Сефардская музыка - это общий термин для обозначения музыки сефардской еврейской общины. У сефардских евреев разнообразный репертуар, происхождение которого сосредоточено в основном вокруг бассейна. В светской традиции материал обычно поется на диалектах иудео-испанского, хотя и на других языках, включая иврит, турецкий, греческий, и другие местные языки сефардской диаспоры. Сефарды сохраняют географически уникальные литургические и паралитургические традиции.
Песни, которые поют женщины, традиционно поются при выполнении домашних дел, без аккомпанемента и гармонии. Бубны и другие ударные инструменты иногда используются, особенно в свадебных песнях. Уд и канун также используются в некоторых инструментах сефардской музыки, а более современные исполнители включают бесчисленное множество других импортных инструментов.
Сефардская музыка уходит корнями в музыкальные традиции еврейских общин средневековой Испании и средневековой Португалии. С тех пор он перенял влияние Марокко, Турции, Греции, Болгарии и других мест, где испанские и португальские евреи поселились после их изгнания из Испании в 1492 году и из Португалии в 1496 году. Лирику сохранили общины, образованные евреями, изгнанными с Пиренейского полуострова. Эти сефардские общины имеют много одинаковых текстов и стихов, но мелодии значительно различаются.
Поскольку после изгнания прошло столько веков, многие оригинальные мелодии были утеряны. Вместо этого сефардская музыка заимствовала мелодии и ритмы разных стран, где поселились сефарды. Греческие и турецкие традиции довольно близки. Марокканские или «западные» сефардские традиции не так близки к восточным / греческим / турецким традициям.
Эти песенные традиции распространились из Испании в Марокко (западная традиция) и в некоторых частях Османской империи (восточная традиция), включая Грецию, Иерусалим, Балканы и Египет. Сефардская музыка адаптирована к каждому из этих мест, ассимилируя североафриканские высокие, протяженные звуки; Балканские ритмы (например, в 9/8 раз); и арабский макам режим.
Песенные традиции были изучены и переписаны в начале двадцатого века рядом этномузыковедов и исследователей средневековой латиноамериканской литературы. Примерно с 1957 года и до недавнего времени Сэмюэл Армистед (Калифорнийский университет в Дэвисе) с коллегами Джозефом Сильверманом и Израилем Кацем собирал иудео-испанские песни от информаторов из Северной Америки, Турции, Балкан, Греции, Северной Африки и Израиля. Оцифрованные записи с транскрипциями и информацией о типах песен доступны на веб-сайте Народная литература сефардских евреев, который в настоящее время постоянно находится в библиотеке Университета Иллинойса.
В начале 20 века некоторые популярные коммерческие записи сефардской музыки вышли из Греции и Турции, за ними последовали записи из Иерусалима и других частей Восточной традиции. Первыми исполнителями были в основном мужчины, в том числе «турки» Джек Майеш, Хаим Эфенди и Ицхак Альгази. Позже возникло новое поколение певцов, многие из которых сами не были сефардами. Глория Леви, Пашарос Сефардиес, Флори Ягода Парварим и ансамбль Джанет и Джак Эсим - популярные исполнители восточной традиции этого периода. Жерар Эдери, Савина Яннату, Стефани Валадес, Франсуаза Атлан, Марлен Самун Ясмин Леви и Мара Аранда относятся к новому поколению певцов. привнесение новой интерпретации в ладино / иудео-испанское наследие и, в случае Леви и Эдери, смешивание его с андалузским фламенко. Оперный певец и актер Давид Сереро поет ладино и сефардские песни, которые он часто включает в театральную классику, такую как Венецианский купец и Отелло.
Еврейская община Салоников Хор был основан в 1995 году членами общины. Хор был основан в надежде, что музыкальная традиция, которую их предки унесли с собой, когда они были изгнаны с Пиренейского полуострова 500 лет назад, будет сохранена и возрождена. Исследования дирижера «Костиса Папазоглу» о сефарадской музыке из средневековой традиции (песни типа «Tres Ermanikas»), а позже, по мере развития музыки, привели к созданию компакт-диска, выпущенного Minos EMI при участии Ансамбль Кодекса под названием «En la mar ay una torre». Сегодня в этом хоре 25-30 человек разного возраста. Его дирижер Костис Папазоглу - опытный и выдающийся преподаватель музыки, солист и дирижер оркестров, который давал концерты по всей Греции, а также в Израиле (Тель-Авив), Скопии, Вене, Зальцбурге, Болгарии (София), России (Санкт-Петербург). Санкт-Петербург), Египта (Каир на торжественном открытии отстроенной синагоги Бен-Эзра), Турции (Стамбул в синагоге Ашкеназ по случаю Недели еврейской культуры) и Венгрии (в Большой синагоге Будапешта).
Сефардская музыка, включая пан-сефардскую музыку, которая не обязательно может быть иудео-испанской, в основном вокальная. Инструменты, когда они используются, играют в сопровождении песен. Выбор инструментов, используемых сефардами, в целом отражал инструменты, используемые в принимающей культуре: (греческий, турецкий, марокканский и т. д.). Наиболее часто играемыми инструментами являются щипковые лютни (безладовый: уд, ближневосточный лютня; а в Турции ладная саз или иногда мандолина или кумбус ), канун или сантур (щипковый или кованая ближневосточная цитра), скрипка и ручные барабаны (рама и кубок).
Для свадеб и других торжеств музыканты также могут быть наняты из мусульманской общины, так как опытные еврейские музыканты также нанимаются мусульманской общиной. Как правило, сефардские мужчины играли как на местных ударных, так и на мелодических инструментах, в то время как женщины обычно пели без аккомпанемента в домашних условиях и на свадьбах, сопровождая свое пение тамбуринами, а иногда и другими ударными инструментами. Молхо описывает сефардских женщин в Салониках, использующих кухонные принадлежности в качестве импровизированных ударных, в манере, напоминающей сегодняшнюю испанскую и португальскую деревенскую практику. (Molho 2021) В восточном Средиземноморье женщины-музыканты, специализирующиеся на пении и игре на барабанах на свадьбах, были известны как таньедеры, и они играли центральную роль в свадебных мероприятиях. В некоторых еврейских школах Османской империи начала ХХ века девочкам преподавали уд и мандолину; и некоторые женщины научились играть на пианино. В любом случае, независимо от того, используются ли инструменты или нет, главным и всегда уместным элементом сефардской музыки является голос.
Сефарды, как и другие традиционные музыканты, часто адаптируют традиционные инструменты к современным нормам; на современной сефардской свадьбе наверняка не встретишь средневековых инструментов, но, скорее всего, услышишь электронные клавишные.
Из сефардских музыкальных корней вырос большой корпус оригинальной новой классической музыки. Среди современных композиторов выделяются
На Викискладе есть материалы, связанные с сефардской музыкой. |