Свободная импровизация

редактировать

Бесплатная импровизация или бесплатная музыка - это импровизированная музыка без каких-либо правил, выходящих за рамки логики или склонностей участвующих музыкантов. Этот термин может относиться как к технике (применяемой любым музыкантом в любом жанре), так и к признанному жанру сам по себе.

Свободная импровизация, как музыкальный жанр, возникла в США и Европе в середине-конце 1960-х годов, в основном как продукт свободного джаза и современной классической музыки. Сторонниками бесплатной импровизированной музыки являются саксофонисты Эван Паркер, Энтони Брэкстон, Питер Бретцманн и Джон Зорн, композитор Полин Оливерос, барабанщик Кристиан Лиллинджер, тромбонист Джордж Э. Льюис, гитаристы Дерек Бейли, Генри Кайзер и Фред Фрит, а также импровизационные группы Spontaneous Music Ense, Компания музыкальной импровизации, Искра 1903, Художественный ансамбль Чикаго и AMM.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Характеристики
  • 2 История
    • 2.1 Классические прецеденты
    • 2.2 Прецеденты джаза
    • 2.3 Международная свободная импровизация
    • 2.4 Сцена в центре города
    • 2.5 Электронная свободная импровизация
    • 2.6 Электроакустическая импровизация
  • 3 Бесплатная импровизация на радио
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки

Характеристики

В атональном контексте свободная импровизация означает, что фокус смещается с гармонии на другие измерения музыки: тембр, мелодические интервалы, ритм и спонтанное взаимодействие между музыкантами. Хотя исполнители могут играть в определенном стиле или тональности или в определенном темпе, обычные песни очень редко используются в свободной импровизации; больше внимания обычно уделяется настроению, текстуре или, проще говоря, перформативному жесту, чем заранее заданным формам мелодии, гармонии или ритма. Эти элементы импровизированы по желанию по мере развития музыки.

Джон Эйлс отмечает, что гитарист Дерек Бейли сказал, что свободная импровизация - это «игра без памяти».

В своей знаменательной книге « Импровизация» Бейли пишет: «Отсутствие точности в названии [свободной импровизации], пожалуй, только усиливается, когда мы подходим к самой вещи. Разнообразие - ее самая последовательная характеристика. Она не имеет стилистических или идиоматических обязательств. В нем нет предписанного идиоматического звука. Характеристики свободно импровизированной музыки определяются только звуковой музыкальной идентичностью человека или лиц, играющих ее ".

Исполнители бесплатной музыки, происходящие из самых разных слоев общества, часто взаимодействуют в музыкальном плане с другими жанрами. Например, известный композитор Эннио Морриконе был участником группы свободных импровизаций Nuova Consonanza. Энтони Брэкстон написал оперы, а Джон Зорн написал известные оркестровые пьесы.

Поскольку на него повлияли и повлияли другие области исследований, аспекты современной классической музыки ( расширенные техники ), нойз-рок (агрессивная конфронтация и диссонанс), IDM (компьютерные манипуляции и цифровой синтез), минимализм и электроакустическая музыка теперь можно услышать в свободная импровизация.

История

Несмотря на то, что существует множество важных прецедентов и разработок, свободная импровизация развивалась постепенно, что затрудняло определение момента, когда этот стиль зародился. Однако его происхождение связано с афроамериканской музыкой, особенно с экспериментами, проведенными в 1960-х годах, широко известными как «Free Jazz». Музыкальные достижения, достигнутые благодаря импровизации с помощью Free Jazz, послужили источником вдохновения для европейских музыкантов, которые затем создали «Свободную импровизацию» в качестве отличия.

Британский гитарист Дерек Бейли утверждает, что свободная импровизация, должно быть, была самым ранним музыкальным стилем, потому что «первое музыкальное выступление человечества не могло быть ничем иным, как свободной импровизацией». Точно так же, Кит Роу заявил, что «другие игроки получили в свободно играть, путь перед АММАМИ, путем до Дерека [Bailey]! Кто знает, когда свободные игровое начало? Вы можете себе представить, лютню игроков в 1500 - х годах напиваться и делать импровизации для людей перед дровяной пожар... шум, грохот, должно быть, были огромными. Вы читали совершенно невероятные описания этого. Я не могу поверить, что тогда музыканты не пустились в свободное исполнение. Мелизма в Монтерверди [ так в оригинале ], должно быть, проистекает из этого. Но все это было в контексте репертуара ».

В то же время «свободная импровизация» - проблемный термин. Это не является ни свободным, ни импровизированным, как в их строгих определениях. Музыканты, играющие свободную импровизацию, развивают индивидуализированный музыкальный словарный запас, который затем воспроизводится без ограничения партитуры. В этом смысле свобода, подразумеваемая термином «Свободная импровизация», - это скорее эстетика игры в сторону понятий свободы, чем свобода в чистом смысле.

Классические прецеденты

К середине 20-го века такие композиторы, как Генри Коуэлл, Эрл Браун, Дэвид Тюдор, Ла Монте Янг, Джексон Мак Лоу, Мортон Фельдман, Сильвано Буссотти, Карлхайнц Штокхаузен и Джордж Крамб, заново представили импровизацию европейской художественной музыке. с композициями, которые позволяли или даже требовали от музыкантов импровизировать. Ярким примером этого является « Трактат» Корнелиуса Кардью : графическая партитура без каких-либо условных обозначений, которую музыканты были приглашены для интерпретации.

Импровизация по-прежнему широко практикуется некоторыми органистами на концертах или церковных службах, а курсы импровизации (включая бесплатную импровизацию) являются частью многих программ высшего образования для церковных музыкантов. Среди известных современных органистов - Оливье Латри и Жан Гийу. Свободные импровизации для органа также иногда были записаны и выпущены на альбомах, такие как, как пламя по Фредерику Магл.

Прецеденты джаза

Импровизация была центральным элементом джаза с момента зарождения музыки, но до 1950-х годов такая импровизация была явно в рамках джазовой идиомы и основывалась на предписанных традициях.

Возможно, самые ранние бесплатные джазовые записи - это две пьесы, записанные под руководством джазового пианиста Ленни Тристано : «Intuition» и «Digression», записанные в 1949 году с квинтетом, в состав которого входили саксофонисты Ли Конитц и Варн Марш. В 1954 году Шелли Манн записала пьесу под названием «Abstract No. 1» с трубачом Коротышкой Роджерсом и кузнецом Джимми Джуффре, которая была свободно импровизирована. Джазовый критик Харви Пекар также указал на то, что одна из записанных импровизаций Джанго Рейнхардта резко отклоняется от аккордов в устоявшейся пьесе. Хотя эти примеры заслуживают внимания, они явно принадлежат джазовой идиоме.

В конце 1950-х - начале 1960-х движение свободного джаза объединилось вокруг таких важных (и разрозненных) фигур, как Сесил Тейлор, Сан Ра, Орнетт Коулман и Джон Колтрейн, а также многих менее известных фигур, таких как Джо Манери и Джо Харриотт.. Фри-джаз допускал радикальные импровизированные отклонения от гармонического и ритмического материала композиции - например, позволяя исполнителям игнорировать традиционные повторяющиеся структуры песен. Такая музыка часто казалась далекой от предшествующей джазовой традиции, хотя она почти всегда сохраняла один или несколько центральных элементов этой традиции, отказываясь от других.

Эти идеи были расширены в записи Free Fall 1962 года трио джазового кларнетиста Джимми Джиффре, в котором была представлена ​​музыка, часто свободно и спонтанно импровизированная, и которая имела лишь незначительное сходство с устоявшимися джазовыми стилями. Другой важной записью был New York Eye and Ear Control (1964), саундтрек к фильму Майкла Сноу, записанный для лейбла ESP-Disk под руководством саксофониста Альберта Эйлера. Сноу посоветовал Эйлеру просто сыграть без композиции или тем.

Спонтанное музыкальный ансамбль был сформирован Джон Стивенс и Тревор Уоттс в середине 1960-х годов и включали, в разное время, влиятельные игроки, такие как Дерек Бейли, Эван Паркер, Кенни Уилер, Роджер Смит и Джон Батчер. Как и в случае с Ассоциацией развития творческих музыкантов (AACM), многие из этих исполнителей начинали с джаза, но постепенно переместили музыку в зону абстракции и относительного спокойствия. Британский лейбл Emanem задокументировал много музыки в этом ключе.

Граница между фри-джазом и свободной импровизацией часто была (и остается) значительным стиранием. Чикагский AACM, свободный коллектив импровизирующих музыкантов, включая Мухала Ричарда Абрамса, Генри Тредгилла, Энтони Брэкстона, Джека ДеДжонетта, Лестера Боуи, Роско Митчелла, Джозефа Джармана, Фамаду Дон Мойя, Малахи Фаворса и Джорджа Э. Льюиса, был сформирован в 1965 году. и включала многих ключевых игроков зарождающейся международной сцены свободной импровизации. (Брэкстон много раз записывался с Бейли и Тейтельбаумом; Митчелл записывался с Томасом Бакнером и Полин Оливерос. )

В 1966 году Elektra Records выпустила первую запись европейской свободной импровизации британской группы AMM, в которую в то время входили Корнелиус Кардью, Эдди Превост, Лу Гар, Кейт Роу и Лоуренс Шифф.

В 1967 году Альфредом Хартом основал Just Music, ориентированный на струнные инструменты, и записал его на ECM (1002) в 1969 году в Западной Германии.

Международная свободная импровизация

В течение оставшейся части 1960-х и в течение 1970-х годов свободная импровизация распространилась по США, Европе и Восточной Азии, быстро вступив в диалог с Fluxus, хэппенингом, перформансом и рок-музыкой.

К середине 1970-х свободная импровизация стала поистине всемирным явлением.

В 1976 году Дерек Бейли основал и курировал Company Week, первый из ежегодной серии импровизированных музыкальных фестивалей, на которых Бейли программировал выступления специальных ансамблей музыкантов, которые во многих случаях никогда раньше не играли друг с другом. Такой подход к сотрудничеству с музыкальными стульями был характерно провокационным жестом Бейли, возможно, в ответ на заявление Джона Стивенса о том, что музыкантам необходимо сотрудничать в течение месяцев или лет, чтобы хорошо импровизировать вместе. Последняя неделя компании была в 1994 году.

С 2002 года новозеландский коллектив Vitamin S еженедельно устраивает импровизации, основанные на случайно составленных трио. Витамин S принимает форму, выходящую за рамки музыки, и включает импровизаторов из других форм, таких как танец, театр и кукольный театр.

С 2006 года импровизационная музыка во многих формах поддерживается и продвигается ISIM, Международным обществом импровизационной музыки, основанным Эдом Саратом из Мичиганского университета и Сарой Уивер. В состав ISIM входят около 300 артистов и ученых со всего мира, в том числе Полин Оливерос, Оливер Лейк, Томас Бакнер, Роберт Дик, Индия Кук, Джейн Ира Блум, Карлтон Хестер, Роман Столяр, Марк Дрессер и многие другие.

Основанная в Манчестере, Англия, в 2007 году, Noise Upstairs была учреждением, посвященным практике импровизационной музыки, проводя регулярные концерты и творческие мастерские, где они продвигали международных и британских артистов, таких как Кен Вандермарк, Ле Куан Нинь, Ингрид. Лауброк, биг-бэнд Beats amp; Pieces и Юрий Ландман. Помимо этих мероприятий, Noise Upstairs ежемесячно проводит вечера с джемами, при этом предполагается, что любой может прийти и присоединиться, указав свое имя в шляпе, а трио выбираются наугад, чтобы свободно импровизировать вместе. Эти джем-сейшны также включают набор от специальных гостей, среди которых были многие иностранные музыканты, такие как Джейсон Кан, Соня Пасо-Роккиа, Даниэле Ледда, Хельмут Лемке и Кристин Сехнауи, а также лучшие импровизаторы Великобритании Мик Бек, Фил Маркс, Пит Фэйркло, Фагот Шатнера, Антон Хантер, Родриго Констанцо, Джонни Хантер, Мартин Арчер, Сэм Андреэ, Сет Беннетт, Джон Яснох, Чарли Коллинз и многие другие.

Другие группы, такие как 1984ensemble, который был сформирован в 2013 году тромбонистом Крисом Т. Ридером в Оксфорде с участием музыкантов из оксфордских импровизаторов, расширили свободную импровизацию, используя живые электронные и акустические инструменты с компьютерами.

Сцена в центре города

В конце 1970-х в Нью-Йорке собралась группа музыкантов, которые разделяли интерес к свободной импровизации, а также к року, джазу, современной классике, мировой музыке и поп-музыке. Они выступали на чердаках, квартирах, подвалах и площадках, расположенных преимущественно в центре Нью-Йорка ( 8BC, Pyramid Club, Environ, Roulette, Studio Henry, Someplace Nice, The Saint, King Tut's Wa Wa Hut, а затем The Knitting Factory и Tonic ) и провели регулярные концерты свободной импровизации, в которых участвовали многие известные деятели сцены, в том числе Джон Зорн, Билл Ласуэлл, Джордж Э. Льюис, Фред Фрит, Том Кора, Тошинори Кондо, Уэйн Хорвиц, Юджин Чадборн, Зина Паркинс, Энтони Коулман, Полли Брэдфилд, Икуэ Мори, Роберт Дик, Нед Ротенберг, Боб Остертаг, Кристиан Марклай, Дэвид Мосс, Крамер и многие другие. Они работали друг с другом, независимо и со многими ведущими европейскими импровизаторами того времени, включая Дерека Бейли, Эвана Паркера, Хана Беннинка, Мишу Менгельберга, Питера Бретцмана и других. Многие из этих музыкантов продолжают использовать в своей работе импровизацию в той или иной форме.

В соответствии с традицией Недели компании Дерека Бейли, ежемесячные «Ночи импровизации» стали традицией в перформанс-зале «Камень» Джона Зорна в Ист-Виллидж. Эти концерты импровизированной музыки, организованные в качестве пособия для увеличения расходов, необходимых для поддержания работоспособности заведения, собрали сотни музыкантов из самых разных слоев общества, поколений и традиций.

Электронная свободная импровизация

Электронные устройства, такие как генераторы, эхо, фильтры и будильники, были неотъемлемой частью бесплатных импровизационных выступлений таких групп, как Kluster, на андеграундной сцене в Zodiac Club в Берлине в конце 1960-х годов. Для 1975 джаз-рок - концерт записи Agharta, Майлз Дэвис и его группа использовали свободную импровизацию и электроники, в частности, гитарист Пит Коси, который импровизированный звуки, запустив свою гитару через кольцевой модулятор и EMS Synthi А.

Но только позже традиционные инструменты были расформированы в пользу чистой электронной свободной импровизации. В 1984 году швейцарский импровизационный дуэт Voice Crack начал использовать строго «взломанную бытовую электронику». В последнее время свободная электронная импровизация привлекает внимание к Circuit bending, шумовой музыке, DIY-культуре и тернтаблизму, представленными такими исполнителями, как Otomo Yoshihide, Hemmelig Tempo, Günter Müller, poire z и многими другими.

Электроакустическая импровизация

Основная статья: Электроакустическая импровизация

Недавняя ветвь импровизированной музыки характеризуется тихими, медленными, минималистичными текстурами и часто использует портативные компьютеры или неортодоксальные формы электроники.

Развиваясь во всем мире в середине-конце 1990-х годов с центрами в Нью-Йорке, Токио и Австрии, этот стиль получил название музыки в нижнем регистре или EAI ( электроакустическая импровизация ) и представлен, например, американским лейблом Erstfully Records и австрийский лейбл Mego.

EAI часто радикально отличается даже от устоявшейся свободной импровизации. Эйлз пишет: «Одна из проблем описания этой музыки заключается в том, что она требует нового словаря и способов передачи звука и воздействия; такого словаря еще не существует - как вы описываете тонкие различия между различными типами контролируемой обратной связи ? I я еще не видел, чтобы кто-нибудь делал это убедительно - отсюда и использование таких слов, как «форма» и «текстура»! »

Бесплатная импровизация на радио

Лондонская независимая радиостанция Resonance 104.4FM, основанная London Musicians Collective, часто транслирует экспериментальные и бесплатные импровизированные исполнительские произведения. WNUR 89.3 FM («Звуковой эксперимент Чикаго») - еще один источник бесплатной импровизированной музыки по радио. Трансляция «Часа свободного джаза» Тарана на Radio-G 101.5 FM, Анже и Euradio  [ fr ] 101.3 FM, Нант полностью посвящена свободному джазу и другой свободно импровизированной музыке. A l'improviste, (France musique) французское радио, слушайте онлайн последние четыре передачи, только бесплатную музыку каждую неделю Анны Монтарон. Базирующийся в соседнем городе Ньютон, Бостон обслуживается большим количеством бесплатной импровизационной музыки от некоммерческой радиостанции 90.3 FM WZBC Бостонского колледжа в рамках огромного количества экспериментальных программ.

Смотрите также

использованная литература

  1. ^ Скотт ДеВо и Гэри Гиддинс (2009). Джаз (первое изд.). WW Norton amp; Company, Inc.
  2. ^ Eyles, Джон (10 августа 2005). «Свободная импровизация». Все о джазе. Проверено 4 апреля 2008 года.
  3. ^ Бейли, Дерек. «Свободная импровизация». Кортикальный фундамент. Архивировано из оригинала 5 июня 2008 года. Проверено 4 апреля 2008 года.
  4. Перейти ↑ Warburton, Dan (январь 2001). «Кейт Роу». Парижский трансатлантический журнал. Проверено 4 апреля 2008 года.
  5. ^ "HMTM Ганновер: церковная музыка (B.Mus.)". Hmtm-hannover.de. 30 декабря 2011. Проверено 3 августа 2012 года.
  6. ^ "Ленни Тристано AllMusic". Проверено 24 января 2012 года.
  7. ^ "Inside Track 2008: Эпизод 4". 95bFM. Архивировано из оригинала на 4 сентября 2015 года.
  8. ^ "Шум наверху - О". thenoiseupstairs.com. Проверено 4 апреля 2018 года.
  9. ^ "Архивная копия". Архивировано из оригинального 14 февраля 2014 года. Проверено 10 февраля 2014.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  10. ^ "Представления - Шум наверху". thenoiseupstairs.com. Проверено 4 апреля 2018 года.
  11. ^ "1984ensemble - 'No.1 Oxford Jazz Session ' ". Discogs. Проверено 4 апреля 2018 года.
  12. ^ Алан и Стивен Фримен: Трещина в космическом яйце, Audion Publications, 1996, ISBN   0-9529506-0-X
  13. ^ Bayles Марта (13 мая 2001). «Майлз Дэвис: Хамелеон крутого; новатор с дуэльными амбициями». Нью-Йорк Таймс. п. 19.
  14. ^ Trzaskowski, Анджей (1976). «Агарта». Джазовый форум. № 40. Варшава. п. 74.
  15. ^ "про poire_z_fr". For4ears.com. Архивировано из оригинального 16 июля 2012 года. Проверено 3 августа 2012 года.
  16. ^ Eyles, Джон (21 июня 2006). «4g: облако». Все о джазе. Проверено 4 апреля 2008 года.
  17. ^ "Импровисте - Поль Роджерс, contrebasse. Концерт enregistrι ΰ Radio France le 14 janvier - France Musique". Сайты.radiofrance.fr. 28 июня 2012 года Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 года. Проверено 3 августа 2012 года.

дальнейшее чтение

  • Барре, Тревор. 2015. Помимо джаза: Plink, Plonk amp; Scratch, золотой век бесплатной музыки в Лондоне, 1966–1972. [Ситтингборн]: Издательство «Компас». ISBN   9781907308840.
  • Барре, Тревор. 2017. Конвергенции, расхождения и сходства: вторая волна английской свободной импровизации, 1973–1979. Издательство "Компас".
  • Коста, Роджерио. 2011. «Свободная музыкальная импровизация и философия Жиля Делёза». Перспективы новой музыки 49, вып. 1 (Зима): 127–142.
  • Шредер, Франциска и Мичел Охаодха (ред.). 2014. Звуковое плетение: Сочинения об импровизации, с введением Эвана Паркера. Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Кембриджских ученых. ISBN   978-1-4438-5344-6.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-21 05:21:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте