Уицилопочтли | |
---|---|
Бог войны и воли, владыка Солнца и огня. Правитель Юга | |
Член Tezcatlipocas | |
Уицилопочтли, изображенный в Борбонском кодексе | |
Другие имена | Blue Tecatlipoca, Omiteotl, Mextli, Mexi, Huitzitlon, Huitzilton, Tzintzuni, Huitzi, Huichilobos, Vichilobos, Opochtli, Inaquizcoatl-Tezcatlipoca |
Обитель | • Ильуикатль-Тетеокан (Двенадцатое небо) • Ильхуикатль-Хохсоауко (Седьмое небо) • Юг |
Условное обозначение | Колибри |
Пол | Мужчина |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки (Нахоа) |
Фестивали | Panquetzaliztli |
Персональные данные | |
Родители | • Ометекутли и Омесиуатль (Кодекс Сумаррага) • Микскоатль и Коатликуэ (Флорентийский кодекс) |
Братья и сестры | • Кетцалькоатль, Шипе-Тотек, Тескатлипока (Кодекс Зумаррага) • Койолксауки, Чентцон-Уицнауак (Флорентийский кодекс) • Центцон Мимикскоа (Кодекс Рамирес) • Малиналксочитль (Кодекс Аскатитлана) |
Дети | Никто |
В ацтекской религии, Уицилопочтли ( Классическая науатль : Уицилопочтли [wiːt͡siloːˈpoːt͡ʃt͡ɬi], современное произношение науатль ( справка информация )) - божество войны, солнца, человеческих жертвоприношений и покровитель города Теночтитлан. Он также был племенным богом мексиканцев, также известных как ацтеки, из Теночтитлана. Многие в пантеоне божеств ацтеков были склонны питать привязанность к определенному аспекту войны. Однако Уицилопочтли был известен как главный бог войны в древней Мексике. Поскольку он был богом-покровителем Мексики, ему приписывали как победы, так и поражения, которые люди Мексики имели на поле битвы. Людям пришлось принести ему жертвы, чтобы защитить ацтеков от бесконечной ночи. Он использовал Ксиукоатль, огненную змею, как оружие, таким образом ассоциируя Уицилопочтли с огнем.
Как отмечали испанцы во время открытия и завоевания Мексики (где они записали имя божества как Уичилобос), человеческие жертвоприношения были обычным явлением в церемониях поклонения, которые происходили часто и в многочисленных храмах по всему региону, и когда совершались, они обычно приносили в жертву несколько жертв в день в данном храме.
По-прежнему существуют разногласия по поводу полного значения имени Уитцилупочтли. Обычно считается, что есть два элемента: huītzilin «колибри» и ōpōchtli «левая сторона». Название часто переводят как «Колибри-левша» или «Колибри Юга» на основании того, что ацтекская космология связала юг с левой стороной тела.
Тем не менее, Фрэнсис Карттунен указывает на то, что в классических науатль соединений, как правило, глава окончательным, подразумевая, что более точный перевод может быть «левый (или на юг) сторону колибри».
Колибри имел духовное значение в культуре ацтеков. Диего Дюран описывает то, что кажется колибри, зимующей на дереве, что-то вроде того, что делает простой бедняк. Он пишет: «Она кажется мертвой, но с приходом весны... птичка возрождается».
Существует несколько мифологий происхождения, описывающих истоки божества. Одна история рассказывает о космическом творении и о роли Уицилопочтли в нем. Согласно этой легенде, он был самым маленьким сыном из четырех - его родители будучи создателем пара из Ометеотль ( Тонакатекутли и Tōnacācihuātl ) в то время как его братья были Кецалькоатль ( «Precious Serpent» или «Кецаль-Пернатый Змей»), Xipe Totec (» Наш Господь содранный ") и Тескатлипака (" Дымящееся зеркало "). Его мать и отец поручили ему и Кецалькоатлю навести порядок в мире. Вместе Уицилопочтли и Кецалькоатль создали огонь, первых людей мужского и женского пола, Землю и Солнце.
Другая история происхождения повествует о свирепой богине Коатликуэ, оплодотворенной, когда она сметала клубок перьев на горе Коатепек («Змеиный холм»; недалеко от Тулы, Идальго ). Другими ее детьми, которые уже были полностью взрослыми, были четыреста мужчин Centzonuitznaua и женское божество Coyolxauhqui. Эти дети, возмущенные тем, как их мать забеременела, сговорились убить ее. Уицилопочтли вырвался из чрева своей матери в полном вооружении и полностью вырос, или, согласно другим версиям истории, вырвался из чрева и немедленно надел свое снаряжение. Он напал на своих старших братьев и сестру, защищая свою мать, обезглавив свою сестру и сбросив ее тело с вершины горы. Он также погнался за своими братьями, которые убежали от него и рассыпались по небу.
Уицилопочтли считается в мифологии солнцем, в то время как его многочисленные братья и сестры мужского пола воспринимаются как звезды, а его сестра - как луна. В мировоззрении ацтеков это причина того, что Солнце постоянно преследует Луну и звезды. Вот почему так важно было отдать дань уважения Уицилопочтли, чтобы поддержать Солнце. Если бы Уицилопочтли не было достаточно сил, чтобы сражаться со своими братьями и сестрами, они бы уничтожили свою мать и, таким образом, весь мир.
Уицилопочтли был богом-покровителем племени Мексика. Первоначально он не имел большого значения для науа, но после возвышения ацтеков Тлакаэлель реформировал их религию и поставил Уицилопочтли на один уровень с Кецалькоатлем, Тлалоком и Тескатлипокой, сделав его богом Солнца. Благодаря этому Уицилопочтли заменил Нанахуацина, солнечного бога из легенды науа. Говорят, что Уицилопочтли постоянно боролся с тьмой и нуждался в питании в виде жертвоприношений, чтобы солнце пережило 52-летний цикл, который был основой многих мезоамериканских мифов.
Особо священных праздничных дней было 18, и только один из них был посвящен Уицилопочтли. Этот праздничный день, известный как Токскатль, приходится на пятнадцатый месяц мексиканского календаря. Во время праздника пленных и рабов выводили и церемонно убивали.
Каждые 52 года науа боялись конца света, как и остальные четыре создания из их легенд. При Тлакаэлеле ацтеки верили, что могут дать силу Уицилопочтли человеческой кровью и тем самым отложить конец света, по крайней мере, еще на 52 года.
Война была важным источником как человеческой, так и материальной дани. Человеческая дань использовалась для жертвоприношений, потому что человеческая кровь считалась чрезвычайно важной и, следовательно, могущественной. Согласно ацтекской мифологии, Уицилопочтли нуждался в крови в качестве пропитания, чтобы продолжать держать свою сестру и многих братьев в страхе, когда он гнался за ними по небу.
Цомпантли к справа от ацтекского храма, посвященного Уицилопочтли; проиллюстрировано в рукописи 16-го века, Кодекс РамиресаВ книге Рафаэля Тена El Calendario Mexica y la Cronografia, опубликованной Национальным институтом антропологии и истории Мексики, автор указывает последний день месяца Панкецализтли на науатле как дату празднования возрождения лорда Уицилопочтли. вершина Коатепека (Змеиный холм); 9 декабря по юлианскому календарю или 19 декабря по григорианскому календарю с вариантом 18 декабря в високосных годах.
Самая важная и мощная структура в Теночтитлане - Темпло Майор. Его важность как священного центра отражается в том, что за двести лет своего существования он был увеличен в одиннадцать раз спереди. Большой храм Теночтитлана был посвящен Уицилопочтли и Тлалока, бога дождя. Доминиканский монах XVI века Диего Дуран писал: «Эти два бога всегда должны были быть вместе, поскольку считались соратниками равной силы». Templo Mayor фактически состоял из пирамидальной платформы, на вершине которой находились храмы-близнецы. Южный принадлежал Уицилопочтли, а северный - Тлалоку. То, что эти два божества находились по разные стороны от Великого Храма, очень характерно для ацтекской дихотомии, которую олицетворяют эти божества. Тлалок, бог дождя, олицетворял плодородие и рост, а Уицилопочтли, бог солнца, олицетворял войну и жертвоприношение. Templo Mayor состоит из двух расположенных рядом святынь; один окрашен в синие полосы, а другой - в красный. Синий храм был посвящен Тлалоку и символизировал сезон дождей и летнее солнцестояние. Красный храм Уицилопочтли был раскрашен как символ крови и войны. Хотя святыни находились рядом друг с другом, Уицилопочтли находился на южной стороне.
Камень Койольшауки был найден прямо у основания лестницы, ведущей к храму Уицилопочтли в. По обе стороны от основания лестницы были две большие ухмыляющиеся змеиные головы. Изображение четкое. Темпло Майор - это изображение Коатепека или Змеиной горы, где произошла божественная битва. Подобно тому, как Уицилопочтли победил на вершине горы, в то время как его сестра была расчленена и рассыпана на куски внизу, так и храм и икона Уицилопочтли торжественно восседали на вершине Темпло Майор, в то время как резное изображение расчлененной богини лежало далеко внизу. Эта драма жертвенного расчленения была ярко повторена в некоторых подношениях, найденных вокруг камня Койолксауки, в который были помещены обезглавленные черепа молодых женщин. Это предположение состоит в том, что когда-то во второй половине пятнадцатого века при освящении камня имело место ритуальное воспроизведение мифа.
Согласно Мигелю Леон-Портилья, в этом новом видении Тлакаэлеля воины, погибшие в битвах, и женщины, умершие при родах, пойдут служить Уицилопочтли в его дворец (на юге или слева). Судя по описанию во флорентийском кодексе, Уицилопочтли был настолько ярким, что душам воинов приходилось использовать свои щиты, чтобы защитить свои глаза. Они могли видеть бога только через отверстия для стрел в своих щитах, так что лучше всех его мог видеть самый храбрый воин. Воины и женщины, умершие во время родов, после смерти превращались в колибри и шли к Уицилопочтли.
Как показали точные исследования Йоханны Брода, миф о сотворении мира состоял из «нескольких уровней символизма, от чисто исторического объяснения до объяснения с точки зрения космического видения и возможного астрономического содержания». С одной стороны, рождение Уицилопочтли и победоносная битва против четырехсот детей представляют характер солнечной области ацтеков в том смысле, что ежедневный восход солнца рассматривался как небесная битва против луны (Coyolxauhqui) и звезд (Centzon Huitznahua). Другая версия мифа, найденная в исторических хрониках Диего Дюрана и Альварадо Тезозомока, рассказывает историю с сильными историческими намёками и изображает две ацтекские фракции в ожесточённой битве. Лидер одной группы, Уицилопочтли, побеждает воинов женщины-лидера, Койолксау, и слезы открывают их груди и съедают их сердца. Обе версии рассказывают о происхождении человеческих жертвоприношений в священном месте Коатепек во время подъема ацтекской нации и при основании Теночтитлана.
Есть несколько легенд и мифов об Уицилопочтли. Согласно Кодексу Обена, ацтеки изначально прибыли из места под названием Ацтлан. Они жили под властью могущественной элиты, называемой « Ацтека Чикомостока ». Уицилопочтли приказал им покинуть Ацтлан и найти новый дом. Он также приказал им никогда не называть себя ацтеками; вместо этого их следует называть «Мексика». Уицилопочтли проводил их через дорогу. На время Уицилопочтли оставил их на попечение своей сестры Малиналшочитль, которая, согласно легенде, основала Малиналько, но ацтеки возмутились ее правлением и отозвали обратно Уицилопочтли. Он уложил свою сестру спать и приказал ацтекам покинуть это место. Когда она проснулась и поняла, что она одна, она разозлилась и захотела отомстить. Она родила сына по имени Копил. Когда он вырос, он столкнулся с Уицилопочтли, которому пришлось убить его. Затем Уицилопочтли вынул свое сердце и бросил его посреди озера Тескоко. Много лет спустя Уицилопочтли приказал ацтекам найти сердце Копила и построить над ним свой город. Знаком будет орел, сидящий на кактусе, поедающий драгоценную змею, и это место станет их постоянным домом. После долгих путешествий они прибыли в район, который в конечном итоге стал Теночтитланом на острове в Лаго Тескоко в долине Мексики.
В искусстве и иконографии Уицилопочтли мог быть представлен либо как колибри, либо как антропоморфная фигура с перьями на голове и левой ноге, черным лицом и скипетром в форме змеи и зеркалом. Согласно флорентийскому кодексу, тело Уицилопочтли было окрашено в синий цвет. В большом храме его статуя была украшена тканью, перьями, золотом и драгоценностями и была спрятана за занавеской, чтобы придать ей больше благоговения и почитания. В другом варианте указано, что у него лицо, отмеченное желтыми и синими полосами, и он носит с собой огненного змея Ксиукоатля. Согласно легенде, статуя должна была быть разрушена солдатом Гилом Гонсалесом де Бенавидесом, но ее спас человек по имени Тлатолатль. Статуя появилась несколько лет спустя во время расследования епископа Зуммараги в 1530-х годах, но снова была утеряна. Есть предположение, что статуя все еще существует в пещере где-то в долине Анауак.
На всех найденных изображениях у него всегда был сине-зеленый шлем колибри. Фактически, его шлем колибри был тем предметом, который неизменно определял его как Уицилопочтли, бога солнца, в художественных изображениях. Обычно он изображается держащим щит, украшенный шарами из орлиных перьев, дань уважения его матери и истории его рождения. Он также держит в руке синюю змею Сюкоатля в форме атлатля, метателя копья.
Диего Дюран описал торжества для Уицилопочтли. Панкетзализтли (с 7 декабря по 26 декабря) был месяцем ацтеков, посвященным Уицилопочтли. Люди украшали свои дома и деревья бумажными флажками; были ритуальные скачки, шествия, танцы, песни, молитвы и, наконец, человеческие жертвоприношения. Это был один из самых важных праздников ацтеков, и люди готовились к нему целый месяц. Они голодали или ели очень мало; статую бога делали из семян амаранта (хуаутли) и меда, а в конце месяца ее разрезали на мелкие кусочки, чтобы каждый мог съесть маленький кусочек бога. После испанского завоевания выращивание амаранта было объявлено вне закона, а некоторые праздники были включены в празднование Рождества.
Согласно Кодексу Рамиреса, в Теночтитлане на торжествах были принесены в жертву около шестидесяти заключенных. Сообщалось, что жертвы приносились в других ацтекских городах, включая Тлателолко, Сочимилько и Тескоко, но их количество неизвестно, и никакие археологические находки, доступные в настоящее время, не подтверждают это.
Для повторного освящения Великой пирамиды Теночтитлана в 1487 году, посвященной Тлалоку и Уицилопочтли, ацтеки сообщили, что в течение четырех дней они принесли в жертву около 20 400 пленных. Хотя это утверждение принимается некоторыми учеными, оно также считается ацтекской пропагандой. В городе Теночтитлан было 19 алтарей.