Джо Харриот

редактировать

Джозеф Артурлин Харриот (15 июля 1928 - 2 января 1973) был ямайским джазовым музыкантом и композитор, основным инструментом которого был альт-саксофон.

Первоначально бибоппер, он стал пионером джаза свободной формы. Харриот родился в Кингстоне, переехал в Соединенное Королевство в качестве рабочего музыканта в 1951 году и прожил в стране до конца своей жизни. Харриотт был частью волны карибских джазовых музыкантов, прибывших в Великобританию в 1950-х годах, в том числе Диззи Рис, Гарольда Макнейра, Гарри Беккета и Wilton Gaynair.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и карьера
  • 2 Инноватор в свободной форме
  • 3 Джазовые слияния
  • 4 Последние годы
  • 5 Наследие
  • 6 Дискография
    • 6.1 ОР в качестве лидера
    • 6.2 Альбомы в качестве лидера или соруководителя
    • 6.3 В качестве помощника
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

Ранняя жизнь и карьера

Харриотт родился в Кингстоне, Ямайка, в 1928 году. Он получил образование в Alpha Boys School, приюте в городе. В «Альфе» он научился играть на кларнете, инструменте, который ему дали незадолго до своего десятилетия. Он освоил баритон и тенор-саксофон, выступая с местными танцевальными коллективами, а затем остановился на альт-саксофоне. Харриот приехал в Лондон летом 1951 года в возрасте 23 лет в составе группы Осси Да Коста. Британские подданные не требовали разрешения на работу или иммиграционной визы в в то время. Когда группа завершила турне, Харриот решил остаться в Лондоне. Он привлек внимание лондонской джазовой сцены, когда сидел в Feldman Club на Оксфорд-стрит 26 августа 1951 года.

Как и большинство альтовых исполнителей его поколения., на него глубоко повлиял Чарли Паркер. Харриот разработал стиль, который соединил Паркера с его собственной ямайской музыкальной чувствительностью - в первую очередь менто и калипсо, на которых он вырос. Даже в его более поздних экспериментах корни Харриотта всегда были слышны. Однако именно его мастерство в бибопе сразу же принесло ему известность на британской джазовой сцене по прибытии в Лондон.

В течение 1950-х годов у него было два продолжительных периода с барабанщиком Тони Кинси, перемежающимися членством в недолговечном биг-бэнде Ронни Скотта, иногда заклинания, возглавляя свой квартет и работая в квартетах барабанщиков Фил Симен и Аллан Гэнли. Харриот начал записываться под своим именем в 1954 году, выпустив несколько песен E.P. (расширенное воспроизведение) записи для Columbia, Pye / Nixa и Melodisc на протяжении 1950-х годов. Тем не менее, большинство его записей 1950-х годов были на стороне ранее упомянутых музыкантов, а также поддерживали самых разных исполнителей, от ведущей вокалистки Литы Розы до традиционного тромбониста Джорджа Чизхолма и Западноафриканские звуки Highlifers Бадди Пиппа. Харриотт также появлялся вместе с американскими музыкантами, приезжавшими в этот период, в том числе в качестве «приглашенного артиста» в турне по Великобритании Modern Jazz Quartet 1959 года. Он сформировал свой собственный квинтет в 1958 году, и их стиль жесткого свингового бибопа был замечен в Соединенных Штатах, что привело к выпуску альбомов Southern Horizons и Free Form на американском лейбле Jazzland.

Новатор свободной формы

К тому времени, когда он стал солистом бибопа, в 1960 году Харриот обратился к музыке, которую он называл «абстрактной» или «свободной формой». К середине 1950-х у него были некоторые свободные идеи, но окончательно остановился на своем зачатии в 1959 году после длительного пребывания в больнице с туберкулезом. Сначала он изо всех сил пытался привлечь к своей работе других музыкантов-единомышленников. Действительно, двое из его основных участников группы, Гарри Саут и Хэнк Шоу, ушли, когда эти идеи всплыли на поверхность. В конце концов он остановился на составе Шейк Кин (труба, флюгельгорн ), Пэт Смайт (фортепиано), Кольридж Гуд ( бас) и Phil Seamen (барабаны). временно заменил Кина на трубе в 1961 году, в то время как Seamen ушел навсегда в том же году, его место занял предыдущий барабанщик квинтета, Бобби Орр. Фрэнк Холдер гастролировал с Харриоттом и в этот период участвовал в записи проектов.

Свободную музыку Харриотта часто сравнивают с примерно современным прорывом Орнетт Коулман в Соединенных Штатах, но даже беглое прослушивание обнаруживает глубокие разногласия между их концепциями "фри-джаза". Действительно, было несколько отличительных моделей раннего фри-джаза, от Сесила Тейлора до Сан Ра. «Харриотт» был еще одним из них. Его метод требовал более полной групповой импровизации, чем демонстрируется в музыке Коулмана, и часто не предполагал какого-либо конкретного солиста. Вместо постоянного пульса барабанщика и басиста Орнетта модель Харриотта требовала постоянного диалога между музыкантами, что создавало постоянно меняющуюся звуковую среду. Темп, тональность и размер всегда можно изменять в этой музыке, и часто это происходило. Присутствие Билла Эванса пианиста Пэта Смайта также придало группе совершенно иную структуру, чем у Коулмана, которая на раннем этапе избавилась от необходимости в пианисте. Собственный стиль игры Харриотта претерпел некоторые изменения в течение этого периода, отказавшись от ортодоксальных линий бибопа в пользу более угловатой, сокращенной фразировки. Однако остались его лиризм, обжигающий тон и чувство нападения.

Харриот всегда стремился поделиться своими идеями, будь то на сцене, в интервью или в примечаниях к альбомам. В 1962 году он написал на обложке своего абстрактного альбома «различные компоненты, составляющие современный джаз - постоянные размеры, стабильный темп четыре-четыре, темы и предсказуемые гармонические вариации, фиксированное разделение припева по тактовым линиям и т. Д. мы стремимся сохранить хотя бы по одному в каждой части. Но мы вполне можем, если нам покажется, что настроение требует этого, отказаться от всех остальных ».

Он записал три альбома в этом ключе: Free Form (Jazzland, 1960), Abstract (Columbia (UK), 1962) и Movement (Columbia (UK), 1963). Abstract получил пятизвездочную оценку от Харви Пекара в DownBeat, что стало первой такой наградой для британского джазового альбома. Free Form и Abstract вместе составили идеальную пару сплоченных новаторских сессий фри-джаза. На следующем альбоме, Movement, были представлены некоторые из его самых яростно абстрактных композиций, но они были смягчены некоторыми другими, более прямыми произведениями.

Джазовые слияния

Произвольные композиции Харриотта обычно составляли лишь часть живых выступлений. Действительно, последний альбом, записанный квинтетом, High Spirits 1964 года (Колумбия), представлял собой прямолинейную джазовую интерпретацию композиций из одноименного мюзикла, основанного на пьесе Ноэля Кауарда Блаженный дух. Однако непрекращающаяся враждебность старого британского джазового истеблишмента к свободной форме и иссякание возможностей для записи и выступлений привели к тому, что квинтет Харриотта перестал быть устойчивым в меняющемся музыкальном климате Великобритании середины 1960-х годов. Квинтет фактически распался, когда Шейк Кин переехал в Германию в 1965 году. С этого момента Харриот работал фрилансером над рядом проектов.

Он сделал несколько альбомов и EP с пианистом / композитором Майклом Гарриком в середине шестидесятых, особенно Promises, October Woman и Black Marigolds. Последние два были переизданы Dutton Vocalion на компакт-диске в 2005 году, а альбомы Garrick's Poetry и Jazz In Concert (на которых также присутствовал Харриотт) были выпущены на компакт-диске тем же лейблом в 2006 году.>Сонни Бой Уильямсон II на сеансе 1964 года, в котором также участвовал Джимми Пейдж.

В конце 1960-х он и скрипач Джон Майер разработали Indo-Jazz Fusion - раннюю попытку построения на музыку из разных традиций. В нем участвовал «двойной квинтет» из пяти индийских и пяти джазовых музыкантов, играющих вместе над рядом композиций, в значительной степени задуманных Майером. Мнения об успехе этих экспериментов разделились. В лучшем случае они предлагали новое и уникальное сочетание стилей, но временами можно также обнаружить ограничение свободы джазменов импровизировать. Три альбома являются результатом сотрудничества с Майером: Indo-Jazz Suite (Atlantic 1966), Indo-Jazz Fusions Volumes 1 и 2 (Columbia (UK), 1967 и 1968).

Два других альбома Харриотта вышли в 1967 и 1968 годах. Первый, Swings High (Melodisc), был странно ретроспективно звучащим, но выдающимся бибоп-альбомом с участием старых когорт Seamen, Goode и Smythe; Personal Portrait 1968 года (Колумбия) представлял собой смесь джаза со струнными и некоторой трогательной работы со старым товарищем по группе Смайтом и Стэном Трейси.

. В 1969 году Харриот записал альбом Hum-Dono в сотрудничестве с гитаристом из Гоа Амансио Д'Сильва. Это был безоговорочный успех. Также при участии трубач Иэна Карра и вокалиста Нормы Уинстон, этот альбом представил более тонкий и плавный микс фирменного альтового звука Харриотта с уникальным гитарным стилем индо-бибоп Д'Сильвы.

Также в 1969 году Харриотт появился на трибьют-концерте Стэна Трейси Дьюка Эллингтона, который также был выпущен как альбом We Love You Madly on Columbia. Харриот исполнил трогательное соло в "In a Sentimental Mood ", которое было снято для потомков телекамерами, таким образом оставив единственные существующие кадры его выступления. Он также внес важный вклад в работу над LP композитора Лори Джонсон 1970 года Synthesis (также Columbia).

Последние годы

Работа Харриота в 1969 году стала последним значительным достижением в его карьере. Хотя он продолжал выступать по Британии, где бы его ни приветствовали, дальнейших возможностей для записи не было. В последние годы он был практически нищим и опустошен болезнью. Он умер от рака 2 января 1973 года и похоронен на кладбище Биттерна в Саутгемптоне. На его могильном камне его собственные часто цитируемые слова являются его эпитафией: «Паркер? Они здесь тоже могут сыграть несколько тузов».

Наследие

После его смерти часто упускаемый из виду вклад Харриотта в зарождение фри-джаза постепенно получил признание. Хотя он оказал влияние на важных европейских пионеров фри-джаза, таких как Джон Стивенс, Эван Паркер и Альберт Мангельсдорф, в Штатах его профиль и влияние были гораздо меньше, несмотря на восхищение такими фигурами, как Чарльз Мингус. Он также сильно пострадал от ленивых журналистских сравнений с Орнетт Колман, но в последнее время его оригинальность была признана во всем мире. Компакт-диск американского саксофониста Кена Вандермарка с композициями свободной формы Харриотта под названием Straight Lines представил его музыку другому поколению поклонников фри-джаза. Британские исполнители, такие как Кортни Пайн, Гэри Кросби и совсем недавно Соуэто Кинч, также признали его влияние и сыграли его музыку на сцене. Важная биография Алана Робертсона, а также публикация острых воспоминаний Кольриджа Гуда помогли сделать историю Харриотта более известной.

Профилю Харриотта также способствовали переиздания на компакт-дисках его самых важных альбомов, в частности, Abstract, Free Form и Movement. Однако другие ключевые альбомы, такие как Hum-Dono, еще не переиздавались. В последние годы появились и другие записи Харриотта в его расцвете сил. Майкл Гаррик собрал и выпустил компакт-диск на собственном лейбле Jazz Academy под названием Genius. Он состоит из некоторых живых выступлений начала 1960-х и домашних записей, сделанных с другом пианистом Уильямом Хейг-Джойсом. В 2006 году концертная запись 1963 года, сделанная в небольшом клубе в Лестере, была обнаружена и выпущена на компакт-диске под названием Live At Harry's. В начале 2007 года многие из его труднодоступных сессий середины 1950-х годов, как в качестве лидера, так и в качестве стороннего исполнителя, стали доступны на сборнике Killer Joe на двойном компакт-диске.

Набор из четырех компакт-дисков под названием The Joe Harriott Story (Proper Box) был выпущен в 2011 году.

Discography

EPs в качестве лидера

  • Cool Jazz With Joe (Melodisc Великобритания, 1954)
  • Без струнных (Пай Никса, Великобритания, 1956)
  • Квартет Джо Харриотта (Колумбия, Великобритания, 1956)
  • Джо Харриотт со струнами (Jazz Today UK, 1956)
  • Блю Харриотт (Колумбия, Великобритания, 1959)
  • Парень по имени Джо (Колумбия, Великобритания, 1960)

Альбомы в качестве лидера или соруководителя

  • Южные горизонты ( Jazzland, 1960)
  • Свободная форма (Jazzland, 1960)
  • Abstract (Columbia UK Capitol US, 1963)
  • Movement (Columbia UK, 1963)
  • High Spirits (Columbia UK, 1964)
  • - с Джоном Майером (Columbia UK Atlantic US, 1966)
  • Swings High (Melodisc UK, 1967)
  • Indo -Jazz Fusions - с Джоном Майером (Колумбия, Великобритания и Атлантика, США, 1967)
  • Indo-Jazz Fusions II - с Джоном Майером (Колумбия, Великобритания, 1968)
  • Персональный портрет (Колумбия, Великобритания, 1968))
  • Хум-Доно - с Амансио Д'Сильва (Колумбия, Великобритания, 1969)
  • Концерт на Harry's 1963 (Rare Music UK, 2006)

В качестве сайдмена

  • Джордж Чизхолм: Чис (Decca UK, 1956)
  • Тони Кинси: Сессия "Джаз во Фламинго" ( Decca UK, 1957)
  • Аллан Гэнли: Gone Ganley (Pye Nixa UK, 1957)
  • Лита Роза: Прослушивание в нерабочее время (Decca UK, 1957)
  • Эл Фэйрвезер: Приятели Эла (Колумбия, Великобритания, 1959)
  • Дон Карлос: Безумная латынь (Колумбия, Великобритания, 1960)
  • Встряхнуть Кина: В моем состоянии (Колумбия, Великобритания, 1961)
  • Джереми Робсон: Блюз для одиноких (Колумбия, Великобритания, 1962)
  • Сонни Бой Уильямсон: Не присылайте мне цветов (Мармелад, Великобритания, 1964)
  • Майкл Гаррик: Поэзия и джаз На концерте (Argo UK, 1965)
  • Майкл Гаррик: гимн / свадебный гимн (Argo UK, 1965)
  • Джереми Робсон: Before Night / Day (Argo UK, 1965)
  • Майкл Гаррик: женщина октября (Argo UK, 1965)
  • Майкл Гаррик: Promises (Argo UK, 1966)
  • Майкл Гаррик: Черные бархатцы (Argo UK, 1966)
  • Ницца: Пять мостов (Charisma UK, 1969)
  • Стэн Трейси Биг Брасс: Мы безумно тебя любим (Колумбия, Великобритания, 1969)
  • Лори Джонсон: Синтез (Колумбия, Великобритания, 1970)

Дополнительная литература

  • Коттеррелл, Роджер; Тепперман, Барри (1974). Мемориал Джо Харриотта: биодискография. Частное издание, Илфорд, Эссекс, Великобритания.
  • Гуд, Кольридж; Коттеррелл, Роджер (2002). Басовые партии: Жизнь в джазе. Публикации Northway. ISBN 978-0-9928222-3-1.
  • Маккей, Джордж (2006). Круговое дыхание: культурная политика джаза в Великобритании. Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-3573-3.
  • Робертсон, Алан (2011). Джо Харриотт: Огонь в его душе (2-е изд.). Публикации Northway. ISBN 978-0-9557888-5-7.
  • Коттеррелл, Роджер. «Джо Харриотт» (биография) в Коттеррелле и Теппермане, Мемориал Джо Харриотта. Перепечатано в издании Криса Блэкфорда «Джо Харриотт: забытый отец европейского свободного джаза». Спецвыпуск, Rubberneck № 25, 4-12. Basingstoke, 1997.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 11:12:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте