Дерек Бейли | |
---|---|
Бейли в Vortex Club, Сток Ньюингтон, 1991 | |
Справочная информация | |
Родился | (1930-01-29) 29 января 1930 года. Шеффилд, Англия |
Умер | 25 декабря 2005 (2005-12-25) (75 лет). Лондон, Англия |
Жанры | Свободная импровизация, авангард, Европейский фри-джаз |
Род занятий | Музыкант, владелец звукозаписывающей компании |
Инструменты | Гитара |
Годы активности | 1950–2000-е |
Лейблы | Incus |
Связанные действия | Джозеф Холбрук, Spontaneous Music Ensemble, Тони Оксли, Эван Паркер, Компания «Искра» Jazz Composer's Orchestra, Хан Беннинк |
Дерек Бейли (29 января 1930 - 25 декабря 2005) был английским авангардным гитаристом и фигура в движении свободная импровизация. Бейли отказался от традиционных техник исполнения, которые можно найти в джазе, исследуя атональность, шум и любые необычные звуки, которые он мог производить с помощью гитары. Большая часть его работ была выпущена на его собственном лейбле Incus Records. Помимо сольной работы, Бейли часто сотрудничал с другими музыкантами и записывался с такими коллективами, как Spontaneous Music Ensemble и Company.
Бейли был родился в Шеффилде, Англия. Музыкант в третьем поколении, он начал играть на гитаре в возрасте десяти лет. Он учился у органиста Шеффилд-Сити К. Х. К. Билтклиффа, опыт, который ему не нравился, а также у своего дяди Джорджа Винга и Джона Дуарте. Став взрослым, он работал гитаристом и сессионным музыкантом в клубах, на радио и в танцевальных группах, играя с Моркамом и Уайзом, Грейси Филдс, Боб Монкхаус, Кэти Кирби и в телепрограмме Opportunity Knocks.
Первый набег Бэйли на свободную импровизацию был в 1953 году с двумя гитаристами в Глазго. Он был частью трио, основанного в 1963 году Тони Оксли и Гэвином Брайарсом по имени Джозеф Холбрук, названного в честь английского композитора Джозефа Холбрука, хотя группа никогда не играла его произведения. Группа сначала играла традиционный джаз, но позже перешла в сторону фри-джаза.
В 1966 году Бейли переехал в Лондон. В Little Theater Club, которым руководит барабанщик Джон Стивенс, он встретил музыкантов-единомышленников, таких как саксофонист Эван Паркер, трубач Кенни Уилер и контрабасист Дэйв Холланд, с которым он сформировал ансамбль спонтанной музыки. В 1968 году они записали Кариобина для Island Records. Бейли вместе с Паркером, перкуссионистом Джейми Мьюиром и Хью Дэвисом, занимавшимся самодельной электроникой, основал компанию музыкальной импровизации. Группа просуществовала до 1971 года. Он был участником Jazz Composer's Orchestra и сформировал трио Iskra 1903 с контрабасистом Барри Гаем и тромбонистом Полом Резерфордом, которое было назван в честь газеты, издаваемой русским революционером Владимиром Лениным. Он был участником секстета Оксли до 1973 года.
В 1970 году Бейли вместе с Тони Оксли, Эваном Паркером и Майклом Уолтерсом основал звукозаписывающий лейбл Incus. Это был первый независимый лейбл в Великобритании, принадлежащий музыканту. Оксли и Уолтерс ушли в самом начале истории лейбла; Паркер и Бейли продолжали быть содиректорами до середины 1980-х, когда трения между ними привели к уходу Паркера. Бейли продолжал работать на лейбле со своим партнером Карен Брукман до своей смерти в 2005 году.
Вместе с другими музыкантами Бейли был соучредителем в 1975 году журнала Musics, который описывается как «искусство импровизационных экспериментов. журнал ".
В 1976 году Бейли начал совместный проект Company, в который в разное время входили Хан Беннинк, Стив Бересфорд, Энтони Брэкстон, Бакетхед, Юджин Чадборн, Лол Коксхилл, Джонни Дайани, Фред Фрит, Тристан Хонсинджер, Генри Кайзер, Стив Лейси, Кешаван Маслак, Миша Менгельберг, Вадада Лео Смит и Джон Зорн. Бейли организовал ежегодный музыкальный фестиваль Company Week, который продлился до 1994 года. В 1980 году он написал книгу «Импровизация: ее природа и практика». В 1992 году книга была адаптирована Channel 4 в Великобритании в четырехсерийный телесериал «На грани: импровизация в музыке», рассказанный Бэйли.
Бейли умер в Лондоне на Рождество в 2005 году. Он страдал от болезни двигательных нейронов.
Для незнакомых слушателей с экспериментальной музыкой отличительный стиль Бейли может быть сложной задачей. Его наиболее заметная особенность - крайняя прерывистость, часто переходящая от одной ноты к другой. Между последовательными нотами могут быть огромные интервалы, и вместо того, чтобы стремиться к согласованности тембра, типичного для большинства гитарных игр, Бейли прерывает их как можно чаще. Четыре последовательных ноты, например, можно сыграть на открытой струне, струне с ладом, с помощью гармоник и с использованием нестандартной техники, такой как царапание струны медиатором или щипание под мостом.
Играя как на акустической, так и на электрической гитаре (хотя чаще на последней), Бейли радикально расширил возможности инструмента, получив более широкий набор звуков, чем обычно слышно. Он изучил весь словарный запас инструмента, создавая тембры и тона, начиная от самых нежных звенящих до яростных шумовых атак. (Звуки, которые он издавал, сравнивали со звуками, издаваемыми Джоном Кейджем подготовленным фортепиано.) Обычно он играл на обычном инструменте в стандартной настройке, но его использование усиления часто было решающим. В 1970 году его стандартная установка включала два независимо управляемых усилителя для создания стереоэффекта на сцене, и он часто использовал педаль набухания, чтобы противодействовать нормальной атаке и затуханию нот. Он оригинально использовал обратную связь, технику, продемонстрированную на альбоме String Theory (Paratactile, 2000). На протяжении всей его коммерческой и импровизационной карьеры его основной гитарой была модель Gibson ES 175 1963 года.
Хотя Бейли иногда использовал подготовленную гитару в 1970-х (он, например, помещал бумажные зажимает струны, оборачивает свои инструменты цепями или добавляет новые струны к гитаре), часто для дадаистского / театрального эффекта, к концу того десятилетия он, по его собственным словам, «бросил» такие методы. Бейли утверждал, что его подход к созданию музыки был на самом деле гораздо более ортодоксальным, чем у таких исполнителей, как Кейт Роу из импровизационного коллектива AMM, который рассматривает гитару исключительно как «источник звука», а чем как музыкальный инструмент. Вместо этого Бейли предпочел «искать любые« эффекты », которые мне могут понадобиться, с помощью техники».
Избегая таких ярлыков, как «джаз» и «фри-джаз», Бейли назвал свою музыку «неидиоматической». Во втором издании своей книги «Импровизация...» Бейли указал, что, по его мнению, свободная импровизация больше не была «не-идиоматической» в его понимании этого слова, поскольку сама стала узнаваемым жанром и музыкальным стилем. Бейли часто искал контексты выступления, которые обеспечили бы новые стимулы и вызовы, которые оказались бы, как он часто выражался, музыкально "интересными". Это привело к сотрудничеству с такими сотрудниками, как Пэт Метени, Джон Зорн, Ли Кониц, Дэвид Сильвиан, Сайро Баптиста, Сесил Тейлор, Кейджи Хайно, чечеточка, Drum 'n' Bass DJ Ninj, Сьюзи Ибарра, Терстон Мур из Sonic Youth и японская нойз-рок группа Ruins. Несмотря на то, что он часто выступал и записывался в сольном контексте, его гораздо больше интересовали динамика и проблемы работы с другими музыкантами, особенно с теми, кто не обязательно разделял его подход. Как он выразился в статье журнала Jazziz за март 2002 года:
Должна быть некоторая степень не только незнания, но и несовместимости [с партнером]. Иначе зачем вы импровизируете? С чем вы импровизируете или вокруг чего? Вы должны найти место, где вы можете работать. Если нет сложностей, мне кажется, что смысла играть практически нет. Я обнаружил, что то, что меня волнует, пытается заставить что-то работать. И когда это действительно работает, это самая фантастическая вещь. Возможно, наиболее очевидной аналогией будет песок, из которого образуется жемчужина в устрице, или что-то в этом роде.
Бейли также был известен своим сухим чувством юмора. В 1977 году журнал Musics задал вопрос: «Что происходит с осознанием времени во время импровизации?» около тридцати музыкантов, связанных со сценой свободной импровизации. Были получены ответы, которые варьировались от длинных теоретических эссе до простых прямых комментариев. Обычно лаконичный ответ Бейли: «Клещи превращаются в токи, а токи - в клещи».
Mirakle, запись 1999 года, выпущенная в 2000 году, показывает, как Бейли переходит в жанр фри-фанк, выступая с Джамааладин Такума и. Carpal Tunnel, последний альбом, выпущенный при его жизни, задокументировал его борьбу с синдромом Carpal Tunnel в правой руке, из-за чего он не мог держать плектр. Эта проблема ознаменовала начало болезни Лу Герига. Что характерно, он отказался от инвазивной хирургии для лечения своего состояния, вместо этого будучи более «заинтересованным в поиске способов обойти» это ограничение. Он решил «переучить» технику игры на гитаре, используя большой и указательный пальцы правой руки, чтобы перебирать струны.
Источник:
с компанией
С Искрой
С ансамблем Спонтанной музыки
С другими
Источник:
С другими
Источник: