Сефардская музыка

редактировать

Сефардская музыка - это общий термин для обозначения музыки сефардской еврейской общины. У сефардских евреев разнообразный репертуар, происхождение которого сосредоточено в основном вокруг бассейна. В светской традиции материал обычно поется на диалектах иудео-испанского, хотя и на других языках, включая иврит, турецкий, греческий, и другие местные языки сефардской диаспоры. Сефарды сохраняют географически уникальные литургические и паралитургические традиции.

Песни, которые поют женщины, традиционно поются при выполнении домашних дел, без аккомпанемента и гармонии. Бубны и другие ударные инструменты иногда используются, особенно в свадебных песнях. Уд и канун также используются в некоторых инструментах сефардской музыки, а более современные исполнители включают бесчисленное множество других импортных инструментов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Инструменты
  • 3 Композиторы
  • 4 Музыканты
  • 5 Дискография
  • 6 Ссылки
  • 7 См. Также

История

Сефардская музыка уходит корнями в музыкальные традиции еврейских общин средневековой Испании и средневековой Португалии. С тех пор он перенял влияние Марокко, Турции, Греции, Болгарии и других мест, где испанские и португальские евреи поселились после их изгнания из Испании в 1492 году и из Португалии в 1496 году. Лирику сохранили общины, образованные евреями, изгнанными с Пиренейского полуострова. Эти сефардские общины имеют много одинаковых текстов и стихов, но мелодии значительно различаются.

Поскольку после изгнания прошло столько веков, многие оригинальные мелодии были утеряны. Вместо этого сефардская музыка заимствовала мелодии и ритмы разных стран, где поселились сефарды. Греческие и турецкие традиции довольно близки. Марокканские или «западные» сефардские традиции не так близки к восточным / греческим / турецким традициям.

Эти песенные традиции распространились из Испании в Марокко (западная традиция) и в некоторых частях Османской империи (восточная традиция), включая Грецию, Иерусалим, Балканы и Египет. Сефардская музыка адаптирована к каждому из этих мест, ассимилируя североафриканские высокие, протяженные звуки; Балканские ритмы (например, в 9/8 раз); и арабский макам режим.

Песенные традиции были изучены и переписаны в начале двадцатого века рядом этномузыковедов и исследователей средневековой латиноамериканской литературы. Примерно с 1957 года и до недавнего времени Сэмюэл Армистед (Калифорнийский университет в Дэвисе) с коллегами Джозефом Сильверманом и Израилем Кацем собирал иудео-испанские песни от информаторов из Северной Америки, Турции, Балкан, Греции, Северной Африки и Израиля. Оцифрованные записи с транскрипциями и информацией о типах песен доступны на веб-сайте Народная литература сефардских евреев, который в настоящее время постоянно находится в библиотеке Университета Иллинойса.

В начале 20 века некоторые популярные коммерческие записи сефардской музыки вышли из Греции и Турции, за ними последовали записи из Иерусалима и других частей Восточной традиции. Первыми исполнителями были в основном мужчины, в том числе «турки» Джек Майеш, Хаим Эфенди и Ицхак Альгази. Позже возникло новое поколение певцов, многие из которых сами не были сефардами. Глория Леви, Пашарос Сефардиес, Флори Ягода Парварим и ансамбль Джанет и Джак Эсим - популярные исполнители восточной традиции этого периода. Жерар Эдери, Савина Яннату, Стефани Валадес, Франсуаза Атлан, Марлен Самун Ясмин Леви и Мара Аранда относятся к новому поколению певцов. привнесение новой интерпретации в ладино / иудео-испанское наследие и, в случае Леви и Эдери, смешивание его с андалузским фламенко. Оперный певец и актер Давид Сереро поет ладино и сефардские песни, которые он часто включает в театральную классику, такую ​​как Венецианский купец и Отелло.

Еврейская община Салоников Хор был основан в 1995 году членами общины. Хор был основан в надежде, что музыкальная традиция, которую их предки унесли с собой, когда они были изгнаны с Пиренейского полуострова 500 лет назад, будет сохранена и возрождена. Исследования дирижера «Костиса Папазоглу» о сефарадской музыке из средневековой традиции (песни типа «Tres Ermanikas»), а позже, по мере развития музыки, привели к созданию компакт-диска, выпущенного Minos EMI при участии Ансамбль Кодекса под названием «En la mar ay una torre». Сегодня в этом хоре 25-30 человек разного возраста. Его дирижер Костис Папазоглу - опытный и выдающийся преподаватель музыки, солист и дирижер оркестров, который давал концерты по всей Греции, а также в Израиле (Тель-Авив), Скопии, Вене, Зальцбурге, Болгарии (София), России (Санкт-Петербург). Санкт-Петербург), Египта (Каир на торжественном открытии отстроенной синагоги Бен-Эзра), Турции (Стамбул в синагоге Ашкеназ по случаю Недели еврейской культуры) и Венгрии (в Большой синагоге Будапешта).

Инструменты

Сефардская музыка, включая пан-сефардскую музыку, которая не обязательно может быть иудео-испанской, в основном вокальная. Инструменты, когда они используются, играют в сопровождении песен. Выбор инструментов, используемых сефардами, в целом отражал инструменты, используемые в принимающей культуре: (греческий, турецкий, марокканский и т. д.). Наиболее часто играемыми инструментами являются щипковые лютни (безладовый: уд, ближневосточный лютня; а в Турции ладная саз или иногда мандолина или кумбус ), канун или сантур (щипковый или кованая ближневосточная цитра), скрипка и ручные барабаны (рама и кубок).

Для свадеб и других торжеств музыканты также могут быть наняты из мусульманской общины, так как опытные еврейские музыканты также нанимаются мусульманской общиной. Как правило, сефардские мужчины играли как на местных ударных, так и на мелодических инструментах, в то время как женщины обычно пели без аккомпанемента в домашних условиях и на свадьбах, сопровождая свое пение тамбуринами, а иногда и другими ударными инструментами. Молхо описывает сефардских женщин в Салониках, использующих кухонные принадлежности в качестве импровизированных ударных, в манере, напоминающей сегодняшнюю испанскую и португальскую деревенскую практику. (Molho 2021) В восточном Средиземноморье женщины-музыканты, специализирующиеся на пении и игре на барабанах на свадьбах, были известны как таньедеры, и они играли центральную роль в свадебных мероприятиях. В некоторых еврейских школах Османской империи начала ХХ века девочкам преподавали уд и мандолину; и некоторые женщины научились играть на пианино. В любом случае, независимо от того, используются ли инструменты или нет, главным и всегда уместным элементом сефардской музыки является голос.

Сефарды, как и другие традиционные музыканты, часто адаптируют традиционные инструменты к современным нормам; на современной сефардской свадьбе наверняка не встретишь средневековых инструментов, но, скорее всего, услышишь электронные клавишные.

Композиторы

Из сефардских музыкальных корней вырос большой корпус оригинальной новой классической музыки. Среди современных композиторов выделяются

  • Ицхак Йедид, который писал музыку в основном для камерных групп, стремится сочетать классические жанры с импровизацией на сефардские корни и арабскую музыку. Композиция Йедида «Oud Bass Piano Trio» - хороший тому пример.
  • Бетти Оливеро, которая взяла традиционные еврейские мелодии - как ашкеназские, так и сефардские - и поместила их в сложный, глубоко диссонирующий контекст. Ее работа «Серафим» для сопрано, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано - хороший тому пример.
  • Циппи Флейшер, сочинившая вокальные произведения, в которых современные западные композиционные техники сочетаются с модальными, квартетными гаммами Арабская музыка.
  • Марина Тошич, израильский современный композитор боснийского происхождения и гитаристка, использующая сефардские элементы из своей родины Боснии. Она также издала образовательные книги Oud в США (Mel Bays).
  • Раввин Саймон Бенсакен из хип-хоп-группы Djudeo Espanyol Los Serenos Sefarad, сочинивший рэп-тексты для обновления старых романов.

Музыканты

Сефардский ансамбль Naguila из Франции и Марокко во время выступления в Варшаве, сентябрь 2008 г.
  • Ноам Вазана (Израиль / Нидерланды)
  • Жерар Эдери (Марокко / США)
  • Консуэло Луз (Нью-Мексико)
  • Сефирот (Великобритания)
  • Мара Аранда (Испания)
  • Пако Диес (Испания)
  • Ицхак Йедид (Израиль)
  • Ясмин Леви (Израиль)
  • Ана Алькаид (Испания)
  • Дэвид Сереро (Франция)
  • Глория Леви (США)
  • Джуди Франкель (США)
  • Мор Карбаси (Великобритания)
  • Йехорам Гаон (Израиль)
  • Джордж Даларас (Греция)
  • Janet Джак Эсим (Турция)
  • БраАгас (Чехия)
  • Авраам Перера (Израиль)
  • Фортуна (Бразилия)
  • Даддо Дганит (Израиль)
  • Роза Негра - Фаду ладино (Португалия)
  • Гликерия (Греция)
  • Хавьер Руибал (Испания)
  • Los Desterrados (Великобритания)
  • Los Serenos Sefarad (США)
  • Françoise Atlan (Франция)
  • Carolien Devilee (Нидерланды)
  • Soledad Bravo ( Венесуэла)
  • Хоакин Диас Гонсалес (Испания)
  • Йоси Азулай (Израиль)
  • Сефарад (Турция)
  • Давид д'Ор ( Израиль)
  • Эстер Офарим (Израиль)
  • Стефани Валадес (США)
  • Нил Седака (США)
  • Мария Сальгадо (Испания)
  • Монтсеррат Франко (США)
  • Монтсеррат Фигерас (Испания)
  • Николь Мурад (США)
  • Авишай Коэн (басист) (Израиль)
  • Коби Израильтянин (Великобритания)
  • Лампа Ладино (Россия)
  • Анна Хоффман и Романсеро Сефарди (Россия)
  • Сара Ароэсте (США)
  • ДеЛеон (США)
  • Ла Мар Энфортуна (США)
  • Софи Соломон (Великобритания)
  • Адик Хезрон (Германия)
  • Израильский андалузский оркестр (Израиль)
  • Проект Аль-Андалуз (Испания)
  • Голос черепахи (США)
  • Дорис Бенмаман (Венесуэла)
  • Ким Кунио (Австралия)
  • Джон Зорн (США)
  • Дина Гниль (Аргентина)
  • Тамар Илана (Канада)

Дискография

  • Песни сефардов: традиционная музыка испанских евреев Ла Рондинелла с Тиной Чанси (Дориан Дискавери, 1993)
  • Весна в Салониках: популярные сефардские песни Савины Яннату и Примавера En Salonico (Lyra Records, 1996)
  • "en la mar ay una torre" 19 сефардских песен в исполнении хора еврейской общины Салоников с ансамблем Codex под руководством Костиса Папазоглу (Minos EMI)
  • "Сефардские переживания, том 1-4", Игроки эпохи Возрождения, Уинсом Эванс, Небесные гармонии, 13166-2, 1998

Ссылки

  1. ^Коэн, Джудит. «Сефардская песня». Журнал Midstream. Хагшама. Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года. Дата обращения 5 мая 2014 года.

См. Также

  • Народная литература сефардских евреев, цифровая библиотека Университета Иллинойса, содержащая 40 лет полевых исследований сефардских общин в Северной Америке, на Балканах, в Греции, Турции, Северной Африке и Израиле профессорами Сэмюэлем Армистедом, Джозефом Сильверманом и Израилем Кацем
  • По истории записи сефардской музыки см. «Сефардская музыка: век записей»
На Викискладе есть материалы, связанные с сефардской музыкой.
Последняя правка сделана 2021-06-07 10:36:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте