Cipactli (Классический науатль : Cipactli «крокодил» или «кайман») был первый день ацтекского гадательного счета 13 X 20 дней (тональпоуалли ) и ципактональный «Знак Чипактли» считался первым прорицателем. В космологии ацтеков крокодил символизировал землю, плавающую в первозданных водах. Согласно одной ацтекской традиции, Теосипактли «Божественный крокодил» было именем выжившего во время потопа, который спасся на каноэ и снова заселил землю. В Венском кодексе Mixtec (Codex Vindobonensis Mexicanus I ) Крокодил - это день, связанный с династическим началом.
В ацтекской мифологии Чипактли был первобытным морским чудовищем, часть крокодил, часть рыба и часть жаба или лягушка с неопределенным полом. Всегда голодный, каждый сустав на его теле был украшен дополнительным ртом. Божество Тескатлипока пожертвовал ногой, когда использовал ее в качестве приманки, чтобы привлечь монстра ближе. Он и Кецалькоатль создали Землю из ее тела.
Карл А. Таубе отметил, что у периодов формирования ольмеков и доиспанских народов майя крокодилов отождествляли с ветром, приносящим дождь, вероятно, из-за широко распространенного мнения, что ветер и дождевые облака «выдыхаются» из отверстий пещер в земле. Серия барельефов в ольмекском стиле из Халькацинго в штате Морелос изображает крокодилов, дышащих дождевыми облаками из перевернутой пасти. Переносные зеленые каменные скульптуры ольмеков изображают крокодилов в аналогичных позах, что указывает на то, что они, вероятно, тоже дышат.
В майя цолкин день Чипактли соответствует Имиксу. У майя Попол Вух имя демона землетрясения, Сипакна, по-видимому, происходит от Чипактли. Сипакна - демон Сипак из устной традиции горных майя 20 века. В Мигиане Чипактли - это Куанаи.
Земное чудовище (Чипактли), 15 век, Бруклинский музейВ других версиях Чипактли называют Тлалтекутли, божество, называемое «земным чудовищем».