Полин Оливерос (30 мая 1932 г. - 24 ноября 2016 г.) была американским композитором, аккордеонисткой и центральной фигурой в развитии послевоенного экспериментального и электронная музыка.
Она была одним из основателей Музыкального центра в Сан-Франциско в 1960-х годах и была его директором. Она преподавала музыку в Колледже Миллса, Калифорнийском университете Сан-Диего (UCSD), Музыкальной консерватории Оберлина и Политехническом институте Ренсселера. Оливерос является автором книг, формулирует новые музыкальные теории и исследует новые способы сосредоточить внимание на музыке, включая ее концепции «глубокого слушания» и «звукового осознания». Она была жительницей Eyebeam.
Оливерос родился в Хьюстоне, штат Техас. Она начала заниматься музыкой еще в детском саду, а в девять лет начала играть на аккордеоне, полученном от матери, пианистки, из-за его популярности в 1940-х годах. Позже она изучала скрипку, фортепиано, тубу и валторну для музыки в начальной школе и колледже. В шестнадцать лет она решила стать композитором.
Оливерос приехала в Калифорнию и обеспечила себя подработкой, а также давала уроки аккордеона. Оттуда Оливерос поступил в Музыкальную школу Мурса в Хьюстонский университет, обучаясь у Уилларда А. Палмера, и получил степень бакалавра в области композиции от Государственный колледж Сан-Франциско, где ее учителями был композитор Роберт Эриксон, с которым она брала частные уроки и который наставлял ее от шести до семи лет. Здесь же она познакомилась с артистами Терри Райли, Стюарт Демпстер и Лорен Раш.
Когда Оливеросу исполнился 21 год, она получила свою первую магнитофонную деку, которая привела к ней создавая собственные произведения и будущие проекты в этой области. Оливерос был одним из первых членов Ленточного музыкального центра Сан-Франциско, который был важным источником электронной музыки на Западном побережье США в 1960-х годах. Позже Центр переехал в Миллс-Колледж, где Оливерос стал его первым директором; он был переименован в Центр современной музыки. Оливерос часто импровизировал с помощью Expanded Instrument System, электронной системы обработки сигналов, которую она разработала, в своих выступлениях и записях. Оливерос получил степень почетного доктора музыки в Университете Мэриленда, округ Балтимор, колледж Миллс, Окленд, Калифорния; и Университет Демонтфор, Лестер, Великобритания
В 1967 году Оливерос покинул Миллс, чтобы занять должность факультета музыкального факультета в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Там Оливерос познакомился с физиком-теоретиком и мастером карате Лестером Ингбером, с которым она сотрудничала в определении процесса внимания применительно к прослушиванию музыки. Она также изучала карате под руководством Ингбера, достигнув уровня черного пояса. В 1973 году Оливерос проводил исследования в Центре музыкальных экспериментов университета, которому уже год; она работала директором центра с 1976 по 1979 год. В 1981 году, чтобы избежать творческих ограничений, она оставила свою штатную должность профессора музыки в Калифорнийском университете в Сан-Диего и переехала в северную часть штата Нью-Йорк, чтобы стать профессором музыки. независимый композитор, исполнитель и консультант.
В 1988 году, в результате погружения на 14 футов в подземную цистерну Дэна Харпола в Порт-Таунсенд, штат Вашингтон, для записи записи, Оливерос придумал термин «глубокое слушание» - каламбур, который превратился в «эстетику, основанную на принципах импровизации, электронной музыки, ритуала, обучения и медитации. Эта эстетика призвана вдохновить как обученных, так и неподготовленных исполнителей практиковать искусство слушания и реагирование на условия окружающей среды в сольных и ансамблевых ситуациях ». Демпстер, Оливерос и Панайотис затем сформировали Deep Listening Band, и глубокое слушание стало программой Фонда Полины Оливерос, основанного в 1985 году. Программа Deep Listening включает ежегодные ретриты по слушанию в Европе, Нью-Мексико и в северной части штата Нью-Йорк, а также программы ученичества и сертификации. В 2005 году Фонд Полин Оливерос сменил название на Deep Listening Institute, Ltd. Группа Deep Listening, в которую входили Оливерос, Дэвид Гампер (1947–2011) и Стюарт Демпстер, специализируется на исполнении и записи резонирующий или отражающийся пространства, такие как пещеры, соборы и огромные подземные цистерны. Они сотрудничали с Эллен Фуллман и ее длиннострунным инструментом, а также с бесчисленным множеством других музыкантов, танцоров и исполнителей. Центр Deep Listening в Rensselaer под руководством Томи Хана в настоящее время создан и является стюардом бывшего Deep Listening Institute, Ltd. Праздничный концерт состоялся 11 марта 2015 года в Experimental Media and Performing Центр искусств (EMPAC) в Политехническом институте Ренсселера в Троя, Нью-Йорк.
Фон Ганден называет новую музыкальную теорию, разработанную Оливеросом »: звуковое восприятие », и описывает это как« способность сознательно сосредотачивать внимание на окружающем и музыкальном звуке », требующую« постоянной бдительности и склонности всегда слушать », и которую она описывает как сопоставимую с Джоном Бергером ' s концепция зрительного сознания (как в его Способы зрения ). Оливерос обсуждает эту теорию во «Введениях» в свои «Звуковые медитации» и в статьях. Фон Гунден описывает звуковую осведомленность как «синтез психологии сознания, физиологии боевых искусств и социологии феминистского движения» и описывает два способа обработки информации: «внимание и осведомленность» или фокусное внимание и глобальное внимание, которое может быть представлено точкой и кружком, соответственно, символ, который Оливерос обычно использует в таких композициях, как Rose Moon (1977) и El Rilicario de los Animales (1979). (Названия произведений Оливероса «Роза Луна» и «Роза-гора» относятся к ее романтическому партнеру Линде Монтано, когда-то проходившей через Роуз-Маунтин.) Позже это представление было расширено за счет четвертичного символа и четверти, представляющих " активно издавать звук "," на самом деле воображать звук "," слушать настоящий звук "и" помнить прошлый звук ", с этой моделью, используемой в Sonic Meditations. Практика теории создает «сложные звуковые массы, обладающие сильным тональным центром ".
Оливерос преподавал в Политехническом институте Ренсселера и Миллс Колледж. Она родилась в Хьюстоне, штат Техас, в 1932 году и умерла в 2016 году в Кингстоне, штат Нью-Йорк.
Она была открыто лесбиянкой. В 1975 году Оливерос познакомился со своим будущим партнером, художником-перформансистом Линдой Монтано. Названия произведений Оливероса «Розовая луна» и «Роза-гора» относятся к тому, что Монтано когда-то побывал у Розовой горы. Производство 1992 года Видео-воркшоп «Шлюхи и богини - Или как стать богиней секса в 101 легком шаге», который был сопродюсером и режиссером видеооператора Марии Битти, музыка Оливероса.
Оливерос получил в 1994 году Foundation for Contemporary Arts Grants to Artists.
В 2007 году Оливерос получила премию Resounding Vision от Nameless Sound.
Она написала главу в Sound Unbound: Сэм pling Digital Music and Culture (The MIT Press, 2008) под редакцией Пола Д. Миллера, известного как DJ Spooky.
. В 2009 году она была лауреатом премии Уильяма Шумана от Колумбийского университета. Школа искусств.
Оливерос был автором пяти книг: «Звучание на полях: собрание сочинений 1992–2009 гг.», «Мечта о посвящении», «Программное обеспечение для людей», «Корни момента» и «Глубокое слушание: звуковая практика композитора».
В 2012 году Оливерос получила премию Джона Кейджа от Фонда современного искусства.
Некоторые из ее произведений были представлены во французской видеоигре 2014 года NaissanceE.
Работа Оливероса Deep Listening Room была представлена на 2014 Биеннале Уитни.
Оливерос был участником Avatar Orchestra Metaverse, глобального сотрудничества композиторов, художников и музыкантов, которое приближается к платформе виртуальной реальности Второй Жизнь как инструмент.
Она также была покровительницей Soundart Radio в Дартингтоне, Девон, Великобритания.