Переключение банка

редактировать

Гипотетическая карта памяти памяти с переключением банков для процессора, который может адресовать только 64 КБ. Эта схема показывает 200 КБ памяти, из которых только 64 КБ могут быть доступны процессору в любой момент. Операционная система должна управлять операцией переключения банков, чтобы гарантировать, что выполнение программы может продолжаться, когда часть памяти недоступна для процессора.

Переключение банков - это метод, используемый в компьютерном дизайне для увеличения объема используемой памяти сверх суммы, непосредственно адресуемой инструкциями процессора. Его можно использовать для различной конфигурации системы в разное время; например, ROM, требуемый для запуска системы с дискеты, может быть отключен, когда больше не нужен. В системах видеоигр переключение банков позволило разрабатывать более крупные игры для игры на существующих консолях.

Переключение банков произошло в системах миникомпьютеров. Многие современные микроконтроллеры и микропроцессоры используют переключение банков для управления оперативной памятью, энергонезависимой памятью, устройствами ввода-вывода и регистрами управления системой в небольших встраиваемые системы. Этот метод был распространен в системах 8-бит микрокомпьютеров. Переключение банков также может использоваться для обхода ограничений ширины адресной шины, где некоторые аппаратные ограничения препятствуют прямому добавлению большего количества адресных строк, и для обхода ограничений в ISA, где сгенерированные адреса уже, чем ширина шины адреса. Некоторые ориентированные на управление микропроцессоры используют технику переключения банков для доступа к внутренним регистрам ввода-вывода и управления, что ограничивает количество битов адреса регистра, которые должны использоваться в каждой инструкции.

В отличие от управления памятью с помощью разбиения на страницы, обмен данными с запоминающим устройством большой емкости не происходит, например, дисковое хранилище. Данные остаются в неактивном хранилище в области памяти, которая в настоящее время недоступна для процессора (хотя они могут быть доступны для видеодисплея, контроллера DMA или других подсистем компьютера) без использования специального префикса инструкции.

Содержание
  • 1 Метод
  • 2 Использование микрокомпьютера
  • 3 Микроконтроллеры
  • 4 IBM PC
  • 5 Игровые приставки
  • 6 Обработка видео
  • 7 Альтернативные и последующие методы
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Техника

Переключение банков можно рассматривать как способ расширения адресного пространства инструкций процессора с помощью некоторого регистра. Примеры:

  • Система, следующая за процессором с 12-битным адресом, имеет 15-битную адресную шину, но нет возможности напрямую указать три старших бита на адресной шине. Для предоставления этих битов могут использоваться регистры внутреннего банка.
  • Система, следующая за процессором с 15-битным адресом, имеет 18-битную адресную шину, но устаревшие инструкции имеют только 15 адресных битов; внутренние банковские регистры могут использоваться для предоставления этих битов. Некоторые новые инструкции могут явно указывать банк.
  • Процессор с 16-битной внешней адресной шиной может адресовать только 2 = 65536 ячеек памяти. Если в систему была добавлена ​​внешняя защелка , ее можно было использовать для управления тем, к какому из двух наборов устройств памяти, каждый с адресами 65536, можно получить доступ. Процессор может изменить, какой набор используется в настоящее время, установив или сбросив бит фиксации.. Защелка может быть установлена ​​или снята процессором несколькими способами; конкретный адрес памяти может быть декодирован и использован для управления защелкой, или в процессорах с отдельно декодируемыми адресами ввода-вывода может быть декодирован выходной адрес. Несколько битов управления переключением банков можно было собрать в регистр, примерно удваивая доступное пространство памяти с каждым дополнительным битом в регистре.. Поскольку внешняя защелка (или регистр) выбора банка не связана напрямую с программным счетчиком процессора, она не меняет состояние автоматически при переполнении программного счетчика; это не может быть обнаружено внешней защелкой, так как счетчик программ является внутренним регистром процессора. Дополнительная память не всегда доступна программам. Внутренние регистры процессора сохраняют свою исходную длину, поэтому процессор не может напрямую охватывать всю память с переключением банков, например, путем увеличения внутреннего регистра. Вместо этого процессор должен явно выполнять операцию переключения банков для доступа к большим объектам памяти. Есть и другие ограничения. Обычно система переключения банков имеет один блок программной памяти, общий для всех банков; независимо от того, какой банк в настоящее время активен, для части адресного пространства будет использоваться только один набор из ячеек памяти. Эта область будет использоваться для хранения кода, который управляет переходами между банками, а также для обработки прерываний.

Часто одна база данных охватывает несколько банков, и возникает необходимость перемещать записи между банками (как для сортировки). Если единовременно доступен только один банк, необходимо переместить каждый байт дважды: сначала в общую область памяти, выполнить переключение банка на банк назначения, а затем фактически переместить байт в банк назначения. Если в компьютерной архитектуре имеется механизм DMA или второй ЦП и ограничения доступа к банкам различаются, следует использовать любую подсистему, которая может передавать данные напрямую между банками.

В отличие от схемы виртуальной памяти переключение банка должно явно управляться запущенной программой или операционной системой; аппаратное обеспечение процессора не может автоматически определить, что требуются данные, не отображенные в текущий момент в активный банк. Прикладная программа должна отслеживать, какой банк памяти содержит требуемый фрагмент данных, а затем вызывать процедуру переключения банков, чтобы сделать этот банк активным. Однако смена банка позволяет получить доступ к данным намного быстрее, чем, например, получение данных из дискового хранилища.

Использование микрокомпьютера
Включен переключатель выбора банка Плата памяти Cromemco использовалась для отображения памяти в один или несколько из 8 отдельных банков по 64 КБ.

Процессоры с 16 -битовая адресация (8080, Z80, 6502, 6809 и т. д.), обычно используемая в раннем видео игровые консоли и домашние компьютеры могут напрямую обращаться только к 64 КБ. Системы с большим объемом памяти должны были разделить адресное пространство на несколько блоков, которые можно было динамически преобразовать в части большего адресного пространства. Переключение банков использовалось для достижения этого большего адресного пространства за счет организации памяти в отдельные банки размером до 64 КБ каждый. Блоки различных размеров включались и выключались через регистры выбора банка или аналогичные механизмы. Cromemco был первым производителем микрокомпьютеров, который использовал переключение банков, поддерживая в своих системах 8 банков по 64 КБ.

При использовании переключения банков требовалось соблюдать осторожность, чтобы не повредить обработку вызовы подпрограммы, прерывания,, машинный стек и т. Д. Хотя содержимое памяти, временно отключенной от ЦП, было недоступно для процессора, оно могло использоваться другим оборудованием, например видеодисплеем, DMA, устройствами ввода-вывода и т. Д.. CP / M-80 3.0, выпущенный в 1983 году, и TRS-80s на базе Z80, поддерживаемые Model 4 и Model II. переключение, позволяющее использовать более 64 КБ памяти, которую может адресовать процессор 8080 или Z80.

Переключение банка позволило добавить дополнительную память и функции в компьютерную конструкцию без затрат и несовместимости переключения на процессор с более широкой адресной шиной . Например, C64 использовал переключение банков, чтобы обеспечить полные 64 КБ ОЗУ и по-прежнему обеспечивать ПЗУ и ввод-вывод с отображением памяти. Atari 130XE может позволить своим двум процессорам (6502 и ANTIC ) получать доступ к отдельным банкам ОЗУ, позволяя программистам создавать большие игровые поля и другие графические объекты без использования памяти, видимой для CPU.

Микроконтроллеры

Микроконтроллеры (микропроцессоры со значительным аппаратным обеспечением ввода / вывода, встроенным в кристалл) могут использовать переключение банков, например, для доступа к нескольким регистрам конфигурации или встроенной памяти чтения / записи. Примером может служить микроконтроллер PIC . Это позволяет использовать короткие командные слова для экономии места во время выполнения рутинной программы за счет дополнительных инструкций, необходимых для доступа к относительно редко используемым регистрам, таким как те, которые используются для конфигурации системы при запуске.

IBM PC
Расширенная память в IBM PC

В 1985 году компании Lotus и Intel представили Expanded Memory Спецификация (EMS) 3.0 для использования в IBM PC-совместимых компьютерах под управлением MS-DOS. Microsoft присоединилась к версиям 3.2 в 1986 году и 4.0 в 1987 году, и спецификация стала известна как Lotus-Intel-Microsoft EMS или LIM EMS. Это форма техники переключения банков, которая позволяет использовать более 640 КБ ОЗУ, определенных исходной архитектурой IBM PC, позволяя отображать его фрагментарно в «окне» размером 64 КБ, расположенном в верхней области памяти. 64 КБ разделены на четыре «страницы» по 16 КБ, каждая из которых может переключаться независимо. Некоторые компьютерные игры использовали это, и хотя EMS устарела, в настоящее время эта функция эмулируется более поздними операционными системами Microsoft Windows для обеспечить обратную совместимость с этими программами.

Более поздняя спецификация расширенной памяти (XMS), которая теперь уже устарела, в принципе является стандартом для моделирования переключения банков для памяти размером более 1 МБ (называемой «расширенной памятью "), который не адресуется напрямую в Real Mode процессоров x86, в которых работает MS-DOS. XMS позволяет копировать расширенную память в любое место в обычной памяти, поэтому границы «банков» не фиксированы, но во всех остальных отношениях он работает как переключение банков в EMS с точки зрения программы. который его использует. Более поздние версии MS-DOS (начиная примерно с версии 5.0) включали драйвер EMM386, который имитирует память EMS с помощью XMS, позволяя программам использовать расширенную память, даже если они были написаны для EMS. Microsoft Windows также эмулирует XMS для тех программ, которым это необходимо.

Игровые приставки

Переключение банков также использовалось в некоторых консолях для видеоигр. Atari 2600, например, мог адресовать только 4 КБ ПЗУ, поэтому более поздние 2600 игровые картриджи содержали собственное оборудование для переключения банков, чтобы разрешить использование большего количества ПЗУ и, таким образом, разрешить для более сложных игр (с помощью большего количества программного кода и, что не менее важно, большего количества игровых данных, таких как графика и различные этапы игры). Nintendo Entertainment System содержала модифицированный 6502, но его картриджи иногда содержали мегабит или более ПЗУ, адресуемое через переключение банков, называемое Multi-Memory Контроллер. В картриджах Game Boy использовалась микросхема под названием MBC (Memory Bank Controller), которая не только предлагала переключение банка ПЗУ, но также переключение банка картриджа SRAM и даже доступ к таким периферийным устройствам, как инфракрасные каналы или грохочущие двигатели. Переключение банков все еще использовалось в более поздних игровых системах. Несколько картриджей Sega Mega Drive, таких как Super Street Fighter II, имели размер более 4 МБ и требовали использования этого метода (4 МБ - максимальный размер адреса). Контроллер GP2X от Gamepark Holdings использует переключение банков для управления начальным адресом (или смещением памяти) для второго процессора.

Обработка видео

В некоторых типах компьютерных видеодисплеев для улучшения характеристик видео может использоваться связанный метод двойной буферизации. В этом случае, в то время как процессор обновляет содержимое одного набора ячеек физической памяти, оборудование для генерации видео осуществляет доступ и отображает содержимое второго набора. Когда процессор завершил свое обновление, он может подать сигнал на аппаратное обеспечение видеодисплея , чтобы поменять активные банки, так что переход, видимый на экране, не содержит артефактов или искажений. В этом случае процессор может иметь доступ ко всей памяти сразу, но аппаратное обеспечение видеодисплея переключается между частями видеопамяти. Если два (или более) банка видеопамяти содержат немного разные изображения, быстрое чередование (перелистывание страниц) между ними может создать анимацию или другие визуальные эффекты, которые в противном случае процессор мог бы быть слишком медленным для непосредственного выполнения.

Альтернативные и последующие методы

Переключение банков позже было вытеснено сегментацией во многих 16-битных системах, которые, в свою очередь, уступили место пейджинг блоки управления памятью. Однако во встроенных системах переключение банков по-прежнему часто используется из-за его простоты, низкой стоимости и часто лучшей адаптации к этим контекстам, чем к вычислениям общего назначения.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-11 10:03:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте