Мифология ирокезов

редактировать
Украшение неопознанного корабля XIX века: индеец ирокезов сидит на черепахе, в отношении Великая Черепаха, несущая Землю в мифологии ирокезов. скульптурная мастерская Бреста, Франция военно-морской арсенал.

Большая часть мифологии ирокезов (конфедерация первоначально Пять, а позже шесть народов коренных американцев ), включая истории о сотворении мира и некоторые народные сказки, были сохранены. Записанные в wampum как декламации, записанные позже, написание имен различается по мере изменения транслитерации, а правописание даже на европейских языках не было полностью упорядочено. Существуют разные версии некоторых историй, отражающие разные места и разное время. Возможно, на письменные версии повлияло христианство.

В каждой деревне был свой рассказчик, который отвечал за выучивание всех историй наизусть. Летом не рассказывали никаких историй. Нарушения будут наказаны Джо-га-о, и если нарушитель проигнорирует предупреждение, он понесет еще большее зло.

Содержание
  • 1 Создание
  • 2 До-йо-да -no
  • 3 Hé-no
  • 4 De-oh-ha-ko
  • 5 Jo-ga-oh
  • 6 Gǎ-oh и ветры
  • 7 So-son-do -wah
  • 8 Летающая голова
  • 9 Джоди'квадо '
  • 10 Легенда Тускароры
  • 11 Три брата, которые следовали за Солнцем под ободом неба
  • 12 См. также
  • 13 Примечания
  • 14 Источники
  • 15 Внешние ссылки
Сотворение

Эта версия истории сотворения взята из Converse

Земля была мыслью в уме правителя большого острова парящий над облаками. Этого правителя называли разными именами, в том числе Хавен-ни-ю, что означает «Тот, кто правит» или «Правитель». Остров - место спокойствия, где есть все необходимое, нет боли или смерти. На этом острове выросла большая яблоня, жители которой держали совет. Правитель сказал: «Давайте создадим новое место, где смогут расти другие люди. Под деревом нашего совета находится огромное море облаков, взывающих к свету». Он приказал выкорчевать дерево совета и заглянул в глубину. У него было Ata-en-sic, Небесная Женщина, посмотри вниз. Он услышал голос моря; он сказал Ата-ен-зик, которая была беременна, чтобы оживить ее. Он окутал ее светом и уронил в дыру.

Все птицы и животные, жившие в огромном облачном море, запаниковали. Утка спросила: "А где ей отдохнуть?" «Только земля может удержать его», - ответил Бобр - э-да-да со дна нашего великого моря, - «Я достану немного». Бобр нырнул, но так и не поднялся. Затем Утка попыталась, но ее труп всплыл на поверхность. Многие другие птицы и животные пытались и потерпели неудачу. Наконец, Ондатра вернулся с землей в лапах. «Он тяжелый, - сказал он, - кто его поддержит?» Черепаха вызвался, и на его панцирь положили землю. Когда земля была готова, птицы взлетели и понесли Ата-эн-зик на своих крыльях к спине Черепахи.

Так Хах-ну-нах, Черепаха, стала носителем земли. Когда он движется, море становится бурным, и земля трясется.

До-йо-да-но

Однажды поднявшись на поверхность, оэ-да вырос и превратился в остров. Ата-эн-зик услышала два голоса под своим сердцем и знала, что ее время пришло. Один голос был спокойным и тихим, а другой громким и злым. Это были До-йо-да-но, Близнецы. Хороший близнец, Hah-gweh-di-yu или Техаронхиаквако, родился обычным образом. Злой близнец, или Савискера, вырвался из-под руки матери, убив ее.

После смерти Небесной Женщины остров окутал мрак. Ха-гве-ди-ю сформировал небо и создал солнце из лица своей матери, сказав: «Ты будешь править здесь, где твое лицо будет сиять вечно». Однако Hä-qweh-da-ět-gǎh установил великую тьму на западе, чтобы загнать солнце. Затем Ха-гвех-ди-ю взял Луну и Звезды из груди своей матери и поместил их, своих сестер, охранять ночное небо. Он отдал тело своей матери Земле, Великой Матери, от которой произошла вся жизнь.

Га-гаах, Ворона, пришел из солнечной страны с кукурузным зерном в ухе. Ха-гве-ди-ю посадил кукурузу над телом матери, и это стало первым зерном. Га-гаах парит над кукурузными полями, охраняя их от вреда, но также требуя свою долю.

Хах-гве-ди-ю, соответствующий гуронскому духу Иоскеха, создали первые люди. Он исцелял болезни, побеждал демонов и проводил множество магических и церемониальных ритуалов ирокезов. Другим его подарком был табак, который использовался как центральная часть религии ирокезов.

Хах-гве-ди-ю помогает несколько духов-помощников или подчиненных.

Хе-но
Хе-но Джесси Корплантер

Хе-но - это дух грома. Он представлен как человек, одетый как воин, с волшебным пером на голове, делающим его неуязвимым для атак Хах-гве-ди-ю. На спине у него корзина, наполненная кусками черта, которую он бросает в злых духов и ведьм. Hé-no несет ответственность за то, чтобы дожди пропитали урожай. Ирокезы обращаются к Э-но как к Тисоте (Дедушка).

Когда-то он жил в пещере под Ниагарским водопадом. В то время молодая девушка, живущая над водопадом, была помолвлена ​​с неприятным стариком. Вместо того чтобы выйти за него замуж, она села в каноэ и направилась вниз по реке. Девушку и каноэ перенесли через водопад; было замечено, что каноэ упало, но девушка исчезла. Хе-но и два его (безымянных) помощника поймали ее в одеяло и вернули в свою пещеру. Одна из помощниц, увлеченная ее красотой, женилась на ней.

Позже Хе-но спасла свою деревню от огромной змеи, которая опустошила ее, заразившись болезнью. Он заманил змею на место на Буффало-Крик, где поразил его молнией. Смертельно раненный, змей пытался убежать в безопасное место озера Эри, но умер, не успев уйти. Его тело поплыло вниз по течению и застряло у вершины Ниагарского водопада, простираясь почти через реку и выгибаясь назад. Запруженная вода разбила камни, и вся кромка водопада вместе с телом змеи упала на камни внизу. Разрыв образовал водопад Подкова, но в процессе разрушил дом Хе-но.

Де-о-ха-ко

Название означает «Наша жизнь или наши сторонники». Часто их называют «Три сестры», это духи кукурузы, бобов и тыквы. Они имеют форму красивых девушек, которые любят друг друга и любят жить рядом. Это аналогия с растениями, которые растут вместе, иногда на одном холме.

Однажды, когда О-на-тах, дух кукурузы, бродил в одиночестве, она была захвачен Hä-qweh-da-ět-gǎh. Hä-qweh-da-ět-gǎh послал одного из своих монстров опустошить поля, и другие сестры убежали. Hä-qweh-da-ět-gǎh держал О-на-тах в плену во тьме под землей, пока на поверхности не появился ищущий луч солнца. Здесь она оплакивала опустошение своих полей и брошенные ею две сестры. Она поклялась, что никогда больше не покинет свои поля, и теперь она охраняет их одна, без присутствия своих сестер.

Джо-га-о

Йо-га-о, «Маленькие люди», невидимые духи природы, похожие на фей из европейских мифов. Джо-га-о защищают и направляют весь мир природы и защищают людей от невидимых скрытых врагов.

Есть три племени Джо-га-о.

Га-хон-га населяют реки и скалы. Они живут в скалистых пещерах у ручьев и обладают огромной силой, несмотря на свой небольшой рост. Они наслаждаются подвигами силы и обожают приглашать людей в свои жилища для участия в соревнованиях. Им нравится играть в мяч с камнями, подбрасывая их высоко в воздухе, поэтому их часто называют «метателями камней».

Ган-да-я защищает и советует фрукты и злаки. Их особенный дар - клубника; весной рыхлят землю, чтобы растение могло расти. Они поворачивают листья к солнцу и направляют бегунов. Созревание клубники знаменует собой весенний праздник. Хо-нон-ди-онт, «Компания хранителей веры», проводит по ночам танцы благодарения с особой благодарностью Джо-га-о за клубнику.

В течение всего вегетационного периода Ган-да-я охраняет посевы от болезней и других вредителей.

Иногда они навещают людей в виде птиц: малиновка для хороших новостей, сова для предупреждения, летучая мышь, несущая весть об имманентной борьбе не на жизнь, а на смерть.

Самое маленькое безобидное насекомое или червяк может быть носителем важной «речи» от «Маленьких людей» и не уничтожается, потому что «тропа достаточно широка для всех».

О-до -был населять темные места под землей. В этом подземном мире есть леса и животные, в том числе белый буйвол. О-до-был охранником от ядовитых змей и созданий смерти, которые пытаются сбежать из подземного мира. Время от времени О-до-вас выходили из подземного мира ночью в мир наверху. Там они проводят фестивали и танцуют кольцами вокруг деревьев в лесу, где трава потом не растет.

Го-о и ветры

Го-о - олицетворение ветер. Гигант, он - «инструмент, посредством которого Великий Дух перемещает элементы». Его дом находится в далеком северном небе. Здесь он управляет четырьмя ветрами: северным ветром (Медведь), западным ветром (Пантера), восточным ветром (Лось) и южным ветром (Палевый).

Северный ветер олицетворяет медведя дух по имени Ya-o-gah. Ya-o-gah мог разрушить мир своим яростно холодным дыханием, но Gǎ-oh держит его под контролем. Не-о-га, оленёнок, - это южный ветер, «мягкий и добрый, как солнечный луч». Западный Ветер, пантера Да-дзё-дзи, «может взбираться на высокие горы и разрушать леса... нести вихрь на [своей] спине и подбрасывать огромные морские волны высоко в воду». "О-ян-до-нэ, лось, это Восточный Ветер, который дует своим дыханием, чтобы охладить молодые облака, плывущие по небу".

Со-сон-до-ва

Со-сон-до-ва был великим охотником, известным тем, что выслеживал сверхъестественного лося. Он был захвачен Рассветой, богиней, которая нуждалась в нем как сторож. Он влюбился в Gendenwitha («приносящая день»; альтернативное написание: Gendewitha ), женщину-человека. Он пытался уговорить ее песней. Весной он пел как синяя птица, летом как черный дрозд и осенью как ястреб, который затем попытался унести Генденвиту с собой в небо.. Рассвет привязала его к косяку двери. Она превратила Генденвиту в Утреннюю Звезду, чтобы охотник мог наблюдать за ней всю ночь, но никогда не был с ней.

Летающая голова

Летающая голова (moh : Kanontsistóntie's) - монстр в форме гигантской бестелесной головы ростом с человека. Он покрыт густой шерстью, имеет длинные черные крылья и длинные острые когти. Он приходит по ночам в дома вдов и сирот, бьет крыльями по стенам домов и издает ужасающие крики на неизвестном языке. Через несколько дней после посещения погибает один из членов семьи. Сенека Имя Дагваноениент означает «вихрь».

Джоди'квадо '
Хе-но атакующий Джоди'квадо, с картины Джесси Корнплантер

Джоди'квадо был рогатым змеем, населявшим глубины рек и озер. Он был способен принимать облик мужчины и соблазнять молодых женщин. Он занимает видное место в сказках «Рогатый змей убегает с молодой женой, которую спасает Громовержец» и «Гром уничтожает рогатую змею». В «Великом змее и молодой жене» он появляется как полезное существо, хотя его помощь оказывается менее чем полезной. Он подвергся нападению и, возможно, был убит Хе-но.

Легенда Тускароры

Геодезист Вирджинии Уильям Берд II в своей Истории разделительной линии Бетвикст Северная Каролина и Вирджиния (1728 г.) записали традицию бывшего религиозного лидера, которая была распространена среди племени тускарора. Это было ирокезское говорящее племя, исторически обосновавшееся в Северной Каролине, которое из-за войн мигрировало, чтобы присоединиться к остальной части Конфедерации ирокезов в Нью-Йорке.

[H] owever, их Бог, не желая искоренить их за их преступления, оказал им честь послать Посланника с Небес, чтобы наставить их и показать Им безупречный пример порядочности и порядочности. доброе отношение друг к другу. Но этот святой Человек со всем своим красноречием и святостью жизни смог произвести среди них очень мало Реформации. Несколько стариков хоть немного прислушались к его Полезному совету, но все молодые люди были совершенно неисправимы. Они не только пренебрегали его заповедями, но и высмеивали, и зло уговаривало его. В конце концов, взяв на себя его очень резко упрекнуть некоторых молодых граблей из клана Конечта за их нечестие, они были так спровоцированы свободой его упреков, что привязали его к дереву и прострелили его стрелами в сердце.. Но их Бог мгновенно отомстил всем, кто приложил руку к этому чудовищному действию, посредством Молнии с Небес, и с тех пор посетил их Нацию, продолжая череду бедствий, и никогда не перестанет наказывать, и истощая свой народ до тех пор, пока он не изгладит из мира каждую живую душу из них.

Три брата, следовавшие за Солнцем под Ободом Неба

Это солнечный миф ирокезов, основанный на трех братьях кто устает быть на земле и решает погнаться за солнцем и оказывается в небе. Двое из трех братьев добиваются успеха, третий - только духом. The Sun Spirit переделывает и тестирует двух братьев, которые в конечном итоге остаются в царстве неба на долгие годы. Они скучают по дому и в конце концов возвращаются, но обнаруживают, что прошло много лет. Почти все, что они знали, либо изменилось, либо исчезло, они стремятся вернуться в царство неба, что произошло, когда они оба были поражены молнией, поскольку земные опасности не могли им навредить.

См. Также
Заметки
Ссылки
Внешние ссылки
  • Паркер, Артур К. (1923). Мифы и сказки Сенеки. Буффало, Нью-Йорк: Историческое общество Буффало. Проверено 26 мая 2015 г.
Последняя правка сделана 2021-05-24 07:03:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте