Зеркала в мезоамериканской культуре

редактировать

Ацтекское зеркало, сделанное из обсидиана и использованное английским алхимиком Джон Ди

Использование зеркал В мезоамериканской культуре ассоциируется с идеей, что они используют порталы в царстве, которое можно увидеть. Зеркала в доколумбовой Мезоамерике сделаны из камня и служили для множества целей, от декоративных до гадательных. Древней традицией среди многих мезоамериканских культурных традиций практика гадания с использованием поверхности чаши с водой в качестве зеркала. Во время испанского завоевания эта форма гадания все еще практиковалась у майя, ацтеков и Пурепеча. В мезоамериканском искусстве зеркала часто ассоциируются с лужами жидкости; эта жидкость, вероятно, была вода.

Ранние зеркала были сделаны из отдельных кусков железной руды, отполированной для получения сильно отражающей поверхности. К классическому периоду мозаичные зеркала производились из различных руд, что позволяет изготавливать зеркала большего размера. Зеркала из мозаичного пирита создавались на больших территориях Мезоамерики в классический период, особенно в Теотиуакане и во всем регионе майя. Пирит со временем разлагается, и к моменту раскопок на обратной стороне зеркала остается лишь пятно. Это привело к частой ошибочной идентификации задней поверхности пиритовых зеркал, окрашенных дисков или крышек горшков. К постклассическому периоду обсидиановые зеркала стали все более распространенными.

Содержание

  • 1 Назначение и символика зеркал в Мезоамерике
    • 1.1 Огонь
    • 1.2 Вода
    • 1.3 Нефрит
    • 1.4 Глаза и лица
    • 1.5 Пауки
    • 1.6 Солнце
  • 2 Зеркала в регионе майя
  • 3 История мезоамериканских зеркал
    • 3.1 Доклассический период
      • 3.1.1 Ольмеки
    • 3.2 Классический период
      • 3.2.1 Теотиуакан
        • 3.2.1.1 Символическое значение зеркал в Теотиуакане
      • 3.2.2 Классические майя
        • 3.2.2.1 Зеркала в классическом искусстве майя
    • 3.3 Постклассический период
      • 3.3.1 Толтеки
      • 3.3.2 Ацтеки
      • 3.3.3 Постклассические майя
    • 3.4 Современная Мезоамерика
  • 4 Примечания
  • 5 Цитаты
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература

Функции и символика зеркал в Мезоамерике

Отнюдь не личный косметический аксессуар, зеркала в Мезоамерике были помощниками для предсказания, а также являлись частью элитного статусного костюма. Зеркала рассматривались как метафоры священных пещер и проводников сверхъестественных сил; они ассоциировались с огненными очагами и лужами из-за их ярких поверхностей. Зеркала также были связаны с солнцем. Зеркала часто использовались в доколумбовой Мексике, чтобы раскрыть судьбу человека через гадание. У майя классического периода зеркала были средства связи с сущностями потустороннего мира, изображенными в сценах, нарисованных на керамических сосудах. Считалось, что зеркала потустороннего мира - это обратная сторона земных зеркал, они принадлежали божествами и другими сверхъестественными существами. В центральной Мексике в постклассический период мир метафорически представлялся как огромное круглое зеркало.

Огонь

Четырехлепестковое цветочное зеркало с оперенным краем из Теотиуакана

Зеркала в Мезоамерике ассоциировались с огнем, а изображения зеркал могли принимать форму цветов и сочетаться с изображениями бабочек. И бабочки, и цветы были связаны с огнем в центральной Мексике от классического до постклассического периодов, а бабочки представляли пламя. Ольмеки доклассического периода создавали вогнутые зеркала, способные разжигать огонь.

Вода

Зеркала также ассоциировались с водой; зеркало раннего классицизма в стиле Теотиуакана было обнаружено в далеком Гуасимо в Коста-Рике. Он включает в себя изображения Теотиуакана, которые представляют собой стилизованное изображение водоемов. Водные изображения продолжали ассоциироваться с зеркалами в центральной Мексике до времен ацтеков. Эти изображения связанных с водой зеркал в мезоамериканском искусстве, по-американской, используют зеркало, чтобы символизировать поверхность водоема. В классический период зеркала помещали в чаши, чтобы символически представлять чаши с водой; примеры известны из Теотиуакана и повсюду в области майя. Чаши с водой использовались в качестве зеркал для средств обеспечения до наших дней в Мезоамерике и на юго-западе Америки. Курильница из коллекции Ранняя классика Escuintla на гватемальском склоне Тихого океана сочетает в себе образы бабочек и воды. По бокам зеркала есть уши, изображающие крылья бабочки, поднимающие из наполненной водой чаши.

Джейд

Раскрашенная фреска из Теотиуакана, теперь хранящаяся в Музее Де Янга в Сан-Франциско, есть изображение зеркала, содержащего глиф, представляющий кусок нефрита украшения. Такие нефритовые подвески часто изображаются в искусстве Теотиуакана падающими ручьями. В регионе майя нефритовые бусы часто помещали рядом с зеркалами в захоронениях и подношениях в классический и постклассический периоды. Нефрит, возможно, поместали с зеркалами из-за высоких ценностей обоих для их мезоамериканских владельцев, столь же вероятно, что ассоциация нефрита с зеркалами, хотя с тем, что нефрит использовался в гадательных практиках. Как и зеркала, нефритовые бусы использовались для гадания и наделены сверхъестественными способностями. У Джейд также была связь с водой.

Глаза и лица

Рельефная скульптура в Теотиуакане; глаз отмечен обсидианом.

Изображения зеркал в искусстве классического периода Теотиуакан и тихоокеанский прибрежный регион Гватемалы изображают зеркальное лицо с помощью глифа в виде глаза рептилии, значение которого неясно. Окруженные глаза центрального мексиканского бога дождя Тлалока, возможно, представляют собой зеркала представлений в Теотиуакане в классический период вплоть до ацтеков во время контактов с Испанией. В «Historia General de las Cosas de Nueva España» науатль слово tezcactl используется для обозначения и глаза, и зеркала. Эта ассоциация существовала и у майя, фраза «цоцил майя» «ненат используется для обозначения зрачка или глаза и означает« зеркало лица »или« зеркало глаза ». Эта ассоциация зеркал глазами может происходить от сильно отражающих глаз ягуара. Зеркальные камни использовались для изображения глаз в скульптурах многих мезоамериканских культурных.

Пауки

С классических времен зеркала стали ассоциироваться с паутиной, возможно, из-за сетей линий на поверхности мозаичных зеркал, разработанных в то время. Изображения, связывающие зеркала с пауками и их паутинами, относительно часто встречаются в Теотиуакане. Ассоциация зеркал с пауками продолжалась до постклассического периода и далее, с полированным золотом Mixtec задняя часть зеркала, принявшая форму паука. Современные уичоли все еще ассоциируют зеркала с паутиной.

Солнце

Зеркала отождествляли с солнцем в Мезоамерике с доклассического периода, когда ольмеки связывали их. Поддерживала ту же ассоциацию на протяжении всего классического периода, и связь между зеркалами и солнцем сохранилась и в наше время, с Sierra Totonac Мексики, называющей солнце Espejo Sol, «Зеркальное Солнце». В постклассический период бирюзовые зеркала тольтеков и ацтеков олицетворяли солнце.

Зеркала в регионе майя

Регион майя в южной Мезоамерике

Зеркала были найдены почти в каждой части Регион майя, в основном в захоронениях и ритуальных тайниках. Они были датированы всеми периодами цивилизации майя от среднего доклассического периода (около 600 г. до н.э.) до испанского завоевания в начале 1520-х годов. Применение в высокогорье и ранней классике. Зеркала майя изготовились исключительно умелыми мастерами и высоко ценились элитой майя. Производство, вероятно, было настолько специализированным, что их производили высокопоставленные мастера, посвятившие их производство, которое могло быть даже внутри аристократии королевской. Хотя зеркал были раскопаны в районе майя, сравнительно немного мозаичных зеркал было извлечено из низинных поселений майя. Большое количество зеркал было обнаружено на некоторых горных участках, таких как Каминалджуйу и Небадж в Гватемальском нагорье. Высокая степень зеркал в нескольких горных условиях, вероятно, указывает на центры производства и распределения в торговой. Вполне вероятно, что они были изготовлены в высокогорье, а затем проданы как готовые изделия в низины майя.

Большинство зеркал майя были круглыми, иногда с овальными и квадратными образцами; они имеют размер от 5,6 до 29 сантиметров (от 2,2 до 11,4 дюйма) в поперечнике, а их толщина - от 3 до 72 миллиметров (от 0,12 до 2,83 дюйма). Вполне вероятно, что очертания зеркал майя изначально были нарисованы с помощью такого инструмента, как компас, поскольку многие примеры почти идеально круглые. Большинство зеркал майя имели основу из сланца, некоторые были из песчаника или керамики, некоторые из них могли иметь основу из раковины. Большинство задних сторон зеркал были простыми, за исключением некоторых с орнаментом из медвежьих изделий или иероглифическим текстом. Некоторые зеркала были обрамлены деревом или костью, или их комбинацией, хотя в археологических материалах эти материалы плохо сохранились. На некоторых зеркалах есть следы лепнины, что вероятно, было окрашено, или киновари, красный минерала, который часто встречается в элитных захоронениях в районе майя. Зеркало с иероглифическим текстом на обратной стороне было обнаружено в Рио-Асуль на крайнем севере Бассейна Петен в Гватемале. Другое зеркало из Петена, найденное в Топокст, имеет круговую полосу текста на обратной стороне, которая включает фразу u-nen, означающую «его зеркало». Зеркала с майя глифами на обратной стороне были найдены в Коста-Рике, более чем в 850 километрах (530 миль) от центра майя. К основанию приклеили кусочки многоугольного зеркала неизвестным клеем; В целом полигоны железной руды не сохранились и превратились в ржавчину, покрывающую основу. В некоторых случаях ребристые отложения клея очерчивают форму исчезнувших фрагментов многоугольной мозаики.

Зеркала, раскопанные в гробницах майя, были найдены рядом с головой, грудью, поясницей, пахом и ступнями умершего. Некоторые были размещены на полу гробницы на некотором расстоянии от человеческих останков. В искусстве майя зеркала изображаются как ручные предметы; иногда их изображают установленными на трибунах или держат гномы или слуги перед элитными индивидами майя. Успехи в расшифровке письменности майя выявили центральную функцию зеркал как инструментов для ритуала гадания. Этот ритуал гадания был продолжением древней традиции гадания, берущей свое начало в доклассических шаманских практиках, которые были формализованы жрецами майя. Зеркала имели большую ценность в обществе майя, и их использование было ограничено элитой.

История мезоамериканских зеркал

Доклассический период

Карта центральной части ольмеков и других доклассических памятников на юге Мексики.

Самые ранние ранние каменные зеркала в Мезоамерике самые предшествующие цивилизации ольмеков, а примеры датируются серединой 2-го тысячелетия до нашей эры. С самого начала истории Мезоамерики использование зеркал из железной руды было связано с наследственным элитным классом. В Пасо-де-ла-Амада, на участке Мокая в регионе Соконуско на юге Чьяпаса, были раскопаны железорудные зеркала, датируемые 1400–1100 гг. До н. Э.. Могила Мокая, относящаяся к более ранней части этого периода, была раскопана в анклаве ольмеков. В гробнице были останки женщины с элитным статусом в сопровождении взрослого мужчины и ребенка; у женщины на груди было большое плоское железорудное зеркало. В настоящее время неизвестно, принадлежат лики местным останкам Мокои или ольмекам с побережья Персидского залива. Примерно в то же время в Тлапакойя в долине Мексики культура Тлатилько использовала импортные зеркала, сделанные из нефрита. В ранний и средний доклассический период (приблизительно с 1500 по 500 год до нашей эры) ольмеки вылепляли зеркала из железной руды, включая такие минералы, как гематит, ильменит и магнетит. Ольмеки предпочитают изготавливать вогнутые зеркала; это придало зеркалу свойства отражения перевернутого и перевернутого изображения. Вогнутые зеркала большего размера можно было использовать для зажигания огня. Эти ранние зеркала изготавливаются из отдельных кусков камня и поэтому были небольшого размера, редко превышается 15 сантиметров (5,9 дюйма) в поперечнике. Зеркала изготовлены с использованием песка или другого абразивного материала, такого как порошок гематита, для получения сильно отражающей поверхности.

В Долине Оахаки только Сан-Хосе Моготе представил производства зеркал еще в доклассическом периоде. Зеркала, произведенные в Сан-Хосе-Моготе, были распространены в относительно отдаленных местах, таких как Этлатонго и город ольмеков Сан-Лоренцо. Зеркала из Сан-Хосе-Моготе, найденные при раскопках в Сан-Лоренцо, датируются периодом между 1000 и 750 годом до нашей эры. К концу этого периода производство зеркал в Сан-Хосе пошло на убыль и полностью прекратилось.

Неполная сланцевая задняя часть самого раннего известного зеркала майя была раскопана в Кахал-Печ в Белизе; он был датирован примерно 600 г. до н.э., в среднем доклассическом периоде.

Ольмеки

Первые ольмекские зеркала были найдены во время археологических раскопок в начале 1940-х годов. Зеркало и фрагмент зеркала были обнаружены в 1942 году во время раскопок в Ла Венте под руководством Мэтью В. Стирлинга, однако они не были признаны зеркалами. В 1943 году было найдено полное зеркало, и оно было признано таким, каким оно было. В Ла Венте последовали дальнейшие находки, в том числе раскопки двух зеркал особо хорошего качества из подношений 1945 года.

Известно несколько десятков ольмекских железорудных зеркал, но только некоторые из них были обнаружены в ходе безопасных археологических раскопок. На стоянке ольмеков Лас-Бокас в Пуэбла было обнаружено особенно прекрасное мозаичное зеркало, датируемое примерно 1000 г. до н.э. К среднему доклассическому периоду изготовление высококлассных каменных артефактов, в том числе зеркал, вероятно, уже осуществлялось мастерами-специалистами. В долине Чинталапа обнаружена шахтерская колония ольмеков. Среди раскопанных предметов были частично обработанные блоки из ильменита и мангнетита и фрагмент зеркала, а также инструменты и керамика в стиле Сан-Лоренцо. Эти останки датируются примерно 950 годом до нашей эры. Вогнутые ольмекские зеркала были вылеплены из цельного слоя железной руды. Передняя часть с зеркальной поверхностью была вогнутой с хорошо отполированной линзой . Скошенный край зеркала был выпуклым, а задняя и боковые части зеркала были грубо спилены или сточены, хотя бывают и редкие исключения. У одного ольмекского зеркала спина была гладкой и отполированной. Вогнутые зеркала изображены в искусственных ольмеков, где они часто представлены в виде грудных мышц, которые носят на груди. Их можно разделить на две группы; те, у которых есть одно просверленное отверстие в верхней части, и те, у которых есть как минимум два просверленных отверстия по бокам. Последние первые, как правило, больше. Большинство зеркальных камней были вырезаны из более крупного куска камня и имеют овальную форму; изредка можно отличить первоначальную форму материнского камня. Изгиб каждого зеркала уникален и адаптирован к камню, из которого оно изготовлено, и ни одно из них не обладает идеальной симметрией; это кажется преднамеренным. Хотя эллиптические зеркала являются параболическими, круглые зеркала имеют сферическую вогнутость. Круглые зеркала эффективны при зажигании огня, в то время как параболические зеркала - нет, хотя они, возможно, использовались для образования дыма. Из четырех больших зеркал, найденных в Арройо Пескеро в Веракрусе, два были круглыми и служили отличным возгорания.

Гробница A в Ла-Вента - одна из старейших формальных гробниц в Мезоамерике, датируемая около 600 г. до н.э. Среди погребальных принадлежностей этого элитного захоронения было полированное магнетитовое зеркало; в нем также была статуэтка сидящей женщины, которая носит обсидиановое зеркало на груди. Всего семь вогнутых зеркал было извлечено из комплекса А в Ла-Венте; они были сделаны из гематита, ильменита и магнетита. Они считаются одними из самых выдающихся примеров обработки железной руды, которую производили ольмеки. Их вогнутые передние поверхности отшлифованы так же точно, как и современные оптические линзы, хотя их спина осталась шероховатой и неровной. Было обнаружено, что вогнутые линзы этих зеркал образуют параболические отражатели. Границы каждого из зеркал Ла Венты образовывали круг или эллипс, и у них обычно были разные фокусные расстояния для каждой оси. Три использованные железные руды являются наилучшими доступными минералами для производства прочных зеркал с высокой отражающей способностью и не тускнеющей металлической поверхностью. Все эти зеркала имели просверленные отверстия по краям и, вероятно, использовались как нагрудные украшения, поскольку многие фигурки ольмеков изображают такие зеркала как носимые. Вогнутые линзы некоторых из этих зеркал из железной руды способны проецировать изображения camera lucida на плоскую поверхность, а также могут использоваться для зажигания огня. Шлифование вогнутой поверхности производилось вручную, вероятно, с использованием порошковой железной руды в качестве абразива . Подобные зеркала были найдены не только в Сан-Лоренцо, но и в Рио-Пескеро, а также в Герреро на тихоокеанском побережье юго-западной Мексики. Ольмеки никогда не использовали железный колчедан в своих вогнутых зеркалах, по-видимому, потому, что он со временем разлагается. Зеркала были среди ритуальных принадлежностей, которыми пользовались ольмекские жрецы, шаманы и правители; ольмеки тесно отождествляли зеркала с солнцем.

Классический период

Чучело божества майя Кавиил, обнаруженное в Тикале. Штукатурка по дереву. Фигура, одна из четырех, подтверждает изображение зеркала в его руках.

В классический период (250–900 гг. Н.э.) железный пирит был предпочтительным минералом для изготовления зеркал. Вместо того, чтобы делать зеркало из цельного куска пирита, предварительно вырезанные куски пирита прикрепляли к куску сланца, образуя мозаичное зеркало, сделанное из точно подогнанных кусков. Сланец часто имел тонкую скульптуру и круглую форму; эти зеркала могли быть намного больше, чем более ранние зеркала, и мозаичные зеркала, представленные на рисунке, предполагают, что они могли достигать размеров более 30 сантиметров (12 дюймов). Мозаичные зеркала с использованием железного пирита плохо сохранились в археологических данных из-за нестабильности минерала, который быстро окисляется. Обычно эти зеркала выживают только в виде сланцевой основы с красным или желтым пятном, на котором было установлено зеркало. Это привело к частой ошибочной идентификации задней части зеркала как палитры красок, окрашенных дисков или крышек кастрюль. В классический период мезоамериканская знать носила круглые пиритовые зеркала на пояснице, и они были найдены таким образом в захоронениях раннего классицизма (250–600 гг. Н. Э.) В великой столице Теотиуакане в долине Мексики и в городе майя в Каминалджуйу в долине Гватемалы. Керамические фигурки курильниц из региона Эскуинтла в Тихоокеанской Гватемале часто изображают ношение зеркал на груди. Использование мозаичных зеркал имеет намного больший диаметр, и были изготовлены зеркала, которые были слишком большими, чтобы их можно было носить как часть костюма; эти зеркала помещали на храмовые алтари и иногда держали в руках во время ритуалов. Такие зеркала могли иметь размер до 1 метра (3,3 фута) в поперечнике.

В классический период Сапотек город Монте-Альбан в Оахаке был раскопан тайник, обеспечивающий шестнадцать фигур. Три из них держали большие диски, которые были идентифицированы как изображения зеркал.

Теотиуакан

Зеркала часто представлена ​​в иконографии великого города Теотиуакан в центральной Мексике. Зеркала в Теотиуакане классического периода, как и повсюду в Мезоамерике, связаны с корпусом духовных верований, некоторые из дошли до современного периода. Зеркала в Теотиуакане вылепляли из трех разных видов камня: слюды, обсидиана и железного пирита. Круглые зеркала в Теотиуакане символически ассоциировались с глазами и лицами, цветами и щитами; они довольно часто встречаются при раскопках в разрушенном городе. Зеркала из мозаики из железного пирита изготавливаются путем изготовления частей частей пирита на тонком диске, которые обычно изготавливаются из сланца. Сланец подложки зеркала часто перфорировался двумя просверленными отверстиями, а иногда его оборотная сторона была замысловато украшена. В целом обнаружение зеркал в Теотиуакане плохо задокументировано, поэтому их археологический контекст неясен.

В Теотиуакане самые большие зеркала носили на спине, зеркала также часто носили на поясах. Зеркала, которые носили как часть костюма, часто имели кисточки из ткани или перьев. Эти костюмные зеркала были предшественниками ацтекского тезкакуитлапилли, которое носили в нижней части спины. Несколько зеркал было обнаружено в Храме Пернатого Змея в Теотиуакане. Только в погр.190 погребены пятнадцать человек с задними зеркалами, помещенными на поясницу. Зеркала широко носили на груди и изображение нагрудных зеркал на керамических фигурках очень распространено. Кроме того, круглые зеркала часто носили как часть головного убора, обычно занимая центральное положение.

Расписная фреска в Теотиуакане, изображающая головной убор с центральным зеркалом

Теотиуакан имел тесные контакты с далеким городом майя Каминалджуйу, который покрывали территорию, которая сейчас окружена окружена городом Гватемала. Большое количество круглых пиритовых зеркал было выкопано из Каминалджуйу, хотя их назначение не было обнаружено экскаваторами из-за полного окисления отражающей поверхности. Некоторые задние части зеркал были украшены сценами в чистом теотиуаканском стиле. В искусстве Теотиуакана задние зеркала часто изображаются с выступающими вспышками, похожими на ушные раковины, зеркало, найденное в Каминалджуйу, имело две такие нефритовые ушные раковины, связанные с ним, хотя их начальное положение было трудно определить из- за ухудшением состояния пиритовое зеркало, вероятно, они были прикреплены к нему так же, как изображено в искусстве Теотиуакана. На некоторых зеркалах эти катушки располагались у обода; есть примеры как в искусстве, так и из раскопок в Каминалджуйу, когда нефритовые катушки помещали в центр зеркала.

Круглые элементы, украшенные оперенными краями, распространены в иконографии Теоти распространуакана и встречаются в различных материалах, таких как керамика, монументальная скульптура, статуэтки и фрески. Перья обычно приподняты над центральным диском и расходятся от центра. Такие диски также имеют элементы костюма, и некоторые из наиболее хорошо сохранившихся керамических элементов имеют центральный диск, сделанный из светоотражающей слюды. Археолог Карл Таубе идентифицировал эти элементы как изображения зеркал в искусстве Теотиуакана. Теотиуакан оказал сильное влияние на территорию майя, и зеркальные изображения Теотиуакана особенно в раннем классе искусственного искусства майя, в котором используется стиль Теотиуакана. Ряд каменных бус из долины реки Бальзас в Герреро были смоделированы поцу зеркал Теотиуакана и включали небольшие инкрустированные кусочки железного пирита, изображающие лицевую сторону зеркала. Теотиуакан

Зеркала вызывали в Теотиуакане множество символических ассоциаций; они могли изображать человеческие глаза, лица, пещеры, проходы, паутину, цветы, щиты, солнце, огненный очаг или мир в целом. Связь человеческих глаз с зеркалами была настолько сильной, что стилизованные глаза часто использовались в искусстве Теотиуакана в качестве замены лица зеркала. Зеркала также можно было заменить на все лицо, а не только на глаз, что соответствует широко распространенную практику в Мезоамерике. Иногда зеркала делали так, что ободок напоминал лепестки цветка, а зеркало обращалось в центр. В искусстве изображения бабочек иногда позиционировались так, как они питались зеркальным цветком. Иногда метафоры можно было комбинировать в изображениях, так что зеркальный цветок обработан таким образом, чтобы он также напоминал лицо. И цветы, и бабочки были связаны с огнем в Теотиуакане, а бабочки символизировали пламя. В то же время лицо зеркала символизировало огонь. На одном зеркале в стиле Теотиуакана на спине изображена богиня в окружении пар горящих факелов; Огненные знаки покрывают ее тело.

Зеркало в стиле Теотиуакана, обнаруженное при раскопках в Коста-Рике, было украшено иконографией, которая в Теотиуакане символически представляла водоемы. Ассоциация зеркал с водой в искусстве Центральной Мексики сохранялась до времен ацтеков. В Теотиуакане зеркала относительно часто изображались вертикально стоящими в чашах, символизируя чаши с сияющей водой. Составная поверхность круглых мозаичных зеркал из пирита привела к их ассоциации с паутиной. Сцена, изображенная в Теотиуакане, показывает зеркало, покрытое сеткой и окруженное кувшинкой и хлопчатником, символизирующими водами и ткачество соответственно. Паутины на зеркалах иногда могут быть реалистично представлены в искусстве Теотиуакана, иногда включая паука в дизайн. Это отразилось на изображениях самого Паутин, которые могли быть представлены изображением зеркала. Фреска на территории комплекса Тетитла в Теотиуакане изображает божество женщины-паука, стоящее в зеркале-чаше.

Зеркала были так связаны со щитами в Теотиуакане, что их трудно различить в искусстве Теотиуакана. И щиты, и зеркала были круглыми с приподнятым ободком, украшенным перьями. Щиты Теотиуакана часто имеют центральные кисточки, которые напоминают центральную катушку, которые встречаются на некоторых зеркалах Теотиуакана. Зеркала на спине и груди могли выполнять двойную защитную функцию, отражающие физические удары, а также сверхъестественные атаки. Само зеркало могло символизировать войну в Теотиуакане; сочетание его ассоциации с огнем и водой могло быть предшественником ацтекского atl-tlachinolli, науатль для «водяного огня», фразы, которые ацтеки использовали для войны.

Классические майя

У майя классического периода зеркала изготавливались из цельных кусков гематита или мозаики из железного пирита. Как правило, они были больше, чем прежние ольмекские зеркала, и устанавливались на сланцевую основу, в которой часто просверливались отверстия, что указывало на то, что они были прикреплены к другому объекту; либо на деревянной раме, либо для ношения с одеждой. Сотни таких зеркал были обнаружены на археологических раскопках в регионе Майя. Такие зеркала были раскопаны из королевских захоронений по всей территории майя, причем наибольшее количество зеркал было обнаружено в Алтун-Ха в Белизе. В Пьедрас-Неграс, на гватемальской стороне реки Усумасинта, большое железное пиритовое зеркало было установлено под углом в гробнице короля К'инич Йоннал Ака. II таким образом, чтобы умерший король теоретически мог видеть себя лежащим в гробнице. В могиле его преемника, Правителя 4, также было зеркало; на нем был изображен важный военный пленник. В Бонампак в Чьяпас, зеркало было похоронено у ног умершего. Во всех этих случаях вполне вероятно, что зеркало было установлено в гробнице, чтобы открыть в ней сверхъестественное место. У классических майя зеркала использовались совместно богами и смертными, о чем свидетельствуют сцены, нарисованные на полихромных керамических вазах.

Производство зеркал продолжалось в Белизе в классический период. В Пакбитуне в Белизе, недалеко от того места, где было найдено самое раннее известное заднее зеркало сланца майя, были найдены известные свидетельства обработки сланца поздней классики. Археологическое исследование из быстро заброшенных зданий одного королевского дворца позднего классицизма в Агуатека в регионе Петексбатун дало 300 пиритов и указывает на вероятное присутствие зеркальной мастерской при королевском дворе. Речь идет о резиденции придворного с элитным статусом. Некоторые зеркала раннего классицизма из Копана в Гондурасе имели оштукатуренные спины, которые были расписаны мотивами в стиле далекого Теотиуакана. Зеркало назад из Каминалджуйу, вырезанное с богато украшенным завитком узором, очевидно, заимствованным из культурного классического периода Веракруса на побережье Мексиканского залива. Пиритовые зеркала в Каминалджуйу были помещены на поясницу двух человек в гробнице раннего классицизма B-1. Зеркала были размещены отражающей поверхностью, несмотря на то, что одно из них имело изящную форму обратно в стиле Веракруса, демонстрируя, что зеркальная поверхность сама по себе была поверхности дисплея, даже когда задняя часть сама по себе была произведением искусства.. Большие зеркала также были помещены на грудь умершего в Каминалджуйу. Сломанная половина раннего классического зеркала из Закулеу в Гватемальском нагорье границу, образованную шестью изогнутыми пластинами из железного пирита, очень похожими на изображения зеркал в искусстве Теотиуакана. Зеркала из пирита из Небая и Закулеу были найдены в кадильницах раннего классицизма, что предполагает ту же связь между зеркалами и огнем, что и в Теотиуакане. Два зеркала майя в стиле раннего классицизма продавались даже в Коста-Рике.

Зеркала в классическом искусстве майя
Кавил, изображенный на вазе майя (рисунок слева). На лбу у него есть зеркало, пронзенное топором или другим инструментом

Зеркала майя, и их использование изображено на классической полихромной керамике майя, где в вазах часто изображены сцены из придворной жизни. На одной вазе изображена антропоморфная собака, смотрящая в глубину вазы, за вазой антропоморфная обезьяна танцует, глядя в зеркало, которое держится в одной руке. В другой вазе изображена группа пожилых богов; один из них - это нанесение макияжа с помощью зеркала, которое подносит ему к лицу помощница-женщина. Эта сцена вряд ли представляет собой применение косметики в современном понимании, поскольку отражение, создаваемое зеркалом из мозаики из железной руды, вряд ли принесет большую пользу из-за искаженного изображения, которое оно представляет. Вместо этого божество, вероятно, ритуально трансформируется в темное лицо зеркала, нанеся темную краску. В важной вазе из Чамы около Небажа, в высокогорье, изображен лорд майя, общающийся с кроличьим духом через зеркало, демонстрируя важность зеркала как портала между мирами. Дух кролика разговаривает с лордом, его речевой свиток проходит прямо над зеркалом. Эти сцены, похоже, представляют то, что, по мнению майя, происходило по ту сторону поверхности их зеркал. Хотя зеркала представлены на керамике, зеркала редко появляются в публично видимых произведениях искусства, таких как стелы майя или открыто видимые архитектура майя.

Стела Тикаль 31 включает зеркальные изображения в одежде короля Теотиуакана воина Йаш Нуун Айин изображен на его боках. Здесь король носит заднее зеркало; левая сторона стелы отображает лицевую сторону зеркала и его обод, а правая сторона показывает заднюю часть зеркала с линиями у края диска зеркала, которые, вероятно, представляют шнур, продетый через просверленные отверстия, чтобы привязать его к королевской костюм. Эта стела была возведена в 445 году нашей эры. Заднее зеркало изображено на позднеклассической стеле 11 из Яшчилана на мексиканском берегу реки Усумасинта. На этом изображении зеркало имеет центральную катушку с прикрепленной кисточкой, похожую на зеркала раннего классицизма и их изображения из Теотиуакана и Каминальджуйу. Аканех - древнеклассическое поселение майя на Юкатане, которое также отражает влияние Теотиуакана. Пять лепных фигур на этом месте украшены зеркалами в стиле Теотиуакана.

Бог майя классического периода Кавиил был тесно связан с зеркалами. Это божество изображалось с одной ногой в виде змеи и зеркалом на лбу, через которое проникал топор или кельт и исходил либо пламя, либо дым. Кавиил был божеством, которое было связано с божественным царством майя и королевской родословной, и имеет атрибуты, которые позже были унаследованы ацтеками Тескатлипока, или «дымящимся зеркалом». Четыре поздние классические скульптуры Кавиила были раскопаны из захоронения 195 в Тикале, в каждой из которых божество держит зеркало в своих протянутых руках.

Постклассический период

Спина атланта тольтеков в Туле, демонстрирующая скульптурное заднее зеркало Ацтекское божество Тескатлипока («Дымящееся зеркало»), изображенное в Кодексе Борджиа. Внизу справа одна из его ног заменена дымящимся зеркалом.

В постклассический период (около 900–1521 гг.) В Центральной Мексике зеркала продолжали носить на спине; на языке ацтеков науатль их называли тескакуитлапилли. Металлические зеркала появляются в постклассический период; золотое зеркало обратно в форме паука было извлечено из гробницы 7 в Монте-Альбане в Оахаке. Это зеркало было продуктом Mixtec ремесленников.

тольтеков

В ранний постклассический период (c.900–1200) тольтеков жителей Тула в Центральной Мексике предпочитали заднее зеркало в виде центрального диска, сделанного из железного пирита, окруженного изображениями Xiuhcoatl огненный змей, изображенный с мозаикой из бирюзы. Эта форма мезоамериканского зеркала была широко распространена в ранний постклассический период, о примерах сообщалось из Чичен-Ица ​​ на севере полуострова Юкатан и из Касас Грандес в Чиуауа. Вероятно, что эти зеркала тольтеков были идентифицированы как изображения солнца.

На колоннах атланте в Туле есть изображения зеркал, вырезанных на их спинах с четырьмя дымящимися змеями, по одному в каждом квадранте. Лица в зеркалах заменены человеческими лицами на всех из них, что соответствует тесной связи между лицами и зеркалами в Мезоамерике.

Ацтеки

В позднем постклассике (около 1200–1521 гг.)) обсидиан стал излюбленным камнем изготовления зеркал в Центральной Мексике. Сломанные куски необработанного обсидиана, вероятно, использовались в качестве зеркал еще в доклассическом стиле, но обсидиан обычно не шлифовали и не полировали для изготовления зеркал до этого периода. Обсидиановые зеркала использовались в ритуалах, чтобы получить духовный доступ к подземному миру ацтеков и общаться с царством мертвых. Имя важного ацтекского божества Тескатлипока означает «дымящееся зеркало», и он, очевидно, был сверхъестественным воплощением полированного обсидианового зеркала. В изображениях бога часто заменяют одну ногу дымящимся зеркалом, а другую ставят на затылок. Испанский летописец Диего Дуран описал изображение Тескатлипоки в Великом храме в Теночтитлан как вылепленное из полированного обсидиана с зеркалом из полированного золота. Божество должно было наблюдать за всем происходящим в мире через свое зеркало. Обсидиановое зеркало было метафорой правления и власти у ацтеков. Правители ацтеков использовали двустороннее обсидиановое зеркало для наблюдения за своими подданными; Госдан в одну сторону, правительственные органы могли видеть, как его подданные вести себя, а в другую сторону правительства видеть. Говорят, что боги открыли свои желания правителю с помощью зеркала.

Горящее зеркало в жаровне, как изображено на странице 63 Кодекса Борджиа. Зеркало Толтеков, используемое в качестве очага для стр. 46 Кодекса Борджиа

На ацтекском полусферическом зеркале из железного пирита из коллекции Musée de l'Homme в Париже есть скульптурное изображение бога ветра Эекатля. выпуклая спина. Шипе Тотек, «наш Господь Обдираемый кожей», был ацтекским богом возрождения. Одно из его имен было Tlatlauquitzezcatl, что означает «Красное зеркало» или «Зеркало огненной яркости». Говорят, что император ацтеков Монтесума II видел свержение своей империи в зеркале; некоторые рыбаки поймали странную птицу с зеркалом на лбу. Они привели птицу к своему императору, который вгляделся в зеркало и увидел воинов верхом на оленях. Этот предполагаемый инцидент был описан францисканцем братом Бернардино де Саагуном в его Historia de las cosas de Nueva España («История вещей Новой Испании»):

Седьмой знак или предзнаменование состоит в том, что охотники на водоплавающих птиц поймали коричневую птицу размером с журавль и принесли ее Монтесуме, чтобы показать ему, что он находится в комнате, которую они называют Тлилланкальмекак. Было уже после полудня. У этой птицы на лбу было круглое зеркало, в котором можно было видеть небо и звезды, особенно Мастелехо около Плеяд. Монтесума испугался, когда увидел это, и во второй раз, когда он посмотрел в зеркало, которое было у птицы, он увидел поблизости собравшуюся толпу людей, которые приехали верхом на лошадях. Затем Монтесума позвал своих авгуров и прорицателей и спросил их: «Разве вы не знаете, что это значит? Так много людей идет ». И прежде чем прорицатели успели ответить, исчезла, и они ничего не сказали.

— Бернардино де Саагун, Historia de las cosas de Nueva España, Книга 12, Глава 1

Ацтекские зеркала изначально держались в деревянных рамах и были украшены со скоропортящимися украшениями, например перьями. Зеркала были подарены, которые Эрнан Кортес отправил обратно королевскому двору в Испании, и они стали широко собираться среди европейской аристократии. Одно такое зеркало было приобретено Елизаветой I придворным астрологом Джоном Ди и сейчас находится в коллекции Британского музея.

Обсидиановое ацтекское зеркало в Museo de América в Мадриде Зеркало Тескатлипоки со страницы 17 Кодекса Борджиа, с символом atl, означающим «вода»

Зеркала представлена ​​в сочетании с огнем в двух кодексах Группа Борджиа из центральной Мексики в период ацтеков (Кодекс Борджиа и Кодекс Ватикана B ). В зеркалах установлены кадильницы, служащие очагами для богини огня Чантико. Другая сцена из Кодекса Борджиа изображает горящее зеркало в тольтекском стиле, используемое в качестве очага для большого горшка. Зеркальный очаг и горшок обрамлены четырьмя огненными змеями. На другую страницу того же кодекса бог огня Шиутекутли разжигает огонь из зеркала, помещенного на спину огненного змея. Ацтекская скульптура сидящей фигуры несет на спине дымящееся зеркало, изображающее пятое солнце. Иконография солнечного камня ацтеков полностью соответствует иконографии постклассических бирюзовых зеркал; и основан на конструкции более ранних пиритовых зеркал Толтеков.

Чаши с водой использовались как зеркала для изучения отражений больных детей. Если отражение ребенка было темным, значит, его душа, или tonalli на науатле, покинула его тело. Связь зеркал и воды присутствовала и в искусстве ацтеков; На странице 17 Кодекса Борджиа Тескатлипока изображен с зеркалом, наполненным водой, расположенным на затылке более привычного дымящегося зеркала. дневной знак воды, Атл, помещен на зеркало.

Постклассические майя

Фрагменты гематитового зеркала были извлечены из руин церемониального зала в Ковой Город майя Закпетен, датируемый временем, когда ковой уже контактировали с испанцами, поскольку были обнаружены и европейские артефакты. Одно постклассическое зеркало, а возможно и больше, из Ламанаи в Белизе было заключено в необычную керамическую раму. Книги майя, датируемые временем первого контакта с испанцами, предполагают, что зеркала носили на спине или плече.

Современная Мезоамерика

народ уичоли из В штат Наярит на западе Мексики существует значительный объем местных знаний о зеркалах. Они рассматривают зеркала как сверхъестественные порталы и символически связывают их с солнцем, луной, глазами, лицами и цветами, как в Теотиуакане в классический период. Уичоли использовать круглые стеклянные зеркала для гадания; на языке уичоль они называются неалика, слово с двойным размером «лицо». Согласно современным преданиям уичоли, первый видящий инструмент неалика был образован паутиной, пересекающей чашу из тыквы. В мифологии уичоли огонь впервые появился как зеркало. В современной традиции науа небо считается живым хрустальным зеркалом. Современные Sierra Totonac в Мексике связывают солнце с зеркалами, называя его Espejo Sol, что по-испански означает «Зеркальное Солнце».

Примечания

  1. ^Хили и Блейни предполагают, что эта жидкость может быть ртуть. Жидкая ртуть в количестве от 90 до 684 граммов (от 3,2 до 24,1 унции) была извлечена из элитных гробниц или ритуальных тайников на шестиоянках майя. Хили и Блейни 2011, с.241.
  2. ^Лошади были неизвестны в Мезоамерике до прихода испанцев. В рассказах туземцев их обычно называли оленями.

Цитаты

Ссылки

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-30 14:37:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте