Templo Mayor

редактировать

Вид на Templo Mayor и окружающие здания.

Templo Mayor (по-испански "[ Великий храм ») был главным храмом народов Мексика в их столице Теночтитлан, который сейчас Мехико. Его архитектурный стиль относится к позднему постклассическому периоду Мезоамерики. Храм назывался Huēyi Teōcalli на языке науатль. Он был одновременно посвящен Уицилопочтли, богу войны, и Тлалоку, богу дождя и земледелия, каждый из которых имел святыню на вершине пирамиды с отдельными лестницами. Шпиль в центре соседнего изображения был посвящен Кецалькоатлю в его форме бога ветра Эхекатлю. Великий храм, посвященный Уицилопочтли и Тлалоку, размером примерно 100 на 80 м (328 на 262 фута) в основании, возвышался над Священным районом. Строительство первого храма началось где-то после 1325 года, и он перестраивался шесть раз. Храм был разрушен испанцами в 1521 году, чтобы освободить место для нового собора.

Сокало, или главная площадь Мехико сегодня, был построен к юго-западу от этого места археологических раскопок. который находится в квартале между улицами Семинарио и Хусто Сьерра. Этот объект является частью Исторического центра Мехико, который был добавлен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году. В 2017 году его посетили 801942 человека.

Содержание
  • 1 Открытие и раскопки
  • 2 Предыдущие версии
  • 3 Окончательная версия
  • 4 Ориентация
  • 5 Символизм
  • 6 Священный район и окружающие здания
  • 7 Подношения
  • 8 Музей
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Открытие и раскопки
Диск с изображением расчлененного Coyolxauhqui, который был найден во время строительства в 1978 году

После разрушение Теночтитлана, Темпло Майор, как и большая часть остальной части города, был разобран, а территория реконструирована новыми структурами испанского колониального города. Было забыто точное местоположение Храма. К 20 веку у ученых было хорошее представление, где его искать. Это основано на археологических работах, проведенных в конце XIX - первой половине XX века. Леопольдо Батрес в конце XIX века проводил раскопки под кафедральным собором Мехико, потому что в то время исследователи полагали, что собор был построен на руинах храма.

В первые десятилетия 20 века Мануэль Гамио нашел часть юго-западного угла храма, и его находки были выставлены на всеобщее обозрение. Однако открытие не вызвало большого общественного интереса к дальнейшим раскопкам, потому что эта зона была жилым районом высшего класса. В 1933 году Эмилио Куэвас нашел часть лестницы и балки. В 1948 году Хьюго Моэдано и Эльма Эстрада Балмори раскопали платформу с змеиными головами и подношениями. В 1966 году Эдуардо Контрерас и Хорхе Ангула раскопали сундук с подношениями, который впервые был исследован Гамио.

Раскопки полностью раскопались только в конце 20 века. 21 февраля 1978 года рабочие электрической компании копали в месте в городе, известном тогда как «остров собак». Он был назван так потому, что был немного возвышен над остальной частью района и во время наводнения там собирались уличные собаки. На глубине чуть более двух метров землекопы наткнулись на доиспанский монолит. Этот камень оказался огромным диском диаметром более 3,25 метра (10,7 футов), толщиной 30 сантиметров (11,8 дюйма) и весом 8,5 метрических тонн (8,4 длинных тонны; 9,4 коротких тонны). Позднее выяснилось, что рельеф на камне Койолксауки, сестра Уицилопочтли, датирован концом 15 века.

С 1978 по 1982 годы специалисты под руководством археолога Эдуардо Матос Монтесума работал над проектом раскопок Храма. Первоначальные раскопки показали, что многие артефакты находятся в достаточно хорошем состоянии для изучения. Усилия объединились в проект Templo Mayor, который был утвержден президентским указом.

Для проведения раскопок пришлось снести 13 зданий в этом районе. Девять из них были построены в 1930-х годах, а четыре датированы XIX веком и сохранили колониальные элементы. Во время раскопок было найдено более 7000 предметов, в основном подношения, включая чучела, глиняные горшки с изображением Тлалока, скелеты черепах, лягушек, крокодилов и рыб; раковины улиток, коралл, немного золота, алебастр, Mixtec фигурки, керамические урны из Веракрус, маски из того, что сейчас Государство Герреро, медные погремушки и украшенные черепа и ножи из обсидиана и кремня. Эти артефакты сейчас находятся в Музее Темпло Майор. Этот музей является результатом работы, проводимой с начала 1980-х годов по спасению, сохранению и исследованию Темпло Майор, его Священного Престола и всех связанных с ним объектов. Музей существует для того, чтобы сделать все находки доступными для публики.

Более ранние версии
Масштабная модель Темпло-Майор Теночтитлана, показывающая различные этапы ее увеличения с течением времени. Вложенные останки последовательных этапов строительства (1999)

Раскопанный участок состоит из двух частей: самого храма, выставленного и помеченного, чтобы показать его различные стадии развития, а также некоторых других связанных с ним зданий, и музея, построенного для размещения более мелких и более хрупкие предметы.

Ацтекские храмы обычно расширялись за счет строительства над предыдущими, используя большую часть первых в качестве основы для последних, поскольку более поздние правители стремились расширить храм, чтобы отразить растущее величие город Теночтитлан. Таким образом, копание в этом храме возвращает нас назад во времени. Первый храм был основан ацтеками через год после основания города, и храм перестраивался шесть раз. Все семь этапов строительства Темпло Майор, кроме первого, были раскопаны и назначены временам правления императоров, которые за них отвечали.

Строительство первого Темпло Майор началось где-то после 1325 года. известно только из исторических источников, потому что высокий уровень грунтовых вод старого озера препятствует раскопкам. Согласно этим записям, первая пирамида была построена из земли и скоропортящегося дерева, которые, возможно, не сохранились до настоящего времени.

Второй храм был построен во время правления Акамапихтли, Huitzilihuitl и Chimalpopoca между 1375 и 1427 годами. Верхняя часть этого храма была раскопана, обнажив две каменные святыни, покрытые штукатуркой с северной стороны. Также был обнаружен чакмул. На южной стороне находится жертвенный камень под названием «техкатль» и скульптурное лицо.

Третий храм был построен между 1427 и 1440 годами во время правления Ицкоатля. Лестница с восемью каменными знаменосцами начинается с этой ступени с символом с годом Четырех Тростников (1431 г.). Эти знаменосцы действуют как «божественные воины», охраняющие доступ к верхним святыням.

Четвертый храм был построен между 1440 и 1481 годами во время правления Монтесумы I и Аксаякатля. Считается, что эта сцена отличается богатейшим архитектурным убранством и скульптурой. Большинство подношений из раскопок относятся к этому времени. Большой помост был украшен змеями и жаровнями, некоторые из которых были в форме обезьян, а некоторые - в виде Тлалока. В то время лестница к святилищу Тлалока определялась парой волнистых змей, а в центре этого святилища находился небольшой алтарь, очерченный парой скульптурных лягушек. Круглый монолит Койолксауки также датируется этим временем.

Пятый храм (1481–1486) датируется коротким периодом правления Тизока. В течение этих пяти лет платформа была покрыта штукатуркой, а церемониальная площадь была вымощена.

Шестой храм был построен во время правления Ахуизотля. Он завершил некоторые обновления, сделанные Tizoc, и сделал свои собственные; как показано на резьбе на «памятном камне huei teocalli», на котором изображены два тлатоке, празднующих открытие храма в последний день месяца Панкецализтли, посвященного Уицилопочтли; день 7 акатль года 8 акатль (19 декабря 1487 г.). Священный участок был обнесен стеной, и эта стена была украшена змеиными головами. Он построил три святилища и Дом Орлиных Воинов.

Окончательная версия
Модель Темпло Майора. Метро Мехико Сокало станция.

Седьмой и последний храм - это то, что Эрнан Кортес и его люди увидели, когда прибыли в Теночтитлан в 1519 году. Очень мало этот слой остался из-за разрушений, нанесенных испанцами, когда они вторглись в город. Еще можно увидеть только платформу на севере и часть мощения во дворе с южной стороны.

Большая часть того, что известно об этом храме, основано на исторических записях. В то время это был крупнейший и самый важный действующий церемониальный центр. Фрай Бернардино де Саагун сообщил, что в Священном районе было 78 зданий; Темпло Майор возвышался над всеми ними.

Пирамида состояла из четырех наклонных террас с проходом между каждым уровнем, увенчанным большой платформой размером примерно 80 на 100 метров (262 на 328 футов). У него было две лестницы, ведущие к двум святыням на верхней платформе. Один был посвящен Тлалоку, богу воды с левой стороны (когда вы смотрите на структуру), а другой Уицилопочтли, божеству войны и солнца, с правой стороны. Два храма были примерно 60 метров (200 футов) в высоту, и в каждом были большие жаровни, в которых непрерывно горели священные огни. У входа в каждый храм были статуи крепких сидящих мужчин, которые поддерживали знаменосцев и знамена из коры бумаги ручной работы. Каждая лестница была обозначена балюстрадой по бокам лестницы, оканчивающейся у основания грозными змеиными головами. Эти лестницы использовались только священниками и жертвенными людьми. Изначально все здание было покрыто лепниной и полихромной краской.

Божества размещались внутри храма, прикрытые снаружи занавесками. Идол Уицилопочтли был слеплен из семян амаранта, скрепленных медом и человеческой кровью. Внутри него были сумки с нефритом, костями и амулетами, дающими жизнь богу. Эта фигура создавалась ежегодно, она была богато одета и снабжена золотой маской для его праздника, проводимого во время ацтекского месяца Панкецализтли. В конце фестиваля изображение было разбито на части и передано на съедение простому населению.

В своем описании города Кортес отмечает, что он и другие испанцы были впечатлены количеством и великолепием храмы, построенные в Теночтитлане, но это сдерживалось этим пренебрежением к их верованиям и человеческими жертвами.

14 ноября 1519 года Кортес захватил императора Моктесуму II и приказал уничтожить все религиозные реликвии ацтеков. Он приказал возложить католический крест на Темпло Майор. В то время как Кортес уехал в Веракрус, чтобы противостоять испанцам, желающим его арестовать, Педро де Альварадо узнал о плане нападения на испанцев и организовал упреждающее нападение на ацтеков в Священном районе, пока они праздновали религиозный праздник. фестиваль. Без оружия и в ловушке в стенах Священного участка было убито от 8000 до 10 000 ацтекских дворян. Когда слух о резне распространился по городу, люди обратились к испанцам, убив семерых, многих ранив, а остальных выгнав обратно в свои покои. Испанцы оказались в ловушке между двумя силами ацтеков, 68 человек попали в плен живыми. Десять из этих испанских пленников были немедленно принесены в жертву в Храме, а их отрубленные головы были брошены обратно испанцам. Остальные были принесены в жертву в Великом Храме той ночью, что было видно из испанских лагерей. С принесенных в жертву испанцев содрали кожу, а их лица - с прикрепленными бородами - загорели и отправили в союзные города, чтобы просить помощи и предостеречь от предательства альянса.

После падения Теночтитлана в 1521 году земли контролировали Ацтеки вошли в состав Испанской империи. Все храмы, включая Templo Mayor, были разграблены, забрав все предметы из золота и других драгоценных материалов. Кортес, приказавший разрушить существующую столицу, построил на этом месте город в средиземноморском стиле. Основные элементы старого имперского центра, в том числе Темпло Майор, были похоронены под такими же ключевыми элементами нового города в том, что сейчас является историческим центром Мехико. Храм Темпло Майор и Священный квартал были снесены, а испанская церковь, позже главный собор, была построена на западной половине территории.

Ориентация

Фрай Торибио де Мотолиния, испанский монах, который прибыл в Мексику вскоре после вторжения, пишет в своей работе Memoriales, что ацтекский праздник Тлакашипеуализтли «имел место, когда солнце стояло посреди [Храма] Уицилопочтли, который находился в точке равноденствия». Это заявление стало очень известным, так как это единственная известная до сих пор текстовая ссылка, которая прямо связывает месоамериканский храм с астрономическими наблюдениями. Измерения в Templo Mayor подтвердили правдивость этого комментария. Ориентация этапа II, самого раннего из этапов строительства, подтвержденного археологами, отличается от ориентации этапа III и сохраняется на всех последующих этапах. Одна из дат заката, соответствующая оси восток-запад на поздних стадиях, включая последнюю, - 4 апреля, что в юлианском календаре 16 века было эквивалентно 25 марта. В 1519 году это был последний день Тлакашипехуализтли, то есть как раз день праздника месяца. Более того, 25 марта, праздник Благовещения, в средние века обычно ассоциировался с весенним равноденствием. Следовательно, Мотолиния не упоминает об астрономическом равноденствии (дата которого вряд ли была бы известна неастрономам в то время), а лишь указала на корреляцию между днем ​​фестиваля Мексика, который в последние годы до вторжения совпало с солнечным явлением в Темпло Майор и датой в христианском календаре, которая соответствовала традиционному дню весеннего равноденствия.

Символизм
Алтарь жаб как символы воды

Согласно традиции, Темпло Майор находится именно в том месте, где бог Уицилопочтли дал людям Мексика знак, что они достигли земля обетованная: орел на нопале кактусе со змеей во рту.

Templo Mayor частично был символическим изображением холма Коатепек, где, согласно мифу Мексики, находился Уицилопочтли. родившийся. Уицилопочтли произошел от своей матери Коатликуэ полностью выросшим и полностью вооруженным, чтобы сразиться со своей сестрой Койолксауки и ее братьями Центцон Хуцнахуа, которые намеревались убить его и их мать. Уицилопочтли победил, убив и расчленив свою сестру. Затем ее тело бросили на подножие холма. Поскольку южная половина Великого Храма представляла Коатепек (сторона, посвященная Уицилопочтли), у подножия этой стороны храма был найден большой каменный диск с расчлененным телом Койолксауки. Северная половина представляла Тонакатепетль, горный дом Тлалока.

священная площадка для игры в мяч и подставка для черепов были расположены у подножия лестницы двух храмов, чтобы мимика, как каменный диск, куда, как говорят, Уицилопочтли поместил отрубленную голову богини. Эти места служили местом для реконструкции мифического конфликта.

Различные уровни Храма также представляют космологию ацтекского мира. Прежде всего, он выровнен по сторонам света с воротами, которые выходят на дороги, ведущие в этих направлениях. Это указывает на место, где план мира, в котором живут люди, пересекает тринадцать уровней небес, называемых Топаном, и девять уровней подземного мира, называемых Миктлан.

Археолог Эдуардо Матос Моктесума в своем эссе «Символика Темпло Майора» утверждает, что ориентация храма является показателем общего видения Вселенной, которое было у Мексики (космовидение ). Он утверждает, что «главный центр, или пупок, где пересекаются горизонтальная и вертикальная плоскости, то есть точка, из которой начинаются небесный или верхний план и план подземного мира, и происходят четыре направления вселенной, - это Темпло. Мэр Теночтитлана ". Матос Моктесума поддерживает свое предположение, утверждая, что храм действует как воплощение живого мифа, где «сосредоточена вся священная сила и где все уровни пересекаются». Упомянутый миф является рождением и борьбой между Уицилопочтли и Койолксауки.

Священным районом и окружающими зданиями
Положение Темпло Майор (вверху в центре) в центральном районе Теночтитлана

Священный участок Темпло Майор был окружен стеной, называемой «коатепантли» (змеиная стена). Среди наиболее важных построек были площадка для игры в мяч, Калмекак (область для священников) и храмы, посвященные Кецалькоатлю, Тескатлипоке и солнцу. Сам Темпло Майор очертил восточную сторону Священного квартала.

Вид на руины здания «Орёл» комплекса Темпло Майор. Крыша предназначена для защиты остатков картин, находящихся внутри. Вид на здание Eagle и здание A в комплексе Templo Mayor. На заднем плане - развалины Великого Храма. Внутри охраняемой территории Орлиного здания комплекса Темпло Майор в Мехико. Остатки оригинальной краски все еще можно увидеть. Крупным планом - барельефы воинов-орлов в здании Eagle комплекса Templo Mayor. Некоторые из оригинальных красок все еще можно увидеть.

По бокам Темпло Майор археологи раскопали несколько дворцовых комнат и смежных строений. Один из наиболее хорошо сохранившихся и наиболее важных - Дворец (или Дом) Орлиных воинов. Этот район восходит к четвертой стадии храма, около 1469 года. Он был раскопан в 1981 и 1982 годах Хосе Франсиско Инохоса. Это большой L-образный зал с лестницами, украшенными скульптурами орлиных голов. Чтобы войти в эту главную комнату, нужно было пройти через вход, охраняемый двумя большими скульптурными изображениями этих воинов. Воины-орлы принадлежали к привилегированному классу, посвященному богу Уицилопочтли и одетым, как орлы. К этому дворцу примыкает храм этих воинов, также известный как Красный храм. Этот храм демонстрирует явное влияние Теотиуакана своими росписями (в основном красными) и дизайном алтаря. Почти все внутренние стены Дома Орлов украшены красивыми картинами и содержат длинные скамейки, которые тоже расписаны. Эти скамейки состоят из двух панелей. Верхний - фриз с волнистыми змеями в барельефе. На нижней панели изображены процессии вооруженных воинов, сходящихся к закатапайолли, травяному шару, в который Мексика воткнула окровавленные ланцеты во время ритуала самопожертвования. Этот дворец во многом имитирует стиль Сгоревшего дворца, расположенного на развалинах Тулы. В этом районе был найден ряд важных артефактов, наиболее важными из которых являются две почти идентичные большие керамические скульптуры Миктлантекутля, бога смерти. Несмотря на то, что они были найдены в хрупких частях, они оба были реконструированы и выставлены в местном музее.

Еще одна смежная область была посвящена Оцелоту Воинам. Их храм, посвященный богу Тескатлипоке, находится под нынешним Museo de la Secretaría de Hacienda y Crédito Público к югу от Темпло-Майор.

Кальмекак был резиденцией священников и школа для будущих священников, администраторов и политиков, где они изучали теологию, литературу, историю и астрономию. Его точное местоположение находится на одной стороне нынешней улицы Донцелес. Храм Кецалькоатля был расположен к западу от Темпло Майор. Говорят, что во время равноденствия солнце вставало между святынями, посвященными Уицилопочтли и Тлалоку, и светило прямо на этот храм. Из-за змеиной природы бога храм имел круглое основание вместо прямоугольного.

Поле для игры в мяч, называемое тлахтли или тейтлахтли, было похоже на многие священные поля для игры в мяч в Мезоамерике.. В игры играли босиком, и игроки использовали свои бедра, чтобы переместить тяжелый мяч к каменным кольцам. Месторождение было расположено к западу от Templo Mayor, недалеко от двойных лестниц и ориентировано с востока на запад. Рядом с этим полем для мячей находился «хуэй цомпанти», где хранились черепа жертв жертвоприношений после того, как они были покрыты штукатуркой и украшены.

Храм Солнца также был расположен к западу от Темпло Майор, и его останки лежат под митрополитским собором. Проект укрепления собора в конце 20-го и начале 21-го века выявил ряд артефактов.

Подношения
Каменный ящик для пожертвований и его содержимое, найденные в Темпло-Майор.

Большинство предметов, найденных в Templo Mayor, были подношениями. Хотя многие из них созданы мексиканцами, есть также множество предметов от других народов, принесенных данью или через торговлю. Скульптуры, кремневые ножи, сосуды, бусы и другие роскошные украшения, а также минералы, растения и животные всех типов и останки человеческих жертв были среди предметов, помещенных в подношения. Все они выполняли определенную функцию в подношении, в зависимости от символики каждого объекта. При раскопках в Темпло Майор были обнаружены различные типы подношений, которые исследователи сгруппировали по времени (период, в который подношение было депонировано); Пространство (расположение предложения в структуре); Тара (тип и размеры тары, в которой находятся предметы); внутреннее распределение (размещение предметов в предложении) и стоимость предметов. Приношения обычно хранились в полостях, в каменных урнах и в ящиках, сделанных из плит. Они находятся под полом; на площадках, архитектурных объектах, лестницах и в храмах. Эти подношения совершались в сопровождении сложных ритуалов, следуя установленным временным, пространственным и символическим образцам, в зависимости от цели подношения.

Самые старые предметы Мексики, расположенные во втором храме, - это две урны, содержащие останки сожженные кости; одна из урн была сделана из обсидиана, а другая - из алебастра. Маленькая серебряная маска и золотой колокольчик были найдены внутри одной урны, а второй золотой колокольчик и две зеленые каменные бусины были помещены в другую.

Изображения богов Уэуэтеотль - Ксиутекутли вместе с Тлалоком руководил большинством подношений, найденных в Темпло Майор. Представляя огонь и воду соответственно, эта пара божеств, вероятно, символизировала концепцию «горящей воды», метафору войны.

Еще одна тема, представленная в этом зале, - самопожертвование, ритуал, который проводился наедине как личное акт общения с богами. Широко распространенная среди всего населения, эта практика выполнялась путем прокалывания определенных мясистых частей тела, таких как мочки ушей, губы, язык, грудь, икры и так далее, обсидиановыми лезвиями, агавой иглы или костные перфораторы. Как только орудие было залито кровью, его вставляли в соломенные шары, называемые Закатапайоли. Все это, вероятно, помещалось в церемониальные ложи - тепетлакалли - как подношение богам. Предметы, связанные с человеческими жертвами, - это «лицевые лезвия» или ножи, украшенные глазами и зубами, а также маски из черепа. Среди других церемониальных предметов - музыкальные инструменты, украшения и жаровни для сжигания копала.

Музей
Настенная экспозиция каменных масок, найденных на территории Темпло Майор, выставленных в музее Темпло Майор. Кремневые лезвия. экспонируется в музее Темпло Майор в Мехико.

Музей Темпло Майор был построен в 1987 году для размещения проекта Темпло Майор и его находок - проекта, который продолжается и по сей день. В 1991 году Программа городской археологии была включена как часть проекта Templo Mayor, задача которого заключается в раскопках в старейшем районе города вокруг главной площади. Здание музея было построено архитектором Педро Рамиресом Васкесом, который задумал незаметную структуру, которая гармонировала бы с колониальным окружением. В музее четыре этажа, три из которых предназначены для постоянных выставок, а четвертый - это офисы директора, администрации музея и научных сотрудников. Другие отделы расположены в подвале, где также есть аудитория.

В музее восемь основных выставочных залов, каждый из которых посвящен отдельной теме. Комната 1 посвящена богиням Коатликуэ и Койолксауки, матери и сестре Уитцлипочтли соответственно. Здесь представлены первые находки, связанные с храмом, от первых пробных находок в 19 веке до открытия огромного каменного диска Койолхауки, положившего начало проекту Темпло Майор.

Нобелевская премия мира, присужденная Ригоберте Менчу, хранится в Museo del Templo Mayor в Мехико.

Зал 2 посвящен концепции ритуала и жертвоприношения в Теночтитлане. В этой комнате есть урны, в которых хоронят сановников, погребальные приношения, а также предметы, связанные с самопожертвованием и человеческими жертвами, например, музыкальные инструменты, ножи и черепа.

Зал 3 демонстрирует экономику ацтекской империи в форме дани и торговли, с примерами готовой продукции и сырья из многих частей Мезоамерики. Сала 4 посвящена богу Уицилопочтли. Его святыня в храме была самой важной и самой большой. В этой комнате есть различные его изображения, а также его подношения. Здесь также находятся две большие керамические статуи бога Миктлантекутли, которые были найдены в Доме воинов-орлов и посвящены Уицилопочтли.

Комната 5 посвящена Тлалоку, другому главному божеству ацтеков и одному из старейших в Мезоамерике. В этой комнате хранятся различные изображения бога, обычно выполненные из зеленого, вулканического камня или керамики. Самая ценимая работа - большой горшок с рельефным изображением лица бога, в котором сохранилась большая часть оригинальной синей краски. Комната 6 посвящена флоре и фауне Мезоамерики в это время, поскольку большинство из них содержало божественные аспекты ацтеков. Также многие из подношений, найденных в Templo Mayor, были сделаны из различных растений и животных. Связанный с Залом 6, Зал 7 содержит экспонаты сельскохозяйственной техники того времени, особенно выращивания кукурузы и строительства чинамп, так называемых «плавучих садов». Последняя комната - Комната 8, посвященная археологии и истории этого места.

См. Также
  • Портал Мезоамерики
  • флаг Портал Мексики
Ссылки
Дополнительная литература
  • : Ацтекский мэр Темпло - Визуализация, Университет Юты Press, Солт-Лейк-Сити 2001, ISBN 0-87480-690-9
  • Альфредо Лопес Остин и Леонардо Лопес Лухан, (2009). Монте Саградо - Темпло Майор, Национальный институт антропологии и истории - Национальный автономный университет Мексики, Мексика. ISBN 978-607-02-0829-4
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Templo Mayor.

Координаты : 19 ° 26'06 ″ N 99 ° 07′53 ″ W / 19,43500 ° N 99,13139 ° W / 19,43500; -99.13139

Последняя правка сделана 2021-06-09 13:04:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте