Dönmeh

редактировать

Иллюстрация Sabbatai Zevi из 1906 года (Исторический музей Йуда )

Дёнме (Иврит : דוֹנְמֶה, романизированный : донме, османский тюркский : دونمه, турецкий : денме) были группой саббатианцев криптоевреи в Османской империи, которые внешне обратились в ислам, но сохранили свою еврейскую веру и каббалистическую верования тайно. Движение было сосредоточено в основном в Салониках. Группа возникла во время и вскоре после эпохи Саббатая Цеви, сефардского еврея 17 века раввин и каббалист который Мед был еврейским Мессией и в конце концов симулировал обращение в ислам под угрозой смертной казни со стороны султана Мехмеда IV. После принудительного обращения Зеви в ислам, ряд саббатийских евреев также ложно обратились в ислам и стали денме. Часть саббатианцев дожила до 21 века Турция как потомки Дёнме.

Турецкое слово Дёнме («Отступники») происходит от глагольного корня дён- (Османский тюркский : دون), что означает «обращать», то есть «обращать», но в уничижительном смысле или «перебежчик ». Их также называют Селяникли («человек из Салоников») или авдети (Османский тюркский : عودتی, «обращенный в веру»). Дёнме не только относится к еврейским «ненадежным новообращенным» в ислам в Турции, но это также уничижительное турецкое слово для трансвестита или кого-то, кто утверждает, что он кем-то, кем они не являются. Члены группы называют себя «Верующие» (иврит : המאמינים, романизированный : ха-Мааминим), aberim («Товарищи»), или Баале Милхама («Воины»), а в городе Адрианополь они были известны как Сазаникос (по-турецки «маленькие карпы »), в связи с изменением внешний характер рыбы. Альтернативным объяснением этой самоненклатуры является пророчество о том, что Саббатай Зеви доставит евреев под зодиакальным знаком рыбой.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Идеология
  • 3 Антисемитские утки и предполагаемые политические связи
  • 4 Мехмет Каракаш Рюшту
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
История
Мечеть Йени, Салоники, построена общиной Дёнме во время Османской империи

Несмотря на притворное обращение в ислам, саббатеи тайно оставались близкими к иудаизму и продолжали тайно практиковать еврейские ритуалы. Они признали Саббатая Цеви (1626–1676) еврейским Мессией, соблюдали некоторые еврейские заповеди, похожие на те, что были в раввинистическом иудаизме, и молились на иврите, а затем на ладино. Они также наблюдали за ритуалами, посвященными важным событиям в жизни Зеви, и интерпретировали обращение Зеви каббалистическим способом.

Существует несколько ветвей группы Дёнме. Первый - Измирли, образованный в Измире (Смирна). Это была первоначальная секта , от которой в конце концов отделились две другие. Первый раскол создал секту Якуби, основанную Якобом Керидо (ок. 1650–1690), братом последней жены Зеви. Керидо утверждал, что он реинкарнация Зеви и сам по себе мессия. Второй раскол от Измирли был результатом заявлений о том, что (1695–1740) унаследовал душу, известную по-турецки как Отман Баба, который действительно в следующий раз переродился в душе Зеви. Эти обвинения получили распространение и привели к появлению ветви Каракаши (турецкий язык) или Кониозо (ладино), самой многочисленной и самой строгой ветви Дёнме. Миссионеры из Каракаши / Кониозо действовали в Польше в первой половине 18 века и учили Якова Франка (1726–1791), который позже утверждал, что унаследовал душу Руссо. Фрэнк создал секту франкистов, другую группу, не относящуюся к денме саббатианам в Восточной Европе. Еще одна группа, Лехли, польского происхождения, жила в изгнании в Салониках и Константинополе.

. По некоторым данным, несколько ведущих членов движения младотурков, группой конституционных монархистов революционеров, которые свергнули Османскую империю, были Дёнме. Во время обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 году, некоторые из Салоников Дёнме пытались признать себя немусульманами, чтобы их не заставили покинуть город. После основания Турецкой республики в 1922–1923 годах Дёнме решительно поддерживал республиканские прогрессивные реформы Ататюрка, которые пытались ограничить власть религиозного истеблишмента и модернизировать общество. В частности, денме сыграли важную роль в становлении торговли, промышленности и культуры в развивающейся Турецкой Республике, что частично связано с выдающимся положением румелийских иммигрантов в целом и Салоников в частности в первые годы существования Турции. Годы республики.

Интересный случай - это случай Ильгаза Зорлу, издателя Дёнме, который основал Zvi Publishers в 2000 году и добивался признания его евреем, но бет дин отказался признать свое еврейство без полной конверсии. Он утверждал, что обратился в Израиле, а затем подал иск о смене своей религии с ислама на иудаизм в своих регистрационных записях и удостоверениях личности. Суд проголосовал в его пользу.

Университет Ишик, который является частью Фонда школ Фейзи (турецкий : Фейзи Мектеплери Вакфи, FMV), и школы Теракки были основаны общиной Дёнме. в Салониках в последней четверти XIX века и продолжили свою деятельность в Стамбуле после того, как греки захватили город 9 ноября 1912 г..

В Еникёй, Сарыер.

Независимый ученый Рифат Бали определяет термин «денме» следующим образом:

Термин «донме» - это турецкий герундий, означающий «повернуть, повернуть или вернуться» и, в более широком смысле, «предать» (т.е. «вернуться назад») и «обратить» к другой религии. Это вошло в обиход для обозначения обращенных в религию в целом и, в частности, последователей семнадцатого века еврейского лже-мессии Саббатая Севи и их потомков, которые внешне обратились в ислам, но сохранили свои скрытые религиозные практики в течение следующих нескольких лет. веков, поддерживая тесные общинные и кровные узы и придерживаясь строгой эндогамии. В то время как подавляющее большинство членов общины отказались от своих практик в течение первой четверти века, их прошлое самосознание продолжало преследовать их в турецком обществе, а сам термин денме по-прежнему вызывает осуждение.

Идеология

Идеология Дёнме 17-го века вращалась в основном вокруг сокращенной версии Десяти заповедей, в которой предостережение против прелюбодеяния объясняется скорее как мера предосторожности, чем запрет, вероятно, включенный для объяснения антиномия сексуальная деятельность саббатеев. Дополнительные заповеди касаются определения видов взаимодействия, которое может происходить между денме и еврейской и мусульманской общинами. Самый основной из этих законов взаимодействия заключался в том, чтобы избегать браков с евреями или мусульманами и отдавать предпочтение отношениям внутри секты, а не отношениям вне ее. Несмотря на это, они поддерживали связи с саббатеями, которые не обращались, и даже с еврейскими раввинами, которые тайно урегулировали споры внутри Дёнме относительно еврейского закона.

Как Что касается ритуалов, то денме следовали как еврейским, так и мусульманским традициям, переходя от одного к другому по мере необходимости для интеграции в османское общество. Внешне мусульмане и тайно евреи саббатианцы, Дёнме соблюдали традиционные мусульманские праздники, такие как Рамадан, но также соблюдали еврейскую субботу, брит-мила и основные праздники. По большей части ритуал Дёнме представляет собой комбинацию различных элементов Каббалы, Саббатианства, еврейского традиционного закона и суфизма.

Дёнме литургии, которые развивались по мере роста и распространения секты. Поначалу большая часть литературы о дёнме была написана на иврите. Позже, по мере развития группы, ладино заменил иврит в качестве основного языка и стал не только разговорным, но и литургическим языком. Хотя Донме разделились на несколько сект, все они придерживались мнения, что Зви был божественным мессией и что он открыл истинную «духовную Тору », которая была выше практической земной Торы. Дёнме создали и отмечали праздники, относящиеся к различным моментам жизни Зеви и их собственной истории обращения. Основываясь, по крайней мере частично, на каббалистическом понимании божественности, Дёнме считал, что существует трехсторонняя связь эманаций божественного, что порождает множество конфликтов как с мусульманскими, так и с еврейскими общинами. Наиболее заметным источником противодействия со стороны других современных религий была обычная практика обмена женами между членами Дёнме.

Иерархия Дёнме была основана на отраслевых подразделениях. Исмирли находились на вершине иерархии, состоящей из купеческих классов и интеллигенции. Ремесленники, как правило, были в основном каракаши, в то время как низшие классы были в основном джакуби. У каждой ветви была своя молитвенная община, организованная в «Кахал» или общину (на иврите). Разветвленная внутренняя экономическая сеть обеспечивала поддержку низшему классу Дёнме, несмотря на идеологические различия между ветвями.

Антисемитские утки и предполагаемые политические связи

Турецкий антисемитизм и утки, на которые он опирается, сосредоточены на загадочной фигуре Дёнме. По словам историка Марка Дэвида Бэра, это явление имеет глубокие корни в поздней истории Османской империи, и его наследие в виде обвинений в заговоре сохранялось на протяжении всей истории Турецкой Республики и сохраняется там до сих пор. Современный антисемитизм в расовом отношении делает евреев вездесущей, однородной единицей, действующей под прикрытием под видом различных глобальных групп, неумолимо преследующих глобальный политический и экономический контроль через секретные каналы. Как крипто-саббатейская секта, Дёнме всегда была легкой мишенью для слухов о секретном, криптоеврейском политическом контроле и социальном влиянии, будь то обвинение в возбуждении политического переворота против статус-кво или в формировании власти деспотического режима. статус-кво.

История Дёнме, основанная на еврейской традиции богословской и ритуальной тайны саббата, в сочетании с общественным соблюдением ислама, по словам Бэра, делает удобными обвинения в тайном еврейском контроле. «Тайный еврей», таким образом, имеет двойное значение: одновременно быть тайным евреем и евреями, которые действуют тайно, чтобы осуществлять контроль; их тайная религиозная идентичность в первую очередь совместима для теоретиков заговора с их скрытным влиянием, особенно когда их нельзя отличить от обычных турецких мусульман, которые живут повсюду, и, как утверждает Баер, когда современный антисемит считает еврея неизбежным ». везде." Маневры Дёнме были ядром младотурецкой революции и их свержения султана Абдул Хамида II, роспуска османского религиозного истеблишмента и основания светской республики. Просултанские, религиозные мусульманские политические оппоненты изображали эти события как глобальный еврейский и масонский заговор, осуществленный тайными евреями Турции, Дёнме, с Мустафой Кемалем Ататюрком, главным революционером и бывшим член Комитета Союза и Прогресса (CUP), сам ведущий Дёнме.

Кроме того, утверждение о тайно-еврейском заговоре использовалось на протяжении всей современной истории Турции правыми и исламистами для подрыва легитимность действующего политического руководства, а сегодня - левых и секуляристов, стремящихся подорвать политическую легитимность Эрдогана и истоки исламизма в более широком смысле. Они, как и другие заявления о стремлении евреев к мировому господству, отчасти воплощенные в успехах сионизма, пополняют ряды примеров как стойкого характера подобных уток в современной Турции, так и их глубоких отношений с широко распространенными во всем мире. теории политического заговора, пропагандируемые радикально разными политическими элементами, часто одновременно.

Мехмет Каракаш Рюшту

В 1924 году Мехмет Каракаш Рюшту, утверждая, что он принадлежит к Каракаш Дёнме, заявил о Дёнмехах Вакит газета. Он обвинил денмехов в отсутствии патриотизма и в том, что они не ассимилировались. Обсуждения распространились и на другие газеты. Ахмет Эмин Ялман в газете (Ватан), которой он владел, признал существование таких групп, но заявил, что эти группы больше не следуют своим традициям. Затем Каракаш Рушту обратился в Великое Национальное Собрание Турции с просьбой об отмене продолжающейся иммиграции некоторых денмехов путем обмена населением, если они не подчинятся тюркификации и вступят в брак с турками.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-18 07:52:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте