Симфония соль минор | |
---|---|
№ 40 | |
по Вольфганг Амадей Моцарт | |
Моцарт ок. 1788 | |
Ключ | Соль минор |
Каталог | K. 550 |
Сочиненный | 1788 ( 1788) |
Движения | четыре |
Симфония № 40 в соль минор, К. 550 была написана Вольфганга Амадея Моцарта в 1788 году он иногда упоминается как «Великий соль минор симфонии», чтобы отличить его от «Маленькая симфония соль минор», № 25. Это две единственные сохранившиеся симфонии в минорной тональности, написанные Моцартом.
Дата завершения этой симфонии точно известна, так как Моцарт в зрелые годы хранил полный каталог своих завершенных произведений; он вошел в нее 25 июля 1788 года. Работа над симфонией заняла исключительно продуктивный период всего в несколько недель, за это время он также завершил 39-ю и 41-ю симфонии (26 июня и 10 августа соответственно). Николаус Харнонкур предположил, что Моцарт сочинил три симфонии как единое произведение, указывая, среди прочего, на тот факт, что Симфония № 40, как среднее произведение, не имеет вступления (в отличие от № 39) и не имеет финала. шкалы №41.
40-я симфония существует в двух версиях, различающихся, прежде всего, тем, что в одну входят партии для пары кларнетов (с соответствующими корректировками, внесенными в другие партии духовых ). Скорее всего, партии кларнета были добавлены в доработанном варианте. Партии автографов на обеих версиях были приобретены в 1860-х годах Иоганнесом Брамсом, который позже подарил рукописи Gesellschaft der Musikfreunde в Вене, где они проживают сегодня.
Как отмечал Нил Заслав, авторы Моцарта часто предполагали - или даже утверждали, - что Моцарт никогда не слышал, чтобы исполнялась его 40-я симфония. Некоторые комментаторы идут еще дальше, предполагая, что Моцарт написал симфонию (и сопутствующие ей, №№ 39 и 41 ), даже не намереваясь ее исполнять, а скорее для потомков, как (используя слова Альфреда Эйнштейна ) «призыв к вечности». ".
Современная наука предполагает, что эти предположения неверны. Во-первых, в недавно обнаруженном 10 июля 1802 г. письме музыканта Иоганна Венцеля (1762–1831) издателю Амброзиусу Кюнелю [ де ] в Лейпциге Венцель упоминает исполнение симфонии в доме барона Готфрида ван Свитена в присутствии Моцарта., но исполнение было настолько плохим, что композитору пришлось покинуть зал.
Существуют веские косвенные доказательства других, возможно, лучших выступлений. Несколько раз между сочинением симфонии и смертью композитора давались симфонические концерты с музыкой Моцарта, для которых сохранились копии программы, объявляя симфонию, не идентифицированную ни по дате, ни по тональности. Это включает:
Важнее всего то, что Моцарт переработал свою симфонию (см. Выше). Как говорит Заслав, это «демонстрирует, что [симфония] была исполнена, потому что Моцарт вряд ли утруждал бы себя добавлением кларнетов и переписыванием флейт и гобоев, чтобы приспособить их, если бы он не имел в виду конкретное исполнение». В состав оркестра Венского концерта 1791 года входили братья-кларнетисты Антон и Иоганн Непомук Стадлер ; что, как указывает Заслав, ограничивает возможности только 39-й и 40-й симфониями.
Заслав добавляет: «Версия без кларнетов также должна была быть исполнена, поскольку реорганизованная версия двух пассажей в медленной части, которая существует в руке Моцарта, должна быть результатом того, что он услышал произведение и обнаружил аспект, нуждающийся в улучшении».
Что касается концертов, для которых изначально предназначалась Симфония, когда она была написана в 1788 году, Отто Эрих Дойч предполагает, что Моцарт готовился провести серию из трех «Концертов в казино» в новом казино на Шпигельгассе, принадлежащем Филиппу Отто. Моцарт даже отправил пару билетов на этот сериал своему другу Майклу Пухбергу. Но определить, состоялась ли серия концертов или отменили из-за отсутствия интереса, не представляется возможным. Заслав предполагает, что фактически состоялся только первый из трех концертов.
Симфония озвучена (в переработанной версии) для флейты, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 2 валторн и струнных.
Произведение в четырех частях, в обычной для классической симфонии аранжировке (быстрое движение, медленное движение, менуэт, быстрое движение):
Первая часть начинается мрачно, но не с первой темы, а с аккомпанемента, который играют нижние струны с разделенными альтами. Техника начала работу с музыкальным сопровождением фигурой была позже использован Моцартом в последнем фортепианном концерте (KV. 595), а затем стал любимцем романтиков (примеры включают отверстие Мендельсон «s Концерт для скрипки и Сергей Рахманинов » s Third Концерт для фортепиано с оркестром ). Первая тема такова.
Вторая часть - лирическое произведение в 6 8время. Именно в субдоминантовом Ключе относительных основные из G - минора ( B ♭ основной ): E ♭ майора. В контрапунктические открытия бара этого движения появляются, таким образом, в сокращении клавиатуры :
Менуэт начинается с гневного ритма гемиолы с перекрестными акцентами и парой трехтактовых фраз, как показано в следующей фортепианной редукции:
Различные комментаторы утверждали, что, хотя в музыке написано «менуэт», она вряд ли подойдет для танцев. В контрастирующем нежном трио соль мажор чередуется игра струнных и духовых.
Четвертая часть открывается серией быстро восходящих нот, обрисовывающих в общих чертах тоническое трезвучие, иллюстрирующее то, что обычно называют ракетой Мангейма.
Движение написано в основном восьмитактовыми фразами, следуя общей тенденции к ритмической прямоугольности в финалах симфоний классической эпохи. Замечательный модулирующий пассаж, в котором проигрывается каждый тон хроматической гаммы, кроме одного, сильно дестабилизирующий тональность, происходит в начале секции развития ; единственная оставшаяся нота - G ( тоника ):
Эта работа вызвала различные интерпретации критиков. Роберт Шуман считал его обладателем «греческой легкости и изящества». Дональд Тови увидел в нем характер оперы-буффа. Однако почти наверняка сегодня наиболее распространено мнение, что симфония трагична по тону и очень эмоциональна; например, Чарльз Розен (в «Классическом стиле») назвал симфонию «произведением страсти, насилия и горя».
Хотя интерпретации различаются, симфония, несомненно, является одним из произведений Моцарта, которым больше всего восхищаются, и ее часто исполняют и записывают.
Людвиг ван Бетховен хорошо знал симфонию, скопировав 29 тактов из партитуры в одном из своих альбомов. Как заметил Густав Ноттебом в 1887 году, скопированные такты появляются среди набросков Пятой симфонии Бетховена, третья часть которой начинается с высоты тона, аналогичной финальной части Моцарта (см. Пример ниже).
Франц Шуберт также скопировал музыку менуэта Моцарта, и менуэт его Пятой симфонии сильно напоминает менуэт Моцарта. Заслав предположил, что поздний отрывок из оратории Йозефа Гайдна « Времена года» (1801), размышление о смерти, цитирует вторую часть 40-й симфонии и был включен Гайдном в память о его давно умершем друге.
Первая известная запись 40-й симфонии принадлежит компании Victor Recording Company и выпущена в 1915 году под названием «Симфония соль минор». Концертный оркестр Виктора выступил под управлением дирижера Вальтера Б. Роджерса.