Совершенство

редактировать

Совершенство - это состояние, по-разному, полноты, безупречности или высочайшего совершенства.

Термин термин используется для обозначения ряда разнообразных, если часто родственных, концепций. Исторически они рассматривались в ряде отдельных дисциплин, в частности, математики, физики, химии, этики, эстетика, онтология и теология.

Содержание
  • 1 Термин и концепция
  • 2 Парадоксы
  • 3 Совершенные числа
  • 4 Физика и химия
  • 5 Этика
  • 6 Эстетика
  • 7 Онтология и теология
  • 8 Многие концепции
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
Срок и понятие
Аристотель

Форма слова долго колебалась в разных языках. английский язык имел альтернативы: «совершенство» и библейское «совершенство». Слово «совершенство» происходит от латинского «perfectio », а «совершенный» - от «perfectus ». Эти выражения, в свою очередь, происходят от «perficio » - «закончить», «довести до конца». Таким образом, «Perfectio (n)» буквально означает «завершение», а «perfect (us)» - «завершенный», как и в грамматическом языке («perfect »).

Многие современные языки заимствовали свои термины для понятия «совершенство» от латыни: французский «парфе » и «совершенство»; итальянский "perfetto " и "perfezione "; испанский "perfecto " и "perfección "; английский «perfect» и «perfection»; российский "совершенный " (совершенный) и "совершенcтво" (совершенство); хорватский и сербский «савршен» и «савршенство»; чешская "доконалость"; словацкие "доконалы" и "доконалость"; польские «doskonały» и «doskonałość».

Генеалогия понятия «совершенство» уходит корнями за пределы латыни, к греческому. Греческим эквивалентом латинского perfectus было «телеос». Последнее греческое выражение обычно имело конкретные референты, такие как совершенный врач или флейтист, совершенная комедия или совершенная социальная система. Следовательно, греческое «teleiotes» еще не было столь чревато абстрактными и превосходными ассоциациями, как латинское «perfectio» или современное «совершенство». Чтобы избежать последних ассоциаций, греческий термин обычно переводится как «завершенность », а не «совершенство».

Самое старое определение «совершенства», довольно точное и различающее оттенки концепция восходит к Аристотелю. В Книге Дельта Метафизики он различает три значения термина, или, скорее, три оттенка одного значения, но в любом случае три разных понятия. Это идеально:

1. который является полным - который содержит все необходимые части;
2. что настолько хорошо, что ничего подобного не может быть лучше;
3. который достиг своей цели.

Первое из этих понятий довольно хорошо вписывается во второе. Однако между этими двумя и третьим возникает двойственность концепций. Эту двойственность выразил Фома Аквинский в Summa Theologica, когда он выделил двоякое совершенство: когда вещь совершенна сама по себе - как он выразился, в своей субстанции; и когда оно идеально служит своей цели.

Варианты концепции совершенства были бы вполне уместными в течение двух тысяч лет, если бы их не смешивали с другими, родственными концепциями. Главным из них была концепция самого лучшего: на латыни «excellentia» («превосходство»). В античности «excellentia» и «perfectio» составляли пару; так, например, сановников называли «perfectissime», как их теперь называют «превосходством». Тем не менее, эти два выражения высокого уважения принципиально различаются: «excellentia» - это различие между многими и подразумевает сравнение; в то время как «perfectio» не предполагает сравнения, и если что-то считается совершенным, то оно считается таковым само по себе, без сравнения с другими вещами. Готфрид Вильгельм Лейбниц, который много думал о совершенстве и считал мир лучшим из возможных миров, не утверждал, что он совершенен.

Парадоксы
Ванини

Параллельное существование двух концепций совершенства, одного строгого («совершенство» как таковое) и другого свободного («совершенство»), возникло, возможно, с античности, но определенно с тех пор Ренессанс, к необычному парадоксу : что величайшее совершенство - это несовершенство. Это было сформулировано Лусилио Ванини (1585–1619), предшественником которого был писатель XVI века Джозеф Юсте Скалигер, а они, в свою очередь, ссылались на античного философа Эмпедокл. Их аргумент, представленный первыми двумя, состоял в том, что если бы мир был совершенен, он не мог бы улучшиться, и поэтому ему не хватало бы «истинного совершенства», которое зависит от прогресса. Для Аристотеля «совершенный» означал «завершенный» («нечего добавлять или вычитать»). Для Эмпедокла, согласно Ванини, совершенство зависит от незавершенности («perfectio propter imperfectionem»), поскольку последняя обладает потенциалом для развития и дополнения новыми характеристиками («perfectio complementii»). Этот взгляд относится к барокко эстетике Ванини и Марин Мерсенн : совершенство художественного произведения заключается в том, что оно заставляет реципиента быть активным - дополнять произведение искусства усилием разума и воображения.

парадокс совершенства - это несовершенство идеально - применимо не только к человеческим делам, но и к технологиям. Таким образом, неоднородность кристаллов полупроводника (дефект в виде примесей ) необходима для производства полупроводников. Решение очевидного парадокса заключается в различении двух концепций «совершенства»: регулярности и полезности. Несовершенство - это совершенная технология в том смысле, что нерегулярность полезна.

Совершенные числа

Совершенные числа выделялись с тех пор, как древние греки называли их «телеиой». Однако среди греков не было единого мнения относительно того, какие числа были «идеальными» и почему. Точка зрения, которую разделял Платон, считал 10 идеальным числом. Математики, включая математиков-философов пифагорейцев, предложили в качестве совершенного числа число 6.

Число 10 считалось идеальным, потому что на обеих руках 10 пальцев. Считалось, что число 6 идеально подходит для того, чтобы делиться особым образом: шестая часть этого числа составляет единицу; третий - два; полторы - три; две трети (греч. : dimoiron) - четыре; пять шестых (пентамуарон) - пять; шесть - идеальное целое. Древние также считали 6 идеальным числом, потому что человеческая ступня составляла одну шестую роста человека, следовательно, число 6 определяло высоту человеческого тела.

Евклид

Таким образом, оба числа, 6 и 10, были им приписывают совершенство как по чисто математическим причинам, так и по причине их значимости в природе. Вера в «совершенство» одних чисел пережила древность, но это качество стали приписывать и другим числам. Совершенство числа 3 фактически стало пресловутым : «omne trinum perfectum» (латинское : все тройки идеальны). Другое число, 7, нашло преданное в 6 веке Папа Григорий I (Григорий Великий), который поддерживал его по причинам, аналогичным тем, которые использовали греческие математики, считавшие 6 совершенным числом, и кроме того, по какой-то причине он связал число 7 с концепцией «вечность."

Средние века, однако, отстаивал совершенство 6: Августин и Алкуин писал, что Бог создал мир за 6 дней, потому что это было совершенное число.

Греческие математики считали совершенным то число, которое равно сумме. из его делителей, которые меньше, чем он сам. Такое число не равно 3, не 7 или 10, а 6, так как 1 + 2 + 3 = 6.

Но есть другие числа, показывающие это свойство, например 28, что = 1 + 2 + 4 + 7 + 14. Такие числа стало принято называть «совершенными». Евклид дал формулу для (четного) «совершенного» "числа:

Np= 2 (2–1)

, где p и 2–1 - простые числа.

Евклид перечислил первые четыре совершенных числа: 6; 28; 496; и 8128. В рукописи 1456 г. дается пятое совершенное число: 33 550 336. Постепенно математики нашли и другие совершенные числа (которые встречаются очень редко). В 1652 году польский полимат Ян Брокек отметил, что не существует идеального числа между 10 и 10.

Несмотря на более чем 2000 лет исследований, до сих пор неизвестно, существует ли бесконечно много совершенных чисел; или есть ли какие-то нечетные.

Сегодня термин «идеальное число» носит чисто исторический характер и используется ради традиции. Эти необычные числа получили свое название из-за их аналогии со строением человека, который считался наиболее совершенным творением природы, и, прежде всего, из-за их собственной особой закономерности. Таким образом, они были названы так на тех же основаниях, что и совершенные объекты в природе, здания и статуи идеальных пропорций, созданные человеком; числа стали называть «совершенными», чтобы подчеркнуть их особую регулярность.

Греческие математики назвали эти числа «совершенными» в том же смысле. в котором философы и художники использовали это слово. Ямблих (In Nicomachi arithmeticam, Leipzig, 1894) утверждает, что пифагорейцы называли число 6 «браком», «здоровьем» и «красотой» из-за гармонии и соответствие этого числа.

Идеальные числа рано стали рассматриваться как мера других чисел: те, в которых сумма делителей больше, чем само число, как в 12, имеют - поскольку еще Теон Смирнский, ок. 130 г. н.э. - назывались «избыточными» (латинское : redundantio), «более чем совершенными» (плюс quam perfecti) или «избыточными числами », и те, сумма делителей которых меньше, как в 8, были названы "дефицитными числами " (дефицитными).

По состоянию на 7 декабря 2018 года было идентифицировано 51 идеальное число.

Физика и химия
Бойль

Разнообразные физические и химические концепции включают в свои названия слово «совершенный»

Физик определяет как совершенно твердое тело, которое «не деформируется под действием приложенных к нему сил». Он использует эту концепцию, полностью осознавая, что это вымышленное тело, что такого тела не существует в природе. Концепция представляет собой идеальную конструкцию.

A идеально пластичное тело - это тело, которое бесконечно деформируется при постоянной нагрузке, соответствующей пределу пластичности тела: это физическая модель, а не тело, наблюдаемое в природе.

A совершенно черное тело будет таким, которое полностью поглощает, когда на него падает излучение, то есть тело с коэффициентом поглощения, равным единице.

A кристалл идеален, когда его физически эквивалентные стены одинаково развиты; он имеет идеальную структуру, когда он отвечает требованиям пространственной симметрии, и не имеет структурных дефектов, дислокаций, лаков и других недостатков.

A идеальная жидкость - это жидкость, которая несжимаемый и невязкий - это, опять же, идеальная жидкость, которой не существует в природе.

A идеальный газ - это газ, молекулы которого не взаимодействуют друг с другом и который не имеет объем собственного. Такой газ вымышлен, как и совершенно твердые, совершенно твердые, идеально пластичные и совершенно черные тела. Их называют «идеальными» в строгом (неметафорическом) смысле этого слова. Все эти концепции необходимы в физике, поскольку они ограничивают, идеальны, фиктивны - поскольку они задают крайность, к которой природа может в лучшем случае приблизиться.

В более широком смысле настоящие вещи называются " совершенные ", если они более или менее близки к совершенству, хотя они, строго говоря, не совершенны.

Отношение этих совершенных тел к реальным телам можно проиллюстрировать отношением идеального газа к реальному. Уравнение состояния идеального газа - это первое приближение к квантовому уравнению состояния, которое является результатом статистической физики. Таким образом, уравнение состояния реального газа в классических пределах принимает форму уравнения состояния идеального газа. То есть уравнение состояния идеального газа описывает идеальный газ (состоящий из точек, то есть безразмерных молекул, которые не действуют друг на друга).

Возникло уравнение идеального газа из работы Роберта Бойля, Эдма Мариотта и Жозефа Луи Гей-Люссака, которые, изучая свойства реальных газов, нашел формулы, применимые не к ним, а к идеальному, совершенному газу.

Этика
Платон

этический вопрос совершенства касается не того, совершенен ли человек, а должен ли он быть. А если должен, то как этого достичь?

Платон на самом деле редко использовал термин «совершенство»; но концепция «хорошего », центральная в его философии, была равносильна «совершенству». Он считал, что приближение к идее совершенства делает людей совершенными.

Вскоре после этого стоики внесли в этику концепцию совершенства, описав ее как гармонию - с природой, разумом, сам человек. Они считали, что такая гармония - такое совершенство - достижимо для каждого.

Платон и стоики сделали совершенство философским девизом. Вскоре оно будет преобразовано в христианстве в религиозное единство.

Христианское учение о совершенстве содержится в Евангелиях, а также в в другом месте Библии. Матфей 5:48 повелевает: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Раннехристианские писания, особенно Павла, изобилуют призывами к совершенству. Многие из них собраны в беседе Св. Августин, De perfectione iustitiae hominis. Они начинаются уже с Ветхого Завета : «Будьте совершенны с Господом Богом твоим». (Второзаконие 18:13.) В других местах синонимами «совершенство» являются «непорочный», «непорочный», «непорочный», «непорочный», «святой», «праведный», «непорочный», "неподтвержденный".

С. Августин

Августин объясняет, что совершенным и безупречным считается не только тот, кто уже совершенен, но и тот, кто безоговорочно стремится к совершенству. Это более широкое понятие приблизительного совершенства, напоминающее то, что используется в точных науках. Первое древнее христианское совершенство было не так уж далеко от современного самосовершенствования. Св. Амвросий фактически писал о степенях совершенства ("gradus piae perfectionis").

Наряду с идеей совершенства, Священное Писание выражало сомнение в том, что совершенство может быть достигнуто для человека. Согласно 1 Иоанна 1: 8, «Если мы говорим, что у нас нет греха, мы обманываем себя, и истины нет в нас». Подобным образом Иисус сказал в Евангелии от Матфея 19:17: «И сказал ему: для чего ты меня называешь добрым? Нет никого хорошего, кроме одного, то есть Бога...»; Хотя Иисус не отрицает, что он сам хорош, он ставит под сомнение идею о том, что любой, кроме Бога, может быть даже хорошим, не говоря уже о совершенстве. И Св. Иероним писал: «Perfectio vera in coelestibus» - истинное совершенство можно найти только на небесах.

Уже в 5 веке нашей эры в Церкви возникли два различных взгляда на совершенство: что оно был достигнут человеком на земле его собственными силами; и что это может произойти только по особой божественной милости. Первая точка зрения, которую отстаивал Пелагий, была осуждена в 417 г. н.э.; вторая точка зрения, которую отстаивал св. Августин, преобладала в самом начале V века и стала авторитетной.

Тем не менее, Церковь не осудила сочинения Псевдо-ареопагита, якобы первый епископ из Афин, озвучивавший естественную возможность для человека подняться до совершенства, к созерцанию Бога. Итак, на протяжении столетий в Церкви спорили две точки зрения.

Даже если для древних философов сущностью совершенства была гармония, так и для Евангелия а у христианских богословов это было милосердие, или любовь. Св. Павел писал (Послание к Колоссянам, 3:14): «И превыше всего этого облекитесь в милосердие, которое есть узы совершенства».

Св. Григорий писал, что совершенство будет реализовано только после совершения истории - только «тогда мир станет прекрасным и совершенным». И все же каждый должен найти свой подход к совершенству - к святости. Беседы по моральному богословию и аскетизму были щедры на советы о том, как это должно быть сделано.

средневековая концепция совершенства и самосовершенствования, особенно в ее зрелом виде. форма, может быть естественной для современного человека. Как сформулировано Питером Ломбардом, эта концепция подразумевает, что совершенство - это результат развития. И, как описывает Джайлс Римский, у совершенства есть не только личные источники ("personalia"), но и социальные ("secundum statum"). Поскольку индивид формируется внутри общества, второе совершенство включает первое в соответствии с «порядком вселенной» («ordo Universi»). Социальное совершенство связывает человека, тогда как личное совершенство только становится ему.

Тезисы о совершенстве сохраняются в Церкви до наших дней. Первое условие совершенства - это желание. Также необходима благодать - но Бог дает благодать тем, кто желает совершенства и стремится к нему. Еще одно условие совершенства - постоянство стремления и усилий. Августин говорит: «Кто останавливается, тот регрессирует». И усилие нужно не только в большом, но и в самом маленьком; Евангелие по Св. Лука говорит: «Верный в малом и во многом верен; и неправедный в малом неправеден и во многом». Помощь в приближении к совершенству - это осознание совершенства Бога и собственного несовершенства.

Кальвин

В 14 веке с помощью скотистов произошел сдвиг в интерес от морального к онтологическому совершенству; 15 век, особенно во время итальянского Возрождения, сдвиг к художественному совершенству.

В первой половине 16 века был Жан Кальвин полное обусловливание человеческого совершенства благодатью Божьей.

Вторая половина 16 века принесла Контрреформацию, Трентский собор и возвращение концепции католической ; а также героические попытки достичь совершенства посредством созерцания и умерщвления. Это было время Игнатия Лойолы и основания Ордена иезуитов ; г. Тереза ​​Авильская (1515–82) и св. Иоанн Креста (1542–91) и основание в 1593 году Босоногих кармелитов. Это был кульминационный момент в истории христианской идеи совершенства; в то же время это была конечная точка, поскольку вскоре начались попытки реформирования идеи.

В первой половине 17 века были попытки католической реформы идеи совершенства. Это было время Корнелиса Янсена (1585–1638) и янсенизма - растущей веры в предопределение и в невозможность совершенства без благодать.

Во второй половине 17 века в доктрине предопределения произошло дальнейшее развитие - доктрина «квиетизма ». Совершенства можно достичь через пассивное ожидание благодати, а не через активное стремление. Эта теория, сформулированная в Испании Мигелем де Молиносом (ок. 1628 - 1697), распространилась во Франции, где ее поддерживала мадам Гийон. (1648–1717) и какое-то время привлекал Франсуа Фенелон.

XVIII век кардинально изменил представление о нравственном совершенстве. Вера в него осталась, но она сменила характер с религиозного на светского. Это светское совершенство XVIII века было основным символом веры Просвещения. Его центральным принципом было то, что природа совершенна; и совершенным тоже был человек, живший в гармонии с законами природы.

Первобытный человек считался самым совершенным, так как он был ближе всего к природе. Совершенство лежало позади современного человека, а не перед ним, так как цивилизация отдаляла человека от совершенства, а не приближала его к нему.

Вторая интерпретация, однако, придерживалась противоположной точки зрения: цивилизация усовершенствовала человека, приблизив его к разуму и тем самым к природе ; потому что разум направляет жизнь с должным учетом законов природы.

Первый, ретроспективный взгляд на совершенство имел предшественников в древности : Гесиод и Овидий описал «золотой век », который существовал в начале времен, и на смену ему пришли серебряный, медный и железный века, каждый из которых уступал предыдущему. Возрождение этого взгляда сейчас, спустя два тысячелетия, было стимулировано контактами европейцев с «примитивными» народами Америки. Жан-Жак Руссо был лишь одним из многих, кто писал в аналогичном ключе.

Эти две школы мысли середины 18-го века - одна видела совершенство в природе и в прошлом, и другой в цивилизации и в будущем - представляли реакцию не против идеи совершенства, а против ее трансцендентальной интерпретации: как ранее мера совершенство было идеей Бога, так что теперь это была идея природы или цивилизации. Именно последняя идея в конечном итоге взяла верх и перешла в XIX век как наследие Просвещения.

Идея совершенства как трансцендентного отпала; в счет только мирское совершенство. Мысль о том, что совершенство - это вопрос благодати, также отошла на второй план; сам человек должен стремиться к этому, и если ни один человек не может этого достичь, то, возможно, человечество сможет. Как Бог был мерой совершенства в Средние века, так теперь стал и человек: мера стала меньше, доступнее. С точки зрения мышления XIX века, такое мирское человеческое совершенство в конечном итоге могло быть достигнуто каждым. И если не совершенство, то улучшение. Это была бы великая концепция современной эпохи.

В самой середине 18 века произошло исключительное мгновенное отступление от идеи совершенства. Это было в Французской Энциклопедии. В статье «Совершенство» (т. XII, 1765 г.) обсуждалось только техническое совершенство в смысле соответствия человеческих продуктов поставленным перед ними задачам; не было упомянуто онтологическое, моральное или эстетическое совершенство.

В остальном 18 век видел великие заявления, отстаивающие будущее совершенство человека, как в «Idee zu einer allgemeinem Geschichte» Иммануила Канта (1784 г.) и «Идеи Иоганна Готфрида фон Гердера » (1784/91 г.).

Ожидается совершенство возникать различными способами. Частично это могло произойти в результате естественного развития и прогресса (точка зрения, которую разделяет Дэвид Хьюм ), но в большей степени это могло произойти в результате образования (предшественниками этой точки зрения были Джон Локк, Дэвид Хартли и лидеры Польского Просвещения ) и посредством открытых государственных действий (Клод Адриан Гельвеций, позже Джереми Бентам ); полагались на сотрудничество между людьми (Шарль Фурье, 1808), позже в евгенику (Фрэнсис Гальтон, 1869). Хотя основы веры в будущее совершенствование человека менялись, сама вера сохранялась. Он связал людей Просвещения с идеалистами и романтиками - с Иоганном Готлибом Фихте, Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, польских мессианистов, а также позитивистов и эволюционистов 19 века; Герберт Спенсер написал новую великую декларацию, отстаивающую будущее совершенство человека.

Однако идея человеческого совершенствования стала более всеобъемлющей. Человек достигнет большего совершенства в том смысле, что он будет жить более рационально, здорово, счастливо и комфортно. Но не было подходящего термина для этой новой концепции, поскольку термин «совершенство» имел моральную окраску, в то время как новая цель была более интеллектуальной, физической и социальной.

В 1852 году Джон Генри Ньюман, будущий британский кардинал, писал, что было бы хорошо, если бы английский язык, как и греческий, имел термин для выражения интеллектуального совершенства, аналогично термину «здоровье », который относится к физическому состоянию человека, и «добродетели », который говорит о его моральной природе. В 19 веке немцы стали называть совершенство, таким образом истолкованное, «культурой» (Kultur), а французы называть его «цивилизацией» (цивилизация)

Одним из элементов совершенства в его новой конструкции является здоровье, которое Всемирная организация здравоохранения понимает как «состояние полного физического и психического благополучия. «

Тем не менее, расцветающие достижения современной биологии не вытеснили извечный интерес к нравственному совершенству - с той важной разницей, что теперь целью является не столько совершенствование, сколько улучшение. Классическим представителем этой точки зрения в начале XIX века был Фихте.

В XX и XXI веках достижения науки и технологии, по-видимому, происходили параллельно с некоторыми степени за счет все более плюралистических взглядов. Польский философ Владислав Татаркевич (1886–1980) писал: «Требовать от кого-то, чтобы он стремился к совершенству, кажется столь же неуместным, как и обвинять его в том, что он не стремясь к нему ». Такое стремление, добавляет он, «часто эгоцентрично и дает худшие моральные и социальные результаты, чем поведение, направленное вовне, основанное не на самосовершенствовании, а на доброй воле и доброте по отношению к другим».

Эстетика

древние греки рассматривали совершенство как необходимое условие красоты и высокого искусства. пифагорейцы считали, что совершенство должно быть найдено в правильных пропорциях и в гармоничном расположении частей. Идея о том, что красота и искусство характеризуются совершенством, впоследствии была поддержана Платоном, который считал, что искусство должно быть «подходящим, подходящим, без отклонений», короче говоря, «совершенным».

Из убеждения, что совершенство - это единственное качество, пифагорейцы, Платон и их приверженцы считали, что красота также является единственным качеством; следовательно, для каждого вида искусства была только одна совершенная и правильная форма. Плутарх заявил (De Musica), что в раннюю греческую эпоху музыкальные гармонии, признанные совершенными, имели юридическую силу на публичных выступлениях.

Аналогичным образом в храм архитектура с V века до н.э., здесь были установлены порядки. Были установлены пропорции для дорических храмов, а для ионических храмов. Точно так же в скульптуре на протяжении веков считалось догматом, что определенные пропорции человеческого тела идеальны и обязательны.

Также существовало распространенное мнение, что определенные формы и пропорции сами по себе были идеальными. Платон считал, что идеальная пропорция - это отношение стороны к диагонали квадрата. Его авторитет был настолько велик, что архитекторы и другие художники продолжали использовать эту пропорцию, даже не зная о ее источнике, вплоть до Средневековья.

Цицерона

Еще одна ранняя идея, которую многие поддерживали. выдающиеся писатели и художники разных периодов - нашли совершенство в круге и сфере. Аристотель писал в Physica, что круг был «совершенной, первой, самой красивой формой». Цицерон писал в De Natura Deorum (О природе богов): «Две формы являются наиболее отличительными: из твердых тел, сфера... и плоских фигур, круг... Нет ничего более соизмеримого, чем эти формы. "

В комментарии к книге Аристотеля De coelo et mundo (На небесах и на Земле ) средневековый поляк писал: «Самая совершенная тело должно иметь наиболее совершенную форму, и такое [тело] есть небо, тогда как самая совершенная форма - это круглая форма, потому что к ней ничего нельзя добавить ». В знаменитом иллюстрированном «Les très riches heures du duc de Berry» рай изображен заключенным в идеальную сферу.

Возрождение архитектор Себастьяно Серлио (1475–1554) заявил: «Круглая форма - самая совершенная из всех».

Самый выдающийся из архитекторов XVI века, Андреа Палладио, считал, что «самой совершенной и самой превосходной» формой была «круглая форма, поскольку из всех форм она является самой простой, наиболее однородной, самой сильной, самой емкой» и «наиболее подходящей для передачи единства, бесконечности, единообразие и праведность Божья ". Это была та же мысль, что и у Яна Слупчи и у Серлио, и она отличалась необычайной стойкостью.

Средневековье - Романский и готический одинаково - был очень увлечен идеей совершенства. Но настоящий взрыв императива к совершенству произошел с Ренессансом.

Ренессансной эстетикой, которая уделяла меньше внимания, чем классическая эстетика единству совершенных вещей. Бальдассаре Кастильоне в своем Courtier писал о Леонардо, Андреа Мантенья, Рафаэле, Микеланджело и Джорджоне, что «каждый из них не похож на других, но каждый является наиболее совершенным [perfectissimus] в своем стиле».

Даниэле Барбаро

Великий архитектор и полимат Леоне Баттиста Альберти писал (De Architectura), что «искусство строительства... в Италии [достигло] совершенной зрелости», что римляне «создали такое совершенное искусство строительства, в котором не было ничего таинственного, скрытого или непонятного». Это была еще одна формулировка концепции совершенства.

Даниэле Барбаро в своем переводе Витрувия 1567 года классически определил совершенство как «то, в чем ничего не недостает и к чему ничего нельзя добавить. "

Ренессанс проявил явную заботу о превосходстве в совершенстве. Леонардо пришел к выводу, что наиболее совершенным из искусств была живопись. В 1546 г. Бенедетто Варчи сравнил великих мастеров искусств. Другие сравнивали искусство и науку, искусство и природу, а также совершенство древних искусств с совершенством современных мастеров. В XVI веке сравнивали их музыку, в XVII - их изобразительное искусство и особенно поэзию. Эти сравнения довольно слабо трактовали совершенство; архитекторы.

отнеслись к этой концепции более строго. Ренессанс отличил разнообразие свойств до совершенства. По-разному это считалось:

  • объективным свойством (Петрарка, который противопоставлял совершенство другим эстетическим качествам, таким как изящество);
  • , характерным для искусства скорее чем природе (Вазари );
  • редкое свойство (Альберти считал, что даже греческая архитектура не достигла совершенства);
  • свойство всего произведения, а не его частей (Альберти );
  • сочетание многих ценностей (Лодовико Дольче считал Рафаэля идеальным, потому что Рафаэль обладал разносторонним талантом, в отличие от одностороннего Микеланджело );
  • то, что требовало не только таланта, но и искусства, то есть умения (Вазари );
  • не единственная ценность в произведении искусства (Вазари отличало совершенство от изящества; эпохи Возрождения платоники, такие как Фичино, рассматривали совершенство как божественный атрибут)

В эклектичном взгляде позднего Возрождения совершенство в произведении потребовалось бы объединить таланты многих художников. Паоло Пин o считал совершенным только тот художник, который объединил таланты Тициана и Микеланджело.

. Понятие совершенства было труднее применить к литературе эпохи Возрождения , но стало настолько распространенным - часто связанным с "eccelente" - что стало банальным. Его частое применение привело к его релятивизации и даже субъективизации.

. Начиная с Серлио и Палладио, совершенство в искусстве стало менее важным, менее определенным., менее объективный. Стремление к совершенству больше не имело для литераторов того значения, которое оно имело для великих архитекторов. Но в 17 веке все еще почитали совершенство, о чем свидетельствует появление этого слова в названиях книг: De perfecta poesi польского поэта Мацея Казимежа Сарбевского (1595 –1640); Le peintre parfait (1767, Андре Фелибиен ; и Idée de la perfection de la peinture (1662), Fréart de Chambray.

,.

Сарбевский предложил несколько тезисов: поэзия не только подражает совершенным вещам («большинство совершенно "), но имитирует их так, как они должны быть perfectissime в природе; совершенное искусство признается по его согласию с природой, а также по его универсальности; искусство более совершенное, более благородное (благородное) его способ изображения вещей; оно чем совершеннее, тем больше в нем истин; совершенство бывает разной степени - оно выше в поэзии, чем в прозе.

В классицизме, особенно в Французский классицизм XVII века из идеала, достижимого немногими, совершенство стало обязанностью каждого автора. А поскольку критерий совершенства был понижен, «совершенство» теперь означало только правильность. В последовавшей за этим девальвации оно стало недостаточно, чтобы искусство было совершенным, оно должно быть perfectissima.

Совершенство, которое раньше было высшей характеристикой произведения искусства, теперь стало лишь одной из многих положительных характеристик. Чезаре Рипа в своей «Иконологии» (опубликован в 1593 году, но типичен для 17 века) представил perfezione как концепцию равного статуса с изяществом (grazia), красотой (venustà) и красотой (bellezza).

Ученик Лейбница, Кристиан Вольф, в своей «Психологии» писал, что красота заключается в совершенстве, и именно поэтому красота является источником удовольствия. Никакой такой общей эстетической теории, открыто называющей совершенство, никогда не было сформулировано кем-либо из ее приверженцев от Платона до Палладио.

Эдмунд Берк

Теория красоты как совершенства Вольфа была разработана от главного эстетика школы Александра Готлиба Баумгартена. Эта традиция оставалась активной в Германии до Готтхольда Эфраима Лессинга, который считал красоту и возвышенность идеями совершенства; когда воцарилось единство, появилась красота; когда множественность - возвышенность.

Во второй половине 18 века Иммануил Кант много писал в своей Критике суждения о совершенстве - внутреннем и внешнем, объективном и объективном. субъективное, качественное и количественное, воспринимаемое ясно и неясно, совершенство природы и искусства. Тем не менее, в эстетике Кант обнаружил, что «суждение вкуса [т. Е. Эстетическое суждение] совершенно независимо от концепции совершенства», то есть красота была чем-то отличным от совершенства.

Ранее, в 18 веке, Ведущий косметолог Франции, Дени Дидро, задавался вопросом, было ли совершенство более понятной идеей, чем красота. Жан-Жак Руссо рассматривал совершенство как нереальную концепцию и писал Жану ле Ронд д'Аламбер : «Давайте не будем искать химеру совершенства, но то, что является наилучшим из возможных ».

В Англии, в 1757 году, важный эстетик Эдмунд Берк отрицал, что совершенство является причиной красоты. Напротив, он утверждал, что красота почти всегда включает в себя элемент несовершенства; например, женщины, чтобы повысить свою привлекательность, подчеркивали свою слабость и хрупкость, то есть свое несовершенство.

18 век был последним, для которого совершенство было главным эстетическим понятием. В XIX веке совершенство сохранилось лишь частично как общее выражение одобрения. Альфред де Мюссе считал, что «Совершенство для нас не более достижимо, чем бесконечность. Не следует искать его нигде: ни в любви, ни в красоте, ни в счастье, ни в добродетели; но нужно любить его, чтобы быть добродетельным, красивым и счастливым, насколько это возможно для человека ».

В 20 веке Поль Валери писал:« Стремиться к совершенству, посвящать бесконечное время к произведению ставить себя - как Гете - недостижимой целью, - все это намерения, которые исключаются моделью современной жизни ».

Отказ от вопроса о том, могут ли художники достичь совершенства, остался вопрос: хотят ли художники его достичь? Это их настоящая цель? Некоторые художники, школы и эпохи стремились к совершенству. Другие преследовали другие цели: плюрализм, новизна, сильные ощущения, верность истине, самовыражение и выражение мира, творчество и оригинальность - все это можно грубо резюмировать как «выражение».

Были века совершенства и века выражения. Искусство Древней Греции, Ренессанса и неоклассицизма были искусствами совершенства. В периоды маньеризма, барокко и романтика выражения преобладали.

Онтология и богословие

Греческий философ Анаксимандр описал мир как «бесконечный» (апейрон), Ксенофан - как «величайший» (мегистос). Но хотя они приписывали миру великие качества, они не считали его совершенным.

Парменид

Только Парменид, кажется, считал существование "tetelesmenon" ( "законченный"); и Мелиссос, его преемник в элейской школе, сказал, что существование «было целиком» («pan esti»). Таким образом, оба видели совершенство в существовании; истинное существование было единым, постоянным, неизменным. Более того, Парменид считал мир конечным, ограниченным во всех направлениях и подобным сфере, что было признаком его совершенства.

Взгляд Парменида был в некоторой степени охвачены Платоном. Он думал, что мир - дело рук доброго Демиурга, и именно поэтому в мире преобладали порядок и гармония. Мир был самым лучшим, самым красивым, совершенным. Он имел совершенную форму (сферическую) и совершенное движение (круговое).

Но Платон ничего не сказал о совершенстве самого Демиурга-архитектора мира. И понятно, что совершенство подразумевает конечность, пределы; в то время как мир, а не его создатель, имел пределы. Сходной точки зрения придерживался Аристотель : мир мог быть совершенным, но Бог - нет.

Только пантеист стоики считали божественность быть совершенным - именно потому, что они отождествляли его с миром. Цицерон писал в De natura deorum (О природе богов), что мир «охватывает... внутри себя всех существ... И что может быть бессмысленнее, чем отрицание совершенства всеобъемлющего существа.... Кроме мира, нет ничего, в чем бы что-то не было недостатка и что было бы гармоничным, совершенным и законченным во всех отношениях... "

В определенный момент греческая философия стала связана с религией христиан : абстрактная концепция первопричины стала связана с религиозной концепцией Бога ; primum movens стали отождествляться с Создателем, абсолют с божественной Личностью. В Личности Творца открылись черты абсолютного существования: Он неизменен, вневременен. И абсолютное существование приняло качества человека: оно было добрым, всемогущим, вездесущим. Христианское богословие объединило черты первопричины в Метафизике Аристотеля с чертами Творца в Книге Бытия. Но атрибуты Бога не включают совершенство, поскольку совершенное существо должно быть конечным; только о таком существе можно было сказать, что оно ни в чем не было недостатка.

Была еще одна причина отрицания Богу совершенства - в той ветви христианского богословия, которая находилась под влиянием Плотина. С этой точки зрения, абсолют, из которого произошел мир, не мог быть постигнут в терминах человеческих концепций, даже самых общих и трансцендентных. Мало того, что это абсолют не материя, это не было ни духом, ни идеей ; он превосходил их. Это превзошло любое описание или похвалу; это было непонятно и невыразимо; оно превосходило все, что мы можем себе представить, включая совершенство.

Средневековая христианская философия считала, что понятие совершенства может описывать Творение, но не подходит для описания Бога. Святой Фома Аквинский, указывая на то, что он следует Аристотелю, определил совершенную вещь как вещь, которая «обладает тем, на что по своей природе способна». Также (Summa Theologica ): «Это совершенно, в котором нет ничего присущего ему совершенства». Таким образом, в мире были вещи совершенные и несовершенные, более совершенные и менее совершенные. Бог допускал несовершенства в Творении, когда они были необходимы для общего блага. И для человека было естественно постепенно переходить от несовершенства к совершенству.

Дунс Скот понимал совершенство еще проще и приземленнее: «Совершенство - это то, что лучше иметь, чем не иметь». Это было не атрибутом Бога, а свойством творения: все вещи в большей или меньшей степени разделяли его. Совершенство вещи зависело от того, на какое совершенство она имела право. В общем, то было идеально, что достигло всей полноты возможных для него качеств. Следовательно, «цельный» и «совершенный» означают более или менее одно и то же («totum et perfectum sunt quasi idem»).

Спиноза

Это была телеологическая концепция, поскольку она подразумевала конец (цель или цель). Бог создал вещи, которые служили определенным целям, создал даже эти цели, но Сам Он не служил никакой цели. Поскольку Бог не был конечным, Его нельзя было назвать совершенным: понятие совершенства служило для описания конечных вещей. Совершенство было не теологическим понятием, а онтологическим, потому что в некоторой степени оно было характерной чертой каждого , являющегося. Мыслитель IX века Пасхасий Радберт писал: «Все совершеннее, чем больше похоже на Бога». Тем не менее, это не означало, что сам Бог совершенен.

Идея совершенства как атрибута Бога вошла в богословие только в наше время, через Рене Декарта - и во множественном числе, как «совершенства» Бога.

После Декарта концепция совершенства как основная концепция философии была поддержана другими великими мыслителями 17-го века. Однако в философии Бенедикта Спинозы не было личного Бога, и совершенство стало свойством - даже синонимом - существования реальности (то есть сущности вещей)

Лейбниц писал: «Как утверждает М. Декарт, само существование есть совершенство». Лейбниц добавил: «Совершенством я называю любое простое качество, если оно положительное и абсолютное, такое, что если оно что-то выражает, оно делает это без ограничений».

В то же время Лейбниц также истолковал совершенство, в его Монадологии совершенно по-другому: «Совершенно только то, что не имеет границ, то есть только Бог». Эта концепция просуществовала весь 17 век. Впоследствии Иммануил Кант будет описывать совершенство как «omnitudo realitatis» («вселенность реальности»). Таким образом, совершенство, которое в Средневековье могло быть свойством любого отдельного существа, в философии XVII века стало также и, действительно, в первую очередь, свойством Бога.

Ученик Лейбница и его преемник, Кристиан Вольф, подхватил эту концепцию совершенства, но с некоторыми отличиями. Вольф приписывал совершенство не существу в целом, а еще раз его отдельным составляющим. Он привел в качестве примера безупречный глаз и безупречно работающие часы. Он также различал варианты - perfectio simplex и composita, primaria и secundaria - и различал величину совершенства (magnitudo perfectionis).

Ученик Вольфа, Александр Готлиб Баумгартен, унаследовал совершенство от правил, но предвидел их столкновения (regularum collisio), ведущие к исключениям (exceptio) и ограничивающие совершенство вещей. Баумгартен различал совершенство симплекс и составное, внутреннее и внешнее, трансцендентальное и случайное; и, постулируя столь широкую конструкцию, он пришел к выводу, что «все идеально».

Короче говоря, Вольф и его ученики вернулись к онтологической концепции совершенства, что Схоластики использовали. богословская концепция совершенства существовала только от Декарта до Лейбница, в 17 веке.

Благодаря школе Вольфа, концепция совершенства просуществовала в Германии через 18-ый век. Однако в других западных странах, особенно в Франции и Великобритании, в том веке концепция совершенства уже находилась в упадке. Это было проигнорировано французской Большой энциклопедией.

История концепции совершенства претерпела огромные изменения - от «Ничто в мире не идеально» до «Все идеально»; и от «Совершенство не является атрибутом Бога» до «Совершенство является атрибутом Бога».

В школе Кристиана Вольфа все стало совершенным. Это был особый момент в истории онтологической концепции совершенства; и вскоре после этого эта история подошла к концу.

Многие концепции

Предыдущее обсуждение показывает, что термин «совершенство» использовался для обозначения множества концепций :

  • Слово «совершенство» имеет особое значение в математике, где оно дает собственное имя некоторым числам, демонстрирующим необычные свойства.
  • В физике и химии «совершенство» обозначает модель - концептуальную конструкцию для тел, которые в действительности не совсем соответствуют модели.
  • В другом месте термин «совершенство» используется в соответствии с этимологией слова («perfect» = «завершенный»). Совершенно то, что ни в чем не недостает. Именно так этот термин использовался в онтологии (совершенное существо), этике (совершенная жизнь) и медицине (совершенное здоровье). В этих областях концепция понимается по-разному как идеальная модель или как фактическое приближение к модели.
  • Также «идеальным» называется то, что полностью достигает своей цели.. Кристиан Вольф привел примеры из биологии (совершенное зрение) и технологии (часы, которые не работают ни медленно, ни быстро). Здесь «совершенство» - это менее фиктивная модель, чем реальное приближение к модели.
  • То есть «идеальное», которое полностью выполняет свои функции. В социальном дискурсе говорят об идеальном художнике, инженере или плотнике. Термин также используется в искусствоведе, когда говорится о совершенной технике или идеальном подобии портрета. Здесь снова «совершенство» - это либо идеальная модель, либо приблизительная реализация модели.
  • В эстетике и теории искусства совершенство приписывается тому, что полностью гармоничное - к тому, что построено по единому принципу (например, Парфенон, Одиссея ).

За исключением первого, математического смысла, все эти концепции «совершенства» «показывают родство и колеблются между идеальным и приближением.

. Однако выражение« совершенный »также используется в разговорной речи как превосходная степень (" совершенный идиот »,« совершенный негодяй »,« идеальный шторм »). Здесь perfectum путают с excellens одобрительного, восхищенного или осуждающего типа.

Совершенство также истолковывалось как лучшее. В теология, когда Декарт и Лейбниц называли Бога «совершенным», они имели в виду нечто иное, чем модель ; чем то, что ни в чем не недостает; чем то, что достигает своего rpose; чем то, что выполняет свои функции; или чем это гармонично.

См. также
Примечания
Ссылки
  • Владислав Татаркевич, O doskonałości (О совершенстве), Варшава, Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1976.
  • Английский перевод книги Татаркевича (О совершенстве), написанный Кристофером Каспареком, был опубликован в журнале «Диалектика и гуманизм: польский философский квартал». т. VI, нет. 4 (осень 1979 г.), стр. 5–10; т. VII, вып. 1 (зима 1980 г.), стр. 77–80; т. VII, вып. 2 (весна 1980 г.), стр. 137–39; т. VII, вып. 3 (лето 1980 г.), стр. 117–24; т. VII, вып. 4 (осень 1980 г.), стр. 145–53; т. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), стр. 187–92; и т. VIII, нет. 2 (весна 1981 г.), стр. 11–12.
  • Перевод Каспарека впоследствии также появился в книге: Владислав Татаркевич, О совершенстве, Издательство Варшавского университета, Центр универсализма, 1992, стр. 9–51. Книга представляет собой сборник статей покойного профессора Татаркевича и о нем.
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Совершенство
Последняя правка сделана 2021-06-01 09:18:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте