Строка меню представляет собой графический элемент управления, который содержит раскрывающееся меню.
Строка меню предназначена для предоставления общего корпуса для меню, специфичного для окна или приложения, которое обеспечивает доступ к таким функциям, как открытие файлов, взаимодействие с приложением или отображение справочной документации или руководств. Строки меню обычно присутствуют в графических пользовательских интерфейсах, которые отображают документы и представления файлов в окнах и оконных системах, но меню также можно использовать в программах интерфейса командной строки, таких как текстовые редакторы или файловые менеджеры, где раскрывающееся меню активируется с помощью ярлыка или комбинированный ключ.
В ходе эволюции пользовательских интерфейсов строка меню была реализована по-разному с помощью различных пользовательских интерфейсов и прикладных программ.
В операционных системах Macintosh, то строка меню представляет собой горизонтальный «бар» прикрепляется к верхней части экрана. В macOS левая сторона содержит меню Apple, меню приложения (его имя будет соответствовать имени текущего приложения) и меню текущего приложения (например, «Файл», «Правка», «Просмотр», «Окно», «Справка»). Справа он содержит дополнительные функции меню (например, системные часы, регулятор громкости, меню быстрого переключения пользователей (если включено) и значок Spotlight. Все эти дополнительные функции меню можно перемещать по горизонтали с помощью команды -щелкнув и перетащив влево или вправо. Если перетащить значок вертикально, он исчезнет с облаком дыма, как и значки в доке. В классической Mac OS (версии с 7 по 9) правая сторона содержит меню приложения, позволяющее Пользователь может переключаться между открытыми приложениями. В Mac OS 8.5 и более поздних версиях меню можно перетащить вниз, что приведет к его отображению на экране в виде плавающей палитры.
Имеется только одна строка меню, поэтому отображаемые меню приложения соответствуют тому приложению, которое в данный момент находится в фокусе. Поэтому, например, если приложение «Системные настройки» сфокусировано, его меню находятся в строке меню, и если пользователь нажимает на Рабочий стол, который является частью приложения Finder, в строке меню отображаются меню Finder.
В экспериментах Apple с графическим интерфейсом пользователя для проекта Lisa изначально использовалось несколько панелей меню, привязанных к нижней части окон, но от этого быстро отказались в пользу текущего расположения, поскольку оно оказалось более медленным в использовании (в соответствии с законом Фиттса ). Идея отдельных меню в каждом окне или документе была позже реализована в Microsoft Windows и является представлением по умолчанию в большинстве сред рабочего стола Linux.
Еще до появления Macintosh универсальная графическая строка меню появилась в Apple Lisa в 1983 году. Она была особенностью всех версий Classic Mac OS с момента выпуска первого Macintosh в 1984 году и до сих пор используется в macOS..
Строка меню в Microsoft Windows обычно прикрепляется к верхней части окна под строкой заголовка ; следовательно, на экране может одновременно отображаться много строк меню. Доступ к меню в строке меню можно получить с помощью сочетаний клавиш, включающих клавишу Alt и мнемоническую букву, которая отображается подчеркнутой в заголовке меню. Кроме того, нажатие Alt или F10 переводит фокус на первое меню строки меню.
KDE и GNOME позволяют пользователям включать и выключать строки меню в стиле Macintosh и Windows. KDE может использовать оба типа одновременно.
Стандартный рабочий стол GNOME использует строку меню в верхней части экрана, но эта строка меню содержит только меню приложений и системы, а также информацию о состоянии (например, время суток); отдельные программы также имеют свои собственные строки меню. В оболочке рабочего стола Unity, поставляемой с Ubuntu Linux версий с 11.04 по 17.04, используется строка меню в стиле Macintosh; однако он скрыт, если на него не наведен указатель мыши, как в примере Amiga ниже. Начиная с 17.10, по умолчанию используется среда рабочего стола GNOME с использованием строки меню.
Другие оконные менеджеры и среды рабочего стола используют аналогичную схему, в которой программы имеют свои собственные меню, но нажатие одной или нескольких кнопок мыши в корневом окне вызывает меню, содержащее, например, команды для запуска различных приложений или выхода из системы.
Меню оконного менеджера в Linux обычно настраиваются либо путем редактирования текстовых файлов, либо с помощью апплета панели управления для конкретной среды рабочего стола, либо и того, и другого.
Amiga использовал меню бара стиль, аналогичный Макинтош, с тем исключением, что пользовательские графические чипы станка позволили каждой программе иметь свой «экран», со своими собственными настройками разрешения и цвета, которые могут быть замедлено, чтобы показать экраны других программ. Строка заголовка / меню обычно находится в верхней части экрана, и к ней можно получить доступ, нажав правую кнопку мыши, открывая названия различных меню. Когда правая кнопка меню не была нажата, в строке меню / заголовка обычно отображается имя программы, которой принадлежит экран, и некоторая другая информация, такая как объем используемой памяти. При доступе к меню с нажатой правой кнопкой мыши можно было выбрать несколько пунктов меню, щелкнув левой кнопкой мыши, а когда правая кнопка мыши была отпущена, все действия, выбранные в меню, будут выполняться в том порядке, в котором они были выбраны. Это было известно как множественный выбор.
В строке заголовка экрана Workbench обычно отображается версия Workbench, а также объем свободной оперативной памяти Chip RAM и Fast RAM. Необычной особенностью системы меню Amiga было то, что экран Workbench отображал меню «Workbench» вместо меню «File» или «Apple», в то время как соответствующие приложения отображали меню «Project» и «Tools» ( проекты и инструменты были соответственно термины Amiga для того, что в других системах называется файлами или документами, программами или приложениями).
Доступ к сочетаниям клавиш можно получить, нажав «правую» клавишу Amiga вместе с обычной буквенно-цифровой клавишей. (На некоторых ранних клавиатурах слева от пробела была клавиша Commodore вместо клавиши «левая Amiga».) Заполненный и выдолбленный дизайн соответственно левой и правой Amiga (или Commodore и Amiga) аналогичны закрытым клавишам Apple и открытым Apple на клавиатурах Apple II.
ОС NeXTstep для машин NeXT будет отображать « палитру меню » по умолчанию в верхнем левом углу экрана. Щелчок по элементам в списке меню приведет к отображению подменю команд в меню. Содержимое меню меняется в зависимости от того, находится ли пользователь «в» диспетчере рабочей области или в приложении. Меню и подменю можно легко оторвать и перемещать по экрану в виде отдельных окон палитры.
Опытные пользователи часто отключали постоянно открытое меню, оставляя его отображать в том месте, где находится указатель мыши, при нажатии правой кнопки мыши. Одна и та же реализация используется GNUstep и соответствующими приложениями, хотя приложения, написанные для операционной системы хоста или другого инструментария, будут использовать схему меню, соответствующую этой ОС или инструментарию.
Операционная система TOS для Atari ST будет отображать строки меню в верхней части экрана, как Mac OS. Вместо того, чтобы «тянуть» вниз, удерживая кнопку мыши, меню появлялось, как только указатель находился над его заголовком. Это было сделано, чтобы обойти патент Apple на раскрывающиеся меню.
В ОС RISC при нажатии средней кнопки отображается список меню в том месте, где находится указатель мыши. Реализация меню в ОС RISC аналогична контекстным меню других систем, за исключением того, что меню не закрываются, если для выбора пункта меню используется правая кнопка мыши. Это позволяет пользователю реализовать или опробовать несколько настроек перед закрытием меню.
В операционных системах Microsoft Windows и Apple Macintosh, в других аналогичных средах рабочего стола и в некоторых приложениях общие функции назначаются сочетаниям клавиш (например, Control -C или Command -C копирует текущий выбор).
Полосы в стиле Microsoft физически расположены в том же окне, что и контент, с которым они связаны. Однако Брюс Тоньяццини, бывший сотрудник Apple Inc. и специалист по взаимодействию человека и компьютера, утверждает, что доступ к полосам меню Mac OS возможен в пять раз быстрее в соответствии с законом Фиттса : поскольку строка меню расположена на краю экрана, она эффективно имеет бесконечную высоту - пользователи Mac могут просто «бросить» указатель мыши в верхнюю часть экрана с уверенностью, что он никогда не выйдет за пределы строки меню и не исчезнет.
Однако это предполагает, что желаемое меню в настоящее время включено. Если другое приложение имеет «фокус», вместо этого меню будет принадлежать этому приложению, требуя, чтобы пользователь проверил и увидел, какое меню активно, прежде чем «бросить» мышь, и часто выполняет дополнительный шаг по фокусировке желаемого приложения перед использованием меню., который полностью отделен от приложения, которым он управляет. Эффективность этого метода также снижается на больших экранах или с низкими кривыми ускорения мыши, особенно из-за времени, необходимого для возвращения к цели в окне после использования меню. В системах с несколькими дисплеями строка меню может отображаться либо на одном «основном» дисплее, либо на всех подключенных дисплеях. Классическая Mac OS и версии macOS до OS X Mavericks отображали только одну строку меню на основном дисплее; Mavericks добавил возможность отображать панель на всех дисплеях.
Некоторые приложения, например Microsoft Office 2007, Internet Explorer 7 (по умолчанию), а также Google Chrome и Mozilla Firefox 4 в Windows и Linux, фактически полностью удалили строку меню, скрывая ее до тех пор, пока не будет нажата клавиша (обычно клавиша «alt»). Эти приложения предоставляют пользователю параметры в зависимости от контекста, обычно используя гиперссылки для выбора действий.