Мифология ацтеков

редактировать
Миктлантекутли (слева), бог смерти, владыка подземного мира и Кецалькоатль (справа), бог мудрости, жизни, знаний, утренней звезды, покровитель ветров и света, властелин Запада. Вместе они символизируют жизнь и смерть.

Мифология ацтеков - это свод или собрание мифов цивилизации ацтеков Центральной Мексики. Ацтеки были группами, говорящими на науатле, жившими в центральной части Мексики, и большая часть их мифологии похожа на мифологию других мезоамериканских культур. Согласно легенде, различные группы, которым предстояло стать ацтеками, прибыли с севера в долину Анауак вокруг озера Тескоко. Местоположение этой долины и озера назначения очевидно - это сердце современного Мехико, но мало что можно сказать с уверенностью о происхождении ацтеков. Существуют разные версии их происхождения. В мифе предки мексика / ацтеков пришли из места на севере, называемого Ацтлан, последнего из семи науатлаков (племен, говорящих на науатль, от tlaca, «человек»), чтобы отправиться на юг, отсюда и их название «Ацтека». " Другие источники ссылаются на их происхождение из Чикомостока, «места семи пещер» или Тамоанчана (легендарного происхождения всех цивилизаций).

Говорят, что мексиканцами / ацтеками руководил их бог Уицилопочтли, что означает « Колибри -левша » или «Колибри с юга». На острове в озере Тескоко они увидели орла, держащего в когтях гремучую змею, сидящего на кактусе nopal. Это видение исполнило пророчество о том, что они должны найти свой новый дом на этом месте. Ацтеки построили на этом месте свой город Теночтитлан, построив огромный искусственный остров, который сегодня находится в центре Мехико. Это легендарное видение изображено на гербе Мексики.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Миф о сотворении мира
  • 2 Пантеон
  • 3 См. Также
  • 4 Библиография
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Миф о сотворении мира
Уицилопочтли возносит небо Юга, одного из четырех направлений света, окруженное соответствующими деревьями, храмами, узорами и символами гадания.

Согласно легенде, когда мексики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко, другие группы считали их наименее цивилизованными из всех, но мексики / ацтеки решили учиться и взяли все, что могли, у других людей, особенно у других людей. от древних тольтеков (которых они, кажется, частично перепутали с более древней цивилизацией Теотиуакана ). Для ацтеков тольтеков были основоположниками всей культуры; « Толтекайотль » было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кецалькоатля с легендарным городом Толлан, который они также отождествляют с более древним Теотиуаканом.

Поскольку ацтеки приняли и объединили несколько традиций со своими собственными более ранними традициями, у них было несколько мифов о сотворении мира. Одно из них, Пять Солнц, описывает четыре великих века, предшествовавшие настоящему миру, каждый из которых закончился катастрофой и «назван в зависимости от силы или божественного элемента, который жестоко положил конец каждому из них». Коатликуэ была матерью Чентцона Хуцнахуа («Четыреста южан»), ее сыновей и Койолксауки, ее дочери. Она нашла шар, наполненный перьями, и поместила его за пояс, забеременев Уицилопочтли. Другие ее дети стали подозревать отца и поклялись убить свою мать. Она родила на горе Коатепек, преследуемая ее детьми, но новорожденный Уицилопочтли победил большинство своих братьев, ставших звездами. Он также убил свою сводную сестру Койолксауки, вырвав ей сердце с помощью Ксиукоатля (синей змеи) и бросив ее тело с горы. Говорят, что это вдохновило ацтеков вырвать сердца из своих человеческих жертв и бросить свои тела на стены храма, посвященного Уицилопочтли, который представляет солнце, прогоняющее звезды на рассвете.

Наша эпоха ( Нахуи-Оллин ), пятая эпоха или пятое творение, началась в древнем городе Теотиуакан. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы принести себя в жертву и создать новую эпоху. Хотя мир и солнце уже были созданы, только через их жертву солнце могло бы прийти в движение и время, а также история могли начаться. Самый красивый и сильный из богов, Текуцистекатль, должен был принести себя в жертву, но когда пришло время самосожжения, он не мог прыгнуть в огонь. Вместо этого Нанахуатль, самый маленький и скромный из богов, который также был покрыт нарывом, первым принес себя в жертву и прыгнул в огонь. Солнце пришло в движение с его жертвой, и время началось. Униженный жертвой Нанахуатля, Текуцистекатль тоже прыгнул в огонь и стал луной.

Пантеон
Основная статья: Список ацтекских богов и сверхъестественных существ Воплощенные духи; Тоналлеке (1), Чихуатетео (2). Образцы войны; (1a) Тлалок, (1b) Ксиухтекутли, (2a) Микскоатль, (2b) Ксипе-Тотек. Выкройки торговцев; (1a) Huehuecoyotl, (1b) Zacatzontli, (2a) Yacatecuhtli, (2b) Tlacotzontli, (3a) Tlazolteotl, (3b) Tonatiuh.
Смотрите также
Список используемой литературы
  • Примо Фелисиано Веласкес (1975). Instituto de Investigaciones Históricas (ред.). Códice Chimalpopoca. Anales de Cuauhtitlán y Leyenda de los Soles (на испанском языке). Мексика. п. 161. ISBN.   968-36-2747-1.
  • Адела Фернандес (1998). Панорама от редакции (ред.). Dioses Prehispánicos de México (на испанском языке). Мексика. п. 162. ISBN.   968-38-0306-7.
  • Сесилио Агустин Робело (1905). Biblioteca Porrúa. Imprenta del Museo Nacional de Arqueología, Historia y Etnología (ред.). Diccionario de Mitología Nahua (на испанском языке). Мексика. п. 851. ISBN.   978-9684327955.
  • Отилия Меза (1981). Редакция Universo México (ред.). El Mundo Mágico de los Dioses del Anáhuac (на испанском языке). Мексика. п. 153. ISBN.   968-35-0093-5.
  • Патрисия Тернер и Чарльз Рассел Коултер (2001). Издательство Оксфордского университета (ред.). Словарь древних божеств. Соединенные Штаты. п. 608. ISBN   0-19-514504-6.
  • Майкл Джордан (2004). Библиотека Конгресса (ред.). Словарь богов и богинь. Соединенные Штаты. п. 402. ISBN.   0-8160-5923-3.
  • Новотны, Карл Антон (2005). Норман: University of Oklahoma Press, c2005 (ред.). Тлакуилолли: Стиль и содержание мексиканских иллюстрированных рукописей с каталогом группы Борджиа. п. 402. ISBN.   978-0806136530.
  • Франсуа-Мари Бертран (1881 г.). Минь (ред.). Dictionnaire universel, Historique et compare Volumen 1,2,3,4 (на французском языке). Франция. п. 602.
  • Дуглас, Дэвид (2009). Альтлас утраченных культов и мистических религий. Годсфилд Пресс. С. 34–35.
  • Бун, Элизабет Х. (ред.) (1982). Искусство и иконография поздней постклассической Центральной Мексики. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Окс. ISBN   0-88402-110-6. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
  • Бун, Элизабет Хилл (2013). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы. Техасский университет Press. ISBN   978-0-292-75656-4.
  • Бринтон, Дэниел Г. (ред.) (1890). "Риг Веда Америкус". Библиотека литературы коренных народов Америки. № VIII. Репродукция проекта Гутенберга. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )(на английском и науатльском языках)
  • Леон-Портилья, Мигель (1990) [1963]. Ацтекская мысль и культура. Дэвис, Дж. Э. (пер.). Норман, Оклахома: Издательство Оклахомского университета. ISBN   0-8061-2295-1.
  • Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN   0-500-05068-6.
  • Джеймс Льюис Томас Чалмберс Спенс, Мифы Мексики и Перу: ацтеки, майя и инки, 1913 г. Мифы Мексики и Перу: ацтеки, майя и инки
  • Мигель Леон Портилья, Родная мезоамериканская духовность, Paulist Press, 1980 г. Родная мезоамериканская духовность: древние мифы, дискурсы, рассказы, доктрины, гимны, стихи ацтеков, юкатеков, киче-майя и другие священные традиции
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-19 11:28:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте