Вениамин из Туделы (Иврит : בִּנְיָמִין מִטּוּדֶלָה, произносится ; арабский : بنيامين التطيلي Биньямин аль-Тутайли; Тудела, Королевство Наварра, 1130 - Кастилия, 1173) был средневековым евреем путешественником, посетившим Европу, Азию, и Африка в XII веке. Его яркие описания Западной Азии предшествовали описанию Марко Поло на сто лет. Обладая широким образованием и обширным знанием языков, Вениамин Тудельский является важной фигурой в средневековой географии и еврейской истории.
«Путешествия Вениамина» - важная работа не только как описание Еврейские общины, но также как надежный источник по географии и этнографии средневековья. Некоторые современные историки приписывают Вениамину точное описание повседневной жизни в средние века. Первоначально написанный на иврите, его маршрут был переведен на латынь, а затем переведен на большинство основных европейских языков. Он получил большое внимание со стороны ученых эпохи Возрождения в 16 веке.
Его путешествия показывают одновременную взаимосвязь и разнообразие еврейских общин в этот период времени.
Мало что известно о его молодости, кроме того факта, что он был из Наваррского городка Тудела на территории нынешней Испании. Сегодня его именем названа улица в aljama (бывший еврейский квартал).
Ученые не пришли к единому мнению относительно точного маршрута Бенджамина из Туделы, хотя Большинство ученых полагают, исходя из его маршрута, что он путешествовал по популярному маршруту, который часто посещали путешественники в то время. Вениамин отправился в свое путешествие с северо-востока Пиренейского полуострова около 1165 года, что могло начаться как паломничество в Святую Землю. Было высказано предположение, что у него могли быть коммерческие мотивы, а также религиозные. Несколько раз субъект проявлял интерес к торговле кораллами, возможно, как профессиональный торговец драгоценными камнями. С другой стороны, он, возможно, намеревался составить каталог еврейских общин на пути в Землю Израиля, чтобы предоставить путеводитель, где можно найти гостеприимство евреям, отправляющимся в Святую Землю, или тем, кто бежит от угнетения в другом месте.. Он часто останавливался, встречался с людьми, посещал места, описывал занятия и приводил демографический подсчет евреев в каждом городе и стране, которые он посетил. Бенджамин представил свои собственные оценки различных культур, с которыми он столкнулся, и иногда проводил параллели между обычаями, с которыми он встречался.
Его путешествие началось в Сарагосе, дальше по долине Эбро в Таррагона, Барселона и Жирона, откуда он проследовал на север во Францию , затем отплыл из Марселя. Посетив Геную, Лукку, Пизу и Рим, он отправился в Грецию и Константинополь., затем отправился через Азию. Он посетил Сирию, Ливан, Землю Израиля и северную Месопотамию (которую он называл Шинар), прежде чем достиг Багдада. Оттуда он отправился в Персию, затем пересек Аравийский полуостров в Египет и Северную Африку, вернувшись в Пиренейский полуостров в 1173 году. В своих путешествиях он описал значительную еврейскую общину где-то в окрестностях современной Эфиопии. Хотя кажется очевидным, что такое сообщество существует, ученым все еще трудно решить, где в Африке он на самом деле побывал - отсутствие единообразного написания затрудняет различение мест, на которые на самом деле ссылаются Бенджамин и другие современные писатели-путешественники.
Его посещение руин за пределами Мосула является одним из самых ранних точных описаний места древней Ниневии. Всего он посетил 300 городов, в том числе многие города, имеющие важное значение в еврейской истории, такие как Сузы, сура и. Кроме того, он собрал информацию о многих других областях, о которых слышал во время своих путешествий, включая Китай и Тибет. Он записал подробности о культурах, таких как культура аль-Хашишина, курильщиков конопли, знакомя западных европейцев с людьми и местами, которые выходят далеко за рамки их опыта.
Он описал свои годы за границей в книге «Путешествия Вениамина» (מסעות בנימין, Маса'от Биньямин, также известный как ספר המסעות, Сефер ха-Маса'от, «Книга путешествий»), в которой описывается страны, которые он посетил, уделяя особое внимание еврейским общинам, включая их общее население и имена известных лидеров общин. Он также описал обычаи местного населения, как еврейского, так и нееврейского, с упором на городскую жизнь. В своих отчетах Вениамин Тудельский с большим энтузиазмом описывает Багдад, особо отмечая виртуозность халифа. Он часто пишет об уважении и смешении, которое он испытывает между иудаизмом и исламом. Он дал подробные описания мест и достопримечательностей, проходивших по пути, а также важных зданий и торговых площадей. Хотя Бенджамин известен тем, что цитирует источники и обычно рассматривается историками как заслуживающий доверия, некоторые из его утверждений ошибочно полагаются на более ранних авторов. Например, Бенджамин отождествляет (Тел Дан) с Баниясом вместе с Филосторгием, Феодоритом и Самуилом бен Самсоном. Евсевий Кесарийский, напротив, более точно определяет местонахождение Дана / Лаиша в окрестностях Панеаса на четвертой миле на пути к Тиру.
Имя Вениамина Тудельского было принято в середине 19 века путешественником. и автор, известный как Вениамин II.
. Одним из главных произведений Менделе Мохер Сфорима, крупного русского еврейского писателя XIX века, является мазо 1878 года Беньемен Хашлиши (מסעות בנימין השלישי) (Странствия Вениамина III ), который считается чем-то вроде еврейского Дон Кихота, название которого явно навеяно книгой Вениамина Туделы.
Улица в районе Рехавиа Иерусалима, Рехов Биньямин Митудела (רחוב בנימין מטודלה), названа в его честь, как и улица в бывшем еврейском квартале его родного города Тудела. Средняя школа в его родной город также назван Бенхамином де Тудела в его честь.
Известный израильтянин поэт Натан Альтерман написал стихотворение о Вениамине Тудельском, которое было положено на музыку Наоми Шемер и часто звучало по израильскому радио.
Ури Шулевиц написал и иллюстрированный «Путешествие Вениамина Тудельского. Через три континента в двенадцатом веке »в 2005 году. ISBN 978-0-374-37754-0. [2]
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статья Бенджамин Тудела. |
Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Еврейские паломники в Палестину |