Симфония № 40 (Моцарт)

редактировать
Симфония соль минор
№ 40
по Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт от Posch Wien SAM 841.jpg Моцарт ок. 1788
Ключ Соль минор
Каталог K. 550
Сочиненный 1788 ( 1788)
Движения четыре

Симфония № 40 в соль минор, К. 550 была написана Вольфганга Амадея Моцарта в 1788 году он иногда упоминается как «Великий соль минор симфонии», чтобы отличить его от «Маленькая симфония соль минор», № 25. Это две единственные сохранившиеся симфонии в минорной тональности, написанные Моцартом.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Состав
    • 1.2 Премьера
  • 2 Музыка
    • 2.1 I. Молто аллегро
    • 2.2 II. Анданте
    • 2.3 III. Менуэтто. Аллегретто - Трио
    • 2.4 IV. Финал. Аллегро ассай
  • 3 Наследие
    • 3.1 Прием
    • 3.2 Влияние
  • 4 Первая запись
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки
История

Состав

Дата завершения этой симфонии точно известна, так как Моцарт в зрелые годы хранил полный каталог своих завершенных произведений; он вошел в нее 25 июля 1788 года. Работа над симфонией заняла исключительно продуктивный период всего в несколько недель, за это время он также завершил 39-ю и 41-ю симфонии (26 июня и 10 августа соответственно). Николаус Харнонкур предположил, что Моцарт сочинил три симфонии как единое произведение, указывая, среди прочего, на тот факт, что Симфония № 40, как среднее произведение, не имеет вступления (в отличие от № 39) и не имеет финала. шкалы №41.

40-я симфония существует в двух версиях, различающихся, прежде всего, тем, что в одну входят партии для пары кларнетов (с соответствующими корректировками, внесенными в другие партии духовых ). Скорее всего, партии кларнета были добавлены в доработанном варианте. Партии автографов на обеих версиях были приобретены в 1860-х годах Иоганнесом Брамсом, который позже подарил рукописи Gesellschaft der Musikfreunde в Вене, где они проживают сегодня.

Премьера

Как отмечал Нил Заслав, авторы Моцарта часто предполагали - или даже утверждали, - что Моцарт никогда не слышал, чтобы исполнялась его 40-я симфония. Некоторые комментаторы идут еще дальше, предполагая, что Моцарт написал симфонию (и сопутствующие ей, №№ 39 и 41 ), даже не намереваясь ее исполнять, а скорее для потомков, как (используя слова Альфреда Эйнштейна ) «призыв к вечности». ".

Современная наука предполагает, что эти предположения неверны. Во-первых, в недавно обнаруженном 10 июля 1802 г. письме музыканта Иоганна Венцеля (1762–1831) издателю Амброзиусу Кюнелю  [ де ] в Лейпциге Венцель упоминает исполнение симфонии в доме барона Готфрида ван Свитена в присутствии Моцарта., но исполнение было настолько плохим, что композитору пришлось покинуть зал.

Существуют веские косвенные доказательства других, возможно, лучших выступлений. Несколько раз между сочинением симфонии и смертью композитора давались симфонические концерты с музыкой Моцарта, для которых сохранились копии программы, объявляя симфонию, не идентифицированную ни по дате, ни по тональности. Это включает:

  • Дрезден, 14 апреля 1789 года, во время путешествия Моцарта по Берлину.
  • Лейпциг, 12 мая 1789 г., в той же поездке.
  • Франкфурт, 15 октября 1790 г.
  • Сохранились копии афиши концерта, проведенного Tonkünstler-Societät (Обществом музыкантов) 17 апреля 1791 года в Бургтеатре в Вене под управлением коллеги Моцарта Антонио Сальери. Первый пункт программы был объявлен как «Большая симфония в сочинении герра Моцарта».

Важнее всего то, что Моцарт переработал свою симфонию (см. Выше). Как говорит Заслав, это «демонстрирует, что [симфония] была исполнена, потому что Моцарт вряд ли утруждал бы себя добавлением кларнетов и переписыванием флейт и гобоев, чтобы приспособить их, если бы он не имел в виду конкретное исполнение». В состав оркестра Венского концерта 1791 года входили братья-кларнетисты Антон и Иоганн Непомук Стадлер ; что, как указывает Заслав, ограничивает возможности только 39-й и 40-й симфониями.

Заслав добавляет: «Версия без кларнетов также должна была быть исполнена, поскольку реорганизованная версия двух пассажей в медленной части, которая существует в руке Моцарта, должна быть результатом того, что он услышал произведение и обнаружил аспект, нуждающийся в улучшении».

Что касается концертов, для которых изначально предназначалась Симфония, когда она была написана в 1788 году, Отто Эрих Дойч предполагает, что Моцарт готовился провести серию из трех «Концертов в казино» в новом казино на Шпигельгассе, принадлежащем Филиппу Отто. Моцарт даже отправил пару билетов на этот сериал своему другу Майклу Пухбергу. Но определить, состоялась ли серия концертов или отменили из-за отсутствия интереса, не представляется возможным. Заслав предполагает, что фактически состоялся только первый из трех концертов.

Музыка

Симфония озвучена (в переработанной версии) для флейты, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 2 валторн и струнных.

Произведение в четырех частях, в обычной для классической симфонии аранжировке (быстрое движение, медленное движение, менуэт, быстрое движение):

  1. Молто аллегро,2 2
  2. Анданте,6 8
  3. Менуэтто. Аллегретто - Трио,3 4
  4. Финал. Аллегро ассай,2 2

I. Molto allegro

Первая часть начинается мрачно, но не с первой темы, а с аккомпанемента, который играют нижние струны с разделенными альтами. Техника начала работу с музыкальным сопровождением фигурой была позже использован Моцартом в последнем фортепианном концерте (KV. 595), а затем стал любимцем романтиков (примеры включают отверстие Мендельсон «s Концерт для скрипки и Сергей Рахманинов » s Third Концерт для фортепиано с оркестром ). Первая тема такова.

 \ relative c '' {\ key g \ minor \ tempo quot;Molto allegroquot; \ time 2/2 \ set Staff.midiInstrument = # quot;violinquot; \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 105 \ partial 4 es8 (\ pd) | d4 es8 (d) d4 es8 (d) | d4 (bes ') r bes8 (a) | g4 g8 (f) es4 es8 (d) | c4 c}

II. Анданте

Вторая часть - лирическое произведение в 6 8время. Именно в субдоминантовом Ключе относительных основные из G - минора ( B ♭ основной ): E ♭ майора. В контрапунктические открытия бара этого движения появляются, таким образом, в сокращении клавиатуры :

Моцарт-s40-часть II-FirstTheme.JPG

III. Менуэтто. Аллегретто - Трио

Менуэт начинается с гневного ритма гемиолы с перекрестными акцентами и парой трехтактовых фраз, как показано в следующей фортепианной редукции:

Моцарт-s40-часть III-FirstTheme.JPG

Различные комментаторы утверждали, что, хотя в музыке написано «менуэт», она вряд ли подойдет для танцев. В контрастирующем нежном трио соль мажор чередуется игра струнных и духовых.

IV. Финал. Аллегро ассай

Четвертая часть открывается серией быстро восходящих нот, обрисовывающих в общих чертах тоническое трезвучие, иллюстрирующее то, что обычно называют ракетой Мангейма.

 \ relative c '{\ time 2/2 \ tempo quot;Allegro assaiquot; \ key g \ minor \ set Staff.midiInstrument = # quot;violinquot; \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 120 \ partial 4 d \ п (г) без-. d-. грамм-. bes2 (a4) цис, 8 \ f}

Движение написано в основном восьмитактовыми фразами, следуя общей тенденции к ритмической прямоугольности в финалах симфоний классической эпохи. Замечательный модулирующий пассаж, в котором проигрывается каждый тон хроматической гаммы, кроме одного, сильно дестабилизирующий тональность, происходит в начале секции развития ; единственная оставшаяся нота - G ( тоника ):

 \ relative c '' {\ key g \ minor \ time 2/2 \ set Staff.midiInstrument = # quot;violinquot; \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 120 \ partial 4 bes \ f (| d4) f-. а-. бес-. | des2 (c4) e, -. | as4-. rb, -. г | r2 r4 r8 \ times 2/3 {b16 (cd} | es! 4-.) r fis, -. г | бес! 4-. r r2 | цис, 4-. r r2 | е! 4-. r gis, -. г | }
Наследие

Прием

Эта работа вызвала различные интерпретации критиков. Роберт Шуман считал его обладателем «греческой легкости и изящества». Дональд Тови увидел в нем характер оперы-буффа. Однако почти наверняка сегодня наиболее распространено мнение, что симфония трагична по тону и очень эмоциональна; например, Чарльз Розен (в «Классическом стиле») назвал симфонию «произведением страсти, насилия и горя».

Хотя интерпретации различаются, симфония, несомненно, является одним из произведений Моцарта, которым больше всего восхищаются, и ее часто исполняют и записывают.

Влиять

Людвиг ван Бетховен хорошо знал симфонию, скопировав 29 тактов из партитуры в одном из своих альбомов. Как заметил Густав Ноттебом в 1887 году, скопированные такты появляются среди набросков Пятой симфонии Бетховена, третья часть которой начинается с высоты тона, аналогичной финальной части Моцарта (см. Пример ниже).

 \ relative c {\ clef bass \ key c \ minor \ time 3/4 \ tempo "Allegro" \ set Staff.midiInstrument = # "cello" \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2. = 80 \ partial 4 g (\ pp | c ees g | c2 ees4 | d2 fis, 4) | g2. ~ | g2. }

Франц Шуберт также скопировал музыку менуэта Моцарта, и менуэт его Пятой симфонии сильно напоминает менуэт Моцарта. Заслав предположил, что поздний отрывок из оратории Йозефа Гайдна « Времена года» (1801), размышление о смерти, цитирует вторую часть 40-й симфонии и был включен Гайдном в память о его давно умершем друге.

Первая запись

Первая известная запись 40-й симфонии принадлежит компании Victor Recording Company и выпущена в 1915 году под названием «Симфония соль минор». Концертный оркестр Виктора выступил под управлением дирижера Вальтера Б. Роджерса.

Примечания
использованная литература

Библиография

дальнейшее чтение
  • Шенберг, Арнольд (1954, переработанный 1969). Структурные функции гармонии. Нью-Йорк: WW Нортон. Подробно анализирует обширные участки развития обоих внешних движений.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-20 05:23:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте