Большая часть мифологии ирокезов (конфедерация первоначально Пять, а позже шесть народов коренных американцев ), включая истории о сотворении мира и некоторые народные сказки, были сохранены. Записанные в wampum как декламации, записанные позже, написание имен различается по мере изменения транслитерации, а правописание даже на европейских языках не было полностью упорядочено. Существуют разные версии некоторых историй, отражающие разные места и разное время. Возможно, на письменные версии повлияло христианство.
В каждой деревне был свой рассказчик, который отвечал за выучивание всех историй наизусть. Летом не рассказывали никаких историй. Нарушения будут наказаны Джо-га-о, и если нарушитель проигнорирует предупреждение, он понесет еще большее зло.
Эта версия истории сотворения взята из Converse
Земля была мыслью в уме правителя большого острова парящий над облаками. Этого правителя называли разными именами, в том числе Хавен-ни-ю, что означает «Тот, кто правит» или «Правитель». Остров - место спокойствия, где есть все необходимое, нет боли или смерти. На этом острове выросла большая яблоня, жители которой держали совет. Правитель сказал: «Давайте создадим новое место, где смогут расти другие люди. Под деревом нашего совета находится огромное море облаков, взывающих к свету». Он приказал выкорчевать дерево совета и заглянул в глубину. У него было Ata-en-sic, Небесная Женщина, посмотри вниз. Он услышал голос моря; он сказал Ата-ен-зик, которая была беременна, чтобы оживить ее. Он окутал ее светом и уронил в дыру.
Все птицы и животные, жившие в огромном облачном море, запаниковали. Утка спросила: "А где ей отдохнуть?" «Только земля может удержать его», - ответил Бобр - э-да-да со дна нашего великого моря, - «Я достану немного». Бобр нырнул, но так и не поднялся. Затем Утка попыталась, но ее труп всплыл на поверхность. Многие другие птицы и животные пытались и потерпели неудачу. Наконец, Ондатра вернулся с землей в лапах. «Он тяжелый, - сказал он, - кто его поддержит?» Черепаха вызвался, и на его панцирь положили землю. Когда земля была готова, птицы взлетели и понесли Ата-эн-зик на своих крыльях к спине Черепахи.
Так Хах-ну-нах, Черепаха, стала носителем земли. Когда он движется, море становится бурным, и земля трясется.
Однажды поднявшись на поверхность, оэ-да вырос и превратился в остров. Ата-эн-зик услышала два голоса под своим сердцем и знала, что ее время пришло. Один голос был спокойным и тихим, а другой громким и злым. Это были До-йо-да-но, Близнецы. Хороший близнец, Hah-gweh-di-yu или Техаронхиаквако, родился обычным образом. Злой близнец, или Савискера, вырвался из-под руки матери, убив ее.
После смерти Небесной Женщины остров окутал мрак. Ха-гве-ди-ю сформировал небо и создал солнце из лица своей матери, сказав: «Ты будешь править здесь, где твое лицо будет сиять вечно». Однако Hä-qweh-da-ět-gǎh установил великую тьму на западе, чтобы загнать солнце. Затем Ха-гвех-ди-ю взял Луну и Звезды из груди своей матери и поместил их, своих сестер, охранять ночное небо. Он отдал тело своей матери Земле, Великой Матери, от которой произошла вся жизнь.
Га-гаах, Ворона, пришел из солнечной страны с кукурузным зерном в ухе. Ха-гве-ди-ю посадил кукурузу над телом матери, и это стало первым зерном. Га-гаах парит над кукурузными полями, охраняя их от вреда, но также требуя свою долю.
Хах-гве-ди-ю, соответствующий гуронскому духу Иоскеха, создали первые люди. Он исцелял болезни, побеждал демонов и проводил множество магических и церемониальных ритуалов ирокезов. Другим его подарком был табак, который использовался как центральная часть религии ирокезов.
Хах-гве-ди-ю помогает несколько духов-помощников или подчиненных.
Хе-но - это дух грома. Он представлен как человек, одетый как воин, с волшебным пером на голове, делающим его неуязвимым для атак Хах-гве-ди-ю. На спине у него корзина, наполненная кусками черта, которую он бросает в злых духов и ведьм. Hé-no несет ответственность за то, чтобы дожди пропитали урожай. Ирокезы обращаются к Э-но как к Тисоте (Дедушка).
Когда-то он жил в пещере под Ниагарским водопадом. В то время молодая девушка, живущая над водопадом, была помолвлена с неприятным стариком. Вместо того чтобы выйти за него замуж, она села в каноэ и направилась вниз по реке. Девушку и каноэ перенесли через водопад; было замечено, что каноэ упало, но девушка исчезла. Хе-но и два его (безымянных) помощника поймали ее в одеяло и вернули в свою пещеру. Одна из помощниц, увлеченная ее красотой, женилась на ней.
Позже Хе-но спасла свою деревню от огромной змеи, которая опустошила ее, заразившись болезнью. Он заманил змею на место на Буффало-Крик, где поразил его молнией. Смертельно раненный, змей пытался убежать в безопасное место озера Эри, но умер, не успев уйти. Его тело поплыло вниз по течению и застряло у вершины Ниагарского водопада, простираясь почти через реку и выгибаясь назад. Запруженная вода разбила камни, и вся кромка водопада вместе с телом змеи упала на камни внизу. Разрыв образовал водопад Подкова, но в процессе разрушил дом Хе-но.
Название означает «Наша жизнь или наши сторонники». Часто их называют «Три сестры», это духи кукурузы, бобов и тыквы. Они имеют форму красивых девушек, которые любят друг друга и любят жить рядом. Это аналогия с растениями, которые растут вместе, иногда на одном холме.
Однажды, когда О-на-тах, дух кукурузы, бродил в одиночестве, она была захвачен Hä-qweh-da-ět-gǎh. Hä-qweh-da-ět-gǎh послал одного из своих монстров опустошить поля, и другие сестры убежали. Hä-qweh-da-ět-gǎh держал О-на-тах в плену во тьме под землей, пока на поверхности не появился ищущий луч солнца. Здесь она оплакивала опустошение своих полей и брошенные ею две сестры. Она поклялась, что никогда больше не покинет свои поля, и теперь она охраняет их одна, без присутствия своих сестер.
Йо-га-о, «Маленькие люди», невидимые духи природы, похожие на фей из европейских мифов. Джо-га-о защищают и направляют весь мир природы и защищают людей от невидимых скрытых врагов.
Есть три племени Джо-га-о.
Га-хон-га населяют реки и скалы. Они живут в скалистых пещерах у ручьев и обладают огромной силой, несмотря на свой небольшой рост. Они наслаждаются подвигами силы и обожают приглашать людей в свои жилища для участия в соревнованиях. Им нравится играть в мяч с камнями, подбрасывая их высоко в воздухе, поэтому их часто называют «метателями камней».
Ган-да-я защищает и советует фрукты и злаки. Их особенный дар - клубника; весной рыхлят землю, чтобы растение могло расти. Они поворачивают листья к солнцу и направляют бегунов. Созревание клубники знаменует собой весенний праздник. Хо-нон-ди-онт, «Компания хранителей веры», проводит по ночам танцы благодарения с особой благодарностью Джо-га-о за клубнику.
В течение всего вегетационного периода Ган-да-я охраняет посевы от болезней и других вредителей.
Иногда они навещают людей в виде птиц: малиновка для хороших новостей, сова для предупреждения, летучая мышь, несущая весть об имманентной борьбе не на жизнь, а на смерть.
Самое маленькое безобидное насекомое или червяк может быть носителем важной «речи» от «Маленьких людей» и не уничтожается, потому что «тропа достаточно широка для всех».
О-до -был населять темные места под землей. В этом подземном мире есть леса и животные, в том числе белый буйвол. О-до-был охранником от ядовитых змей и созданий смерти, которые пытаются сбежать из подземного мира. Время от времени О-до-вас выходили из подземного мира ночью в мир наверху. Там они проводят фестивали и танцуют кольцами вокруг деревьев в лесу, где трава потом не растет.
Го-о - олицетворение ветер. Гигант, он - «инструмент, посредством которого Великий Дух перемещает элементы». Его дом находится в далеком северном небе. Здесь он управляет четырьмя ветрами: северным ветром (Медведь), западным ветром (Пантера), восточным ветром (Лось) и южным ветром (Палевый).
Северный ветер олицетворяет медведя дух по имени Ya-o-gah. Ya-o-gah мог разрушить мир своим яростно холодным дыханием, но Gǎ-oh держит его под контролем. Не-о-га, оленёнок, - это южный ветер, «мягкий и добрый, как солнечный луч». Западный Ветер, пантера Да-дзё-дзи, «может взбираться на высокие горы и разрушать леса... нести вихрь на [своей] спине и подбрасывать огромные морские волны высоко в воду». "О-ян-до-нэ, лось, это Восточный Ветер, который дует своим дыханием, чтобы охладить молодые облака, плывущие по небу".
Со-сон-до-ва был великим охотником, известным тем, что выслеживал сверхъестественного лося. Он был захвачен Рассветой, богиней, которая нуждалась в нем как сторож. Он влюбился в Gendenwitha («приносящая день»; альтернативное написание: Gendewitha ), женщину-человека. Он пытался уговорить ее песней. Весной он пел как синяя птица, летом как черный дрозд и осенью как ястреб, который затем попытался унести Генденвиту с собой в небо.. Рассвет привязала его к косяку двери. Она превратила Генденвиту в Утреннюю Звезду, чтобы охотник мог наблюдать за ней всю ночь, но никогда не был с ней.
Летающая голова (moh : Kanontsistóntie's) - монстр в форме гигантской бестелесной головы ростом с человека. Он покрыт густой шерстью, имеет длинные черные крылья и длинные острые когти. Он приходит по ночам в дома вдов и сирот, бьет крыльями по стенам домов и издает ужасающие крики на неизвестном языке. Через несколько дней после посещения погибает один из членов семьи. Сенека Имя Дагваноениент означает «вихрь».
Джоди'квадо был рогатым змеем, населявшим глубины рек и озер. Он был способен принимать облик мужчины и соблазнять молодых женщин. Он занимает видное место в сказках «Рогатый змей убегает с молодой женой, которую спасает Громовержец» и «Гром уничтожает рогатую змею». В «Великом змее и молодой жене» он появляется как полезное существо, хотя его помощь оказывается менее чем полезной. Он подвергся нападению и, возможно, был убит Хе-но.
Геодезист Вирджинии Уильям Берд II в своей Истории разделительной линии Бетвикст Северная Каролина и Вирджиния (1728 г.) записали традицию бывшего религиозного лидера, которая была распространена среди племени тускарора. Это было ирокезское говорящее племя, исторически обосновавшееся в Северной Каролине, которое из-за войн мигрировало, чтобы присоединиться к остальной части Конфедерации ирокезов в Нью-Йорке.
[H] owever, их Бог, не желая искоренить их за их преступления, оказал им честь послать Посланника с Небес, чтобы наставить их и показать Им безупречный пример порядочности и порядочности. доброе отношение друг к другу. Но этот святой Человек со всем своим красноречием и святостью жизни смог произвести среди них очень мало Реформации. Несколько стариков хоть немного прислушались к его Полезному совету, но все молодые люди были совершенно неисправимы. Они не только пренебрегали его заповедями, но и высмеивали, и зло уговаривало его. В конце концов, взяв на себя его очень резко упрекнуть некоторых молодых граблей из клана Конечта за их нечестие, они были так спровоцированы свободой его упреков, что привязали его к дереву и прострелили его стрелами в сердце.. Но их Бог мгновенно отомстил всем, кто приложил руку к этому чудовищному действию, посредством Молнии с Небес, и с тех пор посетил их Нацию, продолжая череду бедствий, и никогда не перестанет наказывать, и истощая свой народ до тех пор, пока он не изгладит из мира каждую живую душу из них.
Это солнечный миф ирокезов, основанный на трех братьях кто устает быть на земле и решает погнаться за солнцем и оказывается в небе. Двое из трех братьев добиваются успеха, третий - только духом. The Sun Spirit переделывает и тестирует двух братьев, которые в конечном итоге остаются в царстве неба на долгие годы. Они скучают по дому и в конце концов возвращаются, но обнаруживают, что прошло много лет. Почти все, что они знали, либо изменилось, либо исчезло, они стремятся вернуться в царство неба, что произошло, когда они оба были поражены молнией, поскольку земные опасности не могли им навредить.