Атыапцы

редактировать

Атыап
Общее население
252,000
Регионы со численностью населения
Нигерия
Языки
Тяп (Алым Тяп), Английский
Религия
Христианство, Аабвой
Родственные этнические группы
Баджу, Хам, Бакулу, Адара, Афизере, Иригве, Бером, Тарок, Юкун, Кутеб, Эфик, Тив, Игбо, Йоруба, Эдо и другие Бенуэ-Конго народы Среднего пояса и южной Нигерии

Атьяп народ (Тяп : Á̠niet A̠tyap, сингуляр: A̠tyotyap; Hausa экзоним : Kataf, Katab) - этническая группа, которая занимает часть Зангон-Катаф, Кауса и Джемаа Районы местного самоуправления на юге Штат Кадуна, Нигерия. Они говорят на языке тяп, одном из языков Центрального плато.

Содержание
  • 1 Происхождение
    • 1.1 Археологические материалы
    • 1.2 Лингвистические свидетельства
    • 1.3 Другие свидетельства
  • 2 подгруппы
    • 2.1 Подгруппа Agworok
    • 2.2 Подгруппа Asholyo
    • 2.3 Подгруппа Atakat
    • 2.4 Подгруппа Atuku
    • 2.5 Подгруппа Atyecharak
    • 2.6 Центральная подгруппа Атьяпа
    • 2.7 Подгруппа Баджу
    • 2.8 Подгруппа Фантсвам
    • 2.9 Подгруппа Анган
    • 2.10 Подгруппа Бакулу
  • 3 Клана
    • 3.1 Клан Аминьям
    • 3.2 Клан Агбаат
    • 3.3 Клан Аку
    • 3.4 Клан A̱shokwa (Shokwa)
    • 3.5 Отношения между кланами
  • 4 Культура
    • 4.1 Анак Праздники и охота за головами
    • 4.2 Охота
    • 4.3 Брак
  • 5 Растительность
  • 6 Экономика
    • 6.1 Возделывание культур
    • 6.2 Животноводство
    • 6.3 Производство
  • 7 Религия
    • 7.1 Коренные жители
    • 7.2 Авраамический
  • 8 Язык
  • 9 Лидерство
  • 10 История
    • 10.1 Доисторическая эпоха
    • 10.2 Эпоха бартерной торговли - 18 век
    • 10.3 XIX век
    • 10.4 Возобновление торговли
    • 10.5 Ранние дни джихада
    • 10.6 Визит Ричарда Ландера
    • 10.7 Поздние дни джихада и работорговля
    • 10.8 20-е годы век
    • 10.9 Колониальная Нигерия
    • 10.10 Атяпские антиколониальные движения
    • 10.11 Постколониальная Нигерия
    • 10.12 XXI век
  • 11 Известные люди
  • 12 См. также
  • 13 Источники
Истоки
Молодая женщина в традиционном атяпском одеянии Молодой человек в традиционном атяпском одеянии

Археологические материалы

Атыап занимают часть культурного комплекса Нок в Река Кадуна долина, своей терракотой статуэтками.

Голова, культура Нок, терракота, Музей искусств Гонолулу

Несколько памятников выплавки железаɡ размещено в Атяпской области. Большинство из них были обнаружены в районе Гана и поб жилых поселений. Остатки включают шлак, фурмы и печи. На двух участках в Айид-ма-пама (Тьяп : A̠yit Mapama) на берегах ручья Санчинириан и берегах Чен Фвуама в Атабад Атанияно (Тьяп : А̠та̠бат А̠та̠ньянг) Остатки slaɡ и фурм были особенно многочисленны в высоких кучах. Эту категорию информации дополняют неглубокие пещеры и каменное убежище в Бакункуно Афане (9 ° 55 'северной широты, 8 ° 10' восточной долготы) и Цво Фвуаме (9 ° 51 'северной широты, 8 ° 22' восточной долготы.) в Гане и Атабад-Атаньянг соответственно. В том же исследовании обнаружено несколько карьеров добыча железной руды (9 ° 58,5 'с.ш., 8 ° 17, 85' в.д.). В ходе более поздних поисков было обнаружено больше таких карьеров, что позволяет предположить, что добыча железной руды была интенсивной в этом районе.

Лингвистические свидетельства

Ачи (2005) утверждает, что Атыап говорят на языке группы ква языковой семьи Бенуэ-Конго. Кроме того, согласно Achi et al. (2019), группа катаф (старая классификация), к которой принадлежит язык тяп, является членом восточного плато. Он пошел дальше, чтобы предположить, что, используя глоторические шкалы времени, установленные для йоруба и эдо языков и соседей, разделение их группы катаф на различные диалекты и кластеры диалектов потребуют тысяч лет. Было показано, что «между игала и языком йоруба, например, потребовалось не менее 2000 лет, чтобы развить различие, в то время, как 6000 лет потребовалось для различий, наблюдаемых при сравнении. языковых кластеров идома и йоруба », отмеченная, что это указывает на то, что« даже в пределах диалектных кластеров потребовался период до 2000 лет, чтобы создать идентифицируемое разделение диалектов, и что это » таким образом, это медленный процесс устойчивого роста населения, расширения и культурной дифференциации на протяжении лет ».

Значение Tyap состоит в том, что потребовались тысячи лет, чтобы отделиться в одном и том же географическом месте от шести или около самых близких диалектов. Как подразделение им потребовалось, вероятно, более тысячи лет назад, чтобы отделиться от других членов группы Катаф, таких как Гион, Хьям, Дуйя и Эш (Коро) которые им мало понятны. Стабильность языка и других стран чертерии в этом регионе Нигерия была признана.

Таким образом считать само собой разумеющимся долгую древность культурного взаимодействия и появление специфических диалектов в Катаф языковой регион. Это, что тяп давно стал идентифицируемым языком с отличительной материальной культурой и социальной организацией личностью зад до того времени, когда британцы взяли под контроль Атяп. в начале 20 века. Эта личность передается по наследству от одного поколения предков к другому, пока не достигла самых последних последних.

Другие свидетельства

Атяпцы называют себя «атяпами», и их так хорошо знают и к ним обращаются. соседние группы, такие как Ашолио (Мороа), Агворок (Кагоро), Атиэджарак (Качечере), Атакат (Аттакар), Хам (Джаба), Гвонг (Кагома), Адара (Кадара), Акоро (Коро), Баджу (Кадже), Анган (Камантон), Фантсвам (Кафанчан), Афо, Афизере, Цам (Чавай) и рукауба вместе с атяпом составляют часть группы языков Восточного плато из языковой семьи бенуэ-конго.

Но кто такие атяпы и каково их происхождение? Проблема определения исконной родины нигерийцев была трудной для решения. Помимо источников, источников источников, которые противоречат друг другу, многие группы имеют тенденцию заявлять о районах за пределами Африки в качестве источников их происхождения. В какой-то мере это справедливо в отношении Атяпа. Чтобы избежать обнаружения, передвигались лидеры кланов и небольшими группами по ночам.

Эта традиция неизвестна большинству атяпских старейшин. Отчасти поэтому он встречается в большинстве работ колониальных этнографических и антропологических авторов, писавших о народе атяпцев. Эти колониальные офицеры не записывают все версии народной традиции, тем не менее, распространенные версии, записанные к тому времени, демонстрируют поразительное сходство с теми, которые рассказываются старейшинами сегодня. Поэтому подлинность северного происхождения сомнительна.

Нельзя отрицать, что некоторые люди переехали из Хаусаленда в область, занятую Атьяпом до XIX века. Консолидация Зангонского Катаба к 1750 году нашей эры, в основном населенным хауса, является ярким примером иммиграции и взаимодействий до девятнадцатого века. Однако это было в девятнадцатом веке в результате чрезмерного налогообложения, набегов рабов и навязывания барщинного труда людям, находившимся под Саракуна Хаусаленда, что привело к увеличению миграция как форма протеста. Скорее всего, традиции атяпа перемещения с севера, чтобы избежать рабства и налогов, являются народной памятью об этих движениях конца девятнадцатого века. Но миграцию отдельных лиц и групп людей не следует путать с миграцией всего атяпского народа.

Подгруппы

Согласно Джеймсу (2000), подгруппы в Нерзите (также Нензит, Нецит) или группа Катаф (Атиап):

  • Атьяп (Катаф, Катаб)
  • Баджу (Кадже, Каджжи)
  • Эгворок (Кагоро, Огворок, Агорок)
  • Шолио (Мороа, Ашолио)
  • Фантсвам (Кафанчан )
  • Бакулу (Икулу)
  • Анган (Камантан, Анган)
  • Аттакад (Аттакар, Аттака, Такад)
  • Тячерак (Качечере, Аттачирак), Атакат)
  • Терри (Чалла, Чара)

Однако Акау (2014) дал список составляющих подгрупп группы Атыап следующим образом:

  • Подгруппа A̠gworok
  • Подгруппа A̠sholyo (A̠sholyio)
  • Подгруппа A̠takat
  • Подгруппа Auktuku (A̠tyuku)
  • Подгруппа A̠tyecharak (A̠tyeca̠rak)
  • Подгруппа A̠tyap Central
  • Подгруппа Ba̠jju группа
  • 98>Подгруппа Фантсвам
  • Подгруппа ангана (также относящаяся к группе Хам)
  • Подгруппа Бакулу (также относящаяся к группе Адара)

Тем не менее, с точки зрения разговорн ого языка, только семь из Подгруппы, данные Джеймсом (2000) и Акау (2014), круг Ethnologue как носители языка тяп с кодом SIL: «kcg». Эти семь следующих:

  • Тяп : центральный (Тяп, на котором говорит атяп из Атьяпского вождя )
  • Тяп : Фантсвам (произносится Фантсвам)
  • Тьяп : Гворок (Говорит Агворок или Эгворок)
  • Тьяп : Шолиио (говорит Ашолио
  • Тьяп : Такад (говорит Атакад или Атакад или Такад)
  • Тьяп : Туку (на языке Атуку или Атюку)
  • Тяп : Тайкарак (на языке Атьечарак).

Остальные четыре, а именно:

Из этих четырех только Чжу - тяпский язык. С другой стороны, нган - гионский, кулу - с северного плато, то есть адарские -икские языки, и Кара Беромик, как и Итен и Бером сам.

Подгруппа Агворока группа

Подгруппа Asholyo

Подгруппа Atakat

Подгруппа Atuku

Подгруппа Atyecharak

Atyecharak или Atyeca̠rak (Тяп: центральный: A̠tyecaat; Хауса: Kachechere или Kacecere) были коренными жителями земель, в настоящее время занятых Agworok (другая подгруппа Atyap), рассеяны последними примерно в результате войны между ними, которые вели Агворок против Атьечараков, которые начали брали двух людей Агворока в рабство в качестве в налога за занятие их территории. Часть Атечараков двинулась на север, в Атяп (центральную / собственно) землю, где они находились с тех пор, в деревне, носящей их имя в Атяпском вожде, и вокруг нее, и сегодня они составляют часть Атяпского традиционного совета.. Остальные находятся в районе Тачирак в провинции Гворок (Кагоро), которая также является традиционного совета там.

Центральная подгруппа Атяпа

Большинство тем на этой странице посвящены этой подгруппа.

Подгруппа Баджу

Подгруппа Фантсвам

Подгруппа Ангхана

Подгруппа Бакулу

Кланы

Одной из уже собственно Атяпа (подгруппа в более крупном Атьяп / Ниензит также пишется Нензит / Нетзит этнолинвистическая группа) является способом разделения обязанностей между четырьмя кланами., у некоторых из них есть подкланы и подчиненные обязанности. Обладание тотемами, табу и эмблемами, которые представлены в виде рисунков, структур и животных, являются еще одним важным аспектом в истории и традициях атяпцев. Согласно устной традиции, все четыре клана атяпцев имеют разные эмблемы, тотемы и табу, и они изменяются от клана клану. клан и от подклана к подклану. Это обыкновенной практикой среди людей, потому что они используют эти эмблемы как способ идентификации. Помимо эмблем и тотемов, у некоторых кланов есть животные или растения, которые также использовали их для ритуалов. Устная традиция далее гласит, что таких животных обычно почитают в этой местности до настоящего времени.

экзогамная вера внутри кланов, что члены клана имеют общее происхождение от одного предка, предотвращала браки между тем же кланом. Поощрялись межклановые и межгосударственные браки.

Клан Аминьям

Об этом клане известно мало что, но у него есть 2 подклана:

* Асвон (Асон) * Афакан (Факан)

Коровы считаются тотемом Миньяма, но люди мистифицировали корову, рассматривая ее как зайца с ухом как рога. Эти «рога» зайца местные называют A̱ta̱m a̱swom, и члены клана Миньям испытывают к ним большое уважение, потому что они всегда касаются «рогов» и ругаются ими при совершении преступления. Как только обвиняемый ругается, больше ничего не будет сказано или сделано, кроме как просто ждать результата.

Клан Агбаат

Он имеет 3 подклана:

* Акпаиса, * Аквак (Каквак) и * Джеи

Они имели первенство в обоих кавалерия и стрельба из лука управляли армией. Клан Агбаат, особенно подклан Джеи, считался лучшими воинами как в кавалерии, так и в стрельбе войне. Таким образом, вождь клана Агбаат стал главнокомандующим армией Атьяпа. Должность «Атютальена», военного офицера по связям с общественностью, который объявлял о начале и прекращении каждой войны, занимал член клана Агбаат. тотем для клана Агбаат - большой крокодил по имени Цанг. Устная традиция гласит, что агбаат считают цанг своим «другом» и «братом», и также говорят, что эти отношения сложились, когда народ Атьяпа спасался бегством от своих противников. Двигаясь, они добрались до очень больших рек, которые они не могли пересечь, и внезапно появились крокодилы, которые образовали для них мосты. Когда другие кланы попытались переправиться тем же способом, крокодил уплыл. Это, согласно устной традиции, объясняет, почему сегодня люди говорят, что люди Агбаата могут играть с крокодилом, не причиняя вреда, и учитывая уважение, которое люди Агбаата испытывают к крокодилу, они хоронят его труп, когда находят его убитым где угодно. Точно так же, когда человек Агбаат случайно убивает крокодила (Цанг), он должен поспешно бежать в лес за каким-нибудь специальным лекарством и ритуалом. Но если это руководство было направлено, то считается, что весь клан погибнет.

Клан Аку

Кланы Аку были хранителями Атрибуты Аабвой иили обрядами для всех Новых посвященных и церемониями. Они провели обряды инициации для всех новичков. Чтобы подготовить последователей к посвященным, их смазывали маслом красного дерева (A̱myia̱ a̱koo) и заставляли выполнять изнурительные упражнения перед тем, как их вводили в святыню. Им пришлось поклясться хранить все секреты, связанные с Абвой. Абвой общался с людьми, используя сухую оболочку из бамбука, имеющего два открытого конца. Один конец был покрыт паутиной, а другой конец был взорван. Он издавал загадочный звук, который люди интерпретировали как голос умершего предка. Эта человеческая манипуляция позволяла мужчинам-старейшинам общества контролировать поведение и совесть общества. Листья абвой (Na̱nsham), разновидности ши, помещались на фермы крыши и домов, чтобы отпугнуть воров, поскольку абвои считались вездесущими и всеведущий. Таким образом, Абвой был объединяющим религиозным верованием среди атяпцев, объединившим силы в обществе, секреты которого хранились через сеть шпионов и информаторов., который сообщает о деятельности диверсантов. Любое разоблачение секретов Абвой каралось смертной казнью . Женщин также умоляли хранить тайны общества, в частности, связанные с дорогими. Чтобы гарантировать, что военные секреты не просочились к противникам, женщин заставляли цва аиван (плетеные рафийные веревки) в течение 6 месяцев в году. В этот период они должны были воздерживаться от сплетен, «заграничных» путешествий и позднего еды. В конце периода он был отмечен Сонг-Аджет (или Свонг Ашейет), также известным как фестиваль Айет, отмеченный в апреле, когда женщины могли свободно носить модные платья..

Достопримечательности культурного фестиваля Ayet Atyap, издание 2019 г.: Барабанщики выступают перед Agwatyap и другими гостями.

Эти модные платья включаются A̱ta̱yep из полос вожака и украшенные ракушками каури.

Атаеп, артефакт атяпской культуры.

A Theyiyep, другая версия этого, имели окрашенные веревки из рафии, сшитые вместе в поясницу ткань. Женщины также носили Gyep ywan (пиломатериалы украшение ) для церемонии Song-A̱yet.

Гип Иван, артефакт атяпской культуры.

Он был соткан из ладони <волокна279>в толстый слой, имеющий форму усеченного конуса или гриб. Его обвязывали на талии выступом из шнура. Для мужчин музурва была основным платьем, которое было сделано из дубленой кожи и тщательно промаслено. У богатых людей края этого платья были украшены бусами и каури. Платье завязывалось на талии с помощью гинди (кожаный ремешок). К концу 18 века пара коротких трусиков под названием динари, сделанных из ткани, стала частью мужской одежды. Волосы мужчин также заплетали и иногда украшали ракушками каури. На них были raffia шапки (A̱ka̱ta), украшенные окрашенной шерстью и страусиными перьями. Их тела были раскрашены белым мелом (A̱bwan) и красным охрой (tswuo)

Для клана Аку, устная традиция гласит, что их эмблема или тотем - «мужское» дерево ши (местное название - Нансхам). Вера людей об этом дереве заключалась в том, что дерево можно срубить, но его древесину нельзя использовать для разведения огня для приготовления пищи. Считается, что если человек племени аку будет есть пищу, приготовленную из дерева наншам, на его теле появятся язвы. Кроме того, если связка листьев Na̱nsham была помещена у двери дома, ни одна женщина-аку не осмеливалась входить в такой дом, потому что это также считалось серьезным табу. Тем не менее, если это произойдет непреднамеренно, Дауке (2004) объяснил, что определенные ритуалы будут выполнены для очищения жертв от таких проклятий, иначе они умрут.

Клан A̱shokwa (Shokwa)

Клан Ashokwa отвечал за вызывание дождя и управление наводнениями обряды. У него также нет подкланов. Например, Ашоква отвечали за обряды, связанные с вызыванием дождя и контролем над наводнениями. Во время засушливых периодов в сезон дождей лидер клана Ашоква, главный жрец и Создатель дождя должны были выполнить обряды для вызывания дождя. Когда количество осадков было слишком сильным, что приводило к наводнениям и разрушению домов и посевов, те же самые офицеры клана вызывались для выполнения обрядов, связанных с контролем дождя.

Согласно Ачи (1981), эмблемой или тотемом клана Ашоква была ящерица, известная как Татонг (муравьед). По их словам, Ашоква, основатель клана, пытался зажечьсвой дом, когда внезапно появился Татонг (и спросил), кто он и где его родственники. Аушоква сказал Татонгу, что у него нет родственников или родственников. Татонги сочувствовали Аушокве и заверили его, что «Бог» увеличит его семью. Это пророчество позже сбылось, и Аушоква приказал всем своим детям поклоняться Татонгу во все времена. Отныне традиция также гласит, что клан Ашоква начал рассматривать Татонг как `` родственника '', и если они находили его мертвое тело где-нибудь, они хоронили его и оказали ему все должное уважение, проводя похороны для него, как и для их пожилые люди.

Устная традиция также подтвердила, что, если человек Аушоква убьет Татонга случайно, дождь пойдет даже в середине засушливого сезона. Это уважение, проявленное к Татонгу со стороны Ашоква, разделяют большинство кланов Атиап, эти члены другого клана, которые были близки к Ашоквам случайно или Татонга, принесли его тело людям Ашоква для захоронения. Утверждается, что самая обязывающая клятва, которую может дать Ашоква, принадлежит татонгам, и они также называют своих сестер своих братьев иер в честь их эмблемы животного.

Взаимоотношения кланы

Согласно Гадже и Дайе (Pers. Comm. 2008), кланы Аку и Ашоква имеют более близкое родство в отличие от их отношений с другими кланами и подкланами. У кланов Аку и Ашоква нет подкланов, вероятно, потому, что они предпочли не акцентировать внимание на вопросе подразделения между собой. Эти близкие отношения прослеживаются до их раннего прибытия в их нынешнее поселение ; Говорят, что Аку и Ашоква прибыль в нынешнее жилище раньше других кланов и подкланов. Дауке (2004) указал, что Аку и Ашоква были легендарно «обнаружены», потому что они были «встречены» там другими атяпцами, прибывшими позже.

Шоква были аборигенами, предположительно вышедшими из реки Кадуна, считались создателями дождя. Аку также были аборигенами, были связаны с шоква, но появились позже. Остальные были чужаками, принятыми в обществе, образующими подкланы.

Несколько других легендарных версий устной традиции также существуют в истории переселения и заселения Атяпа. Во-первых, говорится, что после того, как клан Агбаат пришел и обосновался на своем новом месте, один из подкланов Агбаат отправился в охотничью экспедицию и случайно «наткнулся» на клан Ашоква на реке. Кадуна совершает религиозные обряды. Когда ашоква увидели приближающиеся Агбаат, они бежали из страха, и Агбаат преследовали их. Когда Агбаат наконец поймали ашокву, они представлены, что они говорят на одном (тьяп ) языке и разделяют ту же веру и, таким образом, приняли их как своих братьев. Дауке (2004) также представил другую версию традиции «открытия» кланов Аку и Ашоква. По его словам, аку, как гласит пословица, «выросли» из следов копыт Агбаат всадников, когда они преследовали ашокву. Другими словами, когда Агбаат преследовали Ашокву, копыта их всадников открыли термит курган, откуда - эманировал Аку. Это объясняет, почему аку на сегодняшний день носит прозвище «Bi̠n Cíncai», что означает «родственники термитов». Приведенные выше предания и рассказы об «открытии» кланов Аку и Ашоква отражают тот факт, что эти два клана, вероятно, могут быть пересмотрены как представляющие более ранние мигрантов, которые первыми пришли и заняли нынешнюю атяпскую землю. устная традиция также гласит, что все четыре клана и подклана атяпцев в настоящее время в большом количестве встречаются во многих деревнях в пределах Атяп Вождество во многом укрепить здоровье населения и необходимо держаться ближе к сельхозугодьям. Они также смешиваются друг с другом в большинстве деревень в земле Атиап, где находятся подкланы Акпаиса, Джей и Аквак (Каквак) клана Агбаат, включая Миньям деревню.

Культура

Фестиваль Анака и охота за головами

До прихода британцев в эту местность в 1903 году культурные обычаи Атяпа включали ежегодные и сезонные церемонии и, действительно, охота за головами была частью тех практик, которые позже были запрещены колониальным правительством. Вот отчет Ачи и др. (2019) об одной из таких церемоний:

«Успешным в каждом выбранном ании были даны титулы и ходячие палки с колокольчиками, привязанными к палкам. Колокольчики звенели, пока их владельцы шли, чтобы объявить о прибытии победителя. После смерти такого отличника устраивали подходящие погребения с продолжительной барабанной дробью и пиршеством. Отсюда и праздник Анака. (ежегодный траур по умершим душам успешных людей) как способ признания положительного вклада умершего в развитие общества. Из-за веры в то, что слишком много траура может причинить умершему дискомфорт в его новой жизни, церемония принял форму пиршества, танца и рассказа о героических подвигах умершего. Если это был мужчина преуспевающий, то умерла, празднику Анака должна была предшествовать охота на лошадях. Это была охота на большое животное как символ огромного вклада умершего. A̠gbaat, zwuom (слон) обычно был мишенью. Демонстрации, в которых участвовала сильная молодежь верхом на лошадях со взвешенными пестами, проводились перед самой охотой. Они двигались с максимальной скоростью и пытались разбить стену пестом . Для кланов A̠ku и Ashokwa их фестиваль A̠nak называется Sonɡ Á̠swa (Танец успешных), в котором участвовали только женатые мужчины и женщины клана.

Во время праздника Анака необходимо было пригласить всех родственников умер во всем клане. Все женщины клана, вышедшие замуж за пределами клана, должны были прийти с рожками и плавками в сопровождении трубачей. Этот вклад всех родственниц женского пола называется «кпа̠т дудунɡ». Мы в фестивале участвовали все женщины клана, вышедшие замуж за ее пределами, в нем участвовали все штаты нэйтхбоурино, взявшие в жены атяпские даухтеры. Вот почему все государства и группы neiɡhbourin, включая Hausa и Fulani, живущие в Атяпской земле и ее окрестностях, посетили такой фестиваль.

Если покойный был охотником и воином, черепа убитых им людей и животных помещались на могилу. Атиап может обезглавить Баджу жертву. Хауса и Фулани также подвергались такому обращению в битве. Не только атяпцы были в этой практике. Агворок мог обезглавить жертв Баджу и Атакат (Аттакад), но не атяп. Черепа таких жертв были выставлены при смерти успевающего.

. Практика демонстрации некоторых достижений умерших практикула обезглавливания жертв войны как очень явное доказательство победы в битве. Также были отмечены обстоятельства приобретения головы. Те, кто во время битвы лицом к умели убивать и отрубать голову своим противникам, выступил титул Якяно (победитель). Те, кто смог преследовать, настигать и преследовать цель, титул Нваляк (Война Кений). Для лечения голов пострадавших были назначены специалисты из конкретных семей. Среди них были Хьяниет (убийца людей) и Леквот (сушилка). Хьяниет удалила содержимое из свежих голов жертв, не считая каждого черепа и его владельца. Леквот сушил их через дымку. Это не означает, что атяпы и их соседи без разбора вели войны, чтобы добыть человеческие головы, как это было представлено британскими колониальными офицерами . Это также не является признаком постоянной вражды между атяпом и теми государствами или группами, которые они начали войну. Даже когда вопросы, ведущие к войне, были фундаментальными, они не уничтожали возможности мирных межгрупповых отношений, как видно из союзов из защиты между Атяпом и Баджу, Агворок, Ашолио, Акоро и Хэм. Такие союзы часто приводили к установлению отношений шутки как способ рассеивания вражды между политиками. Таким образом, обезглавливание войны было способом поощрения людей к избранной ими профессии. Фестиваль Анака указывает на святость жизни, практикуемой атяпами. Это уважение к задней части тела было показано в виде наказания, применяемого к тем, кто легкомысленно относился к человеческим существам. Любой акт убийства вёл к изгнанию убийцы в Зали (Малахум), где такие преступники запрещены, если осужденный был избавлен от смертной казни. «Кто-то из членов убивал другого, преступник передавался оскорбленной семье, чтобы они разобрались в соответствии с традициями. Здесь ожидалось, что компенсация за травму будет соизмеримой с травмой. Если преступник был прощен, его не приняли в общество до тех пор, пока он не совершил ритуалы очищения духами предков. Это подразумевает крепкие дипломатические отношения, которые были здоровыми среди атяпов и их соседей ».

Охота

Профиль атяпских охотников, идущих к Магватьяпу в Атак Нджей. Профиль атяпских охотников, идущих к дворцу Агватьяпа в Атак Нджей. Атак Нджейские охотники в Магватьяпе (дворец Агватьяпа), Атак Нджей на фестивале Айет Атьяп 2019 Издание.

В сухой сезон после урожая. Однако во время сбора урожая мужчины ежегодно с декабря по март отправлялись на охоту за животными в природе, отправляясь в экспедиции на Сурубу (Авори ) и холмы Карге на севере и в Ацам и Территории Рукуба (Басе ) на плато Джос, к востоку от земли Атиап, и могут просуществовать месяц или больше, прежде чем вернуться домой.

Агвак анкат, главный охотник на охоте.

Охоту обычно инициирует агвак анкат (главный охотник), который возглавляет группу, в которую обычно входят родственники Баджу, Ашолио и Атсам люди, направляющиеся в выбранное место охоты.

Ala̠n a̠wum, народный знахарь.

Традиционный знахарь (Tyap: a̠la̠n a̠wum; Jju: ga̠do) затем применяет яды к стрелам, которые будут использоваться, - которые были разных размеров, также использовались ловушки. «Успешным охотником» называют того, кто убивает слона (zwuom) и извлекает его клыки, или убивает и удаляет голову жирафа (a̠lakumi a̠yit), северного оленя, буйвол (zat) или антилопа (a̠lywei), голова используется для общественного показа. Части мяса, добытого во время охоты, обычно делятся между достойными старейшинами, успешными, главным кузнецом и знахаром (a̠la̠n a̠wum).

Намного позже Fantswam (теперь в их нынешнем доме) и больше не в их первоначальном доме в Машане, Атяпская земля) после охоты на большое животное обычно отправляли голову, считавшуюся самой важной частью мяса, в Атяп в знак верности своим прародителям. Обычно переносится эта традиционная охота, проводимая Агворок, которая сегодня отмечается как Праздник Афан, первоначально проводимая каждую вторую субботу апреля, а теперь - каждое первое января.

Охотники агворока на Национальном фестивале Афан, издание 2020 г.

Брак

Одна интересная вещь среди аштяпов, хотя и обычное явление среди других соседних этнических групп, заключается в том, как брак заключался. Актяп, как и другие африканские культурные группы (см. Молнос 1973; Бигрунханга-Акиики 1977; Роби и др. 1993), твердо верят, что брак был установлен Агвазой (Богом), а полнота атяпской женственности ложь, во-первых, у женщины, имеющей собственного мужа. Протестант священнослужитель самой крупной конфессии ECWA объяснил, что не состоящими в браке считаются «á̱niet ba пока á̱kukum a̱ni» (люди, готовность которых составляет лишь 50,0%), которые становятся 100,0% людей только после брака.

Существует ряд рассказов о том, как заключались браки в доколониальные времена в Атяпландии. Но следует отметить, что Мик (1931) учел, что существует два основных типа браков: первичный и вторичный браки.

1. Первичный брак:

Ninyio (2008) утверждает, что девочка в этой категории может быть обручена с ребенком мужского пола или взрослым при рождении через дядю девочки или мужчину. двоюродный брат по отцовской линии. Помолвка между девочкой и ее будущим мужем была официально заключена, когда девочке исполнилось семь лет.

Ганн (1956) сообщил, что оплата и / или услуги следующие: «Четыре птицы для отца девочки. (или денежные средства вместо службы), 2000 каури или наследник, эквивалентный отцу девочки, у которого есть родственники, то есть братья и двоюродные братья по отцовской линии. Вдобавок, предположительно, во время самой свадьбы 20 000 каури были переданы отцу (который оставляет две трети в пользование и распределяет остаток между своими родственниками). И, наконец, перед заключительными обрядами козел - матери девушки, три птицы - отцу и 100 каури - ее деду по материнской линии. Однако это исследование показало, что количество каури не превышало 1000. Когда они завершены, отец девушки назначает дату свадьбы, которая принимает форму захвата. Здесь ближайшие соратники [мальчика] устраивают засаду девушке, схватывают и оставляют ее в хижине одного из родственников мужчины, где невеста остается на три дня и три ночи. На четвертый день брак завершается в хижине. Первичные браки всегда заключаются в сухой сезон, в основном после сбора урожая.

В ситуации, когда девушка беременна в отцовском доме до замужества, было принято решение о экстренном браке. Нежелательная беременность была редкостью и необычностью. Мик (1931) сообщил, что добрачный половой акт считается необычным, потому что родословные (и кланы) локализованы ».

Первичный брак имел две характерные особенности: Ньянг Аглала и Кхап Нди или Khap Niat.

Ньянг Аглала («Брак через ожерелье») :

Из устного рассказа: «Когда по соседству объявляли о рождении девочки, мальчика, которому еще не была назначена жена, приходили и надевали ожерелье. новорожденной девочке с согласия ее родителей, озимой, что она обручена (приданое выплачивается) с их сыном, и приданое выплачивается немедленно. На рубеже подросткового возраста девочка становится отвезенной в дом ее мужа, чтобы завершить брачный процесс, и это обычно

В Ninyio (2008) говорится: «Когда рождается новый ребенок (женщина), жених представленрейшиной (мужчиной или Это указывает на то, что она ([девочка]) обручена, что она ([девочка] ]) обручена », - утверждает, что она ([девочка]) обручена.

Однако Ачи (2019) пишет: «При рождении девочка была обручена с мальчиком за четыре года. Чтобы девочка оставалась его, ему пришлось отправить ожерелье. Позже ему пришлось отправить четыре цыплят, табак и циновку ».

Хап Нди (Фермерское приданое) или Хап Ниат (Фермерство с родителями) :

В продолжение, Ачи и др. (2019) говорит: «Когда ему исполнилось десять лет, он должен был направить своего тестя принудительным ым трудом. Обязательный сельскохозяйственный труд длился не менее двух месяцев каждый в течение девяти лет.

Но для Агворока, Атаката (Аттакад) и Фантсвама это был не более одного сезона дождей, хотя женихи должны были предоставить другую, называемую Хап А̠кан (Пивное хозяйство). Это дополнительное выращивание для пива, в котором родственники супругов нуждаются в таких фестивали, как Сонг Айет, Сон Асва и Сонг Анак.

Фермерский труд и подарки, которые время от времени присылались жених - это не все, что от него требовалось. В каждый засушливый сезон он должен был посылать тестю двенадцать пучков трав. После выполнения всех необходимых требований дата свадьбы была назначена.

<588 Одногодки жениха подстерегали невесту на рынке, на ферме или на реке и увозили ее в дом жениха.

Тех, кто не разрешает этот обязательный труд для своего тестя, высмеивали и не разрешали жениться среди атяпцев [собственно]. Однако они могли жениться на разведенной женщине, для которой этот обязательный труд не был необходим. Таким мужчинам давали такую ​​же работу в старости, даже если у них были дочери на выданье.

Еще одним преимуществом участия в этой задаче было то, что можно было стать членом совета как на уровне деревни, так и на уровне клана. С этого момента он может стремиться получить титул в выбранном им призвании. Таким образом, прямые производители (женихи) зависели от старейшин общества, чтобы контролировать труд и выбирать им жен ".

2. Вторичный брак :

Ninyio (2008) сообщает:" В этом типе брака муж не был разрешено жениться на члене того же клана, близком родственника его матери (то есть предположительно, члене родительского дома основного жены, жене член его родни, то есть жене односельчанина, эти правила применялись ко всем кланам и подкланам, если Атяп внутри и на диаспоре. Любое нарушение влечет суровое наказание. Мик (1931), однако, сообщил, что членов кланов Миньям и Агбаат любят искать своих второстепенных жен среди жен собратьев членов клана и отбирать своих второстепенных жен у мужчин Миньяма и Агбаата.

Невеста. Цена в этой категории стоила около 15 фунтов с козой. Что касается наследования вдов, Санɡаньет Камбай (интервьюиру Ниньио) сообщает, что он унаследовал и усыновил жену своего младшего бр ата, когда последний умер. Этот подтвержденный колониальный отчет о том, что «[должен] вторичный официальный официальный: брак может унаследовать вдов своего деда, отца и брата, но только если это молодые женщины и не имеют взрослых прямых потомков с кем они могут жить. Очевидно, женщина может выбрать, унаследует ли она сына или внука [покойного] мужа ».

Первая жена в семье считается старшей среди жен. Самая старшая семья в семье зависит от того, кто из мужчин выйдет замуж первым. Младший сын может жениться раньше старшего при уважении к матери. В полигамном домашнем хозяйстве муж проводит две ночи с каждой из своих жен в своей комнате. Женщина, с которой он проводит ночь, отвечает за приготовление еды для всех членов семьи из центрального котла. После того, как еда была приготовлена, мужчинам подали свою еду в свои комнаты. Мужья и жены, мужчины и женщины, независимо от того, не едят вместе вместе, потому что это делалось отдельно ».

Растительность

Тип растительности, узнаваемой в этом районе, - Гвинея Саванна или Саванна тип лесов, который усеян или деревьями представми, кустарниками и многолетними мезофитными травами среднего и низкого размера, происходящими из полу- лиственных лесов (Gandu 1985, Jemkur 1991), тип почвы - преимущественно песчаники с небольшим гравием. Этот тип растений обычно считается подходящим для обитания менее вредных животных, в то время как тип почвы подходит для земледелия. Это, возможно, также объясняет, почему доминирующим занятием людей является земледелие. Поля в районе Атиапа в течение сезона дождей становятся зелеными; но по мере того, как с октября / ноября наступает сухой сезон, вегетация становится желтой, а затем коричневой с возрастом desi ccation.

Экономика

Сельское хозяйство - основа экономики. Земледелие, рыболовство и охота - занятия атяпцев. Растительность суданской саванны обычно считается подходящей для обитателей менее вредных животных, в то время как тип почвы подходит для земледелия. Возможно, это также объясняет, почему основным занятием людей является земледелие. В основном они практиковали сменное земледелие. Помимо земледелия, земледельцы различных атябских сообществ занимались одомашниванием животных и птиц. Жители речной стороны занимались рыбной ловлей.

Земледелие

В культурном отношении незапамятных времен атяпцы занимались фермерами, особенно в сезон дождей, выращивая такие Продовольственные культуры, как сорго (swaat), просо (zuk), фасоль (ji̠njok), ямс (cyi), fonio (tson), beniseed (cwan), окра (кусат), просо пальчатое (gbeam), арахис (shyui), картофель (a̠ga̠mwi) и т. д., при этом вся экономика производства в степени от сорго (swaat) - используемого для еды и пива, и beniseed (cwan) - используется в нескольких ритуалах.

Выращивание животных

В Атиапе издавна выращивали таких животных, как собака (a̠bwu), свинья (a̠kusuru), коза (zon) и овца (zonseap).

Производство

В Атиапе также производились сельскохозяйственные орудия, такие как мотыга (a̠tyem), топор (a̠khwon), сабля (a̠da) и с (a̠la̠ujhyi).

Религия ion

Коренное население

Традиционная религия атяпа известна как абвой. Культ Абвой включает в себя тщательно продуманные церемонии инициации и присутствие в постоянном присутствии умерших предков. В некоторых местах он был и остается секретным, со стимулами для шпионов, сообщающих о саботажниках и смертными казнями за раскрытие секретов. В течение шести месяцев в году женщины были ограничены в одежде и поездках. После этого было торжество и снятие ограничений. Культ Абвой был и остается распространенным среди других групп Нензит (Нерзит), но с меньшим приверженцев.

Авраам

В настоящее время около 84% атяпцев исповедуют христианство.

Британская администрация Астана и другие немусульманские, не- хауса народы не мог не повлиять на них. Их религия не была исламской. Находясь под контролем эмирата Зария (начиная с появления британской администрации в этом районе в 1903 году), атяп должен был находиться вне зоны миссионерской деятельности. Миссионеры не одобрялись как правящими хауса-фулани, так и колониальными властями, их послание было тем более желанным в Атьяпе, для которого христианство не ограничивалось связью с политическими структурами, которые они считали репрессивными. Из-за обиды атяпцев на хауса и их исламскую религию, христианские миссионеры нашли плодородную группу и получили возможность проповедовать Евангелие. Это ухудшает отношения между ними. Сегодня очень немногие атяпцы принадлежат к исламу.

языку

Атыапцы говорят на тяп, который принадлежит языкам плато

лидерство

После образования Атьяпского вождества в 1995 году народом Актяп правили три монарха, которые стали известны как Агватьяп, а дворец находился в Атак Нджей в Зангон Катаф. Район местного самоуправления юга штата Кадуна, Нигерия. Нынешний монарх, Его Высочество Агвам Доминик Гамбо Яхая (KSM), Агватьяп III, является вождем первого класса в штат.

История

Доисторическая эпоха

Ранее уже было установлено, что Атяп занимают часть ареала нокской культуры, цивилизация которого охватывает ок. 1500 г. до н.э. до с. 500 г. н.э., где было обнаружено множество археологических находок, разбросанных по территории Атьяпа и вокруг нее.

Эпоха бартерной торговли - 18

Задолго до введения в этом районе жителей Атиапа практиковали бартерная торговля до середины 18 века, когда торговцы хауса начали переходить через атяпскую землю, импортировать мечи, браслеты и ожерелья, и развился рынок Зангон Катаб (в нескольких милях от традиционной земли или столица атяпа в Атьекуме в районе, известном для атяпов как Мабантаудо, также называлась Мабарадо; поселение хауса, занго, и его население до сих пор называются «Á̠nietcen», то есть «посетители», потому что это то, чем остается хауса, другими словами, Занго развивалось в районе, известном как «Мабатадо» до Атьяпа). До этого люди относили железную руду кузнецам, чтобы они создавали им необходимые инструменты, и платили ему зерном или мясом. После прихода хауса местных кузнецы начали копировать привозимые ими изделия.

В связи с пространством торговли между торговцами из Атьяпа и хауса потребность в бизнесе стала жизненно важной, и это развитие позже привело к созданию большего количества рынков, таких как рынок в Магвафане. (Хауса: Бакин Коги), Рахама, Тунган Кан (Качечере) и Афанг Адума Гана, хотя Зангонский Катаб <около583>рынок стал самым важным из них и был важным связующим звеном между четырьмя торговыми путями в этом районе, а именно:

Со своими соседями, атяпы торговали с гвонгом и ветчиной на пальмовое масло, имбирь, бобы рожкового дерева лепешки и мед и Баджу, Агворок, Ашолио, Атиджарак, В этой торговле приняли участие Ацам, Нитен, Бакулу, Авори и Бером. Торговые контакты Атиапа простирались до Нупеланда, Йорубаленда и Игболенда на запад и юг; Хаусаленд, Азбин и Агадес на севере; Бером, Ганавури (Нитен) и Рукуба (Бач)

В одном из рассказов нет письменных источников, но есть свидетельства того, что атяпы были ранними поселенцами в регион Зангон Катаб, как и хауса. Обе группы были в этом районе, по крайней мере, к 1750-м годам, возможно, дольше, и обе группы утверждают, что были первыми поселенцами. Однако Achi et al. (2019) установили, что время заключения вышеупомянутого торгового пакта (Hausa: Amana English: Integrity Pact) между Atyap и Hausa неизвестно, но очевидно, что жители Зангон-Катаб заключили соглашение с Атяпом по двум вопросам:

  1. необходимость обеспечения безопасности торговцев и их товаров в Атяпландии;
  2. потребность в земле для постоянного рынка и для поселения иммигрантов.

Лидеры обеих сторон после этого назначили представительских лиц, чтобы добиться успешного выполнения соглашения. Хауса лидер караванов (Хауса: мадугу) назначил странствующего принца поселения (Хауса: магадзин занго), который проживал в Зангон Катаб, для собирающих пошлин с странствующих торговцев (хауса: fatake), откуда их хозяевам в Атиапе платили за мир, безопасность и предоставление земли для передвижного поселения (хауса: занго) учреждение. Атиап также назначил принца, наследника главы клана (Тьяп: нггвон атйа̠кхвоп или нггвон атйаанвап; Хауса: магаджи), который обеспечивал безопасность торговцев внутри и за пределами Атиапланда. и мобилизовал вооруженную молодежь, чтобы сопровождать торговцев из Магвафана (Хауса: Бакин Коги) до района Хама, а затем вернуться. Он также обеспечил выделение достаточного количества земли для рынка Занго и для проживания торговцев через главу клана (Тьяп: a̠tyia̠khwop или a̠tyia̠nwap).

Нежелание торговцев хауса и их лидеров нанести дань, предназначенную для защиты, Атяпу, стало причиной нарушения соглашения, что привело к небезопасности в этом районе. Вместо этого хауса поселения начали поддерживать королей хауса в Кауру и Зариа, чтобы использовать свои силы для подчинения целых государств вдоль торговых путей, чтобы их торговцы могли быть свободны от уплаты дани. и разбойники.

Ачи и др. (2019) также сообщили, что атяпцы в 1780 году отозвали свои вооруженные конвои и использовали их для нападения на поселение хауса Зангон-Катаб, что привело к разграблению поселения, оставшееся пустым в течение многих лет.

19

Возобновление торговли

Еще одно соглашение было заключено между торговцами Атяпом и Хауса в начале 19 века, и торговля снова возобновилась, и Атиапландия стала процветать. уровень, на котором, как говорят, в каждом доме находился домашний скот, включая лошадей.

Первые дни джихада

После нападений тех, кто отличался от идеалов групп джихадистов в Кано, Зария и Баучи, некоторые мигрировали в Зангон-Катаб и их сопровождали даже те, кто нес джихадистские флаги в Хаусаланде, которые стремились приобрести богатство благодаря их новому делу, те же войны за расширение поселений велись повсюду. Амала, Арумарума и другие вокруг Кауру, Лере и Аджуре (Каджуру) к 1820 году были покорены как вассалы из Зарии и эти поселения служили центрами атак для кампаний Эмирата против Атьяпа и их соседей.

Визит Ричарда Лендера

В 1827 году Ричард Лендер в своей первой экспедиции со своим хозяином, капитаном Хью Клаппертоном, который умер в Сокото ранее, по возвращении решил пройти другим маршрутом, который вел он стал первым европейцем, посетившим и описавшим важный город Зангон Катаб (который он записал «Катюб») и его жителей - Атиап.

Из Сокото он отправился вниз вместе с Уильямом Паско, человеком хауса, который служил его переводчиком, в Кано, но снова решил вместо этого отправляйтесь на юг в Фунду по реке Бенуэ, чтобы добраться до бухты Бенина и вернуться в Англию, потому что у него осталось мало денег.

Во время своего путешествия он услышал несколько историй о большом и густонаселенном городе, известном своим рынком. Как указано Philips в Achi et al. (2019): по прибытии он встретил город с почти 500 «маленькими и почти дополнительными деревнями», расположенный на «обширной и красивой равнине», довольно далеко от юга, где подорожник, пальма и кокосовые деревья росли в изобилии и довольно далеко от севера, где фулани скот был найден в изобилии. Хотя он был весьма разочарован тем, что компактное городское поселение, подобное Кано, которое он надеялся встретить, было не тем, что он видел, тем не менее, он выразил свое впечатление следующим образом: «Все они обладали атмосферой мира, красоты, простоты и комфорта, это восхитило и очаровало меня ".

Он также описал правителя Зангона Катаб, которого он называл «очень великим человеком» и которому он подарил восемь ярдов синего и алого дамасского гравюры короля Англии и покойного герцога Йоркского, а также несколько более мелких предметов. Взамен царь дал ему овцу, два быка горбов и достаточно тувон шинкафа (тьяп: тук циангааванг) по крайней мере для 50 голодных мужчин. Он также был удивлен «неограниченной свободой» жен короля, которую он противопоставил тому, что он нашел в штатах хауса, Нупе, Боргу и в других мусульманских регионах, сообщали, что жены никогда не зл оупотребляли этой свободой.

После нескольких других встреч Ландер покинул Зангон Катаб, чтобы продолжить свое путешествие, и был перехвачен четырьмя всадниками от эмира Зарии, которые отвезли его обратно в Зария, запрещая ему ездить в Фунду, которая в тот момент находилась в состоянии войны с Сокото халифатом. В конце концов он вернулся в Англию через Бадагри.

Поздние дни джихада и работорговля

Кочующие торговцы Зангон Катаф в 1830-х годах начали считать себя подданными эмира Заря, снова отказавшись платить дань Атяпу, начала проявлять признаки независимости от Атяпа, которая к 1840-м годам достигла своего апогея. Именно тогда атяпам был присвоен статус зимми как немусульманской группы, в которой они должны были платить пошлину за защиту (джизья ) эмиру Зарии. во избежание нападения джихадистов, которое также включало ежегодное пожертвование 15 рабов, 20 циновок из рафии, несколько бочонков с медом и связки листьев рафии, которые должны были быть собраны от каждого клана их князья (или хауса: магаджи). Хекада, назначенный Зарией, затем соберите эти предметы и отправьте их эмиру на Зарию. Однако жители Атьяпа не чувствовали себя обязанными платить за эту дань, поскольку считали, что это применимо только к немусульманам, проживающим в мусульманском государстве, и, поскольку они находились в своем собственном государстве, отказались платить. Некоторые из джекадов из Зарии обычно подвергались нападениям и убивали торговцев атяпами и хауса, и их скот иногда сталкивался с подобными угощениями. Реализованные пленники были проданы в рабство Иригве посредникам, а другие лица с политическим статусом получили выкуп от Зарии.

. Появление Мамман Сани в качестве эмира <511 г.>Зария (1846-1860) напала на Анирагу, Атуми, Куно, Ану, Авоно, Агбири, Авори и Кузамани в районе Кауру, которые отказались вступить в союз с эмиром Зарии через Саркин Кауру, рассматривая альянс как потерю независимости.

Баджу в 1847 году пострадали от этой агрессии, когда Мамман напал на Дибий (Х. Курмин Би), одну из их деревень. В ответ они напали на хауса и фулани на их территории, удерживая некоторых пленников и вынуждая эмиров Зарии и Джемаа заплатить отдать им дань уважения в течение нескольких лет, после чего последние начали контрнаступление против них, чтобы освободить их народ.

Новый эмир Зарии несколько десятилетий спустя, Абдуллахи в 1871 году назначил Тутамаре и Яву, разместив их в Зангонской области Катаб. Тутамаре был Бакулу, обратившимся в Ислам, который получил титул Куямбана и отвечал за извлечение дани со своего народа и Ангана, задача, которую стало трудно выполнить, и его титул украл глава округа Зангон Катаб. Ява, с другой стороны, был назначен в 1880-х годах Саркином Яммой (главой Запада) эмиром Самбо (1881–1889). В его функции входит охрана западных частей от войск Ибрагима Нагвамаце из Контагора и набеги на рабов. Он использовал Вогон (Кагарко), Аджуре (Каджуру) и Качию в качестве баз для набегов на Адару, Гбаги <279.>, Атиап, Коро, Бакулу и Ангхан.

Следующий эмир Зарии Йеро (1890–1897) организовал войско королевских рабов и снабдили их огнестрельным оружием, чтобы наводить ужас на местное население, захватывать людей в рабство, снабжать продовольствием, не давая им возделывать урожай и вызывая повсеместный голод и смерти, чтобы заставить их подчиниться. Вместо этого они объединились друг с другом против Зарии в 19 веке. Небезопасность и экономическая нестабильность, вызванные набегами и данью, должны были создать возможности для рабства и торговли им в этой области и в значительной степени преуспели.

Пытаясь проникнуть в эту область, Зария столкнулась с одним кланом против другого и смогла обманным путем ослабить определенные слои государства Атиап, вынудив их вступить в отношения Аманы с ней. Некоторые из городов, в которые они проникли, включали: Атахьюи, Маганг, Макунфвуонг, Канаи и Сако. Зария ожидала, что они станут базой для своих наступающих и отступающих сил и будут снабжать ее жизненно важной информацией. Через них она проникла в Атьяпландию и заставила платить дань, которую она увеличила в начале 1890-х годов с 15 до 100 рабов ежегодно. Однако атяп прекратил платить эту дань в 1894 году, и Зария отреагировал, послав большую армию бойцов в Зангон Катаф из Зарии при помощи Саркина Кауру, который знал район очень хорошо. Атиап, однако, через засаду полностью разгромил объединенные силы и продал часть захваченных бойцов в рабство, затем вернулись в Зангон Катаб и сожгли поселение Занго, снова нарушив торговлю в площадь.

Последний доколониальный эмир Зарии, Квассау (1898–1903) в 1899 году, предпринял тщательно спланированное нападение на Атиап, чтобы сорвать торговлю в этом районе, и сумел восстановить Связь Пакта Амана с некоторыми линиями Атьяпа и поселениями (Атаги, Сако, Мазаки и Канаи), используя Мазаки в качестве базы для атаки, а также использовала Ацам против Атьяпа, заставляя их блокировать побег Атьяпа через Река Кадуна. Это нападение произошло во время праздника Агнак, когда люди были менее готовы к войне. Говорят, что Квассау уничтожил множество жизней в лесу Саньтсван, где многие беглецы из Атьяпа скрылись, расчистив лес, а также поклялись не щадить ни души и не нуждались ни в рабах, ни в наложницах и реке Кадуна Говорят, что на нем текла кровь его жертв, которых на этом самом событии насчитывалось около тысячи.

Квассау, однако, встретил сильное сопротивление в Магате, Маяите, Макарау и Ашонг Ашьюи, где он прибегал к тому, чтобы колоть своих жертв на кольях и сжигать других заживо. В ходе этой войны главный воин как Ачи в Ачи и др. (2019) пишет, что «самый отважный военачальник сил Атьяпа по борьбе с рабством, Марок Ганду из Магаты, был схвачен силами хауса, которыеказнили его, напав на кол, в то время как другие, такие как Зинип Катунку и Кунтай Мадо из Машана, были похоронены заживо в 1902 году.

Войны в Квассау вызвали множество переселенцев из Аспии на юг в соседние районы Ашолио, Агворок, Баджу и Батинор (Коро), и многие с тех пор так и не вернулись. Эта фаза известна в Тьяп как Тайонг Квасаю (побег из Квассау), в то время как те, что произошло ранее, называются Тайонг Акпат (бегство из хауса).

национализм атяпцев вырос в 19 веке, когда фулани джихадисты пытались расширить свой контроль в этой и центральной частях Нигерии.

20 век

Колониальная Нигерия

Британские военные вошли в Атиапланд 3 апреля 1903 года и без боя захватили его у Атиаппа., вероятно, из-за усталости, понесенной во время войн в Квассау, от которых люди все еще оправлялись. Затем британцы покинули Атьяпландию и двинулись к Баджу, который, однако, оказал сопротивление, но пал перед британцами. В 1904 году британцы двинулись к Агвороку в так называемой экспедиции Тильды, начавшейся из Джемаа Дароро 7 ноября 1904 года. Когда британцы завоевали север и Средний пояс Нигерии 1903–1904 гг., Они следовали системе косвенного правления. Британцы предоставили эмиру Зарии усиленные полномочия атябом через назначенных им деревенских глав, что вызвало растущее недовольство.

Ачи в Achi et al. (2019) описали фальсификацию требований Зарии о ее суверенитете над Атьяпом как преднамеренное искажение истории, как многими из государств, изображаемых ею, как иждивенцы в действительности. Принимая эти утверждения, британцы в 1912 году обратились к атяпу с просьбой признать эмиров Джемаа и Зарию своими главными вождями в попытке установить колониальное правление через эти новообретенных союзников. Ранее, в 1907 году, Атяп были отнесены к Кауру, переименованному в Катукинский район, а в 1912 году создан Зангонский район Катаб.

Христианские миссионеры нашли плодородную почву у атяпцев, отвергнувших мусульман. религия. Это привело к увеличению напряженности между атяпами и хауса. Как следует быть очень осторожным, когда речь идет о религиозных конфликтах в Нигерии, как все жители Астана являются христианскими мусульманами. Часто историки уделяют больше внимания религиозному фактору, чем другим основным факторам, таким как, например, земля. Атиапы также негодовали по потерям земли, учитывая, что они изначально незаконно владели всей территорией Зангон-Катаф и были незаконно лишены владения вторгшимися хауса.

Атяпские антиколониальные движения

С введением налогообложения принудительный труд и принуждение людей выращивать товарные культуры, создавая трудности для В 1910 году атяп восстал противанцев в Знак протеста, который был подавлен британцами, в конечном итоге привел к еще большему ненависти народа к руководству Зангон Катаб.

Второе восстание произошло в 1922 году, на этом раз с объединенным альянсом Атьяп-Баджу против жесткой налоговой политики англичан. Британцы снова применили силу, чтобы подавить восстание, но не смогли использовать лидеров, бежавших из этого района.

В период Великой депрессии (1929–1933) британцы отменили налоговые выплаты, когда люди не могли себе даже прокормить себя.

В эпоху Второй мировой войны (1939–1945) несколько атяпов были завербованы для войны в Юго-Восточной Азии Немецкой Африки. Атяп также производил Продовольственные культуры для внутренних нужд для кормления рабочих на шахтах, аэродром на строительных площадках в Кадуна, Кано и Майдугури и экспорт этой культуры колониальной армии в Британской западной Африки. Увеличение отвлечения рабочей силы от производства на оловянные рудники, строительство железных дорог и дорог и армию привело к увеличению использования детского труда в сельскохозяйственных целях. Однако атяпцам было отказано в работе в местной власти. Большинство служащих в 1950-х годах в Зарии Родной Власти были родственниками эмира. Ачи в Achi et al. (2019) отметили, что жителям Атяпа всегда говорили: «Все мы в Зарийском дивизионе - братья, будь мы мусульманами, язычниками или христианами», но всегда сталкивались с дискриминацией, когда дело касалось работы, и сообщили, что в 1953 году у местных властей было 102 человека 60 - хауса / фулани, 42 коренного жителя из Атьяпа, Баджу, Бакулу, Ангхана, Атсама и Атьечарака - т.е. 25 деревенских писцов, четыре судебных писца, три местных полицейских, девять учителей и один ведомственный торговый центр.

В 1942 г. боевики Баджу во главе с Усманом Сакватом вели интенсивную антиколониальную борьбу непосредственно против эмирата Зария, и это привело к послевоенному Атьяп-Баджу движение против колонизаторов.

До 1950-х годов атяпцы были преимущественно анимистами и приверженцами религии абвой. С другой стороны, хауса были мусульманами и некоренными жителями этого района. Тем не менее, британцы выбрали людей из правящих кругов Зарии для управления атяпом, которые, хотя и имели вождей, но были вынуждены поклониться аристократам хауса, и с любым из Ágwam A̠tyap (атяпских вождей), отказавшимся сделать это, в основном поступали суровые меры. путем снятия с должности или увольнения с должности.

Движущей силой антиколониальных восстаний атяпских крестьян и их союзников-баджу были высокие налоги, отсутствие достаточного количества школ, незанятость атяпских коренных жителей даже в местной власти и широко распространенная социальная несправедливость и господство Зариа феодалов аристократов их высокомерие, презрение к атяпской культуре и, прежде всего, требование создания вождя атяпов, смоделированное по образцу властей Мороа, Кагоро и Квои, у которых были коренные вожди и которые не входили ни в один эмират.

В мае 1946 года Атиап восстал, отказавшись платить налог хауса, отказался от принудительного труда, бойкотировал рынок Зангон Катаф и отказ молодежи подчиняться приказы главы района Хауса, проигнорировали щелочные и «языческие» суды (последний был основан примерно в 1927 году) и пригрозили напасть на около 5000 жителей хауса / фулани Зангон-Катаб и потребовать отделения Атьяпской области из Эмирата Зария. Ситуация стала деликатной, и британский резидент в Зарии, Г. Д. Питкэрн обвинил вождя Гворока (Кагоро), Гвамна Авана, назначенного первым христианским вождем во всей провинции Зария в 1945, годом ранее, за разжигание кризиса, потому что феодальные правящие круги Зарии были не в восторге от того, что он был главой, и всеми силами желали его ухода.

Многие атяпцы были арестованы массово, в том числе Ндунг Амаман из Зонзон, который был старейшиной в поддержку сопротивления, который позже умер от сердечного осложнения в задержании в Заря и еще 25 человек были осуждены за нарушение закона о налогообложении и приговорены к трем месяцам лишения свободы с каторжными работами. Другие, такие как Шеин (он же Машайи) и пятеро других, были осуждены за незаконное нападение на полицию и сопротивление властям и приговорены к тюремному заключению от двух до шести месяцев с каторжными работами. Британцы знали, что делать, но отказывались гарантировать, что правосудие восторжествует, а вместо этого продолжали продвигать феодальную тиранию против Атьяпа. Усман Сакват и 12 других Баджу также были брошены в тюрьму на целый год.

В январе 1954 года британцы отправили солдат в город Зангон-Катаб, чтобы предотвратить надвигающееся нападение экстремистских группировок Атьяп и Баджу на население хауса.

Пост колониальный Нигерия

После обретения независимости в 1960 году генерал Якубу Говон (1966–1975) ввел реформы, позволив Атьяпу назначать глав своих сельских округов, но назначенные лица подлежали утверждению эмиром. и поэтому их часто рассматривали как марионеток.

Намного раньше, в 1922 году, тогдашний эмир Зарии приобрел участок земли в городе Занго, столице Атьяпа, без компенсации. В 1966 году эмир передал землю, которая сейчас используется как рынок, общине хауса. Жители Атяпа жаловались, что торговцы хауса обращались с ними как с рабами на этом рынке.

Чтобы снизить напряженность, после смерти главы района Хауса Зангон Катаф в 1967 году, житель Атяпа Бала Аде Дауке стал первым главой округа из числа коренного населения Зангон Катаф и Куямбанан Заззау и рем Так будет продолжаться в течение следующих 28 лет.

Напряжение постоянно росло, вспыхнув в феврале 1992 года из-за предложения перенести рынок на новое место, подальше от земли, которая была передана хауса. Предложение первого атяпского главы Зангон Катаф местного самоуправления было поддержано атяпцами, которые могли торговать пивом и свининой на нейтральной территории, и противостояли хауса, опасавшимся потери торговых привилегий. В ходе февральских столкновений более 60 человек. 15/16 мая в Занго вновь вспыхнуло насилие, в результате которого было убито 400 человек и разрушено большинство зданий. Когда новость дошла до Кадуны, разъяренная молодежь хауса в отместку многих христиан всех этнических групп.

После этого многие хауса покинули этот район, хотя некоторые вернулись. позже, не имея другого дома. Трибунал, учрежденный военным правительством Бабангида, приговорил к смертной казни 17 человек по обвинению в соучастии в преступлениях, включая бывшего военного правительства Риверс, генерал-майора Замани Леквота., г. Атяп. В конце концов, приговоры были сокращены до тюремного заключения. Утверждалось, что арест Леквота был вызван его враждой с Ибрагимом Бабангидой, тогдашним главой государства. Нет Хауса предъявлено обвинение.

Вождество Атьяпа было создано в 1995 году по рекомендации комитета, используемого вице-маршалом авиации Усманом Муазу, которая исследовала причину восстания.

В течение некоторого времени атяпцы все чаще говорили хауса, основной (то есть основной) язык. Однако после жестоких столкновений в 1992 году наметилась сильная тенденция к использованию Тяп.

21 век

. Продолжающаяся напряженность и вспышки насилия были зарегистрированы только в 2006 году.

Атыапское вождество было повышено до первого класса в 2007 году. В 2010 году президент Ассоциации развития общины Атьяп (ACDA) сказал, что с момента основания вождества было всего несколько случаев, когда необходимо было вмешаться, чтобы разрешить недоразумения.

Известные люди
См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-12 16:52:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте