Спектральная музыка использует акустические свойства звука - или звуковые спектры - в качестве основы для композиции.
С технической точки зрения спектральная музыка - это акустическая музыкальная практика, где композиционные решения часто основываются на сонографических представлениях и математическом анализе звуковых спектров или на математически сгенерированных спектрах. Спектральный подход фокусируется на манипулировании спектральными характеристиками, их соединении, и преобразовывая их. В этой формулировке компьютерный анализ звука и представления звуковых сигналов рассматриваются как аналог тембрального представления звука.
Спектральный подход (акустическая композиция) зародился во Франции в начале 1970-х, и методы были разработаны, а затем усовершенствованы, в основном в IRCAM, Париж, с помощью Ensemble l «Itinéraire » таких композиторов, как Жерар Гризи и Тристан Мюрей. Хьюгу Дюфурту обычно приписывают введение термина musique spectrale (спектральная музыка) в статье, опубликованной в 1979 году. Мурай описал спектральную музыку как эстетику, а не стиль, не столько набор приемов как установка; как выразился Джошуа Файнберг, признание того, что «музыка - это, в конечном счете, звук, развивающийся во времени». Джулиан Андерсон указывает на то, что ряд крупных композиторов, связанных со спектральностью, считают этот термин неуместным, вводящим в заблуждение, и редуктивный. Стамбульская конференция спектральной музыки 2003 года предложила новое определение термина «спектральная музыка», чтобы охватить любую музыку, в которой тембр является важным элементом структуры или языка.
В то время как спектрализм как историческое движение обычно считается начавшимся во Франции и Германии в 1970-х годах, он предшественник философии и техники спектрализма, как превыше всего ценим природу и свойства звука в качестве организующего принципа музыки, по крайней мере, в начале двадцатого века. Среди протоспектральных композиторов Клод Дебюсси, Эдгард Варез, Джачинто Селси, Оливье Мессиан, Дьёрдь Лигети, Яннис Ксенакис, Ламонте Янг и Карлхайнц Штокхаузен. Другие композиторы, предвосхитившие спектральные идеи в своих теоретических трудах, включают Гарри Партча, Генри Коуэлла и Пола Хиндемита. Также критически важным для истоков спектрализма было развитие методов анализа и синтеза звука в компьютерной музыке и акустике в этот период, особенно в отношении IRCAM во Франции и Дармштадта в Германии.
Джулиан Андерсон считает «Путешествие на золотой экран для камерного оркестра» (1968) датского композитора Пера Норгарда первым «по-настоящему инструментальным произведением спектральной композиции». Спектрализм как узнаваемое и объединенное движение, однако, возник в начале 1970-х годов, отчасти как реакция против и альтернативы преимущественно ориентированной на высоту эстетики сериализма и пост-сериализма, которые преобладали в то время. Ранние спектральные композиторы были сосредоточены в городах Париже и Кельне и были связаны с композиторами Ensemble l'Itinéraire и Feedback Group, соответственно. В Париже Жерар Гризи и Тристан Мюрей были наиболее выдающимися пионерами спектральных методов; «Espaces Acoustiques» Гризи и «Гондвана» Мурая были двумя влиятельными произведениями этого периода. В их ранней работе особое внимание уделялось использованию серии обертонов, методам спектрального анализа, кольцевой и частотной модуляции, а также медленно разворачивающимся процессам создания музыки, которая привлекла новое внимание к тембру и текстуре.
German Feedback Group, включая Йоханнес Фрич, Месиас Майгуашка, Петер Этвош, Клод Вивье и Кларенс Барлоу, в первую очередь были связаны с ученики и ученики Карлхайнца Штокхаузена, и примерно в то же время начали внедрять спектральные методы. В их работах, как правило, уделялось больше внимания линейному и мелодичному письму в спектральном контексте, чем в работах их французских современников, хотя и со значительными вариациями. Другая важная группа ранних спектральных композиторов была сосредоточена в Румынии, где возникла уникальная форма спектрального искусства, частично вдохновленная румынской народной музыкой. Эта народная традиция, собранная Белой Барток (1904–1918), с ее акустическими гаммами, заимствованными непосредственно из резонансных и естественных духовых инструментов семейства alphorn, таких как buciume и тулнис, а также cimpoi волынка вдохновили нескольких спектральных композиторов, в том числе Анатол Виеру, Аурел Строе, Штефан Никулеску, Горациу Рэдлеску, Янку Думитреску и Октавиан Немеску.
К концу двадцатого века методы, связанные с композиторами-спектаклями, начали применяться более широко, и Первопроходцы спектрального искусства начали более полно интегрировать свои методы с методами других традиций. Например, в своих работах с конца 1980-х и до 1990-х годов и Гризи, и Мюрей начали смещать акцент с более постепенного и регулярного процесса, который характеризовал их ранние работы, чтобы включать более внезапные драматические контрасты, а также более прямолинейное и контрапунктное письмо.. Точно так же спектральные техники были заимствованы композиторами из самых разных традиций и стран, включая Великобританию (с такими композиторами, как Джулиан Андерсон и Джонатан Харви ), Финляндию (такие композиторы, как Магнус Линдберг и Кайджа Саариахо ) и Соединенные Штаты. Дальнейшее развитие - появление «гиперспектрализма» в работах Янку Думитреску и Ана-Марии Аврам.
«Призрачное приключение позволило обновить, без имитации основы западной музыки, потому что это не закрытая техника, а установка ». - Жерар Гризи.
«Набор методов и техник» вторичен, являясь лишь «средством достижения звукового результата».
Спектральная музыка фокусируется на явлении и акустике звука, а не его потенциальных семантических качеств. Материал смолы и содержание интервалов часто получают из гармонического ряда, включая использование микротонов. Спектрографический анализ акустических источников послужил источником вдохновения для оркестровки. Реконструкция электроакустических источников материалов с помощью акустических инструментов - еще один распространенный подход к спектральной оркестровке. В «аддитивном инструментальном синтезе» инструменты назначаются для воспроизведения дискретных компонентов звука, например, отдельной партии. Амплитудная модуляция, частотная модуляция, разностные тоны, гармоническое слияние, остаточная высота тона, явления тона Шепарда и другие психоакустические концепции. к музыкальным материалам. Формальные концепции, важные в спектральной музыке, включают процесс и растяжение времени. Хотя разработка "значительно отличается от минималистской музыки " тем, что могут быть затронуты все музыкальные параметры, она также привлекает внимание к очень тонким аспектам музыки. Эти процессы чаще всего обеспечивают плавный переход с помощью интерполяции. Любой или все из этих методов могут применяться в конкретной работе, хотя этот список не является исчерпывающим.
Румынская спектральная традиция больше фокусируется на изучении того, как сам звук ведет себя в «живой» среде. Звуковая работа не ограничивается гармоническими спектрами, но включает преходящие аспекты тембра и негармонических музыкальных компонентов (например, ритм, темп, динамика ). Более того, звук рассматривается феноменологически как динамическое присутствие, с которым можно столкнуться при слушании (а не как объект научного исследования). Этот подход приводит к трансформирующему музыкальному языку, в котором непрерывное изменение материала смещает центральную роль, отведенную структуре в спектрализме «французской школы».
Спектральная музыка первоначально была связана с композиторами французского Ensemble l'Itinéraire, включая Дюфура, Жерара Гризи, Тристана Мюрайля и Майкл Левинас. Для этих композиторов музыкальный звук (или естественный звук) взят в качестве модели для композиции, что привело к интересу к исследованию внутренней части звуков. Джачинто Счелси оказал большое влияние на Гриси, Мурайля и Левинаса. ; его подход к изучению отдельного звука в своих произведениях и «плавное» понимание времени (например, в его Quattro pezzi su una nota sola) сильно повлияли на этих композиторов, включив в их произведения новые инструментальные техники и вариации тембра.
Другие композиторы спектральной музыки, в основном, из группы German Feedback, Йоханнес Фрич, Месиас Майгуашка, Петер Этвош, Клод Вивье и Кларенс Барлоу. Черты спектрализма также независимо просматриваются в современном творчестве румынских композиторов Штефана Никулеску, Горациу Радлеску и Янку Думитреску.
Independent Из развития спектральной музыки в Европе американский композитор Джеймс Тенни включил более пятидесяти значительных произведений, в которых присутствуют спектральные черты. На него повлияло знакомство с научной культурой, которая преобладала в послевоенную эпоху, и «квазиэмпирической музыкальной эстетикой» от Джона Кейджа. Его работы, хотя и имеют сходство с европейской спектральной музыкой, но в некоторых отношениях отличительны, например, в его интересе к «посткейджианской неопределенности».
Спектральное движение вдохновляло на большее. недавние композиторы, такие как Джулиан Андерсон, Ана-Мария Аврам, Джошуа Файнберг, Георг Фридрих Хаас, Джонатан Харви, Фабьен Леви, Магнус Линдберг и Кайя Саариахо.
Среди французских композиторов «пост-спектральных» - Эрик Танги, Филипп Юрель, Франсуа Париж, Филипп Леру и Тьерри Блондо.
В Соединенных Штатах такие композиторы, как Элвин Люсье, Ла Монте Янг, Терри Райли, Мэриэнн Амахер, Фил Ниблок и Гленн Бранка связывают некоторые влияния спектральной музыки в своих собственных работах. Творчество Тенни также оказало влияние на ряд композиторов, таких как Ларри Полански и Джон Лютер Адамс.
В США джазовый саксофонист и композитор Стив Леман и в Европе, Французский композитор [fr ; de ], оба представили спектральные техники в области джаза.
Характерные спектральные пьесы включают:
Другие произведения, в которых используются спектральные идеи или техники, включают:
Постспектральные пьесы включают:
Стрия и Мортуос Планго, Vivos Voco являются примерами электронная музыка, использующая спектральные методы.