ZX Spectrum

редактировать
Серия собственных домашних компьютеров

ZX Spectrum
ZXSpectrum48k. jpg Выпуск 2 1982 ZX Spectrum
РазработчикSinclair Исследования
ПроизводительTimex Corporation
ТипДомашний компьютер
Поколение8-битный
Дата выпускаВеликобритания: 23 апреля 1982 г.. (38 лет назад) (1982-04-23)
Срок службы1982–1992
Снято с производства1992
Продано единиц5 миллионов
НосительКомпактная кассета, ZX Microdrive, 3-дюймовая дискета на Spectrum +3
CPU Z80A @ 3,5 МГц и эквивалент
Память16 КБ / 48 КБ / 128 КБ. (IEC: KiB )
ПредшественникZX81
ПреемникQL

ZX Spectrum (UK : ) - это 8-битный персональный домашний компьютер, выпущенный в Соединенном Королевстве в 1982 году компанией Sinclair Research..

Во время разработки назывался ZX81 Color и ZX82, он был запущен Sinclair как ZX Spectrum, чтобы взять Mac. Цветной дисплей hine по сравнению с черно-белым дисплеем его предшественника ZX81. Spectrum был выпущен в восьми различных моделях, от начального уровня с 16 КБ ОЗУ, выпущенного в 1982 году, до ZX Spectrum +3 с 128 КБ ОЗУ и встроенным дискодом для гибких дисков в 1987 ; они продали более 5 миллионов единиц по всему миру (не считая клонов ).

Spectrum был одним из первых домашних компьютеров массового потребления в Великобритании, аналогичным по значению Commodore 64 в США. Появление ZX Spectrum привело к буму компаний, производящее программное обеспечение и аппаратное обеспечение для машин, которые считают его машиной, которая положила начало развитию ИТ-индустрии Великобритании. Клайв Синклер получил рыцарское звание заслуги перед британской промышленностью.

The Commodore 64, Dragon 32, Oric-1, Oric Atmos, BBC Micro и более поздняя серия Amstrad CPC были конкурентами Spectrum на рынке Великобритании в начале 1980-х. Машина была официально снята с производства в 1992 году.

Содержание
  • 1 Аппаратное обеспечение
  • 2 Прошивка
  • 3 Модели Sinclair Research
    • 3.1 Предв арительные разработки
    • 3.2 ZX Spectrum 16K / 48K
    • 3.3 ZX Spectrum +
    • 3.4 ZX Спектр 128
  • 4 Амстр. рекламные модели
    • 4.1 ZX Spectrum +2
    • 4.2 ZX Spectrum + 2A
    • 4.3 ZX Spectrum +3
    • 4.4 ZX Spectrum + 2B и + 3B
  • 5 Клоны и воссоздания
    • 5.1 Официальные клоны
    • 5.2 Неофициальные клоны
    • 5.3 Рекреации
  • 6 Периферийные устройства
  • 7 Программное обеспечение
    • 7.1 Распространение
    • 7.2 Копирование и резервное копирование
    • 7.3 Сообщество
    • 7.4 Известные разработчики
  • 8 Ресепшн
  • 9 Наследие
  • 10 Музей
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
Аппаратное обеспечение
Материнская плата ZX Spectrum 48K (выпуск 3B - 1983, радиатор удален)

Spectrum основан на Zilog Z80 A CPU, работающем на 3,5 МГц (или NEC D780C-1 клон). Исходная модель имеет 16 КБ (16 × 1024 байт ) ПЗУ и 16 или 48 КБ ОЗУ. Аппаратное обеспечение было разработано Ричардом Альтвасс из Sinclair Research, внешний вид разработан промышленным дизайнером Синклера Риком Дикинсоном.

Видеовыход осуществляется через радиочастотный модулятор и был разработан для использования с современными телевизорами, для простого цветного графического дисплея. Текст может использовать с использованием 32 столбцов × 24 символа из набора символов ZX Spectrum или из набора, предоставленного в приложении, из палитры из 15 оттенков: семь цветов с двумя уровнями яркости каждый плюс черный. Разрешение изображения составляет 256 × 192 теми же цветовыми ограничениями. Для экономии памяти цвет сохраняется отдельно от пикселя растрового изображения в сетке с низким разрешением 32 × 24, ячейкам символов. На практике это означает, что все пиксели блока символов 8x8 имеют один цвет переднего плана и один цвет фона. Альтвассер получил патент на этот дизайн.

«Атрибут» состоит из цвета переднего плана и фона, уровня яркости (нормальный или яркий) и мигающего «флажка», который, если установлен, вызывает два цвета менять местами через равные промежутки времени. Эта схема приводит, что было названо конфликтом цветов или атрибутов атрибутов , когда желаемый цвет конкретного пикселя не обязательно мог быть выбран. Это стало отличительной чертой Spectrum, а это означало, что программы, особенно игры, должны разрабатываться с учетом этого ограничения. Другие машины, доступные примерно в то же время, например, Amstrad CPC или Commodore 64, не страдали от этого ограничения. Commodore 64 использовал атрибуты цвета другим способом, но был использован специальный многоцветный режим спрайты, чтобы избежать заражения атрибутами.

Звук выводится через зуммер на самой машине, способный создания одного канала с 10 октавами. Программное обеспечение было доступно, которое могло воспроизводить двухканальный звук. Устройство включает в себя шину расширения граничный разъем и порты аудиовхода / выхода 3,5 мм для подключения кассетного магнитофона для загрузки и сохранения программ и данных. Порт «уха» имеет более высокий выход, чем «микрофон», и рекомендуется для наушников, а «микрофон» - для подключения к другим аудиоустройствам в виде строки в.

. Он был произведен в Данди, Шотландия, на закрытой фабрике Timex.

Прошивка

Машинный интерпретатор Sinclair BASIC хранится в ПЗУ (вместе с фундаментальной системой - подпрограммы) и была написана Стивом Викерсом по клавиатуре с Nine Tiles Ltd. На клавиатуре chiclet Spectrum (поверх мембраны, похожей на клавиши калькулятора) есть ключевые слова BASIC. Например, воспроизводие «G» в воспроизведении к вставке команды BASIC ПЕРЕЙДИТЕ К .

. Интерпретатор BASIC был разработан на основе того, который использовался на ZX81, и программа ZX81 BASIC может быть введена в Spectrum в степени без изменений, но Spectrum BASICал в себя множество дополнительных функций, упрощающих использование. Набор символов ZX Spectrum был расширен по сравнению с ZX81, в котором не использовались строчные буквы. Spectrum BASIC включает дополнительные ключевые слова для более продвинутого отображения и звука, а также дополнительные строки с помощью операторами. Интерфейс кассеты был намного более продвинутым, сохраняя и загружая примерно в пять раз быстрее, чем ZX81 (1500 бит в секунду по с 307), и отличие от ZX81, Spectrum может поддерживать телевизора во время хранения лент и поисковые операции. Помимо этого, нарушает правила программы.

Модели Sinclair Research

Опытные образцы

Рик Дикинсон придумал несколько дизайнов для проекта «ZX82» перед окончательным дизайном ZX Spectrum. Ряд обозначений клавиатуры изменился на условный этап проектирования, в том числе ARCCIRCLE, FOREстал INKи BACKстановится БУМАГА. Spectrum повторно использовал элементы дизайна ZX81: код ROM для таких вещей, как вычисления с плавающей запятой и синтаксический анализ выражений, был очень похож (с устаревшими подпрограммами ZX81, оставшимися в Спектр ПЗУ). Простое декодирование клавиатуры и интерфейсы кассеты были почти идентичны (хотя последний теперь был запрограммирован на загрузку / сохранение на более высокой скорости). Центральная ULA интегральная схема была в чем-то похожей, хотя в ней реализовано усовершенствование по сравнению с ZX81: (полностью) аппаратный телевизионный растровый генератор (с цветом), который косвенно дал новой новой машине примерно в четыре раза больше вычислительной мощности, чем у ZX81, благодаря тому, что Z80 теперь не выполняет эту задачу генерации видео. Ошибка в ULA в виде, в котором она была заложена, означала, что клавиатура не всегда сканировала правильно, и была исправлена ​​«мертвым тараканом» (небольшая печатная плата , установленная вверх дном рядом с процессором) для проблемы 1 ZX Спектры.

ZX Spectrum 16K / 48K

ZX Spectrum 16K / 48K (размеры (мм): 233 × 144 × 30 (Ш × В × Г) @ ~ 552 грамма).

Оригинальный ZX Spectrum - это запомнился своей резиновой клавиатурой, миниатюрными размерами и характерным радужным орнаментом. Первоначально он был выпущен 23 апреля 1982 года с 16 КБ ОЗУ за 125 фунтов стерлингов (что эквивалентно 348,92 фунтов стерлингов в 2019 году) или с 48 КБ за 175 фунтов стерлингов (эквивалентно 488,48 фунтов стерлингов в 2019 году); позже эти цены были снижены до 99 и 129 фунтов стерлингов соответственно. Владельцы модели 16 КБ могли приобрести внутреннее обновление ОЗУ на 32 КБ, которое для ранних машин с «Выпуском 1» состояло из дочерней платы. Машины более позднего выпуска потребовали установки 8 микросхем динамического ОЗУ и нескольких микросхем TTL. Пользователи могли отправить свои 16K спектры по почте Sinclair для обновления до версий 48 КБ. Более поздние версии содержали 64 КБ памяти, но были настроены таким образом, что можно было использовать только 48 КБ. Внешние пакеты ОЗУ 32 КБ, которые устанавливаются в задний слот расширения, доступны у третьих лиц. Обе машины имели 16 КБ встроенного ПЗУ.

ZX Spectrum "Выпуск 1" можно отличить от более поздних моделей по цвету клавиш - светло-серый для выпуска 1, сине-серый для более поздних машин. Согласно официальному сервисному руководству, было изготовлено около 26 000 таких оригинальных плат.

Модели Sinclair имели линейные входы и выходы в форме «ушного» и «микрофонного» разъема. Для загрузки большей части программного обеспечения потребовался внешний магнитофон или ZX Microdrive. К любому разъему можно подключить наушники или усилитель в качестве аудиовыхода, хотя это не приведет к отключению звука динамика.

ZX Spectrum +

ZX Spectrum + (Размеры (мм): 319 × 149 × 38 (Ш × В × D))

Планирование ZX Spectrum + началось в июне 1984 года, и он был выпущен в октябре того же года. Этот 48-килобайтный Spectrum (кодовое название разработки TB) представил новый корпус в стиле QL с литой под давлением клавиатурой и кнопкой сброса, которая, по сути, была переключателем, закорачивающим конденсатором сброса ЦП. В электронном виде он был идентичен предыдущей модели на 48 Кбайт. Возможна замена системной плат между оригинальным корпусом и корпусом Spectrum +. Он продавался по цене 179,95 фунтов стерлингов. Доступен комплект для переоборудования DIY для старых машин. Вначале машина продавалась лучше модели с резиновым ключом 2: 1; однако некоторые розничные продавцы сообщали частоту отказов до 30% по сравнению с более обычными 5–6% для более старых моделей.

ZX Spectrum 128

ZX Spectrum 128

В 1985 году Sinclair разработал ZX Spectrum 128 (кодовое название Derby) совместно со своим испанским дистрибьютором Investrónica (дочерняя компания группы универмагов El Corte Английский ). Investrónica помогла адаптировать ZX Spectrum + к испанскому рынку после того, как испанское правительство ввело специальный налог на все компьютеры с 64 КБ ОЗУ или меньше, а также закон, обязывающий все компьютеры, продаваемые в Испании, поддерживаемые испанский алфавит и язык.

Внешний вид ZX Spectrum 128 был похож на ZX Spectrum +, за исключением большого внешнего радиатора для внутреннего 7805 стабилизатора напряжения, добавленного правой стороны корпуса, заменив внутренний радиатор в предыдущих версиях. Этот внешний радиатор привел к тому, что система получила прозвище "The Toast Rack".

Новые функции включают 128 КБ ОЗУ с командой RAM-диска 'save! "Имя", трехканальный звук через микросхему AY-3-8912, MIDI совместимость, последовательный порт RS-232, порт монитора RGB, 32 КБ ПЗУ, включая улучшенный редактор BASIC, и внешнюю клавиатуру.

Машина была одновременно представлена ​​и запущена в сентябре 1985 г. на торговой выставке SIMO '85 в Испании по цене 44 250 песет. Из-за большого количества непроданных моделей Spectrum + Синклер решил не начинать продажи в Великобритании до января 1986 года по цене 179,95 фунтов стерлингов. Для британской версии не было доступно внешней клавиатуры, хотя процедуры использования ПЗУ и сам порт остались.

Процессор Z80, используемый в Spectrum, имеет 16-битную адресную шину, что означает, что только 64 КБ могут быть адресованы напрямую. Чтобы облегчить использование дополнительных 80 КБ ОЗУ, разработчики использовали переключение банков, чтобы новая память была доступна в виде восьми страниц по 16 КБ в верхней части адресного пространства. Та же самая техника использовалась для постраничного переключения между новым ПЗУ редактора 16 КБ и исходным ПЗУ 16 КБ BASIC внизу адресного пространства.

Новый звуковой чип и MIDI выходные возможности были доступны к языку программирования BASIC с помощью команды PLAY, и была добавлена ​​новая команда SPECTRUM для переключения машины в режиме 48K, сохраняя текущую программу BASIC нетронутой (хотя нет возможности вернуться в режим 128K). Чтобы программистам на BASIC получить доступ к дополнительной памяти, был создан RAM-диск, где файлы могли храниться в дополнительных 80 КБ RAM. Новые команды заняли место двух пользовательских пространств символов, вызывающих проблемы совместимости с некоторыми программами BASIC.

ZX Spectrum 128 не имеет внутренних свойств, отличие от своих предшественников. Вместо этого звук воспроизводился через динамик телевизора.

В испанской версии был логотип «128K» белого цвета; у британского был такой же логотип красного цвета.

Модели Amstrad

ZX Spectrum +2

ZX Spectrum +2

ZX Spectrum +2 был первым Spectrum от Amstrad. вскоре после покупки линейки Spectrum и торговой марки Sinclair в 1986 году. Машина была в совершенно новом сером корпусе с подпружиненной клавиатурой, двумя портами для джойстика и встроенным кассетным магнитофоном, дублированным "Datacorder" (например, Amstrad CPC 464 ), но был во многих отношениях идентичен ZX Spectrum 128. главного меню отсутствовала опция "Тест ленты" Спектр 128, а ПЗУ было изменено на новое сообщение об авторских правах Амстрада 1986 года. Эти изменения приводят к незначительным проблемам несовместимости с программным адресом, которое изменено к подпрограммам ПЗУ по определенным адресам. Затраты на производство были снижены, а розничная цена упала до 139–149 фунтов стерлингов.

На новой клавиатуре не было ключевых слов BASIC, которые были обнаружены в более ранних ранних Spectrum, за исключением ключевых слов LOAD, CODE и RUN, которые были полезны для использования программного обеспечения. Это не было серьезной проблемой, так как +2 имел меню, почти идентичная ZX Spectrum 128, где можно было переключаться между программированием BASIC 48K с ключевыми словами и программированием BASIC 128K, в котором все слова (ключевые слова и другие) должны быть напечатанными полностью (хотя ключевые слова по-прежнему хранятся внутри как по одному символу). Несмотря на эти изменения, компоновка осталась такой же, как и у 128.

Блок питания ZX Spectrum +2 был серой версией блока питания ZX Spectrum + и 128.

ZX Spectrum + 2A

ZX Spectrum + 2A

ZX Spectrum + 2A был применен Spectrum +3, также выпущенный в 1987 году и помещенным в черный корпус. Материнская плата Spectrum + 2A / + 3 (номер детали AMSTRAD Z70830) была спроектирована таким образом, что ее можно было собрать без контроллера гибких дисков или компонентов логики и подключенного «устройства хранения данных» типа +2. Первоначально Amstrad планировал дополнительный дисковый интерфейс для + 2A / + 2B под названием AMSTRAD SI-1, но он так и не появился. Если был добавлен внешний диск, «+ 2A» в системном меню ОС изменилось бы на +3.

В источнике питания ZX Spectrum + 2A использовалась такая же распиновка, что и у +3. На корпусе блока питания, приобретенного с + 2A / B, было написано «Sinclair +2».

ZX Spectrum +3

ZX Spectrum +3

ZX Spectrum +3, выпущенный в 1987 году, был похож на + 2A, но имел встроенный 3-дюймовый флоппи- дисковод (например, Amstrad CPC 6128) вместо ленточного накопителя и был в черном корпусе. Он был запущен в 1987 году, стал продаваться по цене 249 фунтов стерлингов, а затем 199 фунтов стерлингов и был единственным Spectrum, способным запускать операционную систему CP / M без дополнительного оборудования.

+3 добавили еще два ПЗУ по 16 КБ. Один был домом для второй части реорганизованной 128 ROM, а другой - дисковой операционной системой + 3. Это была модифицированная версия PCWDOS Амстрада (код доступа к диску, использованной в LocoScript ), называемая + 3DOS. Эти два новых ПЗУ по 16 КБ и два исходных ПЗУ по 16 КБ теперь были физически реализованы вместе как две микросхемы по 32 КБ. Чтобы получить возможность запускать CP / M, для которого требуется ОЗУ в нижней части адресного пространства, переключение улучшено, что дает возможность выгружать ПЗУ для дополнительных 16 КБ ОЗУ.

Такие изменения приводят к несовместимости:

  • Удаление нескольких линий на краевом соединителе шины расширения (видео, питание и IORQGE); вызвали множество проблем с внешними устройствами; некоторые, например модем VTX5000, можно использовать через устройство "FixIt".
  • Разделение ROMCS на две строки, чтобы отключить оба ПЗУ.
  • Чтение несуществующего порта ввода-вывода больше не вернул последний атрибут; приводил к невозможности воспроизведения некоторых игр, таких как Arkanoid.
  • Изменения времени памяти; Некоторые банки RAM теперь были задействованы, что привело к сбою эффектов высокоскоростного изменения цвета.
  • Были удалены процедуры сканирования клавиатуры из ПЗУ.
  • Переместить 1-байтовый адрес в ПЗУ.

Некоторые старые игры 48K и 128K были несовместимы с машиной. ZX Interface 1 был несовместим из-за различий в ПЗУ и разъеме расширения, что делало невозможным подключение и использование устройств Microdrive.

Качество звука ухудшилось по сравнению с предыдущими моделями 128K - ошибка с резистором размещение означало, что звук был искажен.

Блок питания ZX Spectrum +3 обеспечивает такое же напряжение, как и блок питания + 2A / B. Этот источник питания имеет тот же разъем DIN, поэтому его можно использовать с + 2A / B. На блоке блока питания, приобретенного с +3, было написано «Sinclair +3».

Производство +3 прекратилось в декабре 1990 года, предположительно, в ответ на то, что Amstrad перезапустил свой ассортимент CPC. В то время было подсчитано, что около 15% проданных ZX Spectrum были +3 модели. Производство + 2B (единственной другой модели, все еще находившейся в производстве) продолжалось, поскольку считалось, что она не будет конкурировать с другими компьютерами в линейке продуктов Amstrad.

ZX Spectrum + 2B и + 3B

ZX Spectrum + 2B и ZX Spectrum + 3B были функционально похожи по конструкции на Spectrum + 2A и +3. Основными электронными отличиями были изменения в генерации выходного аудиосигнала для решения проблем с ограничением.

В отличие от + 2A и +3, Spectrum + 2B и + 3B не имеют общей материнской платы. На плате + 2B (номер детали AMSTRAD Z70833) нет возможности для схемы контроллера гибких дисков, а на материнской плате + 3B (номер детали Amstrad Z70835) нет возможности для подключения внутреннего стримера. Производство всех моделей Amstrad Spectrum закончилось в 1992 году.

Клоны и воссоздания

Официальныеклоны

Синклер передал лицензию на камеру Spectrum Timex Corporation в Соединенных Штатах. Усовершенствованная версия с улучшенным звуком, графикой и другими модификациями продавалась в США компанией Timex как Timex Sinclair 2068. Производные Timex были в степени несовместимы с системами Sinclair. Некоторые инновации Timex были позже приняты Sinclair Research. В качестве примера можно привести неудачный портативный компьютер Spectrum Pandora, у которого ULA был режим видео высокого разрешения, впервые примененный в TS2068. У Pandora был монитор с экраном и Microdrive, и она была задумана как портативный компьютер Синклера. После того, как Амстрад купил компьютерный бизнес Sinclair Research, сэр Клайв сохранил права на проект Pandora, и он превратился в Cambridge Computer Z88, запущенный в 1987 году.

Начиная с 1984 года Timex of Portugal разработала и произвела несколько компьютеров под торговой маркой Timex, включая Timex Computer 2048, хорошо совместимый с Sinclair ZX Spectrum 48K, который был очень успешным как в Португалии, так и в Польше. Также была создана версия NTSC, изначально предназначенная для выпуска в США, но продавалась она только в Чили, Эквадоре и Аргне. Timex из Португалии также выпустила версию TS2068 для PAL, названную Timex Computer 2068 (или сокращенно TC2068), которая имеет разные буферы как для ULA, так и для ЦП, что значительно повысило совместимость с программным обеспечением ZX Spectrum. по сравнению с североамериканской моделью (TS2068). Порт расширения также был модифицирован и сделан на 100% совместимым с ZX Spectrum, что позволяет обойтись без расширения «Twister Board», которое требовалось TS2068, чтобы сделать его совместимым оборудованием расширения ZX Spectrum. Он также имел вывод звука AY, направленный на динамики монитора / телевизора, а не на внутреннее твиттер. Программное обеспечение, разработанное для TC2068, полностью совместимо с TS2068, поскольку ПЗУ не были поведением. Португальская компания Timex также разработала «эмулятор» ZX Spectrum в виде картриджа, который отображал первые 16 КБ точно так же, как и более ранний компьютер TC2048. Было сделано несколько других обновлений, включая картридж BASIC64, который позволил TC2068 использовать режимы высокого разрешения (512x192). Несмотря на наличие звукового чипа AY-3-8912, он не подключен к тем же портам, что и в ZX Spectrum 128K, что делает TC2084 несовместимым со звуком AY, который воспроизводит игры Spectrum 128K. Благодаря всем преимуществам по сравнению с обычным TS2068, американская компания Zebra Systems лицензировала Timex TC2068 и продала его в США как Zebra Silver Avenger. Они также продавали FDD 3000 как Zebra FDD 3000 в серебряном корпусе (в отличие от европейских черных корпусов) в соответствии с их цветовой схемой. Компания Timex of Portugal работала над преемником TC2068 под названием TC3256, используя ЦП Z80A и имеющим 256 КБ ОЗУ, который будет иметь рабочий режим ZX Spectrum BASIC и CP / M, но компания прекратила свое развитие, поскольку к концу 1989 года рынок 8-битных систем перестал принести прибыль. Был изготовлен только один полный и полностью рабочий прототип TC3256.

В Индии компания Decibells Electronics представила лицензионную версию Spectrum + в 1986 году. Названная «db Spectrum +», она неплохо зарекомендовала себя на индийском рынке и продавала много устройств до 1990 года, когда рынок исчез.

Didaktik M

Неофициальные клоны

Было произведено множество неофициальных клонов Spectrum, особенно в странах Восточной и Центральной Европы (например, в СССР, Румыния и Чехословакия ), где было произведено несколько моделей (например, Tim-S, HC85, HC91, Cobra, Junior, CIP, CIP 3, Jet, Didaktik M ), некоторые содержат CP / M и 5,25 "/ 3,5" гибкий диск. Были также клоны, произведенные в Южной Америке (например, Microdigital TK90X и TK95, произведенные в Бразилии и Czerweny CZ, сделанные в Аргентине ). В Советском Союзе клоны ZX Spectrum были собраны тысячами небольших стартапов, распространялись через плакаты и уличные киоски. Существовало более 50 таких моделей-клонов. Некоторые из них все еще производятся, например, Pentagon и ATM Turbo.

В Великобритании периферийных устройств Spectrum Miles Gordon Technology (MGT) выпустил SAM Coupé как потенциальный преемник с некоторой спектрумовской совместимостью. К этому моменту Commodore Amiga и Atari ST захватили рынок, оставив MGT в конечном итоге на попечении.

Recreations

В 2013 году было официально объявлено о переработке исходного ZX Spectrum, известного как ZX Uno, на основе FPGA. Все его аппаратное обеспечение, прошивка и программное обеспечение открытый исходный код и выпущены как лицензия Creative Commons Share-alike. Использование Spartan FPGA позволяет не повторно установить ZX Spectrum, но и многие другие 8-битные компьютеры и игровые консоли. Устройство также может запускать современные открытые машины FPGA, такие как Chloe 280SE. Uno была успешно профинансирована в 2016 году, и первые платы поступили в продажу в том же году.

В январе 2014 года Elite Systems, выпустившая успешную серию программного обеспечения для оригинального ZX Spectrum в 1980-х, объявила о планах по созданию клавиатуры bluetooth в стиле Spectrum, которую можно было бы подключить к мобильным устройствам. Компания использовала краудфандинговую кампанию для финансирования Recreated ZX Spectrum, которая будет существовать с играми, которые компания уже выпустила в iTunes и Google Play. В следующем месяце Elite Systems закрыла свое приложение Spectrum Collection из-за сообщения авторов оригинального игрового программного обеспечения 1980-х на то, что им не заплатили за контент. Wired описал готовое устройство, стилизованное под оригинальную клавиатуру Spectrum 48k, как «абсолютно великолепное», но в итоге это скорее дорогая новинка, чем настоящий Spectrum. В июле 2019 года Eurogamer сообщила, что многие заказы не были доставлены из-за спора между Elite Systems и их возможностями, Eurotech.

Позже в 2014 году Sinclair ZX Spectrum Vega ретро-игровая консоль была анонсирована Retro Computers Ltd и профинансирована на Indiegogo при поддержке Клайва Синклера. Vega, выпущенная в 2015 году, представляет собой портативную телевизионную игру , но отсутствие полноценной клавиатуры вызывало критику стороны обозревателей из-за большого количества текстовых приключений. Большинство обозревателей назвали устройство дешевым и неудобным в использовании

Последующее, ZX Spectrum Vega + было разработано как портативная игровая консоль. Несмотря на достижение цели по краудфандингу в марте 2016 года, компания не смогла большинству заказов. 30 июля 2018 года Eurogamer сообщил, что один спонсор получил консоль ZX Vega +, и «несколько предоставленных образцов игр не работают» и что «качество сборки не самое лучшее». Другой пишет, что доставленное устройство было «неуместным и любительским», указав, что «задняя граница, радужный край и действительно цвета на трех нижних кнопках - все бумажные». Компания Retro Computers Ltd была ликвидирована 1 февраля 2019 года.

ZX Spectrum Next - это расширенная и обновленная версия компьютера ZX Spectrum, реализованная с использованием технологии FPGA, финансируемая Kickstarter в апреле 2017 года, а в том же году спонсорам был доставлен только бортовой компьютер. Готовая машина, включая футляр, спроектированный Риком Дикинсоном, который умер во время разработки проекта, был передана спонсорам в феврале 2020 года. MagPi назвал ее «прекрасным комплектом», отметив, что это так. хорошо спроектированные и построенные: аутентичные оригиналы и с использованием технологий, которые напоминают о прошлом, но при этом являются функциональными и актуальными в современной эпоху ». PC Pro журнал под названием Next «несомненно, впечатляет», что печатное руководство не было индексом, и что некоторые функции «не готовы».

Периферийные

Некоторые периферийные устройства были проданы Синклер: ZX Printer уже был на рынке, так как расширение ZX Spectrum bus было частично обратно совместима с ZX81.

Дополнительный модуль ZX Interface 1 включил 8 КБ ПЗУ, последовательный порт RS-232, собственный интерфейс LAN (называется ZX Net), и интерфейс для подключения до восьми ZX Microdrive - несколько ненадежных, но быстрых запоминающих устройств с ленточными картриджами, выпущенных в июле 1983 года. Они использовались в обновленной версии на Sinclair QL, формат хранения которого был электрически сопоставлен, но логически несовместим с форматом Spectrum. Sinclair также выпустил ZX Interface 2, который добавил два порта джойстика и порт картриджа ROM.

Было множество сторонних аппаратных дополнений. Наиболее известными из них были интерфейс джойстика Kempston, интерфейс Morex Peripherals Centronics / RS-232, устройство Currah Microspeech (синтез речи), Videoface Digitiser, RAM pack, Cheetah Marketing SpecDrum, драм-машина и Multiface, инструмент для создания снимков и разборки от Romantic Robot. Клавиатуры были особенно популярны из-за пресловутого ощущения "мертвой плоти" оригинала.

Были диски интерфейсов привода, такие как Abbeydale Designers / Watford Electronics СПДОС, Abbeydale Designers / Кемпстон ​​ KDOS и Opus Discovery. Интерфейсы SPDOS и KDOS первыми поставлялись в комплекте с офисным программным продуктом (текстовый процессор Tasword, база данных Masterfile и электронная таблица Omnicalc ). Этот пакет вместе с системами управления запасами, финансами и расчетом заработной платы OCP позволил малым предприятиям упростить компьютеризированную работу. Самыми популярными системами гибких дисков были системы DISCiPLE и + D, выпущенные Miles Gordon Technology в 1987 и 1988 годах соответственно. Обе системы имели возможность использовать образы памяти на дисковые снимки, которые можно было использовать для восстановления Spectrum до его точного предыдущего состояния. Оба они были значительно совместимы с синтаксисом команд Microdrive, что упростило перенос существующего программного обеспечения.

В середине 1980-х Telemap Group Ltd запустила платную услугу, позволяющую пользователям подключать свои ZX Spectrums через Prism Micro Продукты VTX5000 модем для службы viewdata, известной как Микронет 800, размещенной на Prestel, которая предоставляет новости и информацию о микрокомпьютерах. Служба позволяет использовать формулу обмена мгновенными сообщениями и покупок в Интернете.

В настоящее время все еще производятся многие сторонние периферийные устройства, такие как считыватель карт SMART, DivMMC Enjoy или устройства, поддерживающие исходные 48K и 128K ZX Spectrums с новыми (дисковыми) операционными системами, например, для чтения SD-карт без необходимости использования кассет; Данданатор! mini, считыватель EEPROM, позволяющий загружать снимки памяти прямо в ZX Spectrum; Платы расширения AY для 48K, платы и адаптеры джойстиков и т. Д. Д. Некоторые джойстики, совместимые с ZX Spectrum, все еще производятся, и другие запасные части, такие как мембраны клавиатуры, разноцветные корпуса и лицевые панели, также производятся.

Программное обеспечение
Примеры снимков экрана из игр ZX Spectrum

Игры составляли большую часть коммерческого программного обеспечения ZX Spectrum, были также реализации языка программирования, базы данных (например, VU-File), текстовые процессоры (например, Tasword II), электронные таблицы (например, VU-Calc), инструменты для рисования (например, OCP Art Studio ), и даже программное обеспечение для 3D-моделирования (например, VU-3D) и археология среди многих других типов.

Ранние модели Spectrum имели большой успех в качестве игровой платформы, несмотря на отсутствие встроенных портов для джойстиков, примитивной генерации звука и поддержки цвета, оптимизированной для отображения текста: аппаратные ограничения платформы требовал определенного уровня творчества от разработчиков видеоигр.

ZX Spectrum поставлялся в комплекте со стартовым пакетом программного обеспечения в виде кассеты под названием Horizons: Software Starter Pack, который включал 8 программ - Thro 'the Wall (клон Breakout), Bubblesort, Evolution (экосистема лис и кроликов), Life (реализация Game of Life Конвея), Draw (базовая утилита для рисования на основе объектов), Монте-Карло (симуляция броска двух игральных костей), Генератор символов (для редактирования пользовательской графики), Биение волн (отображает сумму двух синусоидальных волн).

Согласно 90-му выпуску британского игрового журнала GamesMaster, десятью самыми большими выпущенными играми были (в порядке убывания) Head Over Heels, Jet Set Вилли, Skool Daze, Renegade, R-Type, Knight Lore, Dizzy, The Hobbit, The Way of the Exploding Fist и Match Day II.

Последней коммерческой игрой, выпущенной по полной цене для Spectrum, была Dalek Attack от Alternative Software, которая был выпущен в июле 1993 года. Тем не менее, процветающее сообщество доморощенных продолжается и по сей день, несколько игр выпускаются на коммерческой основе новыми разработчиками программного обеспечения, такими как Cronosoft.

Distribution

Большая часть программного обеспечения Spectrum изначально распространялась на аудиокассетах. Spectrum был предназначен для работы с обычным домашним кассетным магнитофоном.

Хотя ZX Microdrive изначально получил хорошие отзывы, он так и не стал популярным методом распространения из-за опасений по поводу качества картриджей и пиратства. Следовательно, необходимо использовать дополнительное дополнение релизов на магнитной ленте, обычно утилит и нишевых продуктов, таких как программное обеспечение Tasword для обработки текстов и Trans Express (утилита для копирования с ленты на микродиск). Известно, что игры не выпускаются исключительно на Microdrive.

Хотя интерфейс 2 оказался популярным, высокая стоимость картриджей ПЗУ и тот, что они были ограничены размером 16 КБ, означали, что очень мало названий было выпущено в этом формате.

Программное обеспечение распространялся через печатные СМИ; журналы и книги. Читатель набирает список программ BASIC на компьютере вручную, запускает его и может сохранить на ленту для дальнейшего использования. Программное обеспечение, распространяемое таким образом, было проще и медленнее, чем его аналоги на языке ассемблера . Журналы печатали длинные списки контрольной суммы шестнадцатеричных цифр с играми или инструментами с машинным кодом.

Другой метод распространения программного обеспечения состоял в том, чтобы транслировать аудиопоток с кассеты на другой носитель, а пользователи сами записывали его на аудиокассету. В радио или телешоу во многих европейских странах ведущий, инструктировал аудиторию подключить кассетный магнитофон к радио или телевидению, а затем транслировал программу по радиоволнам в аудиоформате. Некоторые журналы распространяли 7-дюймовые 33⅓ об / мин flexidisc пластинки, варианты обычных виниловых пластинок, которые можно было воспроизводить на стандартном проигрывателе. Эти диски были известны под различными торговыми марками, включая «Floppy ROM », «Flexisoft» и «Discoflex».

Копирование и резервное копирование

Программное обеспечение Spectrum распространялось почти исключительно на аудиокассетах

Многие копировальные устройства - утилиты для копирования программ с аудио Для Spectrum доступны кассеты с магнитной лентой на другом ленту, микродисковые ленты, а также дискеты., включая различные схемы загрузки. Использовались другие методы резервного копирования, включая запрос слова из документации, прилагаемой к игре - часто это новелла, такая как Трилогия Silicon Dreams - или другое физическое устройство, распространяемое с программным продуктом, например. Lenslok, использовала в Элита, или таблица цветовых кодов, включенная в Jet Set Willy. себя, как Multiface от Romantic Robot, могло сбрасывать копию ОЗУ ZX Spectrum на диск / ленту одним нажатием, полностью обходя кнопки от копирования.

Большая часть программного обеспечения Spectrum преобразована в современные носители и доступные для подключения. Одна из популярных программ для конвертации файлов Spectrum с ленты - Taper; он позволяет подключить кассетный магнитофон к линии в порту звуковой карты или - через простое домашнее устройство - к параллельному порту ПК. Попав в файлы на хост-машине, программное обеспечение можно запускать на эмуляторе.

Сообщество

С самого начала ZX Spectrum пользовался очень сильным сообществом. Несколько печатных журналов были посвящены освещению семейства домашних компьютеров и его ответвлений, включая Sinclair User (1982), Your Spectrum (1983) - переименованные в Ваш Синклер в 1986 году и CRASH (1984). В первые журналы представлены программы ввода и учебные пособия для системы и публиковать множество статей. Позже стали почти полностью ориентированными на игры, положив начало многим стилям тенденциям и образам, найденным в более поздних публикациях и обзоре видеоигр.

Несколько других современных компьютерных журналов освещали ZX Spectrum как часть их регулярного освещения индустрии домашних компьютеров в то время. К ним защит Computer Gamer, Компьютерные и видеоигры, Computing Today, Popular Computing Weekly, Ваш компьютер и Игровая машина.

Спектр ласково известен как Speccy со стороны поклонников.

Существовало более 80 электронных журналов, многие на русском языке. Наиболее заметными из них были AlchNews (Великобритания), Engima Tape Magazine (Великобритания), 16/48 (Великобритания), ZX-Format (Россия), Adventurer (Россия) и Spectrofon (Россия). Сюда часто входили игры, демонстрации и служебные программы наряду с журнальным контентом (очень похоже на скрытую пленку в бумажном журнале).

Известные разработчики

Ряд известных разработчиков игр начали свою карьеру на ZX Spectrum, в том числе Дэвид Перри из Shiny Entertainment и Тим и Крис Стэмперы (основатели Rare, ранее Ultimate Play the Game, разработчики многих игр для Nintendo и Microsoft игровые приставки). Среди других разработчиков игр: Джулиан Голлоп (Chaos, Rebelstar, серия X-COM ), Мэтью Смит (Manic Miner, Jet Set Willy ), Джон Ритман (Match Day, Head Over Heels ), Джонатан «Джоффа» Смит (Пинг-понг, Бэтмен: Крестоносец в плаще, Мики, Hyper Sports ), Оливер Близнецы (серия Диззи ), Клайв Таунсенд (Диверсант ), Сэнди Уайт (Атака муравьев ; I, Маски ), Пит Кук (Тау Кита ), Майк Синглтон (Повелители полуночи, Война в Средиземье ) и Алан Кокс. Хотя аудиооборудование 48K Spectrum было не таким мощным, как чипы в других популярных 8-битных домашних компьютерах того времени, компьютерные музыканты Дэвид Уиттакер и Тим Фоллин создавала выдающуюся многоканальную музыку для Это.

Джефф Минтер портировал некоторые из своих игр Коммодор VIC-20 на ZX Spectrum.

Приемная

BYTE в январе 1983 г. признал апелляцию Низкую цену Spectrum в 125 фунтов стерлингов для британских потребителей назвал «многообещающей машиной». Он раскритиковал клавиатуру; «Недорого или недорого, но... макет невозможно оправдать... плохо спроектированный по нескольким параметрам». «Не может конкурировать с сопоставимыми недорогими американскими устройствами», - и ожидал, что Timex продаст его за 125–150 долларов.

Наследие

На Шоу Рики Жерве Карл Пилкингтон вспоминал, как в детстве просил Спектрум на Рождество. Получив по ошибке ZX-81, он был настолько взвинчен, что «просто заболел».

23 апреля 2012 года Google doodle Отметил 30-летие Спектрум. Официально это коммутационное с Днем Святого Георгия, на логотипе Святой Георгий сражается с драконом в стиле загрузочного экрана Spectrum.

В декабре 2018 года на одном из альтернативных окончаний в Black Mirror: Bandersnatch включает в себя главного героя, проигрывающий звук с магнитной ленты, который при загрузке в программный эмулятор ZX Spectrum генерирует QR-код, ведущий на веб-сайт с игровой версией игры Nohzdyve. в эпизоде.

Некоторые программисты продолжили кодировать платформу с помощью эмуляторов на ПК.

Музей

С 2020 года есть Музей, полностью посвященный ZX Spectrum и все, что касается Sinclair (и TIMEX, Investrónica и многие другие). Он называется LOAD ZX Spectrum и расположен в Кантанхеде, Португалия.

См. Также
  • Портал видеоигр
  • значок Портал 1980-х годов
  • флаг Портал Соединенного Королевства
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Sinclair ZX Spectrum.
Последняя правка сделана 2021-06-23 05:22:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте