Atari 800 с полной клавиатурой и картриджем двойной ширины крышка гнезда | |
Производитель | Atari, Inc. (1979–1984). Atari Corporation (1984–1992) |
---|---|
Тип | Домашний компьютер |
Дата выпуска | ноябрь 1979 г.; 41 год назад (1979-11 гг.) |
Начальная цена | Atari 400: 550 долларов США (эквивалент 1937 долларов США в 2019 г.). Atari 800: 1000 долларов США (эквивалент 3523 долларов США в 2019) |
Снято с производства | 1 января 1992 г.; 28 лет назад (1992-01-01) |
Продано единиц | 4 миллиона |
Операционная система | Специальная ОС. Atari DOS (необязательно) |
ЦП | Технология MOS 6502B. @ 1,79 МГц (NTSC ). @ 1,77 МГц (PAL ) |
Графика | 384 пикселя на телевизор линия, 256 цветов, 8 × спрайтов, растровые прерывания |
Звук | 4 × осцилляторов с смешением шума. или 2 × AM цифровой |
Подключение | 2 или 4 × порт джойстика Atari. 1 × Atari SIO. 0-1 × PBI. 0-1 × Композитный монитор. 1-2 × Картридж ПЗУ |
Преемник | Atari ST |
Статьи по теме | Atari 5200 |
8-битное семейство Atari - это серия 8-битных домашних компьютеров, представленных Atari, Inc. в 1979 году как Atari 400 и Atari 800 и производились до 1992 года. Все машины этого семейства технически схожи и отличаются, прежде всего, упаковкой. Они основаны на MOS Technology 6502 CP U, работающие на частоте 1,79 МГц, были первыми домашними компьютерами, разработанными с использованием специальных микросхем сопроцессора . Эта архитектура обеспечивала графику и звук более продвинутые, чем современные машины, и игры на платформе были основным преимуществом. Симулятор космических боев от первого лица Star Raiders считается приложением-убийцей платформы. Системы, запущенные с Plug and Play периферийными устройствами, использующими Atari SIO последовательную шину, ранний аналог USB.
Atari 400 изначально почти вдвое дешевле, чем у Atari 800. Вместо полноразмерной клавиатуры на 800 у 400 есть чувствительная к давлению панель. 800 имеет второй слот для картриджей и более крупный корпус, позволяющий увеличить ОЗУ до 48 КБ. Обе модели были заменены серией XL в 1983 году, а затем - после того, как компания была продана и воссоздана как Atari Corporation - модели XE в 1985 году. XL и XE легче по конструкции, имея встроенный Atari BASIC и 2 порта джойстика вместо 4. 130XE увеличил объем памяти до 128 КБ из с переключением банков Оперативная память.
Линия 8-битных компьютеров Atari продала два миллиона единиц во время основного цикла производства с конца 1979 по середину 1985 года. Они продавались через специализированные компьютерные магазины и универмаги, такие как Sears, используя демонстрацию в магазине для привлечения покупателей. Основная конкуренция на мировом рынке возникла, когда в 1982 году был представлен Commodore 64 с аналогичной графической производительностью. Atari нашла сильный рынок в Восточной Европе и пережила что-то вроде возрождения в начале 1990-х, поскольку эти страны присоединилась к объединяющейся Европе.
В 1992 году Atari Corporation официально отказалась от всей оставшейся поддержки 8-битной линии.
Метка «8-битное семейство Atari» не была тогдашней. Atari, Inc. использовала термин «домашняя компьютерная система Atari 800 [или 400]», часто объединяя названия моделей в «Atari 400/800» или просто «домашние компьютеры Atari».
Разработка 8-битной серии машин началась в Atari, как только появился Atari Video Computer Система была выпущена в конце 1977 года (в 1982 году она была переименована в Atari 2600). При разработке VCS в 1976 году группа инженеров из Исследовательского центра Atari Grass Valley (первоначально Cyan Engineering) считала, что VCS прослужит около трех лет, прежде чем станет устаревшим. Они начали проектирование голубого неба для новой консоли, которая будет готова заменить ее примерно в 1979 году.
В итоге они получили существенно обновленную версию VCS, устраняющую ее основные ограничения. но разделяя аналогичную философию дизайна. Новый дизайн будет быстрее, чем VCS, с улучшенным графическим и звуковым оборудованием. Работа над микросхемами для новой системы продолжалась в течение 1978 года и была сосредоточена на значительно улучшенном видеооборудовании, известном как CTIA (версия VCS была TIA).
На начальном этапе разработки, эра домашних компьютеров началась с появления TRS-80, Commodore PET и Apple II - то, что журнал Byte окрестил " 1977 Тринити ». Нолан Бушнелл продал Atari Warner Communications за 28 миллионов долларов в 1976 году, чтобы собрать средства для запуска VCS. Уорнер недавно нанял Рэя Кассара в качестве генерального директора компании. Кассар считал, что чипсет должен использоваться в домашнем компьютере, чтобы бросить вызов Apple. Чтобы приспособить машину к этой роли, она должна была поддерживать символьную графику, некоторую форму расширения для периферийных устройств и запускать тогда универсальный язык программирования BASIC.
В VCS не хватает растровой графики и генератора символов. Вся экранная графика создается с использованием графики Player-Missile (спрайтов) и простого фона, генерируемого данными, загружаемыми ЦП в видеорегистраторы / буферы с одной строкой на лету. Микросхема дисплея CTIA была разработана по тому же принципу, включая спрайты и фоновую (игровую) графику, но для снижения нагрузки на основной ЦП задача загрузки видеорегистраторов / буферов на лету была делегирована специально разработанному графическому микропроцессору новой конструкции., Контроллер интерфейса алфавитно-цифрового телевидения или ANTIC. CTIA и ANTIC работают вместе для создания полного дисплея, с ANTIC выборкой и буферизацией видеоданных для каждой строки развертки из видеокадрового буфера и памяти спрайтов в ОЗУ, а также памяти набора символов (для символьных режимов) и подачи этих данных. оперативно в CTIA, который обрабатывает данные спрайтов и игрового поля с учетом своих собственных регистров обработки цвета, спрайтов и графики для получения окончательного цветного видеовыхода.
Полученная система была далеко впереди всего, что тогда было на рынке. Commodore в то время разрабатывал собственный видеодрайвер, но Чак Педдл, ведущий разработчик 6502, используемого в VCS и новых машинах, видел работу Atari во время посещения Grass Valley. Он понимал, что дизайн Commodore не будет конкурентоспособным, но он находился под строгим соглашением о неразглашении с Atari и не мог сказать кому-либо в Commodore отказаться от собственной разработки. Позже Педдл прокомментировал, что «то, что сделал Джей, просто надорвало всех».
Руководство определило два слабых места для новых компьютеров: младшая версия, известная внутри компании как «Candy», и высокопроизводительная машина, известная как «Коллин» (названная в честь двух секретарей Atari). Atari продавала Коллин как компьютер, а Candy как игровую машину или гибридную игровую консоль. Компания Colleen включила доступные пользователю слоты расширения для RAM и ROM, два слота для 8-килобайтных картриджей ROM, RF и выход монитора (включая два контакта для раздельной яркости и цветности, что позволяет получить полный выход S-Video ) и полноценную клавиатуру. Изначально Candy проектировалась как игровая консоль без клавиатуры и портов ввода / вывода, хотя планировалась внешняя клавиатура, которую можно было бы подключить к портам джойстика 3 и 4. В то время планировалось, что и то, и другое должно быть иметь отдельный аудиопорт, поддерживающий кассеты в качестве носителя информации.
Целью новых систем было удобство использования. Один из руководителей заявил: «Заботится ли конечного пользователя об архитектуре машины? Ответ - нет.« Что она для меня сделает? » Это его главная забота... зачем пытаться отпугнуть потребителя, заставляя его иметь двойной E или быть программистом, чтобы использовать все возможности персонального компьютера? " Например, картриджи, по мнению Atari, упростят использование компьютеров. Чтобы свести к минимуму манипуляции с голыми печатными платами или микросхемами, как это было обычным для других систем того периода, компьютеры были разработаны с закрытыми модулями для памяти, картриджами ПЗУ, с ключевыми разъемами, чтобы предотвратить их вставку в неправильный слот. Операционная система загружается автоматически, загружая драйверы с устройств по последовательной шине (SIO). Система DOS для управления хранилищем гибких дисков управлялась меню. Когда программное обеспечение не загружено, вместо того, чтобы оставить пользователя на пустом экране или на мониторе машинного языка, ОС переходит в режим «Memo Pad», позволяя пользователю вводить текст с помощью встроенного полноэкранного редактора.
По мере продолжения процесса проектирования новых машин возникли вопросы о том, какой должна быть Candy. Был активный спор о том, будет ли клавиатура внешней или встроенной. К лету 1978 года образование стало в центре внимания новых систем. Хотя дизайн Коллин был в основном завершен к маю 1978 года, только в начале 1979 года было принято решение, что Candy также будет полноценным компьютером, но предназначенным для детей. Таким образом, он будет иметь новую клавиатуру, устойчивую к проливам жидкости.
Atari предназначена для переноса Microsoft BASIC на машину в виде картриджа ROM емкостью 8 КБ.. Однако существующая версия 6502 от Microsoft занимала около 7900 байт, не оставляя места для расширений для графики и звука. Компания заключила контракт с местной консалтинговой фирмой Shepardson Microsystems на завершение строительства порта. Они рекомендовали написать новую версию с нуля, что привело к Atari BASIC.
В то время, когда разрабатывались 400 и 800, Федеральная комиссия по связи (FCC) требует от потребительских устройств чрезвычайно низкой утечки сигнала в частотном диапазоне телевидения. ВЧ-модулятор обычно используется для телевизионного выхода, который трудно экранировать до требуемых уровней. Другие производители избегали этого, используя встроенные композитные мониторы, такие как Commodore PET и TRS-80.
Во время визита инженерного персонала в июле 1977 года Texas Instruments (TI) Продавец представил новую возможность в виде недорогого оптоволоконного кабеля со встроенными приемопередатчиками . Во время встречи Джо Декуир предложил разместить радиочастотный модулятор на одном конце, тем самым полностью изолировав любые электрические сигналы, так что сам компьютер не будет иметь радиочастотных компонентов. Его менеджер, Уэйд Тума, позже опроверг эту идею, заявив, что «Федеральная комиссия по связи никогда не позволит нам уйти от этого трюка». Втайне от Atari, компания TI разрабатывала свой собственный компьютер, TI-99/4, и решила использовать идею Декуира. Как и предсказывал Тума, FCC отклонила эту конструкцию, что привело к задержкам в выпуске машины.
Чтобы соответствовать стандартным требованиям, включая внутреннюю телевизионную схему, машины должны быть сильно экранированы. Оба были построены вокруг очень прочных литых алюминиевых экранов, образующих частичную клетку Фарадея, с различными компонентами, прикрученными к этой внутренней структуре. Это привело к получению чрезвычайно прочного компьютера без дополнительных затрат на производство и сложности.
Постановление Федеральной комиссии по связи также затруднило наличие в корпусе каких-либо значительных отверстий, что исключало слоты расширения или карты, которые взаимодействовали с внешний мир через свои собственные разъемы. Вместо этого Atari разработала последовательный ввод / вывод (SIO) компьютерную шину, систему с последовательным подключением, которая позволяла нескольким устройствам с автоматической настройкой подключаться к компьютеру через один экранированный разъем.. Внутренние слоты были зарезервированы для модулей ПЗУ и ОЗУ; у них не было ни линий управления, необходимых для полнофункциональной карты расширения, ни места для прокладки кабеля вне корпуса для связи с внешними устройствами.
После объявления о намерении выйти на рынок домашних компьютеров в декабре 1978 года, Atari 400 и Atari 800 были представлены на зимней CES в январе 1979 года и отправлены в ноябре того же года..
Имена первоначально относились к объему памяти: 4 КБ ОЗУ в 400 и 8 КБ в 800. К моменту их выпуска цены на ОЗУ начали падать, поэтому обе машины были выпущены с 8 КБ при использовании DRAM 4kx1. У устанавливаемых пользователем модулей RAM в 800 изначально был пластиковый кожух, но оказалось, что это вызывает проблемы с перегревом, поэтому кожухи были сняты. Позже расширительную крышку закрепили винтами вместо более простых пластиковых защелок. В конечном итоге компьютеры поставлялись с максимальной оперативной памятью: 16 КБ и 48 КБ соответственно, с использованием DRAM 16 КБ 1.
Обе модели имеют четыре порта для джойстика, но только в некоторых играх, таких как M.U.L.E., они все используются для одновременной игры четырех игроков. Контроллеры Paddle соединены парами, и восемь игроков могут играть в Super Breakout. Atari 400, несмотря на его мембранную клавиатуру и единственный внутренний слот для ПЗУ, превзошел Atari 800 по цене 2 к 1. К марту 1983 года был произведен только один картридж для правого слота 800, и в более поздних машинах этого семейства этот слот отсутствовал.
Creative Computing упомянула машины Atari в апрельском обзоре 1979 года. Выставка CES. Назвав Atari «людьми, играющими в видеоигры», они заявили, что пришли с «фантастическим программным обеспечением для образовательных, развлекательных и домашних приложений». В интервью в августе 1979 года Питер Розенталь из Atari предположил, что спрос может быть низким до периода 1980-81 годов, когда он предсказал, что будет продано около миллиона домашних компьютеров. В апрельском выпуске 1980 года машины сравнивались с Commodore PET, в основном на диалектах BASIC.
Тед Нельсон сделал обзор компьютера в журнале в июне 1980 года, назвав его «необычным графическим блоком. ". Описывая его и друга «крики, аплодисменты и аплодисменты» во время демонстрации Star Raiders, Нельсон написал, что он был так впечатлен: «Я занимаюсь компьютерной графикой уже двадцать лет, и я лежал без сна ночью. после ночи, пытаясь понять, как машина Atari сделала то, что она сделала ». Он назвал машину «чем-то другим», прежде чем раскритиковать компанию за отсутствие документации для разработчиков. В заключение Нельсон заявил: «Atari похожа на человеческое тело - потрясающая машина, но (а) они не дадут вам доступа к документации, и (б) я обязательно хотел бы встретиться с парнем, который ее разработал».
Kilobaud Microcomputing писал в сентябре 1980 года, что Atari 800 «обманчиво похож на компьютер для видеоигр, но у него было самое прочное и прочное шасси, которое я видел со времен Raquel Welch. Он весит примерно десять фунтов... Большой объем инженерных и дизайнерских решений в физической части системы очевиден ». Рецензент также похвалил документацию как «показывающую, как следует делать руководства» и «отличное« ощущение »клавиатуры.
InfoWorld положительно оценил производительность 800-го, графику и картриджи ПЗУ, но ему не понравилась документация, и он предупредил, что необычное расположение правой клавиши Shift может сделать компьютер «непригодным для серьезной обработки текста». Отмечая, что количество программного и аппаратного обеспечения, доступного для компьютера, «не соответствует количеству Apple II или TRS-80», журнал пришел к выводу, что 800 «является впечатляющей машиной, которая еще не достигла своего полного вычислительного потенциала»..
Несмотря на планирование обширной рекламной кампании на 1980 год, Atari сочла сложной конкурировать с микрокомпьютерами от лидеров рынка Commodore, Apple и Tandy. К середине 1981 года компания, как сообщается, потеряла 10 миллионов долларов на продажах более чем 50 000 компьютеров в размере 10–13 миллионов долларов.
В 1982 году Atari запустила проекты Sweet 8 (или «Liz NY») и Sweet 16, чтобы создать модернизированный набор машин, которые было проще построить и дешевле в производстве. Atari заказала нестандартный 6502, первоначально обозначенный как 6502C, но впоследствии известный как SALLY, чтобы отличить его от стандартного 6502C. SALLY был включен в машины 400/800 позднего производства, все модели XL / XE, а также консоли Atari 5200 и 7800. SALLY добавляет логику отключения тактового сигнала, называемую HALT
. Это позволяет ANTIC отключать ЦП для доступа к шине данных / адреса, позволяя им сосуществовать.
Как и предыдущие машины, Sweet 8/16 планировалось выпустить в двух версиях: 1000 с 16 КБ, и 1000X с 64 КБ. Для поддержки расширения, аналогично слотам для карт, используемым в Apple II, серия 1000 также поддерживает интерфейс параллельной шины (PBI), единственный слот расширения на задней панели устройства. Внешнее шасси можно было подключить к PBI, поддерживая слоты для карт для дальнейшего расширения.
От первоначальных планов Liz отказались, и была выпущена только одна машина, использующая новый дизайн. Объявленный на пресс-конференции в Нью-Йорке 13 декабря 1982 года, переименованный 1200XL был представлен на Winter CES 6–9 января 1983 года. Он был доставлен в марте 1983 года с 64 КБ ОЗУ, встроенная функция самотестирования, переработанная клавиатура (с четырьмя функциональными клавишами и клавишей HELP) и измененная компоновка кабельного порта.
Объявленный по цене 1000 долларов, 1200XL был выпущен по цене 899 долларов. Это было наНа 100 долларов меньше, чем заявленная 800-го при его выпуске в 1979 году, но к этому времени 800-й был доступен по гораздо меньшей цене.
. В 1200XL не было нескольких функций, или они были плохо реализованы. Разъем расширения PBI из оригинальной конструкции 1000X был опущен, поэтому конструкция снова полностью полагалась на порт SIO. Вывод +12 В порта SIO остался неподключенным; Было доступно только + 5В, из-за чего несколько устройств перестали работать. Улучшенная видеосхема обеспечила больше цветности для более красочного изображения, но линия цветности не была подключена к порту монитора, единственному месту, где ее можно было использовать. Перестановка портов сделала использование некоторых джойстиков и картриджей затруднительным или невозможным. Изменения, внесенные в операционную систему, привели к проблемам совместимости с некоторыми старым программным инструментом.
Он был снят с производства в июне 1983 года. Не было PAL-версии 1200XL.
Пресса предупредила, что 1200XL слишком дорого. Вычислить! заявлено в редакционной статье в начале 1983 года:
Нам трудно понять, что задумал Atari... Мы изменили новой одеждой императора, потому что фактические характеристики XL кажутся не совсем стандартными по сравнению с конкурентами. Например, Atari 800, [менее 700 долларов]... мы изменили тем, что 1200XL представлен, чтобы заполнить несуществующую дыру в линейке продуктов Atari.
Джон Дж. Андерсон, пишет в Форпост Creative Computing : колонка Atari повторила следующие комментарии:
Если бы он был объявлен на уровне 499 долларов вместо 899 долларов, это было бы долгожданным дополнением к линейке компьютеров Atari.. 1200 встретил с почти всеобщей беззаботностью в сообществе микрокомпьютеров, и не зря. У него есть дополнительные 16K в дизайнерском корпусе, без правого слота для картриджей, слотов расширения или третьего и четвертого разъема контроллера. В нем нет стандартных параллельных портов или портов RS-232. Только существенное снижение цен может хоть как-то ощутимо улучшить имидж компании.
Билл Уилкинсон, автор Atari BASIC, соучредитель Optimized Systems Software и обозреватель Compute!, В мае 1983 года раскритиковал компьютерные характеристики и цена:
Итак, как мне оценить 1200XL по общим характеристикам и производительности? Честно говоря, это полностью зависит от цены машины. При цене ниже 450 долларов это отличная сделка... он должен быть в состоянии продать за половину стоимости 800. Однако есть признаки того, что цена 800 будет снижена, и что 1200 будет стоить больше, чем 800.. Если это так, купите 800 быстро!
К этому моменту Atari была вовлечена в то, что вскоре переросло в полномасштабную ценовую войну. Несколькими годами ранее Commodore была поставщиком калькуляторов, продавая конструкция на базе набора микросхем Texas Instruments (TI). TI решила выйти на рынок самостоятельно и внезапно подняла цены для других поставщиков, чуть не прекратив деятельность Commodore.
Чтобы обеспечить поставку 6502, Джек Трэмиел из Commodore International приобрел MOS Technology. Когда TI представила TI-99, Трамиэль изменил положение дел, поставив цены на свои машины ниже их. Последовала ценовая война, которая привела к снижению цен на домашние компьютеры, представив их восемь раз за несколько месяцев.
В мае 1981 года цена Atari 800 составляла 1050 долларов, но к середине 1983 года она составляла 165, а 400 - менее 150 долларов. Хотя Atari никогда не была преднамеренной целью гнева Трамэля, ценовая война Commodore / TI включает весь рынок. Время было особенно неудачным для Atari; 1200XL оказался провалом, более ранние машины были слишком дороги в производстве, чтобы иметь возможность конкурировать при быстро падающих ценах.
Новый состав был анонсирован на Summer CES 1983 года, в точности следуя оригинальным концепциям Liz / Sweet. 600XL был по сути модели Liz NY и духовной заменой 400, в то время как 800XL заменил как 800, так и 1200XL. Машины были похожи на 1200XL, но были меньше сзади, а 600 был несколько меньше из-за отсутствия одного микросхем памяти на печатной плате. В high-end 1400XL добавлен встроенный 300 бод модем и синтезатор голосов, а в 1450XLD также есть встроенный в двустороннем дисководе гибких дисков в увеличенном корпусе, со слотом для второго дисковода. Машины имели Atari BASIC, встроенный в ROM компьютер, и PBI сзади, что позволяло внешнее расширение.
Основная плата 800XLAtari столкнулась с трудностями при переводе производства в Азию после закрытия своего завода в США. Первоначально предназначенные для замены 1200XL в середине 1983 года, новые модели появились только в конце того же года. Хотя 600XL / 800XL были хорошо позиционированы с точки зрения цены и характеристики, в критический рождественский сезон они были доступны только в небольшом количестве, в то время как Commodore 64 был широко доступен. Бан Мориарти в ANALOG Заявлено о том, что Atari «не справилась с рождественскими заказами на 600 и 800XL», сообщив, что по состоянию на конец ноября 1983 года 800XL не появлялся в магазинах Массачусетса, а количество 600XL «Настолько ограничено, что почти невозможно получить».
Хотя 800XL в конечном итоге станет популярным компьютером, продаваемым Atari, компания не смогла защитить свою долю рынка, и продолжающаяся гонка вниз снизила прибыль Atari Цены продолжали снижаться; к ноябрю 1983 года одна сеть магазинов игрушек продала 800XL за 149,97 долларов, что на 10 долларов выше оптовой цены. Потеряв 563 миллиона долларов за первые девять месяцев года, Atari в том же месяце объявила, что цены вырастут в. Цены на 600XL и 800XL в начале 1984 года были на 50 долларов выше, чем на Commodore VIC-20 и 64, и ходили слухи, что компания планировала прекратит, заявив, что «не намерена участвовать в этих самоубийственных ценовых войнах». ь выпуск оборудования и продавать только программное обеспечение. В сочетании с одновременными последствиями краха видеоигры 1983, Atari вскоре теряла миллионы долларов в день. Их владельцы, Warner Communications, отчаялись продать подразделение.
У 1400XL и 1450XLD сроки поставки были перенесены, и, в конце концов, 1400XL был полностью отменен, а 1450XLD настолько задержан, что никогда не отправился. Другие прототипы, которые так и не поступили на рынок, включают 1600XL, 1650XLD и 1850XLD . 1600XL должен быть двухпроцессорной моделью, способный выполнять код 6502 и 80186, в то время как 1650XLD был аналогичной машиной в случае 1450XLD. Они были отменены, когда Джеймс Дж. Морган стал генеральным директором и захотел, чтобы Atari вернулась к своим корням в видеоиграх. 1850XLD должен быть основан на нестандартном чипсете Амига Лоррейн (позже ставшего Коммодор Амига ).
АНАЛОГОВЫЕ Вычисления в статье о 600XL за январь 1984 г. «Commodore 64 и Tandy CoCo заявил по сравнению с ними выглядят как игрушки». Фактически делает 600 более расширяемых, чем 400 или 800 », одобрено отказ от использования раскладки клавиатуры 1200XL и предсказал, что параллельная шина XL. Не одобряя использование операционной системы, более близкой к 1200XL, чем 400 и 800, а также «неадекватной и откровенно разочаровывающей», ANALOG пришел к выводу, что «наше первое впечатление...анное, но в основном оптимистичное». Тем не менее, журнал предупредил, что из-за «вялости маркетинга Atari», если привлекательные клиенты не привлекают другие модели XL, «мы все в конечном итоге пойдем в такт барабанщику с инициалами IBM».
Хотя коммодор не пострадала от компьютерных ценовых войн, конфликт внутри коммодора вскоре привел к изгнанию Джека Трамиэля в январе 1984 года. На рынке он приобрел потребительское подразделение Atari в июле 1984 года у Warner по очень низкой цене. Когда к власти пришел Трамиэль, модели XL высокого класса были отменены, а модели XL низкого уровня были переработаны в серию XE. Практически все исследовательские, дизайнерские и прототипные проекты Atari отменены, часто из-за того, что новое руководство не знало характера проектов. Это включало систему 1850XLD на базе Amiga и другие прототипы 68000, в то время как Трамиэль сосредоточился на разработке системы Atari ST на базе 68000 и привлечении бывших инженеров Commodore для работы над линейкой ST.
Atari продала в 1984 году около 700 000 компьютеров по сравнению с двумя миллионами компьютеров Commodore. Когда его новая компания готовилась к выпуску Atari ST в 1985 году, Трамиэль заявлено, что продажи 8-битных компьютеров Atari были «очень и очень медленными». Atari по с видеоиграми, и вполне возможно, что 8-битная линейка никогда не была прибыльной для компании, несмотря на то, что к началу 1986 года было продано почти 1,5 миллиона компьютеров.
К тому году Рынок программного обеспечения Atari сокращался. Журнал Antic заявлено в редакционной статье в мае 1985 года, что он получил много писем с жалобами на то, что компании-разработчики программного обеспечения игнорируют рынок Atari, и призывал читателей связаться с руководителями компаний. «Компьютер Atari 800 существует с 1979 года. Шесть лет - довольно долгий срок для компьютера. К сожалению, его возраст начинает показывать », - писал ANALOG Computing в феврале 1986 года. Заявлено, что, хотя его программная библиотека была сопоставима по размеру с библиотекой других компьютеров, «сейчас - и тем более в будущем - будет меньше программного обеспечения, производимого для 8-битных компьютеров Atari», предупредив, что в 1985 г., г. «Струйка» крупных новых игр, и этот 1986 год «будет еще более компактным».
Компьютерный игровой мир в том месяце объяв, что «игры больше не выходят для Атари первыми». В апреле опубликован опрос десяти издателей игр, который показал, что они планировали выпустить 19 игр для Atari в 1986 году по сравнению с 43 для Commodore 64, 48 для Apple II, 31 для IBM PC, 20 для Atari ST и 24 для Amiga. ; только у Macintosh 17 было меньше. Компании заявили, что одной из причин отказа от публикации для Atari был необычно высокий уровень пиратства программного обеспечения на компьютере, частично вызванный Happy Drive. Позднее в том же году журнал предупредил: «Неужели это конец игр для Atari 800? Похоже, что это может быть именно там, где я пишу », и в 1987 году MicroProse прямо опроверг слухи о том, что он выпустит Gunship для Atari, заявив, что рынок слишком мал. Отсутствие продуктов остается проблемой, антикризисным заявлением в мае 1988 года, что «самая большая проблема, с которой сегодня сталкиваются Atarians, - это трудности с поиском программного обеспечения и других продуктов для наших компьютеров. Отсутствие продуктов особенно серьезно для 8-битных Atari ». Журнал призванных читателей «ПОДДЕРЖАТЬ издателей программного обеспечения Atari, покупая нужные вам программы - НЕ обменивайтесь нелегальными копиями с друзьями!»
Tramiel, родом из Польша сохранила прочные связи с Восточной Европой. Когда эти страны начали отказываться от Варшавского договора, что увенчалось падением Берлинской стены в 1989 году, он смог использовать эти отношения, чтобы открыть новые возможности для бизнеса для компании.. Чтобы найти потребность в очень недорогой машине, подход для продаж в этих регионах, где экономика все еще была посткоммунистической, а обменные курсы очень высоки, Atari представила последние машины в 8-битной серии по очень низким ценам.
Это были модели 65XE и 130XE (XE расшифровывалось как X L-Compatible E ight Bit). Они были анонсированы в 1985 году одновременно с первыми моделями серии Atari ST, и визуально напоминали Atari ST. Изначально предназначенный для называния 900XLF, 65XE имел 64 КБ ОЗУ и был функционально эквивалентен 800XL без подключения PBI. 130XE имел 128 КБ памяти, доступной через выбор банка, и усовершенствованный интерфейс картриджей (ECI), который в электронном виде был почти совместим с интерфейсом параллельной шины (PBI), но физически меньше, так как он был расположен рядом со стандартным 400 / 800-совместимый интерфейс картриджа и выдает только те сигналы, которых не было в последнем; Ожидалось, что периферийные устройства ECI будут подключаться как к стандартному интерфейсу картриджей, так и к порту ECI. Более поздние версии 65XE также содержали порт ECI. 130XE был нацелен на массовый рынок.
65XE продавался как 800XE в Германии и Чехословакии, чтобы ездить о популярности оригинального 800XL на этих рынках. Все устройства 800XE, доступные на рынке с 1987 года, имели порт ECI.
Линия XE страдала от серьезных проблем с надежностью. Качество печатных плат было плохим, с тонкими, легко повреждаемыми проводниками, и большинство машин было оборудовано на заводе микросхемами RAM Micron Technologies 64kx1, которые имели высокую частоту отказов. Обычной практикой было установить хотя бы один чип RAM от более качественного производителя, такого как NEC, чтобы компьютеры прошли заводскую проверку качества и качества.
Atari выпустила XE Game System (XEGS) в 1987 году. XE Game System - это переработанная версия 65XE, которая в результате совместима практически со всем 8-битным программным обеспечением и оборудованием Atari. Игровая система XE продавалась в комплекте со съемной клавиатурой, джойстиком и световым пистолетом (XG-1 ) и двумя игровыми картриджами (и Flight Simulator II ). Большинство игр были более ранними, например, Necromancer и Blue Max (обе изначально были опубликованы Synapse, а не Atari), перенесенные на картридж.
В 1992 году Atari Corp. официально прекратила всю оставшуюся поддержку для 8-битного семейства.
В 2006 году Курт Вендел, разработавший Atari Flashback для Atari, Inc. в 2004 году, утверждал, что Atari выпустила 8-битный чипсет в общественное достояние. В сообществе существует соглашение, что Atari разрешила распространение ПЗУ Atari 800 с эмулятором Xformer 2.5 , что делает ПЗУ юридически доступным сегодня как бесплатное ПО.
Машины Atari состоят из 6502 в качестве основного процессора, комбинации чипов ANTIC и GTIA для обеспечения графики и микросхема POKEY для обработки звука и последовательного ввода / вывода. Эти вспомогательные микросхемы управляются через серию регистров, которыми можно управлять с помощью инструкций загрузки / сохранения памяти, выполняемых на 6502. Например, GTIA использует серию регистров для подбирать цвета для экрана; эти цвета можно изменить, вставив правильные значения в его регистры, которые отображаются в адресное пространство, видимое для 6502. Некоторые сопроцессоры используют данные, хранящиеся в ОЗУ, особенно ANTIC и информацию о Display List, а также информацию об игроке / ракете GTIA (спрайт ).
Настраиваемые аппаратные функции позволяют компьютерам выполнять многие функции непосредственно в аппаратном обеспечении, например плавную фоновую прокрутку, которая на большинстве других компьютеров должна выполняться программно. Графические и звуковые демонстрации были частью самой ранней информации для разработчиков Atari и использовались в качестве маркетинговых материалов на компьютерах, запускающих демонстрационные версии в магазинах.
ANTIC - микропроцессор, который обрабатывает последовательность инструкций, известную как список отображения. Инструкция добавляет на дисплей одну строку указанного графического режима. Каждый режим различается в зависимости от того, представляет ли он текст или растровое изображение, разрешения и количества цветов, а также его вертикальной высоты в строках сканирования. Инструкция также указывает, содержит ли она прерывание, включена ли точная прокрутка и, при необходимости, откуда брать данные отображения из памяти.
Поскольку каждая строка может быть указана индивидуально, программист может создавать дисплеи, содержащие различные текстовые или растровые графические режимы на одном экране, где данные могут быть получены