Тиамат

редактировать
Нео-ассирийский цилиндрический оттиск восьмого века до нашей эры, идентифицированный несколькими источниками как возможное изображение об убийстве Тиамат Энûма Элиш
Тиамат
Tiamat.JPG
Личная информация
КонсортАбзу
ДетиЛахаму, Лахму

Ин религия древнего Вавилона, Тиамат (аккадский : 𒀭𒋾𒊩𒆳 TI.AMAT или 𒀭𒌓𒌈 ТАМ.ТУМ, греч. : Θαλάττη Thaláttē) - изначальная богиня соленого моря, спаривающаяся с Абзо, богом пресной воды, чтобы произвести более молодых богов. Она - символ хаоса первозданного творения. Ее называют женщиной и описывают как блестящую. Предполагается, что есть две части мифа о Тиамат , первая, в которой Тиамат является богиней-создательницей, через священный брак между соленой и пресной водой, мирно создавая космос посредством последовательные поколения. Во втором Chaoskampf Тиамат считается чудовищным воплощением первозданного хаоса. Некоторые источники отождествляют ее с изображениями морского змея или дракона.

В Enûma Elish, вавилонском эпосе творения , она рождает первое поколение божеств; ее муж, Апсу, правильно предполагая, что они планируют убить его и узурпировать его трон, позже ведет войну с ними и убит. В ярости, она также воюет с убийцами своего мужа, принимая форму огромного морского дракона. Затем ее убивает сын Энки, бог бури Мардук, но не раньше, чем она родила монстров месопотамского пантеона, включая первых драконов, тела которых она наполненный «ядом вместо крови». Затем Мардук формирует небеса и Землю из ее разделенного тела.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Внешний вид
  • 3 Мифология
  • 4 Интерпретации
  • 5 В популярной культуре
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки
Этимология

Торкилд Якобсен и Вальтер Буркерт оба приводят доводы в пользу связи с аккадским словом, обозначающим море, тамту, следующим за ранней формой, тиамтум. Беркерт продолжает лингвистическую связь с Тетис. Более поздняя форма Θαλάττη, thaláttē, которая появляется в первом томе всемирной истории эллинистического вавилонского писателя Бероса, явно связана с греческим Θάλαττα, thálatta, восточным вариантом λασσα, thalassa, «море». Считается, что собственное имя ti'amat, которое является конструктом или звательной формой, было опущено во вторичных переводах оригинальных текстов, потому что некоторые аккадские переписчики Enûma Elish заменили обычное слово tāmtu («море») на Tiamat, два имена стали по существу одинаковыми из-за ассоциации. Также утверждается, что Тиамат родственна с северо-западно-семитским техом (תְּהוֹם) («бездна, бездна») в Книге Бытия 1:2.

Вавилонский эпос Энума Элиш назван в честь его инципита : «Когда наверху», ни небес еще не существовало, ни земли внизу., Апсу пресноводный океан был там, «первый, зачинатель», и Тиамат, соленое море, «родившая их всех»; они «перемешивали свои воды». Считается, что в Месопотамии женские божества старше мужских, и Тиамат, возможно, возникла как часть культа Намму, женского принципа водной творческой силы, обладающего столь же сильной связь с подземным миром, который предшествовал появлению Эа-Энки.

Харриет Кроуфорд считает это «смешение вод» естественной особенностью средней части Персидского залива, где пресные воды из арабского водоносного горизонта смешиваются и смешиваются с солеными водами моря. Эта характеристика особенно характерна для региона Бахрейн, название которого на арабском означает «два моря» и который считается местом Дильмун, исходный сайт шумерских верований о сотворении мира. Разница в плотности соленой и пресной воды приводит к заметному разделению.

Внешний вид

В Enûma Elish ее физическое описание включает хвост, бедро, «нижние части» (которые трясутся вместе), живот, вымя, ребра, шея, голова, череп, глаза, ноздри, рот и губы. У нее есть внутренности (возможно, «внутренности»), сердце, артерии и кровь.

Тиамат обычно описывают как морской змей или дракон, хотя ассириолог Александр Хайдель не согласился с этой идентификацией и утверждал, что «форма дракона не может быть приписана Тиамат с уверенностью». Другие ученые проигнорировали аргумент Хиделя: Джозеф Фонтенроуз, в частности, счел его «неубедительным» и пришел к выводу, что «есть основания полагать, что Тиамат иногда, не обязательно всегда, была задумана как драконица». Enûma Elish утверждает, что Тиамат дала рождение драконам и змеям среди более общего списка монстров, включая людей-скорпионов и водоросли, но не идентифицирует ее как дракона; однако другие источники, содержащие тот же миф, ссылаются на нее как на таковую.

Изображение Тиамат как многоголового дракона было популяризировано в 1970-х годах как неотъемлемая часть Dungeons Dragons ролевая игра, вдохновленная более ранними источниками, связывающими Тиамат с более поздними мифологическими персонажами, такими как Лотан ( Левиафан).

Мифология

Абзу (или Апсо) породили старших божеств Тиамат Лахму и Лахаму (маск. «волосатый»), титул, данный стражникам в храме Абзу / Эенгурра Энки. в Эриду. Лахму и Лахаму, в свою очередь, были родителями «концов» небес (Аншар, от an-šar = небо-совокупность / конец) и земли (Кишар ) ; Считалось, что Аншар и Кишар встретились на горизонте, став, таким образом, родителями Ану (Небеса) и Ки (Земли).

Тиамат была «сияющим» олицетворением соленой воды, которая ревела и била в хаосе изначального творения. Они с Апсу наполнили космическую бездну первозданными водами. Она «Уму-Хубур, создавшая все сущее».

В мифе, записанном на клинописных табличках, божество Энки (позднее Эа) правильно считало, что Апсу планировал убить младших божеств, расстроенный шумной суматохой. они создали, и таким образом захватили его и держали в плену под его храмом, Э-Абзу («храм Абзу»). Это разозлило Кингу, их сына, который сообщил о случившемся Тиамат, после чего она вылепила одиннадцать монстров, чтобы сражаться с божествами, чтобы отомстить за смерть Апсу. Это были ее собственные дети: Башму («Ядовитая змея»), Ушумгаллу («Великий дракон»), Мушманю («Возвышенный Змей»), Mušḫuššu («Яростная змея»), Lamu («Волосатый»), Ugallu («Big Weather-Beast»), Uridimmu («Безумный лев»), Гиртаблулло («Человек-Скорпион»), Уму дабруту («Неистовые бури»), Кулулло («Человек-рыба ") и Кусарикку (« Человек-Бык »).

Тиамат владела Табличкой Судеб, и в изначальной битве она отдала их Кингу, божеству, которое она выбрала своим возлюбленным и лидером своего воинства, который также был одним из ее детей. Испуганные божества были спасены Ану, который обеспечил свое обещание почитать его как «царя богов ». Он сражался с Тиамат стрелами ветров, сетью, дубиной и непобедимым копьем. Позже Ану был заменен Энлилем, а в поздней версии, которая сохранилась после Первой династии <80 из Вавилона, от Мардука, сына Эа.

И господин встал на задние части Тиамат,. И своей беспощадной дубиной он разбил ей череп.. Он прорезал каналы ее крови,. И заставил северный ветер унести его в тайну. места.

Разрезав Тиамат пополам, он сделал из ее ребер свод неба и земли. Ее плачущие глаза стали источниками Тигра и Евфрата, ее хвост стал Млечным путем. С одобрения старших божеств он взял у Кингу Табличку судеб, поставив себя во главе вавилонского пантеона. Кингу был схвачен, а затем убит: его красная кровь, смешанная с красной глиной Земли, превратилась в тело человечества, созданное для служения младших Игиги божеств.

Основная тема эпоса - законное возвышение Мардука над всеми божествами. «Давно осознали, что эпос Мардука, при всей его местной окраске и вероятной разработке вавилонскими теологами, по существу отражает более древний шумерский материал», - американский ассириолог Э. А. Спейзер заметил в 1942 г., добавив: «Точный шумерский прототип, однако, до сих пор не обнаружен». Предположение о том, что вавилонская версия истории основана на модифицированной версии более старого эпоса, в котором Энлиль, а не Мардук, был богом, убившим Тиамат, в последнее время отвергается. как «совершенно невероятное». Фактически, у Мардука нет точного шумерского прототипа. Среди современных ассириологов общепринято, что Enûma Elish - вавилонский эпос о сотворении мира, которому приписывается это мифологическое направление, - был написан как вавилонская политическая и религиозная пропаганда, а не как отражение шумерской традиции; Датировка эпоса не совсем ясна, но, судя по затронутым мифологическим темам и клинописным версиям, обнаруженным к настоящему времени, он, вероятно, относится к 15 веку до нашей эры.

Интерпретации

Миф о Тиамат - одна из самых ранних записанных версий Хаоскампфа, битвы между культурным героем и хтоническим или водным монстром, змеем или драконом. Мотивы Хаоскампфа в других мифологиях, прямо или косвенно связанных с мифом о Тиамат, включают хеттский миф Иллуянка, а в греческой традиции Аполлон убивает Питона как необходимые действия для захвата Дельфийского оракула.

Согласно некоторым исследованиям, миф о Тиамат состоит из двух частей: первая, в которой Тиамат является богиней-творцом, через «священный брак » между солью и пресная вода, мирно сотворяющая космос из поколения в поколение. Во втором «Хаоскампф » Тиамат считается чудовищным воплощением изначального хаоса.

Роберт Грейвс считал смерть Тиамат Мардуком доказательством своей гипотезы о существовании древний сдвиг власти от матриархального общества к патриархату. Позже идеи Грейвса были развиты в теорию Великой Богини Марией Гимбутас, Мерлином Стоуном и другими. Теория предполагает, что Тиамат и другие древние фигуры монстров были изображениями бывших верховных божеств мирных, ориентированных на женщину религий, которые превращались в монстров в случае насилия. Их поражение от рук героя-мужчины соответствовало ниспровержению этих матристических религий и обществ со стороны мужчин, в которых доминируют мужчины. Эта теория отвергается академическими авторами, такими как Лотте Моц, Синтия Эллер и др.

В массовой культуре
Примечания
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Тиамат.
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:33:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте