Общая численность населения | |
---|---|
300 000 (SIL 1988) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Нигерия | |
Языки | |
Чжу | |
Религия | |
Христианство, Аабвой | |
Родственные этнические группы | |
Атяп, Хам, Бакулу, Афизере, Иригве, Бером, Юкун, Кутеб и другие Платоиды народы Среднего Пояс, Тив, Игбо, Йоруба, Эдо, Эфик и другие Бенуэ -Конго народов Среднего Пояс и южная Нигерия |
Bajju - этническая группа, обитающая в Среднем поясе (Центральном) районе Нигерии. Слово Ba̠jju является сокращением от «Ba̠nyet Jju», что просто означает «люди Jju» и используется для обозначения носителей Jju языка, найденного в Ka̠jju, родине народ Чжу. Они находятся в южной части штата Кадуна, главным образом в Качия, Зангон Катаф, Джамаа и в Кадуна Юг Районы местного самоуправления. Народ Bajju также широко известен как "Kaje", что является уничижительным именем, используемым для обозначения как народа Jju, так и языка Jju более крупными людьми хауса, которые не могли произнести это имя Ka̠jju (имеется в виду земля народа Ba̠jju) хорошо. Люди Ba̠jju преимущественно фермеры, охотники, кузнецы и мелкие торговцы.
Согласно устной истории, происхождение Ba̠jju можно проследить очень далеко как Государство Баучи, где группа людей жила в пещерах на холме и имела на вершине холма наблюдателей, которые следили за врагами. Этих людей называли «мутанен дувацу» (дословный перевод на английский с хауса - «горные люди » или «ба̠нет цок в дзю ). Считалось, что они переселились в поисках лучших охотничьих угодий. Они мигрировали из части штата Баучи высокого плато Джос-Баучи и поселились на холме, называемом «Хурруанг», в части штата на плато в центральной части Нигерии. Холм уже занимало племя афизере (также называемое хауса «Джарава»), но афизере люди ушли и жили на другом холме. называется «Цок-квон» (в Чжу ), вероятно, то же самое, что и холмы Шер.
Афизере также претендует на миграцию из области «Мианго», в настоящее время занято Иригве. Племена Ba̠jju, Irigwe и Afizere вместе называли себя «данги» (что означает «принадлежащие к одной группе» на языке хауса), потому что они культурное и языковое сходство.
Два брата по имени Зампара и Вай, как сообщается, покинули поселение Данги и мигрировали к югу от плато. Ацам (также известные как «чавай») сегодня являются потомками Вай . Вай поселился в месте и назвал его Чавай . Принимая во внимание, что предки обоих народов Ba̠jju и Chawai (Atsam ) имели семейные узы, обе нации были связаны.
Зампара мигрировал дальше и поселился в Хурбуанге, который теперь называется Ungwan Табо . Зампара имела жену по имени Адама (которая была женщиной фулани ) и родила двух сыновей, Бахранзана и Агкада . Когда Зампара, их отец умер, Агкад оставил своего старшего брата Багранзана и остался недалеко от холмов. Он сделал это и стал предком народа аштакат. Так племя А̠такат стало ассоциироваться с Багджу. Именно из-за этих близких отношений люди Атаката и Багджу сделали традицией и религиозным законом никогда не вступать в брак.
У потомков Багранзана
было пятеро сыновей, а именно:
АОНКВАК был старшим сын Багранзана. У него были следующие дети: Катмурум, Анкурдан, Кпуньяи, Аззавуру, Кацциик, Гатун, Байет, Духуан, Аштачаб, Рикаван, Ченчуук, Риканьяквон, Зиобвонг, Каммаса, Бьенкпанг и
У ТУАН, второго сына, были следующие дети: Занкирва, Аутутен, Кукван, Вонгкпанг, Зат, Фургьям, Сансун, Кахманцок, Диниринг, Агманкво, Кпонг, Зантун, Дичу'адон.
АКАДОН, третий ребенок, имел следующих детей: Цорианг, Вадон, Ребвок, Агвонг, Чиюа.
КАНШУВА, четвертый ребенок, имел следующих детей: Джей, Дихвагваи, Загвом, Тахбак, Байхом, Байруап, Замбин.
ИДУАН, пятый и последний рожденный Багранзаном, имел следующих детей: Зутурунг, Зунква, Зансак, Дибий, Агбво.
Однако некоторые упрямые народы баджу и а̠такат вступили в брак, и это привело к массовой гибели в 1970 г., Гайя (2013). Гадо из Бааджу вместе со своим народом встретился с гадо из Атаката вместе со своим народом, чтобы обсудить кризис частой смерти людей обоих племен в результате смешанных браков.
Они приняли решение отменить закон религиозно и традиционно, чтобы не было никаких последствий для смешанных браков. Так люди A̠takat и Ba̠jju начали свободно вступать в брак.
Ранее упомянутый Багранзан (сын Зампары и брат Агкада) покинул Хурбуанг и очистил место на берегу реки под названием «Дукку Чен». Он поселил здесь Ka̠jju (Ka̠jju было первоначальным названием Bajju). Название «Ka̠jju» произошло от названия, которое Багранзан дал новому поселению, «Kazzu».
Хотя из устной истории неясно, когда произошла миграция, данные свидетельствуют о том, что Bajju находились на их нынешнем местонахождении с начала 1800-х годов, Gaiya (2013).
В стране Каджжу существует множество обрядов, таких как дождь, сельское хозяйство, урожай, новый дом, беременность и наречение детям. Tyyi Tson (Эвтаназия): Tyyi Tson означает «давать голодный рис» (голодный рис был разновидностью риса, который баджу считал самым священным и, возможно, элитным). Эта практика заключалась в предложении пожилой женщине отравленного голодного риса (так называемого «касап»), чтобы положить конец ее страданиям от физического недуга. Обычно это делал один из ее детей или ее сестра.
Нкут: (колдовство) Это способность оказывать духовное влияние на другого человека. Людей, которые используют Nkut, называют «Akut», и считается, что у них есть вторая пара глаз. Первый набор позволяет одному видеть физическое, в то время как другой используется, чтобы заглянуть в духовное царство.
Гаджимале (дух воды): гаджимале выходит из рек или ручьев, чтобы соблазнить своих жертв, превращаясь в красивый противоположный пол жертвы. Считалось, что многие богатые люди получали свое богатство от Гаджимале, а взамен давали ему детей. Считалось, что эпилепсия (известная как rong ncen, что означает «огонь реки») была вызвана Гаджимале.
A̠bvoi (или Abvwoi): У Bajju было религиозное учреждение под названием Abvoi. Лидера святилища Абвой звали «Гадо Абвой» или «Додо». «Магаджин Абвой» - это тот, кто переводит послания Абвоя людям. Празднования включали в себя маскарадные танцы.
Маскарады (Абусак): они представляли духов на праздниках Абвой. Абусак танцевал с женщинами и наказывал их, избивая их.
Дети не должны были есть яйца, и они не должны были есть мясо, предложенное им в других домах, потому что это может быть мясом нкута, и если бы они не выходили на улицу под жарким полуденным солнцем, потому что они могут принимать пищу от Акута.
Женщины:
Мужчины:
Люди могли дать следующие клятвы:
Женщины могли давать следующие клятвы:
Люди баджу, как и любое другое африканское племя, верят в жизнь после смерти в том смысле, что они признают, что предки выполняет некоторую функцию для обеспечения человеческого счастья и процветания. Их волю ищут в любое время и для любой цели в жизни. Люди стремятся быть в хороших отношениях с предками и проявляют к ним уважение в своих семьях. Также считается, что старейшие должны есть раньше, чем другие люди, и когда они пьют, они должны вылить несколько капель на землю, чтобы их могли принять предки.
Чжу | |
---|---|
Родной для | Нигерия |
Регион | Штат Кадуна |
Носители языка | (300 000, 1988 г.) |
Языковая семья | Нигер-Конго
|
Коды языков | |
ISO 639-3 | kaj |
Glottolog | jjuu1238 |
Народ баджу, говорят на Язык чжу, который является одним из языков Центрального плато и, по-видимому, является вариантом тьяп, наряду с гворок, фантсвам, такад, Тюку, Тяп собственно, Шолио и Текаграк, носители которых отличаются по этническому признаку.
Народом Баудзю управляет традиционный лидер, назначенный Правительство штата Кадуна, которое управляет делами народа, штаб-квартира которого находится в Зонква (или Аезунква).
Верховного лидера Ba̠jju зовут Агвам Bajju. Первым и нынешним лидером является Его Королевское Высочество Агвам Банджжу I, Агвам Нуху Батуре Аути (OON).