Дармштадтская школа ссылается группе композиторов, которые были связаны с Дармштадтскими международными летними курсами новой музыки (немецкий : Darmstädter Ferienkurse ) с начала 1950-х до начала 1960-х гг. Дармштадт, Германия, и кто разделял некоторые эстетические взгляды. Первоначально это означало всего четыре композитора: Пьер Булез, Бруно Мадерна, Луиджи Ноно и Карлхайнц Штокхаузен, но позже появились и другие. добавлены разными способами. Термин не относится к учебному заведению.
Основанный в 1946 году Вольфгангом Штайнеке, Darmstädter Ferienkurse, проводимый ежегодно до 1970 года, а затем каждые два года, включает преподавание как композиции, так и интерпретации, а также включает премьеры новых произведений. После смерти Стейнеке в 1961 году курсами руководили [ru ] (1962–81), Фридрих Фердинанд Хоммель (1981–94), Сольф Шефер (1995–2009) и Томас Шефер (2009–). Благодаря этим курсам Дармштадт сегодня стал крупным центром современной музыки, особенно для немецких композиторов.
Автор Луиджи Ноно в своей лекции 1958 «Die Entwicklung der Reihentechnik» (Nono 1975, 30; Fox 1999, 111–12), Дармштадтская школа описывает бескомпромиссно серийная музыка, написанная композиторами, такими как Пьер Булез, Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокхаузен (трех композиторов Ноно специально называет в своей лекции вместе с самим собой), Лучано Берио, Эрл Браун, Джон Кейдж, Альдо Клементи, Франко Донатони, Никколо Кастильони, Франко Евангелисти, Карел Гойвертс, Маурисио Кагель, Готфрид Майкл Кениг, Джакомо Манцони и Анри Пуссер с 1951 по 1961 гг. (Ielmini 2012, 237; Muller-Doohm 2005, 392–93; Priore 2007, 192; Schleiermacher 2000, 20–21; Шлейермахер 2004, 21–22; Уайтинг 2009), и даже композиторы, которые никогда не посещали Дармштадт, такие как Жан Барракэ и Яннис Ксенакис (Мэлоун 2011, 90). Два года спустя Дармштадтская школа фактически распалась из-за музыкальных разногласий, что еще раз выразил Ноно в своей дармштадтской лекции 1960 года «Текст - Музыка - Гесанг» (Fox 1999, 123). Тем не менее, композиторы, работавшие в Дармштадте в начале 1960-х годов при преемнике Стейнеке Эрнсте Томасе, иногда включаются в расширении - Гельмут Лахенманн, например (Schleiermacher 2004, 23–24) - и хотя он был только в Дармштадте до 1950 года, Оливье Мессиан также иногда включается из-за влияния его музыки на более поздних композиторов Дармштадта (Schleiermacher 2000, 20). Однако, согласно одному источнику, хотя Мессиан «ненадолго посетил» курсы в 1949 г., «он не преподавал студентов и не читал лекций» (Iddon 2013, 31).
В Дармштадте появилось много выдающихся лекторов. Среди них Теодор В. Адорно, Милтон Бэббит, Лучано Берио, Пьер Булез, Джон Кейдж, Кристоф Каскел, Мортон Фельдман, Вольфганг Фортнер, Северино Газцеллони, Алоис Хаба, Ганс Вернер Хенце, Герман Хейсс, Леярен Хиллер, Рудольф Колиш, Алоис Контарский, Эрнст Кренек, Рене Лейбовиц, Дьёрдь Лигети, Бруно Мадерна, Мириам Марбе, Оливье Мессиан, Луиджи Ноно, Зигфрид Палм, Анри Пуссер, Хайнц Рехфус, Вольфганг Рим, Герман Шерхен, Эдуард Штойерманн, Карлхайнц Штокхаузен, Давид Тюдор, Эдгард Варез, [де ] и Яннис Ксенакис (Томас и Шлютер 2001), Янгхи Паг-Паан, Изабель Мандри, Ольга Нойвирт, Хая Черновин, Кайя Саариахо, Лиза Лим, Ребекка Сондерс и Дженнифер Уолш (Анон. 2016,)
Композиторы, такие как Булез, Штокхаузен и Ноно, писали свою музыку после Второй мировой войны, во время которой многие композиторы, такие как Рихард Штраус, Третий Рейх политизировал их музыку. Французские критики осудили Булеза за то, что он ассоциировался с Дармштадтом, и особенно за то, что впервые опубликовал его книгу Penser la musique d'aujourd'hui на немецком языке, языке недавних врагов Франции, ошибочно связывая прозу Булеза с извращенным языком Нацисты. И все это несмотря на то, что Булез никогда не использовал немецкие тексты в своей вокальной музыке, выбрав для Le marteau sans maître, например, стихи Рене Шара, который во время войны был член французского Сопротивления и лидер маки в Низких Альпах (Olivier 2005, 57–58).
Основное влияние на дармштадтскую школу оказали работы Веберна и Вареза - который посетил Дармштадт только один раз, в 1950 году, когда его встретил Ноно (Иддон 2013, 40) - и «Mode de valeurs et d'intensités » Оливье Мессиана (из Quatre études de rythme ).
Практически с самого начала фраза Дармштадтская школа использовалась как уничижительный термин такими комментаторами, как Курт Хонолка (статья 1962 года цитируется в Boehmer 1987, 43), чтобы описать любую музыку, написанную в бескомпромиссном стиле, несмотря на наличие многих композиторов и школ, запрещающих сериализм и модернизм.
В конце 1950-х и начале 1960-х курсы были обвинены в очевидном отсутствии интереса со стороны некоторых из их фанатичных последователей к любой музыке, не соответствующей бескомпромиссно современным взглядам Пьера Булеза - «партийное подчинение». «ортодоксальной клики» «секты», по словам доктора Курта Хонолка, написанного в 1962 году с целью «заставить публику поверить в то, что самая передовая музыка того времени была не более чем фантазией, придуманной кучка заблудших заговорщиков, потворствующих войне против собственно музыки »(Boehmer 1987, 43). Это привело к использованию фразы «Дармштадтская школа» (первоначально придуманной в 1957 году Луиджи Ноно (1975, 30) для описания сериальной музыки, написанной в то время им самим и композиторы, такие как Булез, Мадерна, Штокхаузен, Берио и Пуссер ) в качестве уничижительного термина, подразумевающего «математическую» музыку, основанную на правилах.
Композитор Ганс Вернер Хенце, музыка которого регулярно исполнялась в Дармштадте в 1950-х годах, выступил против идеологии Дармштадтской школы , особенно в том, как (по его словам) молодых композиторов заставляли либо писать в целом додекафонию, либо высмеивать или игнорировать. В своем собрании сочинений Хенце вспоминает, как композиторы-студенты переписывали свои произведения в поезде до Дармштадта, чтобы соответствовать ожиданиям Булеза (Henze 1982, 155).
Одна из ведущих фигур самой Дармштадтской школы, Франко Евангелисти, также откровенно критиковал догматическую "ортодоксию" некоторых фанатиков учеников, навешивая ярлыки им "Додекафоническая полиция" (Fox 2006).
Самопровозглашенный член школы Конрад Бёмер заявляет:
Никогда не было и не было ничего похожего на «последовательную доктрину», железного закона, который соблюдался бы всеми, кто стремятся войти в ту небольшую избранную группу заговорщиков, которая неизбежно должна подчиниться. Я лично не знаком с одним расписанием Фериенвоше, не говоря уже о концертной программе, в которой сериальность была доминирующей доктриной начала пятидесятых. Кроме того, можно спросить, какой вид серийности, как предполагается, достиг такого превосходства? В конце концов, это было по-разному от композитора к композитору, и любой, у кого есть уши, чтобы слышать, все равно должен иметь возможность вывести это из произведений той эпохи. (Boehmer 1987, 45)