Часть серии по |
Древняя месопотамская религия |
---|
|
Первобытные существа |
Семь богов, которые повелевают
|
Другие главные божества |
Второстепенные божества |
Полубоги и герои
|
Духи и монстры |
Сказки |
|
В Древних месопотамской религии, Хумбаб ( 𒄷𒌝𒁀𒁀 ассирийские орфографическая), также пишутся Huwawa ( 𒄷𒉿𒉿 шумерского орфографические) и прозванного Грозный, был чудовищный великаном из извечного возраста, поднятого Уту, Солнце / справедливость / бог истины. Хумбаба был хранителем Кедрового леса, где жили боги, по воле бога Энлиля, который
В различных примерах его лицо начертано единой спиральной линией, как у свернутых в спираль внутренностей людей и животных, по которым можно было прочитать приметы.
Другое описание из перевода « Эпоса о Гильгамеше» Георга Буркхардта гласит:
Однако другое описание на табличке, проданной музею в Сулеймании в 2011 году, более положительно относится к Хумбабе:
В этой версии истории Хумбаба - возлюбленный богов и своего рода король во дворце в лесу. Обезьяны - его вестники, птицы - его придворные, и весь его тронный зал дышит ароматом кедровой смолы. Табличка продолжает изображать Гильгамеша как агрессора, который без надобности уничтожает лес, и Энкиду оплакивает смерть Хумбабы.
Хумбаба впервые упоминается в Таблице II эпоса о Гильгамеше. После того, как Гильгамеш и Энкиду стали друзьями после первой битвы, они отправились в приключение в Кедровый лес за седьмым горным хребтом, чтобы убить Хумбабу (Хувава):
Гильгамеш предлагает Хумбабе ряд подарков, умоляя его позволить королю найти свой скрытый дом в кедровом лесу, говоря:
Пока Гильгамеш идет, Хумбаба передает свои «ужасы».
Подарки, подаренные Гильгамешем, были:
Пока Гильгамеш отвлекает этот дух кедрового леса, команда из пятидесяти неженатых молодых людей, которых он привел в это приключение, рубят кедровую древесину, срезая ее ветки.
быть увезенным. Таким образом, приключение раскрывается в контексте лесного налета, когда захваченные пиломатериалы кедра были доставлены в Месопотамию, лишенную древесины.
Снизив охрану Хумбабы, Гильгамеш подходит к нему.
Побежденный, Хумбаба обращается к восприимчивому Гильгамешу с просьбой о пощаде, но Энкиду убеждает Гильгамеша убить Хумбабу. В последней попытке Хумбаба пытается сбежать, но Энкиду обезглавил его, а в некоторых версиях - оба героя вместе. Его голова помещается в кожаный мешок, который доставляют Энлилю, богу, который поставил Хумбабу стражем леса. Энлиль приходит в ярость, узнав о его смерти, и распространяет ужасы / ауры Хумбабы:
Героям не отомстили, хотя Энлиль осуждает их отношение к Хумбаве:
По мере приближения его смерти, когда Гильгамеш угнетается собственной смертностью, боги напоминают ему о его великих подвигах:
Иконография апотропной отрезанной головы Хумбабы с пристальными глазами, развевающейся бородой и растрепанными волосами хорошо засвидетельствована из Первой вавилонской династии, продолжающейся в неоассирийском искусстве. Он исчезает во время правления Ахеменидов, однако, похоже, образ распространился на соседние культуры:
Дж. С. Маккензи (2001) описал головы Хумбаба на набатейском фризе гробницы в Петре.
Отрубленная голова чудовищного Хумбаба обнаружила греческую параллель горгонейона, защитного амулета, изображающего голову горгоны из мифа о Персее. Персей также использовал голову горгоны Медузы (оригинал горгонейона ), которую он спрятал в кожаном мешке. В архаичных греческих изображениях горгонейона (см. Рисунок справа) она часто изображается бородатой, что является аномалией для самки горгоны.
В Египетском Новом царстве божество Bes имеет поразительное сходство с Хумбабом, хотя он, как полагает, вошел в Египет из стран Африки к югу от Сахары, а не Месопотамий.
Различные месопотамские изображения Хумбабы:
Терракотовая маска Хумбаба из Ура, Ирак. 2004–1595 гг. До н. Э. Музей Сулеймании, Ирак
Терракотовая маска Хумбаба из Ура, Ирак. 2004–1595 гг. До н. Э. Музей Сулеймании, Ирак
Терракотовая табличка с головой Хумбабы, II тысячелетие до н. Э., Лувр, Париж
Терракотовая доска Хумбаба из Ирака. 2004–1595 гг. До н. Э. Музей Сулеймании, Ирак