Фес

редактировать
Конусообразная кепка с плоской короной, североафриканского происхождения

Фес

Фес (турецкий : fes), также называемый Tarboosh (арабский : طربوش, романизированный : ṭarbūš, происходит от персидского : فینه, романизированный : sarpuš, букв. 'шапка'), войлочный головной убор в виде короткой цилиндрической бескозырки, обычно красного цвета, а иногда с прикрепленной к верху кисточкой. Название «Фес» относится к марокканскому городу Фес (столица Королевства Марокко до 1927 года), где краситель для окраски шляпы был извлечен из малинового ягоды. Современная феска во многом обязана своей популярностью Османской эпохе.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Символизм
  • 2 Военное использование
  • 3 Международное использование
    • 3.1 На Ближнем Востоке и в других странах. Северная Африка
    • 3.2 В Южной Азии
    • 3.3 Использование братскими орденами
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Истоки Феса непонятно и есть разные теории. Один из них заключается в том, что Фес, возможно, возник на Балканах, Греции или в Марокко, а затем распространился в другие места османами. Империя.

Изначально Фес представлял собой красный, белый или черный колпак без полей, на который был обернут тюрбан (похожий на завернутый кефийе ). Позже тюрбан был отменен, капот укорочен, а цвет был изменен на красный. Молиться в фесе, а не в головном уборе с полями, было проще, потому что мусульмане опускали головы на землю во время намаза (ежедневной молитвы).

Портрет османского султана Махмуд II после реформы одежды.

В 1826 году султан Махмуд II из Османской империи подавил янычар и начал масштабные реформы военных. Он модернизировал военных, переняв униформу западного образца и в качестве головных уборов фески с обернутой тканью. В 1827 году из Туниса было заказано 50 000 фезов для войск султана. В 1829 году султан приказал своим гражданским чиновникам носить простой Фес и запретил ношение тюрбанов. Намерение состояло в том, чтобы заставить население в целом обновиться до Феса, и план был успешным. Это была радикально эгалитарная мера, которая заменила тщательно продуманные законы о роскоши, которые указывали на звание, религию и занятие, предвещая реформы Танзимат. Хотя торговцы и ремесленники обычно отвергали Фес, он стал символом современности на всем Ближнем Востоке, вдохновив аналогичные указы в других странах (например, Иран в 1873 году).

Османские солдаты носили фезы во время Греко-турецкая война (1897 г.).

Чтобы удовлетворить растущий спрос, опытные изготовители фесов были вынуждены иммигрировать из Туниса в Константинополь, где в окрестностях Эйюпа были открыты фабрики.. Вскоре стилей стало больше, и на рынке появились нюансы формы, высоты, материала и оттенка. Яркие алые и мерло цвета Феса изначально были достигнуты благодаря экстракту кизила. Однако изобретение дешевых синтетических красителей вскоре перенесло производство шляп на фабрики в Страконице, Чехии (тогда в Австрийской империи)

. 1908 австро-венгерская аннексия Боснии и Герцеговины привела к бойкоту австрийских товаров, который стал известен как «бойкот Феса» из-за почти монополии, которую тогда держали австрийцы. изготовление шляпы. Хотя головной убор выжил, продолжавшийся год бойкот положил конец его универсальности в Османской империи, поскольку другие стили стали социально приемлемыми.

Символизм

Феска была символом не только османской принадлежности но также и религиозной приверженности исламу. Он также был основным головным убором христиан и евреев в Османской империи. Мужчины-евреи носили Фес и называли его арабским именем «Тарбуш», особенно евреи-арабы (в основном сирийцы и палестинцы ). В Южной Азии был принят Фес из-за его связей с Османской империей.

Со временем фески стали рассматриваться как часть восточной культурной идентичности. Считавшийся экзотическим и романтичным на Западе, он пользовался модой как часть роскошной мужской одежды для курения в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве в десятилетия, предшествовавшие рубежу 20-го века. Фески стали традиционными до такой степени, что Мустафа Кемаль Ататюрк запретил их в Турции в 1925 году в рамках своих модернизационных реформ.

Сегодня фески носят многие, наиболее заметно на Балканах и в Марокко. В Марокко он стал более явным культурным символом в 20 веке против французского господства. Он по-прежнему пользуется популярностью среди королевского двора.

Военное использование

Османский солдат во время Битвы при Домокосе Фаусто Зонаро. Отто Греции в Evzones униформа.

Вариант фески использовался как боевой колпак для версии 1400–1700-х годов кольчужного протектора головы (круглая металлическая пластина или тюбетейка)., вокруг которого висела кольчужная завеса для защиты шеи и верхнего плеча). Красная феска с синей кисточкой была стандартным головным убором турецкой армии с 1840-х годов до появления военного костюма цвета хаки и бескозырки солнечного шлема в 1910 году. Единственными значительными исключениями были кавалерия и некоторые артиллерийские части, которые носили шляпы из овечьей кожи с цветными тканевыми верхами . Албанские военнослужащие носили белую версию фески, напоминающую их традиционные келеше. Во время Первой мировой войны фески все еще носили некоторые военно-морские резервные подразделения, а иногда и солдаты, когда они не при исполнении служебных обязанностей. Евзоны (легкие пехотные) полки греческой армии носили свою собственную отличительную версию фески с 1837 года до Второй мировой войны. Сейчас он сохранился в парадной форме президентской гвардии в Афинах.

Французский Зуав во время Крымской войны (1853–56).

С середины XIX века феска широко использовалась в качестве головного убора местных вербованных " туземные солдаты среди различных колониальных войск мира. Французские североафриканские полки (Zouaves, Tirailleurs и Spahis ) носили широкие красные фески со съемными кистями разных цветов. Зуавы не при исполнении служебных обязанностей носили фески под разными углами в зависимости от полка; Французские офицеры североафриканских подразделений в 1930-е годы часто носили те же фески, что и их солдаты, с прикрепленными знаками различия. (Многие полки добровольцев зуавов носили французскую североафриканскую версию фески во время Гражданской войны в США.) Ливийские батальоны и эскадроны итальянских колониальных войск носили более низкие красные фески поверх белых тюбетей. Сомалийские и эритрейские полки на итальянской службе носили высокие красные фески с цветными кистями, которые менялись в зависимости от подразделения. Немецкие аскари в Восточной Африке почти всегда носили свои фески с покрывалом цвета хаки.

Бельгийская Force Publique в Конго носила большие и гибкие красные фески, похожие на фески французских тиралеров сенегальцев и португальских индейцев Companhias. Британские King's African Rifles (завербованные в Восточной Африке) носили высокие прямые фески красного или черного цвета, в то время как West African Frontier Force носили низкую красную версию. Египетская армия носила классическую турецкую модель до 1950 года. Вест-Индский полк британской армии носил феску как часть парадной формы в стиле зуав, пока это подразделение не было расформировано в 1928 году. Традиция продолжается в парадной форме оркестра Барбадосского полка с белым тюрбаном, обернутым вокруг базы.

Хотя феска была красочным и живописным предметом униформы, в нескольких отношениях она была непрактичным головным убором. Если его носить без тусклого укрытия, оно делало голову мишенью для вражеского огня и мало защищало от солнца. В результате во время Второй мировой войны его все чаще относили к парадной и повседневной одежде. Тем не менее, французские западноафриканские тиралеры продолжали носить покрытую хаки версию в полевых условиях примерно до 1943 года. Во время последнего периода колониального господства в Африке (примерно с 1945 по 1962 год) феска на французском языке воспринималась только как парадная одежда., Британские, бельгийские, испанские и португальские африканские подразделения, заменяемые на широкополые шляпы или фуражки в других случаях. Колониальная полиция, однако, обычно сохраняла фески как обычную одежду для местного персонала.

Солдаты 13-й горнострелковой дивизии СС Хандшар (1943). Их фески были украшены спереди Hoheitszeichen (орел и свастика) и SS Totenkopf (череп и скрещенные кости).

Армии после обретения независимости в Африке быстро отказались от фески как от фески. колониальная реликвия. Тем не менее, его все еще носят церемониальные Gardes Rouge в Сенегале как часть своей униформы в стиле спахи, а также итальянцы Bersaglieri в некоторых нарядах одежды. Берсальери приняли фески в качестве неформального головного убора под влиянием французских зуавов, с которыми они участвовали в Крымской войне. Итальянский Ардити в Первую мировую войну носил черную феску, которая впоследствии стала предметом униформы фашистского режима Муссолини. Испанские регуляры (ранее мавританские) таборы, дислоцированные в испанских эксклавах из Сеута и Мелилья в Северной Африке, сохраняют парадную форму. в том числе фески и белые плащи. Филиппинские подразделения, организованные в первые дни правления США, ненадолго носили черные фески, и офицеры, служащие с мусульманским персоналом полиции Филиппин, имели право носить этот головной убор с 1909 года. Либерийские пограничные войска, хотя и не были колониальными силами, носили фески до 1940-х годов..

Боснийские пехотные полки в бывшей Австро-Венгерской империи отличались ношением фески до конца Первой мировой войны. Они носили характерную светло-синюю или серую форму с пряжкой, изображающей руку с ятаганом внутри щита как символ боснийской национальности. Основная боснийская мусульманская 13-я горная дивизия СС Хандшар, которая была набрана из Боснии, во второй половине <10 г. использовала красную или серую феску с эмблемой на фуражке Ваффен СС.>Вторая мировая война.

Два полка индийской армии, набранные из мусульманских областей, носили фески под британским правлением (хотя тюрбан был почти универсальным головным убором среди индуистских и мусульманских сипаев и соваров). Зеленую феску носили бахавалпурские уланы Пакистана еще в 1960-х.

Печи, которую носил здесь индонезийский бывший президент Сухарто

Международное использование

На Ближнем Востоке и в Северной Африке

король Марокко Мохаммед VI встречается с Джоном Керри и Дуайтом Бушем в шляпе Феса. Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви в качестве студентов-юристов в Стамбуле, Османской империи, носили фески, ок. 1914

Считается, что чечия возникла в Узбекистане. В отличие от фески, чечия короче и изготовлена ​​из менее жесткого материала, поэтому она мягче и податливее. К 17 веку, когда шауаши, или чечьи, распространились на столицу Тунис, столицу Туниса. К 21 веку процедура их изготовления осталась прежней, но количество мастеров, изготавливающих их, уменьшилось. В то время как рынок Souk Ech-Chaouachine на пике своего развития принимал около 30 000 шауаши, к 2010-м годам это число упало примерно до 20, которые изо всех сил пытаются сохранить бизнес. Предполагается, что современный бизнес чечии создаст рабочие места для более чем 2000 ремесленников, а оставшиеся чечии продаются за границу, в основном в Ливию, Нигерию и Нигер. Цвета чечии различаются в зависимости от страны. В Тунисе он красный, без кисточки. В Ливии чечия обычно черная, за исключением бенгазской версии, или «ченна», которая также красного цвета и включает кисточку. В Марокко и некоторых частях Туниса его также можно увидеть в белом или сером цвете.

В Южной Азии

Махмуд Али, индийский политик и заместитель главного министра Телангана государство носит фески

фески известны как руми топи, что означает «головной убор Рима» (в силу Османской империи, рассматриваемой как государство-преемник Восточная Римская Империя ). Его носят некоторые слои мусульманской аристократии Южной Азии. Он также был символом поддержки Османского халифата против Британской Индийской империи во время движения Халифат. Позже он стал ассоциироваться с некоторыми лидерами Мусульманской лиги, политической партии, которая в конечном итоге создала страну Пакистан. Ветеран пакистанского политического деятеля Навабзада Насрулла Хан был одним из немногих в Пакистане, кто носил феску до своей смерти в 2003 году.

В Шри-Ланке феска была часто носят местные мусульмане мавры Шри-Ланки. Несмотря на снижение популярности фески, она по-прежнему используется в традиционных свадебных церемониях. Его по-прежнему носят последователи суфийского пути «Кадириятун Набавийя». сонгкок, с другой стороны, носят местные малайцы из Шри-Ланки.

Вариант фески обычно носят в Приморской Юго-Восточной Азии с 19-го века. век, когда он был завезен мусульманами из Южной Азии. Этот вариант, известный как peci в индонезийском и songkok в малазийском, имеет черный цвет с более эллиптической формой и иногда украшен вышивка. Филиппинские сорта, как правило, красочные и богато украшенные.

Использование братскими орденами

Многие братские ордена носят фески. Шрайнеры часто изображаются в красных фесках; головной убор стал официальным для Shriners в 1872 году. Международный Орден Альгамбры носит белую феску. Члены Мистического Ордена Скрытых Пророков Зачарованного Царства носят черную феску. Рыцари Питера Клавера носят синюю феску. Древний мистический орден самаритян носит фески различных цветов в зависимости от ранга. Рыцари Хорасана носят темно-синюю феску. Улучшенный Доброжелательный и Защитный Орден Мировых Лосей носят фески разных цветов в зависимости от ранга. Тело второй степени Лояльного Ордена Лося носит пурпурную феску. В фильме Лорел и Харди Сыны пустыни члены одноименного вымышленного ордена носят фески, а следовательно, и те, что были отмечены Международным признанием Лорел и Харди Общество, которое само названо в честь и по образцу того, что видели в фильме.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

СМИ, связанные с Fezzes на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-20 14:51:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте