Тескатлипока

редактировать
Центральное божество ацтекской религии Тескатлипока - одно из божеств, описанных в Кодексе Борджиа. ягуар был священным животным в Тескатлипоке. Ацтекское обсидиановое зеркало.

Тескатлипока (; классический науатль : Тескатлипока произношение: (Об этом звуке слушайте )) был центральным божеством в ацтекской религии, и его главным праздником была церемония Toxcatl, проводимая в май месяц. Один из четырех сыновей Ометекутли и Омесихуатля, он связан с широким кругом понятий, включая ночное небо, ночные ветры, ураганы, север, земля, обсидиан, вражда, раздор, власть, гадание, искушение, ягуары, колдовство, красота, война и раздоры. Его имя на языке науатль часто переводится как «дымящееся зеркало» и намекает на его связь с обсидианом, материалом, из которого зеркала были изготовлены в Мезоамерика и которые использовались для шаманских ритуалов и пророчеств. Еще один талисман, связанный с Тескатлипокой, - это нагрудный диск. Этот талисман был вырезан из раковины морского морского ушка и изображен на груди как Уицилопочтли, так и Тецкатлипока в иллюстрациях кодекса.

У него было много эпитетов которые намекали на различные аспекты его божества: Титлакауан(«Мы - его рабы»), Ипалнемоани («Тот, кем мы живем»), Некок Яотль («Враг с обеих сторон »), Тлок Науак (« Повелитель Ближнего и Ночного ») и Йохуалли Тхекатль (« Ночь, Ветер »), Оме Акатль (« Два тростника »), Ильхуикауа Тлалтикпаке (« Владыка » Неба и Земли »).

Когда его изображали, его обычно рисовали с черной и желтой полосами на лице. Его часто изображают с замененной правой ногой обсидиановым зеркалом, костью или змеей - намек на миф о творении, в котором он теряет ногу в битве с Земным Монстром. Иногда зеркало показывали на его груди, а иногда от зеркала исходил дым. нагваль Тескатлипоки, его животный аналог, был ягуар, а его аспектом ягуара было божество Тепейоллотль («Горное сердце»). В ритуальном календаре ацтеков Тоналпоуалли Тескатлипока правил треценой 1 Оцелотлем («1 Ягуар») - он также был покровителем дней с именем Акатль («тростник»). 4>

Фигура Тескатлипока восходит к более ранним мезоамериканским божествам, которым поклонялись ольмеки и майя. Есть сходства с божеством-покровителем Киче 'Майя, как описано в Пополь Вух. Центральной фигурой Пополь Вух был бог Тохил, чье имя означает «обсидиан» и который был связан с жертвоприношением. Также классический майяский бог правления и грома, известный современным майянистам как «Бог K » или «Скипетр манекена», а для классических майя как К'авил был изображен с дымящимся обсидиановым ножом во лбу. и одну ногу заменили на змею. Хотя между возможными более ранними изображениями Тескатлипоки есть поразительное сходство, археологи расходятся во мнениях. Возможно, что он либо тот же бог, которого ольмеки и майя называют своим «божеством-ягуаром», либо Тескатлипока - это последняя, ​​более расширенная версия основ, установленных ольмеками и майя, поскольку ацтеки часто черпали вдохновение из более ранних культур..

Содержание
  • 1 Представления
  • 2 Храма
  • 3 Жреца
  • 4 Тескатлипока и Кецалькоатль
  • 5 Религия ацтеков
  • 6 Истории сотворения
  • 7 Почитание ацтеков
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
Представления
Тескатлипока, как показано в Кодексе Товара Тескатлипока со всеми 20-дневными знаками, символизирующими божественный календарь. Бирюзовая маска, представляющая бога Тескатлипока, из Британского музея.

До наших дней сохранилось немного изображений Тескатлипоки. Из-за отсутствия сохранившихся изображений некоторые решили описать Тескатлипоку как «невидимого бога». Однако тот факт, что многие изображения трудно идентифицировать как одного или другого бога, не означает, что нельзя делать никаких обобщений о внешности Тескатлипоки. Черный цвет прочно ассоциируется с Тескатлипокой, и его часто изображают с горизонтальными полосами на лице, особенно в черном и желтом цветах, но множество разных кодексов меняют два цвета от сайта к сайту. Есть также изображения его тела также черным в определенных местах. В зависимости от расположения может быть изображена половина его ноги, полная длина его рук, большая часть его ног или любая их комбинация. Чаще всего он изображен с горизонтальными полосами на лице, в головном уборе из цапель из перьев, набедренной повязке и завязанных узлами сандалиях с повязкой на руке и колокольчиками на шее или лодыжках. Тескатлипока часто изображается несущим щит с шариками из перьев или хлопка и держащим в правой руке стрелы или копье, а в правой руке - веер из перьев.

Храмы

Многие храмы Теперь связанные с Тескатлипокой, построены лицом к востоку и западу, как Оливье цитирует Фелипе Солиса: «Священное здание бога войны [Тескатлипока] было в прямой связи с движением солнца, так же как Великий Храм был их фасады обращены на запад ». Также есть несколько упоминаний о момозтли. Хотя точное определение момозтли неизвестно, с определениями, варьирующимися от «курган», «каменное место» и «храм», существует общее мнение, что это общее святое место для поклонения богам, конкретно упоминаемое как «его [ Место наблюдения Тескатлипоки ».

Жрецы

Жрецы Тескатлипоки часто носили украшения бога и носили особые одежды для различных ритуалов. Обычными украшениями были головные уборы из белых индюшачьих перьев, бумажная набедренная повязка и палка цанатль с такими же перьями и бумажными украшениями. Другой распространенной практикой было укрыться черной сажей или молотым древесным углем, когда они участвовали в священнической деятельности в храме или во время ритуалов. Они также покрывали больного и только что назначенного царя подобным же образом черной мазью, чтобы поощрить связь с богом. Когда этого требовал ритуал, священники также наряжались как сам Тескатлипока и сопровождали других богов или богинь в подобной экипировке. Подробнее о точных ритуалах, таких как праздник Токскатля, будет сказано позже.

Тескатлипока и Кецалькоатль
Тескатлипока изображен в кодексе Риос в виде Ягуара - в этой форме его называли Тепейоллотль.

Тескатлипока часто описывали как соперник другого важного бога ацтеков, культурного героя, Кецалькоатля. В одной из версий истории создания ацтеков миф о Пяти Солнцах, первое творение, «Солнце Земли», находилось под властью Тескатлипоки, но разрушено Кецалькоатлем, когда он сразил Тескатлипоку, который затем превратился в ягуар. Кецалькоатль стал правителем последующего творения «Солнца Воды», а Тескатлипока уничтожил третье творение «Солнце Ветра», ударив Кецалькоатля.

В более поздних мифах четыре бога, создавшие мир, Тескатлипока, Кецалькоатль, Уицилопочтли и Шипе Тотек, назывались соответственно Черным, Белым и Синий и красный Тескатлипока. Четыре Тескатлипока были сыновьями Ометекутли и Омесихуатля, госпожи и владыки двойственности, и были создателями всех других богов, а также мира и всего человечества.

Соперничество между Кецалькоатлем и Тескатлипокой также упоминается в легендах о Толлане, где Тескатлипока обманывает Кецалькоатля, который был правителем легендарного города, и отправляет его в изгнание. Кецалькоатль и Тескатлипока сотрудничали в создании различных творений, и оба они рассматривались как инструменты создания жизни. Карл Таубе и Мэри Миллер, специалисты по мезоамериканским исследованиям, пишут, что «больше всего на свете Тескатлипока кажется воплощением перемен через конфликты». Тескатлипока появляется на первой странице Кодекса Борджиа с 20-дневными знаками календаря ; в Кодексе Коспи он показан как дух тьмы, а также в Кодексе Лауд и Дрезденском кодексе. Его культ был связан с королевской властью и был предметом самых продолжительных и благоговейных молитв в обрядах королевской власти, а также часто упоминался в речах на коронации. Храм Тескатлипока находился в Великом районе Теночтитлана.

ацтекской религии

Главный храм Тескатлипоки в Теночтитлан находился к югу от Великого храма. По словам Фрая Диего Дурана, он был «высоким и великолепно построенным. Восемьдесят ступенек вели к площадке шириной двенадцать или четырнадцать футов. За ней стояла широкая, длинная комната размером с большой зал…». В городе было несколько храмов поменьше, посвященных Тескатлипоке, среди них те, которые назывались «Тлакочкалько» и «Уицнахуатль». Тескатлипоке также поклонялись во многих других городах науа, таких как Тескоко, Тласкала и Чалко. В каждом храме была статуя бога, для которой копал ладан сжигали четыре раза в день. Было несколько священников, посвятивших себя служению Тескатлипоке, один из них, вероятно, был тот, который Саагун называет «huitznahuac teohua omacatl», другие были calmeca teteuctin, которым разрешалось есть ритуальную пищу, предложенную Тескатлипоке, другие сопровождал подражателя Тескатлипоки за год до его казни. Почитание Тескатлипоки было основополагающим как для духовенства, так и для знати. «Во время своего возведения» новый король постился и медитировал, «что включало молитвы в честь Тескатлипоки, божества-покровителя королевского дома». Священники Тескатлипока были предложены ему на службу своими родителями в детстве, часто по причине болезни. Затем кожа этих детей была окрашена в черный цвет и украшена перепелиными перьями в образе бога. Священные гимны также пели на церемониях в честь богов. Большинство из них воспевались для прославления высших божеств, включая Тескатлипоку, к которому часто обращались как к «Подателю жизни». В одном конкретном гимне он упоминается как создатель и разрушитель мира, одновременно как поэт и писец. Все, включая простолюдинов, первосвященников и короля, были вовлечены в некоторые аспекты церемоний Токскатля.

Главный праздник Тескатлипоки был во время Токскатля, пятого месяца ацтеков. календарь. Приготовления начались годом ранее, когда священники выбрали молодого человека, чтобы он стал подобием Тескатлипоки. Этого человека называли ишиптла, или «подражатель божества», и он был выбран для церемониального представления бога ацтекскому народу. Иногда для церемонии покупали рабов, и в этом случае их тщательно купали, чтобы стереть загрязнения. Иногда женщин приносили в жертву как ишиптла в честь женских божеств. Однако иксиптлы обычно выбирались из пленных воинов, и избранный человек купался и церемонно очищался для той роли, которую он должен был взять на себя. Следующий год он жил как бог, нося дорогие украшения и имея восемь слуг. Молодой человек также был одет в подобие бога, и люди на улицах поклонялись ему как таковому, когда сталкивались с ним. «В течение года он прожил достойную жизнь», - красивый молодой человек «поклонялся буквально как воплощению божества». В течение последних 20 дней перед принесением в жертву иксиптла изменила свой внешний вид обратно на воина. «Он был воином, попавшим в плен, и закончил свою жизнь воином». Затем он женится на четырех молодых женщинах, также заранее выбранных, изолированных на целый год и рассматриваемых как богини. Этот брак, заключенный после полного года воздержания, символизировал период плодородия, последовавший за засухой. Свою последнюю неделю молодой человек будет петь, пировать и танцевать. Во время пира, на котором ему поклонялись как божеству, которое он олицетворял, он самостоятельно поднялся по лестнице на вершину храма, где жрецы схватили его, и в это время он продолжал символически раздавить "одну за другой глиняные флейты, на которых он играл в свой краткий миг славы ", а затем был принесен в жертву, а его тело было съедено позже. Молодой человек охотно приближался к этой жертве, так как быть принесенным в жертву таким образом было большой честью. «Жертвенные жертвы поднялись по кровавым ступеням пирамиды с достоинством и гордостью». Сама жертва знаменовала конец засухи. Сразу после его смерти была выбрана новая жертва для церемонии следующего года. Тескатлипока также была отмечена во время церемонии 9-го месяца, когда Микаильхуитонтли «Маленький праздник мертвых» отмечался в честь умерших, а также во время Панкецализтли церемонии «Поднятия знамен» 15-го числа. месяц.

Истории сотворения

В одном из ацтекских рассказов о сотворении Кецалькоатль и Тескатлипока объединили свои силы для создания мира. До их действия здесь было только море и земное чудовище-крокодил по имени Ципактли. Чтобы привлечь ее, Тескатлипока использовал свою ногу в качестве приманки, и Чипактли съел ее. Затем два бога захватили ее и исказили, чтобы сделать землю из ее тела. После этого они создали людей, и люди должны были приносить жертвы, чтобы утешить Чипактли за ее страдания. Из-за этого Тескатлипока изображен с отсутствующей ногой.

Другая история создания гласит, что Тескатлипока превратился в солнце, но Кецалькоатль был в ярости, возможно, потому что они были врагами, он ночной бог или из-за своего он потерял ногу, поэтому он сбил Тескатлипоку с неба каменной дубинкой. Возмущенный, Тескатлипока превратился в ягуара и разрушил мир. Кецалькоатль заменил его, и началась вторая эпоха мира, и он снова стал населен. Тескатлипока сверг Кецалькоатля, заставив его послать сильный ветер, опустошивший мир, а выжившие люди превратились в обезьян. Тлалок, бог дождя, затем стал солнцем. Но его жену забрала Тескатлипока. Возмущенный, в свою очередь, он не заставлял дождь в течение нескольких лет, пока в приступе гнева он не заставил пролить огонь, и те немногие, кто выжил после нападения, превратились в птиц. Чалчихуитликуэ тогда богиня Воды стало солнцем. Но ее сокрушили слова Тескатлипоки, который обвинил ее в том, что она просто притворяется доброй. Она плакала много лет, и в результате наводнения разрушили мир. Те люди, которые пережили потоп, были превращены в рыб.

Почитание ацтеков
Тескатлипока «Повелитель ночных ветров»

Как уже говорилось выше, ацтекский фольклор изобилует параллелями, большая часть времени изображается в божества, такие как Тескатлипока. Для ацтекской знати это «божество-покровитель» является основополагающим в социальных и природных явлениях, оправдываемых религией того времени. Чрезвычайное почтение и уважение, характеризующиеся церемониальными процедурами, на которых священники должны были «воздать дань уважения» Тескатлипоке, или где «граждане с нетерпением ждали» начала церемониальных мероприятий под тихий гул «ракушечных труб», были обычным явлением, особенно для этого божества.. Абсолютное уважение со стороны самого высокого положения ацтекской знати, короля, выраженное в образной и буквальной наготе его присутствия перед Тескатлипокой. Царь стоял «обнаженный, подчеркивая свое полное ничтожество», говоря как не что иное, как сосуд для воли бога. Новый король будет заявлять о своей духовной наготе символически через слова и физическую уязвимость, восхваляя Тескатлипоку такими строками, как:

О господин, о наш господин, о повелитель близких, близких, о ночь, о ветер... Беден я. Как поступить мне в твоем городе? Как я буду действовать для управляемых, для вассалов (macehualtin)?. Ибо я слеп, я глух, я слабоумный, и в экскрементах, в грязи прошла моя жизнь.... Возможно, ты принял меня за другого; возможно, ты ищешь другого вместо меня

Для королей, лордов, священников и горожан в равной степени цикличность, которую они наблюдали каждый день и каждый год, изображалась не с помощью науки или философских дискуссий, а с полным почтением и уважением к духовным существам, которых они считается причиной этих событий. Боги, такие как Тескатлипока, укрепили это представление, олицетворяя и безмолвный ветер, и грозовую войну.

См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 03:41:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте