Эстонская мифология - это комплекс мифов, принадлежащих эстонскому народу наследие и литературная мифология. Сведения о до христианской и средневековой эстонской мифологии разбросаны в исторических хрониках, записях путешественников и церковных книгах. Систематические записи эстонского фольклора начались в 19 веке. Среди дохристианских эстонских божеств был бог неба, известный как Джумал или Таэватат («Небесный Старик») на эстонском, что соответствует Джумала на финском, и Юмо в Мари.
Содержание
- 1 Эстонская мифология в старых хрониках
- 2 Мифические мотивы в фольклоре
- 3 Литературная мифология
- 4 Эстонские мифологические и литературно-мифологические существа, божества и легендарные герои
- 5 Эстонские мифические и магические предметы
- 6 Ссылки
- 7 Дополнительная литература
- 8 Внешние ссылки
Эстонская мифология в старых хрониках
Согласно Хроникам Генриха Ливония в 1222 году эстонцы откопали мертвых врагов и сожгли их. Считается, что кремация ускоряет путешествие мертвого человека в загробную жизнь, и в результате кремации мертвые не станут приземленными духами, которые считались опасными для живых.
Генрих Ливонский также описывает в своей хронике эстонскую легенду, происходящую из Вирумаа в Северной Эстонии - о горе и лесу, где бог по имени Тарапита, которому поклонялся эселицы, родились.
Праздник солнцестояния Середина лета (эстонский : Яанипяев ) празднование солнца через солнечные символы костров, традиция, живущая до наших дней, и многочисленные духи природы Эстонии: священные дуб и липа описаны Бальтазаром Руссовым в 1578 году.
Мифические мотивы в фольклоре
Некоторые следы древнейших аутентичных мифов, возможно, сохранились в рунических песнях. Есть песня о рождении мира - птица откладывает три яйца и начинает откладывать птенцов - один становится Солнцем, другой становится Луной, а третий становится Земля. У других финно-угорских народов также есть мифы, согласно которым мир возник из яйца.
Считается, что мир предков эстонцев повернулся вокруг столба или дерева, к которому небеса были прибиты Полярной звездой. Млечный Путь (Linnutee или Птичий путь на эстонском языке) был ветвью Мирового древа (Ilmapuu) или способом, которым птицы перемещались (и уносили души умерших в потусторонний мир). Эти мифы основывались на анимистических верованиях.
В протоэстонской мифологии произошли изменения в результате контактов с балтийскими и германскими племенами, а также перехода от охоты и собирательства до сельское хозяйство. Персонификации небесных тел, неба и божеств погоды и богов плодородия приобрели значение в мире фермеров. Возможно, существовал бог неба и грома по имени Уку или Укко, которого также звали Ванайса (Дедушка) или Таэватат (Небесный Отец). Протоэстонские дохристианские божества могли также включать в себя небесного бога по имени Джумал, известного также у других финских народов как Джумала в финском и Юмо в мари.
Эстонские легенды о гигантах (Kalevipoeg, Suur Tõll,) могут быть отражением германских (особенно скандинавских ) влияний. Существует множество легенд, интерпретирующих различные природные объекты и особенности как следы деяний Калевипоэга. Гигант слился с Кристианом Дьяволом, породив нового персонажа - Ванапагана (хитрого демона, живущего на его ферме или в поместье) и его помощника с фермы Кавал-Муравья («Коварный Ганс ").
Другие мифические мотивы из эстонских рунических песен:
- могучий дуб вырастает в небо, затем его срубают и превращают в различные мифические объекты
- Солнце, Луна и Звезда - женихи молодая девушка, она наконец принимает Звезду
- хитрый кузнец выковывает женщину из золота, но не может дать ей душу или разум
- святая роща начинает увядать после осквернения влюбленной парой; только принесение в жертву девяти братьев очищает его
- могучие герои не могут убить ужасного гигантского быка, но младший брат -
- женщина вынуждена убить свою дочь, которая затем отправляется жить в небо как Воздушная дева
- девушка находит рыбу и просит своего брата убить ее - внутри рыбы женщина
- молодые девушки выходят ночью и юноши из святой рощи (или земля мертвых) соблазняют их, предлагая им богатства
- озеро переходит в другое место, когда оно было осквернено невнимательной женщиной или кровосмесительной парой
Это было предложено этнологом и бывшим президент Леннарт Мери (среди прочих), что метеорит Каали, который пролетел над густонаселенными районами и приземлился на острове Сааремаа около 3000-4000 лет назад, был катастрофическое событие, которое могло повлиять на мифологию Эстонии и соседних стран, особенно тех, с точки зрения которых «солнце» казалось, садилось на востоке. В финском национальном эпосе Калевала, песни 47, 48 и 49 могут быть истолкованы как описания воздействия, вызванного цунами и разрушительных лесных пожаров. Также было высказано предположение, что родившийся в Вирумаа озелийский бог Тарапита является отражением метеорита, который вошел в атмосферу где-то рядом с предполагаемым «местом рождения» бога и приземлился в Эзеле.
Литературная мифология
Фридрих Роберт Фельманн и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд составили эстонский национальный эпос Калевипоэг из многочисленных прозаических народных легенд и имитаций рунических стихов, которые они сами написали. Фельманн также написал восемь вымышленных мифов, сочетающих мотивы эстонского фольклора (из легенд и народных песен), финской мифологии (из «Mythologia Fennica » Ганандера) и классической греческой мифологии. Матиас Иоганн Эйзен был еще одним фольклористом и писателем, изучавшим народные легенды и переработавшим их в литературную форму. Многие из их современных ученых приняли эту мифопею как подлинную эстонскую мифологию.
Эстонская литературная мифология описывает следующий пантеон: Верховный бог, бог всего живого - Таара. Его чествуют в священных дубовых лесах около Тарту. Бог грома - Уку. Дочери Уку - Линда и Ютта, королева птиц. У Уку есть два сына: (Гром) и Пиккер (Молния). Пиккер обладает мощным музыкальным инструментом, который заставляет демонов дрожать и спасаться бегством. У него непослушная дочь (Weather Maiden).
В эпоху национального пробуждения Эстонии элементы литературной мифологии были быстро и легко включены в современную популярную культуру через средства массовой информации и школьные учебники. Трудно сказать, какая часть эстонской мифологии в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, была построена в XIX и начале XX века. Некоторые построенные элементы заимствованы из финской мифологии и могут восходить к общему балтийско-финскому наследию.
Эстонские мифологические и литературно-мифологические существа, божества и легендарные герои
- Пиккер (Äike) - Гром
- Äiatar - женщина-демон, дочь Дьявола
- Алевипоэг - сын Алева, друг Калевипоэга
- Эбаджалга - демонический вихрь
- Эхаема - Мать Сумерки, ночной дух или эльф, поощряющий вращение
- Экситаджа - зло дух, сбивающий людей с пути в лесу или болоте
- Халджас (правитель) - эльф, фея, дух-покровитель какого-то места, человека, растения или животного
- Зал - олицетворение малярия
- Хямарик - олицетворение сумерек, красивая молодая девушка
- Ханнамеес - демон, который украл и принес еду, деньги и другие мирские блага своему создателю и хозяину
- Хиид - великан
- Хиела - другой мир, земля мертвых
- Хиенеицид - девушки из страны мертвых
- Хийс - святая роща
- Хингелибликас - дух человека в виде мотылька
- Хингелум - дух человека в облик насекомого или маленького животного
- Ходжа - защитник, хранитель
- Хярьяпылвлан - гоблин
- Ильманейтси, Ильматютар - Воздушная дева, Небесная дева
- Ильмарин Ильмасепп - мифический кузнец, выковавший, среди прочего, Солнце и Луну (ср. Ильмаринен )
- Ило - Радость, хозяйка пира
- Ярвевана - Старик из озера
- Джумал - Бог
- Ютта - царица птиц, дочь Таары
- Джуудалин - демон
- Каэвуколл - призрак колодца
- Кайцджа - защитник
- Калевипоэг, Калевин, Сохни, Сойни, Осми - великан герой, мифический древний король Эстонии
- Калм - могила; дух умершего человека; правитель страны мертвых
- Калмунейу - Могильная дева; девушка из страны мертвых
- Катьк - олицетворение чумы
- Кавал-Муравьев (Хитрый / Хитрый Ганс) - злой фермер, обманывающий своего хозяина Ванапагана - Дьявола
- Кодукяйя - неугомонный посетитель-призрак
- Коеракунлане - демонический воин с собачьей мордой
- Койт - олицетворение Рассвета, юноши, вечный любовник Хямарика
- Колл - жупел
- Колумац - бугаймен
- Кратт - демон, который украл и принес еду, деньги и другие мирские блага своему создателю и владельцу в виде вихря или метеоритного хвоста огня (также называемые pisuhänd, tulihänd, hännamees)
- Kuu - Луна
- Kõu - Гром; сын Уку, брат Пиккера
- Кяабас - могила, дух смерти
- Кюлмкинг - дух нечестивых мертвецов, ест детей, когда они беспокоят лесных духов
- Lapi nõid - ведьма из Лапландии
- Лейгер (игрок) - великан, живущий на острове Хийумаа, младший брат «Суур Тылл»
- Лендва - болезнь, посланная злой ведьмой
- Либахунт, Сутекская - оборотень
- Лийва-Аннус или Сурм - Смерть
- Линда - мать Калевипоэга
- Луммутис - призрак, призрак
- Луупайная - инкуб, кошмар
- Маа-алуне - существо, живущее под землей и вызывающее болезни
- Мааджумалад - Боги Земли
- Мааема - Мать Земля
- Маяусс - домашний змей, дух-защитник
- Мана - гипотетический правитель мертвых
- Манала - земля мертвых
- Маналан - жительница страны мертвых
- Маррас - дух смерти, предсказатель смерти
- Меревейзед - Морские коровы
- Метсэма - Мать леса
- Метсавана - Лесной старик
- Метсик - бог плодородия
- Мумм - пугало, чудовище, призрак
- Муруэйдэ Тютред - дочери Муруейт, прекрасные девушки
- Муруейт - женский дух леса и земли, связанные с землей мертвых
- Näkk - водный дух, изменяющий форму, который часто появляется в человеческом обличье, мужчине или женщине, но иногда также в виде животного
- Nõid - ведьма
- Олевипоэг - друг Калевипоэга, строитель города, связанный со святым Олафом
- Пайная - кошмар, инкуб
- Пакане - Мороз
- Пардиая - (< Parteigänger) half-demonic warrior
- Пеко - Сето бог плодородия и пивоварения
- Пеко - бог плодородия
- Пенинук - полудемонический воин
- Пенн
- Перемеес - Мастер
- Пикне, Пиккер - Гром, «Длинный»
- Пирет - жена Суура Тылля
- Писухенд - огненный хвост, сокровище- приносящий гоблин
- Пуук - гоблин, приносящий сокровища
- Пыргунейтси - буквально: Дева Ада
- Пяйке - Солнце
- Ронго
- Рыугутая - женское божество, защитница посевов ржи, роженицы и город Нарва
- Руккихунт
- Салме
- Сулевипоэг - сын Сулева, друг Калевипоэга
- Суур Тылл - гигантский герой, живущий на Сааремаа Остров
- Таара - бог природы, иногда считающийся верховным богом
- Тарапита, Таарапита, Тарапита - мифологический Осилианский бог войны
- Таэватат (буквально Небесный Отец), Ванайса («Дедушка»)
- Тяхт - Стар
- Талладжа - топчий
- Тикутая
- Тылл - ( см. Суур Тылл)
- Тыннь - фея, бог плодородия
- Тонт - призрак
- Тоонела - земля мертвых
- Тоони - бог смерти, правитель мертвых
- Тор, Тору - божество, известное в Западной Эстонии, связанное со скандинавским Тором
- Тулбигас
- Тулихенд, Писухянд - «огненный хвост» - летающий домашний эльф, помогает собирать и защищать богатства
- Турис
- Тууле-Эма - Мать Ветер
- Туулейса - Отец Ветер
- Туулиспаск - вихрь
- Тууслар - колдун, живший в Финляндии
- Удрес-Кудрес - крепостной, калле d «Сын Солнца», герой народных песен
- Уку - верховный бог
- Ванемуйне - бог песен, искусства и литературы
- Ванапаган («Старый язычник ") Vanatühi, (" Старый пустой "), Vanakuri (" Старый злой "), Vanapoiss (" Старый мальчик "), Vanasarvik (" Старый рогатый ") в некоторых текстах также Vanataat (" Старый Отец ») - Дьявол
- Вараведаджа - носитель добычи
- Варджулин - теневой персонаж
- Вихалджас - дух воды, ткач источника Ахжуалуна
- Ветима - Мать вод
- Ветевана - Дух воды
- Вихелик
- Вилбус
- Вирмализованный - Полярное сияние
- Вирускундра
Христианин святые интерпретируются как боги:
- Юри (Святой Георгий ) - бог земледелия
- Лауритс (Святой Лаврентий ) - бог огня
- Март (Святой Мартин ) - бог плодородия
- Олев (Святой Олаф ) - мифический строитель Св. Церковь Олафа
- Тыннь (Святой Антоний ) - бог плодородия сельскохозяйственных культур и свиней
Эстонские мифические и магические предметы
- Белый Корабль (valge laev) - мифический корабль, несущий свободу или уводит людей в лучшую страну. Этот миф родился около 1860 года, когда небольшая секта во главе с Юханом Лейнбергом (также известна как Пророк Мальцвет ) собралась недалеко от Таллинна, чтобы ждать, пока их унесет белый корабль
- . Шляпа из ногтей (küüntest kübar) - делает несущего (обычно Ванатюхи) невидимым.
- Рукавицы (kirikindad) - считались обладающими защитными или магическими способностями, особенно церковные рукавицы и те, которые носили моряки. Рукавицы украшались (украшались) особым геометрическим орнаментом и узкими красными полосами; в них много шепотов и заклинаний, потому что ремесленник пел при изготовлении, крашении и вязании пряжи.
- Пояс (kirivöö) - пояс имел самые древние и магические узоры из всех предметов ремесла, соткан красный ремни и шнурки были обычным предметом для жертвоприношений (их привязывали к ветвям священных деревьев). Пояс был привязан к больным частям тела и, плотно затянут вокруг талии, должен был защищать и придавать силы носителю.
- Священные камни - последний ледниковый период оставил много больших камней ( ошибки ) в Эстонии. Многие из них считались священными, и люди приходили к ним, чтобы принести в жертву серебро, кровь, красные ленты и монеты и просить благополучия и процветания. Часто в камнях есть маленькие отверстия, некоторые из которых, вероятно, использовались, чтобы помещать жертву. Однако значение и функция отверстий все еще обсуждаются; по словам палеоастронома Хейно Элсалу, у них могла быть календарная функция.
- Путешествие по лесам - когда люди в каком-то месте скупы, жадны и жестоки, леса покинут это место. Больше всего рассказов о странствующих лесах можно найти в прибрежных районах Эстонии.
Ссылки
Дополнительная литература
- Эстонские народные сказки «Небесная свадьба» (2005) Päär, P; Тюрнпу, А; Järv, R; Лойгу, Л. (редактор), Варрак, Таллинн ISBN 9985-3-1146-9
- Валк, Юло (2000), «Ex Ovo Omnia: Где находится Балто?» - Происхождение финской космогонии? Этиология этиологии », Устная традиция 15: 145-158.
Внешние ссылки