История евреев в Салониках

редактировать
Еврейская семья Салоников в 1917 году

История евреев of Салоники (Греция ) насчитывает две тысячи лет.

В городе Салоники (также известный как Салоники ) проживала большая еврейская община, в основном восточные сефарды, до середины Второй мировой войны. Это единственный известный пример города такого размера в еврейской диаспоре, в которой на протяжении веков сохранялось еврейское большинство.

Евреи-сефарды иммигрировали в город после их изгнания из Испании христианскими правителями. в соответствии с Указом Альгамбры в 1492 году. Это сообщество оказало влияние на сефардский мир как в культурном, так и в экономическом плане, и город получил прозвище la madre de Israel (мать Израиля). Община пережила «золотой век» в 16 веке, когда они развили сильную культуру в городе. Как и другие группы Османской империи, они продолжали практиковать традиционную культуру в то время, когда Западная Европа переживала индустриализацию. В середине XIX века еврейские преподаватели и предприниматели прибыли в Салоники из Западной Европы, чтобы развивать школы и промышленность; они привезли из Европы современные идеи, изменившие культуру города. С развитием промышленности как евреи, так и представители других этнических групп стали промышленными рабочими и образовали большой рабочий класс, при этом рабочие движения вносили свой вклад в интеллектуальный микс города. После того, как Греция достигла независимости от Османской империи, в 1920-х годах она сделала евреев полноправными гражданами страны.

Во время Второй мировой войны, немцы оккупировали Грецию в 1941 году и начали систематически преследовать евреев, как они это делали в других частях Европы. В 1943 году они загнали евреев в Салониках в гетто возле железнодорожных путей и начали депортировать их в концентрационные лагеря и трудовые лагеря, где погибло большинство из 60 000 депортированных. Это привело к почти истреблению общины. Сегодня в городе проживает всего 1200 евреев.

Содержание
  • 1 Раннее поселение
  • 2 Во времена османов
    • 2.1 Прибытие сефардских евреев
    • 2.2 Религиозная организация
    • 2.3 Экономическая деятельность
    • 2.4 Экономический спад
    • 2.5 Налогообложение
    • 2.6 Поздняя Османская эпоха
  • 3 Новое время
    • 3.1 Религия
    • 3.2 Индустриализация
    • 3.3 Хаскала
    • 3.4 Политическая и общественная активность
  • 4 Греческая администрация
    • 4.1 Салоники, греческий город
    • 4.2 Пожар 1917 года и межобщинная напряженность
    • 4.3 При Метаксасе
    • 4.4 Эмиграция
  • 5 Вторая мировая война
    • 5.1 Битва за Грецию
    • 5.2 Оккупация
    • 5.3 Уничтожение евреев Салоников
    • 5.4 Депортация
    • 5.5 Факторы, объясняющие эффективность депортаций
    • 5.6 В лагерях
  • 6 После Второй мировой войны
  • 7 Диаспора
    • 7,1 Израиль
    • 7,2 США
    • 7.3 Соединенное Королевство
  • 8 Культура
    • 8.1 Язык
    • 8.2 Музыка
    • 8.3 Кухня
    • 8.4 Известные фессалоникийские евреи
  • 9 См. Также
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
  • 12 Ссылки
Ранний расчет
Па ул. Апостола Эль Греко

Некоторые ученые полагали, что Павел Тарсийский 'Первое послание к фессалоникийцам упоминает эллинизированных евреев в город около 52 г. н.э. Это основано на определенном толковании 1 Фессалоникийцам 2 : 14 «Ибо вы, братия, стали подражателями церквям Божьим, находящимся в Иудее во Христе Иисусе. Ибо вы также перенесли то же самое от ваших соотечественников, как и от иудеев ". (NKJV). Другие считают, что эта христианская община состояла только из неевреев (язычников), а другие считают, что евреи составляли небольшое меньшинство в этой церкви в Салониках. Греческое слово «ваши соотечественники» в оригинальном тексте - «συμφυλέται» (того же племени / расы / нации). Интерпретация «συμφυλέται» как «евреев» обсуждается многими учеными. Кроме того, нет надежных археологических и других письменных свидетельств существования еврейской общины в Салониках в первой половине I века нашей эры. Однако существование такого сообщества считается весьма вероятным, даже если его характер неизвестен. Исследователи еще не определили, где в городе жили первые евреи.

В 1170 году Вениамин Тудельский сообщил, что в Салониках проживало 500 евреев. В последующие века к местной общине романиотов присоединились некоторые итальянские и евреи-ашкенази. В византийский период здесь проживало небольшое еврейское население, но оно практически не оставило следов в документах или археологических артефактах.

Во времена османов

В 1430 году, когда начало османского владычества, еврейское население был еще маленьким. Османы использовали перемещение населения в пределах империи после военных завоеваний для достижения целей пограничной безопасности или восстановления населения; они назвали его Сюргюн. После падения Константинополя в 1453 году примером сюргуна было то, что османы вынудили евреев переселиться с Балкан и Анатолии, которые они сделали новой столицей Империи. В то время в Салониках оставалось мало евреев; ничего не было зарегистрировано в османской переписи 1478 года.

Прибытие сефардских евреев

Пути еврейской иммиграции в Салоники

В 1492 году объединение католических монархов Испании Изабелла I и Фердинанд II издали Указ Альгамбры об изгнании сефардских евреев из своих владений. Многие иммигрировали в Салоники, иногда после остановки в Португалии или Италии. Османская империя предоставила евреям защиту как дхимми и поощряла переселенцев селиться на своих территориях. По словам историков Розамонд МакКиттерик и Кристофера Оллмэнда, приглашение Империи изгнанным евреям было демографической стратегией, направленной на предотвращение доминирования этнических греков в городе.

Первые сефарды пришли в 1492 году с Майорки. Они были «раскаявшимися» вернувшимися в иудаизм после ранее насильственного обращения в католицизм. В 1493 году к ним присоединились евреи из Кастилии и Сицилии. В последующие годы другие евреи пришли из этих земель, а также из Арагона, Неаполя, Венеции и Прованса. Позже, в 1540 и 1560 годах, евреи из Португалии искали убежища в Салониках в ответ на политическое преследование марранов. Помимо этих сефардов, несколько ашкенази прибыли из Австрии, Трансильвании и Венгрии. Иногда их насильно переселяли в соответствии с политикой Османской империи «sürgün » после завоевания земель Сулейманом Великолепным начиная с 1526 года. Реестры Салоников указывают на присутствие «Буды Евреи "после завоевания этого города турками в 1541 году. Еврейское население города составляло 20 000 человек в 1553 году. Иммиграция была достаточно большой, чтобы к 1519 году евреи составляли 56% населения, а к 1613 году - 68%..

Религиозная организация

Каждая группа вновь прибывших основывала свою собственную общину (aljama по-испански), чьи обряды ("minhagim ") отличались от обрядов других общин. Синагоги скрепляли каждую группу, и их названия чаще всего указывали на происхождение групп. Например, Каталлан Яшан (древнекаталонский) был основан в 1492 году, а Каталлан Хадаш (Новая Каталония) - в конце 16 века.

Название синагогиДата постройкиНазвание синагогиДата постройкиНазвание синагогиДата постройки
Эц-ха-ХаимI векАпулия1502Яхья1560
Ашкеназ или Варнак1376Лиссабон Яшан1510Сицилия Хадаш1562
Майорка1391Талмуд Тора Хагадол1520Бейт Арон1575
Провинция1394Португалия1525Италия Хадаш1582
Италия Яшан1423Эвора1535Майорка Шени16 век
Гуруш Сфарад1492Эструг1535Каталлан Чадаш16 век
Кастилла1492–3Лиссабон Чадаш1536Италия Шени1606
Арагон1492–3Отранто1537Шалом1606
Каталлан Яшан1492Измаил1537Хар Гавоа1663
Калабрия Яшан1497Цина1545Мограбис17 век
Сицилия Яшан1497Невей Цедек1550
Монастирлис1927

Создано государственное учреждение под названием Талмуд Тора Хагадол в 1520 году возглавить все собрания и принимать решения (хаскамот), применимые ко всем. Им управляли семь членов с ежегодными сроками. Это учебное заведение предоставляло образовательную программу для мальчиков и являлось подготовительной школой для поступления в ешивот. В нем приняли участие сотни студентов. Помимо иудаики, здесь преподавались гуманитарные, латынь и арабский язык, а также медицина, естественные науки и астрономия. Ешив в Салониках посещали евреи со всей Османской империи и даже из-за границы; были студенты из Италии и Восточной Европы. После завершения учебы некоторые студенты были назначены раввинами в еврейских общинах Империи и Европы, в том числе в таких городах, как Амстердам и Венеция. Успех его учебных заведений был таков, что не было неграмотных среди евреев Салоников.

Экономическая деятельность

Салоники (Салоники по-французски) находились в самом сердце Османской империи. Названия городов на французском языке.

Сефардское население поселилось в основном в крупных городских центрах Османской империи, включая Салоники. В отличие от других крупных городов Империи, евреи контролировали торговлю в Салониках. Их экономическая мощь стала настолько велика, что судоходство и бизнес остановились в субботу (Шаббат ) - еврейскую субботу. Они торговали с остальной частью Османской империи и странами Латинской Венеции и Генуи, а также со всеми еврейскими общинами, разбросанными по всей территории. Одним из признаков влияния салонских евреев на торговлю является бойкот 1556 года порта Анкона, Папская область в ответ на аутодафе выпущено Павлом IV против 25 марранов.

Салониканские евреи были уникальны тем, что участвовали во всех экономических нишах, не ограничивая свой бизнес несколькими секторами, как это было в случае, когда евреи составляли меньшинство. Они были активны во всех слоях общества, от носильщиков до торговцев. В Салониках было много еврейских рыбаков, не имевших себе равных даже в современном Израиле.

. Еврейской специальностью было прядение шерсти. Они импортировали технологии из Испании, где это ремесло было очень развито. В Салониках отличалось только качеством шерсти, лучше испанского. Сообщество быстро приняло решения (хаскамот), требуя от всех конгрегаций регулировать эту отрасль. Под страхом отлучения (черем) они запретили вывоз шерсти и индиго в районы, находящиеся менее чем в трех днях пути от города. Простыни, одеяла и ковры Salonikan приобрели популярность и экспортировались по всей империи от Стамбула до Александрии через Смирну. Промышленность распространилась на все населенные пункты, близкие к Термаикосу. Эта же деятельность стала делом государства, когда султан Селим II решил одеть свои янычары войска в теплые и непромокаемые шерстяные одежды. Он принял меры для защиты своих запасов. Его Возвышенная Порта издала фирман в 1576 году, заставляя овцеводов поставлять свою шерсть исключительно евреям, чтобы гарантировать достаточное количество своей шерсти. Остальные положения строго регламентировали виды шерстяной продукции, стандарты и сроки изготовления. Тонны шерстяных вещей были перевезены на лодках, верблюдах и лошадях в Стамбул, чтобы укрыть янычар от приближающейся зимы. К 1578 году обе стороны согласились, что поставка шерсти будет служить достаточным платежом государства за ткань и заменять денежный платеж. Это оказалось невыгодным для евреев.

Экономический спад

Увеличение числа янычар способствовало увеличению заказов на одежду, что поставило евреев в очень тяжелое положение. ситуация. Их проблемам способствовала инфляция валюты одновременно с государственным финансовым кризисом.

Первоначально требовалось всего 1200 поставок. Однако в 1620 году количество заказов превысило 4000. Из-за финансовых затруднений фабрики начали снижать качество. Это было обнаружено. Раввин Иуда Ково, возглавлявший салоникскую делегацию, был вызван для объяснения причин ухудшения ситуации в Стамбуле и приговорен к повешению. Это произвело глубокое впечатление на Салоники. После этого империя была частично сокращена, и производство было реорганизовано.

Эти неудачи были предвестниками темных времен для салонических евреев. Поток мигрантов с Пиренейского полуострова постепенно иссяк. Евреи предпочитали такие западноевропейские города, как Лондон, Амстердам и Бордо. Это явление привело к прогрессивному отчуждению османских сефардов от Запада. Хотя евреи принесли много новых европейских технологий, включая технологию печати, они становились все менее и менее конкурентоспособными по сравнению с другими этнорелигиозными группами. Известных ранее еврейских врачей и переводчиков постепенно заменили их христианские коллеги, в основном армяне и греки. В мире торговли евреи были вытеснены западными христианами, которых западные державы защищали через свои консульские органы. Салоники потеряли свое превосходство после прекращения деятельности Венеции, ее коммерческого партнера, и роста мощи порта Смирна.

Более того, евреи, как и другие зимми, были вынуждены страдают от последствий последовательных поражений Империи от Запада. Город, стратегически расположенный на дороге, по которой шли армии, часто становился объектом возмездия со стороны янычар против «неверных». На протяжении 17 века происходила миграция евреев из Салоник в Константинополь, Палестину и особенно Измир. Еврейская община Смирны стала составлена ​​из салониканских эмигрантов. Чума, наряду с другими эпидемиями, такими как холера, которая пришла в Салоники в 1823 году, также способствовала ослаблению Салоников и их еврейской общины.

Западные продукты, которые начали появляться на Востоке в больших количествах в начало исередина 19 века было серьезным ударом по экономике Салоникана, включая еврейскую текстильную промышленность. В конечном итоге государство даже начало поставлять янычарам "провансальскую одежду", которая продавалась дешевыми партиями, вместо салонической шерсти, качество которой продолжало ухудшаться. Не имея наличных денег, евреи были вынуждены платить великому визирю более половины своих налогов в виде долговых расписок. Текстильное производство быстро сокращалось, а затем полностью прекратилось с отменой янычар в 1826 году.

Налогообложение

Османские евреи были обязаны платить специальные «еврейские налоги » Османские власти. Эти налоги включали Cizye, İspençe, Haraç и Rav akçesi («налог раввина»). Иногда местные правители также взимали налоги с себя в дополнение к налогам, отправленным центральным властям в Константинополе.

Позднее Османское время

Саббатай Цеви. Портрет очевидца, Смирна, 1666 год.

Еврейские салониканцы долгое время извлекали пользу из вклада каждой из идей и знаний различных волн сефардской иммиграции, но этот человеческий вклад более или менее иссяк к 17 веку, и погрузилась в картину значительного спада. ешивот всегда были заняты преподаванием, но их работа была очень формальной. Они опубликовали книги по религии, но в них было мало оригинальной мысли. Свидетель сообщил, что «за пределами их внимания всегда находятся бесконечные вопросы культа и коммерческого права, которые несут на себе основную тяжесть их исследований и исследований. Их работы, как правило, являются повторением произведений их предшественников».

С 15 века в сефардском мире возникло мессианское течение; Искупление, знаменующее конец света, который казался неизбежным. Эта идея подпитывалась как экономическим упадком Салоник, так и продолжающимся ростом каббалистических исследований, основанных на процветании Зохара в салонических ешивотах. конец времен объявлялся последовательно в 1540 и 1568 годах, а затем в 1648 и 1666 годах.

Именно в этом контексте прибыл молодой и блестящий раввин, изгнанный из соседней Смирны. : Саббатай Зеви. Изгнанный из этого города в 1651 году после провозглашения себя мессией, он приехал в Салоники, где его репутация ученого и каббалиста очень быстро выросла. Наибольшее количество последователей за ним было членами синагоги Шалом, часто бывшими марранами. После нескольких лет осторожности он снова вызвал скандал, когда во время торжественного банкета во дворе синагоги Шалом он произнес Тетраграмматон, невыразимый в еврейской традиции, и представился как Мессия сын царя Давида. Затем федеральный раввинский совет изгнал его из города, но Саббатай Цви отправился распространять свое учение в других городах сефардского мира. Его отрывок, как и повсюду, разделил еврейскую общину Салоников, и эта ситуация вызвала столько беспорядков, что Саббатай Цви был вызван султаном и заключен в тюрьму. Там, вместо того чтобы доказать свои сверхъестественные способности, он уступил огню и вместо этого обратился в ислам. Драматический поворот событий по-разному интерпретировался его последователями, саббатеянами. Некоторые увидели в этом знамение и обратились в веру, в то время как другие отвергли его учение и полностью вернулись в иудаизм. Некоторые, однако, оставались публично верными иудаизму, продолжая при этом тайно следовать учению Саббатая Цви. В Салониках было 300 семей среди самых богатых, которые решили в 1686 году принять ислам, прежде чем раввинские власти успели отреагировать, их обращение уже было с радостью принято османскими властями. Таким образом, те, кому турки дали фамилию «Дёнме » («ренегаты»), сами разделились на три группы: Измирлис, Куниосос и Якуби, образуя новый компонент салониканской этнорелигиозной мозаики. Хотя они выбрали обращение, они не ассимилировались с турками, практиковали строгую эндогамию, жили в отдельных кварталах, строили собственные мечети и проводили определенные литургии на своем языке. Они активно участвовали в 19 веке в распространении модернистских идей в империи. Затем, будучи турками, донме эмигрировали из города после прихода к власти греков.

Новое время
Гравюра еврейской женщины (конец XIX века) Старая открытка с изображением Миллс Аллатини Вилла Бьянка, резиденция семьи Фернандес Еврейские пожарные, 1911

Со второй половины 19 века евреи Салоников пережили новое возрождение. Франко, французские и итальянские евреи из Ливорно, были особенно влиятельны во внедрении новых методов обучения и развитии новых школ и интеллектуальной среды для еврейского населения. Такие западные модернисты принесли на Балканы новые методы и идеи из индустриального мира.

Религия

Главным фактором превращения Салоник в экономический центр был его сложный раввинский авторитет. ПоФронт национального освобождения и лояльные Великобритании подразделения греческой армии.

Уничтожение салонских евреев

54 000 салонских евреев были отправлены в нацистские лагеря смерти. Более 90% всего еврейского населения города были убиты во время войны. Только польские евреи испытали более высокий уровень разрушения.

Депортация

Вход в Аушвиц II-Биркенау, вид изнутри лагеря

Для проведения этой операции нацистские власти направили двух специалистов в поле Алоис Бруннер и Дитер Висличени, прибывшие 6 февраля 1943 года. Они немедленно применили законы Нюрнберга со всей своей строгостью, выставив демонстрацию желтого значка и резкое ограничение свободы передвижения евреев. К концу февраля 1943 года они были собраны в трех гетто (Каламария, Сингроу и Вардар / Агиа Параскеви), а затем переведены в транзитный лагерь, названный гетто барона Хирша или лагерь, который находился рядом с вокзалом. Там ждали поезда смерти. Для выполнения своей миссии СС опиралось на созданную по этому случаю еврейскую полицию во главе с Виталом Хассоном, которая была источником многочисленных злоупотреблений в отношении остальных евреев.

Первый конвой отбыл 15 марта. Каждый поезд перевозил 1000–4000 евреев по всей центральной Европе, в основном в Освенцим. Конвой также отправился в Треблинку, и, возможно, депортация в Собибор имела место, поскольку салоникские евреи были освобождены из этого лагеря. Еврейское население Салоников было настолько большим, что депортация заняла несколько месяцев, пока она не была завершена, что произошло 7 августа с депортацией главного раввина Цви Корец и других известных людей в концлагерь Берген-Бельзен относительно хорошие условия. В том же конвое было 367 евреев, защищенных своей испанской национальностью, у которых была уникальная судьба: их перевели из Берген-Бельзена в Барселону, а затем в Марокко, и некоторые из них, наконец, добрались до Британский мандат в Палестине.

Факторы, объясняющие эффективность депортаций

Регистрация евреев Салоников нацистами, июль 1942 г., Площадь Элефтериас Унижение евреев, площадь Элефтериас

Многие дискуссии о причинах высокого процента потерь евреев в Салониках выдвигались в отличие от случая с Афинами, где значительной части евреев удалось избежать смерти. Однако это дает лишь частичную картину, поскольку другие еврейские общины в Греции с другими характеристиками, такими как Иоаннина, Корфу и Родос, также понесли очень большие потери.

Часто цитируемая причина связана с отношением юденрата и его лидера в период до депортации, главного раввина, подвергается резкой критике. Его обвиняли в том, что он пассивно реагировал на нацистов и преуменьшал страхи евреев, когда был отдан приказ об их переводе в Польшу. Как гражданин Австрии и, следовательно, носитель немецкого языка, он считался хорошо информированным. Корец также обвиняется в сознательном сотрудничестве с оккупантами. Однако несколько новых исследований, как правило, принижают его роль в депортациях.

Еще одним фактором была солидарность, проявленная семьями, которые отказались разлучаться. Это желание подрывало индивидуальные инициативы. Некоторым евреям старшего возраста также было трудно скрываться из-за незнания греческого языка, который стал доминирующим языком города только после аннексии Грецией в 1913 году. Кроме того, большая численность еврейского населения сделала невозможной тактику смешения. в греческое православное население, как в Афинах.

Опять же, в отличие от Афин, среди части греческого населения, в частности, среди беженцев из Малой Азии, также был скрытый антисемитизм. Когда эти иммигранты массово прибыли в Салоники, они были исключены из экономической системы. Следовательно, некоторые из этих изгоев враждебно смотрели на еврейское население. Еврейский народ был более экономически интегрированным и, следовательно, более обеспеченным, что иммигранты приравнивали к бывшей османской власти.

Причина, которая гораздо более вероятна, - это отсутствие солидарности со стороны греческого христианского населения города. Раввин Молхо говорил только о горстке греческих христиан, спасших евреев в Салониках. Сообщается, что всего 10 еврейских семей нашли приют в городе. Такое отношение местного населения, включая Церковь, городские власти и профессиональные ассоциации, было отмечено рядом историков в последние годы. Сопротивление также было не очень хорошо развито в то время, и немногие евреи могли реально добраться до гор.

Тем не менее, Яд Вашем определил 265 греков праведников среди народов, столько же, сколько и среди французского населения.

В лагерях

В Биркенау около 37 000 салониканцев были немедленно отравлены газом, особенно женщины, дети и старики. Почти четверть из всех 400 экспериментов, проведенных над евреями, была проведена на греческих евреях, особенно из Салоников. Эти эксперименты включали кастрацию и имплантацию рака шейки матки женщинам. Большинство близнецов погибли в результате ужасных преступлений. Остальные члены общины в последний раз работали в лагерях. В 1943–1944 годах они составляли значительную часть рабочей силы Биркенау, составляя до 11 000 рабочих. Из-за незнания идиш евреев из Греции в августе 1943 года отправили расчистить завалы Варшавского гетто, чтобы построить концлагерь в Варшаве. Среди 1000 салонических евреев, задействованных для выполнения этой задачи, группе из двадцати человек удалось сбежать из гетто и присоединиться к польскому сопротивлению Армии Крайовой, организовавшей Варшавское восстание.

Многие евреи из Салоники также были включены в зондеркоманды. 7 октября 1944 года они атаковали немецкие войска вместе с другими греческими евреями в заранее спланированном восстании, штурмовав крематории и убив около двадцати охранников. В топку крематория III была брошена бомба, разрушившая здание. Перед тем как быть убитыми немцами, повстанцы спели песню о греческом партизанском движении и национальный гимн Греции.

в своей книге Если это человек, одном из самых известных произведений литературы. о Холокосте Примо Леви описывает группу так: «эти греки, неподвижные и безмолвные, как Сфинкс, сидели на земле за своим толстым горшком с супом». Оставшиеся в живых в 1944 г. члены общины произвели на автора сильное впечатление. Он отметил: «Несмотря на их небольшое количество, их вклад в общий вид лагеря и международный жаргон, на котором говорят, имеет первостепенное значение». Он описал сильное патриотическое чувство среди них, написав, что их способность выжить в лагерях частично объясняется тем, что «они входят в число сплоченных национальных групп и с этой точки зрения являются наиболее продвинутыми».

После Второй мировой войны
Мемориал Холокоста в Салониках Еврейский музей в Салониках Синагога в Монастире

В конце Второй мировой войны началась жестокая гражданская война Вспыхнул в Греции. Это продолжалось до 1949 года, когда силы в Афинах поддерживались британской оппозицией могущественной коммунистической ELAS. Некоторые из евреев Салоников, которые избежали депортации, принимали в нем участие либо на стороне правительства, либо на стороне оппозиции. Среди тех, кто сражался в составе ELAS, многие были жертвами репрессий, обрушившихся на страну после того, как правительство восстановило контроль над ситуацией.

Среди немногих выживших в лагерях некоторые предпочли вернуться в Грецию, а другие эмигрировали в Западную Европу, Америку или Палестину. Все они столкнулись с большими трудностями в выживании, так как сразу после войны и Греция, и вся Европа находились в хаотическом состоянии. Они также подвергались дискриминации со стороны некоторых выживших ашкеназов, которые ставили под сомнение их еврейство.

Возвращение в Салоники было шоком. Вернувшиеся часто были единственными выжившими из своих семей. Они вернулись и обнаружили, что их дома заняты христианскими семьями, купившими их у немцев. Первоначально они размещались в синагогах. Еврейский комитет был сформирован для определения числа выживших и получил из Банка Греции список 1800 домов, проданных христианам. Новые владельцы не хотели сдавать свои новые жилища, заявляя, что они приобрели дома законно и что они тоже пострадали от войны. Когда война закончилась, коммунистическая ЭЛАС, которая в то время контролировала город, выступила за немедленное возвращение еврейской собственности ее законным владельцам. Четыре месяца спустя, когда к власти в Салониках пришло новое правительство правого крыла, поддерживаемое Великобританией, в Афинах, реституция была в целом остановлена. Мало того, что правительство столкнулось с серьезным жилищным кризисом из-за притока беженцев, вызванного войной, но и ряд людей, которые обогатились во время войны, также имели влияние на новую правую администрацию, с точки зрения правительства в пользу укрепления всех антикоммунистических связей, принимая более примирительный подход к любым бывшим коллаборационистам. Еврейское агентство осудило такую ​​политику послевоенной администрации и выступило за алию евреев. Всемирный еврейский конгресс также помог евреям города; некоторые евреи, спасенные от депортации греками, предпочли принять православие. Некоторые изолированные выжившие из лагерей сделали тот же выбор. Среди выживших после войны также было несколько браков. Один из выживших показал:

Я вернулся в разрушенные Салоники. Я надеялся найти своего приемного брата, но ходили слухи, что он умер от малярии в Люблине. Я уже знал, что моих родителей сожгли в первый же день пребывания в лагере смерти Освенцим. Я был один. У других заключенных, которыебыли со мной, тоже никого не было. Сейчас я с молодым человеком, которого знал в Брюсселе. Мы не отделяемся друг от друга. Мы оба пережили лагеря. Вскоре после этого мы поженились, двое беженцев, у которых не было ничего, не было даже раввина, который дал бы нам благословение. Директор одной из еврейских школ был раввином, и мы поженились, и я начал новую жизнь.

Согласно переписи 1951 года, 1783 человека остались в живых.

В Салониках в 1997 году был установлен памятник трагедии депортации.

В 1998 году король Испании Хуан Карлос I отправился в город, где заплатил дань сефардским евреям. Визит последовал за визитом, который он предпринял в синагоге Мадрида в 1992 году в ознаменование изгнания в 1492 году, когда он осудил указ о высылке из Испании.

По просьбе профессоров Университета Аристотеля в 2014 году был открыт мемориал еврейскому кладбищу, лежащему под фундаментом учреждения.

Сегодня в Салониках проживает около 1300 евреев. что делает его второй по величине еврейской общиной в Греции после Афин.

Израильский певец Иегуда Поликер записал песню о депортированных евреях из Салоников под названием «Жди меня, Салоники».

Община Салоников обвинила Германию в выплате компенсационных выплат, которые евреи Греции заплатили за спасение членов их семей, после того, как нацисты потребовали эти деньги. Тем не менее нацисты их не выпустили. Европейский суд отклонил это ходатайство.

Еврейская община Салоников неустанно требует от Deutsche Bahn (немецкой железной дороги), которая является преемницей Deutsche Reichsbahn, возместить расходы наследникам жертв Холокоста в Греции. из Салоников за проезд на поезде, который они были вынуждены заплатить за свою депортацию из Салоников в Освенцим и Треблинку в период с марта по август 1943 года.

В настоящее время еврейская община Греции прилагает большие усилия для создания Музея Холокоста в Салониках. Будет установлен постоянный павильон о Холокосте греческих евреев в KZ Освенцим. Делегация и президент еврейских общин Греции встретились в ноябре 2016 года с греческими политиками и попросили их поддержать их требование вернуть общинные архивы еврейской общины Салоник из Москвы.

диаспоры

Сегодня в Соединенных Штатах и ​​Израиле есть общины салонических евреев, которые сохраняют обычаи салонических евреев.

Израиль

Синагога Хехал-Иегуда была основана евреями из Салоник в Тель-Авиве. Он поддерживает обычаи салониканской музыки и молитв.

США

Конгрегация Etz Ahaim, сефардская община, была основана в 1921 году евреями из Салоников в Нью-Брансуике, Нью-Джерси. Сейчас он расположен в Хайленд-Парке, Нью-Джерси. Читатель повторяет арамейский молитву Брич Шемей на ладино перед тем, как достать Тору на Шаббат ; на ладино он известен как Bendicho su Nombre. Кроме того, в конце субботнего богослужения все собрание поет хорошо известный иврит гимн Ein Keloheinu как Non Como Muestro Dio на ладино.

Актриса и певица Леа Мишель была показана в эпизоде ​​шоу Who Do You Think You Are, где она узнала о своем салоническом еврейском происхождении. Ее семья, проживающая сейчас в Соединенных Штатах, является частью диаспоры салонических евреев.

Соединенное Королевство

Перед Первой мировой войной евреи из Салоник и Стамбула прибыли в Лондон. В конце концов они поселились на западе Лондона, открыв синагогу в Холланд-парке в 1928 году. Община до сих пор молится на ладино, хотя очень немногие до сих пор говорят на этом языке. С годами они переняли обычаи и музыку местной испанской и португальской общины, но в дни высоких праздников в значительной степени сохранили мелодии и литургию своих предков.

Культура

Язык

Как правило, эмигрировавшие евреи переняли язык своей новой страны, но это не относилось к сефарадам Османской империи, прибывшим в массовом порядке., и сохранили использование своего языка. Таким образом, известно, что салонские евреи использовали испанский, иудео-испанский (djudezmo), который является не более и не менее чем диалектом испанского языка, который независимо развился с 15 века. Они молились и изучали иврит и арамейский и использовали, как и все другие сефардские общины, так называемый языковой «слой», ладино, который состоял из Перевод текстов с иврита на испанский с соблюдением порядка слов и синтаксиса на иврите. Эти два языка, джудезмо и ладино, были написаны еврейскими буквами, а также латинскими буквами. В дополнение к этим языкам, появившимся в изгнании, евреи Салоников иногда говорили арабскими буквами турецкий, язык Османской империи. хаскала, преподаваемая французскими евреями, в свою очередь, способствовала преподаванию французского языка в школах Alliance Israélite Universelle. Итальянский также преподается в меньшей степени. После того, как греки захватили Салоники в 1912 году, греческий преподавался в школе, и на нем говорили несколько поколений еврейских салоников. Сегодня это язык, который преобладает среди фессалоникийских евреев.

Современное салоникское джудезмо теперь включает фразы из различных других иммигрантских групп, включая итальянские. Французские фразы также стали популярными до такой степени, что профессор Хайм-Видаль Сефиха говорит о «иудео-франьоле».

Некоторые еврейские фамилии прошлого или настоящего включают: Аллатини, Ароуч, Карассо, Коэн, Флорентин, Капон, Леви, Маллах, Модиано, Нахмиас, Салем, Салтиэль, Сасон, а испанское происхождение - это: Альгаба, Бенруби, Бераха, Буэнавентура, Куэнка, Куриэль, Эррера, Молчо, Наварро, Сапорта, Сарагусси, Вентура и т. Д.

Музыка

Еврейские женщины танцуют открытка

Евреи города, и особенно сефарды, имели долгую и известную жизнь. музыкальная традиция, уходящая корнями в средневековую Андалусию. В настоящее время такие художники, как Франсуаза Атлан, Ясмин Леви и Савина Яннату, прилагают усилия для его возрождения.

Кухня

Социолог Эдгар Морен сказал, что ядро ​​каждой культуры - ее кухня, и что это особенно относится к евреям Салоников, общине, из которой он спускается.

Кухня евреев города была вариантом иудео-испанской кухни, на которую сам повлиял большой ансамбль средиземноморской кухни. На это повлияли еврейские диетические правила кашрут, которые включают запрет на употребление свинины и смесей молочных и мясных продуктов, а также религиозные праздники, требующие приготовления особых блюд. Однако его ключевой особенностью было иберийское влияние. Рыба, которой изобиловал этот портовый город, потреблялась в больших количествах и во всех формах: жареная, запеченная ("al orno"), маринованная или тушеная ("abafado") и часто сопровождался сложными соусами. Считающаяся символом плодородия, рыба использовалась в свадебном обряде под названием dia del peche («день рыбы») в последний день свадебных церемоний, когда невеста переступала через большое блюдо с рыбой, которое затем съедалось гости. Овощи сопровождают все блюда, особенно лук; чеснок был под рукой, но не использовался, поскольку ашкеназские синагоги были основными потребителями чеснока и получили прозвище «Эль-кал-дель-ахо», «чесночная синагога». Греческий йогурт, широко потребляемый на Балканах и Анатолии, также получил высокую оценку, а также сливки и Pan di Spagna.

В преддверии Шаббата, hamin был приготовлен. Иудео-испанский вариант ашкеназского чолента и североафриканского дафина, чамин представлял собой тушеное мясо с овощами (пшеница, нут, белая фасоль), которые варили до полудня субботы. еда. Готовясь к пасхе, домохозяйки наполняли запертые сундуки конфетами, инжиром и финиками, начиненными миндалем, марципаном и популярным чап-бланш (белое варенье), которое состояло из сахарной воды и лимона. Вино использовалось для религиозных ритуалов, но сефарды, как и их греческие и мусульманские соседи, были основными потребителями раки. Они также предпочитали сладкие напитки из чернослива, вишни и абрикосового сиропа, которые пили в конце большого праздничного обеда.

Известные фессалоникийские евреи

Леон Иегуда Реканати Альберто Эррера
См. также
Библиография
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с иудаизмом в Салониках.
Ссылки
  1. ^«Н.Х. Тейлор (2002)« Кто преследовал фессалоникийских христиан? », Hervormde Teologiese Studies (HTS) 58 (2), pp 789-793»).
  2. ^А. Вакалопулос, История Салоников, стр. 9
  3. ^ Жиль Вейнштейн, Salonique 1850–1918, la "ville des Juifs" et le réveil des Balkans, стр. 42–45
  4. ^ Бернар Льюис, Ислам, Gallimard, 2005, стр. 563–567.
  5. ^Розамонд МакКиттерик, Кристофер Оллманд, Новая Кембриджская средневековая история, стр. 779 -
  6. ^"Еврейская община Салоников". Проект открытых баз данных Бейт-Хатфуцот. Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  7. ^Список извлечен из Рена Моло, Salonique 1850–1918, la "ville des Juifs" et le réveil des Balkans, p. 67
  8. ^ Моше Амар, Le Monde sépharade, Том II, Сеуил, 2006 г., стр. 284
  9. ^ Якоб Барнай, Евреи в Испании: история диаспоры, 1492–1992, Лиана Леви, 1998, с. 394–408.
  10. ^Жиль Вейнштейн, Salonique 1850–1918, la "ville des Juifs" et le réveil des Balkans, стр. 51.
  11. ^Хаим Бентов, Le Monde sépharade, стр. 720.
  12. ^ Gilles Veinstein, Salonique 1850–1918, la "ville des Juifs" et le réveil des Balkans, p. 52–54.
  13. ^ Жиль Вейнштейн, Salonique 1850–1918, la "ville des Juifs" et le réveil des Balkans, стр. 54–58.
  14. ^ Жиль Вейнштейн, Salonique 1850–1918, la "ville des Juifs" et le réveil des Balkans, стр. 58–62.
  15. ^ Энциклопедический словарь иудаизма, Éditions du Cerf, Париж, 1993, статья Sabbataï Tsevi
  16. ^ Francis Georgeon, Salonique 1850–1918, la "ville des Juifs" et le réveil des Balkans, p. 115–118.
  17. ^ Флеминг, К. Э. (2010). Греция: еврейская история. Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691146126. OCLC 503640777.
  18. ^ Рена Мольо, Salonique 1850–1918, la "ville des Juifs" et le réveil des Balkans, стр. 68–78.
  19. ^"φημερίδες". www.jmth.gr.
  20. ^Эстер Бенбасса, «Сионизм в Османской империи на« заре XX века »». В ХХ веке, № 24, октябрь 1989 г., с. 74.
  21. ^Марк Мазовер, Салоники, город призраков, с. 281.
  22. ^Дж. Leune, The Lord Ulysses, Viking Press, 1923, стр. 77–78 в Sophie Basch, Le Mirage Greek, Hatier, 1995, p. 333. ISBN 978-2-218-06269-8
  23. ^Régis Darques, Salonique au XXe siècle, de la cité ottomane à la métropole grecque [Салоники в 20 веке, от османского города до греческой метрополии], с. 150.
  24. ^ Аристотель А. Каллис, Еврейская община Салоник в осаде: антисемитское насилие летом 1931 года, Oxford University Press, 2006
  25. ^См. легенду на картинке как опубликовано Мемориальным музеем Холокоста США.
  26. ^Эрика Перахиа Земур, Иудаизм потерял и нашел Salonica, Pardès No. 28, Paris, 2000, стр. 153–154
  27. ^Régis Darques, Salonique au XXe siècle, de la cité ottomane à la métropole grecque p. 78–79.
  28. ^Mano Maritime Ltd. - Профиль компании Архивировано 7 апреля 2012 г. на Wayback Machine 100-е место в рейтинге Дана: Dun Bradstreet
  29. ^Энни Бенвенист, Ле Босфор à la Roquette: la communauté judéo-espagnole à Paris, 1914–1940, L'Harmattan, Paris, 2000, p. 81.
  30. ^Биография Леона Реканати на веб-сайте Тель-Авивского университета Архивировано 11 ноября 2007 г. в Wayback Machine
  31. ^ Ицхак Керем, Le Monde sépharade, Том I, стр. 924–933
  32. ^ Рена Молхо, Политика Германии против евреев Греции: истребление еврейской общины Салоник (1941–1944), обзор истории Холокоста, опубликованный Центром современных евреев Документация, Париж, 2006 г.; № 185, стр. 355–378
  33. ^ Историко-культурный контекст. Сосуществование евреев и греков. Жан-конференцияКарассо
  34. ^ web / thejews / pages / pages / necrop / necrop.htm Документ Еврейский музей в Салониках
  35. ^ (на испанском языке) Майкл Молхо, «El cementerio judío of Salónica» Сефарад, 9: 1 (1949) с. 124–128
  36. ^Еврейский музей в Салониках: Книга, 2017
  37. ^Греция_in_the_WW2.html Refujiados of Gresia i Rodes in Maroko durante la II Gerra Mundiala Ицхака Гершона, Аки Йерушалаим, 1995 С. 42–45.
  38. ^ Минна Розен, «Евреи и греки помнят свое прошлое: политическая карьера Цеви Корец (193343)», Еврейские социальные исследования, том 12, номер 1, осень 2005 г. (новая серия), стр. 111–166
  39. ^Μύθοι και πραγματικότητα για την εξόντωση των Εβραίων της Θεσσαλονίκης.. cohen.gr (по-гречески). Проверено 24 февраля 2017 г.
  40. ^".: BiblioNet: Η διάσωση / Λάμψα, Καρίνα". www.biblionet.gr. Проверено 24 февраля 2017 г.
  41. ^λχο, Μίκαελ (1976). In Memoriam, φιέρωμα εις μνήμην των Iσραηλιτών θυμάτων του Ναζισμού εν Ελλάδι. Εσσαλονίκη: Ισραηλιτική Κοινότητα Θεσσαλονίκης. стр. 149–50.
  42. ^λχο, Μίκαελ (1976). In Memoriam, φιέρωμα εις μνήμην των Iσραηλιτών θυμάτων του Ναζισμού εν Ελλάδι. Εσσαλονίκη: Ισραηλιτική Κοινότητα Θεσσαλονίκης. п. 128.
  43. ^Апостолов А. (01.10.2000). «« Исключение Салоник »: свидетели и сотрудники в Северной Греции». Исследования Холокоста и геноцида. 14 (2): 165–196. doi : 10.1093 / hgs / 14.2.165. ISSN 8756-6583.
  44. ^Αντωνίου, Γιώργος; Δορδανάς, Στράτος; Ζάικος, Νίκος; Μαραντζίδης, κος (2011). Το Ολοκαύτωμα στα Βαλκάνια. Εσσαλονίκη: Επίκεντρο.
  45. ^Сальтиель, Леон. «Профессиональная солидарность и Холокост: на примере Салоников». Ежегодник Центра исследований антисемитизма, Технический университет Берлина, 2015.
  46. ^Saltiel, Leon (2020). «Холокост в Салониках: реакция на преследование евреев, 1942–1943 гг.». Рутледж. Проверено 15 мая 2020 г.
  47. ^(на испанском языке) Свидетельство Архивировано 11 октября 2007 г. на Wayback Machine, переживший Холокост в салоне красоты. сайт FundacionMemoria del holocausto
  48. ^Ицхак Керем, Забытые герои: греческое еврейство в холокосте, в г-на Мор (ред.), Кризис и реакция: герой в еврейской истории, Омаха, Creighton University Press, 1995, с. 229–238.
  49. ^Примо Леви, Если это мужчина, Джуллиард, 2007, стр. 121–122 (Глава: Из-за добра и зла)
  50. ^ Retorno del Inferno Архивировано 2007-08- 10 в Wayback Machine Браха Ривлин, Аки Йерушалаим, № 49–50, 1995.
  51. ^ Марк Мазовер, город призраков Салоники, стр. 422–425.
  52. ^Марк Мазовер, Салоники, город призраков с. 437–438.
  53. ^(на испанском языке) Статья из El Mundo 29 мая 1998 г.
  54. ^«Греческий университет открывает мемориал на месте разрушенного еврейского кладбища». 10 ноября 2014 г.
  55. ^Режис Даркес, Салоники до XX века, город Османской империи на материковой части Греции, стр. 63.
  56. ^Билеты в одну сторону Салоники - Освенцим Архивировано 8 февраля 2017 г. в Wayback Machine, июнь 2015
  57. ^Цуг дер Эриннерунг / Салоники Цуг дер Эриннерунг (неправительственная организация «Поезд памяти»).
  58. ^Макрис, А. «Музей Холокоста будет построен [sic] в Греции - GreekReporter.com».
  59. ^ΠΟΛΙΤΙΚΕΣ ΣΥΝΑΝΤΗΣΕΙΣ ΓΘΕΜΑΤΑ ΤΑ ΘΕΜΑΤΑ ΛΛΗΝΙΚΟΥ ΕΒΡΑΪΣΜΟΥ, Проверено 05. Декабрь 2016
  60. ^«Конгрегация Эц Ахаим - Сефарды». Конгрегация Etz Ahaim - сефардские.
  61. ^Альхадефф, Тай (21 апреля 2016 г.). "Профессор сефардских исследований UW, представленный в сериале, номинированном на премию" Эмми ".
  62. ^, Salonique 1850–1918, la" ville des Juifs "et le réveil des Balkans, стр. 79–95.
  63. ^ Мери Бади, Salonique 1850–1918, la "ville des Juifs" et le réveil des Balkans, стр. 96–101.
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте