![]() ![]() |
---|
Религиозный |
Светский |
Израиль |
Пийютим |
Танец |
Музыка для праздников |
|
Музыка Израиля представляет собой сочетание еврейских и нееврейских музыкальные традиции, которые собрались вместе в течение столетия, чтобы создать отличительную музыкальную культуру. Почти 150 лет музыканты искали оригинальные стилистические элементы, которые определяли бы зарождающийся национальный дух. Помимо создания израильского стиля и звука, израильские музыканты внесли значительный вклад в классику, джаз, поп-рок и другие международные музыкальные жанры. С 1970-х годов наблюдается расцвет музыкального разнообразия: израильские рок, фолк и джаз музыканты создают и активно выступают как на местном, так и на международном уровне. Многие из ведущих мировых классических музыкантов - израильтяне или израильские эмигранты. Произведения израильских композиторов-классиков исполнялись ведущими оркестрами мира.
Музыка в Израиле - неотъемлемая часть национальной идентичности. Начиная со времен пионеров, истеблишмент поощрял и поддерживал песни на иврите и пение ( Shira beTsibur). «Пение публичных песен было обычным времяпрепровождением [первых поселенцев] и было для них силой в определении своей идентичности», - писал Натан Шахар. Этот взгляд на музыку как на строительство нации сохраняется и по сей день. «Мы находимся в процессе создания культуры», - говорит Наум Хейман, один из ведущих композиторов Израиля и историков музыки. Еврейские иммигранты из Европы, Азии, Ближнего Востока и других стран принесли с собой свои музыкальные традиции, объединив их в новое израильское звучание.
Многие сионистские иммигранты, прибывшие до 1935 года, прибыли из России. Они привезли с собой народные мелодии и музыкальный стиль России. Вначале песни часто были Contrafacta - русские народные мелодии с переведенными или новыми текстами на иврите. Примером может служить « Шир Хамитпачат» («Песня о платке») польская песня Ежи Петерсбургского (Niebieska chusteczka, Sinij Platochek, синий платочек) с текстами на иврите израильского поэта и лирика Натана Альтермана. Эти мелодии в русском стиле, как правило, в минорном ключе и часто сопровождаются аккордеоном или гитарой, имитирующей звучание балалайки.
Клезмерскую музыку завезли в страну и иммигранты начала ХХ века. Многие хасидские и клезмерские мелодии вошли в канон израильской народной музыки с текстами, переведенными с идиша или новых еврейских слов. Примером может служить « Нуми Нуми» («Спи, дитя мое»), песня, написанная Джоэлем Энгелем на основе хасидской колыбельной на слова Йехиэля Хейлприна.
С конца 1960-х годов израильская популярная музыка находилась под сильным влиянием популярной поп- и рок-музыки из Соединенного Королевства и США. Знаменитые израильские рок-группы 1970-х годов, такие как Каверет и Тамуз, и авторы-исполнители, такие как Шалом Ханох и Мики Гавриелов, заложили основы за то, что сегодня представляет собой богатую и разнообразную сцену израильской поп- и рок-музыки. Сочетание западной поп-музыки и рока с оригинальным стилем израильской народной музыки и восточной еврейской музыки, особенно йеменской, греческой и андалузско-марокканской, создает оригинальный и уникальный звук израильской музыки сегодня.
Среди лидеров израильской музыки исполнители и группы, такие как: Етти Анкри, David D'Or, Авивский Gefen, Рита, Шломо Арци, HaYehudim, Иври Лидер, и Dana International. И Лидер, и Интернэшнл часто поют песни, касающиеся их собственных сексуальных предпочтений - песня Лидер «Джесси» о безответной гомосексуальной любви, а Интернационал, транссексуал, начала свою певческую карьеру как трансвестит. Среди других поп-звезд - Нинет Тайеб, Харел Скаат и Шири Маймон - все победители израильского телешоу по поиску талантов « Кохав Нолад» («Звезда родилась», израильская версия «Поп-идола»). Маймон представляла Израиль на конкурсе песни «Евровидение 2005» и вошла в четверку лучших из более чем 25 стран со своей балладой «Хашекет Шенишар» («Тишина, которая остается»).
В 2013 году было много сотрудничества между пожилыми израильскими певцами и молодыми артистами. Коринн Элал, Арик Эйнштейн, Хава Альберштейн, Йехорам Гаон, Аллон Олеарчик и Шломо Гронич объединились с музыкантами молодого поколения. Совсем недавно Нетта Барзилай выиграла вокальный конкурс «Евровидение», продемонстрировав свой разносторонний подход к написанию песен и исполнению.
На первых композиторов еврейской народной музыки оказали влияние звуки местной арабской музыки. Позже восточные музыкальные традиции были привезены еврейскими иммигрантами из других стран Ближнего Востока - из Марокко, Йемена, Ирака, Египта и других стран. Эти иммигранты разработали эклектичный средиземноморский стиль под названием «Музика Мизрахит» (восточная музыка), который становился все более популярным в начале 1960-х годов и позже находился под влиянием популярной греческой музыки ( Рембетико ), одновременно оказывая влияние на израильскую поп- и рок-музыку. Muzika Mizrahit сочетает в себе восточные и западные элементы: в ансамбль входят средневосточные инструменты, такие как уд, канун, восточная скрипка, дарбука и греческие бузуки, а также электрические и акустические гитары, пианино и другие западные инструменты. Певцы добавляют мелизматический орнамент в арабском стиле ( силсулим на иврите) и часто поют носовым тоном, похожим на арабскую музыку. Мелодии часто бывают модальными, колеблющимися между мажором и минором, а дикция гортанная. В то время как арабская музыка традиционно гомофонична и основана на мелодических паттернах, называемых макамат, Muzika Mizrahit ближе к греческой музыке, имеет гармонический аккомпанемент и обычно использует западную 12-тональную шкалу.
Самобытные восточно-западные звучания Muzika Mizrahit наложили свой отпечаток на израильскую популярную музыку. Примером может служить « HaPerach BeGani » Зохара Аргова («Цветок в моем саду») с лирикой Авиху Медины и музыкой Медины и Моше Бен Моша.
Музыка йеменских евреев была особенно влиятельна в развитии израильской музыки, потому что это было замечено ранними сионистами в качестве ссылки на их библейские корни. Музыка древних евреев, писал музыковед А.З. Идельсон, «хранится в памяти и на практике в различных еврейских центрах... Йемен, в Южной Аравии, [является] сообществом, которое жило практически в уединении в течение тринадцати столетий... " До 1900 года в Палестине существовала йеменская еврейская община, и европейские поселенцы, прибывшие в 1920-е годы, были очарованы йеменским стилем. Многие из ранних сионистских народных песен были прозападными версиями йеменских песен. В 1930-х и 1940-х годах йеменская певица Браха Зефира исследовала и записала множество йеменских песен, а также исполнила оригинальные композиции в йеменском стиле. Примером может служить песня «Шту ха-Адарим» (Пейте, стадо) на слова Александра Пенна и музыку Наума Нарди.
После операции «На крыльях орлов» Аарон Амрам стал «первым, кто записал йеменскую музыку с использованием инструментов, не относящихся к его традициям», преодолев первоначальное сопротивление израильско-йеменских радиовещателей, которые традиционно считали аутентичную йеменскую музыку не более чем оловянной. не хочу транслировать его выступления. Среди инструментов, которыми он аккомпанировал своему традиционному йеменскому пению, были «гитара, скрипка, канун [своего рода цитра], труба, тромбон и ударные инструменты». Йеменская музыка достигла мировой аудитории в 1980-х годах благодаря усилиям израильской певицы Офры Хаза, чей альбом Yemenite Songs стал международным хитом среди поклонников мировой музыки. Хаза вырос в традиционной йеменской семье, которая жила в бедном районе Хатиква Тель-Авива. Она прославилась исполнением поп-музыки, но позже в своей карьере стала чем-то вроде культурного представителя своей общины как в Израиле, так и за рубежом. Некоторые из ее самых известных треков, такие как «Im Nin'alu», были переработкой традиционных йеменских песен, многие из которых были написаны раввином Шаломом Шабази, средневековым поэтом и мистиком, чьи духовные и художественные достижения повсеместно почитаются в йеменской общине. Поэзия Шабази затрагивала как религиозные, так и светские темы, давая йеменской музыке более широкий лирический диапазон, чем многие другие формы традиционной еврейской музыки, которые, как правило, носят литургический характер.
Музыка бузуки в греческом стиле становится все более популярной в начале 1960-х годов. Арис Сан, нееврейский греческий певец, который переехал в Израиль и стал гражданином Израиля, был движущей силой этой тенденции. Одной из хитовых песен Ариса Сана была "Sigal" (слова Йовава Каца). Арис Сан, который работал в клубе Зорба в Яффо, принадлежащем и открытом Шломо Бахрамову, писал песни для Ализы Азикри ( Бахайим хакол овер, Еш ахава ата омер), которые эффективно разрушили барьеры между израильской песней и миром греческого и мизрахи. Музыка. Песни легендарного греческого певца Стелиоса Казанцидиса были переведены на иврит и исполнены ведущими певцами страны. Будучи греком, Иегуда Поликер написал много песен, в которых используется бузуки.
Ряд молодых музыкантов отправились в Южную Америку в конце 1960-х и вернули латинские ритмы и звучность, которые стали силой популярной музыки в 1970-е годы. Примером может служить песня «Ной» Матти Каспи.
Американское народное движение 1960 - х и 1970 - х годов под влиянием израильского национального стиля и израильских народных песен, среди них Chava Альберштейн - по образцу себя после того, как Джуди Коллинз и Джони Митчелл. В 1960-х гитарные дуэты, такие как Дудаим и Парварим, исполняли не только «канонические» израильские песни, но и еврейские версии американских и британских народных песен.
"Айлилули" Хавы Альберштейн1970-е годы стали свидетелями роста новой эклектики в израильской музыке. Рок, джаз и другие жанры начали укореняться под влиянием мировых тенденций, но также с добавлением элементов, которые были уникальными для Израиля.
Проект Идана Райчела, успешная поп / этническая группа, образованная в 2000-х годах, объединяет эфиопскую и западную музыку. Райхель сотрудничал с эфиопскими еврейскими иммигрантами для создания уникального звука, сочетая звуки электронной музыки, классического фортепиано, электрогитары, традиционных барабанов и пения в эфиопском стиле со сложными четвертоновыми гаммами и ритмами. Песни поются на иврите и амхарском.
«Ширей Эрец Исраэль» - «Песни земли Израиля» или «Земер иври». Эти песни были написаны с 1920 до середины 1970-х годов.
"Шедемати" в исполнении Цемеда аПарваримаПервые поселенцы-сионисты создали этот эклектичный стиль. Начиная с начала 1920-х годов пионеры стремились создать новый стиль музыки, который укрепил бы связь с их еврейскими корнями и отличал бы их от еврейства диаспоры и его кажущейся слабости. Элементы были немного заимствованы из арабской музыки и, в меньшей степени, из традиционной йеменской и восточноеврейской музыки. Песни часто были омофоническими, модальными и ограниченными по диапазону. Примеры этого нового стиля включают «Шедемати» Едидии Адмона и «Шибболет Басаде» Матитьяху Шелем.
Песни имеют определенные музыкальные характеристики:
«Моше» в исполнении Яффы ЯркониПервые попытки создать музыкальный корпус, подходящий для нового еврейского образования, которое в конечном итоге станет Израилем, были предприняты в 1882 году. Это был год Первой алии, первой волны еврейских иммигрантов, стремившихся создать национальную родину в Палестине. Поскольку для этого национального движения еще не было написано песен, сионистские молодежные движения в Германии и других странах издали сборники песен, используя традиционные немецкие и другие народные мелодии с новыми словами, написанными на иврите. Примером этого является песня « Хатиква », ставшая национальным гимном Израиля. Слова еврейского поэта Нафтали Герца Имбера выражают стремление еврейского народа вернуться в землю Сиона. Мелодия - популярная восточноевропейская народная мелодия.
В 1895 году поселенцы основали первый еврейский оркестр в Палестине. Оркестр представлял собой духовой оркестр, расположенный в городе Ришон-ле-Цион, и играл легкую классику и марши.
Авраам Цви Идельсон, опытный кантор из России и музыковед, поселился в Иерусалиме в 1906 году с целью изучения и документирования музыки различных еврейских общин. В то время в Иерусалиме было несколько еврейских анклавов для йеменцев, хасидов, сирийцев и других еврейских этнических групп. Идельсон тщательно задокументировал песни и музыкальные идиомы этих групп. Он также предпринял первые попытки привлечь внимание к этим песням всех еврейских поселенцев с целью создания нового еврейского музыкального жанра.
В Палестине к Идельсону присоединились еще несколько музыкантов и этномузыковедов, получивших классическое образование, в том числе Гершон Эфрос в 1909 году и позже Джоэл Энгель в 1924 году. Подобно Идельсону, Энгель работал над распространением традиционных этнических мелодий и стилей среди широкой еврейской общественности Палестины.
Во время Второй алии, начавшейся в 1904 году, еврейские поселенцы в Палестине сочинили оригинальные песни. Среди первых авторов народных песен были Ханина Карчевский («БеШадмот Бейт Лехем») и Давид Маарави («Шират Ханоар»).
В течение следующих 30 лет еврейские композиторы в Палестине начали искать новые ритмические и мелодические приемы, которые отличали бы их песни от традиционной европейской музыки, на которой они были воспитаны. Лидерами этого музыкального движения были Матитьяху Шелем («ВэДавид Йефе Эйнаим», «Шибболет Басаде»), Едидия Адмон («Шадмати») и другие. Эти композиторы стремились имитировать звуки арабской и другой ближневосточной музыки. Они использовали простые гармонии и предпочитали естественный минор мелодическим и гармоническим минорам, используемым в европейской музыке. Они особенно избегали интервалов увеличенной секунды, части «цыганского минора», обычно используемой в клезмерской музыке. «Его характер унылый и сентиментальный, - писал музыкальный критик и композитор Менаше Равина в 1943 году. - Здоровое желание освободиться от этого сентиментализма заставляет многих избегать этого перерыва».
Некоторые музыканты того времени, такие как Марк Лаври («Шир ха-Эмек», «Китатену Балайла Цоедет»), писали как в новом еврейском стиле, так и в европейском стиле, в котором они обучались. Например, «Земер» - песня в новом стиле; Дан ха-Шомер - опера в европейской классической традиции. Другие, как Мордехай Зейра, сетовали на то, что они писали не по новому еврейскому образцу. Зейра, один из самых плодовитых и популярных композиторов того периода («Хайу Лейлот», «Лайла Лайла», «Шней Шошаним»), называл свою неспособность писать в новом стиле «русской болезнью».
Эмануэль Замир работал в 40-50-х годах в жанре, известном как «shirei ro'im» (пастушьи песни). Он сочетал бедуинскую музыку с текстами в библейском стиле, часто в сопровождении магнитофона.
Движение за создание репертуара песен на иврите и, в частности, особого музыкального стиля для этих песен, рассматривалось не только как творческий выход, но и как национальный императив. Этот императив - который повлиял на литературу, театр и графику того периода, а также на музыку - заключался в поиске культурных корней нового израильского народа в культуре древних евреев Библии. Характеристики нового еврейского стиля, как утверждал композитор Ицхак Эдель, являются «остатками древнееврейской музыки, которая изо всех сил пыталась пережить годы диаспоры... примитивная жизнь наших поселенцев, отколовшихся от европейской цивилизации, стремилась к музыкальной жизни». выражение, которое соответствовало бы их мировоззрению ".
В свете национальной важности создания нового репертуара на иврите, усилия были поддержаны национальными учреждениями. Гистарает Союз труда, который до основания государства Израиля служил многим из функций управления, создал «Мерказ LeTarbut» (культурный центр), который опубликовал много песенников, и субсидируется состав работ по древнееврейским композиторам. Активно поощрялось публичное пение. В кибуце движение распространены и певцы установили пение хором в качестве центрального ежедневного события в кибуце жизни. Публичные песни также рассматривались как способ обучения ивриту новых иммигрантов из Европы, а позже и из стран Ближнего Востока.
Государственное радио также стало мощной силой в продвижении еврейской песни. До 1990 года все радио- и телестанции находились в собственности и под контролем государства. Таким образом, они были ведущими арбитрами вкуса в Палестине, а затем и в Израиле. «... станции считали своим долгом инициировать специальные проекты по сохранению израильского песенного наследия и поощрять написание и запись« аутентичной »музыки». По словам Нативы Бен-Иегуды, лингвиста и историка музыки, молодые люди носили с собой блокноты, чтобы записывать песни, которые они будут петь со своими друзьями.
Это мнение о том, что израильская музыка является определяющим элементом в создании израильской культуры, сохраняется и по сей день и влияет на художников во всех музыкальных жанрах - поп, рок и классика.
Начиная с 1920-х годов, музыка кафе и кабаре стала популярной в Палестине и стала важной формирующей силой в израильской музыке. До основания государства было три ведущих кабаре - ХаКумкум (Чайник), ХаМетатэ (Метла) и Ли-Ла-Ло. Эти кабаре устраивали эстрадные шоу, в которых сочетались политическая сатира, драма и песня.
Эти кабаре были стартовой площадкой для карьеры некоторых ведущих звезд израильской популярной музыки: Шошана Дамари, который популяризировал пение в йеменском стиле во всем мире, начал выступать в Ли-Ла-Ло еще подростком; Яфа Яркони тоже начинала как певица кабаре. Композиторы Наум Нарди («Шту ха-Адарим», «Кахол Ям ха-Маим»), Моше Виленский («Бекхол Зот Йеш Ба Машеху», «Хора Мамтера»), Даниэль Самбурский («Шир ха-Эмек», «Земер ха-Плугот») и др. песни, вошедшие в канонический израильский репертуар. Поэт Натан Альтерман написал многие тексты.
Кабаре также внесли свой вклад в разнообразие израильской музыки. Многие песни были написаны в популярном, легком стиле, отличном от новоеврейского или русского народного стиля, который был преобладающим. Многие песни были скорее мажорными, чем минорными, имели оптимистичные ритмы и включали танго, самбы и другие латинские стили.
Кабаре и музыкальные обозрения продолжились после основания государства Израиль в 1948 году.
Подъем нацизма в Европе вынудил многих еврейских музыкантов уехать. Некоторые из этих музыкантов приехали в Израиль. Иммиграция включала некоторых из ведущих классических музыкантов Европы, в том числе Одона Партоса, концертмейстера Берлинской филармонии, Пола Бен-Хаима, композитора и оперного дирижера, и композитора Александра Босковица.
Подобно тому, как авторы популярной музыки искали новый стиль иврита, многие композиторы-классики искали новые способы сочинения, которые могли бы выразить их новую национальную идентичность. «… В этой стране нельзя продолжать писать произведения, основанные на чисто западных концепциях», - писал музыкальный критик Дэвид Росолио в 1946 году. «Ландшафт, образ жизни, окружающая среда - все требует изменения и принципиально иного подхода». Босковиц в своей «Семитской сюите» для фортепиано (1945) пишет в гомофоническом стиле с гудящим аккомпанементом и повторяющимися нотами, имитируя звучание арабского уда и кануна. Бен-Хаим написал «Sonata A Tre» для цимбало, мандолины и гитары (1968), которая также имеет отчетливо средневосточное звучание.
К 1935 году еврейские музыканты по всей Европе столкнулись с увольнением, преследованием и изгнанием. Чтобы удовлетворить насущную потребность в спасении этих музыкантов, концертный скрипач Бронислав Хуберман решил создать оркестр в Палестине - и как безопасное убежище, и как уникальное музыкальное начинание. Губерман набирал музыкантов из ведущих оркестров Европы, и в декабре 1936 года состоялся дебют Палестинской филармонии под управлением Артуро Тосканини. Израильский филармонический оркестр был ведущей силой в израильской музыке и культуре. Он дебютировал во многих произведениях израильских композиторов и помог начать карьеру многих израильских музыкантов. Оркестр отыграл ряд концертов, имевших историческое значение для Израиля. В 1967 году, сразу после войны 1967 года, дирижер Леонард Бернстайн возглавил оркестр в турне по Синайской пустыне, месту боевых действий всего несколько дней назад. Симфония также исполнялась на ливанской границе в 1980-х годах, играя перед смешанной публикой израильтян и ливанцев, которые собрались по обе стороны границы, чтобы послушать. Музыкальный руководитель Зубин Мехта, хотя сам не израильтянин, немного говорит на иврите и является важной фигурой на израильской музыкальной сцене.
Военный истеблишмент в Израиле и роль военных в израильской культуре оказали решающее влияние на израильскую музыку.
После десятилетий конфликта с арабами темы войны и мира стали неотъемлемой частью израильской музыки. С догосударственных времен до наших дней многие песни повествуют о войне, жертвах, потерях, героизме и стремлении к миру. Крайне милитаристские песни, прославляющие победу над врагом, не являются стандартом в израильском репертуаре. Скорее, большинство песен, посвященных войне, имеют меланхолический тон. Ярким примером является песня «Элифелет»: под прерывающуюся мелодию в минорной тональности Саши Аргова в песне (слова Натана Альтермана ) рассказывается о мальчике «без гроша в характере», убитом в бою за бездумная ошибка суждения.
Однако влияние армии на израильскую музыку выходит далеко за рамки того, что она служит источником вдохновения для песен. Военный истеблишмент активно продвигал музыку через свои группы военных исполнителей и через свою армейскую радиостанцию Galei Tsahal.
С 1950-х годов Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) руководит исполнительскими группами под названием Lehakot Tsva'iyot (Армейские ансамбли). Эти группы, состоящие из рядовых солдат с талантом или опытом выступлений, выезжают на базы и полевые позиции для развлечения войск. Исполняя оригинальные материалы, тщательно подготовленные и исполненные, эти группы стали лидерами в израильской музыкальной и развлекательной сфере. Многие из самых популярных песен Израиля были написаны для Лехакот Цвайет - например, «Дина Барзилай» (слова: Хаим Хефер, музыка: Саша Аргов), «Аллилуйя» (слова и музыка: Яир Розенблюм ), «Ешнан Банот» (слова: Йорам Тахар-Лев, музыка: Яир Розенблюм). Дуби Зельцер, которого считают одним из отцов-основателей израильской поп-музыки, написала многие песни для развлекательной труппы Nahal Brigade.
Lehakot Tsva'iyot были инкубаторами для исполнителей и композиторов, которые с 1960-х годов по настоящее время стали звездами Израиля. Среди художников, которые начали свою карьеру в Lehakot, были Арик Эйнштейн, Хава Альберштейн, члены Каверет, Йехорам Гаон, Нехама Хендель, Исраэль Борохов, Ярдена Арази, Шломо Арци, Этти Анкри и Давид Д'Ор. Композиторы и лирики, написавшие материал для Lehakot, включают Наоми Шемер, Йоханан Зараи, Йони Рехтер, Нурит Хирш и Яир Розенблюм.
«Нехедерет» в исполнении Иехорама ГаонаРадиостанция Galey Tsahal, управляемая ЦАХАЛ, была движущей силой в продвижении оригинальной израильской музыки. Galey Tsahal начал вещание в 1950 году. Он посвятил большую часть своего эфирного времени популярной музыке.
Музыка Lehakot и Galey Tsahal не была специально военной музыкой; большинство произведенных и транслировавшихся песен были общими. Однако ЦАХАЛ рассматривал музыку как важный инструмент пропаганды и фактически спонсировал сочинение песен по темам, которые они считали важными. Например, лирик Хаим Хефер был приглашен провести неделю в сопровождении элитной группы коммандос «Харув» и написать песню на основе своего опыта. В результате получился «Йеш Ли Ахув беСайерет Харув» (у меня есть любовник в отряде коммандос Харув) (музыка: Яир Розенблюм).
Одна из этих групп, From Israel with Love, отправилась в мировое турне. Выступление перед аншлагами по всем Соединенным Штатам с туром по Европе. В конечном итоге группа 1972 года была распущена досрочно из-за резни в Мюнхене во время летних Олимпийских игр 1972 года.
Война 1967 года стала важным поворотным моментом в израильской культуре. По словам Амоса Илона, «в Шестидневной войне 1967 года израильский народ достиг совершеннолетия... это ознаменовало переход от юности к зрелости». В послевоенный период бурно развивалась культурная деятельность: за несколько лет количество художественных галерей увеличилось на треть, количество театров удвоилось, а также открылось множество ресторанов, ночных клубов и дискотек. Экономический рост упал с 1 процента в год до войны до 13 процентов в следующем году.
Израильская музыкальная сцена открылась для остального мира. Рок-музыка, которая до войны почти не имела аудитории и почти никогда не звучала по государственному радио, стала привлекать публику. Музыка Мизрахит, андеграундный стиль популярной музыки, которым наслаждались израильтяне сефардского происхождения, постепенно завоевал легитимность и признание. Израильские музыканты все чаще выступали за границей, а европейские и американские музыканты приезжали выступать в Израиль.
В этом росте диверсификации большая часть израильской музыки потеряла национальный колорит и во многом стала вдохновляться международными стилями. Озабоченность израильтян определением национального стиля исчезла. «Я не очень люблю попытки быть этническим», - сказал рок-музыкант Шалом Ханох в интервью. «Я не ищу корней [в своей музыке], мои корни во мне... Мне не нужно добавлять восточный колорит, чтобы люди знали, что я с Ближнего Востока».
Тем не менее, многие израильские музыканты, как популярные, так и классические, по-прежнему были озабочены определением ярко выраженной национальной идентичности в своей музыке.
Начиная с 1967 года, постановка «Лехакот цвайет» стала более сложной, и в течение следующих пяти лет эти группы играли определяющую роль в израильской музыке. Однако в 1980-х годах Lehakot начал приходить в упадок, пока их не сняли с производства. Их место в качестве питательной среды для новых музыкальных талантов заняли две академии классической музыки в Израиле - Академия Рубина в Иерусалиме и Музыкальная школа Бухманна-Мехта в Тель-Авиве, а также две частные школы, в которых преподают в основном джаз и популярную музыку. (Школа «Римон» в Рамат-ха-Шароне и школа «Хед» в Тель-Авиве).
До конца 1980-х годов правительство Израиля, в первую очередь за счет контроля над радио и телевидением, продолжало играть центральную роль в формировании музыкальных вкусов израильтян. В 1965 году вражда между конкурирующими организаторами концертов стояла за консервативными силами в правительстве, которые отказались выделить иностранную валюту на оплату выступлений «Битлз» в Израиле. Некоторые исполнители рока и Muzika Mizrahit жаловались, что радио и телевидение дискриминируют их музыку, препятствуя коммерческому успеху этих все более популярных жанров.
С коммерциализацией израильского радио и телевидения в 1990-х годах гегемония государственных СМИ как арбитров музыкального вкуса пошла на убыль. На их месте звукозаписывающие компании, импресарио и клубы стали играть все более важную роль в поиске новых талантов и продвижении по карьерной лестнице, что более типично для европейской и американской индустрии.
С 1960 по 1980 год израильское радио и телевидение рекламировали музыку, часто проводя конкурсы песен. Успех в песенном конкурсе часто был ключом к успеху артиста в те времена.
Конкурсы песен получили значительный импульс в 1978 году, когда израильская песня « A-Ba-Ni-Bi », исполненная Ижаром Коэном и Alphabeta, со словами Эхуда Манора и музыкой Нурита Хирша, заняла первое место на конкурсе песни «Евровидение». Израиль вновь выиграл первый приз в следующем году с « Halleluyah » (текст: Shimrit Или, музыка: Коби Ошрет исполнение молока и мед ), в 1998 году, когда израильский транссексуал рок - звезда Dana International спела « Дива » (текст: Yoav Ginai, музыка: Svika Pick ), и в четвертый раз в 2018 году, когда Нетта Барзилай исполнила « Toy » (слова и музыка: Дорон Медали и Став Бегер) и выиграла с 529 очками.
Хотя географически Израиль не входит в Европу, он находится в Европейской вещательной зоне и является членом Европейского вещательного союза и, таким образом, может участвовать в конкурсе песни «Евровидение». Израиль впервые появился там в 1973 году.
С начала до 1967 года в маргинальных клубах Тель-Авива, израильская рок-музыка выросла до музыкальной силы во всем мире. С сотнями групп, десятками клубов и множеством звездных исполнителей израильский рок стал «доминирующей музыкальной культурой в Израиле».
Первой успешной рок-группой в Израиле была " The Churchills ", созданная в 1967 году гитаристами Хаимом Романо и Ицхаком Клептером. Певец Арик Эйнштейн, выпускник Lehakot Tzva'iyot и восходящая звезда израильского музыкального мира, выбрал их в качестве своей резервной группы в 1969 году, и вместе они были первой группой, предложившей общественно приемлемое рок-звучание.
В 1970-х годах израильскую рок-идиому разработали:
Попурри из рок-альбома "Shablul" Арика Эйнштейна и Шалома Ханоха.Наряду с развитием израильской рок-музыки продолжались традиции народного стиля. Такие певцы, как Хава Альберштейн, Йехорам Гаон и Наоми Шемер, продолжали писать и исполнять песни в каноническом стиле «Земли Израиля». Песни Наоми Шемер, в том числе «Иерушалаим Шел Захав» ( Золотой Иерусалим ), «Хой Арци Моладети» (О, моя земля, моя Родина, стихи Шауля Черниховского ), «Хоршат ха-Экалиптус» (Эвкалиптовая роща), стали иконами в патриотическом репертуаре.. Во многом ее успех, в том числе "Ерушалаим Шел Захав", был достигнут благодаря песенным конкурсам того времени.
Преодоление параллельного развития израильского рока и продолжения традиций Земли Израиля было группой музыкантов, которые стремились создать подлинный израильский стиль, который включал бы элементы нового рок-звучания. В их число входят Иегудит Равиц, Йони Рехтер, Шломо Гронич, Матти Каспи, а также пионеры рока Гиди Гов, Дэнни Сандерсон и Арик Эйнштейн. Их стиль прогрессивного рока часто заимствовал стиль лирической баллады канонического репертуара и смешивал традиционные инструменты - флейту и блок-флейту, дарбуку и акустическую гитару - с электрогитарой, трэп-сетами и синтезаторами. В отличие от типичного хард-рока с его повторяющимися обычными ритмами и простыми последовательностями аккордов, песни этих артистов часто были сложными ритмически и гармонично. Песня Матти Каспи «Ной», например, имеет латинское звучание с сильными джазовыми нестыковками, хроматическим гармоническим сопровождением и словами, относящимися к библейской истории о Ное. Дэвид Броза сделал музыку в стиле фламенко популярной в конце 70-х и 80-х годах.
Рок стал чем-то вроде музыкальной революции для Израиля. Однако, в отличие от рок-музыки Америки 1960-х и 1970-х годов, она не всегда была выражением социальной революции. Израильский рок до 1985 года, когда появился Авив Гефен, почти никогда не касался тем наркотиков, секса, юношеского гнева и отчуждения (хотя «Шув ло шакет» Арика Эйнштейна - исключение) и революции. Его звездами, за исключением Шалома Ханоха и Свики Пика, были аккуратно подстриженные израильтяне, в основном с аккуратно подстриженными волосами, которые служили в армии и были примерными гражданами.
Авив Гефен это изменил. Начав свою карьеру в 17 лет, Гефен появился на сцене в драпировке и сильном гриме, хвастался своим уклонением от призыва и пел о наркотиках, сексе и отчуждении в стиле хард-рок, напоминающем панк-рок. Его музыка вызвала большой резонанс в израильской молодежи. Он также символизировал разрыв со старыми традициями, хотя его музыка под влиянием Beatles и Pink Floyd стилистически не сильно контрастировала с музыкой его отца, Йехонатана Геффена, одного из ведущих лириков того времени. Авив Гефен по-прежнему считается одним из самых продаваемых современных художников-мужчин в Израиле, хотя его стиль и ранняя провокационная внешность резко смягчились в последние годы.
С 1980 года количество израильских групп увеличилось, и сотни групп поют во всех современных стилях. Среди ведущих исполнителей - всемирно известная певица Офра Хаза (певица " Im Nin'Alu " из альбома Shaday [1988]), Берри Сахароф, которого часто называют "принцем израильского рока"; Рами Фортис, группа "Эфо Ха-Йелед?" (Где дитя?), « Этникс », « Чайники », « Тислам », « Машина », «Зикней Цфат» (старейшины Сафада), « Рокфур », «ХаМахшефот» (Ведьмы), « Мофа ха». «Арнавот Шел доктор Каспер » («Шоу кроликов доктора Каспера»), Моника Секс и Шимрон Элит («20:20»).
Певцы, которые сочетают элементы рока и попа с традиционными песнями Земли Израиля, обычно достигают огромной популярности и считаются сегодня ведущими исполнителями в израильской музыке, такие певцы, как Рита, Шломо Арци, Ачиноам Нини, Иври Лидер, Авив Гефен, Дана Бергер., Evyatar Банаи, Harel Skaat, Тайеб, Нинетт, Шири Маймон, Dana International, Шарон Haziz, Мика Карни Рони Duani, Дэвид Дор, Метрополин и многое другое. Большинство из этих артистов также любят смешивать некоторые элементы электронных звуков танцевальной музыки, поэтому вы также можете найти влияние стиля поп-икон, таких как Мадонна и Кайли Миноуг, в израильской музыке.
В 2012 и 2013 годах Американское общество композиторов, авторов и издателей признало израильского музыканта Ури Гурвича лучшим начинающим джазовым композитором.
Исраэль Борохов работает в жанрах мировой и ближневосточной музыки в Израиле, наполняя израильскую музыку арабскими и бедуинскими влияниями. Он также руководит East West House, куда некоторые из самых молодых талантов страны приезжают, чтобы сыграть свою эзотерическую этническую музыку в эклектичной и смешанной еврейско-арабской среде Яффо. Проект Идана Райхеля - это собрание музыки со всего мира. таких как Эфиопия, Германия, Португалия, а также другие страны Ближнего Востока, в которых песни часто поют на нескольких языках.
Психоделический транс популярен в Израиле, и некоторые израильские исполнители транса (включая Гоа транс и нитжонот ) получили международное признание, среди них Alien Project, Astrix, Astral Projection, Maor Levi, Vini Vici, Zafrir и Infected Mushroom. Предложение Nissim - один из самых всемирно известных продюсеров современной хаус-музыки.
Израиль разработал свой собственный бренд рэпа и хип-хопа с такими группами, как Hadag Nahash, Subliminal, Sagol 59 и Kele 6, исполняющими израильский хип-хоп.
В Израиле есть небольшая андеграундная металлическая сцена, как показано в документальном фильме Global Metal. Хотя некоторый хэви-метал в Израиле считается сатанинским, Салем и Мелехеш преодолели разногласия и стали хорошо известны в экстремальном металлическом андеграунде.
После 1967 года композиторы-классики в Израиле продолжили поиски израильской идентичности в музыкальном искусстве. Некоторые израильские композиторы выбрали для своих сочинений чисто еврейские или ближневосточные материалы.
Другие известные израильские композиторы, в том числе Ноам Шериф, Ами Мааяни, Йехезкель Браун и Цви Авни, также использовали еврейские и израильские темы в своих композициях. К новому поколению композиторов относятся Ицхак Йедид, Лиор Навок, Гилад Хохман.
Помимо Израильского филармонического оркестра, известность получил ряд других израильских оркестров. К ним относятся Иерусалимский симфонический оркестр, который поддерживается государственными органами радио и телевидения; Оркестр Ришон-ле-Цион и Оркестр Камерата. Одним из мотивов создания этих оркестров было обеспечение занятости русских музыкантов-иммигрантов, которые прибыли в Израиль с высоким профессиональным уровнем, но не смогли найти работу по своей специальности.
Компания New Israel Opera была основана в 1985 году. Это была первая успешная попытка создать постоянный репертуарный оперный театр после ряда неудачных попыток, начавшихся в 1940-х годах. В 1995 году Опера переехала в постоянный дом в Центре Голда в Тель-Авиве..
Израиль выпустил некоторых из ведущих мировых исполнителей и дирижеров. Среди них пианист и дирижер Даниэль Баренбойм, дирижер Элиаху Инбал и большое количество скрипачей, среди которых Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Гил Шахам, Иври Гитлис, Гил Шохат и Шломо Минц.
Иерусалимский квартет - струнный квартет, получивший международное признание. Среди других ведущих камерных групп - «Иерусалимское трио», «Солисты Тель-Авива», « Кармель-квартет» и «Авивский квартет».
Общины израильских иммигрантов из арабских стран за последние 50 лет создали смешанный музыкальный стиль, сочетающий в себе турецкие, греческие, арабские и израильские элементы. В отличие от нового еврейского стиля, который был сознательно создан иммигрантами из Восточной Европы, пытающимися определить свою новую израильскую идентичность, стиль Музика Мизрахит поистине спонтанный и местный. Первоначально встреченный враждебно со стороны основных культурных учреждений Израиля, теперь он стал главной силой в израильской культуре.
Движение Muzika Mizrahit началось в 1950-х годах с местных исполнителей в этнических кварталах Израиля - преимущественно йеменском районе Керем Хатеманим в Тель-Авиве, марокканских кварталах и кварталах иранских и иракских иммигрантов - которые играли на свадьбах и других мероприятиях. Они исполняли песни на иврите, но преимущественно в арабском стиле, на традиционных инструментах - уд, канун и дарбука. Джо Амар и Филфель аль-Масри были двумя ранними сторонниками марокканского и египетского происхождения. В 1960-х они добавили акустическую гитару и электрогитару, и их звук стал более эклектичным. Вокалисты обычно украшали свое пение мелизмой и другими орнаментами в восточном стиле, а исполнение часто носило носовой или гортанный характер. Однако интонация была типично западной; певцы не использовали четвертоновые гаммы, характерные для арабской музыки.
Тексты песен изначально были заимствованы из классической еврейской литературы, включая литургические тексты и стихи средневековых еврейских поэтов. Позже они добавили тексты израильских поэтов, а также начали писать оригинальные тексты. Примером может служить песня «Ханале Хитбалбела» (Ханнале запуталась) в исполнении Ижара Коэна. Слова написаны современным еврейским поэтом и поэтом Натаном Альтерманом на традиционную мелодию.
В 1970-х и начале 1980-х некоторые из этих исполнителей начали распространять свои песни на кассетах. Ленты мгновенно стали хитом. Они продавались в киосках в захудалом торговом районе возле автовокзала Тель-Авива, и музыка стала унизительно известна как «Muzikat Kassetot», музыка на кассетах или «Музыка на автовокзале». Среди исполнителей этого периода были Шими Тавори, Зехава Бен и Зохар Аргов, чья песня «HaPerah BeGani» (Цветок в моем саду) стала главным хитом. Аргов, противоречивый персонаж, который умер в 1987 году в результате самоубийства в тюрьме, стал известен как «Король Музыки Мизрахит»; он стал народным героем, о его жизни сняли фильм.
Несмотря на очевидную популярность этой музыки, государственное радио почти полностью воздержалось от прослушивания музыки Мизрахит. «Образовательный и культурный истеблишмент приложил все усилия, чтобы отделить второе поколение восточных иммигрантов от этой музыки посредством интенсивной социализации в школах и в средствах массовой информации», - писал социолог Сами Шалом Четрит.
Проникновение Музики Мизрахит в израильский истеблишмент было результатом давления со стороны композиторов и продюсеров Мизрахи, таких как Авиу Медина, подавляющей, неоспоримой популярности стиля и постепенного заимствования элементов Музики Мизрахит основными артистами. Ярдена Арази, одна из самых популярных звезд Израиля, в 1989 году сделала запись под названием "Dimion Mizrahi" (Восточное воображение), в которую вошли оригинальные материалы и несколько канонических израильских песен. Также некоторые исполнители начали развивать стиль фьюжн из музыки Мизрахит, израильского, греческого, рока и других стилей. В их число входили Эхуд Банаи, Иегуда Поликер и Шломо Бар, чья группа «Ха-Брера а-Тивит» («Естественный выбор» или «Естественный отбор») включала ситары, табла и другие индийские инструменты для создания нового « мирового » стиля.
"Пашут Веамити (פשוט ואמיתי)" Зехавы БенПринятие Музики Мизрахит в 1990-е годы аналогично социальной борьбе израильтян происхождения Мизрахи за достижение социального и культурного признания. «Сегодня популярная Muzika Mizrahit начала стирать различия с рок-музыкой, и мы видим, что немало артистов становятся мейнстримом... Этот переход к мейнстриму включает культурную ассимиляцию», - пишет литературный исследователь и критик Мати Шмуэлоф.
Еврейская ортодоксальная община Израиля, и его параллельного сообщества в Соединенных Штатах, разработала уникальную форму хасидского рока, который стал популярным во всех молодой ортодоксальной общине. Эта музыкальная форма сочетает звучность, инструменты и ритмы рок-музыки с мелодиями в клезмерском стиле и словами, взятыми в основном из религиозных текстов. Эта довольно аномальная комбинация создается, исполняется и транслируется почти полностью отдельно от светской израильской музыки. Его никогда не слышат на светских радиостанциях или в светских публичных выступлениях. Он транслируется на религиозных радиостанциях и транслируется на религиозных мероприятиях.
Одним из пионеров хасидского рока был «поющий раввин» Шломо Карлебах, у которого появилось много последователей в Нью-Йорке в 1960-х годах, когда он исполнял религиозные песни в народном стиле, напоминающем Петра, Павла и Марии. Среди израильских исполнителей хасидского рока - группа Reva L'Sheva и певцы Ади Ран и Нафтали Абрамсон. Из-за галахического ограничения на женщин, поющих для смешанной аудитории, в хасидских рок-группах нет женщин. Концерты, как правило, будут разделены по половому признаку.
Хотя этот стиль с энтузиазмом воспринимается религиозным сионистским движением, включая Гуш Эмуним, он не без своих противников в сообществе харедим. Некоторым раввинам-харедим «тяжело, когда кто-то кричит:« Да, есть Святой, да благословит его Аллах и приветствует »внезапно во весь рост», - говорит Коби Села, критик религиозной музыки. Религиозный певец и автор песен Исай Рибо, который пишет оригинальные тексты на такие темы, как духовность, вера и Бог, создал большие фан-базы как среди религиозной, так и среди светской аудитории благодаря качеству своей музыки и его художественному выражению.
Арабская община в Израиле, содержащая 20 процентов постоянного населения Израиля в конце 2007 года, разработала свои собственные уникальные формы музыкального выражения.
До начала 1990-х годов это сообщество не создавало оригинальной музыки, и в центре внимания находились великие звезды арабского мира - Умм Кульсум, Файруз, Фарид аль-Атраш и другие. Оригинальная местная музыка не имела популярности и широкого распространения среди местного населения до 1980-х годов. По большей части местные исполнители на свадьбах и других мероприятиях исполняли музыку, написанную в Египте, Ливане и Сирии.
С началом 21 - го века, местные звезды появились, среди них всемирно известной уды и скрипки виртуоза Taiseer Элиаса, певица Амал Меркус и братий Самира и Уиссы Джоубраны. Израильские арабские музыканты добились известности за пределами Израиля: Элиас и Муркус часто выступают перед публикой в Европе и Америке, а уддист Дарвиш Дарвиш (ученик профессора Элиаса) получил первое место на всеарабском конкурсе удов в Египте в 2003 году.
Жизнь в качестве арабского меньшинства в Израиле оказала влияние на израильских арабов, что отражено в их музыке. Израильские арабские музыканты находятся в авангарде стремления определить свою формирующуюся идентичность. Тексты песен затрагивают вопросы идентичности, конфликта, памяти и мира. Например, песня Камили Джубран «Гариба», постановка стихотворения Халила Джебрана, посвящена чувству изоляции и одиночества, которое испытывает арабская палестинская женщина:
"Гариба" Камили ДжубранНезнакомец - женщины Незнакомца в этом мире.. Незнакомец.. В отчужденности есть жестоко одиночество и болезненное опустошение Но это заставляет меня думать, навсегда Из волшебного дома я не знаю,
Возникло несколько групп, таких как « Бустан Авраам» Элиаса, «Оливковые листья» и израильско-палестинский ансамбль Шломо Гронича, в котором евреи и палестинцы выступают вместе, создавая музыкальный стиль фьюжн. Совместные музыкальные группы, такие как Zimrat Yah, Shams Tishrin, Blues Job и Sahar, выступают по всему Израилю, особенно в Галилее. В 1995 году The Olive Leaves провели успешный концертный тур по Иордании, где солистка Шохам Эйнав (еврейка) исполнила песни на иврите и арабском языке.
Израильские арабы также перешли к другим музыкальным стилям. Палестинский хип-хоп исполнитель Тамер Нафар, основатель рэп-группы DAM, стал независимой рэп-звездой после политического спора с израильским рэпером Subliminal. Его музыка выражает разочарование и отчуждение, которые испытывают многие израильтяне-палестинцы. Рок-музыка Басама Бероми, певца группы «Халас» (Хватит!), Протестует против ограничений традиционного арабского общества. В песне «К чему мы пришли?», Например, рассказывается история влюбленной молодой девушки, чья семья убила ее за нарушение строгих традиционных кодексов ухаживания. Гитарист Мишель Саджрави, получивший образование в Лондоне, сочетает джаз, рок и цыганскую музыку с классической арабской музыкой.
Хотя музыкальное образование израильских арабов менее развито, в этом секторе наблюдается устойчивый рост возможностей. Иерусалим Академия музыки и танца имеет продвинутую программу степени, во главе с Taiseer Элиас, в арабской музыке. В 2007 году в Шфараме открылась первая дошкольная консерватория для арабоязычного населения.
Иракские евреи, иммигрировавшие в Израиль в начале 1950-х годов, сохранили свою музыкальную традицию. В первой половине 20 века почти все профессиональные инструментальные музыканты Ирака были евреями. Они играли в Императорском оркестре, в радио-оркестре Багдада и в ночных клубах Багдада. Среди ведущих исполнителей были композитор и удист Эзра Ахарон, скрипач Салих Аль-Кувейт и его брат, удудист Дауд Аль-Кувейти, композитор Салим Аль'Нур, певица Салима Паша и другие. Между 1949 и 1950 годами почти все эти профессиональные музыканты бежали из Ирака в Израиль. Арабский оркестр Управления радиовещания Израиля (IBA) сыграл важную роль в поддержании их музыкальных традиций в Израиле.
Многие из этих музыкантов были вынуждены искать работу вне музыкального бизнеса, но они продолжали выступать в обществе. «Наши музыкальные традиции продолжаются», - сказала Суад Базун, певица и дочь семьи ведущих иракских музыкантов. «Сегодня внуки и правнуки продолжают наполнять свои дома песнями Ирака».
Идиш и ладино переживают возрождение в Израиле. Ряд частных языковых институтов и университетов предлагают программы на этих языках, на которых говорили евреи диаспоры. Театральная группа на идише « ИдишШпиль» в Тель-Авиве предлагает популярные музыкальные представления. Несколько ведущих израильских исполнителей записали песни на этих языках, в том числе альбом на ладино Йехорама Гаона и альбом на идише Хавы Альберштейна.
Также был составлен ряд новых антологий песен на идиш, включая семитомную антологию под редакцией Синая Лейхтер, изданную Еврейским университетом в Иерусалиме.
В 2006 году в Израиле насчитывалось 165 000 рабочих-мигрантов. Они родом из Филиппин, Таиланда, Индии, Китая, Африки, Восточной Европы и других стран. У каждого сообщества трудовых мигрантов своя музыкальная культура. Посетитель района Центрального автовокзала в Тель-Авиве услышит популярную музыку из Аддис-Абебы, Бангкока и Манилы. У иностранных рабочих также есть свои местные популярные музыкальные коллективы, которые выступают на вечеринках и по праздникам.
Израиль предлагает множество возможностей изучать музыку с раннего детства до взрослой жизни. Музыкальное образование в Израиле пользуется государственной поддержкой, что является пережитком еще до государственных времен, когда создание музыки рассматривалось как инструмент обучения ивриту новых иммигрантов и формирования национального духа.
Министерство образования Израиля поддерживает 41 музыкальных консерваторий по всей стране. Зимние сады предлагают программы для всех возрастов. Одним из наиболее заметных из них является Консерватория Стрикера в Тель-Авиве, которая, помимо уроков и курсов, спонсирует серию концертов и мастер-классов приезжих артистов.
Ряд высших учебных заведений предлагает ученые степени в области музыки и музыковедения. Помимо двух музыкальных академий в Тель-Авиве и Иерусалиме, Тель-Авивский университет и Еврейский университет Иерусалима предлагают ученые степени в области музыковедения. В Еврейском университете также находится Центр еврейских музыкальных исследований. Университет Бар-Илан имеет программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры в области музыковедения и программу музыкальной терапии; в 2007 году в Цфатском колледже открылась трехлетняя программа по этнической музыке, включая клезмерскую, хасидскую, западную и восточную музыку. Levinsky College предлагает педагогический сертификат со степенью бакалавра музыкального образования.
Rimon Школа джаза и современной музыки, основанный в 1985 году, является единственной школой в Израиле для джаз, R amp; B, бибоп, рок и поп - музыки. Многие из его выпускников стали известными музыкальными профессионалами и исполнителями.
Музыкальное образование не заканчивается образовательными программами. Израиль предлагает множество возможностей для взрослых музыкантов продолжить обучение и выступать, даже если они не делают этого как карьеру. Есть две организации для любителей камерной музыки - Израильский клуб камерной музыки для струнных исполнителей и Яншуф для духовых. По всему Израилю разбросано более 20 общинных оркестров для музыкантов-любителей.
Израиль - страна, раздираемая политическими разногласиями, и музыка часто ассоциируется с разными политическими фракциями. Сторонники Гуш Эмуним взяли из репертуара старинные религиозные песни и наделили их политическим смыслом. Примером может служить песня «Utsu Etsu VeTufar» (Они давали совет, но их совет был нарушен). Песня олицетворяет абсолютную правоту тех, кто непоколебим в своих убеждениях, и указывает на правоту борьбы Гуш Эмуним против политики правительства, направленной против заселения.
"Иерушалаим Шел Захав" в исполнении Шули НатанВо время войны 1967 года Израиль аннексировал арабские кварталы, окружающие Иерусалим, что в то время широко поддерживалось, но с тех пор вызвало споры. За несколько недель до войны Наоми Шемер написала «Золотой Иерусалим» в исполнении Шули Натан, превознося красоту Иерусалима. Эта и другие песни Наоми Шемер стали ассоциироваться с теми в Израиле, которые считают, что Израиль не обязан отказываться от территорий, оккупированных в 1967 году.
В феврале 1994 года сторонник Каха Барух Гольдштейн убил 29 арабских верующих в Гробнице патриархов в Хевроне. Хотя этот акт был повсеместно осужден израильским истеблишментом, некоторые экстремисты его одобрили. См., Например, «Ха-Тевах: Мадрих Мунахим» в « Едиот ааронот». После резни члены ультраправого движения Ках приняли «Барух ХаГевер», песню, которую часто играют на еврейских свадьбах с собственным линейным танцем, потому что название на иврите можно интерпретировать как «Благословен человек» или «Барух-герой».. "
Смотрите также: Музыка протеста § Израильская музыка протестаЗа несколько минут до того, как премьер-министр Ицхак Рабин был убит на политическом митинге в ноябре 1995 года, израильская фолк-певица Мири Алони исполнила израильскую поп-песню « Шир Лашалом» («Песня во имя мира»). Эта песня, первоначально написанная в 1969 году и широко исполнявшаяся в то время Лахакот Цвайот, стала одним из гимнов израильского лагеря мира.
Во время восстания арабов, известного как Первая интифада, израильский певец Си Хейман спел Йорим ВэБохим (Стреляй и плачь) в знак протеста против политики Израиля на территориях. Эта песня была на короткое время запрещена государственным радио, но позже стала популярной.
С начала Ословского процесса и, в последнее время, плана одностороннего размежевания Израиля песни протеста стали для активистов оппозиции основным средством выражения чувств. Песни, протестующие против этой политики, были написаны и исполнены израильскими музыкантами, такими как Ариэль Зильбер, Шалом Флиссер, Аарон Разель, Эли Бар-Яхалом, Юрий Липманович, Ари Бен-Ям и многими другими.