Amiga

редактировать
Семейство персональных компьютеров, продаваемых Commodore
Amiga
Amiga Logo 1985.svg
Amiga500 system.jpg Лучшим был Amiga 500 1987 года - продаваемая модель.
ПроизводительCommodore International
Семейство продуктовAmiga
ТипПерсональный компьютер. Игровая консоль (CD32)
Дата выпуска23 июля 1985 г.; 35 лет назад (23 июля 1985 г.) (Amiga 1000 )
Начальная ценаAmiga 1000: 1295 долларов США (эквивалент 3078 долларов США в 2019 году). Монитор: 300 долларов США (эквивалент 713,15 долларов США в 2019 году)
Снято с производства1996 (Amiga 1200 и 4000T)
Операционная система AmigaOS на Kickstart
CPU Motorola 680x0 @ ≈7 МГц и выше
Память256 килобайт и выше, расширяемая

Amiga - это семейство персональные компьютеры, представленные Commodore в 1985 году. Первоначальная модель была одной из нескольких 16 / 32- и 32-разрядных компьютеров с 256 КБ или более ОЗУ, графическими интерфейсами на основе мыши, и значительно улучшенная графика и звук по сравнению с 8-битными системами. Эта волна включала выпущенный в том же году Atari ST - Apple Macintosh, а затем Apple IIGS. Основанная на микропроцессоре Motorola 68000 , Amiga отличалась от своих современников наличием специального оборудования для ускорения графической обработки. cs и звук, включая спрайты и блиттер, а также упреждающую многозадачность операционную систему под названием AmigaOS.

The Amiga 1000 был выпущен в июле 1985 года, но ряд производственных проблем не позволил ему стать широко доступным до начала 1986 года. Самая продаваемая модель, Amiga 500, представленная в 1987 году (вместе с более расширяемой / профессионально ориентированная Amiga 2000) стал одним из ведущих домашних компьютеров в конце 1980-х - начале 1990-х, было продано от четырех до шести миллионов. A3000 был представлен в 1990 году, за ним последовали A500 + и A600 в марте 1992 года. Наконец, A1200 и A4000 были выпущены в конце 1992 года. Платформа стала особенно популярной для игр и демонстраций программирования. Он также нашел видную роль в бизнесе настольного видео, видеопроизводства и управления шоу, что привело к созданию систем редактирования видео, таких как Video Toaster. Собственная способность Amiga одновременно воспроизводить несколько цифровых звуковых сэмплов сделала ее популярной платформой для раннего трекера музыкального программного обеспечения. Относительно мощный процессор и возможность доступа к нескольким мегабайтам памяти позволили разработать пакеты 3D-рендеринга, включая LightWave 3D, Imagine, Aladdin4D, TurboSilver. и Traces, предшественник Blender.

. Хотя ранние рекламные объявления Commodore пытались представить компьютер как универсальную бизнес-машину, особенно с дополнением Amiga Sidecar для совместимости с ПК. После этого Amiga была наиболее коммерчески успешной как домашний компьютер с широким спектром игр и программного обеспечения для творчества. Плохой маркетинг и неспособность более поздних моделей повторить технологические достижения первых систем привели к тому, что Amiga быстро уступила свою долю рынка конкурирующим платформам, таким как игровые консоли четвертого поколения, Macintosh и быстро снижение цен на IBM PC-совместимые, которые получили 256-цветную графику VGA в 1987 году. Commodore в конечном итоге обанкротилась в апреле 1994 года после того, как версия Amiga, упакованная как игровая консоль, Amiga CD32, провалился на рынке.

После кончины Commodore различные группы продавали наследников исходной линейки Amiga, включая Genesi, Eyetech, ACube Systems Srl и Технология A-EON. Аналогичным образом, AmigaOS повлияла на замены, клоны и совместимые системы, такие как MorphOS, AmigaOS 4 и AROS.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Концепция и начало разработка
    • 1.2 Запуск Commodore
    • 1.3 Коммерческий успех
    • 1.4 Банкротство
  • 2 Аппаратное обеспечение
    • 2.1 Центральный процессор
    • 2.2 Пользовательский набор микросхем
      • 2.2.1 Графика
      • 2.2.2 ReTargetable Графика
      • 2.2.3 Звук
    • 2.3 Быстрый запуск прошивки
    • 2.4 Клавиатура и мышь
    • 2.5 Другие периферийные устройства и расширения
      • 2.5.1 Последовательные порты
      • 2.5.2 Сеть
  • 3 Модели и варианты
    • 3.1 Commodore Amiga
    • 3.2 AmigaOS 4 системы
    • 3.3 Аппаратные клоны Amiga
    • 3.4 Эмуляция
  • 4 Операционные системы
    • 4.1 AmigaOS
      • 4.1.1 Влияние на другие операционные системы
    • 4.2 Unix и Unix-подобные системы
    • 4.3 Эмуляция других систем
  • 5 Программное обеспечение Amiga
  • 6 Маркетинг
  • 7 Устаревшие
    • 7.1 Журналы
  • 8 Известные применения
    • 8.1 Другое применение
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

История

«Amiga настолько опередила свое время, что почти никто - включая отдел маркетинга Commodore - не мог полностью сформулировать, о чем идет речь. Сегодня очевидно, что Amiga была первым мультимедийным компьютером, но в те дни его высмеивали как игровой автомат, потому что мало кто осознавал важность продвинутой графики, звука и видео. Девять лет спустя поставщики все еще пытаются создать системы, которые работали бы как Amigas 1985 года ».

Байт, август 1994 г.

Концепция и ранняя разработка

Джей Майнер присоединился к Atari в 1970-х годах для разработки пользовательских интегральных схем и руководил разработкой Atari 2600 TIA. Почти сразу после завершения разработки команда приступили к разработке более совершенного набора микросхем, CTIA, ANTIC и POKEY, которые легли в основу 8-битного семейства Atari.

С запуском 8-битной линейки в 1979 году команда снова начала искать чипсет следующего поколения. Нолан Бушнелл продал компанию Warner Communications в 1978 году, а новый руководство было больше заинтересовано в существующих линиях, чем в разработке новых продуктов, которые могли бы сократить их продажи. Майнер хотел начать работу с новым Motorola 68000, но руководство было заинтересовано только в другом 6502 бас ed система. Майнер покинул компанию, а на время и отрасль.

В 1979 году Ларри Каплан покинул Atari и основал Activision. В 1982 году к Каплану обратилось множество инвесторов, которые хотели разработать новую игровую платформу. Каплан нанял Майнера для управления аппаратной частью недавно созданной компании Hi-Toro. Система получила кодовое название «Лотарингия» в соответствии с политикой Майнера по наделению систем женскими именами, в данном случае женой президента компании, Лоррейн Морс. Когда Каплан покинул компанию в конце 1982 года, Майнер был назначен главным инженером, и компания была перезапущена как Amiga Corporation.

Прототип макета был в основном завершен к концу 1983 года и показан на январской конференции 1984 года Consumer Electronics Показать (CES). В то время операционная система не была готова, поэтому машина была продемонстрирована с помощью Boing Ball demo. Усовершенствованная версия системы была продемонстрирована на выставке CES в июне 1984 года и продемонстрирована многим компаниям в надежде на дальнейшее финансирование, но не нашла особого интереса к рынку, который находился на заключительной стадии краха североамериканских видеоигр. 1983.

В марте Atari проявила умеренный интерес к Lorraine в связи с ее потенциальным использованием в игровой консоли или домашнем компьютере, предварительно известном как 1850XLD. Но переговоры продвигались медленно, и у Амиги заканчивались деньги. Временная договоренность, заключенная в июне, привела к тому, что Atari предоставила Amiga ссуду в размере 500 000 долларов для поддержания работы компании. Условия требовали погашения ссуды в конце месяца, в противном случае Amiga уступила бы дизайн Lorraine Atari.

Запуск Commodore

В 1983 году Atari теряла более 1 миллиона долларов в неделю, из-за совокупного воздействия краха и продолжающейся ценовой войны на рынке домашних компьютеров. К концу года Уорнер отчаянно пытался продать компанию. В январе 1984 года Джек Трэмиел ушел из Commodore из-за внутренних разногласий по поводу будущего направления компании. Несколько сотрудников Commodore последовали за ним в его новую компанию Tramel Technology. Сюда входил ряд старших технических сотрудников, которые начали разработку собственной машины на базе 68000. В июне Трамиэль заключил безналичную сделку по приобретению Atari, преобразовав ее в Atari Corporation.

Поскольку многие технические специалисты Commodore перешли в Atari, у Commodore не было реального пути к разработке своего собственного компьютера следующего поколения. Компания обратилась к Amiga с предложением профинансировать разработку домашней компьютерной системы. Они быстро договорились о выплате кредита Atari, что положило конец этой угрозе. Обе компании первоначально заключили лицензионное соглашение на 4 миллиона долларов, прежде чем Commodore предложила 24 миллиона долларов за прямую покупку Amiga.

К концу 1984 года прототип макета чипсета был успешно превращен в интегральные схемы, и оборудование системы готовилось для производство. В то время операционная система (ОС) была не настолько готова, что привело к соглашению о переносе ОС, известной как TRIPOS, на платформу. TRIPOS была многозадачной системой, которая была написана на BCPL в 1970-х годах для миникомпьютерных систем, таких как PDP-11, но позже экспериментально перенесен на 68000. Эта ранняя версия была известна как AmigaDOS, а графический интерфейс - как Workbench. Части BCPL позже были переписаны на языке C, и вся система стала AmigaOS.

Система была заключена в корпус форм-фактора коробки для пиццы ; поздним изменением стало введение вертикальных опор по обе стороны корпуса, чтобы обеспечить «гараж» под основной частью системы, где можно было бы разместить клавиатуру.

Первая модель была анонсирована в 1985 году как простая. «Амига от Commodore», позже получившая обратное название Amiga 1000. Впервые они были выставлены на продажу в августе, но к октябрю было построено только 50, и все они использовались Commodore. Машины начали поступать в больших количествах только в середине ноября, а это значит, что они пропустили рождественский ажиотаж. К концу года они продали 35 000 машин, и серьезные проблемы с денежными потоками вынудили компанию отказаться от участия в январской выставке CES 1986 года. Плохой или полностью отсутствующий маркетинг, вынудивший команду разработчиков переехать на восточное побережье, пресловутые проблемы со стабильностью и другие грубые ошибки ограничили продажи в начале 1986 года до 10 000-15 000 единиц в месяц.

Коммерческий успех

В конце 1985 года Томас Раттиган был повышен до COO Commodore, а затем до генерального директора в феврале 1986 года. Он немедленно реализовал амбициозный план, охватывающий почти все деятельность компании. Среди них были давно назревшая отмена устаревших линий PET и VIC-20, а также множество плохо продающихся ответвлений Commodore 64 и Commodore 900 рабочая станция усилие.

Еще одним из изменений было разделение Amiga на два продукта, новая высокопроизводительная версия Amiga, нацеленная на творческий рынок., и более дешевую версию, которая заменит Commodore 64 на рынке недорогих. Эти новые разработки были выпущены в 1987 году под названиями Amiga 2000 и Amiga 500, последняя из которых имела широкий успех и стала их самой продаваемой моделью.

Подобные модели high-end / low-end будут составлять линейку Amiga до конца ее истории; последующие разработки включали Amiga 3000 / Amiga 500 Plus / Amiga 600 и Amiga 4000 / Amiga 1200.. Эти модели включают в себя серию технических обновлений, известных как ECS и AGA, которые добавили дисплеи с более высоким разрешением среди многих других улучшений и упрощений.

В конечном итоге линия Amiga продаст около 4850 000 машин за время своего существования. Эти машины были наиболее популярны в Великобритании и Германии, где было продано около 1,5 миллиона в каждой стране, а в других европейских странах было продано сотни тысяч. Машина была менее популярна в Северной Америке, где было продано около 700 000 экземпляров. В частности, в США Amiga не достигла успеха за пределами традиционного рынка энтузиастов Commodore, за исключением вертикальных рынков для обработки видео и редактирования.

Банкротство

Несмотря на свои успехи в повышении прибыльности компании и выводе линейки Amiga на рынок, Раттиган вскоре был вынужден уйти из борьбы за власть с мажоритарным акционером Ирвингом Гулдом. Это широко считается поворотным моментом, поскольку дальнейшие улучшения Amiga были подорваны быстрыми улучшениями других платформ.

29 апреля 1994 года Commodore объявил о банкротстве, и его активы были куплены Escom, немецкий производитель ПК, создавший дочернюю компанию Amiga Technologies. Они повторно выпустили модели A1200 и A4000T и представили новую версию 68060 модели A4000T. Amiga Technologies исследовала и разработала прототип Amiga Walker. Они представили машину публично на CeBit. Escom, в свою очередь, обанкротилась в 1997 году.

Затем бренд Amiga был продан американскому производителю ПК Wintel, Gateway 2000, который объявил о своих грандиозных планах на Это. Однако в 2000 году Gateway продала бренд Amiga, не выпустив никаких продуктов. Нынешний владелец торговой марки Amiga, Inc. передал лицензию на продажу оборудования под брендом Amiga или AmigaOne Eyetech Group, Hyperion Entertainment и Commodore USA.

Оборудование

Amiga 1000 Amiga 600 Amiga 1200 Amiga CD32 Диск, содержащий растровое изображение Deluxe Paint графический редактор

По сути, Amiga имеет специальный набор микросхем, состоящий из нескольких сопроцессоров, которые обрабатывают аудио, видео и прямой доступ к памяти независимо от центрального процессора. (ЦП). Эта архитектура высвободила процессор Amiga для других задач и дала Amiga преимущество в производительности по сравнению с конкурентами, особенно с точки зрения приложений и игр с интенсивным использованием видео.

В общей архитектуре Amiga используются две отдельные шины подсистемы, а именно шина чипсета и шина процессора. Шина набора микросхем позволяет специальным сопроцессорам и ЦП обращаться к «Chip RAM». Шина ЦП обеспечивает адресацию к другим подсистемам, таким как обычное ОЗУ, ПЗУ и подсистемы расширения Zorro II или Zorro III. Эта архитектура обеспечивает независимую работу подсистем; «Быстрая» шина ЦП может быть намного быстрее шины чипсета. Платы расширения ЦП могут иметь дополнительные специальные шины. Кроме того, «шинные платы» или «мостовые платы» могут предоставлять шины ISA или PCI.

Центральный процессор

Motorola 68000 серия микропроцессоров использовалась во всех моделях Amiga от Commodore. В то время как все ЦП в семействе 68000 имеют дизайн 32-бит ISA (программист использует и видит 32-битную модель), MC68000, используемый в наиболее популярных моделях, имеет 16-битный (или 16/32-битный) процессор, потому что его ALU работает в 16-битном режиме (32-битные операции требуют дополнительных тактовых циклов, занимая больше времени). MC68000 имеет 16-битную внешнюю шину данных , поэтому 32-битные данные передаются в два последовательных этапа, метод, называемый мультиплексированием. Это прозрачно для программного обеспечения, которое с самого начала было 32-битным. MC68000 может адресовать 16 МБ физической памяти. В более поздних моделях Amiga использовались высокоскоростные полнофункциональные 32-разрядные процессоры с большим адресным пространством и конвейером команд.

Обновления ЦП предлагались как Commodore, так и сторонними производителями. Большинство моделей Amiga можно обновить либо путем прямой замены ЦП, либо с помощью плат расширения. Такие платы часто отличались более быстрыми интерфейсами памяти с большей емкостью и контроллерами жесткого диска.

К концу времени, когда Commodore отвечал за разработку Amiga, были предположения, что Commodore намеревался перейти от серии 68000 к более производительным процессорам RISC, таким как PA -РИСК. Эти идеи никогда не разрабатывались до того, как Commodore объявила о банкротстве. Несмотря на это, сторонние производители разработали обновления, сочетающие в себе процессоры серии 68000 и PowerPC, а также собственное микроядро и программное обеспечение PowerPC. Более поздние клоны Amiga имели только процессоры PowerPC.

Пользовательский набор микросхем

Пользовательский набор микросхем, лежащий в основе дизайна Amiga, появился в трех различных поколениях с высокой степенью обратной совместимости. Первоначальный набор микросхем (OCS) появился с запуском A1000 в 1985 году. За OCS в конечном итоге последовал умеренно улучшенный расширенный набор микросхем (ECS) в 1990 году и, наконец, частично 32-битная Расширенная графическая архитектура (AGA) в 1992 году. Каждый набор микросхем состоит из нескольких сопроцессоров, которые обрабатывают ускорение графики, цифровое аудио, прямой доступ к памяти и обмен данными между различные периферийные устройства (например, ЦП, память и гибкие диски). Кроме того, в некоторых моделях использовались вспомогательные специальные микросхемы, которые выполняли такие задачи, как управление SCSI и деинтерлейсинг дисплея.

Графика

Изображение 4096 цветов HAM, созданное с помощью Photon Paint в 1989 году Изображение в цветном режиме PAL 640x512 16, отображаемое с помощью Amiga 2000 на мониторе Commodore 1084

Все системы Amiga могут отображать полноэкранную анимированную графику с 2, 4, 8, 16, 32, 64 (EHB Mode ) или 4096 цветами ( Режим HAM ). Модели с набором микросхем AGA (A1200 и A4000) также имеют цветовые режимы без EHB 64, 128, 256 и 262144 (HAM8 Mode ) и палитру, расширенную с 4096 до 16,8 миллионов цветов.

Чипсет Amiga может genlock, то есть способность настраивать время обновления своего собственного экрана в соответствии с входящим видеосигналом NTSC или PAL. В сочетании с настройкой прозрачности это позволяет Amiga накладывать на внешний видеоисточник графику. Эта способность сделала Amiga популярной для многих приложений и позволяет выполнять эффекты генерации символов и CGI гораздо дешевле, чем предыдущие системы. Эта возможность часто используется свадебными видеооператорами, телевизионными станциями и их подразделениями прогнозирования погоды (для графики погоды и радаров), рекламными каналами, производством музыкальных видеоклипов и видеооператорами для настольных ПК. NewTek Video Toaster стал возможен благодаря способности Genlock Amiga.

В 1988 году выпуск Amiga A2024 с фиксированной частотой монохромный монитор со встроенным кадровым буфером и аппаратным средством устранения мерцания предоставил Amiga возможность выбора высокой графические режимы разрешения (1024 × 800 для NTSC и 1024 × 1024 для PAL).

ReTargetable Graphics

ReTargetable Graphics - это API для драйверов устройств в основном используется графическим оборудованием сторонних производителей для взаимодействия с AmigaOS через набор библиотек. Программные библиотеки могут включать программные инструменты для настройки разрешения, цветов экрана, указателей и режимов экрана. Стандартный интерфейс Intuition ограничен глубиной отображения 8 бит, в то время как RTG позволяет обрабатывать более высокие глубины, такие как 24-бит.

Звук

Звуковой чип, названный Paula, поддерживает четыре звуковых канала на основе PCM (два для левого динамика и два для правого) с 8-битным разрешением для каждого канала и 6-битный регулятор громкости на канал. Аналоговый выход подключен к фильтру нижних частот, который отфильтровывает высокочастотные псевдонимы, когда Amiga использует более низкую частоту дискретизации (см. частота Найквиста ). Яркость светодиода питания Amiga используется для индикации состояния низкочастотного фильтра Amiga. Фильтр активен, когда светодиод имеет нормальную яркость, и отключается, когда он неактивен (или выключен на старых A500 Amigas). На Amiga 1000 (и первой модели Amiga 500 и Amiga 2000) индикатор питания не имел никакого отношения к состоянию фильтра, и для отключения фильтра нужно было вручную припаять провод между контактами звукового чипа. Паула может читать напрямую из системной RAM, используя прямой доступ к памяти (DMA), что делает возможным воспроизведение звука без вмешательства процессора.

Хотя оборудование ограничено четырьмя отдельными звуковыми каналами, программное обеспечение, такое как OctaMED, использует программное микширование, чтобы разрешить восемь или более виртуальных каналов, и программное обеспечение могло смешивать два аппаратных канала для достичь единственного канала с 14-битным разрешением, играя с громкостью каналов таким образом, чтобы один из исходных каналов вносил наиболее значимые биты, а другой - наименьший.

Качество звука, выводимого Amiga, и тот факт, что оборудование широко распространено и легко решается с помощью программного обеспечения, были выдающимися особенностями оборудования Amiga, недоступными на платформах ПК в течение многих лет. Существуют звуковые карты сторонних производителей, которые обеспечивают функции DSP, многодорожечную прямую запись на диск, несколько аппаратных звуковых каналов и 16-битное разрешение и выше. Был разработан перенаправляемый звуковой API под названием AHI, позволяющий прозрачно использовать эти карты в ОС и программном обеспечении.

Kickstart прошивка

Kickstart - это прошивка, на которой AmigaOS загружается. Его цель - инициализировать оборудование Amiga и основные компоненты AmigaOS, а затем попытаться загрузиться с загрузочного тома, например, с гибкого диска или жесткого диска. Большинство моделей (за исключением Amiga 1000) оснащены Kickstart на встроенном ROM-чипе.

Клавиатура и мышь

мышь Amiga

Клавиатура на компьютерах Amiga аналогична клавиатуре IBM середины 80-х. ПК: десять функциональных клавиш, цифровая клавиатура и четыре отдельные клавиши со стрелками. Caps Lock и Control разделяют пространство слева от A. Отсутствуют клавиши Home, End, Page Up и Page Down: Эти функции выполняются на Amigas нажатием Shift и соответствующей клавиши со стрелкой. На клавиатуре Amiga добавлена ​​клавиша «Справка», которая обычно действует как функциональная клавиша на ПК (обычно F1). В дополнение к клавишам-модификаторам Control и Alt, Amiga имеет 2 клавиши Amiga, представленные как Open Amiga и Closed Amiga, аналогично клавишам с логотипом Open / Closed Apple на клавиатурах Apple II. Левая часть используется для управления операционной системой (движущиеся экраны и т.п.), а правая - для передачи команд приложению. Отсутствие Num Lock освобождает место для большего количества математических символов вокруг цифровой клавиатуры. Для сравнения, современные компьютеры Macintosh полностью лишены функциональных клавиш.

Мышь имеет две кнопки, как Windows, но, в отличие от Windows, нажатие и удерживание правой кнопки заменяет системную строку состояния в верхней части экрана на Mac-подобную строку меню. Как и в Apple Mac OS до Mac OS 8, параметры меню выбираются путем отпускания кнопки над этим параметром, а не щелчком левой кнопки мыши. Пункты меню, которые имеют логическое состояние переключения, можно щелкнуть левой кнопкой мыши, в то время как меню остается открытым с помощью правой кнопки, что позволяет пользователю, например, установить для некоторого выделенного текста полужирный шрифт, подчеркивание и курсив одновременно.

Мышь подключается к одному из двух портов для джойстиков Atari, используемых для джойстиков, игровых манипуляторов и графических планшетов. Несмотря на совместимость с аналоговыми джойстиками, цифровые джойстики в стиле Atari стали стандартом. Как ни странно, к портам джойстика можно подключить две независимые мыши; некоторые игры, такие как Lemmings, были разработаны, чтобы воспользоваться этим.

Другая периферия и расширения

8-битное оборудование для дискретизации звука для Amiga

Amiga была одним из первых компьютеров, для которых были доступны недорогие аксессуары для дискретизации звука и оцифровки видео. В результате этого, а также аудио и видео возможностей Amiga, Amiga стала популярной системой для редактирования и создания как музыки, так и видео.

Многие платы расширения были произведены для компьютеров Amiga, чтобы улучшить производительность и возможности оборудования, например расширения памяти, контроллеры SCSI, платы ЦП и графические платы. Другие обновления включают генлоки, сетевые карты для Ethernet, модемы, звуковые карты и сэмплеры, дигитайзеры видео, дополнительные последовательные порты и контроллеры IDE. Дополнением после закрытия компании Commodore стали карты USB. Самыми популярными обновлениями были память, контроллеры SCSI и карты ускорителей ЦП. Иногда их объединяли в одно устройство.

Ранние карты ускорителя ЦП оснащены полностью 32-битными ЦП семейства 68000, такими как Motorola 68020 и Motorola 68030, почти всегда с 32-битной памятью и обычно с FPU и MMU или возможностью их добавления. В более поздних моделях используются модели Motorola 68040 или Motorola 68060. Оба процессора имеют встроенные блоки FPU и MMU. Многие карты ускорителей ЦП также имели встроенные контроллеры SCSI.

Phase5 разработала платы PowerUP (Blizzard PPC и CyberStorm PPC ) с 68k (68040 или 68060) и PowerPC ( 603 или 604) CPU, которые могут одновременно запускать два процессора и совместно использовать системную память. ЦП PowerPC на платах PowerUP обычно используется в качестве сопроцессора для тяжелых вычислений; для запуска MAME, например, необходим мощный процессор, но даже декодирование изображений JPEG и MP3 аудио в то время считалось тяжелым вычислением. Также можно игнорировать процессор 68k и запускать Linux на PPC через проект Linux APUS, но AmigaOS с поддержкой PowerPC, обещанная Amiga Technologies GmbH, не была доступна, когда впервые появились платы PowerUP.

Также были доступны 24-битные видеокарты и видеокарты. Графические карты были разработаны в первую очередь для создания 2D-графики, использования на рабочих станциях, а позже и для игр. Видеокарты предназначены для ввода и вывода видеосигналов, а также для обработки и управления видео.

На рынке Северной Америки NewTek Video Toaster представлял собой плату видеоэффектов, превратившую Amiga в доступный компьютер для обработки видео, нашедший свое применение во многих профессиональных видео средах. Одним из широко известных применений было создание спецэффектов в ранних сериях Вавилон 5. Из-за своей конструкции, ориентированной только на NTSC, он не нашел рынка в странах, где использовался стандарт PAL, например в Европе. В этих странах карта OpalVision была популярна, хотя и менее функциональна, чем Video Toaster. Недорогие корректоры временной развертки (TBC), специально разработанные для работы с тостером, быстро вышли на рынок, большинство из которых были разработаны как стандартные платы шины Amiga.

Различные производители начали производить платы PCI для A1200, A3000 и A4000, позволяя стандартным компьютерам Amiga использовать карты PCI, такие как видеокарты, звуковые карты Sound Blaster, карты 10/100 Ethernet и т. Д. Карты USB и карты ТВ-тюнера. Другие производители производили гибридные платы, содержащие чип Intel серии x86, позволяющий Amiga имитировать ПК.

Обновления PowerPC с помощью контроллеров Wide SCSI, шинных плат PCI с Ethernet, звуковых и трехмерных графических карт и корпусов Tower позволили A1200 и A4000 продержаться до конца девяностых.

Были изготовлены платы расширения, которые позволяют программному обеспечению show control и sound design взаимодействовать с их пользовательскими аппаратными фреймами либо по ленточному кабелю, либо по оптоволоконному кабелю в течение длительного времени. расстояния, что позволяет Amiga управлять до восьми миллионов внешних каналов аудио, освещения, автоматизации, реле и управления напряжением с цифровым управлением, например, в большом тематическом парке. См. Программное обеспечение Amiga для получения дополнительной информации об этих приложениях.

Среди других устройств были следующие:

  • Amiga 501 с 512 КБ ОЗУ и часами реального времени
  • Trumpcard 500 Zorro-II интерфейс SCSI
  • GVP A530 Turbo, ускоритель, расширение ОЗУ, эмулятор ПК
  • Контроллер жесткого диска SCSI A2091 / A590 + расширение ОЗУ 2 МБ
  • Устройство резервного копирования на ленту SCSI A3070 емкостью 250 МБ, OEM Архив Viper 1/4 дюйма
  • A2065 Ethernet Интерфейс Zorro-II - первый интерфейс Ethernet для Amiga; использует чип AMD Am7990 Такой же интерфейсный чип используется и в DECstation.
  • Интерфейс Ethernet Ariadne Zorro-II с использованием AMD Am7990
  • Интерфейс Ethernet A4066 Zorro II с использованием SMC 91C90QF
  • X-Surf с отдельных компьютеров с использованием Realtek 8019AS
  • A2060 Arcnet
  • A1010 флоппи-дисковод, состоящий из 3,5-дюймового привода двойной плотности (DD), 300 об / мин, 250 кбит / с, подключенного через разъем DB-23 ; задержка от трека к треку составляет порядка ~ 94 мс. Емкость по умолчанию - 880 КБ. Было доступно множество клонированных приводов, а такие продукты, как Catweasel и KryoFlux, позволяют читать и записывать диски Amiga и других специальных форматов на стандартных ПК x86.
  • NE2000 -совместимые PCMCIA Ethernet-карты для Amiga 600 и Amiga 1200

Последовательные порты

Плата Commodore A2232 предоставляет семь последовательных портов RS-232C в дополнение к Встроенный последовательный порт Амиги. Каждый порт может управляться независимо со скоростью от 50 до 19 200 бит / с. Однако на Aminet доступен драйвер, позволяющий управлять двумя последовательными портами со скоростью 115 200 бит / с. Последовательная карта использовала ЦП 65CE02 с тактовой частотой 3,58 МГц. Этот ЦП также был частью ядра ЦП CSG 4510, которое использовалось в компьютере Commodore 65.

Сеть

Amiga имеет три сетевых интерфейса API:

  • AS225: официальный стек Commodore TCP / IP API с жестко запрограммированными драйверами в версии 1 (AS225r1) для интерфейсов A2065 Ethernet и A2060 Arcnet. В версии 2 (AS225r2) использовался интерфейс SANA-II.
  • SANA-II: стандартизованный API для аппаратного обеспечения сетевых интерфейсов. Он использует неэффективную схему обработки буфера и не имеет надлежащей поддержки для беспорядочных и многоадресных режимов.
  • Сетевой интерфейс Майами (MNI): API, который не имеет проблемы, от которых страдает SANA-II. Для этого требуется AmigaOS v2.04 или выше.

Использовались разные сетевые носители:

ТипSpeedПример
Ethernet 10 000 кбит / сA2065
ARCNET 2,500 кбит / сA560, A2060
Контроллер гибких дисков 250 кбит / сAmitrix: Amiga-Link
Serial port ≤ 115.2 kbit/sRS-232
Parallel port ≈1,600 kbit/sVillage Tronic: Liana
Token ring 1,500 kbit /sNine Tiles: AmigaLink (9 Tiles)
AppleTalk / LocalTalk 230,4 – 460 kbit/sPPS-Doubletalk

Models and variants

The original Amiga models were produced from 1985 to 1996. They are, in order of production: 1000, 2000, 500, 1500, 2500, 3000, 3000UX, 3000T, CDTV, 500+, 600, 4000, 1200, CD32, and 4000T. The PowerPC based AmigaOne computers were later marketed since 2002. Several companies and private persons have also released Amiga clones and still do so today.

Commodore Amiga

The Amiga 1000 (1985) was the first model released. The Amiga 4000 (1992) was the last desktop computer made by Commodore.

The first Amiga model, the Amiga 1000, was launched in 1985. In 2006, PC World rated the Amiga 1000 as the seventh greatest PC of all time, stating "Years ahead of its time, the Amiga was the world's first multimedia, multitasking personal computer".

Commodore updated the desktop line of Amiga computers with the Amiga 2000 in 1987, the Amiga 3000 in 1990, and the Amiga 4000 in 1992, each offering improved capabilities and expansion options. The best selling models were the budget models, however, particularly the highly successful Amiga 500 (1987) and the Amiga 1200 (1992). The Amiga 500+ (1991) was the shortest lived model, replacing the Amiga 500 and lasting only six months until it was ph заменен на Amiga 600 (1992), который, в свою очередь, также был быстро заменен Amiga 1200.

CDTV, выпущенный в 1991 году, был универсальная мультимедийная система на основе CD-ROM. Это была ранняя попытка создания многоцелевого мультимедийного устройства в эпоху до того, как мультимедийные консоли и приводы CD-ROM были распространены. К сожалению для Commodore, система так и не достигла реального коммерческого успеха. Как и Commodore 64GS, представлявшая собой игровую консоль на базе компьютера, CDTV был разработан как игровая консоль и мультимедийная платформа. Он существовал до Sony PlayStation и Sega Saturn, но оказал на них влияние. На момент продажи он конкурировал с системными надстройками Turbo-Grafx CD и Sega CD.

Последнее предложение Commodore Amiga перед подачей заявления о банкротстве было попыткой захватить часть высококонкурентного рынка консолей 1990-х годов с помощью Amiga CD32 (1993), 32-битных игр на CD-ROM. приставка. Хотя производство было прекращено после прекращения деятельности Commodore, в Европе он имел умеренный коммерческий успех. CD32 был CDTV нового поколения, и он был разработан, чтобы спасти Commodore путем выхода на растущий рынок игровых консолей.

После покупки активов Commodore компанией Escom в 1995 году, A1200 и A4000T продолжали продаваться в небольших количествах до 1996 года, хотя позиции, потерянные с момента первоначального запуска, и непомерно высокая стоимость этих устройств означали, что линейка Amiga так и не вернул себе реальную популярность.

Некоторые модели Amiga содержали отсылки к песням рок группы The B-52's. Ранние модели A500 имели слова «B52 / ROCK LOBSTER» шелкотрафаретной печатью на печатной плате, отсылка к песне «Rock Lobster » Amiga 600 ссылается на «JUNE BUG» (после песни «Junebug»), а Amiga 1200 имеет «CHANNEL Z» (после «Channel Z »)., а у CD-32 было "Spellbound".

Системы AmigaOS 4

AmigaOS 4 разработана для систем PowerPC Amiga. В основном он основан на исходном коде AmigaOS 3.1, с некоторыми частями версии 3.9. В настоящее время работает на обеих машинах Amigas, оснащенных платами ускорителей CyberstormPPC или BlizzardPPC, на компьютерах серии Teron AmigaOne, созданных Eyetech по лицензии Amiga, Inc., на Pegasos II от Genesi / bPlan GmbH, на ACube Systems Srl Sam440ep / Sam460ex / AmigaOne 500 системы и A-EON AmigaOne X1000.

Доступна предварительная версия для разработчиков в течение многих лет, пока она официально выпущена в декабре 2006 года. Из-за характера некоторых положений контракта между Amiga Inc. и Hyperion Entertainment (бельгийская компания, разрабатывающая ОС), коммерческая AmigaOS 4 была доступна только лицензионным покупателям материнских плат AmigaOne.

AmigaOS 4.0 для Amigas, оснащенных платами ускорителей PowerUP, выпущена в ноябре 2007 года. Версия 4.1 была выпущена в августе 2008 года для систем AmigaOne и в мае 2011 года для Amigas, оснащенных платами ускорителей PowerUP. Самым последним выпуском AmigaOS для всех поддерживаемых платформ является обновление 4.1 5. Начало выпуска 4.1, обновление 4 есть ящик эмуляции, поддерживаемые ПЗУ AmigaOS 3.x (все классические модели Amiga, включая CD32) и соответствующие файлы Workbench.

Acube Systems заключила соглашение с Hyperion, в соответствии с которым она перенесла AmigaOS 4 на свои Sam440ep и Sam460ex материнские платы на базе PowerPC. В 2009 году в сотрудничестве с Acube Systems была выпущена версия для Pegasos II. В 2012 году компания A-EON Technology Ltd изготовила и выпустила AmigaOne X1000 для потребителей через своего партнера, Amiga Kit, который обеспечил поддержку конечным пользователям, сборку и распространение системы новой по всему миру.

Аппаратные клоны Amiga

Давний разработчик Amiga MacroSystem вышла на рынок клонов Amiga со своей системой нелинейного редактирования видео DraCo. Он существует в двух версиях, сначала в виде башни, а затем в виде куба. DraCo расширил и объединил ряд более ранних карт расширения, разработал для Amiga (VLabMotion, Toccata, WarpEngine, RetinaIII), в настоящий клон Amiga на базе процессора Motorola 68060. DraCo может запускать от AmigaOS 3.1 до AmigaOS 3.9. Это единственная система на базе Amiga, поддерживающая FireWire для видео ввода / вывода. DraCo также предлагает Amiga-совместимую шину расширения Zorro-II и представляет более быстрый пользовательский DraCoBus, способный обеспечить скорость передачи 30 МБ / с (быстрее, чем Commodore Zorro-III ). Позже эта технология была использована в системе Casablanca, телевизионной приставке, также предназначенной для нелинейного редактирования видео.

В 1998 году Index Information выпустила Access, Amiga-клон, похожий на Amiga 1200, но на материнской плате, которая могла поместиться в стандартный 5-дюймовый отсек для дисков. Он имеет либо 68020 или 68030 CPU с модернизированным чипсетом AGA и работает под управлением AmigaOS 3.1.

В 1998 году бывшие сотрудники Amiga (Джон Смит, Питер Киттель, Дэйв Хейни и Энди Финкель, если новые некоторые) сформировали новую компанию под названием PIOS. Их аппаратная платформа PIOS One была нацелена на пользователей Amiga, Atari и Macintosh. Компания была переименована в Met @ box в 1999 году, пока она не закрылась.

Проект оборудования NatAmi (сокращение от Native Amiga) начался в 2005 году с целью разработки и создания материнской платы-клона Amiga, улучшенной современными функциями. Материнская плата NatAmi является стандартной Mini-ITX компьютерная материнская плата с форм-фактором, работающая на базе Motorola / Freescale 68060 и ее чипсета. Она совместима с оригинальным чипсетом Amiga, которая имеет записан на программируемой микросхеме FPGA Altera на плате. NatAmi - второй проект клона Amiga после материнской платы Minimig, и его история очень похожа на историю материнской платы C-One, разработанной Джери Эллсуорт и Йенс Шенфельд. С коммерческой точки зрения схема и дизайн Натами в настоящее время закрыты. Одна из целей проекта NatAmi - разработка материнской платы, совместимую с Amiga, которая включает функции современные, но не полагается на эмуляцию (как в WinUAE ), современный ПК Intel компоненты, или современная материнская плата PowerPC. Таким образом, NatAmi не предназначено для того, чтобы стать одним эволюционным наследником классических Amigas, таких как компьютеры AmigaOne или Pegasos. Эта «пуристическая» максимальная скорость ограничивает конечную скорость процессора. Разработчики также воссоздали весь набор микросхем Amiga, освободив его от устаревших ограничений Amiga, таких как два мегабайта ОЗУ для аудио и видео графики, как в набор микросхем AGA, и перестроили этот новый набор микросхем. программирования. современный FPGA чип Altera Cyclone IV. Позже разработчики решили создать с нуля новый процессорный чип в программной форме под кодовым названием «N68050», который находится в физическом программируемом чипе Altera FPGA.

В 2006 году были анонсированы два новых клона Amiga, оба использующие Аппаратный синтез на базе FPGA для замены специализированного набора микросхем Amiga OCS. Первый, Minimig, является личным проектом голландского инженера Денниса ван Верена. Называемая «новым оборудованием Amiga», исходная модель была построена на плате разработки Xilinx Spartan-3, но вскоре была добавлена ​​специальная плата. Minimig использует FPGA для воспроизведения заказных чипов Denise, Agnus, Paula и Gary, а также 8520 CIA и реализует простую версию Amber. Остальные микросхемы представляют собой фактический процессор 68000, микросхемы оперативной памяти и микроконтроллер PIC для управления BIOS. Дизайн Minimig был выпущен как с открытым исходным кодом 25 июля 2007 года. В феврале 2008 года итальянская компания Acube Systems начала продавать плату Minimig. Стороннее обновление заменяет микроконтроллер PIC более мощным процессором ARM, такими как доступ для записи и поддержка образов жестких дисков. Ядро Minimig было перенесено на плату FPGArcade «Replay». Replay использует FPGA примерно в 3 раза большей емкостью и поддерживает набор микросхем AGA и 68020 soft core с возможностями 68030. Доска воспроизведения для использования на многих старых компьютерах и классических аркадных автоматах.

Вторая - это система Clone-A, объявленная Индивидуальными компьютерами. По состоянию на середину 2007 года он был показан в стадии разработки с платами на базе чипа FPGA, заменяющими сетями Amiga и установленными на материнской плате Amiga 500.

Эмуляция

Как и многие популярные, но снятые сеты платформы производства, Amiga была эмулирована, программное обеспечение, разработанное для Amiga, можно было запустить на других компьютерных платформах без оригинального оборудования. Такие эмуляторы пытаются воспроизвести функциональность архитектуры Amiga в программном бизнесе. Как упоминалось выше, были предприняты попытки создать набор микросхем для Amiga в микросхемах FPGA.

Один из наиболее сложных конструкций эмуляции представляет собой набор микросхем Amiga, в которой используется цикл -критические тайминги. В результате первые эмуляторы не всегда давали желаемые результаты, хотя более поздние версии эмуляторов точно воспроизводят поведение систем Amiga.

Операционные системы

AmigaOS

AmigaOne X1000 под управлением AmigaOS 4.1

"[AmigaOS] остается одной из величайших операционных систем последних 20 лет, включая небольшое ядро ​​и огромные возможности многозадачности, подобные недавно были разработаны в OS / 2 и Windows NT. Самая большая разница в том, что AmigaOS могла работать полностью и в многозадачном режиме, занимая всего 250 КБ адресного пространства.

Джон К. Дворак, PC Magazine, октябрь 1996.

AmigaOS - это однопользовательская многозадачная операционная система. Сначала она была объявлена ​​Commodore International и впервые представлена В 1985 году с Amiga 1000. Оригинальные версии работают на микропроцессорах Motorola серии 68000, в то время как AmigaOS 4 работает только на микропроцессорах PowerPC. На момент выпуска Amig aOS передала в руки среднего потребителя операционную систему, что намного опередила свое время. ыла одна из коммерческих доступных потребительских систем для компьютеров, в которых реализована вытесняющая многозадачность.

Еще одной примечательной особенностью было совместное использование интерфейса командной строки и графического пользовательского интерфейса. AmigaDOS была дисковой операционной системой и системной строкой ОС, а Workbench - встроенным графическим интерфейсом, значками, средой меню и указателя для управления файлами и приложений.. Примечательно, что AmigaDOS допускает длинные имена файлов (до 107 символов) с пробелами и не требовала расширений файлов. оконная система и механизм пользовательского интерфейса, который обрабатывает все входные события, называется Intuition.

. Многозадачное ядро ​​называется Exec. Он выполняет функции планировщика задач, выполняемых в системе, упреждающую многозадачность с приоритетным циклическим планированием. Это обеспечило истинную упреждающую многозадачность всего лишь с 256 КБ свободной памяти.

AmigaOS не реализует защиту памяти, потому что 68000 CPU не включает в себя блок управления памятью. Хотя это ускоряет и упрощает межпроцессное взаимодействие, поскольку программы могут взаимодействовать, просто передавая указатель памяти туда и обратно, отсутствие сделало AmigaOS более уязвимой для сбоев от плохо функционирующих программ, чем другие многозадачные системы, действительно реализуют защиту памяти, а ОС Amiga принципиально не может обеспечить соблюдение какой-либо модели безопасности, поскольку любая программа имеет полный доступ к системе. Функция совместной защиты памяти была реализована в AmigaOS 4 и могла быть модернизирована для старых систем AmigaOS с помощью инструментов Enforcer или CyberGuard.

Проблема была несколько усугублена первоначальным решением Commodore выпустить документацию, относящуюся не только к программным процедурам, лежащим в основе ОС, но и к самому оборудованию, что позволяет отважным программистам, развившим свои навыки работы с Commodore 64 до ВЫБИРАЙТЕ оборудование напрямую, как это было сделано на старой платформе. Хотя решение выпуске документации было популярным и позволяло создать быстрые, сложные звуковые и графические подпрограммы в играх и демонстрациях, оно также способствовало нестабильности системы, поскольку некоторым программистам не хватало опыта для программирования на этом уровне. По этой причине, когда был выпущен новый набор микросхем AGA, Commodore отказался выпускать низкоуровневую документацию в попытке разработчиков использовать утвержденные программные процедуры.

Влияние на другие операционные системы

AmigaOS прямо или косвенно вдохновила на различные операционные системы. MorphOS и AROS явно наследуют AmigaOS, как это прямо объясняется вях, посвященных этим двум операционным системам. AmigaOS также повлияла на BeOS, в которой была централизованная система типов, аналогичная той, которая присутствует в AmigaOS. Аналогичным образом, DragonFly BSD также был вдохновлен AmigaOS, как заявлен разработчик Dragonfly Мэтью Диллон, бывший разработчик Amiga. WindowLab и amiwm входят в число нескольких оконных менеджеров для X Window System стремятся имитировать интерфейс Workbench. IBM лицензировала графический интерфейс Amiga у Commodore в обмен на языковую лицензию REXX. Это позволяет OS / 2 иметь оболочку графического интерфейса пользователя WPS (Workplace Shell ) для OS / 2 2.0, 32-разрядной операционной системы.

Unix и Unix- подобные системы

Commodore-Amiga произвела Amiga Unix, неофициально известную как Amix, на основе ATT SVR4. Он поддерживает Amiga 2500 и Amiga 3000 и включен в Amiga 3000UX. Среди других необычных функций Amix - оконная система с аппаратным ускорением, которая может прокручивать окна без копирования данных. Amix не поддерживается в более поздних системах Amiga на базе процессоров 68040 или 68060.

Для классической платформы Amiga доступны другие, все еще поддерживаемые, операционные системы, включая Linux и NetBSD. Оба требуют ЦП с MMU, например 68020 с 68851 или полными версиями 68030, 68040 или 68060. Также существует версия Linux для Amigas с картами ускорителя PowerPC. Debian и Yellow Dog Linux могут работать на AmigaOne.

Имеется официальная более старая версия OpenBSD. Последний выпуск Amiga - 3.2. MINIX 1.5.10 также работает на Amiga.

Эмуляция других систем

Amiga может имитировать другие компьютерные платформы, начиная с многих 8-битных систем, таких как ZX Spectrum, Commodore 64, Nintendo Game Boy, Nintendo Entertainment System, Apple II и TRS-80. Программное обеспечение Commodore PC-Transformer имитировало IBM 5150 на 1 МГц в монохромном режиме. Позднее PC-Bridgecards представляет собой полноценный аппаратный ПК на карте с чипами Intel 8086/80286/80386, работающими под MS-DOS и Windows в окне Amiga. A-Max эмулировал Apple Macintosh с помощью ключа последовательного порта, на котором было ПЗУ Macintosh. Amiga тот же процессор 68000, что и Macintosh, и, используя эмулятор Macintosh, могла запускать операционные системы и программы Mac 68K. Amiga не могла напрямую читать дискеты Macintosh 3.5 "из-за их проприетарного формата. Кроме того, для копии ПЗУ требовался совместимый Macintosh. Также эмулирована Atari ST. MAME (эмулятор машины аркада), также доступна для систем Amiga с обновлениями карты ускорителя PPC.

Программное обеспечение Amiga

В конце 1980-х и начале 1990-х платформа стала особенно популярной для игр, demoscene деятельность и использование программного обеспечения В это время коммерческие разработчики продают широкий спектр игр и программного обеспечения для творчества, часто разрабатывая названия одновременно для Atari ST из-за схожей аппаратной архитектуры. Включены популярные программы для творчества Пакеты для 3D- рендеринга (трассировка лучей), настольное видео программное обеспечение, пакеты для разработки программного обеспечения и музыкальные редакторы «трекер ».

До конца 1990-х годов Amiga оставалась популярной платформой для некоммерческого программного обеспечения, многие из которых были широко распространены. Он-лайн архив Aminet был создан в 1992 году и примерно до 1996 года был самым публичным архивом программного обеспечения, произведений искусства и документов для любой платформы.

Маркетинг

Логотип, использование в США в упаковке некоторых продуктов для Amiga 500 логотип Amiga Technologies, включающий «Boing Ball» (1996)

Название Amiga было выбрано разработчиками из испанское слово для подруги, потому что они знали испанский, потому что оно произошло до Apple и Atari в алфавитном порядке. Он также передавал сообщение о том, что линейка компьютеров Amiga была «удобной для пользователя», как игра слов или игра слов.

Первым официальным логотипом Amiga была двойная радуга галочка. В более поздних маркетинговых материалах Commodore в основном отказалась от галочки и использовала логотипы с различными шрифтами. Хотя он никогда не был принят Commodore в качестве товарного знака , «Boing Ball» был синонимом Amiga с момента его запуска. Это стало неофициальной и визуально впечатляющей анимационной демонстрацией на Зимней выставке бытовой электроники 1984 года, показывающей прыгающий и вращающийся клетчатый мяч. После покупки компанией Escom компании Commodore в 1996 году тема Boing Ball был включен в новый логотип.

Ранние рекламные объявления Commodore пытались представить компьютер как универсальную бизнес-машину, хотя Amiga была наиболее коммерчески успешной в качестве домашнего компьютера. На 1980-х и начале 1990-х годов Commodore в основном размещала рекламу в компьютерных журналах, а иногда и в национальных газетах и ​​на телевидении.

Наследие

После кончины Commodore различные группы продавали преемников исходной линейки Amiga:

  • Genesi продавали оборудование на базе PowerPC под Pegasos под брендом AmigaOS и MorphOS ;
  • Eyetech продавало оборудование на базе PowerPC под брендом AmigaOne с 2002 по 2005 год под управлением AmigaOS 4;
  • Amiga Kit распространяет и продает на базе PowerPC оборудование под брендом AmigaOne с 2010 года по настоящее время, работающее на AmigaOS 4 ;
  • ACube Systems, продает AmigaOS 3-совместимую систему Minimig с процессором Freescale MC68SEC000 (Motorola 68000) и AmigaOS 4 совместимые системы Sam440 / Sam460 / AmigaOne 500 с процессорами PowerPC;
  • A-EON Technology Ltd продает AmigaOS 4-совместимые AmigaOne Система X1000 с PA Полу PWRficient процессор PA6T-1682M.
  • Amiga Kit Amiga Store, Vesalia Computer и AMIGAstore.eu продают множество товаров, от компонентов вторичного рынка до восстановленных классических систем.

AmigaOS и MorphOS являются коммерческой собственностью операционные системы. AmigaOS 4, основанная на исходном коде AmigaOS 3.1 с некоторыми частями версии 3.9, разработана Hyperion Entertainment и работает на оборудовании на базе PowerPC. MorphOS, основанная на некоторых частях исходного кода AROS, разработана командой MorphOS Team и продолжается на Apple и другом оборудовании на базе PowerPC.

Существует также AROS, бесплатная операционная система с открытым исходным кодом (повторная реализация API AmigaOS 3.1) для оборудования Amiga 68k, x86 и ARM (одна версия работает под управлением Linux. на Raspberry Pi ). В частности, AROS для оборудования Amiga 68k нацелена на создание замены Kickstart ROM с открытым исходным кодом для целей эмуляции и / или для использования на реальном «классическом» оборудовании.

Журналы

Amiga Format, продолжалось до 2000 г., примерно через шесть лет после того, как Commodore объявил о банкротстве. Amiga Active была запущена в 1999 году и издавалась до 2001 года.

Сегодня издается несколько журналов: Amiga Future, которая доступна как на английском, так и на немецком языках; Bitplane.it, журнал на итальянском языке, выходящий раз в два месяца; и AmigaPower, давний французский журнал. Печатный журнал Amiga Addict начал выходить в 2020 году.

Известные применения

Компьютеры серии Amiga нашли свое место в раннем компьютерном графическом дизайне и телевизионных презентациях. Ниже приведены некоторые примеры заметного использования и пользователей:

  • Сезон 1 и часть сезона 2 телесериала Вавилон 5 были визуализированы в LightWave 3D на Amigas. Другие телесериалы, использующие Amigas для спецэффектов, включали SeaQuest DSV и Max Headroom.

Кроме того, Amiga использовали многие другие знаменитости и известные личности:

  • Энди Уорхол был одним из первых пользователей Amiga и появился на ее презентации, где сделал компьютерную иллюстрацию Дебби Гарри. Уорхол использовал Amiga для создания нового стиля искусства, созданного с помощью компьютеров, и был автором мультимедийной оперы под названием You Are the One, которая состоит из анимационных сцен с изображениями актрисы Мэрилин Монро. собран в короткометражный фильм со звуковым сопровождением. Видео было обнаружено на двух старых дискетах Amiga в ящике в студии Уорхола и отремонтировано в 2006 году Детройтским Музеем нового искусства. Поп-исполнитель сказал: «Что мне больше всего нравится в этой работе над Amiga, так это то, что она выглядит как моя работа в других медиа».
  • Художник Жан «Мебиус» Жиро считает, что Amiga, которую он купил для своего сына, стала мостом к изучению "использования программ для рисования". Он загрузил некоторые из своих ранних экспериментов на форумы по обмену файлами на CompuServe.
  • . "Странный Эл" Янкович фильм UHF содержит компьютерную анимацию музыкального видео, пародию на Dire Straits песня «Money for Nothing », озаглавленная «Money for Nothing / Beverly Hillbillies * ». Согласно дорожке с комментариями на DVD, эта пародия была создана на домашнем компьютере Amiga.
  • Рольф Харрис использовал Amiga для оцифровки своих рисованных работ для анимации в своем телесериале Rolf's Cartoon Club.
  • Видео Тодда Рундгрена "Change Myself" было спродюсировано с Toaster и Lightwave.
  • Шотландский поп-исполнитель Кэлвин Харрис написал свой дебютный альбом 2007 года I Created Disco с Amiga 1200.
  • Сусуму Хирасава, японский прогрессивный -электронный художник известен тем, что использует Amigas сочиняет и исполняет музыку, помогает его выступлениям и снимает рекламные видеоролики. Он также был вдохновлен Amiga и упоминал об этом в своих текстах. Его интерактивное шоу "Adios Jay" 13 декабря 1994 года было посвящено (тогда недавно умершему) Джею Майнеру. Он также использовал Amiga для создания виртуального барабанщика TAINACO, который представлял собой компьютерную фигуру, выступление которой было выполнено с помощью Elan Performer и спроецировано с помощью DCTV. Он также сочинил и исполнил "Eastern-boot", загрузочный джингл для AmigaOS 4.
  • Электронный музыкант Макс Тундра создал свои три альбома на Amiga 500.
  • Боб Касейл, клавишник и гитарист группы new wave Devo использовал компьютерную графику Amiga на обложке альбома Devo Total Devo
  • Большая часть Pokémon Gold and Silver Музыка была создана на компьютере Amiga, преобразована в MIDI, а затем преобразована в музыкальный формат игры.

Другое использование

Amiga также использовалась в ряде приложений специального назначения:

  • Amigas использовались в различных NASA лабораториях для отслеживания низкоорбитальных спутников до 2004 года. Amigas использовались в Космическом центре Кеннеди для запуска ленточных самописцев, форматирования и отображения данных, а также станций управления платформы для запуска ракет Delta.
  • Паломарская обсерватория использовала Amigas для калибровки и управления устройствами с зарядовой связью в своих телескопах, а также для отображать и хранить собранные ими оцифрованные изображения.
  • Лондонский музей транспорта разработал собственное интерактивное мультимедийное программное обеспечение для CD32, включая виртуальный тур по музею.
  • Материнские платы Amiga 500 использовались в в сочетании с проигрывателем LaserDisc и устройством genlock в аркадных играх, производимых American Laser Games.
  • В устройстве использовалась пользовательская материнская плата Amiga 4000T. Медицинская ультразвуковая система HDI 1000, созданная Advanced Technology Labs.
  • По состоянию на 2015 год в округе государственных школ Гранд-Рапидс используется Commodore Amiga 2000 с модемом 1200 бод для автоматизации систем кондиционирования и отопления в 19 школах, охваченных ГРПС района. Система работала днем ​​и ночью на протяжении десятилетий.
  • Weather Network использовала Amigas для отображения погоды по телевизору.

См. Также

  • Портал Amiga

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Commodore Amiga.
Последняя правка сделана 2021-06-10 18:53:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте