Шелли Мэнн

редактировать
Американский джазовый барабанщик
Шелли Мэнн
Шелли Манн, ок. Декабрь 1946 г. Шелли Мэнн, ок. Декабрь 1946 г.
Общие сведения
Имя при рожденииШелдон Манн
Родился(1920-06-11) 11 июня 1920 г.. Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Умер26 сентября 1984 (1984-09-26) (64 года). Лос-Анджелес, Калифорния, США
ЖанрыДжаз, крутой джаз, третий поток
Род занятийБарабанщик, перкуссионист, композитор, руководитель группы
Инструментыбарабаны, перкуссия
Годы деятельности1939– 1984

Шелдон Манн (11 июня 1920 - 26 сентября 1984), профессионально известный как Шелли Манн, был американским джазовым барабанщиком. Чаще всего ассоциировался с джазом Западного побережья, он был известен своей разносторонностью, а также играл в ряде других стилей, включая диксиленд, свинг, бибоп, авангардный джаз и фьюжн, а также внесение вклада в музыкальный фон сотен фильмов Hollywood и телевизионные программы.

Содержание

  • 1 Семья и происхождение
  • 2 В Калифорнии
  • 3 Джаз Западного побережья
  • 4 Сотрудничество
  • 5 Стиль и влияние
  • 6 Певцы
  • 7 Кино и телевидение
  • 8 Дальнейшая карьера
  • 9 Дискография
  • 10 Примечания
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Семья и происхождение

Отец и дяди Манна были барабанщиками. В юности он восхищался многими ведущими свинг-барабанщиками того времени, особенно Джо Джонсом и Дэйвом Тафом. Билли Гладстон, Коллега отца Манна и самый уважаемый перкуссионист на театральной сцене Нью-Йорка предложил подростку Шелли советы и поддержку. С того времени Манн быстро развивал свой стиль в клубах на 52-й улице в Нью-Йорке в конце 1930-х и 1940-х годах. Его первая профессиональная работа в известном биг-бэнде была в оркестре Бобби Бирна в 1940 году. В те годы, когда он стал известен, он записывался с такими звездами джаза, как Коулман Хокинс, Чарли Шейверс и Дон Байас. Он также работал с рядом музыкантов, в основном связанных с Дьюком Эллингтоном, такими как Джонни Ходжес, Гарри Карни, Лоуренс Браун и Рекс Стюарт.

В 1942 году, во время Второй мировой войны, Манн присоединился к береговой охране и служил до 1945 года.

В 1943 году Манн женился на Рокетте по имени Флоренс Баттерфилд (ласково известная в семье и друзьях как «Флип»). Брак продлился 41 год, до конца жизни Манна.

Когда движение бибоп начало менять джаз в 1940-х годах, Манн полюбил его и быстро адаптировался к стилю, выступая с Диззи Гиллеспи и Чарли Паркером.. Примерно в это же время он также работал с восходящими звездами, такими как Флип Филлипс, Чарли Вентура, Ленни Тристано и Ли Конитц.

Манн поднялся до славы. когда он стал частью рабочих групп Вуди Хермана и, особенно, Стэна Кентона в конце 1940-х - начале 1950-х годов, получая награды и создавая последователей в то время, когда джаз был самая популярная музыка в США. Присоединение к энергичному наряду Германа позволило Манну сыграть любимый бибоп. С другой стороны, неоднозначная группа Kenton с ее "прогрессивным джазом " представляла препятствия, и многие сложные, переутомленные аранжировки затрудняли свинг. Но Манн ценил музыкальную свободу, которую дал ему Кентон, и видел в этом возможность экспериментировать вместе с группой, которая все еще оставалась новаторской. Он принял вызов, нашел новые цвета и ритмы и развил свою способность оказывать поддержку в самых разных музыкальных ситуациях.

В Калифорнии

В начале 1950-х Манн уехал из Нью-Йорка и поселился постоянно на ранчо в отдаленной части Лос-Анджелеса, где он и его жена разводили лошадей. С этого момента он играл важную роль в джазовой школе Западного побережья, выступая на джазовой сцене Лос-Анджелеса с Shorty Rogers, Hampton Hawes, Red Mitchell, Арт Пеппер, Расс Фриман, Фрэнк Розолино, Чет Бейкер, Лерой Виннегар, Пит Джолли, Ховард МакГи, Боб Гордон, Конте Кандоли, Сонни Крисс и многие другие. Многие из его записей примерно в это время были для Lester Koenig Contemporary Records, где в течение некоторого времени Манн имел контракт в качестве «эксклюзивного» артиста (то есть ему требовалось разрешение на запись для других лейблов).

Манн возглавлял несколько небольших групп, которые записывались под его именем и под его руководством. Один из них - барабанщик Манн, трубач Джо Гордон, саксофонист Ричи Камука, басист Монти Бадвиг и пианист Виктор Фельдман выступили для троих. дней в 1959 году в клубе Black Hawk в Сан-Франциско. Их музыка была записана на месте, и выпущено четыре пластинки. Сессии Black Hawk, высоко оцененные как новаторский пример "живой" джазовой записи, были переизданы на CD в дополненной форме спустя годы.

Джаз Западного побережья

Манн часто ассоциируется с некогда часто критиковавшейся школой джаза Западного побережья. Его считали «типичным» барабанщиком движения, которое считалось движением Западного побережья, хотя сам Манн не хотел, чтобы его так классифицировали. В 1950-х годах многое из того, что он делал, можно было рассматривать как стиль Западного побережья: выступление в плотно скомпонованных композициях в крутом стиле, как в его альбоме 1953 года под названием The West Coast Sound, для которого он заказал несколько оригинальных композиций. Часть джаза Западного побережья была экспериментальной, авангардной музыкой за несколько лет до более мейнстримовой авангардной игры Сесила Тейлора и Орнетта Коулмана (Манн также записал с Колманом в 1959 г.); Большая часть работы Манна с Джимми Джиффре была именно такого рода. Критики осудили бы большую часть этой музыки как чрезмерно интеллектуальную.

Другой стороной джаза Западного побережья, которая также подверглась критике, была музыка в более легком стиле, предназначенная для массового потребления. Манн тоже внес здесь свой вклад. Наиболее известна серия альбомов, которые он записал с пианистом Андре Превеном и членами его групп, основанных на музыке из популярных бродвейских шоу, фильмов и телепрограмм. (Первым и наиболее успешным из них был альбом My Fair Lady, основанный на песнях из мюзикла, записанного Превеном, Манном и басистом Лерой Виннегаром в 1956 году.) лейбл Contemporary, каждый альбом которого посвящен одному мюзиклу, выполнен в легком, сразу привлекательном стиле, нацеленном на массовый вкус. Это не всегда нравилось поклонникам «серьезного» джаза, что может быть одной из причин, по которой Манн часто упускается из виду в отчетах основных джазовых барабанщиков 20-го века. Большая часть музыки, создававшейся на Западном побережье в те годы, как признает Роберт Гордон, на самом деле была имитацией и «не хватало огня и силы, присущей лучшим джазовым выступлениям». Но Гордон также отмечает, что в музыке, записанной Манном с Превином и Виннегаром (а позже и с Редом Митчеллом), есть уровень музыкальной изысканности, а также интенсивность и «свинг», которых не хватает во многих тусклых альбомах этого альбома. шрифт, произведенный другими в тот период.

Джаз Западного побережья, однако, представлял лишь небольшую часть игры Манна. В Лос-Анджелесе и иногда возвращаясь в Нью-Йорк и другие места, Манн записывался с музыкантами всех школ и стилей, начиная от эпохи свинга и заканчивая бибопом и более поздними достижениями в современном джазе, включая хард-рок. bop, обычно рассматриваемый как противоположность классному джазу, который часто ассоциируется с игрой Западного побережья.

Сотрудничество

Стэн Кентон, Эдди Сафрански, Шелли Манн, Чико Альварес, Рэй Ветцель, Гарри Беттс, Боб Купер и Арт Пеппер, 1947 или 1948

От 78-оборотов в минуту записей 1940-х годов до пластинок 1950-х и позже, до сотен саундтреков к фильмам, в которых он появлялся, записанная продукция Манна была огромной, и часто ее трудно было определить. По словам джазового писателя Леонарда Фезера, игра Манна на барабанах была слышна на более чем «тысяче пластинок» - заявление, которое Фезер сделал в 1960 году, когда Манн не достиг даже середины своего 45-летнего возраста. долгая карьера.

В чрезвычайно избирательный список тех, с кем выступал Манн, входят Бенни Картер, Эрл Хайнс, Клиффорд Браун, Зут Симс, Бен Вебстер, Мэйнард Фергюсон, Уорделл Грей, Лайонел Хэмптон, Младший Мэнс, Джимми Джуффре и Стэн Гетц. В 1950-х он записал два солидных альбома с Сонни Роллинзом - Way Out West (Contemporary, 1957) получил особое признание и помог развеять представление о том, что джаз Западного побережья всегда отличался от джаза. сделано на Восточном побережье, а в 1960-х - два с Биллом Эвансом. Примерно в то же время, в 1959 году, Манн записал с традиционным Бенни Гудманом и иконоборческой Орнетт Коулман, ярким примером его универсальности.

Одно из самых смелых коллабораций Манна в 1960-х годах было с Джеком Маршаллом, гитаристом и аранжировщиком, известным созданием темы и музыки для телешоу The Munsters того периода.. В двух дуэтных альбомах (Sounds Unheard Of!, 1962 г. и Sounds !, 1966 г.) Маршалл играет на гитаре в сопровождении Манна, играющего на барабанах и разнообразных ударных инструментах, необычных для джаза, от «Гавайских щелевых бамбуковых палочек». ", китайскому гонгу, кастаньету, пикколо Бу-Бам.

Другим примером способности Манна преодолевать узкие границы любой конкретной школы является серия трио альбомов, которые он записал с гитаристом Барни Кесселем и басистом Рэем Брауном как «Победители опроса». (Все они выиграли многочисленные опросы, проведенные популярными изданиями того времени; теперь об этих опросах забыли, но альбомы сохранились, теперь переиздаются на компакт-дисках.) Манн даже баловался Диксилендом и фьюжн, а также музыку «Третий поток ». Он участвовал в возрождении этого предшественника джаза рэгтайма (он появляется на нескольких альбомах, посвященных музыке Скотта Джоплина ), и иногда записывался с музыкантами, лучше всего ассоциировавшимися с европейской классической музыкой. Однако он всегда возвращался к прямолинейному джазу, который любил больше всего.

Стиль и влияние

В дополнение к Дэйву Тафу и Джо Джонсу Манн восхищался и учился у своих современников, таких как Макс Роуч и Кенни Кларк, а позже от более молодых барабанщиков, таких как Элвин Джонс и Тони Уильямс. Сознательно или бессознательно он позаимствовал немного у них всех, всегда стремясь расширить свою игру на новые территории.

Однако, несмотря на эти и многие другие влияния, стиль игры Шелли Манн на барабанах всегда был его собственным - личным, точный, ясный и в то же время многослойный, с использованием очень широкой цветовой гаммы. Манн часто был экспериментатором и в начале 1950-х участвовал в таких музыкально-исследовательских группах, как Джимми Джиффре и Тедди Чарльз. Тем не менее, его игра никогда не становилась чересчур умной, и он никогда не пренебрегал тем элементом, который обычно считался основополагающим для всего джаза: временем.

Играл ли диксиленд, бибоп или авангардный джаз в больших группах или в небольших группах, цель Манна, по его собственному признанию, состояла в том, чтобы заставить музыку качаться. Его коллеги-музыканты засвидетельствовали, что он с благодарностью слушал окружающих и был сверхчувствителен к потребностям и нюансам музыки, которую играют другие участники группы, его цель состояла в том, чтобы они - и музыка в целом - звучали лучше, вместо того, чтобы привлекать к себе внимание властными соло.

Манн отказывался играть в мощном стиле, но его сдержанная игра на барабанах ценилась за ее сильные стороны. В 1957 году критик Нат Хентофф назвал Манна одним из самых «музыкальных» и «творческих» барабанщиков. Композитор и мультиинструменталист Боб Купер назвал его «самым изобретательным барабанщиком, с которым я работал». В последующие годы такого рода признательность за то, что мог делать Манн, было поддержано джазовыми знаменитостями, такими как Луи Беллсон, Джон Льюис, Рэй Браун, Гарри "Свитс" Эдисон, и многие другие, которые работали с ним в разное время. Композитор, аранжировщик, руководитель группы и мультиинструменталист Бенни Картер был «большим поклонником своего творчества». «Он мог читать все, что угодно, получать любой эффект», - сказал Картер, который работал в тесном сотрудничестве с Манном на протяжении многих десятилетий.

Хотя он всегда настаивал на важности времени и «качелей», его собственная концепция Стиль игры на барабанах обычно указывал на его основанный на мелодии подход. Он противопоставил свой стиль Максу Роучу: «Макс играет мелодично, исходя из ритмов, которые он играет. Я играю ритмы, исходя из мелодического мышления».

Манн имел сильные предпочтения в выборе ударной установки. Однако эти предпочтения менялись несколько раз за его карьеру. Он начал с барабанов Gretsch. В 1957 году, заинтригованный звучанием своего рода барабана, созданного Лиди (тогда принадлежавшим Слингерленду ), он разработал для него линию, которая также стала популярной среди других барабанщиков. В 1970-х годах, после попыток и отказа от многих других по соображениям надежности или ремонтопригодности, он остановился на японских Pearl Drums.

Singers

Manne также был признан певцами. Джеки Кейн из вокальной группы Джеки и Роя («Рой» - это Рой Крал ), утверждала, что она «никогда не слышала, чтобы барабанщик играл так красиво. за певицей ». Джеки и Рой были только двумя из многих певцов, за которыми он играл, записав несколько альбомов с этой командой мужа и жены, с их современницей Джун Кристи и с Хелен Хьюмз, первоначально прославилась своим пением с оркестром Count Basie.

За десятилетия Манн записал дополнительные альбомы, а иногда просто сидел там и сям за барабанами с такими известными вокалистами, как Элла Фицджеральд, Мел Торме, Пегги Ли, Фрэнк Синатра, Эрнестин Андерсон, Сара Воан, Лена Хорн, Блоссом Дири, и Нэнси Уилсон. Не все певцы, которых сопровождал Манн, были даже преимущественно джазовыми исполнителями. Такие разные исполнители, как Тереза ​​Брюер, Леонтин Прайс, Том Уэйтс и Барри Манилоу включали Манна в свои записи.

Кино и телевидение

Сначала джаз звучал в саундтреках к фильмам только тогда, когда в рассказе выступали джазовые оркестры. В начале своей карьеры Манна изредка видели и слышали в фильмах, например в фильме 1942 года «Семь дней в отпуске», в качестве барабанщика в очень популярном оркестре Les Brown (который вскоре станет известен как Les Brown и его знаменитый оркестр »).

Однако в 1950-х джаз начал использоваться для всех или частей саундтреков к фильмам, и Манн был пионером в этих усилиях, начиная с The Wild One (1953). Поскольку джаз быстро занял важную роль в музыкальном фоне фильмов, Манн взял на себя главную роль в качестве барабанщика и перкуссиониста в этих саундтреках. Заметным ранним примером был Человек с золотой рукой 1955 года; Манн не только играл на барабанах, но и работал личным помощником режиссера Отто Премингера и наставника звезды Фрэнка Синатры. В саундтреке к фильму Decca ему уделяется большое внимание в создании "Drumming Sequences".

С тех пор, когда джаз стал более заметным в кино, Манн стал популярным исполнителем ударных в киноиндустрии; он даже появлялся на экране в некоторых второстепенных ролях. Ярким примером является джазовая партитура Джонни Манделя для I Want to Live! в 1958 году.

Вскоре Манн начал вносить более широкий вклад в музыку для фильмов., часто сочетающие джаз, поп и классическую музыку. Генри Манчини в частности нашел для него много работы; эти двое разделяли интерес к экспериментам с цветами тона, и Манчини стал полагаться на Манна, чтобы формировать ударные эффекты в своей музыке. Завтрак у Тиффани (1961), Hatari! (1962) и Розовая пантера (1963) - это лишь некоторые из фильмов Манчини, в которых используются барабаны Манна и особая перкуссия. эффекты можно было услышать.

Манн также часто сотрудничал с Манчини на телевидении, например, в сериалах Питер Ганн (1958–1961) и Мистер Ганн. Счастливчик (1959–1960). Хотя Манчини так тесно сотрудничал с Манном, что использовал его практически для всех своих партитур и другой музыки в то время, барабанщик все же находил время, чтобы выступать в саундтреках к фильмам и в телешоу с музыкой других авторов, включая сериал Ричард Даймонд (музыка Пита Руголо, 1959–1960) и Мат (музыка Джона Уильямса, 1959–1962), а также киноверсия Леонарда Бернстайна Вестсайдская история (1961).

В конце 1950-х Манн начал сочинять музыку для своих собственных фильмов, например, для Подходящее время (1959), музыку также играли его собственная группа, Шелли Манн и His Men, выпущенный на пластинке Contemporary. Позже Манн разделил свое время, играя на барабанах, добавляя специальные ударные эффекты, а иногда и сочиняя полные партитуры как для кино, так и для телевидения. Он даже предоставил музыкальное оформление для записи Dr. Сьюз детская классика Зеленые яйца и ветчина (1960), а затем исполнял и иногда писал музыку для фонов многочисленных мультфильмов. Например, он присоединился к другим известным джазовым музыкантам (включая Рэя Брауна и Джимми Роулза ) в исполнении музыки Дуга Гудвина для мультсериала Муравей и трубкозуб (1969–1971). Известные примеры более поздних музыкальных произведений, которые Манн написал сам и в которых также играл, - это фильмы Молодой Билли Янг (1969) и Торговец Хорн (1973), а также для телевидения Дактари, 1966–1969. Благодаря этим и другим вкладам в мультфильмы, детские рассказы, фильмы, телевизионные программы (и даже рекламные ролики) игра на барабанах Манна стала неотъемлемой частью популярной культуры на протяжении нескольких десятилетий. (Некоторое неустановленное количество оригинального материала позже было потеряно для истории. 25 июня 2019 года The New York Times Magazine перечислил Шелли Манн среди сотен художников, чьи материалы, как сообщается, были уничтожены в ходе Universal 2008 огонь.)

Дальнейшая карьера

Звезда знаменитого оркестра Стэна Кентона в 1940-х и 1950-х годах, а также Вуди Хермана, также в 1940-х, обладатель множества наград, Манн ускользнул из поля зрения публики, поскольку джаз стал менее центральным в популярной музыке. Однако в 1960-х и начале 1970-х годов он помог сохранить джазу на сцене Лос-Анджелеса как совладелец ночного клуба Shelly's Manne-Hole на бульваре Норт Кауэнга. Хаус-ансамблем был Shelly Manne and His Men, в котором участвовали некоторые из его любимых сайдменов, такие как Расс Фриман, Монти Бадвиг, Ричи Камука, Конте Кандоли, а позднее Фрэнк Строзье, Джон Морелл и Майк Уоффорд, а также многие другие известные джазовые музыканты Западного побережья. o В клубе появился список звезд джаза из разных эпох и из всех регионов, в том числе Бен Вебстер, Рахсаан Роланд Кирк, Лес Макканн, Билл Эванс, Джон Колтрейн, Сонни Ститт, Телониус Монк, Мишель Легран, Кармен Макрей, Милт Джексон, Тедди Эдвардс, Монти Александер, Ленни Бро, Майлз Дэвис и многие, многие другие. Стэн Гетц был последним, кто был показан (во втором месте, которое ненадолго занял в ресторане Тету на бульваре Уилшир), когда в конце 1973 года Манн был вынужден закрыть клуб по финансовым причинам.

С этого момента Манн снова сосредоточил свое внимание на собственной игре на барабанах. Можно утверждать, что он никогда не играл с большим вкусом, утонченностью и душевным свингом, чем в 1970-х, когда он записал множество альбомов с такими музыкантами, как трубач Ред Родни, пианист Хэнк Джонс, саксофонисты Арт Пеппер и Лев Табакин и композитор-аранжировщик-саксофонист Оливер Нельсон.

С 1974 по 1977 год он присоединился к гитаристу Лауриндо Алмейде, саксофонисту и флейтист Бад Шэнк, и басист Рэй Браун выступят в составе группы The LA Four, которая записала четыре альбома до того, как Манн покинул ансамбль.

В 1980-х Манн записывался с такими звездами, как трубач Гарри «Свитс» Эдисон, саксофонист Зут Симс, гитаристы Джо Пасс и Херб Эллис и пианист Джон Льюис (известный как музыкальный руководитель Modern Jazz Quartet ).

Тем временем он продолжал записывать с различными собственными небольшими группами. Одним из характерных примеров его работы в этот период является концерт, записанный в клубе «Carmelo's» в Лос-Анджелесе в 1980 году с пианистами Биллом Мэйсом, Аланом Бродбентом и басистом Чаком. Доманико. С их энтузиазмом и непосредственностью, а также с чувством, что публика в интимной атмосфере клуба участвует в музыке, эти выступления обладают чертами, которые отмечены более двух десятилетий назад в более известных выступлениях Black Hawk. Хотя этот этап его карьеры часто упускается из виду, к этому времени Манн значительно усовершенствовал свою способность сочувственно поддерживать других музыкантов, но при этом четко слышать свои собственные музыкальные мысли.

Тяжелая нагрузка Манна на голливудских студийных работах. иногда отвлекался от своей основной джазовой игры. Однако даже в тусклых фильмах ему, тем не менее, часто удавалось создавать искусство того, что можно было бы назвать халтурой. Тем не менее, несмотря на всю его неустанную работу в студиях, любовный труд Манна был его вкладом в джаз как американский вид искусства, которому он посвятил себя с юности и продолжал работать почти до последнего дня своей жизни.

Манн умер несколько раньше, чем популярное возрождение интереса к джазу начало набирать обороты. Но в последние несколько лет его огромный вклад в музыку восстановил, по крайней мере, некоторое местное признание, а роль, которую Манн сыграл в культуре своего приемного города, начала вызывать общественное признание. За две недели до его внезапной смерти от сердечного приступа он был удостоен чести города Лос-Анджелеса совместно с Советом искусств Голливуда, когда 9 сентября 1984 года было объявлено «Днем Шелли Манн».

Дискография

Примечания

Ссылки

  • Арганиан, Лилиан. Стэн Кентон: Человек и его музыка (Artistry Press, 1989)
  • Баллиетт, Уитни. Собрание сочинений: Jazz 1954-2001 (St. Martin's Press, 2002)
  • Брэнд, Джек. Шелли Манн: Звуки другого барабанщика (Дискография и фильмография Билла Корста) (Percussion Express, 1997)
  • Кольер, Джеймс Линкольн. Создание джаза: всеобъемлющая история (Dell Publishing Co., 1978)
  • Перо, Леонард. Энциклопедия джаза (Horizon Press, 1960)
  • Gioia, Ted. Джаз Западного побережья: современный джаз в Калифорнии 1945-1960 (Oxford University Press, 1992)
  • Гордон, Роберт. Джаз Западное побережье: джазовая сцена Лос-Анджелеса 1950-х годов (Quartet Books, 1986)
  • Лис, Джин. Певцы и песня II (Oxford University Press, 1998)
  • Микер, Дэвид. Джаз в кино (Da Capo Press, 1981)
  • Саймон, Джордж Т. Биг-бэнды: исправленное издание (Macmillan Publishing Co., 1974)

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 04:42:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте