Эстонская мифология

редактировать

Эстонская мифология - это комплекс мифов, принадлежащих эстонскому народу наследие и литературная мифология. Сведения о до христианской и средневековой эстонской мифологии разбросаны в исторических хрониках, записях путешественников и церковных книгах. Систематические записи эстонского фольклора начались в 19 веке. Среди дохристианских эстонских божеств был бог неба, известный как Джумал или Таэватат («Небесный Старик») на эстонском, что соответствует Джумала на финском, и Юмо в Мари.

Содержание

  • 1 Эстонская мифология в старых хрониках
  • 2 Мифические мотивы в фольклоре
  • 3 Литературная мифология
  • 4 Эстонские мифологические и литературно-мифологические существа, божества и легендарные герои
  • 5 Эстонские мифические и магические предметы
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Эстонская мифология в старых хрониках

Согласно Хроникам Генриха Ливония в 1222 году эстонцы откопали мертвых врагов и сожгли их. Считается, что кремация ускоряет путешествие мертвого человека в загробную жизнь, и в результате кремации мертвые не станут приземленными духами, которые считались опасными для живых.

Генрих Ливонский также описывает в своей хронике эстонскую легенду, происходящую из Вирумаа в Северной Эстонии - о горе и лесу, где бог по имени Тарапита, которому поклонялся эселицы, родились.

Праздник солнцестояния Середина лета (эстонский : Яанипяев ) празднование солнца через солнечные символы костров, традиция, живущая до наших дней, и многочисленные духи природы Эстонии: священные дуб и липа описаны Бальтазаром Руссовым в 1578 году.

Мифические мотивы в фольклоре

Некоторые следы древнейших аутентичных мифов, возможно, сохранились в рунических песнях. Есть песня о рождении мира - птица откладывает три яйца и начинает откладывать птенцов - один становится Солнцем, другой становится Луной, а третий становится Земля. У других финно-угорских народов также есть мифы, согласно которым мир возник из яйца.

Считается, что мир предков эстонцев повернулся вокруг столба или дерева, к которому небеса были прибиты Полярной звездой. Млечный Путь (Linnutee или Птичий путь на эстонском языке) был ветвью Мирового древа (Ilmapuu) или способом, которым птицы перемещались (и уносили души умерших в потусторонний мир). Эти мифы основывались на анимистических верованиях.

В протоэстонской мифологии произошли изменения в результате контактов с балтийскими и германскими племенами, а также перехода от охоты и собирательства до сельское хозяйство. Персонификации небесных тел, неба и божеств погоды и богов плодородия приобрели значение в мире фермеров. Возможно, существовал бог неба и грома по имени Уку или Укко, которого также звали Ванайса (Дедушка) или Таэватат (Небесный Отец). Протоэстонские дохристианские божества могли также включать в себя небесного бога по имени Джумал, известного также у других финских народов как Джумала в финском и Юмо в мари.

Эстонские легенды о гигантах (Kalevipoeg, Suur Tõll,) могут быть отражением германских (особенно скандинавских ) влияний. Существует множество легенд, интерпретирующих различные природные объекты и особенности как следы деяний Калевипоэга. Гигант слился с Кристианом Дьяволом, породив нового персонажа - Ванапагана (хитрого демона, живущего на его ферме или в поместье) и его помощника с фермы Кавал-Муравья («Коварный Ганс ").

Другие мифические мотивы из эстонских рунических песен:

  • могучий дуб вырастает в небо, затем его срубают и превращают в различные мифические объекты
  • Солнце, Луна и Звезда - женихи молодая девушка, она наконец принимает Звезду
  • хитрый кузнец выковывает женщину из золота, но не может дать ей душу или разум
  • святая роща начинает увядать после осквернения влюбленной парой; только принесение в жертву девяти братьев очищает его
  • могучие герои не могут убить ужасного гигантского быка, но младший брат -
  • женщина вынуждена убить свою дочь, которая затем отправляется жить в небо как Воздушная дева
  • девушка находит рыбу и просит своего брата убить ее - внутри рыбы женщина
  • молодые девушки выходят ночью и юноши из святой рощи (или земля мертвых) соблазняют их, предлагая им богатства
  • озеро переходит в другое место, когда оно было осквернено невнимательной женщиной или кровосмесительной парой

Это было предложено этнологом и бывшим президент Леннарт Мери (среди прочих), что метеорит Каали, который пролетел над густонаселенными районами и приземлился на острове Сааремаа около 3000-4000 лет назад, был катастрофическое событие, которое могло повлиять на мифологию Эстонии и соседних стран, особенно тех, с точки зрения которых «солнце» казалось, садилось на востоке. В финском национальном эпосе Калевала, песни 47, 48 и 49 могут быть истолкованы как описания воздействия, вызванного цунами и разрушительных лесных пожаров. Также было высказано предположение, что родившийся в Вирумаа озелийский бог Тарапита является отражением метеорита, который вошел в атмосферу где-то рядом с предполагаемым «местом рождения» бога и приземлился в Эзеле.

Литературная мифология

Фридрих Роберт Фельманн и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд составили эстонский национальный эпос Калевипоэг из многочисленных прозаических народных легенд и имитаций рунических стихов, которые они сами написали. Фельманн также написал восемь вымышленных мифов, сочетающих мотивы эстонского фольклора (из легенд и народных песен), финской мифологии (из «Mythologia Fennica » Ганандера) и классической греческой мифологии. Матиас Иоганн Эйзен был еще одним фольклористом и писателем, изучавшим народные легенды и переработавшим их в литературную форму. Многие из их современных ученых приняли эту мифопею как подлинную эстонскую мифологию.

Эстонская литературная мифология описывает следующий пантеон: Верховный бог, бог всего живого - Таара. Его чествуют в священных дубовых лесах около Тарту. Бог грома - Уку. Дочери Уку - Линда и Ютта, королева птиц. У Уку есть два сына: (Гром) и Пиккер (Молния). Пиккер обладает мощным музыкальным инструментом, который заставляет демонов дрожать и спасаться бегством. У него непослушная дочь (Weather Maiden).

В эпоху национального пробуждения Эстонии элементы литературной мифологии были быстро и легко включены в современную популярную культуру через средства массовой информации и школьные учебники. Трудно сказать, какая часть эстонской мифологии в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, была построена в XIX и начале XX века. Некоторые построенные элементы заимствованы из финской мифологии и могут восходить к общему балтийско-финскому наследию.

Эстонские мифологические и литературно-мифологические существа, божества и легендарные герои

  • Пиккер (Äike) - Гром
  • Äiatar - женщина-демон, дочь Дьявола
  • Алевипоэг - сын Алева, друг Калевипоэга
  • Эбаджалга - демонический вихрь
  • Эхаема - Мать Сумерки, ночной дух или эльф, поощряющий вращение
  • Экситаджа - зло дух, сбивающий людей с пути в лесу или болоте
  • Халджас (правитель) - эльф, фея, дух-покровитель какого-то места, человека, растения или животного
  • Зал - олицетворение малярия
  • Хямарик - олицетворение сумерек, красивая молодая девушка
  • Ханнамеес - демон, который украл и принес еду, деньги и другие мирские блага своему создателю и хозяину
  • Хиид - великан
  • Хиела - другой мир, земля мертвых
  • Хиенеицид - девушки из страны мертвых
  • Хийс - святая роща
  • Хингелибликас - дух человека в виде мотылька
  • Хингелум - дух человека в облик насекомого или маленького животного
  • Ходжа - защитник, хранитель
  • Хярьяпылвлан - гоблин
  • Ильманейтси, Ильматютар - Воздушная дева, Небесная дева
  • Ильмарин Ильмасепп - мифический кузнец, выковавший, среди прочего, Солнце и Луну (ср. Ильмаринен )
  • Ило - Радость, хозяйка пира
  • Ярвевана - Старик из озера
  • Джумал - Бог
  • Ютта - царица птиц, дочь Таары
  • Джуудалин - демон
  • Каэвуколл - призрак колодца
  • Кайцджа - защитник
  • Калевипоэг, Калевин, Сохни, Сойни, Осми - великан герой, мифический древний король Эстонии
  • Калм - могила; дух умершего человека; правитель страны мертвых
  • Калмунейу - Могильная дева; девушка из страны мертвых
  • Катьк - олицетворение чумы
  • Кавал-Муравьев (Хитрый / Хитрый Ганс) - злой фермер, обманывающий своего хозяина Ванапагана - Дьявола
  • Кодукяйя - неугомонный посетитель-призрак
  • Коеракунлане - демонический воин с собачьей мордой
  • Койт - олицетворение Рассвета, юноши, вечный любовник Хямарика
  • Колл - жупел
  • Колумац - бугаймен
  • Кратт - демон, который украл и принес еду, деньги и другие мирские блага своему создателю и владельцу в виде вихря или метеоритного хвоста огня (также называемые pisuhänd, tulihänd, hännamees)
  • Kuu - Луна
  • Kõu - Гром; сын Уку, брат Пиккера
  • Кяабас - могила, дух смерти
  • Кюлмкинг - дух нечестивых мертвецов, ест детей, когда они беспокоят лесных духов
  • Lapi nõid - ведьма из Лапландии
  • Лейгер (игрок) - великан, живущий на острове Хийумаа, младший брат «Суур Тылл»
  • Лендва - болезнь, посланная злой ведьмой
  • Либахунт, Сутекская - оборотень
  • Лийва-Аннус или Сурм - Смерть
  • Линда - мать Калевипоэга
  • Луммутис - призрак, призрак
  • Луупайная - инкуб, кошмар
  • Маа-алуне - существо, живущее под землей и вызывающее болезни
  • Мааджумалад - Боги Земли
  • Мааема - Мать Земля
  • Маяусс - домашний змей, дух-защитник
  • Мана - гипотетический правитель мертвых
  • Манала - земля мертвых
  • Маналан - жительница страны мертвых
  • Маррас - дух смерти, предсказатель смерти
  • Меревейзед - Морские коровы
  • Метсэма - Мать леса
  • Метсавана - Лесной старик
  • Метсик - бог плодородия
  • Мумм - пугало, чудовище, призрак
  • Муруэйдэ Тютред - дочери Муруейт, прекрасные девушки
  • Муруейт - женский дух леса и земли, связанные с землей мертвых
  • Näkk - водный дух, изменяющий форму, который часто появляется в человеческом обличье, мужчине или женщине, но иногда также в виде животного
  • Nõid - ведьма
  • Олевипоэг - друг Калевипоэга, строитель города, связанный со святым Олафом
  • Пайная - кошмар, инкуб
  • Пакане - Мороз
  • Пардиая - (< Parteigänger) half-demonic warrior
  • Пеко - Сето бог плодородия и пивоварения
  • Пеко - бог плодородия
  • Пенинук - полудемонический воин
  • Пенн
  • Перемеес - Мастер
  • Пикне, Пиккер - Гром, «Длинный»
  • Пирет - жена Суура Тылля
  • Писухенд - огненный хвост, сокровище- приносящий гоблин
  • Пуук - гоблин, приносящий сокровища
  • Пыргунейтси - буквально: Дева Ада
  • Пяйке - Солнце
  • Ронго
  • Рыугутая - женское божество, защитница посевов ржи, роженицы и город Нарва
  • Руккихунт
  • Салме
  • Сулевипоэг - сын Сулева, друг Калевипоэга
  • Суур Тылл - гигантский герой, живущий на Сааремаа Остров
  • Таара - бог природы, иногда считающийся верховным богом
  • Тарапита, Таарапита, Тарапита - мифологический Осилианский бог войны
  • Таэватат (буквально Небесный Отец), Ванайса («Дедушка»)
  • Тяхт - Стар
  • Талладжа - топчий
  • Тикутая
  • Тылл - ( см. Суур Тылл)
  • Тыннь - фея, бог плодородия
  • Тонт - призрак
  • Тоонела - земля мертвых
  • Тоони - бог смерти, правитель мертвых
  • Тор, Тору - божество, известное в Западной Эстонии, связанное со скандинавским Тором
  • Тулбигас
  • Тулихенд, Писухянд - «огненный хвост» - летающий домашний эльф, помогает собирать и защищать богатства
  • Турис
  • Тууле-Эма - Мать Ветер
  • Туулейса - Отец Ветер
  • Туулиспаск - вихрь
  • Тууслар - колдун, живший в Финляндии
  • Удрес-Кудрес - крепостной, калле d «Сын Солнца», герой народных песен
  • Уку - верховный бог
  • Ванемуйне - бог песен, искусства и литературы
  • Ванапаган («Старый язычник ") Vanatühi, (" Старый пустой "), Vanakuri (" Старый злой "), Vanapoiss (" Старый мальчик "), Vanasarvik (" Старый рогатый ") в некоторых текстах также Vanataat (" Старый Отец ») - Дьявол
  • Вараведаджа - носитель добычи
  • Варджулин - теневой персонаж
  • Вихалджас - дух воды, ткач источника Ахжуалуна
  • Ветима - Мать вод
  • Ветевана - Дух воды
  • Вихелик
  • Вилбус
  • Вирмализованный - Полярное сияние
  • Вирускундра

Христианин святые интерпретируются как боги:

Эстонские мифические и магические предметы

  • Белый Корабль (valge laev) - мифический корабль, несущий свободу или уводит людей в лучшую страну. Этот миф родился около 1860 года, когда небольшая секта во главе с Юханом Лейнбергом (также известна как Пророк Мальцвет ) собралась недалеко от Таллинна, чтобы ждать, пока их унесет белый корабль
  • . Шляпа из ногтей (küüntest kübar) - делает несущего (обычно Ванатюхи) невидимым.
  • Рукавицы (kirikindad) - считались обладающими защитными или магическими способностями, особенно церковные рукавицы и те, которые носили моряки. Рукавицы украшались (украшались) особым геометрическим орнаментом и узкими красными полосами; в них много шепотов и заклинаний, потому что ремесленник пел при изготовлении, крашении и вязании пряжи.
  • Пояс (kirivöö) - пояс имел самые древние и магические узоры из всех предметов ремесла, соткан красный ремни и шнурки были обычным предметом для жертвоприношений (их привязывали к ветвям священных деревьев). Пояс был привязан к больным частям тела и, плотно затянут вокруг талии, должен был защищать и придавать силы носителю.
  • Священные камни - последний ледниковый период оставил много больших камней ( ошибки ) в Эстонии. Многие из них считались священными, и люди приходили к ним, чтобы принести в жертву серебро, кровь, красные ленты и монеты и просить благополучия и процветания. Часто в камнях есть маленькие отверстия, некоторые из которых, вероятно, использовались, чтобы помещать жертву. Однако значение и функция отверстий все еще обсуждаются; по словам палеоастронома Хейно Элсалу, у них могла быть календарная функция.
  • Путешествие по лесам - когда люди в каком-то месте скупы, жадны и жестоки, леса покинут это место. Больше всего рассказов о странствующих лесах можно найти в прибрежных районах Эстонии.

Ссылки

Дополнительная литература

  • Эстонские народные сказки «Небесная свадьба» (2005) Päär, P; Тюрнпу, А; Järv, R; Лойгу, Л. (редактор), Варрак, Таллинн ISBN 9985-3-1146-9
  • Валк, Юло (2000), «Ex Ovo Omnia: Где находится Балто?» - Происхождение финской космогонии? Этиология этиологии », Устная традиция 15: 145-158.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-19 05:07:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте