Developer | Microsoft |
---|---|
Написано на | C, C ++ и язык ассемблера |
Рабочее состояние | Текущее |
Исходная модель | |
Первый выпуск | 27 июля 1993 г .; 27 лет назад (1993-07-27). (как Windows NT 3.1 ) |
Последний выпуск |
|
Последний предварительный просмотр |
|
Метод обновления | Центр обновления Windows, Службы обновления Windows Server |
Платформы | IA-32, x86-64 и ARM (и исторически DEC Alpha, Itanium, MIPS и PowerPC ) |
Тип ядра | Гибрид |
По умолчанию пользовательский интерфейс | Графический (Оболочка Windows ) |
Лицензия | В зависимости от версии ve rsion, выпуск или выбор клиента: Пробная версия, коммерческое ПО, корпоративное лицензирование, OEM -только, SaaS, S + S |
Официальный сайт | www.microsoft.com / windows / |
Windows NT - это семейство операционных систем производства Microsoft, первая версия которого была выпущена 27 июля 1993 года. Это независимая от процессора, многопроцессорная и многопользовательская операционная система..
Первой версией Windows NT была Windows NT 3.1, она производилась для рабочих станций и серверных компьютеров. Он был предназначен для дополнения потребительских версий Windows, основанных на MS-DOS (включая Windows 1.0 - Windows 3.1x ). Постепенно семейство Windows NT было расширено до продуктовой линейки операционных систем общего назначения Microsoft для всех персональных компьютеров, исключая семейство Windows 9x.
«NT» ранее расширялось до «New Technology», но больше не несет какого-либо конкретного значения. Начиная с Windows 2000, «NT» было удалено из названия продукта и включено только в строку версии продукта.
NT была первым чисто 32-битным версия Windows, тогда как ее ориентированные на потребителя аналоги, Windows 3.1x и Windows 9x, были гибридами 16- и 32-разрядных версий. Это операционная система с несколькими архитектурами. Первоначально он поддерживал несколько архитектур наборов команд, включая IA-32, MIPS и DEC Alpha ; поддержка для PowerPC, Itanium, x64 и ARM была добавлена позже. Последние версии поддерживают x86 (включая IA-32 и x64) и ARM. Основные функции семейства Windows NT включают Windows Shell, Windows API, Native API, Active Directory, Group Policy, Уровень абстракции оборудования, NTFS, BitLocker, Магазин Windows, Центр обновления Windows и Hyper-V.
Было предложено, чтобы Дэйв Катлер задумал инициализм «WNT» как игру на VMS, увеличивая каждую букву на единицу. Однако проект изначально задумывался как продолжение OS / 2 и назывался «NT OS / 2» до того, как получил торговую марку Windows. Один из первоначальных разработчиков NT, Марк Луковски, утверждает, что название было взято от исходного целевого процессора - Intel i860 с кодовым названием N10 («N-Ten»). Сессия вопросов и ответов 1998 года с Биллом Гейтсом показала, что буквы ранее были заменены на «Новые технологии», но больше не несут какого-либо конкретного значения. Буквы были исключены из названий выпусков Windows 2000 и более поздних версий, хотя Microsoft описала этот продукт как «построенный на технологии NT».
Одна из основных целей NT аппаратная и программная переносимость. Были выпущены различные версии операционных систем семейства NT для различных архитектур процессоров, первоначально IA-32, MIPS и DEC Alpha с PowerPC, Itanium, x86-64 и ARM поддерживаются в более поздних выпусках. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы иметь общую кодовую базу с настраиваемым Hardware Abstraction Layer (HAL) для каждой платформы. Однако поддержка MIPS, Alpha и PowerPC была позже прекращена в Windows 2000. Широкая совместимость программного обеспечения изначально была достигнута за счет поддержки нескольких API «личностей», включая Windows API, POSIX и OS / 2 API - последние два были прекращены, начиная с Windows XP. Частичная совместимость с MS-DOS и Windows с 16-разрядной версией достигается на IA-32 через интегрированную виртуальную машину DOS, хотя эта функция недоступна на других архитектурах.
NT поддерживает для каждого объекта (файла, функции и роли) списки управления доступом, позволяющие применять широкий набор разрешений безопасности к системам и службам. NT также поддерживает сетевые протоколы Windows, наследуя предыдущую сеть OS / 2 LAN Manager, а также сеть TCP / IP (для которой Microsoft использовала стек TCP / IP, полученный сначала из стека на основе STREAMS из Spider Systems, а затем переписанного собственными силами).
Windows NT 3.1 была первой версией Windows, использующей 32 -битная адресация плоской виртуальной памяти на 32-битных процессорах. Его сопутствующий продукт, Windows 3.1, использовал сегментированную адресацию и переключался с 16-битной на 32-битную адресацию на страницах.
Windows NT 3.1 содержала ядро ядра, обеспечивающее системный API, работающее в режиме супервизора (кольцо 0 в x86; в Windows NT называется «режимом ядра» на всех платформах), и набор сред пользовательского пространства с собственными API-интерфейсами, который включает новую среду Win32, среду текстового режима OS / 2 1.3 и среду POSIX. Полное ядро с вытесняющей многозадачностью могло прерывать выполнение задач, чтобы планировать другие задачи, не полагаясь на то, что программы пользователя добровольно откажутся от управления процессором, как в приложениях Windows 3.1 Windows (хотя MS- Приложения DOS были приоритетно многозадачными в Windows, начиная с Windows / 386 ).
Примечательно, что в Windows NT 3.x несколько подсистем драйвера ввода-вывода, например видео и печать, были подсистемами пользовательского режима. В Windows NT 4 подсистемы диспетчера очереди видео, сервера и принтера были переведены в режим ядра. На первый GUI Windows NT сильно повлиял (и был программно совместим) с Windows 3.1; Интерфейс Windows NT 4 был переработан, чтобы соответствовать интерфейсу новой Windows 95, с переходом от Program Manager к дизайну оболочки Windows.
NTFS, защищенная файловая система с журналированием, является основной функцией NT. Windows NT также допускает другие устанавливаемые файловые системы; начиная с версии 3.1 NT может быть установлен в файловых системах FAT или HPFS.
Windows NT представила свою собственную модель драйвера, модель драйвера Windows NT, и несовместима со старыми фреймворками драйверов. В Windows 2000 модель драйвера Windows NT была усовершенствована и стала моделью драйвера Windows, которая впервые была представлена в Windows 98, но была основана на NT модель драйвера. Windows Vista добавлена встроенная поддержка для Windows Driver Foundation, которая также доступна для Windows XP, Windows Server 2003 и в некоторой степени, Windows 2000.
Microsoft решила создать портативную операционную систему, совместимую с OS / 2 и POSIX и поддерживающий многопроцессорность в октябре 1988 года. Когда разработка началась в ноябре 1989 года, Windows NT должна была называться OS / 2 3.0, третья версия операционной системы, разработанная совместно Microsoft и IBM. Для обеспечения переносимости первоначальная разработка была нацелена на процессор Intel i860 XR RISC, переход на MIPS R3000 в конце 1989 года и затем Intel i386 в 1990 году. Microsoft также продолжала параллельную разработку основанной на DOS и менее требовательной к ресурсам среды Windows, в результате чего была выпущена Windows 3.0 в мае 1990 года.
Windows 3.0 в конечном итоге была настолько успешной, что Microsoft решила изменить основной интерфейс прикладного программирования для еще не выпущенной NT OS / 2 (как она тогда называлась) с расширенной OS / 2 API для расширенного Windows API. Это решение вызвало напряженность между Microsoft и IBM, и сотрудничество в конечном итоге развалилось.
IBM продолжала разработку OS / 2 в одиночку, в то время как Microsoft продолжала работу над недавно переименованной Windows NT. Хотя ни одна из операционных систем сразу не стала бы такой популярной, как продукты Microsoft MS-DOS или Windows, Windows NT в конечном итоге была бы гораздо более успешной, чем OS / 2.
Microsoft наняла группу разработчиков из Digital Equipment Corporation во главе с Дэйвом Катлером для создания Windows NT, и многие элементы дизайна отражают предыдущий опыт DEC с Cutler's VMS и RSX-11, но также еще не выпущенная объектно-ориентированная операционная система, разработанная Дэйвом Катлером для DEC Prism под названием Mica. К группе присоединились избранные члены расформированной команды OS / 2, в том числе Моше Дуни.
архитектура Windows 2000Ядро VMS было написано на VAX Macro, но была разработана Windows NT для работы на нескольких архитектурах набора команд и на нескольких аппаратных платформах в каждой архитектуре. Зависимости платформы скрыты от остальной системы с помощью HAL (уровень аппаратной абстракции).
При создании Windows NT разработчики Microsoft переписали VMS на C. Хотя они добавили Win32 API, файловую систему NTFS, графический интерфейс и обратную совместимость с DOS, OS / 2 и Win16, Инженеры DEC почти сразу заметили внутреннее сходство двух операционных систем; Части VAX / VMS Internals and Data Structures, опубликованные Digital Press, точно описывают внутреннее устройство Windows NT с использованием терминов VMS. Вместо судебного иска Microsoft согласилась выплатить DEC 65–100 миллионов долларов, помочь в продвижении VMS, обучить цифровой персонал работе с Windows NT и продолжить поддержку Windows NT для DEC Alpha.
Windows NT и VMS управление памятью, процессы и планирование очень похожи. В Windows NT управление процессами отличается реализацией многопоточности, которую DEC не реализовывала до VMS 7.0 в 1995 году, вероятно, будет конкурировать с Microsoft.
Как и VMS, код режима ядра Windows NT различает «ядро», основное назначение которого - реализация функций, зависящих от процессора и архитектуры, и «исполнительный». Это было разработано как модифицированное микроядро, поскольку на ядро Windows NT повлияло микроядро Маха, разработанное в Университете Карнеги-Меллона, но оно не отвечает всем критериям чистого микроядра. И ядро, и исполнительная система связаны вместе в один загруженный модуль ntoskrnl.exe ; извне этого модуля между ядром и исполнительной системой мало различий. Подпрограммы из каждого доступны напрямую, например, из драйверов устройств режима ядра.
Наборы API в семействе Windows NT реализованы как подсистемы поверх публично недокументированного «собственного» API ; это позволило позднее внедрить Windows API (в подсистему Win32). Windows NT была одной из первых операционных систем, в которых использовался Unicode внутри.
Версия | Торговое название | Выпуски | Дата выпуска | Номер сборки |
---|---|---|---|---|
3.1 | Windows NT 3.1 | Рабочая станция (названная просто Windows NT), Advanced Server | 27 июля 1993 г. | 528 |
3.5 | Windows NT 3.5 | Workstation, Server | 21 сентября 1994 г. | 807 |
3.51 | Windows NT 3.51 | 30 мая 1995 г. | 1057 | |
4.0 | Windows NT 4.0 | Workstation, Server, Server Enterprise Edition, Terminal Server, Embedded | 24 августа 1996 г. | 1381 |
5.0 | Windows 2000 | Professional, Server, Advanced Server | 17 февраля 2000 г. | 2195 |
Datacenter Server | 26 сентября 2000 г. | |||
5.1 | Windows XP | Home, Professional, Media Center (оригинал, 2004 и 2005 гг.), Планшетный ПК (исходный и 2005 г.), Starter, Embedded, Home N, Professional N | 25 октября 2001 г. | 2600 |
Основы Windows для устаревших ПК | Н / Д | 8 июля 2006 г. | ||
5.2 | Windows XP | 64-разрядная версия версии 2003 (IA-64 ) | 28 марта 2003 г. | 3790 |
Windows Server 2003 | Standard, Enterprise, Datacenter, Web, Storage, Small Business Server, Compute Cluster | 24 апреля 2003 г. | ||
Windows XP | Professional x64 Edition (x86-64 ) | 25 апреля 2005 г. | ||
Windows Server 2003 R2 | Standard, Enterprise, Datacenter, Web, Storage, Small Business Server, Compute Cluster | 6 декабря 2005 г. | ||
Windows Home Server | Н / Д | 16 июля 2007 г. | ||
6.0 | Windows Vista | Starter, Home Basic, Home Premium, Business, Enterprise, Ultimate |
|
|
Windows Server 2008 | Foundation, Standard, Enterprise, Datacenter, Web Server, HPC Server, Системы на базе Itanium | 27 февраля 2008 г. |
| |
6.1 | Windows 7 | Sta rter, Home Basic, Home Premium, Professional, Enterprise, Ultimate | 22 октября 2009 г. |
|
Windows Server 2008 R2 | Foundation, Standard, Enterprise, Datacenter, Web Server, HPC Server, Системы на базе Itanium | |||
Windows Home Server 2011 | Н / Д | 6 апреля 2011 г. |
| |
Windows Thin PC | 6 июня 2011 г. | 7601 (RTM) | ||
6.2 | Windows 8 | Windows 8, Windows 8 Pro, Windows 8 Enterprise, Windows RT | 26 октября 2012 г. | 9200 |
Windows Server 2012 | Foundation, Essentials, Standard, Datacenter | 4 сентября 2012 г. | ||
6.3 | Windows 8.1 | Windows 8.1, Windows 8.1 Pro, Windows 8.1 Enterprise, Windows RT 8.1 | 18 октября 2013 г. | 9600 |
Windows Server 2012 R2 | Foundation, Essentials, Standard, Datacenter | |||
10.0 | Windows 10 | Home для одного языка, Home, Pro, Pro Education, Pro для рабочих станций, Enterprise, Education, Windows 10 S, IoT Core, Mobile, Mobile E nterprise | 29 июля 2015 г. |
19042 (20H2)
|
Windows Server 2016 | Essentials, Standard, Datacenter, Multipoint Premium Server, Storage Server, Hyper-V Server | 26 сентября 2016 г. |
| |
Windows Server 2019 | Essentials, Standard, Datacenter, Multipoint Premium Server, Hyper-V Server | 2 октября 2018 г. |
|
Windows NT 3.1–3.51 включает Program Manager и File Manager из серии Windows 3.1x. Windows NT 4.0 и далее заменила эти программы на Windows Explorer (включая панель задач и меню «Пуск» ), которые изначально появились в Windows 95.
первый выпуск получил номер версии 3.1, чтобы соответствовать современной 16-битной Windows; журналы той эпохи утверждали, что этот номер также использовался для того, чтобы эта версия казалась более надежной, чем версия ".0". Кроме того, протокол Novell IPX, по-видимому, был лицензирован только для версий программного обеспечения Windows 3.1.
Номер версии NT в настоящее время обычно не используется в маркетинговых целях, но все еще используется внутри компании и, как утверждается, отражает степень изменений в ядро операционной системы. Однако из соображений совместимости приложений Microsoft сохранила основной номер версии как 6 в выпусках, следующих за Vista, но позже изменила его на 10 в Windows 10. Номер сборки - это внутренний идентификатор, используемый разработчиками и бета-тестерами Microsoft.
Windows NT написана на C и C ++, при этом очень небольшое количество написано на языке ассемблера. C в основном используется для кода ядра, а C ++ в основном используется для кода пользовательского режима. По возможности избегают использования языка ассемблера, поскольку он может затруднить переносимость.
Для предотвращения кода, специфичного для Intel x86 Из-за того, что разработчики, привыкшие к разработке на чипах x86, внедрились в операционную систему, Windows NT 3.1 изначально разрабатывалась с использованием систем разработки, отличных от x86, а затем была перенесена на архитектуру x86. Первоначально эта работа была основана на системе Dazzle на базе Intel i860, а затем на платформе Jazz на базе MIPS R4000. Обе системы были разработаны внутри Microsoft.
Windows NT 3.1 была выпущена для Intel x86 PC-совместимых, PC-98, DEC Alpha, и ARC -совместимые платформы MIPS. Windows NT 3.51 добавила поддержку процессора PowerPC в 1995 году, в частности, систем, совместимых с PReP, таких как настольные / портативные компьютеры IBM Power Series и серия Motorola PowerStack; но, несмотря на встречи между Майклом Спиндлером и Биллом Гейтсом, а не на Power Macintosh, поскольку проект Power Macintosh, совместимый с PReP, не состоялся.
Intergraph Corporation перенесла Windows NT на свою архитектуру Clipper и позже объявила о намерении перенести Windows NT 3.51 на архитектуру Sun Microsystems 'SPARC, но ни одна из версий не была продана широкой публике как розничный продукт.
Только два из вариантов Windows NT 4.0 (IA-32 и Alpha) имеют полный набор доступных пакетов обновления. Все остальные порты сторонних производителей (Motorola, Intergraph и т. Д.) Имеют мало общедоступных обновлений, если таковые имеются.
Windows NT 4.0 была последним крупным выпуском, поддерживающим Alpha, MIPS или PowerPC, хотя разработка Windows 2000 для Alpha продолжалась до августа 1999 года, когда Compaq прекратил поддержку Windows NT на этом архитектура; а затем три дня спустя Microsoft также отменила свою программу AlphaNT, несмотря на то, что версия Alpha NT 5 (Windows 2000) достигла состояния RC1.
5 января 2011 года Microsoft объявила, что следующее основная версия семейства Windows NT будет включать поддержку архитектуры ARM. Microsoft продемонстрировала предварительную версию Windows (версия 6.2.7867), работающую на компьютере на базе ARM, на выставке Consumer Electronics Show 2011 года. В конечном итоге это привело к коммерческому выпуску производной от Windows 8 Windows RT 26 октября 2012 г. и реализации NT поверх CE на Windows Phone 8.
Согласно Microsoft, это распространенное заблуждение, что Xbox и Xbox 360 используют модифицированное ядро Windows 2000, поскольку операционная система Xbox была создана с нуля, но реализует подмножество API Windows. Однако Xbox One использует модифицированную версию Windows 10.
64-битные версии Windows Изначально NT предназначалась для работы на Itanium и DEC Alpha ; последний использовался внутри Microsoft на ранних этапах разработки 64-битной Windows. Это продолжалось некоторое время после того, как Microsoft публично объявила об отмене планов по выпуску 64-битной Windows для Alpha. По этой причине альфа-версии Windows NT являются только 32-разрядными.
Хотя Windows 2000 поддерживает только Intel IA-32 (32-разрядная версия), Windows XP, Server 2003, Server 2008 и Server 2008 R2 имеют по одному выделенному выпуску. в системы на базе Itanium. По сравнению с Itanium, Microsoft приняла x64 в большем масштабе: каждая версия Windows, начиная с Windows XP (которая имеет выделенную версию x64 ), имеет редакции x64.
Минимальная спецификация оборудования, необходимая для запуска каждого выпуска версии Windows NT для профессиональных рабочих станций, была довольно медленной до выпуска 6.0 Vista, для которого требуется минимум 15 ГБ свободного дискового пространства, что в 10 раз больше свободного дискового пространства по сравнению с предыдущей версией.
Версия Windows | ЦП | RAM | Свободное место на диске |
---|---|---|---|
NT 3.1 | i386, 25 МГц | 12 МБ | 90 МБ |
NT 3.1 Advanced Server | 16 МБ | ||
NT 3.5 Workstation | 12 МБ | ||
NT 3.5 Сервер | 16 МБ | ||
NT 3.51 Рабочая станция | 12 МБ | ||
NT 3.51 Сервер | 16 МБ | ||
Рабочая станция NT 4.0 | i486, 25 МГц | 12 МБ | 124 МБ |
Сервер NT 4.0 | 16 МБ | ||
2000 Professional | Pentium, 133 МГц | 32 МБ | 650 МБ |
2000 Server | 128 МБ | ||
XP | Pentium, 233 МГц | 64 МБ | 1,5 ГБ |
Server 2003 | 133 МГц | 128 МБ | |
Vista Home Basic | 800 МГц | 512 МБ | 20 ГБ |
Vista (другие выпуски) | 1 ГГц | 1 ГБ | 40 ГБ |
7 для IA-32 | 16 ГБ | ||
7 для x64 | 2 ГБ | 20 ГБ | |
8 для IA-32 | 1 ГГц с бит NX, SSE2, PAE | 1 ГБ | 16 ГБ |
8 для x64 | 2 ГБ | 20 ГБ | |
8.1 для IA-32 | 1 ГБ | 16 ГБ | |
8,1 для x64 | 1 ГГц с NX bit, SSE2, PAE, CMPXCHG16b, PrefetchW и LAHF / SAHF | 2 ГБ | 20 ГБ |
10 для IA-32 (v1507-1809) | 1 ГГц с битом NX, SSE2, PAE | 1 ГБ | 16 ГБ |
10 для x64 (v1507-1809) | 1 ГГц с бит NX, SSE2, PAE, CMPXCHG16b, PrefetchW и LAHF / SAHF | 2 ГБ | 20 ГБ |
10 для IA-32 (v1903 и новее) | 1 ГГц с NX bit, SSE2, PAE | 1 ГБ | 32 ГБ |
10 для x64 (v1903 и новее) | 1 ГГц с NX bit, SSE2, PAE, CMPXCHG16b, PrefetchW и LAHF / SAHF | 2 ГБ | 32 ГБ |