Кельтская мифология

редактировать
собирательный термин для всех сказочных светских и религиозных рассказов кельтов

Кельтская мифология - это мифология из кельтского политеизма, религии железного века кельтов. Как и другие европейцы железного века, первые кельты поддерживали политеистическую мифологию и религиозную структуру. Для кельтов, находящихся в тесном контакте с Древним Римом, таких как галлы и кельтиберы, их мифология не пережила Римскую империю, их последующее обращение в христианство и потеря их кельтских языков. Их мифология сохранилась в основном благодаря современным римским и христианским источникам. Кельтские народы, которые сохранили политическую или языковую идентичность (такие как гэлы в Ирландии и Шотландия, валлийцы в Уэльсе и кельтские бритты юга Великобритании и Бретань ) оставили рудиментарные остатки мифологии своих предков, которые были переведены в письменную форму в средние века.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Исторические источники
  • 3 Ирландская мифология
    • 3.1 Дагда
    • 3.2 Морриган
    • 3.3 Луг / Луг
    • 3.4 Прочее
  • 4 Валлийская мифология
  • 5 Остатки галльской и другой мифологии
    • 5.1 Юлий Цезарь о кельтских богах и их значении
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Обзор

Кельтский бог Суцелл

Хотя кельтский мир на пике своего развития охватывал большую часть Западной и Центральной Европы, он не был политически единым и не имел какого-либо существенного центрального источника культурного влияния или однородности; в результате местные обычаи кельтской религии сильно различались (хотя определенные мотивы, например, бог Луг, по-видимому, распространились по всему кельтскому миру). Сохранились надписи с изображением более трехсот божеств, часто приравниваемых к римским аналогам, но большинство из них, по-видимому, были genii locorum, местными или племенными богами, и лишь немногим из них широко поклонялись. Однако из того, что сохранилось от кельтской мифологии, можно выделить общие черты, которые намекают на более объединенный пантеон, чем это часто приписывается.

О природе и функциях этих древних богов можно судить по их именам, расположению их надписей, иконографии, римским богам, к которым они приравниваются, и аналогичные фигуры из более поздних тел кельтской мифологии.

Кельтская мифология встречается в нескольких различных, если они связаны, подгруппах, в основном соответствующих ветвям кельтских языков :

Исторические источники

Вотивные кельтские колеса, как полагают, соответствуют к культу Тараниса. Тысячи таких колес были найдены в святилищах в Галлии Бельгика, датируемых 50 г. до н.э. - 50 г. н.э. Национальным археологическим музеем, Франция

Из-за нехватки сохранившихся материалов с надписью галльский предполагается, что большинство кельтских писаний принадлежали Они были уничтожены римлянами, хотя использовалась письменная форма галльского алфавита с использованием греческого, латинского и северно-курсивного алфавита (о чем свидетельствуют вотивные элементы с надписями на галльском языке). и календарь Колиньи ). Юлий Цезарь свидетельствует о грамотности галлов, но также писал, что их жрецам, друидам было запрещено писать для записать определенные стихи религиозного значения (Цезарь, Commentarii de Bello Gallico 6.14), а также отметить, что Helvetii провели письменную перепись (Caesar, De Bello Gallico 1.29).

Рим ввел более распространенную традицию публичных надписей и сломил власть друидов в завоеванных областях; Фактически, большинство надписей к божествам обнаружено в Галлии (современная Франция и Северная Италия ), Британии и другие ранее (или в настоящее время) кельтскоязычные районы появились после римского завоевания.

Хотя ранние гэлы в Ирландии и некоторых частях современного Уэльса использовали шрифт огам для записи коротких надписей (в основном личных имен), более сложная грамотность не была представлена ​​кельтским области, которые не были завоеваны Римом до появления христианства. Действительно, многие гэльские мифы были впервые записаны христианскими монахами, хотя и без большей части их первоначального религиозного значения.

Ирландская мифология

Кухулин переносит Фердиаду через реку

Древнейшая совокупность мифов, восходящих к героическим временам. Возраст обнаружен только с раннего средневековья Ирландии. Когда христианство начало преобладать, боги и богини как таковые постепенно были устранены из культуры. Сохранились материалы, касающиеся Туата Де Дананн и фоморов, которые составляют основу текста Кат Мейдж Туиред «Битва при Маг Туиред», а также отрывки из исторической книги Лебор Габала Эренн («Книга вторжений»). Туата Де представляют функции человеческого общества, такие как королевство, ремесла и война, в то время как фоморы представляют хаос и дикую природу.

Дагда

Вождем богов ирландского пантеона, по-видимому, был Дагда. Дагда был фигурой, на которой основывались люди мужского пола и другие боги, потому что он воплощал идеальные ирландские черты. Кельтские боги также считались кланом из-за отсутствия у них специализации и неизвестного происхождения. Особый персонаж Дагды - фигура пародийного пафосства в ирландской мифологии, и некоторые авторы даже приходят к выводу, что ему доверяли как достаточно доброжелательному, чтобы терпеть шутки за свой счет.

В ирландских сказках Дагда изображен как фигура силы, вооруженная дубиной. В Дорсете есть знаменитый контур итифаллического гиганта, известного как Cerne Abbas Giant, с дубинкой, вырезанной в меловой почве. Хотя это, вероятно, было создано в относительно новое время (эпоха Гражданской войны в Англии ), долгое время считалось, что это изображение Дагды. Это было поставлено под сомнение недавними исследованиями, которые показывают, что могло быть изображение того, что выглядит как большая драпировка, свисающая с горизонтальной руки фигуры, что привело к подозрению, что эта фигура на самом деле представляет Геракла ( Геракл ) с шкурой Немейского льва на руке и с дубиной, которой он его убил. В Галлии предполагается, что Дагда связан с Суцеллом, ударником, вооруженным молотком и чашей.

Морриган

Морриган была трехсторонней боевой богиней кельтов Древней Ирландии. Она была известна как Морриган, но разные секции, на которые она была разделена, также назывались Немейн, Маха и Бадб (среди прочих, менее распространенных имена), каждый из которых представляет разные аспекты боя. Она наиболее широко известна своим участием в Тайн Бо Куайндж.

Луг / Луг

Волшебное копье Луга; иллюстрация Х. Р. Миллара

Бог, наиболее часто появляющийся в сказках, - Луг. Он, очевидно, является остатком более раннего, более распространенного бога Лугуса, распространение которого в кельтской религии очевидно по количеству географических названий, в которых встречается его имя, встречающихся в кельтском мире. Самые известные из них - города Лугдунум (современный французский город Лион ), Лугдунум Батаворум (Бриттенбург, в 10 км к западу от Лейдена. в Нидерландах ) и Лукус Августи (греч : Λοuκος Λuγούστον, современный галисийский город Луго ). Луг описан в кельтских мифах как последний, добавленный в список божеств. В Ирландии в его честь проводился фестиваль под названием Lughnasadh (ирландский : Lúnasa «август»).

Другие

Другие важные богини: Бригид (или Бригит), дочь Дагды; Айбель, Айн, Маха и суверенная богиня Эриу. Примечательна Эпона, богиня лошадей, которую отмечают скачками на летнем празднике. Среди выдающихся ирландских богов: Нуада Аирджетлам, первый король Туата Де Дананн; Гойбниу, кузнец и пивовар; Дайан Чехт, покровитель врачевания; и бог моря Мананнан мак Лир.

Валлийская мифология

Иллюстрация Ллэра и лебедей, сделанная Х.Р. Милларом

Меньше известно о дохристианских мифологиях Великобритания, чем Ирландия. Важные рефлексы британской мифологии появляются в Четырех ответвлениях Мабиноги, особенно в именах нескольких персонажей, таких как Рианнон, Тейрнон и Бран Благословенный (Бендигейдфран, «Бран [Ворона] Благословенный»). Другие персонажи, по всей вероятности, происходят из мифологических источников и различных эпизодов, таких как появление Арауна, короля Потустороннего мира, ищущего помощи смертного в его собственных распрях, и рассказ о Герой, которого нельзя убить, кроме как при, казалось бы, противоречивых обстоятельствах, можно проследить в индоевропейских мифах и легендах. Дети Ллэра («Море» = ирландский Лер ) во Второй и Третьей ветви, а также дети Дона (Дану в ирландской и более ранней индоевропейской традиции) в Четвертой ветви являются главными фигурами, но сами сказки не являются первичной мифологией.

В то время как другие мифологические имена и отсылки появляются в других местах валлийского повествования и традиции, особенно в сказке Калхвч и Олвен, где мы находим, например, Мабон ап Модрон («Божественный Сын Божественной Матери») и в собранных валлийских триадах недостаточно известно о британской мифологической истории, чтобы реконструировать либо повествование о творении, либо последовательный пантеон британских божеств. В самом деле, хотя у ирландского мифа много общего, возможно, не существовало единой британской мифологической традиции как таковой. Каким бы ни было его изначальное происхождение, сохранившийся материал был использован для создания литературных шедевров, посвященных культурным проблемам Уэльса в раннем и позднем средневековье.

Остатки галльской и иной мифологии

Таранис (с кельтским колесом и ударом молнии ), Ле Шатле, Гурзон, Верхняя Марна, Франция

Кельты также поклонялись ряду божеств, о которых известно немного больше, чем их имена. Классические писатели сохранили несколько фрагментов легенд или мифов, которые могут быть кельтскими.

Согласно сирийскому риторику Лукиану, Огмиос должен был возглавить банду людей. прикованный за уши к его языку, как символ силы его красноречия.

Римский поэт первого века Лукан упоминает богов Таранис, Тевтат и Эсус, но мало Кельтские свидетельства того, что это были важные божества.

На ряде предметов искусства, монет и алтарей могут быть изображены сцены из утраченных мифов, например, изображения Тарвоса Тригарана или всадника »Юпитер 'преодолевает Anguiped (человекоподобная фигура со змеиногими ногами). Котел Гундеструп также был истолкован мифически.

Наряду с посвящениями, дающими нам имена богов, есть также изображения божеств, которым еще не присвоено имя. Среди них есть изображения трехголового или трехликого бога, бога, сидящего на корточках, бога со змеей, бога с колесом и всадника с стоящим на коленях великаном. Некоторые из этих изображений можно найти в позднем бронзовом веке торфяных болотах в Великобритании, что указывает на то, что символы были как доримскими, так и широко распространенными в кельтской культуре. Распределение некоторых изображений было нанесено на карту и показывает образец центральной концентрации изображения вместе с большим разбросом, указывающим, что эти изображения, скорее всего, были прикреплены к определенным племенам и были распределены из некоторой центральной точки племенной концентрации вовне вдоль линий торговли.. Образ трехглавого бога сосредоточен в центре белги, между реками Уаза, Марна и Мозель. Всадник с коленопреклоненным гигантом стоит по обе стороны Рейна. Эти примеры, кажется, указывают на региональные предпочтения общих изображений.

Юлий Цезарь о кельтских богах и их значении

Золотое кельтское колесо с символами, Балесме, Верхняя Марна. Национальный археологический музей

Классическая запись о кельтских богах Галлии принадлежит Юлию Цезарю из истории его войны в Галлии. В нем он называет пять основных богов, которым поклонялись в Галлии (согласно практике своего времени, он дает имена ближайших эквивалентных римских богов) и описывает их роли:

Меркурий был должны были быть обнаружены наиболее почитаемые из всех божеств и многочисленные его изображения. Меркурий считался создателем всех искусств (и по этой причине его часто называют Лугусом ), сторонником авантюристов и торговцев, а также могущественной силой в отношении торговли и прибыли.

Затем галлы почитали Аполлона, Марс, Юпитер и Минерву. Среди этих божеств Цезарь описал кельтов как придерживающихся примерно таких же взглядов, как и у других народов: Аполлон изгоняет болезни, Минерва поощряет навыки, Юпитер управляет небом, а Марс влияет на войну. МакБейн утверждает, что Аполлон соответствует Ирландскому Лугу, Меркурий - Мананнану мак Лиру, Юпитер - Дагде, Марс - Нейт, а Минерва to Бригит.

В дополнение к этим пяти Цезарь упоминает, что галлы проследили свою родословную до Дис Патер (возможно, ирландского Донна ).

См. Также

Ссылки

Библиография

  • de Vries, Jan, Keltische Religion (1961).
  • Duval, Paul-Marie, Les Dieux de la Gaule, новое изд. обновлено и дополнено (1976)
  • Mac Cana, Proinsias. Кельтская мифология. Нью-Йорк: Hamlyn, 1970. ISBN 0-600-00647-6
  • Mac Cana, Proinsias, The Learned Tales of Medieval Ирландия (ирландская литература - исследования), Дублинский институт для углубленных исследований (1980): ISBN 1-85500-120-9
  • Маккиллоп, Джеймс, Словарь кельтской мифологии. Oxford: Oxford University Press, 1998. ISBN 0-19-280120-1
  • Майер, Бернхард, Словарь кельтской религии и культуры, Boydell Brewer 1997 ISBN 978-0-85115-660-6
  • О'Рахилли, Томас Ф. Ранняя ирландская история и мифология (1991, переиздано в 1971 году)
  • Роллстон, TW Кельтские мифы и легенды. Dover Publications Inc. (1911 г., перепечатка 1990 г.). ISBN 0486265072
  • Рис, Джон, Лекции о происхождении и росте религии на примере Celtic Heathendom, 3-е изд. (1898 г., перепечатано в 1979 г.)
  • Шестедт, М. Л., Боги и герои кельтов. 1949; перевод Майлза Диллона. репр. Беркли, Калифорния: Turtle Press, 1990. ISBN 1-85182-179-1
  • Сквайр, Чарльз. Кельтский миф и легенда. Newcastle Publishing Co., 1975. ISBN 0-87877-030-5
  • Стеркс, Клод, Éléments de cosmogonie celtique (1986)
  • Вендриес, Джозеф ; Эрнест Тоннелат и Б.-О. Unbegaun Les Religions des Celtes, des Germains et des anciens Slaves (1948)

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с кельтской мифологией.
Последняя правка сделана 2021-05-14 14:05:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте