Терри Райли | |
---|---|
Райли в Токио, 2017 | |
Общая информация | |
Имя при рождении | Терренс Митчелл Райли |
Родился | (1935-06-24) 24 июня 1935 г. (возраст 85). Колфакс, Калифорния, США |
Жанры | Минимализм, авангард, лента, электроника, микротональный |
Инструменты | Электроорган, магнитофон, саксофон, клавишные, синтезатор, тамбура |
годы деятельности | 1950-е годы - настоящее время |
Совместные действия | Кронос-квартет, Театр вечной музыки, Пандит Пран Нат, Ла Монте Янг, Стефано Скоданиббио, Саксофонный квартет Рова, Полин Оливерос, ARTE Quartett, Гиан Райли |
Веб-сайт | terryriley.net |
Терренс Митчелл Райли (родился 24 июня 1935 г.) - американский композитор и музыкант-исполнитель, наиболее известный как пионер минималистическая школа композиции. Под влиянием джаза и индийской классической музыки его музыка стала известна новаторским использованием техник повторения, кассетной музыки и системы задержки.
Выросший в Калифорнии, Рейли начал изучать композицию и играть соло на фортепиано в 1950-х годах. Он подружился и сотрудничал с композитором Ла Монте Янг, а позже стал участником Музыкального центра Сан-Франциско. В 1960-х годах он выпустил свои самые известные работы: композицию 1964 года In C и пластинку 1969 года A Rainbow in Curved Air, которые считались ориентирами минимализма и оказали большое влияние на экспериментальная, рок и электронная музыка. В 1970-х он начал интенсивное обучение у хиндустани певца Пандита Прана Натха. На протяжении всей своей карьеры он часто сотрудничал с камерным ансамблем Kronos Quartet.
Родилась в Колфаксе, Калифорния в 1935 году, Райли начала выступать как соло-пианист в 1950-х. В течение этого десятилетия он изучал композицию в Государственном университете Сан-Франциско, Консерватории Сан-Франциско и Калифорнийском университете в Беркли, обучаясь у Сеймура Шифрина. и Роберт Эриксон. Он подружился с композитором Ла Монте Янг, чьи ранние минималистические композиции, использующие устойчивые тона, оказали влияние; вместе Янг и Райли исполнили импровизационную композицию «Концерт для двух пианистов и магнитофонов» Райли в 1959–60. Позже Райли стала участницей экспериментального Музыкального центра кассет Сан-Франциско, работая с Мортоном Суботником, Стивом Райхом, Полин Оливерос и Рамон Отправитель. В течение 1960-х он также часто путешествовал по Европе, ощущая музыкальные влияния и поддерживая себя игрой в фортепианных барах. Также он недолго выступал с Театром вечной музыки в Нью-Йорке.
Его самым влиятельным учителем был Пандит Пран Нат (1918–1996), мастер индийского классического голоса, который также преподавал Ла Монте Янг, Мариан Зазила и Майкл Харрисон. Райли много раз ездил в Индию, чтобы учиться и сопровождать его на табле, тамбуре и вокале. В 1971 году он поступил на факультет Миллс-колледжа, чтобы преподавать индийскую классическую музыку. Райли также цитирует Джона Кейджа и «действительно великие камерные группы Джона Колтрейна и Майлза Дэвиса, Чарльза Мингуса, Билл Эванс и Гил Эванс "как влияющие на его работу. В 2007 году ему была присуждена почетная степень доктора музыки в Университете Чепмена.
Райли начал свое долгое сотрудничество с Kronos Quartet, когда встретил их основателя Дэвид Харрингтон в Миллс. За свою карьеру Райли, помимо других произведений, сочинил для ансамбля 13 струнных квартетов. Он написал свою первую оркестровую пьесу, Jade Palace, в 1991 году и продолжил свой путь, представив несколько оркестровых композиций по заказу. В настоящее время он также выступает и преподает как индийский вокалист raga и как сольный пианист.
Райли продолжает выступать вживую и была частью фестиваля All Tomorrow's Party в мае 2011 года.
Райли в Great American Music Hall, Сан-Франциско, 1985Музыка Райли обычно основана на импровизации с помощью серии модальных фигур разной длины. Такие работы, как In C (1964) и «Клавиатура» демонстрируют эту технику. Первое исполнение In C дали Стив Райх, Джон Гибсон, Полин Оливерос и Мортон Суботник. Его форма была новаторской: пьеса состоит из 53 отдельных модулей примерно по одному такту в каждом, каждый из которых содержит разные музыкальные паттерны, но каждый, как следует из названия, в тональности C. Один исполнитель отбивает на фортепиано устойчивый пульс до. держать темп. Остальные, в любом количестве и на любом инструменте, исполняют эти музыкальные модули, следуя нескольким нечетким инструкциям, при этом различные музыкальные модули с течением времени по-разному соединяются.
В 1950-х Райли уже работал с ленточными петлями, технологией в то время еще в зачаточном состоянии; Позже он с помощью звукорежиссера создал то, что он назвал «аккумулятором временной задержки». На протяжении всей своей карьеры он продолжал манипулировать кассетами для музыкального эффекта в студии и на живых выступлениях. Ранняя петля на магнитофонной ленте под названием «Музыка для подарка» (1963) показала игру на трубе Чета Бейкера. Во время работы Райли в Париже, когда он писал эту пьесу, он придумал и создал технику накопителя времени. Он сочинял с использованием только интонации, а также микротонов. В середине 1960-х в Нью-Йорке он играл со своим давним другом Ла Монте Янгом, а также с Джоном Кейлом и игроком на табла Ангусом МакЛизом, которые были членами-основателями Бархатный андерграунд. Райли считается вдохновителем клавишной партии Кейла в композиции Лу Рида «All Tomorrow's Party », которую исполнила немецкая актриса Нико и вошла в альбом The Velvet Underground и Nico, записанный в 1966 году.
Знаменитый перезаписанный электронный альбом Райли A Rainbow in Curved Air (записан в 1968 году, выпущен в 1969 году) вдохновил на многие последующие разработки в электронная музыка. К ним относятся части Пита Тауншенда органа в песнях The Who «Не обманут снова » и «Баба О'Райли ", последний назван в честь Райли, а также Мехер Баба. Чарльз Хэзлвуд в своем документальном фильме BBC о минимализме (часть 1) предполагает, что альбом «Tubular Bells » Майка Олдфилда также был вдохновлен примером Райли.
Райли выступал в 2018 году.Соавторы Райли включали в себя Саксофонный квартет Рова, Полин Оливерос, ARTE Quartett и, как уже упоминалось, квартет Kronos. В записи Лиссабонского концерта 1995 года он играет соло на фортепиано, импровизируя над своими произведениями. В примечаниях к обложке Райли цитирует Арта Татума, Бада Пауэлла и Билла Эванса как своих фортепианных «героев», демонстрируя важность джаза для его концепций.
У него трое детей: дочь Коллин и два сына Гиан, гитарист, и Шан. Он был женат на Энн Райли до ее смерти в 2015 году.
Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с Терри Райли. |