NTSC

редактировать
Аналоговая система цветного телевидения, разработанная в Соединенных Штатах Системы кодирования аналогового телевидения по странам; NTSC (зеленый), SECAM (оранжевый) и PAL (синий).

NTSC, названный в честь Национального комитета телевизионных систем, - это аналоговая телевизионная цветная система, которая была представлена ​​в Северной Америке в 1954 году и использовалась до цифрового преобразования. Это был один из трех основных стандартов цветного аналогового телевидения, другие - PAL и SECAM.

. Все страны, использующие NTSC, в настоящее время находятся в процессе преобразования или имеют уже преобразован в стандарт ATSC или в DVB, ISDB или DTMB.

На этой странице в основном обсуждается система кодирования цвета NTSC. В статьях по системам телевещания и аналоговому телевидению дополнительно описывается частота кадров, разрешение изображения и модуляция звука.

Содержание

  • 1 Географический охват
  • 2 Цифровое преобразование
  • 3 История
  • 4 Технические детали
    • 4.1 Линии и частота обновления
    • 4.2 Колориметрия
      • 4.2.1 SMPTE C
    • 4.3 Цветовое кодирование
    • 4.4 Метод модуляции передачи
    • 4.5 Преобразование частоты кадров
    • 4.6 Модуляция для аналоговой спутниковой передачи
    • 4.7 Порядок полей
  • 5 вариантов
    • 5.1 NTSC-M
    • 5.2 NTSC -N / NTSC50
    • 5,3 NTSC-J
    • 5,4 PAL-M (Бразилия)
    • 5,5 PAL-N
    • 5,6 NTSC 4,43
    • 5,7 OSKM
    • 5,8 Пленка NTSC
    • 5,9 Регион видеоигр Канада / США
  • 6 Сравнительное качество
  • 7 Вертикальный интервал
  • 8 Страны и территории, которые используют или когда-то использовали NTSC
    • 8.1 Экспериментально
    • 8.2 Страны и территории, прекратившие использование NTSC
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Географический охват

Стандарт NTSC использовался в большей части Северной Америки, западная Южная Америка, Либерия, Мьянма, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Япония и некоторые островные государства и территории Тихого океана (см. Карту).

Цифровое преобразование

Большинство стран, использующих стандарт NTSC, а также страны, использующие другие стандарты аналогового телевидения, перешли или находятся в процессе перехода на более новые стандарты цифрового телевидения, в мире используется по крайней мере четыре различных стандарта. Северная Америка, части Центральной Америки и Южная Корея принимают или приняли стандарты ATSC, в то время как другие страны, такие как Япония, принимают или уже принял другие стандарты вместо ATSC. Спустя почти 70 лет большая часть эфирных передач NTSC в США прекратилась 1 января 2010 г., а к 31 августа 2011 г. на Канаде и на большинстве других рынков NTSC. Большинство передач NTSC закончилось в Японии 24 июля 2011 года, а в следующем году закончились японские префектуры Иватэ, Мияги и Фукусима. После пилотной программы в 2013 году большинство аналоговых станций на полную мощность в Мексике покинули эфир десять раз в 2015 году, а около 500 маломощных станций и ретрансляторов разрешили оставаться в аналоговом режиме до конца 2016 года. Цифровое вещание позволяет телевидение более высокого разрешения, но цифровое телевидение стандартной четкости по-прежнему использует частоту кадров и количество строк разрешения, установленные аналоговым стандартом NTSC.

История

Первый стандарт NTSC был разработан в 1941 году и не предусматривал цвет. В 1953 году был принят второй стандарт NTSC, который разрешил цветное телевидение вещание, которое было совместимо с существующим парком черно-белых приемников. NTSC была первой широко принятой системой цветного вещания и оставалась доминирующей до 2000-х годов, когда ее заменили другими цифровыми стандартами, такими как ATSC и другими.

Национальный комитет по телевизионной системе был создан в 1940 году Федеральной комиссией по связи (FCC) США для разрешения конфликтов между компаниями по поводу введения общенациональной системы аналогового телевидения в Соединенных Штатах.. В марте 1941 года комитет выпустил технический стандарт для черно-белого телевидения, основанный на рекомендации 1936 года, сделанной Ассоциацией производителей радиооборудования (RMA). Технические достижения технологии рудиментарной боковой полосы позволили увеличить разрешение изображения. NTSC выбрал 525 строк развертки в качестве компромисса между стандартом 441- строки развертки RCA (уже используется в телевизионной сети RCA NBC ) и Philco и DuMont стремятся увеличить количество строк развертки до 605-800. Стандарт рекомендовал частоту кадров 30 кадров (изображений) в секунду., состоящий из двух полей с чересстрочной разверткой на кадр с 262,5 строками на поле и 60 полями в секунду. Другими стандартами в окончательной рекомендации были соотношение сторон 4: 3 и частотная модуляция (FM) для звукового сигнала (что было довольно новым в то время).

В январе 1950 года комитет был воссоздан для стандартизации цветного телевидения. В октябре 1950 года Федеральная комиссия связи США (FCC) ненадолго утвердила стандарт цветного телевидения, который был разработан CBS. Система CBS была несовместима с существующими черно-белыми приемниками. Он использовал вращающееся цветовое колесо, уменьшил количество строк с 525 до 405 и увеличил частоту поля с 60 до 144, но имел эффективную кадровую частоту всего 24 кадра. в секунду. Судебный иск со стороны конкурирующей компании RCA запретил коммерческое использование системы в эфире до июня 1951 года, а регулярные трансляции длились всего несколько месяцев, прежде чем в октябре Управление мобилизации запретило производство всех цветных телевизоров. якобы из-за Корейской войны. CBS отменила свою систему в марте 1953 года, а FCC заменила ее 17 декабря 1953 года стандартом цвета NTSC, который был совместно разработан несколькими компаниями, включая RCA и Philco.

В декабре 1953 года FCC единогласно утвердил то, что сейчас называется стандартом цветного телевидения NTSC (позже определенным как RS-170a). Совместимый цветной стандарт сохранил полную обратную совместимость с существовавшими на тот момент черно-белыми телевизорами. Информация о цвете была добавлена ​​к черно-белому изображению путем введения цветовой поднесущей точно 315/88 МГц (обычно описывается как 3,579545 МГц ± 10 Гц или около 3,58 МГц). Точная частота была выбрана таким образом, чтобы компоненты модуляции горизонтальной линейной скорости сигнала цветности попадали точно между компонентами горизонтальной линейной модуляции сигнала яркости, тем самым позволяя отфильтровать сигнал цветности из сигнала яркости с незначительным ухудшением качества изображения. сигнал яркости. (Кроме того, минимизируйте видимость существующих наборов, которые не фильтруют его.) Из-за ограничений цепей делителя частоты во время обнародования цветового стандарта частота цветовой поднесущей была построена как составная частота, собранная из маленькие целые числа, в данном случае 5 × 7 × 9 / (8 × 11) МГц. Скорость горизонтальной линии была снижена примерно до 15 734 строк в секунду (3,579545 × 2/455 МГц = 9/572 МГц) с 15 750 строк в секунду, а частота кадров была снижена до 30 / 1,001 ≈ 29,970 кадров в секунду (горизонтальная линия скорость, деленная на 525 строк / кадр) от 30 кадров в секунду. Эти изменения составили 0,1 процента и были легко приемлемы для существовавших в то время телевизионных приемников.

Первой публично объявленной трансляцией по сетевому телевидению программы с использованием системы «совместимого цвета» NTSC был эпизод Kukla на канале NBC., Фрэн и Олли 30 августа 1953 года, хотя цветное изображение можно было увидеть только в штаб-квартире сети. Первый общенациональный просмотр цветного стандарта NTSC состоялся 1 января следующего года, когда транслировалась трансляция Tournament of Roses Parade, которую можно было просмотреть на прототипах цветных приемников на специальных презентациях по всей стране. Первой цветной телекамерой NTSC была RCA TK-40, использовавшаяся для экспериментальных трансляций в 1953 году; улучшенная версия, TK-40A, представленная в марте 1954 года, была первой коммерчески доступной цветной телекамерой. Позже в том же году улучшенная камера TK-41 стала стандартной камерой, которая использовалась на протяжении большей части 1960-х годов.

Стандарт NTSC был принят в других странах, в том числе в большинстве Северной и Южной Америки и Японии.

. С появлением цифрового телевидения аналоговое вещание выводятся из употребления. FCC потребовала от большинства вещательных компаний США отключить свои аналоговые передатчики в 2009 году. станции с низким энергопотреблением, станции класса A и переводчики были вынуждены отключить к 2015 году.

Технические детали

Линии и частота обновления

Цветовое кодирование NTSC используется с телевизионным сигналом System M, который состоит из ⁄ 1,001 (приблизительно 29,97) чересстрочных кадров из видео за секунду. Каждый кадр состоит из двух полей, каждое из которых состоит из 262,5 строк развертки, всего 525 строк развертки. 483 линии развертки составляют видимый растр . Остаток (интервал вертикального гашения ) учитывает вертикальную синхронизацию и обратный ход. Этот интервал гашения был первоначально разработан для того, чтобы просто гасить электронный луч ЭЛТ приемника, чтобы учесть простые аналоговые схемы и медленный вертикальный обратный ход ранних телевизионных приемников. Однако некоторые из этих строк могут теперь содержать другие данные, такие как скрытые субтитры и вертикальный интервал временной код (VITC). В полном растре (без учета половинных строк из-за чересстрочной развертки ) четные строки развертки (каждая вторая строка, которая будет даже при учете в видеосигнале, например {2, 4, 6,..., 524}) рисуются в первом поле, а нечетные (каждая вторая строка, которая была бы нечетной при подсчете в видеосигнале, например {1, 3, 5,..., 525 }) рисуются во втором поле, чтобы получить изображение без мерцания с частотой обновления поля , равной / 1,001 Гц (приблизительно 59,94 Гц). Для сравнения, системы 576i, такие как PAL-B / G и SECAM, используют 625 строк (576 видимых) и поэтому имеют более высокое разрешение по вертикали, но более низкое временное разрешение 25 кадров или 50 полей в секунду.

Частота обновления поля NTSC в черно-белой системе изначально точно соответствовала номинальной частоте 60 Гц источника переменного тока, используемого в США. Согласование поля частота обновления с источником питания позволило избежать интермодуляции (также называемой биением), которая приводит к появлению полос на экране. Синхронизация частоты обновления и мощности помогла камерам kinescope записывать ранние прямые телетрансляции, так как было очень просто синхронизировать пленочную камеру для захвата одного кадра видео на каждом кадре пленки. с помощью частоты переменного тока для установки скорости камеры с синхронным двигателем переменного тока. Когда в систему был добавлен цвет, частота обновления была немного сдвинута вниз на 0,1% до приблизительно 59,94 Гц для устранения стационарных точечных рисунков в разностной частоте между звуковыми и цветовыми несущими, как описано ниже в разделе «Кодирование цвета ". К тому времени, когда частота кадров изменилась для соответствия цвету, было почти так же легко запустить затвор камеры по самому видеосигналу.

Фактическая цифра в 525 линий была выбрана как следствие ограничений современных технологий на основе электронных ламп. В ранних телевизионных системах задающий генератор, управляемый напряжением, работал на двойной частоте горизонтальной линии, и эта частота была разделена на количество используемых линий (в данном случае 525), чтобы получить частоту поля ( 60 Гц в данном случае). Затем эта частота сравнивалась с частотой линии электропередач 60 Гц , и любое несоответствие исправлялось путем регулировки частоты задающего генератора. Для чересстрочной развертки требовалось нечетное количество строк в кадре, чтобы сделать расстояние вертикального обратного хода идентичным для нечетных и четных полей, что означало, что частота задающего генератора должна быть разделена на нечетное число. В то время единственным практическим методом деления частот было использование цепочки из вакуумных ламп мультивибраторов, причем общий коэффициент деления был математическим произведением коэффициентов деления цепи. Поскольку все множители нечетного числа также должны быть нечетными числами, отсюда следует, что все делители в цепочке также должны были делиться на нечетные числа, и они должны были быть относительно небольшими из-за проблем теплового дрейфа с вакуумными трубками. Ближайшая практическая последовательность к 500, которая соответствует этим критериям, была 3 × 5 × 5 × 7 = 525. (По той же причине, 625-строчный PAL-B / G и SECAM используют 5 × 5 × 5 × 5, старая британская 405-строчная система использовала 3 × 3 × 3 × 3 × 5, французская 819-строчная система использовала 3 × 3 × 7 × 13 и т. Д.)

Колориметрия

Исходная цветовая спецификация NTSC 1953 года, все еще являющаяся частью Свода федеральных правил США, определяла колориметрические значения системы следующим образом:

Исходная колориметрия NTSC (1953)CIE 1931 xCIE 1931 y
первичный красный0,670,33
основной зеленый0,210,71
основной синий0,140,08
точка белого (CIE Стандартный источник света C) 6774 K0,3100,316

Первые цветные телевизионные приемники, такие как RCA CT-100, были верны этой спецификации (которая была основана на преобладающих стандартах кинофильмов), имея большую гамму, чем у большинства современных мониторов. Их низкоэффективные люминофоры (особенно в красном) были слабыми и долговечными, оставляя следы за движущимися объектами. Начиная с конца 1950-х, люминофоры для кинескопов жертвовали насыщенностью ради увеличения яркости; это отклонение от стандарта как на приемнике, так и на радиовещательной станции стало источником значительных цветовых вариаций.

SMPTE C

Чтобы обеспечить более равномерное воспроизведение цвета, приемники начали включать схемы цветокоррекции, которые преобразовывали принятый сигнал, закодированный для колориметрических значений, перечисленных выше, в сигналы, закодированные для фактически используемых люминофоров внутри монитора. Поскольку такая цветокоррекция не может быть выполнена точно на переданных нелинейных гамма-скорректированных сигналах, регулировка может быть только приблизительной, вводя ошибки как оттенка, так и яркости для сильно насыщенных цветов.

Аналогичным образом на этапе вещания, в 1968–69, Conrac Corp., работая с RCA, определила набор контролируемых люминофоров для использования в видеомониторах с цветным изображением . Эта спецификация сохранилась и сегодня как спецификация люминофора SMPTE "C" :

колориметрия SMPTE "C"CIE 1931 xCIE 1931 y
первичный красный0,6300,340
основной зеленый0,3100,595
основной синий0,1550,070
точка белого (Источник света CIE D65 )0,31270,3290

Как и в случае с домашними приемниками, дополнительно рекомендовалось, чтобы студийные мониторы включали аналогичные схемы цветокоррекции, чтобы радиовещательные компании передавали изображения кодируется для исходных колориметрических значений 1953 года в соответствии со стандартами FCC.

В 1987 году Комитет по телевизионным технологиям Общества инженеров кино и телевидения (SMPTE), Рабочая группа по колориметрии студийных мониторов, принял SMPTE C (Conrac) люминофоры для общего использования в Рекомендуемой практике 145, что побудило многих производителей модифицировать конструкции своих камер для прямого кодирования для колориметрии SMPTE "C" без цветокоррекции, как одобрено. изд. в стандарте SMPTE 170M, "Композитный аналоговый видеосигнал - NTSC для студийных приложений" (1994). Как следствие, стандарт цифрового телевидения ATSC утверждает, что для сигналов 480i следует использовать колориметрию SMPTE "C", если колориметрические данные не включены в транспортный поток.

Японский NTSC никогда не менял основные цвета и точку белого на SMPTE "C", продолжая использовать основные цвета и точку белого NTSC 1953 года. Обе системы PAL и SECAM использовали оригинальную колориметрию NTSC 1953 года до 1970 года; Однако, в отличие от NTSC, Европейский вещательный союз (EBU) в этом году отклонил цветокоррекцию в приемниках и студийных мониторах и вместо этого прямо призвал все оборудование напрямую кодировать сигналы для колориметрических значений EBU, что еще больше повысило точность цветопередачи этих систем.

Цветовое кодирование

Для обратной совместимости с черно-белым телевидением, NTSC использует систему кодирования яркости - цветности, изобретенную в 1938 году Жорж Валенси. Три сигнала цветного изображения делятся на яркость (полученную математически из трех отдельных цветовых сигналов (красный, зеленый и синий)), которая заменяет исходный сигнал монохромный, и цветность, которая несет только информацию о цвете. Этот процесс применяется к каждому источнику цвета его собственным Colorplexer, тем самым позволяя управлять совместимым источником цвета, как если бы он был обычным монохромным источником. Это позволяет черно-белым приемникам отображать цветовые сигналы NTSC, просто игнорируя сигнал цветности. Некоторые черно-белые телевизоры, продаваемые в США после введения цветного вещания в 1953 году, были предназначены для фильтрации цветности, но ранние черно-белые телевизоры этого не делали, и цветность можно было рассматривать как точку узор »в сильно окрашенных областях изображения.

В NTSC цветность кодируется с использованием двух цветовых сигналов, известных как I (синфазный) и Q (в квадратуре), в процессе, называемом QAM. Каждый из двух сигналов модулирует по амплитуде несущие 3,58 МГц, которые не совпадают по фазе на 90 градусов друг с другом, и результат суммируется, но сами несущие подавляются. Результат можно рассматривать как единый синусоидальной волны с различной фазой по отношению к опорной несущей и с различной амплитудой. Изменяющаяся фаза представляет собой мгновенный цветовой оттенок, зафиксированный телекамерой, а амплитуда представляет мгновенную насыщенность цвета. Эта поднесущая 3,58 МГц затем добавляется к яркости, чтобы сформировать «составной цветовой сигнал», который модулирует видеосигнал несущая так же, как при монохромной передаче.

Чтобы цветной телевизор мог восстанавливать информацию оттенка из цветовой поднесущей, он должен иметь нулевую опорную фазу для замены ранее подавленной несущей. Сигнал NTSC включает в себя короткий образец этого опорного сигнала, известного как ColorBurst, расположенный на «заднее крыльцо» каждого горизонтального импульса синхронизации. Цветовая вспышка состоит как минимум из восьми периодов немодулированной (фиксированная фаза и амплитуда) поднесущей цвета. В ТВ-приемнике есть «гетеродин», который синхронизируется с этими цветовыми вспышками. Объединение этого эталонного фазового сигнала, полученного из цветовой синхронизации, с амплитудой и фазой сигнала цветности позволяет восстановить сигналы «I» и «Q», которые в сочетании с информацией о яркости позволяют реконструировать цветное изображение на экране. Цветной телевизор на самом деле считается цветным телевизором из-за полного разделения яркой части изображения от цветной части. В телевизорах с ЭЛТ сигнал NTSC преобразуется в три цветовых сигнала, называемых R ed, G reen и B lue, каждый из которых управляет этой цветной электронной пушкой. Телевизоры с цифровой схемой используют методы выборки для обработки сигналов, но конечный результат тот же. Как для аналоговых, так и для цифровых наборов, обрабатывающих аналоговый сигнал NTSC, исходные три цветовых сигнала (красный, зеленый и синий) передаются с использованием трех дискретных сигналов (яркость, I и Q), а затем восстанавливаются как три отдельных цвета и объединяются в цветное изображение..

Когда передатчик транслирует сигнал NTSC, он амплитудно модулирует несущую радиочастоты с помощью только что описанного сигнала NTSC, в то время как он модулирует частоту несущей на 4,5 МГц выше с помощью аудиосигнала. Если с широковещательным сигналом происходит нелинейное искажение, несущая цвета 3,579545 МГц может превзойти несущую звука, создав точечный узор на экране. Чтобы сделать результирующий рисунок менее заметным, разработчики уменьшили исходную частоту развертки 15 750 Гц в 1,001 (0,1%), чтобы она соответствовала несущей частоте звука, деленной на коэффициент 286, в результате чего частота поля составила приблизительно 59,94 Гц. Эта регулировка гарантирует, что разница между звуковой несущей и цветовой поднесущей (наиболее проблемное интермодуляционное произведение двух несущих) будет нечетно кратной половине скорости линии, что является необходимым условием для точек на последовательные линии должны быть противоположными по фазе, чтобы сделать их наименее заметными.

Коэффициент 59,94 получен из следующих расчетов. Разработчики решили сделать частоту поднесущей сигнала цветности равной n + 0,5 частоты линии, чтобы минимизировать помехи между сигналом яркости и сигналом цветности. (Другой способ часто указывается, что частота цветовой поднесущей является нечетным числом, кратным половине линейной частоты.) Затем они решили сделать частоту аудиоподнесущей целым числом, кратным линейной частоте, чтобы минимизировать видимые (интермодуляционные) помехи между аудиосигналом. сигнал и сигнал цветности. Исходный черно-белый стандарт с его линейной частотой 15 750 Гц и поднесущей звуковой частоты 4,5 МГц не удовлетворяет этим требованиям, поэтому разработчикам пришлось либо повысить частоту поднесущей звука, либо снизить линейную частоту. Повышение частоты поднесущей аудиосигнала не позволит существующим (черно-белым) приемникам правильно настроить аудиосигнал. Понижение линейной частоты сравнительно безобидно, потому что информация о горизонтальной и вертикальной синхронизации в сигнале NTSC позволяет приемнику допускать существенные колебания линейной частоты. Поэтому инженеры выбрали частоту линии, которую нужно изменить для стандарта цвета. В стандарте черно-белого изображения отношение частоты звуковой поднесущей к частоте линии составляет ⁄ 15 750 Гц = 285,71. В стандарте цвета это округляется до целого числа 286, что означает, что линейная скорость стандарта цвета составляет ⁄ 286 ≈ 15,734 Гц. При одинаковом количестве строк сканирования на поле (и кадр) более низкая скорость строк должна приводить к более низкой скорости поля. Разделение ⁄ 286 строк в секунду на 262,5 строк на поле дает примерно 59,94 поля в секунду.

Метод модуляции передачи

Спектр телевизионного канала Системы M с цветом NTSC

Переданный телевизионный канал NTSC занимает общую полосу пропускания 6 МГц. Фактический видеосигнал, который является амплитудно-модулированным, передается в диапазоне от 500 кГц до 5,45 МГц выше нижней границы канала. Несущая видео на 1,25 МГц выше нижней границы канала. Как и большинство сигналов AM, видеосигнал генерирует две боковые полосы , одну над несущей и одну под ней. Ширина каждой боковой полосы составляет 4,2 МГц. Передается вся верхняя боковая полоса, но передается только 1,25 МГц нижней боковой полосы, известной как рудиментарная боковая полоса. Поднесущая цвета, как отмечалось выше, на 3,579545 МГц выше видеонесущей и является квадратурно-амплитудной модуляцией с подавленной несущей. Аудиосигнал частотно-модулированный, как и аудиосигналы, передаваемые FM-радио станциями в диапазоне 88–108 МГц, но с максимальной частотой 25 кГц девиация частоты, в отличие от 75 кГц, которая используется в диапазоне FM, благодаря чему аналоговые телевизионные аудиосигналы звучат тише, чем радиосигналы FM, принимаемые широкополосным приемником. Основная несущая звука находится на 4,5 МГц выше несущей видео, что делает ее на 250 кГц ниже верхней границы канала. Иногда канал может содержать сигнал MTS, который предлагает более одного аудиосигнала путем добавления одной или двух поднесущих к аудиосигналу, каждая из которых синхронизирована с частотой, кратной линейной частоте. Обычно это происходит, когда используются сигналы стереоаудио и / или второй аудиопрограммы. Те же расширения используются в ATSC, где цифровая несущая ATSC транслируется на 0,31 МГц выше нижней границы канала.

«Настройка» - это сдвиг напряжения 54 мВ (7,5 IRE) между уровнями «черного» и «гашения». Это уникально для NTSC. CVBS расшифровывается как Color, Video, Blanking и Sync.

Преобразование частоты кадров

Существует большая разница в частоте кадров между пленкой, которая работает со скоростью 24,0 кадра в секунду, и стандартом NTSC, который работает примерно с 29,97 (10 МГц × 63/88/455/525) кадров в секунду. В регионах, где используются стандарты телевидения и видео с частотой 25 кадров в секунду, эту разницу можно преодолеть с помощью ускорения.

Для стандартов 30 кадров в секунду используется процесс, называемый «3: 2 раскрывающийся список ».. Один кадр фильма передается для трех полей видео (длительностью 1 ⁄ 2 кадра видео), а следующий кадр передается для двух полей видео (длительностью 1 кадр видео). Таким образом, два кадра фильма передаются в пяти видеополях, в среднем 2 ⁄ 2 видеополей на кадр фильма. Таким образом, средняя частота кадров составляет 60 ÷ 2,5 = 24 кадра в секунду, поэтому номинально средняя скорость пленки является именно такой, какой должна быть. (На самом деле, в течение часа реального времени отображается 215 827,2 видеополя, представляющих 86 330,88 кадров пленки, в то время как за час реальной кинопроекции 24 кадра в секунду отображается ровно 86 400 кадров: таким образом, 29,97 кадра в секунду NTSC скорость передачи пленки 24 кадра в секунду составляет 99,92% от нормальной скорости пленки.) Кадрирование кадра при воспроизведении может отображать видеокадр с полями из двух разных кадров пленки, поэтому любое различие между кадрами будет отображаться как быстрое движение назад и вперед. четвертое мерцание. Также может наблюдаться заметное дрожание / "заикание" при медленном панорамировании камеры (дрожание телесина ).

Чтобы избежать преобразования 3: 2, фильм, снятый специально для телевидения NTSC, часто снимается с частотой 30 кадров / с.

Для показа материала со скоростью 25 кадров в секунду (например, европейский телесериал и некоторые европейские фильмы) на оборудовании NTSC каждый пятый кадр дублируется, а затем результирующий поток чередуется.

Фильм, снятый для телевидения NTSC с частотой 24 кадра в секунду, традиционно был ускорен на 1/24 (примерно до 104,17% от нормальной скорости) для передачи в регионах, где используются телевизионные стандарты 25 кадров в секунду. Это увеличение скорости изображения традиционно сопровождалось аналогичным увеличением высоты звука и темпа звука. Совсем недавно смешивание кадров использовалось для преобразования видео с частотой 24 кадра в секунду в видео со скоростью 25 кадров в секунду без изменения его скорости.

Фильм, снятый для телевидения в регионах, где используются телевизионные стандарты 25 кадров в секунду, можно обрабатывать одним из двух способов:

  • Фильм можно снимать со скоростью 24 кадра в секунду. В этом случае при передаче в исходной области фильм может быть ускорен до 25 кадров в секунду в соответствии с описанной выше аналоговой методикой или сохранен на скорости 24 кадра в секунду с помощью описанной выше цифровой технологии. Когда тот же фильм транслируется в регионах, где используется номинальный телевизионный стандарт 30 кадров в секунду, нет заметных изменений скорости, темпа и высоты тона.
  • Фильм можно снимать со скоростью 25 кадров в секунду. В этом случае при передаче в исходном регионе фильм отображается с нормальной скоростью без изменения сопровождающей звуковой дорожки. Когда один и тот же фильм демонстрируется в регионах, где используется номинальный телевизионный стандарт 30 кадров в секунду, каждый пятый кадр дублируется, и по-прежнему не наблюдается заметного изменения скорости, темпа и высоты тона.

Поскольку обе скорости пленки использовались в В регионах со скоростью 25 кадров в секунду зрители могут не понимать истинную скорость видео и звука, высоту голоса, звуковые эффекты и музыкальные исполнения в телевизионных фильмах из этих регионов. Например, они могут задаться вопросом, был ли сериал Джереми Бретта из телевизионных фильмов Шерлока Холмса, снятых в 1980-х и начале 1990-х годов, был снят с частотой 24 кадра в секунду, а затем транслировался с искусственно высокой скоростью. в регионах с 25 кадрами в секунду, или было ли оно снято с исходной скоростью 25 кадров в секунду, а затем было снижено до 24 кадров в секунду для показа NTSC.

Эти несоответствия существуют не только в телевизионных передачах по воздуху и по кабелю, но и на рынке домашнего видео, как на ленте, так и на дисках, включая лазерный диск и DVD..

В цифровом телевидении и видео, которые приходят на смену своим аналоговым предшественникам, единые стандарты, которые могут поддерживать более широкий диапазон частот кадров, по-прежнему демонстрируют ограничения аналоговых региональных стандартов. Например, первоначальная версия стандарта ATSC допускала частоту кадров 23,976, 24, 29,97, 30, 59,94 и 60 кадров в секунду, но не 25 и 50. Современный ATSC допускает 25 и 50 кадров в секунду..

Модуляция для аналоговой спутниковой передачи

Поскольку мощность спутников сильно ограничена, аналоговая передача видео через спутники отличается от передачи наземного телевидения. AM - это метод линейной модуляции, поэтому для данного демодулированного отношения сигнал / шум (SNR) требуется столь же высокое SNR принятого RF. Соотношение сигнал / шум студийного качества видео превышает 50 дБ, поэтому для AM потребуется недопустимо высокая мощность и / или большие антенны.

Широкополосный FM используется вместо этого для обмена ширины полосы РЧ на пониженную мощность. Увеличение полосы пропускания канала с 6 до 36 МГц позволяет получить отношение сигнал / шум в РЧ только 10 дБ или меньше. Более широкая шумовая полоса снижает эту экономию мощности на 40 дБ на 36 МГц / 6 МГц = 8 дБ, что дает существенное чистое снижение на 32 дБ.

Звук передается на поднесущей FM, как при наземной передаче, но частоты выше 4,5 МГц используются для уменьшения звуковых / визуальных помех. Обычно используются 6,8, 5,8 и 6,2 МГц. Стерео может быть мультиплексным, дискретным или матричным, а несвязанные аудиосигналы и сигналы данных могут быть размещены на дополнительных поднесущих.

Треугольная форма волны рассеяния энергии 60 Гц добавляется к составному сигналу основной полосы частот (видео плюс поднесущие аудио и данных) перед модуляцией. Это ограничивает спектральную плотность мощности спутниковой нисходящей линии связи в случае потери видеосигнала. В противном случае спутник может передавать всю свою мощность на одной частоте, создавая помехи наземным микроволновым линиям связи в той же полосе частот.

В режиме половинного транспондера девиация частоты составного сигнала основной полосы частот снижается до 18 МГц, чтобы разрешить другой сигнал в другой половине транспондера 36 МГц. Это несколько снижает эффективность ЧМ, а восстановленные отношения сигнал / шум дополнительно уменьшаются, поскольку мощность объединенного сигнала должна быть "снижена", чтобы избежать интермодуляционных искажений в спутниковом ретрансляторе. Одиночный FM-сигнал имеет постоянную амплитуду, поэтому он может насыщать транспондер без искажений.

Порядок полей

«Кадр» NTSC состоит из «четного» поля, за которым следует «нечетное» поле. Что касается приема аналогового сигнала, это чисто условный вопрос, и это не имеет значения. Это скорее похоже на ломаные линии, идущие посередине дороги, неважно, пара это линия / пробел или пара пробел / линия; эффект для водителя точно такой же.

Введение форматов цифрового телевидения несколько изменило ситуацию. Большинство форматов цифрового телевидения хранят и передают поля попарно как один цифровой кадр. Цифровые форматы, которые соответствуют частоте полей NTSC, включая популярный формат DVD, записывают видео с четным полем первым в цифровом кадре, в то время как форматы, соответствующие скорости поля системы с 625 строками, часто записывают видео с нечетным кадром первый. Это означает, что при воспроизведении многих цифровых форматов, не основанных на NTSC, необходимо изменить порядок полей, в противном случае возникает неприемлемый эффект «гребешка» на движущихся объектах, поскольку они отображаются впереди в одном поле, а затем возвращаются в следующем.

Это также стало опасностью, когда прогрессивное видео, отличное от NTSC, транскодируется в чересстрочное и наоборот. Системы, которые восстанавливают прогрессивные кадры или перекодируют видео, должны гарантировать, что соблюдается «Порядок полей», в противном случае восстановленный кадр будет состоять из поля из одного кадра и поля из соседнего кадра, что приведет к артефактам чередования «гребешков». Это часто можно наблюдать в утилитах воспроизведения видео на ПК, если сделан неправильный выбор алгоритма деинтерлейсинга.

В течение десятилетий мощного вещания NTSC в Соединенных Штатах переключение между видами с двух камер осуществлялось в соответствии с двумя стандартами доминирования поля, причем выбор между ними производился география, Восток против Запада. В одной области переключение было выполнено между нечетным полем, которое завершает один кадр, и четным полем, которое начинает следующий кадр; в другом - переключение производилось после четного поля и перед нечетным полем. Таким образом, например, домашняя VHS-запись, сделанная из местной телевизионной программы новостей на Востоке, когда она приостановлена, всегда будет показывать только вид с одной камеры (если не предполагается растворение или другой многокамерный снимок), тогда как воспроизведение VHS комедии ситуаций записанные и отредактированные в Лос-Анджелесе, а затем транслируемые по всей стране, можно было приостановить в момент переключения между камерами, при этом половина линий изображала исходящий кадр, а другая половина - входящий.

Варианты

NTSC-M

В отличие от PAL и SECAM, с его множеством разнообразных базовых телевизионных систем, используемых во всем мире, цветное кодирование NTSC почти всегда используется с вещательной системой M, давая NTSC-M.

NTSC-N / NTSC50

NTSC-N / NTSC50 - это неофициальная система, объединяющая 625-строчное видео с цветным NTSC 3,58 МГц. Программное обеспечение PAL, работающее на NTSC Atari ST, отображается с использованием этой системы, поскольку оно не может отображать цвета PAL. Телевизоры и мониторы с ручкой V-Hold могут отображать эту систему после регулировки вертикального удержания.

NTSC-J

Только вариант для Японии "NTSC-J "немного отличается: в Японии уровень черного и уровень гашения сигнала идентичны (0 IRE ), как и в PAL, а в американском NTSC уровень черного равен немного выше (7,5 IRE ), чем уровень гашения. Так как разница довольно мала, для правильного отображения «другого» варианта NTSC на любом телевизоре, как и положено, требуется небольшой поворот ручки регулировки яркости; большинство наблюдателей могут даже не заметить разницы. Кодирование каналов в NTSC-J немного отличается от NTSC-M. В частности, японский VHF-диапазон состоит из каналов 1–12 (расположенных на частотах непосредственно выше 76–90 МГц японского FM-радио диапазона), тогда как североамериканский VHF TV-диапазон использует каналы 2–13 (54– 72 МГц, 76–88 МГц и 174–216 МГц) с 88–108 МГц, выделенными для FM радиовещание. Поэтому японские телеканалы UHF пронумерованы от 13 до 14, но в остальном используют те же частоты УВЧ, что и в Северной Америке.

PAL-M (Бразилия)

Бразильский Система PAL-M, представленная 19 февраля 1972 года, использует те же строки / поля, что и NTSC (525/60), и почти такую ​​же ширину полосы вещания и частоту сканирования (15,750 против 15,734 кГц). До введения цветного телевидения Бразилия вещала в стандартном черно-белом формате NTSC. В результате сигналы PAL-M почти идентичны сигналам NTSC Северной Америки, за исключением кодирования цветовой поднесущей (3,575611 МГц для PAL-M и 3,579545 МГц для NTSC). Как следствие этих близких характеристик, PAL-M будет отображаться в монохромном режиме со звуком на телевизорах NTSC и наоборот.

Система вещания M
Цветовая системаPAL-MNTSC
Диапазон передачиUHF / VHF
Частота кадров30 Гц
Строки / поля525/60
Вертикальная частота60 Гц60 / 1.001 Гц
Горизонтальная частота15,750 кГц15,734 кГц
Поднесущая цвета3,575611 МГц3,579545 МГц
Полоса пропускания видео4,2 МГц
Несущая частота звука4,5 МГц
Ширина полосы канала6 МГц

PAL-N

Используется в Аргентине, Парагвай и Уругвай. Это очень похоже на PAL-M (используется в Brazil ).

Сходство NTSC-M и NTSC-N можно увидеть в таблице схемы идентификации ITU, которая воспроизводится здесь:

Мировые телевизионные системы
СистемаЛинииЧастота кадровКанал ч / бВизуальный ч / бСмещение звукаОстаточная боковая полосаВидение мод.Звуковой мод.Примечания
M52529,9764,2+4,50,75Отриц.FMБольшая часть Северной и Южной Америки и Карибского бассейна, Южная Корея, Тайвань, Филиппины (все NTSC-M) и Бразилия (PAL-M). Чем выше частота кадров, тем выше качество.
N6252564.2+4,50,75Нет.FMАргентина, Парагвай, Уругвай (все PAL-N). Чем больше строк, тем выше качество.

Как показано, за исключением количества строк и кадров в секунду, системы идентичны. NTSC-N / PAL-N совместимы с такими источниками, как игровые консоли, VHS /Betamax видеомагнитофоны и DVD. игроков. Однако они несовместимы с широковещательными передачами baseband (которые принимаются через антенну ), хотя некоторые новые наборы поставляются с поддержкой основной полосы частот NTSC 3.58 (NTSC 3.58 - это частота для цветовой модуляции в NTSC: 3,58 МГц).

NTSC 4.43

В том, что можно рассматривать как противоположность PAL-60, NTSC 4.43 представляет собой систему псевдоцвета, которая передает кодировку NTSC (525 / 29.97) с цветовая поднесущая 4,43 МГц вместо 3,58 МГц. Полученный результат доступен для просмотра только телевизорам, которые поддерживают полученную псевдосистему (например, большинство телевизоров PAL примерно с середины 1990-х годов). Использование собственного телевизора NTSC для декодирования сигнала не дает цвета, а использование несовместимого телевизора PAL для декодирования системы дает неустойчивые цвета (наблюдается отсутствие красного и случайное мерцание). Формат использовался телеканалом ВВС США, базирующимся в Германии во время холодной войны. Он также использовался в качестве дополнительного вывода на некоторых проигрывателях LaserDisc и некоторых игровых консолях, продаваемых на рынках, где используется система PAL.

Система NTSC 4.43, хотя и не является широковещательным форматом, чаще всего появляется как функция воспроизведения видеомагнитофонов формата PAL, начиная с формата Sony 3/4 "U-Matic, а затем заканчивая форматом Betamax и VHS. Поскольку Голливуд претендует на предоставление большинства кассетного программного обеспечения (фильмов и телесериалов) для видеомагнитофонов для зрителей во всем мире, и поскольку не все выпуски кассет были доступны в форматах PAL, средства воспроизведения кассет формата NTSC были весьма желательны.

Многостандартные видеомониторы уже использовались в Европе для размещения источников вещания в видеоформатах PAL, SECAM и NTSC. гетеродинный процесс подбора цвета от U-Matic, Betamax VHS подвергся незначительной модификации проигрывателей видеомагнитофонов для размещения кассет формата NTSC. Формат VHS с поднесением цвета использует поднесущую 629 кГц, в то время как U-Matic и Betamax используют поднесущую 688 кГц для переноса амплитудно-модулированного сигнала цветности как для NTSC, так и для PAL. форматы. Поскольку видеомагнитофон был готов t Чтобы воспроизвести цветную часть записи NTSC с использованием цветового режима PAL, скорость сканера и ведущего устройства PAL должна была быть изменена с частоты поля PAL 50 Гц до частоты поля NTSC 59,94 Гц и более высокой линейной скорости ленты.

Изменения в PAL VCR незначительны благодаря существующим форматам записи VCR. Выходной сигнал видеомагнитофона при воспроизведении кассеты NTSC в режиме NTSC 4.43 составляет 525 строк / 29,97 кадров в секунду с гетеродифицированным цветом, совместимым с PAL. Мультистандартный приемник уже настроен на поддержку частот NTSC H и V; ему просто нужно сделать это при получении цвета PAL.

Существование этих мультистандартных приемников, вероятно, было частью привода для регионального кодирования DVD. Поскольку цветовые сигналы являются компонентами на диске для всех форматов отображения, для проигрывателей PAL DVD для воспроизведения дисков NTSC (525 / 29.97) практически не требуется никаких изменений, если дисплей поддерживает частоту кадров.

OSKM

В январе 1960 года (за 7 лет до принятия модифицированной версии SECAM) экспериментальная телестудия в Москве начала вещание с использованием системы OSKM. Аббревиатура OSKM означает «Одновременная система с квадратурной модуляцией» (на русском языке: Одновременная Система с Квадратурной Модуляцией). Он использовал схему цветового кодирования, которая позже использовалась в PAL (U и V вместо I и Q), потому что она была основана на монохромном стандарте D / K, 625/50.

Частота цветовой поднесущей составляла 4,4296875 МГц, а ширина полосы сигналов U и V была около 1,5 МГц. Всего было выпущено около 4000 телевизоров 4-х моделей (Радуга, Темп-22, Изумруд-201 и Изумруд-203) для исследования реального качества приема ТВ. Эти телевизоры не поступали в продажу, несмотря на то, что были включены в каталог товаров торговой сети СССР.

Вещание по этой системе длилось около 3 лет и было прекращено задолго до того, как в СССР начались передачи SECAM. Ни один из современных мультистандартных ТВ-ресиверов не поддерживает эту ТВ-систему.

NTSC-film

Содержание фильма, обычно снимаемое с частотой 24 кадра / с, может быть преобразовано в 30 кадров / с с помощью процесса телесина для дублирования кадров по мере необходимости.

23,976 29,97 = 4 5 {\ displaystyle {\ frac {23.976} {29.97}} = {\ frac {4} {5}}}\ frac {23.976} {29.97} = \ frac {4} {5}

Математически для NTSC это относительно просто, поскольку необходимо только дублировать каждый четвертый кадр. Используются различные методы. NTSC с фактической частотой кадров ⁄ 1,001 (приблизительно 23,976) кадров / с часто определяется как пленка NTSC. Процесс, известный как pulllup, также известный как pulldown, генерирует дублированные кадры при воспроизведении. Этот метод является общим для цифрового видео H.262 / MPEG-2 Part 2, поэтому исходный контент сохраняется и воспроизводится на оборудовании, которое может его отображать, или может быть преобразовано для оборудования, которое не может.

Регион видеоигр Канада / США

Иногда NTSC-U, NTSC-US или NTSC-U / C используется для описания региона видеоигр в Северной Америке (U / C означает в США и Канаду), поскольку региональная блокировка обычно запрещает играть в игры за пределами региона.

Сравнительное качество

Цветные полосы SMPTE, пример тестового шаблона

Проблемы приема могут ухудшить изображение NTSC, изменив фазу цветового сигнала (фактически дифференциальное фазовое искажение ), поэтому цветовой баланс изображения будет изменен, если в приемнике не будет произведена компенсация. Электроника на электронных лампах, которая использовалась в телевизорах в 1960-е годы, привела к различным техническим проблемам. Среди прочего, фаза цветовой синхронизации часто смещалась при смене каналов, поэтому телевизоры NTSC были оснащены регулятором оттенка. Телевизоры PAL и SECAM не нуждались в нем, и, хотя он все еще присутствует в телевизорах NTSC, к 1970-м годам дрейф цвета в целом перестал быть проблемой для более современных схем. По сравнению, в частности, с PAL, точность и согласованность цвета NTSC иногда считаются худшими, что приводит к тому, что видеопрофессионалы и телевизионные инженеры в шутку называют NTSC «Никогда не один и тот же цвет», «Никогда не повторяйте одинаковый цвет» или «Нет истинных цветов кожи», в то время как по дорогой системе PAL нужно было платить за дополнительную роскошь.

PAL также упоминается как «Наконец-то мир», «Наконец-то совершенство» или «Картинки, всегда прекрасные» в войне цветов. В основном это относится к телевизорам на основе электронных ламп, однако твердотельные телевизоры более поздних моделей, использующие опорные сигналы с вертикальным интервалом, имеют меньшую разницу в качестве между NTSC и PAL. Этот контроль фазы цвета, «оттенка» или «оттенка» позволяет любому специалисту в данной области техники легко откалибровать монитор с цветными полосами SMPTE, даже с набором, который изменил представление цвета, что позволяет правильные цвета для отображения. Старые телевизоры PAL не поставлялись с доступным для пользователя контролем «оттенка» (он устанавливался на заводе), что способствовало его репутации в области воспроизводимых цветов.

Использование цвета с кодировкой NTSC в системах S-Video полностью устраняет фазовые искажения. Как следствие, использование цветового кодирования NTSC дает самое высокое разрешение изображения (по горизонтальной оси и частоте кадров) из трех цветовых систем при использовании с этой схемой. (Разрешение NTSC по вертикальной оси ниже европейских стандартов, 525 строк против 625.) Однако он использует слишком большую полосу пропускания для передачи по воздуху. Домашние компьютеры Atari 800 и Commodore 64 генерировали S-видео, но только при использовании со специально разработанными мониторами, поскольку ни один телевизор в то время не поддерживал раздельную цветность и яркость по стандарту Разъемы RCA. В 1987 году был представлен стандартизированный четырехконтактный разъем mini-DIN для входа S-video с появлением проигрывателей S-VHS, которые были первым устройством, в котором использовались четыре заглушки. Однако S-VHS так и не стал очень популярным. В 1990-х игровые приставки также начали предлагать выход S-video.

Несоответствие между 30 кадрами в секунду NTSC и 24 кадрами пленки преодолевается процессом, который использует скорость поля чересстрочного сигнала NTSC, что позволяет избежать ускорения воспроизведения пленки, используемого для систем 576i, при 25 кадрах в секунду. (что приводит к небольшому увеличению высоты тона сопутствующего звука, иногда исправляемому с помощью питч-шифтера ) ценой некоторой рывков в видео. См. Преобразование частоты кадров выше.

Ссылка на интервал по вертикали

Стандартное видеоизображение NTSC содержит некоторые строки (строки 1-21 каждого поля), которые не видны (это известно как Интервал гашения по вертикали, или VBI); все они находятся за пределами видимого изображения, но только линии 1–9 используются для импульсов вертикальной синхронизации и выравнивания. Остальные строки были намеренно закрыты в исходной спецификации NTSC, чтобы обеспечить время для электронного луча в экранах на основе ЭЛТ, чтобы вернуться в верхнюю часть дисплея.

VIR (или эталонный интервал вертикальной развертки), широко использовавшийся в 1980-х годах, пытается исправить некоторые цветовые проблемы с видео NTSC путем добавления вставленных студией эталонных данных для уровней яркости и цветности в строке 19. Соответствующим образом оборудованный телевизор затем наборы могут использовать эти данные, чтобы настроить отображение для более точного соответствия исходному студийному изображению. Фактический сигнал VIR состоит из трех частей, первая из которых имеет 70-процентную яркость и такую ​​же цветность, что и сигнал цветовой синхронизации , а два других имеют 50-процентную и 7,5-процентную яркость соответственно.

A Менее используемый преемник VIR, GCR, также добавил возможности удаления фантомных (многолучевых) помех.

Оставшийся интервал вертикального гашения строки обычно используются для передачи данных или вспомогательных данных, таких как временные метки редактирования видео (временные коды вертикального интервала или Временные коды SMPTE в строках 12–14), тестовые данные в строках 17–18, сетевой исходный код в строке 20 и скрытые субтитры, XDS и данные V-chip в строке 21. Ранние приложения телетекста также использовали строки 14–18 и 20 с интервалом вертикального гашения, но телетекст через NTSC никогда не был широко принят телезрителями.

Многие станции передают телегид на экране (TVGOS) ) данные для электронного телегида на линиях VBI. Основная станция на рынке будет транслировать 4 строки данных, а резервные станции будут транслировать 1 строку. На большинстве рынков основным хостом является станция PBS. Данные TVGOS могут занимать любую строку из 10–25, но на практике они ограничены 11–18, 20 и строкой 22. Строка 22 используется только для 2 вещания: DirecTV и CFPL-TV.

Данные TiVo также передаются в некоторых рекламных роликах и программах, чтобы клиенты могли автоматически записывать рекламируемую программу, а также используются в еженедельных получасовых платных программах на Ion Television и Канал Discovery, посвященный промоакциям и рекламодателям TiVo.

Страны и территории, которые использовали или когда-то использовали NTSC

Ниже перечислены страны и территории, которые в настоящее время или когда-то использовали систему NTSC. Многие из них перешли или в настоящее время переходят с NTSC на стандарты цифрового телевидения, такие как ATSC (США, Канада, Мексика, Суринам, Южная Корея), ISDB (Япония, Филиппины и часть Южной Америки), DVB-T (Тайвань, Панама, Колумбия и Тринидад и Тобаго) или DTMB (Куба).

Экспериментально

  • Бразилия (между 1962 и 1963 годами, Rede Tupi и Rede Excelsior сделали первые неофициальные передачи в цвете в определенных программах в городе Сан-Паулу до официального принятия PAL-M правительством Бразилии 19 февраля 1972 г.)
  • Парагвай
  • Соединенное Королевство (был проведен эксперимент с 405-строчным вариантом NTSC, затем Великобритания выбрала 625-строчный вариант для вещания PAL.)

Страны и территории которые перестали использовать NTSC

Следующие страны и регионы больше не используют NTSC для наземного вещания.

СтранаПереключено наПереключение завершено
Бермудские острова DVB-T 2016-03-01Март 2016
Канада ATSC 2012-07-31 31 августа 2011 г. (отдельные рынки)
Япония ISDB-T 31.03.2012 31 марта 2012 г.
Южная Корея ATSC 2012-12-31Декабрь 31 декабря 2012 г.
Мексика ATSC 31 декабря 2015 г. 31 декабря 2015 г. (Full Power Stations)
Китайская Республика DVB-T 30 июня 2012 г. 30 июня 2012 г.
США ATSC 2009-06-1212 июня 2009 г. (станции полной мощности). 1 сентября 2015 г. (станции класса A)

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 07:27:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте