материалами.

В В своей книге о Саариахо музыковед Пиркко Мойсала пишет о неопределенной природе этой композиции:

[Кайджа сказал:] «Существует так много видов ударных инструментов, которых я не знаю. Я подумал, что будет очень интересно посмотреть, как музыканты выбирают свои инструменты в определенных отрывках ». идентичность и характер композиции остаются неизменными даже при смене инструментов; каждая музыкальная идея требует определенного цвета звука, но не конкретного инструмента.

1 декабря 2016 года Метрополитен-опера впервые представила L'Amour de loin, вторая опера композитора, когда-либо представленная труппой (первая была исполнена более века назад, в 1903 году). Последующая трансляция оперы в кинотеатр 10 декабря 2016 года в рамках серии Metropolitan Opera Live in HD ознаменовала первую оперу композитора-женщины и первую оперу под управлением женщины-дирижера (Susanna Mälkki ), в сериале.

Награды и награды
Избранные произведения
  • Verblendungen (1984; оркестр, электроника)
  • Лихтбоген (1986; флейта, ударные, фортепиано, арфа, струнные, живая электроника)
  • Ио (1987; большой ансамбль, электроника)
  • Нимфея (1987; струнный квартет, электроника)
  • Petals (1988; виолончель, электроника)
  • Du cristal... (1989; оркестр, живая электроника)
  • ... à la Fumée (1990; соло на альтовой флейте и виолончель, оркестр)
  • NoaNoa (1992; флейта, живая электроника)
  • Graal théâtre (1994; скрипка, оркестр)
  • Folia (1995; контрабас, живая электроника)
  • Oltra Mar (1999; хор и оркестр)
  • L'Amour de loin (2000; Opera)
  • Sept Papillons (2000; соло виолончели)
  • Орион (2002; оркестр)
  • Астероид 4179: Тутатис (2005; оркестр)
  • La Passion de Simone (2006; оратория / опера)
  • Адриана Матер (2006; опера, либретто Амина Маалуф)
  • Notes on Light (2006; концерт для виолончели)
  • Terra Memoria (2007; струнный квартет)
  • Laterna Magica (2008; оркестр)
  • Эмили (2010; опера)
  • D'Om le Vrai Sens (2010; концерт для кларнета)
  • Circle Map (2012; оркестр)
  • Maan varjot ("Тени Земли") (2013; орган и оркестр)
  • True Fire (2014; баритон и оркестр)
  • Trans (2015; концерт для арфы)
  • Остается только звук (Always Strong and Feather Mantle)
Избранные записи
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 09:58:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте