Сердце Ольмеков, где ольмеки правили с 1400 по 400 г. до н. Э. | |
Географический диапазон | Веракрус, Мексика |
---|---|
Период | Доклассическая эра |
Даты | c.2500 - 400 гг. До н.э. |
Типовой участок | Сан-Лоренцо Теночтитлан |
Основные памятники | Ла Вента, Трес Сапотес, Лагуна-де-лос-Серрос |
, предшествовавшая | архаической Мезоамерике |
, которая следовала следовали | эпи-ольмеки |
Ольмеков () были самой ранней известной крупной мезоамериканской цивилизацией. Следуя прогрессивному развитию в Соконуско, они заняли тропические низменности современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Было высказано предположение, что ольмеки частично произошли от соседних культур Мокая или Миксе-Зоке.
Ольмеки процветали во время Мезоамерики период формирования, начиная примерно с 1500 до н.э. примерно до 400 г. до н.э. Доольмекские культуры процветали примерно с 2500 г. до н.э., но к 1600–1500 гг. До н.э. возникла ранняя культура ольмеков, сосредоточенная на территории Сан-Лоренцо Теночтитлан у побережья на юго-востоке Веракруса. Они первой мезоамериканской цивилизации и заложили многие основы для развития цивилизации. Среди «первопроходцев» ольмеки, по-видимому, других практиковали ритуальное кровопускание и играли в мезоамериканскую игру с мячом, отличительную черту почти всех мезоамериканских обществ. Наиболее известный аспект ольмеков сейчас - это их произведения искусства, в частности, метко названные «колоссальные головы ». Цивилизация ольмеков была впервые определена через артефакты, коллекционеры приобрели на рынке доколумбового искусства в конце 19-го и начале 20-го веков. Произведения ольмеков считаются одними из самых ярких в древней Америке.
Имя «Ольмек» происходит от науатльского слова ольмеков: Ōlmēcatl (единственное число) или Ōlmēcah (множественное число). Это слово состоит из двух слов: ōlli, что означает «натуральный каучук », и mēcatl, что означает «люди», поэтому слово означает «резиновые люди». Каучук был частью древней мезоамериканской игры в мяч.
сердце ольмеков - это территория в низинах залива, где она расширилась после раннего развития в Соконуско, Веракрус. Эта местность характеризуется заболоченными низменностями, перемежающимися невысокими холмами, хребтами и вулканами. Сьерра-де-лос-Тустлас резко возвышается на севере, вдоль залива Кампече Мексиканского залива. Здесь ольмеки построили постоянные городско-храмовые комплексы в Сан-Лоренцо Теночтитлан, Ла Вента, Трес Сапотес и Лагуна-де-лос-Серрос. В этом регионе первая мезоамериканская цивилизация возникла и правила с c. 1400–400 гг. До н.э.
Истоки цивилизации ольмеков традиционно относились к <196 г.>1400 и 1200 г. до н.э.. Предыдущие находки останков ольмеков, ритуально помещенные в святилище Эль Манати рядом с тройными археологическими памятниками, известными под общим названием Сан-Лоренцо Теночтитлан, вернули это «по крайней мере» 1600– 1500 до н.э.. Похоже, что корни ольмеков уходят корнями в ранние земледельческие культуры Табаско, которые начались между 5100 г. до н.э. и 4600 г. до н.э.. У них были одни и те же основные Продовольственные культуры и технологии поздней цивилизации ольмеков.
То, что сегодня называется ольмеками, впервые полностью появилось в Сан-Лоренцо Теночтитлан, где характерные черты ольмеков возникли около 1400 г. до н. Э. Подъему цивилизации способствовала местная экология хорошо увлажненной аллювиальной сети, а также транспортная, обеспечиваемая речным бассейном Коацакоалькос. Эту среду можно сравнить с окружающей средой других цивилизаций: долины Нила, Инда, Хуанхэ и Месопотамии. Эта высокопроизводительная среда усилила плотную концентрацию населения, что, в свою очередь, спровоцировало рост элитного класса. Элитный класс создал спрос на производство символических и изысканных предметов роскоши, которые определяют культуру ольмеков. Многие из этих роскошных артефактов были сделаны из таких материалов, как нефрит, обсидиан и магнетит, которые пришли из далеких мест и предполагают, что ранняя ольмекская элита доступность к разветвленная торговая сеть в Мезоамерике. Источником наиболее ценного нефрита была долина реки Мотагуа в восточной Гватемале, а ольмекский обсидиан был прослежен до источников в высокогорьях Гватемалы, таких как Эль-Чайал и Сан Мартин Хилотепеке, или в Пуэбла, расстояния от 200 до 400 км (120–250 миль) соответственно.
Штат Герреро, и, в частности, ее ранняя культура Мескала, похоже, сыграла важную роль в ранней истории культуры ольмеков. Артефакты ольмекского стиля, как правило, появляются в некоторых частях Герреро, чем в районе Веракрус-Табаско. В частности, соответствующие объекты с памятника Амуко-Абелино в Герреро датируются 1530 г. до н.э.. Город Теопантекуанитлан в Герреро также имеет значение в этом отношении.
Первый центр ольмеков, Сан-Лоренцо, был почти заброшен около 900 г. до н.э. Примерно в то же время, когда известность приобрела Ла Вента. Полное разрушение многих памятников Сан-Лоренцо также произошло около 950 г. до н.э., что может указывать на внутреннее восстание или, что менее вероятно, на вторжение. Однако последнее мнение заключается в том, что изменения окружающей среды, возможно, были ответственны за этот сдвиг в центрах ольмеков, когда некоторые важные реки изменили русло.
В любом случае, после упадка Сан-Лоренцо, Ла Вента стала самым известным центром ольмеков, существовавшим с 900 г. до н. э. до его заброшенности около 400 г. до н. э. Ла Вента поддерживала культурные традиции ольмеков, демонстрируя впечатляющую мощь и богатство. Великая пирамида крупнейшим мезоамериканским сооружением своего времени. Даже сегодня, после 2500 лет эрозии, он возвышается на 34 м (112 футов) над естественно ровным ландшафтом. Глубоко внутри Ла-Венты лежали роскошные трудоемкие «подношения» - 1000 тонн гладких змеевиков блоков, большие мозаичные тротуары и не менее 48 отдельных вотивных подношений из полированного нефрита кельты, керамика, фигурки и гематитовые зеркала.
Ученым еще предстоит определить причину окончательного исчезновения культуры ольмеков. Между 400 и 350 гг. До н. Э. население восточной части центральной части ольмеков стремительно сократилось, и до 19 века этот район был малонаселенным. По мнению археологов, это сокращение населения, вероятно, было результатом «очень серьезных экологических изменений, сделавших этот регион непригодным для больших групп группов», в частности изменений в речной среде, от которой зависели в сельском хозяйстве, охоте, собирательстве и транспорте. Эти изменения могли быть спровоцированы тектоническими сдвигами или опусканием, или заилением рек из-за сельскохозяйственных методов.
Одна теория значительного сокращения населения во время Терминала Период формирования предложен Сэнтли и его коллегами (Сантли и др., 1997), которые вызывают перемещение поселений из-за вулканизма, а не исчезновения. Вулканические извержения во время раннего, позднего и конечного периодов формирования покрыли бы земли и вынудили ольмеков переселить свои поселения.
Какая бы ни была причина, в течение нескольких сотен лет после того, как последние ольмекские города были оставлены преемниками. культуры утвердились. Городище Трес Сапотес, на западном краю центральной части ольмеков, продолжало быть заселено далеко за 400 г. до н.э., но без признаков ольмекской культуры. Эта постольмекская культура, часто обозначаемая как эпи-ольмеков, имеет черты, аналогичные тем, которые были обнаружены в Исапе, примерно в 550 километрах (340 миль) к юго-востоку.
Культура ольмеков была установлена как художественный стиль, и он продолжает оставаться отличительной чертой культуры. Созданное в большом количестве материалов - нефрите, глине, базальте и зеленом камне среди других - большая часть ольмекского искусства, например Рестлер, носит натуралистический характер. Другое искусство изображает фантастических антропоморфных, часто сильно стилизованных, с использованием иконографии, отражающей религиозный смысл. Обычные мотивы включают опущенные рты и расщелину головы, оба из которых видны на изображениях ягуаров-оборотней. В дополнение к созданию предметов, похожих на людей, ольмеков умели изображать животных.
В то время как фигурки ольмеков можно найти в изобилии в местах на протяжении формирования периода, каменные памятники, такие как узнаваемые головы, являются наиболее важной чертой ольмекской культуры. Эти памятники можно разделить на класса:
Самый узнаваемый аспект цивилизации ольмеков - огромные головы в шлемах. Эти впечатляющие памятники были предметом множества спекуляций, как ни один из известных доколумбовых текстов не объясняет их. Когда-то считалось, что это игроки в мяч, теперь общепринято считать, что эти головы - портреты правителей, возможно, одетых как игроки в мяч. Наполненные индивидуальностью, нет двух одинаковых голов, головные уборы, похожие на шлемы, украшены отличными элементами, соответствующими личными или групповыми символами. Некоторые также предполагают, что жители Мезоамерики верили, что душа, вместе со всеми переживаниями и эмоциями, содержащимся внутри головы.
На сегодняшний день обнаружено семнадцать колоссальных голов.
Зона | Счетчик | Обозначения |
---|---|---|
Сан-Лоренцо | 10 | Колоссальные головы с 1 по 10 |
Ла Вента | 4 | Памятники с 1 по 4 |
Трес Сапотес | 2 | Памятники A и Q |
1 | Памятник 1 |
Размер голов изменяется от головы Ранчо Ла Кобата высотой 3,4 м (11 футов) до пары в Трес Сапотесе на высоте 1,47 м (4 м). футов 10 дюймов). Ученые подсчитали, что самые большие головы весят от 25 до 55 тонн (28 и 61 короткие тонны ).
Одна из мозаик с стоянки ольмеков Ла-ВентаГоловы были вырезаны из цельного листа. блоки или валуны из вулканического базальта, найденные в Сьерра-де-лос-Тустлас. Головы Трес Сапотес, например, были вылеплены из базальта, найденного на вершине Серро-эль-Вигиа, в другой части Тукстласа. стороны, головы Сан-Лоренцо и Ла-Вента, вероятно, вырезаны из базальта Серро-Синтепек на юго-восточной стороне, возможно, в соседней мастерской, и их перетащили или проплыли к месту назначения за десятки миль.
Некоторые из голов и многие другие памятники были по-разному искалечены, закопаны и извлечены из корней, установлены на новые места и, по, некоторые потребовало усилий 1500 человек в течение трех-четырех месяцев. крайней мере, две головы были переработаны или переработаны, но это неизвестно, было ли это просто из-за нехватки камня или эти действия имели ритуальный или иной оттенок. Ученые считают, что некоторые ученые до сих пор не исключают внутренние конфликты или, что менее вероятно, вторжение как фактор.
Плосколицые и толстогубые головы вызвали некоторые споры. из-за их сходства с некоторыми африканскими чертами лица. Основываясь на этом сравнении, некоторые авторы говорят, что ольмеки были африканцами, эмигрировавшими в Новый Свет. Но подавляющее большинство археологов и других мезоамериканских ученых отвергают утверждение о доколумбовых контактах с африканской пищей. Пояснения к чертам лица колоссальных голов включают возможность того, что головы были вырезаны таким образом из-за небольшого пространства на базальтовых валунах. Другие отмечают, что в дополнение к широким носам и толстым губам глаза на головах часто показывают эпикантическую складку, и что все эти характеристики еще можно найти у современных мезоамериканских индейцев. Например, в 1940-х годах художник / историк искусства Мигель Коваррубиас опубликовал серию фотографий произведений искусства ольмеков и лиц современных мексиканских индейцев с очень похожими чертами лица. Гипотеза африканского происхождения предположить, что резьба ольмеков была для изображения изображения, предположить, полное изображение в резьбе ольмеков.
Иван Ван Сертима утвержден, что семь косичек на голове Tres Zapotes была эфиопской прической, но он не представил никаких доказательств ее современного стиля. египтолог Франк Дж. Юрко сказал, что косы ольмеков не похожи на современные египетские или нубийские косы.
Ричард Диль писал: «Нет никаких сомнений в том, что изображают голову физический тип американских индейцев, которые до сих пор можно увидеть на улицах Типана, Акаюкана и других городов в этом регионе. "
Другой тип артефакта намного меньше; резьба по камню в нефрите лица в форме маски. Нефрит - особенно ценный материал Прежде чем радиоуглеродное датирование смогло определить точный возраст ольмеков, археологи и историки, прежде чем радиоуглеродное датирование смогло определить точный возраст года, археологи и историки, использовали его как ранга.
Искусства заметили уникальный "ольмекский стиль" в различных артефактах.
Хранители и ученые оказались на масках для лица в "ольмекском" стиле, но на сегодняшний день не было обнаружено ни одного примера в контексте археологически контролируемых ольмеков. обнаружены в местах обитания других культур, в том числе в одном преднамеренно депонированном церемони альтепетле (участок) Теночтитлана на территории нынешнего Мехико. ительно было около 2000 лет, когда ацтеки похоронили ее, предполагая, что такие маски ценились и собирались так же, как и римские древности в Европе. «Стиль ольмеков» - это сочетание глубокого посаженных глаз, ноздрей и сильного, слегка асимметричного рта. В «ольмекском стиле» также очень отчетливо сочетаются черты лица как людей, так и ягуаров. Искусство ольмеков сильно связано с религией ольмеков, в которой явно фигурировали ягуары. Народ ольмеков считал, что в далеком прошлом раса ягуаров-оборотней возникла в результате союза ягуара и женщины. Одно из качеств оборотня-ягуара, которое можно найти, - это острая расселина на лбу многих сверхъестественных существ в ольмекском искусстве. Эта острая расщелина ассоциируется с естественной изрезанной головой ягуара.
Орнаментальная маска; 10 век до нашей эры; змеевик ; высота: 9,2 см, ширина: 7,9 см, глубина: 3,2 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Маска; 10–6 вв. До н. Э.; жадеит ; высота: 17,1 см, ширина: 16,5 см; Метрополитен-музей
Маска; около 900-500 гг. до н. э.; жадеит; Художественный музей Далласа (Даллас, Техас, США)
Маска с киноварью «татуировки»; около 900-300 гг. до н. жадеит с киноварью; Миннеаполисский институт искусств (Миннеаполис, США)
Оси Кунца (также известные как «вотивные оси») представляют собой цифры, которые представляют оборотни-ягуары и, по-видимому, использовались для ритуалов. В большинстве случаев голова составляет половину общего объема фигуры. У всех топоров Кунца плоский нос и открытый рот. Имя «Кунц» происходит от Джорджа Фредерика Кунца, американского минералога, который описал фигуру в 1890 году.
1200-400 г. до н.э.; полированный зеленый кварц (авантюрин ); высота: 29 см, ширина: 13,5 см; Британский музей (Лондон)
900–500 гг. До н. Э.; камень; Художественный музей Далласа (Техас, США)
12–3 века до нашей эры; камень; высота: 32,2 см, ширина: 14 см, глубина: 11,5 см; Кливлендский художественный музей (Огайо, США)
800–400 гг. До н. Э.; змеевик, киноварь ; Художественный музей Далласа
Артефакты, рисунки, фигурки в ольмекском стиле, памятники и иконография были найдены в археологических записях в сотнях километров от центра ольмеков. Эти сайты включают:
Тлатилько и Тлапакойя, основные центры культуры тлатилко вдолине Мексики, где артефакты включают полые детские лица фигурки и рисунки ольмеков на керамике.
Чалькацинго, в долине Морелос, центральная Мексика, где представлено монументальное искусство в ольмекском стиле и наскальные изображения с фигурами в стиле ольмеков.
Кроме того, в 2007 году археологи открылись Зазакатла, город в Морелосе, находящиеся под текущей ольмеков. Расположенный примерно в 25 милях (40 км) к югу от Мексики, Сазакатла занимал площадь около 2,6 км между 800 и 500 г. до н. Э.
Теопантекуанитлан, в Герреро, где представлено монументальное искусство в ольмекском стиле, а также планы города с характерными чертами ольмеков.
Кроме того, наскальных рисунках Хустлахуака и Окстотитлан изображены узоры и мотивы ольмеков.
влияние ольмеков также встречается в нескольких местах в районе Южных майя.
В Гватемале, сайты, демонстрирующие вероятное влияние ольмеков, включая Сан-Бартоло, Такалик Абадж и La Democracia.
Было выдвинуто множество теорий, объясняющих возникновение влияния ольмеков далеко за пределами центра, в том числе дальняя торговля ольмекскими купцами, колонизация ольмеков других регионов, ольмекские ремесленники, путешествующие в другие города, сознательное подражание художественным стилям ольмеков за счет развития городов - некоторые даже предполагают перспективу военного господства ольмеков или что иконография ольмеков действительно развивалась за пределами центральной части страны.
Общепринятая, но отнюдь не единодушная интерпретация такова. что артефакты в ольмекском стиле всех размеров стали ассоциироваться с элитными статуями и были приняты вождями неольмекского периода формирования, чтобы укрепить свой статус.
В дополнение к их влиянию на современные мезоамериканские культуры, поскольку первая цивилизация в Месоамерике, ольмекам приписывают или предположительно приписывают многие «первые», включая кровопускание и, возможно, человеческие жертвоприношения, письменность и эпиграфию и изобретение попкорна, ноль и мезоамериканский календарь, и мезоамериканская игра в мяч, а также, возможно, компас. Некоторые исследователи, в том числе художник и историк искусства Мигель Коваррубиас, даже постулируют, что ольмеки сформулировали предшественников многих из более ранних мезоамериканских божеств.
. Хотя археологические раскопки не включают явных изображений ольмеков кровопускания, исследователи нашли другие доказательства того, что Ольмеки ритуально практиковали это. Например, на стоянках ольмеков были обнаружены многочисленные природные и керамические шипы ската и шипы магии, а некоторые артефакты были идентифицированы как кровопускатели.
Аргумент, что Введенные ольмеками человеческие жертвоприношения более умозрительны. Никаких жертвенных артефактов, созданных под данной ольмеков или ольмеков, еще не обнаружено; недвусмысленно изображены жертвенные жертвы (и фигурки данзанте из Монте-Альбана ) или сцены человеческих жертвоприношений (такие, которые можно увидеть на знаменитой фреске с мячом из Эль-Тахин ).
В Эль-Манати среди других подношений были обнаружены разрозненные черепа и бедренные кости, а также целые скелеты новорожденных или нерожденных детей, что привело к предположениям о принесении в жертву младенцев. Некоторые авторы связывают жертвоприношение младенцев с ритуальным искусством ольмеков, показывающим обмякших младенцев-оборотней, известными из которых являются Алтарь 5 Ла Венты (справа) или фигурка Лас-Лимаса. Для окончательного ответа необходимы дальнейшие исследования.
Возможно, ольмеки были первой цивилизацией в Западном полушарии, разработавшей систему письма. Символы, найденные в 2002 и 2006 годах от 650 г. до н.э. и 900 г. до н.э. соответственно, предшествующие самые старые сапотекская письменность, найденная до сих пор, которая датируется примерно 500 г. до н.э..
. Находка 2002 г. на участке Сан-Андрес показывает птицу, свитки речи и глифы, которые похожи на более поздний сценарий Maya. Находка, известная как Блок Каскахал и датированная между 1100 г. до н.э. и 900 г. до н.э., находка 2006 года на месте около Сан-Лоренцо показывает набор из 62 символов, 28 из которых уникальные, вырезанные на серпантинном блоке. Многие видные археологи назвали эту находку «самой ранней доколумбовой письменностью». Другие настроены из-за необычности камня, того факта, что он был удален из любого археологического контекста, и из-за того, что он не имеет явного сходства с какой-либо другой мезоамериканской системой письма.
Также известны заданные более поздние иероглифы. как истмийский шрифт, и хотя есть некоторые, которые полагаются, что истмийский может представлять собой переходный сценарий между более ранней системой письма ольмеков и письмом майя, вопрос остается неурегулированным.
календаря длинного, используемого последующими мезоамериканскими цивилизациями, а также концепции нуля., возможно, был изобретен ольмеками. Этот календарь был обнаружен за пределами непосредственной родины, вполне вероятно, что этот календарь предшествовал майя и, возможно, был изобретением ольмеков. Действительно, три из этих артефактов были найдены в самом сердце ольмеков. Но аргументом против происхождения ольмеков является тот факт, что цивилизация ольмеков закончилась к IV веку нашей эры, за несколько столетий до самого раннего известного артефакта Дата Длинного счета.
Календарь Длинного счета требовал использования нуля в качестве заполнителя в его vigesimal (base-20) позиционной системы счисления. Глиф оболочки - - использовался в качестве нулевого символа для этих дат Длинного счета, вторая самая старая из которых на Стеле C в Трес Сапотес имеет дату 32 г. до н. Э. Это одно из самых ранних применений концепции в истории.
Ольмеки - сильные кандидаты на роль инициаторов мезоамериканской игры в мяч, столь распространенной более поздних культурных областей и используется в рекреационных и религиозных целях. В Эль-Манати, болоте в 10 км к востоку от Сан-Лоренцо Теночтитлан была найдена дюжина резиновых мячей, датируемых 1600 г. до н.э. или ранее. Эти шары предшествуют самой ранней площадке для игры в мяч, обнаруженной в Пасо-де-ла-Амада, около 1400 г. до н.э., хотя нет уверенности, что они использовались в игре с мячом.
Хотя фактическая этнолингвистическая принадлежность ольмеков остается неизвестной, были выдвинуты различные гипотезы. Например, в 1968 году Майкл Д. Коу предположил, что ольмеки были предшественниками майя.
В 1976 году лингвисты Лайл Кэмпбелл и Терренс Кауфман опубликовали статью, в утверждающих, что большое количество заимствованных слов, очевидно, распространилось из языка миксе- зокей на многие другие мезоамериканские языки. Кэмпбелл и Кауфман предположительно, что наличие этих основных заимствований указывает на то, что ольмеки - обычно считывающиеся «высоко цивилизованным» мезоамериканским обществом - говорили на языке, являющемся предком миксе-зокиану. Распространение этого словаря, характер для их культуры, сопровождалось распространением других медицинских и художественных черт ольмеков, которые появляются в археологических других мезоамериканских обществ.
Специалист Микс-Зок Сорен Вихманн первым критиковал эту теорию на том основании, что большинства займов Микс-Зок, казалось, происходили только от ветви Зокиан семьи. Это предполагмевало, что передача заимствований произошла после разделения двух ветвей языковой семьи, в результате чего заимствования были за пределами ольмекского периода. Однако новые данные отодвинули предполагаемую разделение миксейских и зокейских языков на период в пределах ольмекской эры. Основываясь на этой датировке, архитектурных и археологических закономерностях и особенностях лексики, заимствованной для других мезоамериканских языков из Mixe-Zoquean, Вичманн, теперь предполагает, что ольмеки Сан-Лоренцо высказалось на протомиксе, а ольмеки на протозокском языке.
По крайней мере тот факт, что на языках миксе-зокей до сих пор говорят в области, примерно сердцевине ольмеков, и исторически известно, что они там говорят, заставляет другие ученые предполагать что ольмеки говорили на одном или нескольких языках миксе-зокей.
Религиозная деятельность ольмеков осуществлялась правителями, постоянными священниками и шаманами. Похоже, что правители являются наиболее важными религиозными религиозными фигурами, а их связи с религиозными службами ольмеков или сверхъестественными качествами обеспечиваютли легитимность их правления. Существует также значительное количество средств существования шаманов в археологических характеристикахольмеков, особенно в так называемых «фигурах трансформации ".
, поскольку мифология ольмеков не оставила никаких документов, сопоставимых с Пополь Вух из Мифология майя, любое изложение мифологии ольмеков должно основываться на интерпретации сохранившихся монументальных и переносных произведений искусства (таких как статуя сеньора де Лас-Лимаса в музее Халапы) и сравнение с другими мифологиями Мезоамерики. Искусство ольмеков показывает, что такие божества Пернатый змей и сверхъестественный дождь были уже в мезоамериканском пантеоне во времена ольмеков.
Мало что непосредственно известно об общественном или политическом обществе Общество ольмеков. Большинство исследователей полагают, что определенные правители полагают, что они указывают на их правления.
Вместо этого, археологи использовали данные, которые у них были, такие как крупномасштабные и мелкомасштабные исследования памятников. Они подтвердили их централизации в пределах региона ольмеков, сначала в Сан-Лоренцо, а затем в Ла-Венте - никакие другие памятники ольмеков не сравнятся с по площади, количеству и качеству архитектуры и скульптуры.
Это свидетельство географической и демографической централизации заставляет археологов предположить, что само общество ольмеков было иерархическим, сосредоточенным сначала в Сан-Лоренцо, а затем в Ла-Венте, а элита могла использовать свой контроль над такими материалами, как вода. и монументальный камень для управления и узаконивания своего режима.
Тем не менее, считается, что в обществе ольмеков отсутствуют многие институты более поздних цивилизаций, такие как постоянная армия или каста жрецов. И нет никаких доказательств того, что Сан-Лоренцо или Ла-Вента контролировали, даже в период своего расцвета, всю глубинку ольмеков. Например, есть некоторые сомнения в том, что Ла Вента контролировала даже Арройо Сонсо, находившийся всего в 35 км (22 милях) от него. Исследования поселений Сьерра-де-лос-Тустлас, расположенных на расстоянии около 60 км (37 миль), показывают, что этот район состоял из более или менее эгалитарных сообществ, не контролируемых низинными центрами. Широкое распространение артефактов ольмеков и «ольмековской» иконографии на большей части Мезоамерики указывает на существование обширных торговых сетей на дальние расстояния. Экзотические, престижные и дорогие материалы, такие как зеленый камень и морские раковины, были перемещены в значительных количествах на большие расстояния. Некоторые из причин торговли связаны с отсутствием обсидиана в глубинке. Ольмеки использовали обсидиан во многих инструментах, потому что обработанные края были очень острыми и прочными. Большая часть обнаруженного обсидиана была прослежена до Гватемалы, что свидетельствует об обширной торговле. В то время как ольмеки не были первыми в Мезоамерике, которые организовали обмен товарами на большие расстояния, в период ольмеков произошло значительное расширение межрегиональных торговых маршрутов, большее разнообразие обмениваемых материальных благ и большее разнообразие источников, из которых были получены основные материалы..
Несмотря на свои размеры и продуманный городской дизайн, который копировали другие центры, Сан-Лоренцо и Ла-Вента в основном были церемониальными центрами, и большинство ольмеков жили в деревнях похожи на современные деревни и деревушки в Табаско и Веракрус.
Эти деревни были расположены на возвышенности и состояли из нескольких разрозненных домов. Скромный храм мог быть связан с более крупными деревнями. Индивидуальные жилища могут состоять из дома, примыкающего навеса и одной или нескольких ям для хранения (по функциям аналогичных корневому погребу ). Близлежащий сад использовался для выращивания лекарственных и кухонных трав, а также для выращивания небольших культур, например одомашненный подсолнечник. Фруктовые деревья, такие как авокадо или какао, вероятно, были поблизости.
Хотя берега использовались для посадки сельскохозяйственных культур в период наводок, вероятно, также практиковали подсечно-огневое сельское хозяйство, чтобы расчистить леса и кустарники и обеспечить новые поля после старых полей были истощены. Поля были приспособлены для выращивания кукурузы, бобов, тыквы, маниоки и сладкого картофеля. Основываясь на археологических исследованиях двух деревень в горах Тустлас, известно, что выращивание кукурузы со временем становилось все более важным для ольмеков, хотя диета оставалась довольно разнообразной.
В фрукты и овощи добавляли рыбу и черепаху., змеи и моллюски из близлежащих рек, а также крабы и моллюски в прибрежных районах. Птицы были доступны в качестве источников пищи, как и дичь, включая пекари, опоссум, енот, кролик и, в частности, олень. Несмотря на широкий спектр доступных видов охоты и рыбалки, исследования мусора в Сан-Лоренцо показали, что домашняя собака была наиболее богатым животным животного белка.
Культура ольмеков была неизвестна историкам до середины 19 века. В 1869 году мексиканский муравей Икварский путешественник опубликовал описание первого памятника ольмеков, обнаруженного in situ. Этот памятник - колоссальная голова, теперь обозначенная как Памятник Трес Сапотес A - был обнаружен в конце 1850-х годов сельскохозяйственным рабочим, расчищавшим лесные угодья на гасиенде в Веракрусе. Услышав о любопытной находке во время путешествия по региону, Мельгар-и-Серрано впервые посетил это место в 1862 году, чтобы лично убедиться и завершить раскопки частично открытой скульптуры. Его описание объекта, опубликованное несколько лет спустя после дальнейших посещений этого места, представляет собой самый ранний задокументированный отчет об артефакте того, что сейчас известно как культура ольмеков.
Во второй половине XIX века были обнаружены артефакты ольмеков, такие как топор традиции Кунц (справа), которые были признаны принадлежащими к уникальной художественной.
Франс Блом и Оливер Ла Фарж сделали первые подробные описания Ла Вента и Памятник Сан-Мартин Паджапан 1 во время своей экспедиции 1925 года. Однако склонны приписывать их культуре майя »
Мэтью Стирлинг Смитсоновский институт первые подробные научные раскопки на стоянках ольмеков в 1930-х и 1940-х годах. Стирлинг вместе с искусствоведом Мигелем Коваррубиасом пришли к убеждению, что ольмеки предшествовали большинству других мезоамериканских цивилизаций.
В противоположность Стирлингу, Коваррубиасу и Альфонсо Касо, однако майянисты Дж. Эрик Томпсон и Сильванус Морли выступали за датировку ольмекских артефактов классической эпохой. Вопрос о хронологии ольмеков стал актуальным на конференции 1942 года Тустла Гутьеррес, где Альфонсо Касо объявил ольмеков «материнской культурой» («cultura madre») Мезоамерики.
Вскоре после конференции радиоуглеродное датирование доказало древность цивилизации ольмеков, хотя вопрос о «материнской культуре» вызвал серьезные дискуссии даже 60 лет спустя.
имя «ольмек» означает «каучуковые люди» на науатль, языке науа, и было термином Империя ацтеков для людей которые, жили в Персидском заливе. Низменности в 15-16 веках, примерно через 2000 лет после вымирания культуры ольмеков. Термин «резиновые люди» относится к древней практике, распространенной от древних ольмеков до ацтеков, по извлечению латекса из Castilla elastica, каучукового дерева в этом районе.. Сок местной лозы Ipomoea alba был затем смешан с этим латексом, чтобы создать каучук еще в 1600 г. до н.э.
Ранние современные исследователи и археологи, однако, ошибочно использовали название «Ольмеков», вновь обнаруженных руинам и артефактам в глубинке за несколько десятилетий до того, как стало понятно, что они были созданы не людьми, которых ацтеки знали как «
Неизвестно, какое имя древние ольмеки использовали для себя; в некоторых более поздних источниках мезоамериканских древних ольмеков упоминается как «
>>ольмеков», а скорее культурной, которая была на 2000 лет старше. 92>тамоанчан ». Современный термин, который иногда используется для обозначения культуры ольмеков, - теноцелом, что означает «пасть ягуара ".
Отчасти, что ольмеки создали первое Известно, что потому мезоамериканскую цивилизацию, как о нем мало что, говорит о них по, например, с майя или ацтеками, был выдвинут ряд предположений об альтернативном происхождении ольмеков. екоторые из этих предположений, в частности теория о том, что ольмеки были африканского происхождения, популяризировались книгой Ивана Ван Сертимы "Они пришли до Колумба", стали широко известны в популярной культуре. Подавляющее большинство мезоамериканских исследователей и ученых не считают их заслуживающими доверия, которые отвергают как псевдонауку поп-культуры.
По состоянию на 2018 г. на останках ольмеков, один из Сан-Лоренцо, другой из Лома-дель-Сапоте, в обоих случаях привел к «недвусмысленному присутствию отличительных мутаций материнской линии« А ». ригин ольмеков находится не в Африке, а в Америке, поскольку они имеют самую многочисленную из пятидесятилетних митохондриальных гаплогрупп, характерных для народов нашего континента: A, B, C, D и X ». [1]
Стела 19 Ла-Вента с ранним изображением пернатого змея
Ольмекская голова №1, 1200–900 гг. До н.э.
стоящая на коленях человеческая фигура, 1200–600 гг. До н.э.
"близнецы" из Эль Азузул, 1200–900 гг. До н.э.
Резной травертин сосуд с вырезанным узором, XII - III век до н.э.
Три кельта, ритуальные предметы ольмеков
Ольмеки-оборотни-ягуары
бутылка в стиле Ольмеков, предположительно из Лас-Бокас, 1100–800 гг. До н.э.
нефритовая маска Ольмеков.
Роспись в ольмекском стиле из Джуштлауака пещера
Ольмекская «фигурка младенца»
Барельеф «Эль Рей» в ольмекском стиле из Халькацинго
На Викискладе есть материалы, связанные с ольмеками. |